Цари сообщали патриарху, что «при отце нашем, государском блаженные и вечнодостойные памяти, при великом государе, царе и великом князе Алексее Михайловиче, всеа Великия и Малыя, и Белыя Росии самодержце, учинился в нашей государской державе богоспасаемый град Киев и весь Малоросийской край», а это, в свою очередь, гарантировало православным жителям указанного края возможность сохранять свою веру: «И тем святая Церковь и весь православный тамо живущий народ от великого гонения и утеснения вере от унеи свободились, а пребывают и впредь по благодати Божии пребывати будут в православной християнской вере греческого закона под нашею государскою самодержавною высокою рукою» (цитируется по 94; в 190 – то же). Однако, как констатируется в грамоте, в отношении православных жителей Польского государства «гонения и утеснения» отнюдь не прекратились; более того, из-за вакантности Киевской кафедры пропаганда унии даже усилилась: «Однако ж той нашей государской державы богоспасаемого града Киева Церковь Божия и митрополии престол многие лета пребывал без пастыря, а отступники святыя Восточныя церкви, пребывающия при костеле Римском, а наипаче епископ Шумлянский, которой недавно от святыя соборныя Церкви греческого закона отступя, пристал к Римскому костелу, видя того нашего богоспасаемого града Киева митрополии престол без пастыря, дерзает писатись непрестанно блюстителем оной Киевской митрополии, и всех тамошних жителей приводят и призывают, и прелщают к своей ереси в унию и к повиновению папешскому, а то чинилося для того, что та Киевская митрополия колико надесять лет пастыря не имела» (цитируется по 190; то же, несколько более кратко, в 94). При этом цари дипломатично снимали с патриарха Константинопольского обвинение в том, что Киевская кафедра долго никем не замещалась, объясняя этот факт не бездействием патриарха, а сложностями «за далним к вашему архипастырскому престолу в проезде пути и за великим бусурманским гонением и насилованием, такъже и за воеванными случаеми» (цитируется по 94; то же – в 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В Москве выразили недоумение в связи с притязаниями Константинополя на территорию Украины Москва, 1 апреля 2005 г. Протоиерей Николай Балашов 24 марта на встрече с Президентом Украины Виктором Ющенко проживающий в Чикаго архиепископ Скопелосский Всеволод (Майданский), представитель Украинской Православной Церкви в США (Константинопольский Патриархат), заявил о канонических притязаниях Константинополя на территорию Украины. Текст заявления был распространен Религиозно-информационной службой Украины и затем опубликован на официальном интернет-сайте Украинской Православной Церкви в США. В Русской Православной Церкви выразили серьезное недоумение в связи с этим заявлением. " Церковь-Мать, Константинопольский Патриархат, – говорится в заявлении, – считает, что ее дочь – Московский Патриархат – имеет ту каноническую территорию, которая существовала в этой Церкви до 1686 года. Подчинение Киевской митрополии Московской Церкви было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой " . Комментируя сообщения СМИ, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов отметил в интервью " Церковному вестнику " , что при первом знакомстве с материалом у него возникли серьезные сомнения в том, что украинские журналисты корректно передали слова архиепископа Всеволода. Архиепископ Скопелосский Всеволод и Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Встреча в июле 2004 года в Киеве. " Архиепископ Скопелосский Всеволод не раз участвовал в переговорах по украинскому вопросу и никогда не ставил под вопрос законность и каноничность Украинской Православной Церкви, которая является самоуправляемой частью Московского Патриархата, – подчеркнул протоиерей Николай. – Мне также известно, что во время нынешнего посещения Украины архиепископ Всеволод счел своей первой обязанностью нанести визит Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру. Однако официальная публикация Украинской Православной Церкви в США, к сожалению, уже не оставляет места для сомнений.

http://pravoslavie.ru/13159.html

Закрыть Когда Константинопольский патриархат предоставит автокефалию православной церкви на Украине? Андрей Серебрич   14:10 26.04.2018 933 Время на чтение 7 минут На Украине власть совместно с раскольническими «церквями» активизировала попытки добиться создания так называемой Единой поместной церкви (ЕПЦ). Президент П. Порошенко направил Константинопольскому патриарху Варфоломею обращение с просьбой о даровании автокефалии «украинской церкви». Петицию большинством голосов поддержал парламент и «епископат» раскольнических «Киевского патриархата» (УПЦ КП) и «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ). Подобные воззвания имели место в истории и ранее, как, например в 2016 г. Однако до сегодняшнего дня сторонники автокефалии не получали из Стамбула ответов, дающих им повод для оптимизма. А вот в настоящей ситуации Синод Константинопольского патриархата отреагировал на обращение достаточно быстро. Его ответ, обнародованный 22 апреля 2018 г., сторонники украинской автокефалии восприняли с воодушевлением, предвкушая последствия получения заветного для них «Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». О целях украинской стороны в создании ЕПЦ не имеет смысла особо распространяться. Властям нужна подконтрольная «церковь», которая бы выполняла функции идеологического рупора и полностью легитимизировала русофобскую политику Киева. Сам президент Порошенко стремится за счет решения церковного вопроса поднять свой рейтинг в канун президентских выборов, а духовенство непризнанных «церквей» не оставляет попыток незаконно пополнить семейство канонических, автокефальных православных церквей. Роль проводника, по замыслу инициаторов ЕПЦ, отводится как раз Фанару. Среди епископата канонической Украинской православной церкви также есть лица, продвигающие идеи ЕПЦ и рассчитывающие занять в этой структуре руководящие должности. У всех крупных лоббистов ЕПЦ свои прагматические интересы, но всех их объединяют мотивы исключительно политического характера. ЕПЦ на данный момент является по сути примером ментального проекта «политического православия».

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/26/kog...

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: «Соборный разум Церкви должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея» 25.08.2021 18:08:35 Приехавший на Украину Патриарх Константинопольский Варфоломей отказался встретиться с тысячами прихожан Украинской Православной Церкви у здания Верховной Рады в Киеве. Во время этого визита, который грозит обрасти конфликтами и еще более усугубить церковный раскол в стране, управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний рассказал РИА «Новости» , к какому развитию событий готовится каноническая Церковь, как она оценивает сложившуюся ситуацию, готовы ли защищать чистоту веры Поместные Церкви, и необходимо ли продолжать их диалог в «амманском» формате. — Владыка Антоний, в Киев по случаю Дня независимости Украины приехал Патриарх Константинопольский Варфоломей, ранее говорили и о возможном визите папы Франциска. Как в Украинской Православной Церкви относятся к приезду этих религиозных деятелей? Остается ли в силе отказ ее духовенства от участия в мероприятиях, связанных с визитом Варфоломея? — Если судить по риторике представителей органов государственной власти, то визит Папы Римского в Украину, скорее всего, не состоится, поскольку о его подготовке не было никаких упоминаний. В свою очередь, о приезде Патриарха Варфоломея стало известно еще несколько месяцев назад. Многие эксперты прогнозируют, что это событие станет катализатором обострения религиозной ситуации в стране. Ведь данный визит и прием главы Фанара на самом высоком политическом уровне могут быть восприняты сторонниками «ПЦУ» как сигнал поддержки их усилий по ослаблению Украинской Православной Церкви. И за этим, в частности, может последовать новая волна рейдерских атак на общины и храмы канонической Церкви. В данном контексте мы заявили, что не сможем принять участие в запланированном мероприятии, если там, в Софии Киевской, будет присутствовать делегация Константинопольского Патриархата, поскольку именно Фанар и его глава во многом несут ответственность за нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви. А как можно находиться рядом с теми, от чьих решений простые люди, желающие сохранить веру своих дедов-прадедов, натерпелись столько зла и бед?

http://radonezh.ru/2021/08/25/mitropolit...

Открытое письмо духовенства Херсонской епархии Украинской Православной Церкви президенту Украины В.А. Ющенко 10 октября 2005 г. 18:11 ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ДУХОВЕНСТВА ХЕРСОНСКОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БРАТУ ВО ХРИСТЕ — ВИКТОРУ АНДРЕЕВИЧУ ЮЩЕНКО (ПРЕЗИДЕНТУ УКРАИНЫ) Принято собранием духовенства Херсонской епархии УПЦ в Свято-Духовском соборе Спасо-Преображенского монастыря г. Херсона 7.10.05. Уважаемый Виктор Андреевич! Мы обращаемся к Вам с настоящим письмом не как к Президенту Украины, а как к нашему брату во Христе и сыну Православной Церкви! Нам, священникам Херсонской епархии Украинской Православной Церкви, стало известно Ваше намерение открыть в Украине официальные представительства (подворья) Константинопольской Патриархии, якобы с целью содействия объединения всех православных Украины в некую национальную «единую поместную церковь». Для организации церковных подворий украинским государством предполагается передача Константинопольской Патриархии двух храмов в Киеве и Львове. Мы, как и Вы, сторонники скорейшего воссоединения наших отколовшихся братьев и сестёр в УПЦ-КП и УАПЦ в лоне единой святой соборной и апостольской Церкви Христовой. Не наша вина в том, что на Украине возникли две самочинные религиозные организаций, одинаково именующие себя «киевскими патриархатами» (УПЦ-КП и УАПЦ), и не признанных канонической Полнотой Вселенской Церкви Христовой. Мы, как и Вы, граждане и патриоты Украины. Мы также желаем благополучия каждому её сыну и дочери и горячо молимся о духовном процветании нашей страны. Мы смиренно исполняем законы страны и остаёмся при этом верными духовным законам Христа Спасителя. Но, как христиане христианину, как братья Ваши по вере, мы с любовью во Христе и с болью в сердце напоминаем Вам, что «киевский патриархат» - в списках православных патриархатов не существует, он есть греховный раскол, плод политических страстей, мираж среди пустыни и что признание его Украинским Государством юридическим лицом в духовном измерении нисколько не меняет его статус в православном мире, как раскольнической греховной структуры.

http://patriarchia.ru/db/text/52465.html

Фото: www.ru.hts.edu      Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Иларион (Капрал) о действиях Константинополя, церковных расколах, претерпевании гонений и духовных связях с Украиной. – Владыко, как из зарубежья видятся действия Константинопольского Патриархата, принимающего раскольников, посягающего на власть во всей Церкви? – Мы с большой скорбью и недоумением наблюдаем за действиями Константинопольского Патриархата, в которых чувствуется влияние сильных мира сего и пренебрежительное отношение к правде о Православии в священной для нас земле Украинской. Удивляет и полное отсутствие у Константинополя пастырского подхода к Украинской Православной Церкви, возглавляемой Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Ведь, «легализовав» раскольников и всячески добиваясь их признания со стороны Поместных Православных Церквей, Патриарх Варфоломей фактически отлучает не только подавляющее большинство верных Святому Православию наших собратьев-архипастырей, клир, монашествующих и верующих Украины, но и всех нас. Непонятно, почему Патриарх Варфоломей и его Священный Синод поспешили с такого рода единоличным решением, приняв его без совета Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей. Определение об отмене документа трехсотлетней давности с попытками оправдать свое вторжение на территорию Украинской Православной Церкви выглядит по меньшей мере нелепо и безответственно. Тем не менее мы стараемся молиться о нем и его окружении, чтобы Господь их вразумил, просветил и помиловал, при этом испрашивая небесной помощи Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию и всей Украинской Православной Церкви, единственно Христовой и канонической на территории Украины. – На территории Украины гонения на Церковь в той или иной мере не прекращаются ещё со времен революции 1917 года. Насколько в этом контексте для всех нас важна память новомучеников – как пример стойкости в самых тяжелых условиях? – Естественно, пример наших новомучеников и исповедников показывает, как жить в условиях гонений.

http://pravoslavie.ru/139601.html

Фото из архива Журнала Московской Патриархии ЖМП 10 октябрь 2018 /  12 декабря 2018 г. 11:36 Время как судия Русская и Константинопольская Православные Церкви в ХХ веке Тема взаимоотношений «Церкви-Матери» и «Церкви-Дочери» —  Константинопольской и Русской Православных Церквей в минувшем столетии чрезвычайно болезненна. Откровенный разговор об этом в сборнике «Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в XX веке» поднимают доктор церковной истории священник Александр Мазырин и доктор исторических наук Андрей Кострюков. Издание состоит из двух очерков: «Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви» отца Александра Мазырина и «Русское церковное зарубежье и Вселенский престол», написанного А. Кострюковым. PDF-bepcuя Собственно, уже общее название очерка отца Александра ясно говорит о том, что действия Константинопольской Церкви он рассматривает как направленные против Русской Православной Церкви, полагая эти действия осознанными и продуманными. С самого начала автор показывает, что фанариоты не смутились самочинием раскольнического «Высшего церковного управления» в 1922 году и «наряду с богоборцами-большевиками и предателями-обновленцами стали еще одним источником скорбей для Русской Православной Церкви». «Политические интересы» для Фанара оказались важнее канонических правил и православной церковной традиции. Автор приводит примеры того, как Константинопольская Церковь (в лице своего священноначалия), выражая сочувствие Русской Церкви, стремилась использовать инспирированный ГПУ церковный раскол в собственных политических целях. Заметную роль в негативном развитии греческо-русских церковных отношений сыграли два представителя Вселенского Патриарха — два греческих архимандрита, дядя и племянник, Иаков и Василий (Димопуло). Первый еще с 1894 года был представителем Фанара в России и жил в резиденции в Москве (Крапивенский переулок, дом 4). Вплоть до своей кончины в 1924 году он являлся официальным представителем Фанара в России. С 1924 года и до своей смерти в 1934 году те же обязанности исполнял его племянник.

http://e-vestnik.ru/history/vremya_kak_s...

Закрыть Нам нужна наступательная позиция В ПАНИ обсудили раскольническую деятельность Константинопольского патриархата и возможный ответ Русской Церкви 14:58 22.05.2023 587 Время на чтение 7 минут Фото: ПАНИ В пятницу, 19 мая, в Санкт-Петербурге в Петровской академии наук и искусств состоялся круглый стол на тему «Церковные расколы как инструмент системной дестабилизации (Константинопольский патриархат и проблема церковных расколов XX-XXI вв)». Организаторами мероприятия выступили Санкт-Петербургское отделение Всемирного русского народного собора, Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии и кафедра История религии и теологии РГПУ, Петровская академия наук и искусств. Почему нам нужно бояться только В работе круглого стола принял участие главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, сообщает наш корреспондент. Открыл круглый стол вступительным словом доктор философских наук профессор Александр Прилуцкий. Он подчеркнул, что сама по себе проблема расколов очень сложна для анализа. Часто мы сталкиваемся с тем, что не разработана даже терминология для описания этих процессов. Также Прилуцкий обратил внимание на то, что во всех русских расколах нескольких последних веков мы видим фактор Константинополя. В XIX веке со стороны Константинопольского патриархата предпринимались попытки легализовать Белокриницкую старообрядческую иерархию. В сложнейшей проблеме имяславия, которая привела к резкому сокращению присутствия русских монахов на Афоне, ведущую роль также сыграл Константинополь, которому удалось перевести чисто богословский спор в политическую сферу. Всё закончилось изгнанием русских монахов с Афона. В начале ХХ века Константинопольский патриархат предпринимал попытки легализации обновленчества в Русской Православной Церкви. Поэтому нынешнее вмешательство Константинополя в дела Русской Православной Церкви не является чем-то неожиданным. Выступивший далее руководитель Отдела по взаимоотношения Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин отметил, что патриарх Варфоломей всё больше и больше нагнетает градус противостояния, углубляя раскол в мировом Православии. Теперь Варфоломей уже напрямую обвиняет Русскую Православную Церковь в ереси этнофилетизма. Глава Константинопольской патриархии не чурается и политизации проблемы: так он откровенно призывает к ликвидации Русской Православной Церкви, к созданию новой церкви в новой России. Это свидетельствует о том, что раскол в мировом Православии, инициированный Константинополем, имеет совсем даже не богословскую проблематику.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/22/na...

Мелетий Метаксакис В июне 1924 г. Патриарху пришлось столкнуться опасностью, связанной с политикой Вселенской Патриархии. В Православном мире Константинопольский Патриарх традиционно считается первым среди равных, что, однако, не означает, что он имеет какие-либо права в отношении Поместных Православных Церквей. В начале 1920-х гг. политика патриархов Константинопольских резко изменилась и начала расходиться с православной традицией. Особенно резко это проявилось в годы патриаршества Мелетия (Метаксакиса) (1923-1924 гг), который был сторонником радикальных нововведений в церковной жизни, сродни тем которые вносили российские обновленцы. Кроме того, патриарх Мелетий открыто вмешивался в юрисдикцию Московского Патриархата, неканонично объявив автокефальными части Российской Церкви в Финляндии, Польше и Эстонии. Патриарх Мелетий в мае-июле 1923 г. созывал свой «Всеправославный собор», который прошел в Константинополе. На этот «Всеправославный собор» собралось едва ли больше десятка человек, из которых ни один не представлял официально какой-либо из Патриархатов. «Собор» заменил юлианский календарь григорианским, он постановил переменить пасхалию, навеки установленную в Православной Церкви определением I Вселенского Собора, дозволил клирикам стричь волосы и отменил обязательное ношение ряс; ввел неканонический брак и двоебрачие священниковрасстроив тем самым порядок и единство, преобладавшее в автокефальных Православных Церквах. Патриарху Мелетию был на руку тот факт, что в России укрепилась обновленческая «Живая церковь» с очень похожей на его собственную программой модернистских реформ. И, по случаю его избрания патриархом Александрийским, синод «Живой церкви» написал Мелетию: «Священный Синод (обновленцев. – Д. С.) с искренними наилучшими пожеланиями воспоминает моральную поддержку, которую Ваше Блаженство оказало нам, когда Вы были еще патриархом Константинопольским, войдя в общение с нами, как единственным законным правящим органом Российской Православной Церкви» . Более того, его преемники Григорий VII и Константин VI остались в общении с «Живой церковью» (общение было прервано лишь в 1929 г.), и Григорий даже призывал к отставке патриарха Тихона.

http://pravoslavie.ru/57498.html

Мониторинг СМИ Московский патриархат: " В Киеве готовится раскол мирового православия " 22.07.2008 17:31 Накануне празднование 1020-летая Крещения Руси Московский патриархат выступил с сенсационными заявлениями — Украина снова стоит на грани крупнейшего межцерковного конфликта, подобного тому, что был в 90-х годах — с захватами храмов и физическим противостоянием православных общин, правда, на этот раз не между Киевским и Московским, а между Московским и... Константинопольским патриархатами. Обо всем этом вчера рассказал официальный представитель Украинской православной церкви Московского патриархата отец Кирилл (Говорун). По его словам, буквально в последние несколько дней активизировались переговоры по линии Киев-Константинополь при деятельном участии президента Виктора Ющенко. Их смысл — уже во время приезда в Киев на празднование Крещения 26 июля константинопольского патриарха Варфоломея добиться того, чтобы последний объявил о присоединении к его церкви Украинской православной церкви (Киевский патриархат) и Украинской автокефальной православной церкви. В таком случае обе этих структуры лишаются какого-либо самоуправления (Филарет перестает быть патриархом, а становится митрополитом, при этом только Варфоломей будет иметь право назначать митрополитов и епископов), зато приобретают каноничность (до сих пор ни УПЦ КП, ни УАПЦ не признаются никакими другими православными церквями). В таком случае значительная часть приходов Московского патриархата на западе страны может перейти под юрисдикцию Константинополя (ведь это уже будет каноническая церковь). По мнению отца Кирилла, это приведет к острейшему противостоянию в церковной среде и в украинской политике, новым захватам храмов, а главное — к расколу во всем мировом православии. Ведь тогда начнется глобальная борьба между Московским и Константинопольским патриархатами. Часть православных церквей, при этом, станет на сторону Москвы, а часть — Константинополя. По словам отца Кирилла, все это может поставить под сомнение приезд на празднование юбилея Московского патриарха Алексия II, который поставил два условия участия в торжествах — отказ Варфоломея от заявлений о статусе УПЦ КП и неучастие представителей этой церкви в службах.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010