прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 123 1996 г. 20 февраля. – Послание Патриарха Константинопольского Варфоломея «Всей православной полноте Эстонии» 158 Варфоломей, милостью Божией архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх всей православной полноте Эстонии благодать и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Составляющие Эстонскую Православную Апостольскую Церковь благочестивые иереи, преподобные монахи и все благословенные христиане, дорогие и возлюбленные чада о Господе, да пребудут с вами благодать и мир от Бога, от нас же – Патриаршее благословение, молитва и прощение. Благословен Бог наш, ниспославший вашему народу драгоценный дар свободы и утвердивший ваше свободное и независимое государство Своей всемогущей Божественной волей. Благословен Бог наш, научивший вас предпочесть дело православной Эстонской Церкви делам житейским и возжелать увидеть ее свободной и автономной, со всяческой славой трудящейся по святой Божией воле во имя спасения Его народа, собственный дом возглавляющей и достойно о нем пекущейся. Благословен Бог наш, через святых апостолов повелевший, чтобы Церковь всякого народа была автономной под началом собственного Предстоятеля и независимо от любой другой Церкви управляла домом своим, храня догматы и предания общей Матери всех – православной Церкви. Благословен Бог наш, ибо ваша свобода ныне также соделывает возможным восстановление автономной Эстонской Православной Церкви, выжившей в изгнании на протяжении долгого времени и теперь официально берущей на себя ответственность за отчий дом под духовным покровительством и руководством Святейшего апостольского и Вселенского престола. День сей – день радости, ликования и веселья! Сегодня начинается новый период в истории вашей Церкви, полной надежд перед лицом открывающихся перспектив, под защитой Того, кто предал Себя за нее, чтобы соделать ее святой и беспорочной, без единого пятна или порока. Прежняя, прерванная мирная эпоха эстонского Православия ныне вернулась еще более блистательной благодаря вашему христианскому терпению и любви во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заявление митрополита Кифиры по поводу предоставления Вселенской Патриархией автокефалии украинским раскольникам (полный текст) Митрополит Кифирский Серафим Александр Стефанопулос – греческий журналист, проживающий в Нью-Йорке, который с 1985 года занимается церковной и вообще религиозной тематикой, освещая ее на страницах созданного им агентства «Greek American News Agency». 14 сентября 2018 года, после антиканонического вмешательства Константинопольского Патриархата на территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, состоялось Внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором было принято решение о «прекращении молитвенного поминовения Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением» . Прокомментировать свершающиеся на наших глазах скорбные события г-н Стефанопулос попросил митрополита Кифиры Серафима. Портал Православие.Ru публикует полный текст ответа Высокопреосвященнейшего Владыки греческому журналисту: Митрополит Кифирский Серафим Я глубоко расстроен, дорогой господин Александр Стефанопулос, из-за прекращения церковного общения Патриархии России с Вселенской Патриархией. К этому прискорбному и плачевному результату привело упорство Вселенской Патриархии в предоставлении автокефалии раскольникам Украины, которые отсечены от нашей Святой Православной Церкви, то есть от всех Православных Патриархатов и Поместных Автокефальных Православных Церквей, и представляют собой ничтожное меньшинство украинского народа. До последнего времени Вселенская Патриархия признавала лишь каноническую Украинскую Православную Церковь под омофором митрополита Онуфрия, а сейчас, по своим собственным причинам, предоставляет автокефалию украинским раскольникам и пренебрегает канонической Православной Архиепископией Украины, которую только и признают вместе с Московской Патриархией иные Поместные Православные Церкви. Раскольники, как известно, – не Церковь, и общение с ними входит в противоречие с запрещающими подобное Божественными и священными канонами (апостольскими и принятыми на Вселенских Соборах).

http://pravoslavie.ru/115870.html

     – Кризис, в котором находится православный мир, очень глубок, и, к сожалению, способен обернуться трагедией глубокого и продолжительного раскола. Однако изменения в глобальном церковном порядке не являются непоправимыми. Церковь не знает необратимых процессов и окончательных перемен. Всё можно уврачевать и преодолеть любовью и милостью Божией, если среди нас находятся люди доброй воли, готовые к покаянию. Церковный порядок в сущности своей неизменен, а проблемы возникают, когда мы, люди, не исключая и тех, кто занимает в Церкви самые ответственные позиции, этот порядок нарушаем по каким бы то ни было причинам, ради достижения каких бы то ни было целей. Это сказал Патриарх Ириней для юбилейного номера «Новостей», имея в виду огромную угрозу, которая нависала над православием в связи с решением Константинопольского Патриархата о признании автокефалии Украинской Церкви. Пока все верующие находятся в ожидании, какой ответный шаг предпримет Москва, пребывая в оправданном страхе, что поступок Варфоломея мог бы даже разжечь пламя войны, спрашиваем первого по чести в Сербской Православной Церкви иерарха, прежде всего о том, что он передал Вселенскому Патриарху и митрополиту Илариону, с которыми по отдельности встречался на протяжении весьма краткого времени. И не носило ли это характера некой примирительной миссии? – У меня не было какой-то специальной примирительной миссии, но от имени Сербской Православной Церкви я сделал всё, что мог, дабы избежать наихудшего сценария. Прежде всего, наш Собор обратился к его Святейшеству Патриарху Константинопольскому с призывом не проявлять поспешности, но идти по пути диалога и всеправославного консенсуса, затем наш Священный Синод направил ему в том же духе повторное обращение, а потом и я сам лично изложил нашу позицию, встретившись с Вселенским Патриархом в Салониках. Конечно, предварительно беседовал я и с Его Святейшеством Патриархом Московским, а позицию нашей Церкви мы сообщили также и всем Поместным автокефальным Церквам. Эта позиция заключается в том, что необходимо полностью и непреложно соблюдать многовековой церковный порядок и священные каноны, чего, по мнению подавляющего большинства епископов и богословов Сербской Православной Церкви, к сожалению, сейчас не делает наша Мать-Церковь в Константинополе.

http://pravoslavie.ru/116690.html

Каноническое значение Патриаршества в истории Русской Православной Церкви Протоиерей Владислав Цыпин/Фото: Патриархия.ru Патриаршество является одним из важнейших институтов канонического церковного строя. Хотя этот титул в канонах употреблен впервые отцами Трулльского Собора, но экклезиологические основания этого института по существу дела сформулированы были уже в 34-м Апостольском правиле и в 9-м правиле Антиохийского Собора. 34-е Апостольское правило гласит: «Епископам всякого народа подобает знати Перваго в них и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения». В 9-м правиле эта же норма применена по отношению к митрополиту. Но уже в V столетии, ко времени Халкидонского Собора, вначале не официально, а потом уже в качестве формального титула, первые епископы Поместных Церквей стали именоваться патриархами. А во второй половине первого тысячелетия христианской истории сложилась система пентархии – пяти Патриархатов, между которыми был распределен территориально без малого весь христианский мир. Когда Русь была крещена, ее территория вошла в состав Константинопольского Патриархата. И хотя ввиду политической независимости Руси от Византии, ее этнического отличия от империи, обширности ее пределов и удаленности от имперской столицы, которая одновременно была и первосвятительской кафедрой, Русская Церковь пользовалась широкой автономией, не будучи формально автономной, тем не менее в русских храмах за богослужением неизменно возносилось имя Патриарха, а его сан в религиозном сознании русского народа окружен был ореолом святости. В 1448 году в связи с известными событиями, в частности, отступничеством от Православия Предстоятеля Русской Православной Церкви митрополита Исидора на Флорентийском Соборе, Русская Церковь стала фактически автокефальной – ее Первоиерарх святитель Иона был избран в митрополиты Собором русских епископов без санкции на то со стороны Константинопольского Патриарха, чье отношение к Флорентийской унии не было досконально известно в Москве, и без последующего утверждения этого акта в Константинополе. Но всеобщее признание автокефалии Русской Церкви в православном мире сопряжено было с событием, которое произошло в 1589 году, когда в Москве было учреждено Патриаршество и первым Патриархом поставлен был святитель Иов.

http://pravoslavie.ru/24350.html

Митрополит Иларион: «Идею белорусской церковной автокефалии продвигают ради расшатывания ситуации в этой стране» 15.07.2021 16:00:31 10 июля 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой . Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка! Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева: Мы с Вами не так давно говорили о единстве христианства, о единстве Католической и Православной Церквей. Вы высказали мне, что этот вопрос вновь стал широко обсуждаемым, потому что это прежде всего выгодно Константинопольскому Патриарху, чтобы утвердить свое первенство в православном мире. На этом фоне приходит новость, что Папа Римский все-таки принял у себя высокую делегацию Константинопольского Патриархата. У меня, естественно, возникает вопрос: если все-таки последуют официальные заявления о единстве Католической и Православной Церквей на этом фоне, стоит ли ждать нам от Русской Православной Церкви официальной реакции в духе того, что Вы заявили в нашей программе? Митрополит Иларион: В истории Православия уже был такой случай, когда Константинопольский Патриархат подписал унию с Римской Церковью. Это было на Ферраро-Флорентийском Соборе в середине XV века. Потом эта уния была отвергнута Поместными Православными Церквами, а затем и самим Константинополем. Поэтому исключить того, что Константинополь в одностороннем порядке заключит какие-то соглашения с Католической Церковью или какой-то иной Церковью, мы не можем. Тем более, что Константинопольский Патриарх в последнее время высказывается в том духе, что он обладает некими особыми прерогативами, о которых мы раньше никогда не знали, что эти прерогативы он получил от апостолов и вступать в диалог по поводу этих прерогатив он не намерен.

http://radonezh.ru/2021/07/15/mitropolit...

«Да не вкрадывается надменность власти мирской в Церковь» Каноническая и экклезиологическая оценка действий Константинопольского Патриархата Протоиерей Владислав Цыпин Грех раскола не смывается даже мученической кровью. Святитель Иоанн Златоуст Единство Вселенской Православной Церкви поставлено под угрозу. Острота переживаемого кризиса сопоставима с самыми трагическими событиями в истории Церкви: с отпадением от Православия Римского престола, с принятием Флорентийской унии Константинопольским Патриархатом в 1439 году. Бомбой, взорвавшей церковный мир, стало вмешательство патриарха Константинопольского Варфоломея во внутренние дела входящей в состав Московского Патриархата самоуправляемой Украинской Церкви – заявленное патриархом и Константинопольским синаксом намерение в ответ на просьбу «досточтимого правительства Украины» предоставить автокефалию Украине – именно так: не Украинской Церкви, но Украине, потому что этот роковой шаг собираются сделать, несмотря на то, что священноначалие канонической Украинской Православной Церкви об автокефалии не просило, тем более не обращалась с подобной просьбой не по адресу; но и раскольническое сообщество, наименовавшее себя Киевским патриархатом, также не нуждается в даровании ему автокефального статуса – оно само себе его подарило. Таким образом, автокефалии на Украине домогается лишь ее «досточтимое правительство». Ситуация особенно накалена, потому что налицо не только опасные для единства Вселенской Церкви намерения, но и уже предпринятая акция: в Киев направлены два экзарха Константинопольского Патриарха – выходцы из Галиции, граждане Соединенных Штатов и Канады, – чтобы подготовить там почву для еще одной «автокефалии». Реакция священноначалия Русской Церкви на вторжение Константинополя на ее каноническую территорию стала неизбежной: возношение имени патриарха Варфоломея за Патриаршими богослужениями прекращено впредь до нормализации межцерковных взаимоотношений. De facto в богослужебном диптихе Русской Церкви первое место отныне занял патриарх Александрийский.

http://pravoslavie.ru/115957.html

Делегация Русской Церкви приняла участие в отпевании Антиохийского Патриарха 10 декабря 2012 г. 10:12 9 декабря 2012 года делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом приняла участие в траурных мероприятиях по случаю кончины Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатия IV . Чин отпевания в соборе святителя Николая Чудотворца в бейрутском районе Ашрафия возглавили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей , Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом , Блаженнейший Архиепископ Албанский Анастасий . В нем приняли также участие прибывшие в Бейрут на траурные мероприятия делегации Поместных Православных Церквей, возглавляемые митрополитом Гермопольским Николаем ( Александрийский Патриархат ), митрополитом Филадельфийским Венедиктом ( Иерусалимский Патриархат ), митрополитом Лентехским и Цагерским Стефаном ( Грузинский Патриархат ), епископом Моравичским Антонием ( Сербский Патриархат ), архиепископом Нижнедунайским Кассианом ( Румынский Патриархат ), митрополитом Лангадийским Иоанном ( Элладская Православная Церковь ), епископом Квебекским Иринеем ( Православная Церковь в Америке ). Молитвословия, включавшие, по обычаю Антиохийской Церкви, пасхальные песнопения, возносились на арабском, греческом, церковнославянском, сербском, грузинском и румынском языках. В храме также присутствовали: Президент Ливанской Республики М. Сулейман, Премьер-министр Ливана Н. Микати, главы и представители инославных конфессий, Посол Российской Федерации в Ливане А.С. Засыпкин, другие члены дипломатического корпуса, аккредитованные в Бейруте, многочисленные клирики и миряне Антиохийского Патриархата , представители общественности Ливана и Сирии. По окончании отпевания Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом и Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий обратились к членам Священного Синода Антиохийской Православной Церкви со словами соболезнования в связи с постигшей ее утратой.

http://patriarchia.ru/db/text/2643143.ht...

Епархии Константинопольского Патриархата HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Епархии Константинопольского Патриархата Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории – в Турции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3 тысяч православных – главным образом греков старшего поколения. В соответствии с канонами, Константинопольский Патриархат не имеет особых прав на Церкви в рассеянии. Он имеет такие же права на епархии диаспоры, как и прочие Поместные Церкви. Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории – в Турции и отчасти в Греции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3000 православных – главным образом греков старшего поколения. Архиерейские кафедры в Турции: Константинопольскую архиепископию , в которую входит Стамбул и окрестности, возглавляет Патриарх Варфоломей. Халкидонская епархия: Митрополит Афанасий Епархия Имвра и Тенеда: Митрополит Кирилл Епархия Принципских островов: Митрополит Иаков Епархия Деркии: Митрополит Константин Архиерейские кафедры и патриаршие учреждения за пределами Турции:  Вселенский Патриархат претендует на особую роль среди Церквей диаспоры. В качестве основания, как правило, приводится 28-й канон Халкидонского собора. Приведем его полностью: «Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тоже самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской, и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви : каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено, Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю избрания, и по представлении ему онаго».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путём созидания Апрельские тезисы Священного Синода 05.04.2019 848 4 апреля на очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви продолжена системная работа по развитию церковной жизни: назначены на новые кафедры архиереи, была проявлена забота о духовной и семейной жизни молодых священников, определена главная тема будущих Рождественских чтений («Великая Победа: наследие и наследники»), прославлены новые святые. Не обойдён вниманием украинс кий церковный вопрос: синодалы поддержали полное достоинства и силы заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви, в котором в т.ч. констатируется, что авантюры Константинопольского патриархата не получили рецепции среди Поместных Церквей. Из новых назначений хотелось бы особо отметить поставление правящим архиереем недавно учреждённой Корейской епархии архиепископа Кызыльского и Тывинского Феофана (Кима), который уже служил ранеее в Корее, а в последние годы апостольски трудился в Тыве. Принятое решение в очередной раз показывает, что курс на развитие внешней зарубежной миссии, на проповедь Евангелия всем народам является не случайностью: он продуман священноначалием и является ответом Церкви на таинственное указание Духа Святого. Вспоминаются священные слова Деяний святых апостолов: « Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие » (Деян. 13:2-5). Ну а с церковно-«политической» точки зрения Московский Патриархат показывает несостоятельность «вселенских» притязаний Константинопольского патриархата - по крайней мере конкретно в Юго-Восточной Азии. Относительно же Кореи следует сказать, что именно Русская Церковь начала проповедь Православия в Корее в 1897 г. И только спустя многие десятилетия, после исторических потрясений, Русская Церковь потеряла возможность окормлять Корею, территорию которой «подобрал» Константинополь. Ныне же, после отмены Фанаром документа более чем 300-летней давности о Киевской митрополии и выхода Константинополя из канонического поля, ничто не мешает Русской Церкви восстановить свою юрисдикцию над Кореей. Причём сразу на уровне архиерея, к тому же корейской национальности (напомним, ранее русскую духовную миссию в Корее на месте возглавляли лица в сане не выше архимандрита, и никогда - корейцы).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/05/pu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасительный голос Церкви Богослов Алексей Осипов - о решении Константинополя распустить Западноевропейский экзархат 03.12.2018 869 Время на чтение 3 минуты Константинополь сделал еще один шаг, свидетельствующий о том, что предпринятые им недавно авторитарные действия, касающиеся Русской православной церкви на Украине , являются не какой-то ошибкой момента, но откровенно направлены на разрушение церковного мира. На синоде Константинопольского патриархата, проходящем в Стамбуле с 27 по 29 ноября, было единогласно принято постановление о роспуске Западноевропейского экзархата приходов русской традиции, преобразованного в 1971 году в Архиепископию православных русских церквей в Западной Европе. Как может новый шаг Константинополя отразиться на жизни этих приходов, учитывая и ту реакцию, которая незамедлительно последовала со стороны нашей Церкви? Конечно, такие события не проходят безболезненно. Они порождают большие волнения, дискуссии и противостояния внутри общин. Всё это печальные последствия «церковной» политики Константинополя. О подобных вещах Христос сказал: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17: 1,2). После решения Константинопольской церкви о роспуске Западноевропейского экзархата приходов русской традиции в Московском патриархате напомнили о давнем предложении этим приходам перейти в юрисдикцию РПЦ. 15 лет назад, весной 2003 года с таким призывом покойный патриарх Алексий II обратился ко всем архиереям и православным приходам русской традиции в Западной Европе. Голос Русской церкви в этот драматический момент жизни для многих священнослужителей и прихожан может оказаться в полном смысле спасительным. Здесь они найдут и патриаршую церковь, и несомненные таинства. И есть все основания надеяться, что немалая часть приходов последует этому призыву. Прекрасное начало такому возвращению к своей Матери Церкви видим в решении православной общины во Флоренции. Почти месяц назад находившаяся в юрисдикции Константинопольского патриархата община перешла в Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ) из-за несогласия с действиями Константинополя на Украине.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/03/sp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010