Патриарх Константинопольский Григорий VII и Русская Православная Церковь Алексей Буевский Источник: Церковный вестник      Святейший Патриарх Константинопольский Григорий VII (6.XII 1923 г. — 16.XI 1924 г.), б. митрополит Халкидонский и преемник Патриарха Мелетия IV, вступил на Вселенский престол уже в соответствии с обычным порядком. Смена Предстоятеля Константинопольской Церкви не изменила характера межцерковных отношений Вселенского престола. Обращаясь к деятельности Константинопольского Патриарха Григория VII по отношению к Русской Православной Церкви, мы вправе характеризовать эту деятельность, как дальнейшее претворение в жизнь идей Патриарха Мелетия IV о первенстве власти Вселенского престола, об обязательном и исключительном подчинении этому престолу всей православной диаспоры. Прежде всего отмечаем открытое посягательство Патриарха Григория VII на судебную власть Патриарха Московского и Собора епископов Русской Церкви, посягательство, имевшее место в деле так называемого «обновленческого раскола». Известно, что самочинный «живоцерковный собор 1923 г.» в заседании 3 мая вынес решение признать Святейшего Патриарха Тихона «лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирянское положение» и отменил Патриаршество, как «несогласное с духом соборности». Известно, что Патриарх Тихон не только не признал этого «решения», но решительным образом осудил захватчиков церковной власти, самолично отделивших себя от единого тела Вселенской Церкви и тем лишившихся благодати Божией. Обращением от 15 июня 1923 г. Патриарх Тихон предупредил клир и верующий народ Русской Церкви о неправо-мощности распоряжений незаконной власти и безблагодатности «священнодействий и таинств» отпавших от Церкви епископов и пресвитеров, а Посланием от 2 апреля 1924 г. объявил о запрещении священнослужения и предании церковному суду б. Нижегородского архиепископа Евдокима и других главарей обновленческого раскола. Известно также, что по вступлении на Вселенский престол Патриарх Григорий VII решительно осудил действия раскольников, называемых им «незаконными захватчиками церковной власти Российской Церкви». Разделяя определения о пагубном расколе Обращения Патриарха Тихона, Патриарх Григорий VII называл Московского Первосвятителя «единственным законным высшим главою церковной власти Российской Церкви» .

http://pravoslavie.ru/115759.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Месть патриарха Варфоломея не осталась без ответа Совет Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе осудил решение Фанара о ликвидации Архиепископии; напротив, модернисты Свято-Сергиевского богословского института в Париже торжествуют 03.12.2018 2386 Время на чтение 7 минут 30 ноября Совет Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе выступил с заявлением в связи с решением Священного Синода Константинопольского патриархата распустить Архиепископию, которая является Западноевропейским экзархатом Фанара. Заявление опубликовано на официальном сайте Архиепископии . Авторы документа напоминают, что 19 июня 1999 года многолетние дебаты внутри Архиепископии и переговоры с Синодом Константинопольского патриархата были завершены дарованием патриаршего и синодального Томоса. «Он был дан по просьбе Архиепископии и придавал ей статус Экзархата (не временного)», - говорится в заявлении. «Именно этот статус, - подчеркивается далее, - без всяких предварительных консультаций с каким бы то ни было официальным органом Архиепископии, был отозван Синодом 27 ноября 2018 г. Неожиданный характер синодального решения Константинопольского патриархата об отзыве Томоса 19 июня 1999 г. не может не вызывать серьезной озабоченности внутри Архиепископии. Тем не менее, очень важно не торопиться с поспешным ответом». «Действительно, как свидетельствует православная экклезиология в лице своих великих богословов современности, таких как митр. Пергамский Иоанн (Зизиулас) или о. Николай Афанасьев, именно вокруг своих епископов общины верных составляют Церковь в своей соборности: " Множество православных синодов составляли энциклики и директивы, касающиеся внутренней жизни епархий, словно они являются высшим авторитетом в церкви. Некоторые православные богословы даже считали, что синоды являются высшей властью, и утверждали такую иерархию, в основе который находятся епархии, над ними - местные синоды, и на высшем уровне - вселенские соборы. Является ли синод или собор той структурой, которая находится выше епископа? С точки зрения экклезиологии, ответ на этот вопрос может быть только отрицательным, так как для православной экклезиологии нет ничего выше епископа " ( " Епископ в Православии "http://Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Церковь и ее институции. Париж, 2011, сс. 386-387). Поэтому, чтобы явить подлинный голос Архиепископии, нам надо оставаться едиными вокруг своего правящего архиепископа, Преосвященнейшего Иоанна Хариупольского. Оставаясь верными идентичности Архиепископии, мы будем собраны вокруг правящего Архиепископа и в тех институциях, которые определены нашими статутами и признаны Синодом. В первую очередь внутри каждого прихода или общины, но также и на ассамблеях духовенства и мирян, имеющих право выносить решения».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/03/me...

Часть Первая. О Вере. О Символе веры вообще и о его происхождении. 66. ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ ВЕРЫ? Символ веры есть кратко и точно описанный предмет веры христиан. 67. КАК ЧИТАЕТСЯ СИМВОЛ ВЕРЫ? 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки. 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино Крещение, во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущаго века. Аминь. 68. КЕМ СОСТАВЛЕН СИМВОЛ ВЕРЫ? Учение о вере так изложили отцы первого и второго Вселенских Соборов. 69. ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР? Вселенский Собор — это собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности, со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами. 70. СКОЛЬКО БЫЛО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ? Вселенских Соборов было семь: 1-й — Никейский (325г.); 2-й — Константинопольский (381г.); 3-й — Ефесский (431г.); 4-й — Халкидонский (451 г.); 5-й — Константинопольский второй (553г.); 6-й — Константинопольский третий (680г.); 7-й — Никейский второй (787г.). 71. ОТКУДА ВЗЯТО ПРАВИЛО СОБИРАТЬ ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ? Правило собирать Соборы основывается на примере апостолов, которые созвали Собор в Иерусалиме (см. Деян 15). Основанием для этого служит также изречение Господа Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую силу, что нарушающий их оказывается лишенным благодати, как язычник. Способ же, которым Вселенская Церковь высказывает свои определения, есть Вселенский Собор. “Скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф 18.17).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

Время как судия. Русская и Константинопольская Православные Церкви в XX веке 12 декабря 2018 г. 14:16 Тема взаимоотношений «Церкви-Матери» и «Церкви-Дочери»Константинопольской и Русской Православных Церквей в минувшем столетии чрезвычайно болезненна. Откровенный разговор об этом в сборнике «Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в XX веке» поднимают доктор церковной истории священник Александр Мазырин и доктор исторических наук Андрей Кострюков. Издание состоит из двух очерков: «Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви» отца Александра Мазырина и «Русское церковное зарубежье и Вселенский престол», написанного А. Кострюковым. Статья доктора исторических наук Сергея Фирсова, опубликованная в «Журнале Московской Патриархии» ( 10, 2018 ), посвящена этому сборнику. Собственно, уже общее название очерка отца Александра ясно говорит о том, что действия Константинопольской Церкви он рассматривает как направленные против Русской Православной Церкви, полагая эти действия осознанными и продуманными. С самого начала автор показывает, что фанариоты не смутились самочинием раскольнического «Высшего церковного управления» в 1922 году и «наряду с богоборцами-большевиками и предателями-обновленцами стали еще одним источником скорбей для Русской Православной Церкви». «Политические интересы» для Фанара оказались важнее канонических правил и православной церковной традиции. Автор приводит примеры того, как Константинопольская Церковь (в лице своего священноначалия), выражая сочувствие Русской Церкви, стремилась использовать инспирированный ГПУ церковный раскол в собственных политических целях. Заметную роль в негативном развитии греческо-русских церковных отношений сыграли два представителя Вселенского Патриарха — два греческих архимандрита, дядя и племянник, Иаков и Василий (Димопуло). Первый еще с 1894 года был представителем Фанара в России и жил в резиденции в Москве (Крапивенский переулок, дом 4). Вплоть до своей кончины в 1924 году он являлся официальным представителем Фанара в России. С 1924 года и до своей смерти в 1934 году те же обязанности исполнял его племянник.

http://patriarchia.ru/db/text/5321500.ht...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Константинопольский патриархат, в юрисдикции которого находятся афонские монастыри, сделал первое заявление по поводу ареста игумена монастыря Ватопед   Константинопольский патриархат, в юрисдикции которого находятся афонские монастыри, сделал первое заявление по поводу ареста игумена монастыря Ватопед       Афины, 11 января 2012 г. Опубликован протест афонских монахов против содержания под арестом Ватопедского игумена Ефрема. В нем решение членов апелляционного суда названо несправедливым и неприемлемым, оно также характеризуется как враждебное действие по отношению ко всей Церкви, монашеству и Святой Горе Афон . Мнение афонских монахов разительно отличается от неопределенной позиции, занятой Синодом Константинопольского Патриархата в вопросе о заключении в тюрьму отца Ефрема, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на греческое агентство «Ромфея». Ранее стало известно, что во вторник, 10 января, Константинопольский патриархат, в юрисдикции которого находятся афонские монастыри, сделал первое заявление по поводу ареста игумена монастыря Ватопед Ефрема, в котором призвал Русскую Православную Церковь не вмешиваться в это дело, сообщают РИА Новости. Вселенский патриархат по поводу сделанных заявлений со стороны братской православной церкви по указанной теме (арест игумена Ефрема) напоминает, что Святая Гора , ее каноническая территория, хотя и состоит из православных монахов разных национальностей, но это нисколько не придает ей всеправославного характера, который бы позволял какое-либо вмешательство на этой территории со стороны автокефальных церквей, - говорится в заявлении Священного Синода Константинопольского патриархата. " Вселенский патриархат... уважая независимость правосудия, избегает всякого вмешательства в текущее судебное дело, в особенности учитывая то, что патриархат не знает содержания дела " , - так же заявляет Священный Синод. 11 января 2012 года     Опрос, проведенный нашим порталом, показывает, что дело о. Ефрема считают внутренним делом Греции лишь 3,5 процента опрошенных. А 96,5 % считают это делом всей Православной Церкви.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=938

Таким образом, белорусское отделение Литовской епархии Константинопольского патриархата пока не может поколебать положение БПЦ. В то же время фанарская структура в Литве станет центром притяжения не только недовольных РПЦ клириков и мирян БПЦ, у которых недовольство Русской Церковью обязательно неразрывно соединяется с недовольством политической властью в РБ и строительством Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Белорусские приходы в Литве и Польше, подчиненные Константинополю, станут площадками, на которых оппозиционные существующему белорусскому правительству политические силы, мечтающие о геополитической переориентации РБ, постараются преодолевать разногласия и консолидировать свои силы. События белорусского майдана 2020 г. продемонстрировали, что такая псевдорелигиозная политическая смесь весьма эффективна для дестабилизации духовной и политической жизни белорусского общества. Действия Ватикана против БПЦ Действия Константинопольского патриарха Варфоломея не являются единственным вызовом для Белорусской Православной Церкви. В последнее время в Республике Беларусь наблюдается активизация Ватикана, который использует против Белорусского Православия униатов. Историческая справка. Церковная уния в узком смысле – это объединение одной из Церквей Христианского Востока с Римско-Католической Церковью на условиях признания главенства папы Римского и католического вероучения при сохранении восточной стороной своего богослужения, церковной организации, канонического права и церковных традиций. Униатская церковь (другие и более, как представляется, адекватные названия – уния, униатское или греко-католическое церковное объединение) возникла в Речи Посполитой в результате соединения целого ряда объективных и субъективных факторов, а также особой конфигурации исторических обстоятельств. Церковная уния между Католической Церковью и частью епископов (6 из 8) Киевской митрополии Константинопольского патриархата была заключена в Риме в декабре 1595 г. В исторической литературе она получила название «Брестская церковная уния 1596 г.», поскольку о подчинении иерархии Киевской митрополии папе Римскому было во всеуслышание объявлено в Бресте в октябре 1596 г.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/22/beloru...

17 октября 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято заявление о ситуации, сложившейся в Элладской Православной Церкви после проведения внеочередного Архиерейского Собора 12 октября 2019 года по украинскому церковному вопросу. В заявлении отмечено было, что, поскольку «возглавляемая митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием самоуправляемая Украинская Православная Церковь, объединяющая 95 архиереев, более 12 тысяч приходов, более 250 монастырей и десятки миллионов верующих, пребывает в каноническом единстве с Русской Православной Церковью и ни к кому не обращалась за автокефалией, очевидно, что речь идет о признании раскольнических сообществ в этой стране». А также, что «необходимость спешного и одностороннего признания неканонического раскольнического сообщества Блаженнейший Архиепископ Иероним основывает на ряде ошибочных и ложных аргументов, неоднократно опровергнутых не только иерархами, учеными и богословами Русской Православной Церкви, но также многими видными архипастырями, пастырями и богословами Элладской Православной Церкви». Участники заседания Священного Синода терпеливо (в -дцатый раз) перечисляют эти аргументы и опровержения, но мы этого уже делать не будем – сколько ж можно-то. В заявлении Священного Синода отмечено также, что «Положение Элладской Церкви, существенно ограниченной в своем автокефальном устройстве, осложняется двойной юрисдикцией значительной части ее епископата, канонически зависящей от Константинополя: этим иерархам, например, рассылались циркуляры из Константинопольской Патриархии с требованием немедленно признать новосозданную псевдо-церковную структуру. Тем, кто нашел в себе смелость открыто обличать заблуждения Константинопольского Патриарха и вступать в дискуссию с ним, угрожали, к ним требовали применить дисциплинарные меры, их обвиняли в предательстве и недостатке патриотизма». Это уж не говоря о кампании в светской прессе, когда публикуются статьи с фотографиями (в стиле «их разыскивает полиция») архиереев, не поддерживающих Константинополь – вот посмотрите, это и есть «агенты России». Поскольку практически половина епископата Элладской Церкви – архиереи «северных территорий» поминают за богослужением Константинопольского патриарха и позиционируют себя как епископат Константинопольского Патриархата, положение остальных, ну, очень непростое.

http://radonezh.ru/2019/10/23/ob-interes...

Архиепископ Христодул сочетал внутреннее обновление церкви с ростом ее общественной роли. Токсикоманы, беженцы, женщины, подвергшиеся насилию, а также работающие матери и жертвы траффикинга — вот лишь несколько уязвимых социальных категорий, испытавших на себе его заботу РИА Новости / Патриархия.ру В кафедральном соборе греческой столицы в четверг утром прошло отпевание Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула. На службу в собор собралось политическое руководство Греции, включая президента Каролоса Папульяса, премьер-министра Костаса Караманлиса, лидеров политических партий. На погребение иерарха приехали предстоятели нескольких Поместных и автономных Православных Церквей, в том числе Патриархи Александрийский Феодор, Иерусалимский Феофил, Румынский Даниил, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Албанский Анастасий, архиепископ Греческой православной архиепископии Америки Димитрий, архиепископ Критский Ириней. На отпевании присутствовали посланники Ватикана, Англиканской Церкви, Армянской Апостольской Церкви, представители мусульманской общины Греции и Всемирного совета церквей. Русскую Православную Церковь представлял митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Чин отпевания совершил Константинопольский Патриарх Варфоломей. Службу пропели византийскими напевами клирики Константинопольской и Элладской Церквей. История взаимоотношений покойного Архиепископа Христодула и Патриарха Варфоломея была исключительно непростой, отмечает греческая пресса. Они познакомились еще в 60-е годы, и в первый период взаимоотношений Христодула и Варфоломея связывала дружба. Трения начались после того, как епископ Димитриадский Христодул был избран главой Синода Элладской Церкви. В 2004 году отношения между церквями достигли точки открытого противостояния. Поводом послужило избрание Синодом Элладской церкви митрополитов трех северных епархий в Греции без согласования с Константинополем, который традиционно контролировал эти епархии. В ответ Константинопольский Патриархат пригрозил пересмотреть хартию 1928 года, по которой гарантировалась самостоятельность Элладской Церкви. Отношения между двумя Церквями оказались на грани разрыва, однако путем сложных переговоров и вмешательства светских властей Греции удалось восстановить статус-кво. С тех пор Константинопольский Патриарх неоднократно посещал Грецию и встречался с Архиепископом Христодулом.

http://pravmir.ru/greciya-prostilas-s-ar...

Закрыть Провал Фанара в Македонии Переговоры представителя Константинополя об условиях томоса об автокефалии, видимо, завершились крахом 15.04.2024 105 Время на чтение 4 минуты Фото: t.me/chrisma_center В понедельник, 8 апреля, в Скопье Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский, митрополит Скопский Стефан встретился с иерархами Константинопольской и Элладской Православных Церквей – митрополитом Имвроса и Тенедоса Кириллом и митрополитом Дидимотихским Дамаскином, сообщил тлг-канал Центр «Хризма». Авторы материала не исключили, что греческие митрополиты и Владыка Стефан обсуждали условия получения Церковью Северной Македонии томоса об автокефалии от Константинопольского патриархата. Именно этот вопрос является ключевым в повестке отношений между Македонской Православной Церковью и Фанаром. Позже митрополит Имвросский Кирилл дал пространное интервью македонскому каналу «360 Степени», в котором бесцеремонно заявил , что томос, который Патриарх Сербский предоставил Македонской Церкви, «является провокацией и позором». Как сообщает тлг-канал «Правблог» , представитель Константинопольского патриархата нахально назвал Предстоятеля Сербской Церкви наименее значимым из всех Патриархов и оценил его действия по дарованию автокефалии МПЦ как «большое преступление», а соответствующий документ – как «липовый», «фальшивый томос». По словам фанариотского митрополита, в вопросе Македонской Церкви «сербы действовали по указанию РПЦ», которая «хотела сохранить своё влияние» в балканском регионе. Именно после «отмашки из Москвы», строит конспирологию митрополит Кирилл, СПЦ «тайно, за спиной Константинопольского патриархата», урегулировала все вопросы с МПЦ и быстро предоставила ей автокефалию. Будто Македонская Церковь не была частью Сербской, и этот вопрос не обсуждался на протяжении нескольких лет. Однако, по мнению фанариота, это принципиально не решило «македонскую проблему», поскольку МПЦ, мол, до сих пор не является автокефальной, ибо ей «навязывают решения из Москвы и Белграда». Вот так: сербы, считают, что МПЦ автокефальная, сами македонцы считают, а вот греки уверены, что проблема не решена.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/15/pr...

Константинопольский Патриархат: история и положение в современном мире Расцвет Константинопольской Церкви и приобретение ею всемирно-исторического значения связаны с обращением ко Христу святого равноапостольного императора Константина Великого (305-337 гг.) и созданием им вскоре после проведения Первого Вселенского (Никейского) Собора (325 г.) второй столицы христианизирующейся империи – Нового Рима, позже получившего имя своего державного основателя. 23 мая, 2010 Расцвет Константинопольской Церкви и приобретение ею всемирно-исторического значения связаны с обращением ко Христу святого равноапостольного императора Константина Великого (305-337 гг.) и созданием им вскоре после проведения Первого Вселенского (Никейского) Собора (325 г.) второй столицы христианизирующейся империи – Нового Рима, позже получившего имя своего державного основателя. Патриарх Константинопольский Варфоломей не раз приезжал с визитом в Россию. Но в 2018 году евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом было разорвано. Что из себя представляет Церковь Нового Рима — Вселенский Патриархат? Несколько слов об исторической роли Константинопольского Патриархата и его положении в современном православном мире. Историческая роль Константинопольского Патриархата Создание христианской общины и епископской кафедры в Константинополе (до 330 г. н.э. — Византий) относится еще к апостольским временам. Оно неразрывно связано с деятельностью святых апостолов Андрея Первозванного и Стахия (последний, по преданию, и стал первым епископом города, Εκκλησα которого непрерывно возрастала в первые три века христианства). Однако расцвет Константинопольской Церкви и приобретение ею всемирно-исторического значения связаны с обращением ко Христу святого равноапостольного императора Константина Великого (305-337 гг.) и созданием им вскоре после проведения Первого Вселенского (Никейского) Собора (325 г.) второй столицы христианизирующейся империи – Нового Рима, позже получившего имя своего державного основателя.

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010