Мониторинг СМИ Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине 28.02.2019 17:24 Бюро печати и массовой информации Сербской Православной Церкви распространило заявление, где, в частности, подчеркивается, что единственной Церковью, которую Сербский Патриархат знает и признаёт на Украине, является каноническая Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Вторжение Константинопольского Патриархата на территорию Русской Церкви в документе характеризуется как неканоничное, а созванный при участии Константинополя «объединительный собор» назван разъединительным и разделительным лжесобором, «еще глубже выкопавшим ров отчуждения и распада общества несчастной страны Украины». Сербским иерархам и священнослужителям рекомендовано воздерживаться от литургического и канонического общения не только с «предстоятелем» новосозданной «ПЦУ» и иже с ним, но также с сослужащими и имеющими с ними общение архиереями и клириками. Сербская Православная Церковь также просит Патриарха Константинопольского пересмотреть принятые им решения, дабы восстановить «благословенный мир и единство Поместных святых Божиих Церквей». Текст документа ниже приводится полностью. Сербская Православная Церковь уже в ноябре прошлого года первой среди автокефальных Православных Церквей отреагировала официально, на самом высоком уровне (Архиерейский Собор), на намерения Константинопольского Патриархата самочинно и самовластно, в качестве „первого без равных“ (primus sine paribus), а не „первого между равными“ (primus inter pares), „вязать“ и „решить“ церковные проблемы на украинской земле, и просила не делать этого, но по-настоящему помочь решению кризиса в братском диалоге с Русской Православной Церковью и советуясь с остальными Церквами. К сожалению, голос Сербской Церкви остался „гласом вопиющего в пустыне“: из Константинополя никакого ответа не последовало – только гробовое молчание. Потом Священный Синод Сербской Церкви обратился к Константинополю с новым призывом не спешить, а действовать в духе соборности, братской любви и ответственности не только за Церковь на Украине, а и за единство Православия в целом. Реакция была такой же – гробовое молчание. Затем Святейший Патриарх Сербский в Салониках лично устно умолял Патриарха Константинопольского о том же самом – к сожалению, с тем же результатом. Нужно отметить, что Сербская Церковь о своей позиции и о своих шагах каждый раз информировала все поместные Церкви-Сестры.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Константинопольская Церковь канонизировала Паисия Святогорца       Константинопольская Церковь канонизировала Паисия Святогорца       Сегодня произошло радостное для всего православного мира событие: Константинопольская Церковь причислила к лику святых Паисия Святогорца. Канонизация великого афонского старца стала основной темой заседания Священного Синода Константинопольской Патриархии, который прошел под председательством Патриарха Варфоломея. После подробного изучения представленных фактов Синод единогласно постановил причислить к лику святых схимонаха Паисия Святогорца.   Мы на портале много потрудились для канонизации старца. Были написаны множество статей, опубликованы иконы и фотографии, переводы писем, было создано итерактивное Видео- Житие  Паисия Святогорца.   Мы хотим обратить внимание на то, что всю свою жизнь на Афоне прп. Паисий Святогорец был гоним, именно поэтому он так часто менял место жительства. Многое вы найдете в Жити и, кое-что мы добавили для полноты картины, например в статье о келии Честного Креста .   Старец Паисий (1924 — 1994) в 1950 году стал послушником благодатного духовника, отца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш († 1968). Некоторое время спустя о. Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений и принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. В 1954 году в Есфигмене на прп. Паисия устроили гонения, и он по совету духовного отца перешел в обитель Филофей, где стал учеником отца Симеона, известного своей добродетелью. В 1956 году отец Симеон постриг отца Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской.   Самым известным местом  пребывания Паисия Святогорца стала обитель Ставроникита (а не Кутлумуш, как неправильно перепечатывают на всех православных порталах) келия Честного Креста где он поселился в мае 1978 года и в это время окормлял в основном монахов. А духовником его становится русских монах (что часто замалчивается в греческой литературе) - старец Тихон Русский . Но и оттуда монахи-строители изгоняют прп. Паисия .

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=44&iid=2...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Пасха красная или испытание веры. 23 апреля - память мученической кончины покровителей Русика свщмч. Григория V Константинопольского и князя Скарлата Каллимаха Пасха красная или испытание веры. 23 апреля - память мученической кончины покровителей Русика свщмч. Григория V Константинопольского и князя Скарлата Каллимаха          23 апреля на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре уже более 190 лет из года в год свято чтут память мученической кончины покровителей Русика – священномученика Григория V, Патриарха Константинопольского, и князя Скарлата Каллимаха, убиенных турками в преддверии Пасхи Господней 10/23 апреля 1821 года. Пасху Господню, Светлое Христово Воскресение мы воспринимаем исключительно с чувствами радости и хвалы, что и подобает величайшему Празднику нашей веры. Но не всегда Светлая и Святая Пасха Господня приносит одни только положительные эмоции, полноту самых светлых духовных переживаний, что именуется пасхальной радостью. Иногда, по промыслительному Божию попущению, Пасха Господня приносит величайшую скорбь, подвиг и испытание. При правильном перенесении этого испытания, конец его приводит к величайшей пользе для многих и прославлению имени Господня. Так случилось 195 лет назад. Пасха 1821 года унесла жизни трех самых дорогих для афонской Свято-Пантелеимоновой обители людей. В Великую Субботу, в самое преддверии Пасхи Господней, в Дарданельской крепости по указанию турецкого султана был перехвачен драгоман Великой Порты князь Скарлат Каллимах, спешивший к Пасхе в Пантелеимонову обитель, куда вез церковную богослужебную утварь и пожертвования. Князь Скарлат был извещен о своей безвременной смерти самим великомучеником Пантелеимоном, хотя и не знал точно, когда это произойдет. Святой Пантелеимон явился ему во сне и сказал: " Имение твое великое, а смерть твоя – близка, Монастырь же мой – до конца разоряется; помоги ему, пока есть время " . Князь Скарлат все свое состояние отдал на строительство Нового Прибрежного Руссика, который стоит по сей день. В светозарную ночь, когда восставал из гроба Господь, князь Скарлат был удушен турками, а пожертвования, предназначенные для Руссика, были присвоены турецким пашой.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2884

«Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей» 20.07.2023 12:40:52           Собравшись для совместной молитвы и братского общения в Духе Святом у честных мощей преподобного Сергия Радонежского в основанной им древней Свято-Троицкой лавре, мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира.           За раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей. Уже в 2008 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении «О единстве Церкви» обобщил основные тезисы новой экклезиологической концепции представителей Константинопольской Церкви, отметив, что эта концепция исходит из понимания отдельных канонов (прежде всего 9, 17 и 28 правил IV Вселенского Собора), не разделяемого всей полнотой Православной Церкви, и становится вызовом для общеправославного единства. Согласно данной концепции, а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты; д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию; е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая автокефальная Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях.

http://radonezh.ru/2023/07/20/ob-iskazhe...

Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 июля 2023 года. Собравшись для совместной молитвы и братского общения в Духе Святом у честных мощей преподобного Сергия Радонежского в основанной им древней Свято-Троицкой лавре, мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира. За раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей. Уже в 2008 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении «О единстве Церкви» обобщил основные тезисы новой экклезиологической концепции представителей Константинопольской Церкви, отметив, что эта концепция исходит из понимания отдельных канонов (прежде всего 9, 17 и 28 правил IV Вселенского Собора), не разделяемого всей полнотой Православной Церкви, и становится вызовом для общеправославного единства. Согласно данной концепции, а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты; д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию; е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая автокефальная Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях.

http://new.mospat.ru/ge/documents/90905-...

Период первый (до 1589 г.). А) Источники церковного права. Употребление правил древней церкви и постановлений Константинопольского патриаршего Синода 38. Употребление правил древней церкви и постановлений Константинопольского патриаршего Синода Русская церковь , до учреждения патриаршества (1589 г.), была подчинена в церковно-административном отношении церкви Константинопольской, составляя часть Константинопольского патриархата. Естественно по этому, что она управлялась теми же церковными правилами, которые действовали и в Константинопольском патриархате. Правилами этими были, как мы видели, правила апостольские, соборные и отеческие, а потом постановления Константинопольского патриаршего Синода. Об употреблении у нас номоканона, содержащего правила древней вселенской церкви, конечно не может быть сомнения. Все древние отечественные памятники канонические и исторические, начиная с летописей, свидетельствуют что греческий номоканон служил руководством не только для пастырей церкви в их церковно-административной и судебной деятельности, но и для русских князей в их постановлениях, касающихся церкви. Пастыри нашей русской церкви постоянно ссылались на церковные правила и приводили их в своих соборных постановлениях, в своих посланиях, канонических ответах и пр. (Памятники древне-рус. кан. права изд. проф. Павловым. Спб. 1880 стр. 10, 13, 29, 48, 65, 66, 85, 86, 97, 103, 127, 157, 176, 177, 286, 340–355. 366–372, 279–382, 386, 389, 452, 769–770). В XVI в. московский митрополит Даниил в своем прении со старцем Вассианом (1531 г.) говорил сему последнему: Ведома тебе великая книга: священные правила апостольские и отеческие и семи вселенских собор и поместных и прочих святых отец, и от градских законов к ним же приложена и сочтена. И той книги не смеет никто же разрешить или чем поколебать от седьмого собора до русского крещения. А в нашей русской земле та книга более пятисот лет соборную церковь содержит и все православное христианство просвещает и спасает от святого и равна апостолам великого князя Владимира и до ныне царя и великого князя Василия неразрушима и не поколебима была ни от кого (Чтен. Общест. Ист. 1847 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года 26 грудня 2006 р. 14:01 ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о епископе Василии (Осборне) .   Справка: 8 июня 2006 года Священный Синод Константинопольского Патриархата вынес решение о принятии Преосвященного епископа Василия (Осборна) , бывшего Сергиевского, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и назначении викарием Преосвященного архиепископа Команского Гавриила в составе Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата. Священный Синод Русской Православной Церкви 12 июня 2006 года (журнал 32), отметив каноническую неправомочность такого деяния при отсутствии у епископа Василия отпускной грамоты от Священноначалия Русской Православной Церкви, вызвал епископа Василия на следующее заседание Священного Синода. В заседании 19 июля 2006 года ( журнал 75 ) Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий не явился на заседание Священного Синода, и отметив нарушение им епископской присяги, а также правил Святых Апостолов 33, Карфагенского Собора 32, Двукратного Собора 15, временно запретил епископа Василия в священнослужении и вызвал на следующее заседание Священного Синода. В заседании от 6 октября 2006 года ( журнал ) Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий повторно не явился на заседание, вновь вызвал его на следующее заседание Священного Синода и предупредил его, что в случае игнорирования призыва Священноначалия он подлежит суду архиереев. В том же заседании Священный Синод постановил предложить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею ради сохранения церковного единства без промедления рассмотреть создавшуюся ситуацию в рамках двусторонних собеседований. Со стороны Константинопольского Патриархата на это предложение последовал положительный ответ. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Констатировать, что Преосвященный епископ Василий (Осборн) вновь не прибыл на заседание Священного Синода.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204211...

Это трагедия для всего мирового православия Пресс-секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков дал интервью телеканалу «Спас» относительно  постановления Синода Константинопольского Патриархата. — То, что мы читаем сейчас в интернете, не поддается никакому осмыслению, потому что ты не можешь понять ни логику, хотя можешь дальнейшие действия предугадать и понять, куда это всё ведет. Константинопольский Патриархат продолжает процесс о предоставлении томоса – это первая главная новость. И Синод Константинопольского Патриархата снял анафему с Филарета и с Украинской Автокефальной Православной церкви. По сути, сейчас, когда он предложил вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского Патриархата, здесь ставится под сомнение очень много вещей. — По сути, сейчас мы находимся уже перед самой красной и последней крайней чертой. Фактически можно назвать то, что сегодня было принято на Синоде Константинопольской Церкви, легализацией раскола. Мы отчетливо и совершенно точно видим, что Константинопольский Патриархат не остановился в своих решениях, не одумался, и все те многочисленные голоса, которые были слышны очень громко со всех сторон мирового православия, к сожалению, не были услышаны в Стамбуле. Сегодня Константинопольский Патриархат принимает катастрофические решения, в первую очередь для себя, и вообще для всего мирового православия. — Чем это грозит Константинопольскому Патриархату в первую очередь? Начнем с этого. — Я думаю, в первую очередь эта легализация раскола, о которой мы сейчас уже можем открыто говорить, которая станет следствием тех решений, которые были приняты сегодня, повлечет за собой следующие очень печальные шаги, которые вынуждена будет сделать Русская Православная Церковь в связи с разрывом евхаристического общения, и в связи с другими решениями, которые будут приняты. Но, конечно, в первую очередь это трагедия для всего мирового православия, которая уже сейчас возникла. Сейчас уже мы видим, что этот раскол начинает возникать. Конечно же, как я уже сказал, Константинопольский патриархат перешел эту красную черту, и не по нашей вине, не по вине Русской Православной Церкви, которая на протяжении всех последних лет, всех последних месяцев, всего последнего времени пыталась найти пути взаимодействия с Константинопольским Патриархатом. Святейший Патриарх Кирилл предпринял личное действие и направился в Стамбул, для того чтобы глаза в глаза поговорить со своим константинопольским собратом и найти какие-то пути взаимодействия.

http://pravmir.ru/press-sekretar-patriar...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Николай Балашов: Участники Всеправославного Собора представляют меньшинство православного мира Тем временем, Патриарх Варфоломей возглавил т.н. малый Синод Предстоятелей Поместных Православных Церквей 18.06.2016 1627 Время на чтение 4 минуты В пятницу, 17 июня 2016 г., Патриарх Константинопольский Варфоломей возглавил т.н. малый Синод Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которые прибыли во главе делегаций на остров Крит для участия в церковном Соборе, планировавшемся в качестве Всеправославного, сообщает Седмица.ru. Синод Предстоятелей проходит в здании Православной духовной академии полуавтономной Критской Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриархата), сообщили информационные агентства «Ромфея» и «Амен», а также другие греческие СМИ. В Синоде Предстоятелей участвуют Первоиерархи десяти Поместных Православных Церквей: Патриарх Константинопольский Варфоломей, Патриарх Александрийский Феодор II, Патриарх Иерусалимский Феофил III, Патриарх Сербский Ириней, Патриарх Румынский Даниил, Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Албанский Анастасий, Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Митрополит Чешских Земель и Словакии Ростислав. Константинопольский Патриархат не посчитался с этим пожеланием и решил провести Собор на Крите в ранее намеченные сроки. Собор официально откроется 19 июня совместным богослужением Предстоятелей по случаю праздника Троицы. Рабочие заседания Собора начнутся 20 июня и завершатся 25 июня 2016 г. В ходе работы малого Синода (Синаксисе) Предстоятелей был рассмотрен проект послания Собора, подготовленного комиссией во главе с митрополитом Галльским Эммануилом. Послание будет официально принято на Соборе наряду с другими официальными документами. На малом Синоде главы десяти Православных Церквей признали, что болезненно переживают отсутствие четырёх Церквей и молятся за их приезд, сообщили в пресс-службе Собора, передает РИА Новости.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/18/pr...

Патриарх Константинопольский Григорий VII и Русская Православная Церковь Алексей Буевский Источник: Церковный вестник      Святейший Патриарх Константинопольский Григорий VII (6.XII 1923 г. — 16.XI 1924 г.), б. митрополит Халкидонский и преемник Патриарха Мелетия IV, вступил на Вселенский престол уже в соответствии с обычным порядком. Смена Предстоятеля Константинопольской Церкви не изменила характера межцерковных отношений Вселенского престола. Обращаясь к деятельности Константинопольского Патриарха Григория VII по отношению к Русской Православной Церкви, мы вправе характеризовать эту деятельность, как дальнейшее претворение в жизнь идей Патриарха Мелетия IV о первенстве власти Вселенского престола, об обязательном и исключительном подчинении этому престолу всей православной диаспоры. Прежде всего отмечаем открытое посягательство Патриарха Григория VII на судебную власть Патриарха Московского и Собора епископов Русской Церкви, посягательство, имевшее место в деле так называемого «обновленческого раскола». Известно, что самочинный «живоцерковный собор 1923 г.» в заседании 3 мая вынес решение признать Святейшего Патриарха Тихона «лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирянское положение» и отменил Патриаршество, как «несогласное с духом соборности». Известно, что Патриарх Тихон не только не признал этого «решения», но решительным образом осудил захватчиков церковной власти, самолично отделивших себя от единого тела Вселенской Церкви и тем лишившихся благодати Божией. Обращением от 15 июня 1923 г. Патриарх Тихон предупредил клир и верующий народ Русской Церкви о неправо-мощности распоряжений незаконной власти и безблагодатности «священнодействий и таинств» отпавших от Церкви епископов и пресвитеров, а Посланием от 2 апреля 1924 г. объявил о запрещении священнослужения и предании церковному суду б. Нижегородского архиепископа Евдокима и других главарей обновленческого раскола. Известно также, что по вступлении на Вселенский престол Патриарх Григорий VII решительно осудил действия раскольников, называемых им «незаконными захватчиками церковной власти Российской Церкви». Разделяя определения о пагубном расколе Обращения Патриарха Тихона, Патриарх Григорий VII называл Московского Первосвятителя «единственным законным высшим главою церковной власти Российской Церкви» .

http://pravoslavie.ru/115759.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010