Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.). Монашество АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/127165.html

Митрополит Иларион: Всеправославный Собор должен стать фактором единства Церкви 18 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Мы не допустим того, чтобы церковный народ оказался в стороне при решении важных вопросов, касающихся нашей Святой Православной Церкви 18 марта. ПРАВМИР. 16 марта 2014 года, в неделю вторую Великого поста и день памяти святителя Григория Паламы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По окончании богослужения владыка Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В предыдущее воскресенье мы праздновали Торжество Православия, связанное с победой над иконоборцами, и задумывались о том, что значат для нашей Церкви икона и ее почитание. Во вторую же неделю Великого поста Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, – человека, с именем которого связано еще одно торжество Православия в жизни Церкви. Оно произошло на Константинопольских Соборах середины XIV века, когда святитель Григорий Палама и его сподвижники выступили против ереси Варлаама Калабрийца, который утверждал, что Бога невозможно увидеть не только человеческими физическими очами, но и духовным взором через созерцание Фаворского света. А ведь опыт созерцания Бога в Божественном свете был известен афонским монахам на протяжении многих столетий, и именно его защищал святитель Григорий Палама на Константинопольских Соборах. Церковь придала этому опыту большую значимость, прославив святителя Григория и установив празднование его памяти во вторую неделю Великого поста вслед за Торжеством Православия. В прошлое воскресенье вместе со Святейшим Патриархом Кириллом я находился в древнем Константинополе, где мы участвовали в собрании Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей. Оно было посвящено разным вопросам, в том числе предстоящему Всеправославному Собору, который намечен на 2016 год, если тому не воспрепятствуют непредвиденные обстоятельства.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-vse...

Окружное Патриаршее и Синодальное послание Константинопольской Церкви по поводу энциклики Льва XIII о соединении Церквей от 20 июня 1894 года Источник К преосвященнейшим и боголюбезнейшим во Христе братьям – митрополитам и епископам, священному и благоговейному их клиру и всему благочестивому и православному народу святейшего апостольского и патриаршего престола в Константинополе 1 «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки. В научения странна и различна не прилагайтеся» ( Евр. 13:7–9 ). Глубоко печалится и великою скорбью объемлется всякая благочестивая и искренно ревнующая о славе Божией православная душа, когда видит, что ненавистник добра и человекоубийца искони, движимый завистию к спасению человека, не престает всякий раз сеять на ниве Господней различные плевелы, чтобы заглушить пшеницу. Отсюда-то изначала и выросли в Церкви Господней еретические плевелы, которые многообразно вредили и вредят спасению о Христе человеческого рода и которые как худые семена и сгнившие члены справедливо отсекаются от здорового тела православной кафолической Христовой Церкви. В последние же времена лукавый (враг) отторгнул от православной Церкви Христовой и целые народы Запада, внушив епископам римским помыслы чрезмерной гордости, произведшей разные незаконные и противоевангельские нововведения. И не только так, но и всяким способом действуют римские папы в истории, чтобы втянуть в свои ложные сети неизменно сохраняющую преданное от отцов православие веры восточную кафолическую Церковь , прямо и без разбора гоняясь за единениями по собственной фантазии. 2 . Так именно блаженнейший нынешний папа римский Лeb XIII по поводу своего епископского юбилея, обнародовал в июне минувшего года энциклику, обращенную к государям и народам целого мира, в которой вместе с тем призывает и нашу православную кафолическую и апостольскую Христову Церковь к единению с папским престолом, понимая это единение в том смысле, чтобы только признали его верховным архиереем и высшим духовным и мирским главою всей рассеянной по земле Церкви и единым наместником Христовым на земле и раздаятелем всякой благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/okr...

Окружное Патриаршее и Синодальное послание Константинопольской Церкви по поводу энциклики Льва XIII о соединении Церквей от 20 июня 1894 года К преосвященнейшим и боголюбезнейшим во Христе братьям – митрополитам и епископам, священному и благоговейному их клиру и всему благочестивому и православному народу святейшего апостольского и патриаршего престола в Константинополе 2 " Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки. В научения странна и различна не прилагайтеся« ( Евр. 13:7–9 ). 1. Глубоко печалится и великою скорбью объемлется всякая благочестивая и искренно ревнующая о славе Божией православная душа, когда видит, что ненавистник добра и человекоубийца искони, движимый завистью к спасению человека, не престает всякий раз сеять на ниве Господней различные плевелы, чтобы заглушить пшеницу. Отсюда-то изначала и выросли в Церкви Господней еретические плевелы, которые многообразно вредили и вредят спасению о Христе человеческого рода, и которые как худые семена и сгнившие члены справедливо отсекаются от здорового тела православной кафолической Христовой Церкви. В последние же времена лукавый (враг) отторгнул от православной Церкви Христовой и целые народы Запада, внушив епископам римским помыслы чрезмерной гордости, произведшей разные незаконные и противоевангельские нововведения. И не только так, но и всяким способом действуют римские папы в истории, чтобы втянуть в свои ложные сети неизменно сохраняющую преданное от отцов православие веры восточную кафолическую Церковь , прямо и без разбора гоняясь за единениями по собственной фантазии. 2. Так именно блаженнейший нынешний папа римский Лeb XIII , по поводу своего епископского юбилея, обнародовал в июне минувшего года энциклику, обращенную к государям и народам целого мира, в которой вместе с тем призывает и нашу православную кафолическую и апостольскую Христову Церковь к единению с папским престолом, понимая это единение в том смысле, чтобы только признали его верховным архиереем и высшим духовным и мирским главою всей рассеянной по земле Церкви и единым наместником Христовым на земле и раздаятелем всякой благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Православних Церков у зв " язку з кончиною митрополита Володимира 7 липня 2014 р. 00:00 Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Местоблюстителю Киевской митрополичьей кафедры  митрополиту Черновицкому и Буковинскому Онуфрию  поступают соболезнования Предстоятелей Поместных Православных Церквей в связи с кончиной Предстоятеля  Украинской Православной Церкви   Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . Константинопольская Православная Церковь В послании Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Предстоятель  Константинопольской Православной Церкви  выразил соболезнования в связи с кончиной Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, о Христе Боге весьма возлюбленный и желанный собрат и сослужитель нашей Мерности! Ваше почтенное Блаженство братски о Господе обнимая, мы с величайшим удовольствием приветствуем. С глубокой человеческой скорбью из сегодняшнего письма Вашего весьма возлюбленного Блаженства мы узнали о кончине нашего дорогого собрата и сослужителя — митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Вознося молитвы к владычествующему жизнью и смертью Господу нашему Иисусу Христу об упокоении души новопреставленного святителя, мы скорбим вместе с Вашим Блаженством и как Мать — Константинопольская Церковь ценим многолетнее служение почившего Церкви, миротворца и духовного пастыря, много потрудившегося на благо вверенной ему паствы. Он со благой надеждой завершил настоящую жизнь и преселился от временных подвигов к небесному мздовоздаянию и венцам, от мятежного моря перешел к тихой пристани Господней. Молясь о том, чтобы Господь милости и щедрот даровал усопшему собрату «венец живота» за все, что он принес во время своего служения в Его винограднике, премудро и благоразумно потрудившись ради единства мысленного корабля Украинской Церкви, сообщаем, что на отпевании его Вселенский Патриархат и мы будем присутствовать и вместе молиться в лице Высокопреосвященного архиепископа Телмисского Иова и Преосвященного епископа Эдмонтонского Илариона.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3684001...

Православно-кафолическая церковь дозволяет, в случаях крайней нужды, крестить мирянам 1 не только мужчинам, но и женщинам 2 , как это дозволялось и в первых веках христианства 3 . Но каким мирянам? Православным ли только или вместе и неправославным? У Тертулиана, бл. Иеронима и бл. Августина 4 , говорится: мирянам (Laicis) вообще, безразлично. По правилуу Никифора исповедника, патриарха Константинопольского (†815), в случае нужды, за отсутствием священнослужителя, всякий православный может окрестить младенца 5 . В номоканоне, помещаемом при наших требниках, и составленном не раньше XIV века, в прав. 204 также требуется, чтобы крещающий мирянин был православный христианин. Восточчные патриархи, в своем послании о православной вере (1672–1723 г.), в члене 16-м, пишут, что крещение «по нужде может быть совершено и простым человеком, но только православным, и при том, понимающим важность божесственного крещения» (по греческому подлиннику: имеющим намерение, сообразное с божественным крещением). Это повторяет и священник К. Никольский 6 . В постановлениях о таинстве крещения, изложенных в «Православном Собеседнике 7 , для мирского крещения непременным условим поставляется то, чтобы крещающее лицо было православное, чтобы слова крещения: «во имя Отца и Сына и св. Духа» произносило в духе православной церкви и искренней веры, и чувствовало важность и нужду совершаемого действия. Но по словам архимандрита Антония 8 – «Вселенская церковь определила в в символе исповедывать также, и всегда учила, вопреки некоторым еретикам, о неповторяемости крещения, хотя бы оно совершено было над кем либо даже неправославным христианином ( каким? мирским или духовным?), только во имя пресвятой Троицы». С тех пор как признано действительным крещение протестантов (а оно признано таковым на Константинопольском соборе, бывшем в 1708 году, при патриархе Киприане, и упоминаемом в грамоте Константинопольского патриарха Иеремии III, написанной в 1718 году императору Петру Великому 9 , с тех пор надобно допустить, что действительно крещение свякого мирянина православного и неправославного, потому, что протетантские духовные лица, по суду православных богословов 10 , суть миряне, так как протестанты не признают своего постановления (ordinatio) за таинство, и следовательно им недостает законного рукоположения и таинственного освящения или благодати священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Приложение 2 Покров пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (988–1240) 2051 988 Патриарх Константинопольский Николай II Хрисоверг благословил царевну Анну на брак с принявшим крещение св. равноап. вел. кн. киевским Владимиром образом Пресвятой Богородицы – Зимненской Святогорской иконой (празднуется на Пятидесятницу) (1. С. 328) 2052 . 988, 1 августа Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир принес после крещения из Херсонеса (Корсуни) иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии прославившиеся как: Корсунская (9 октября), Минская (13 августа), Холмская (8 сентября), Изяславская (8 сентября), Иерусалимская (12 октября) (1. С. 633, 511, 579, 587–588, 645). Ок. 990–996 гг. Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир построил в Киеве Десятинную каменную церковь в честь (Рождества?) Пресвятой Богородицы (4. С. 675–676). Иеромонах Симеон написал в Киеве список с Корсунской иконы Пресвятой Богородицы, который впоследствии был перенесен свт. Алексием († 1378) в Нижний Новгород (9 октября) (1. С. 640). Заложен киевский Софийский собор, в котором чудесно устроилось мозаичное изображение Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» (31 мая; в неделю Всех святых) (1. С. 329–330). Константинопольский император Константин IX Мономах благословил свою дочь (царевну Анну?) на брак с кн. Всеволодом Ярославичем иконой Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»), впоследствии прославившейся как Смоленская (28 июля) (1. С. 474–475). 1070, 5 февраля Явление преподобному Антонию Печерскому († 1073) Елецкой иконы Пресвятой Богородицы на Болдиной горе близ Чернигова (5 февраля) (1. С. 114–115, 155–157). 1071, 25 апреля Явление Цареградской иконы Пресвятой Богородицы (25 апреля) (1. С. 256–257). Начало строительства Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря по чудесному явлению и повелению Пресвятой Богородицы варяжскому кн. Шимону и четырем греческим зодчим во Влахерне: «Хочу церковь воздвигнуть себе в Руси, в Киеве». Вручение Пресвятой Богородицей зодчим во Влахерне иконы в честь Ее Успения (3 мая, 15 августа). Освящена в 1089 г. (1. С. 261– 264).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

священник А. Мазырин, А.А. Кострюков А. А. Кострюков. Русское церковное зарубежье и Вселенский Престол Глава 1. С надеждой на помощь. ВЦУ Юга России и Константинополь События, потрясшие Россию после 1917 г., привели не только к братоубийственной войне, голоду и репрессиям, но и к массовому исходу населения из пределов отечества. Потоки беженцев устремились в Европу и Китай, откуда рассеивались по другим континентам. Точное число русских эмигрантов до сих пор не установлено, по данным Лиги Наций их было более миллиона, хотя современники тех событий, как и позднейшие исследователи, называют другую цифру – 2, а иногда и 4 млн 686 . Сюда надо добавить и несколько миллионов человек, проживавших на территориях, отданных советской администрацией сопредельным государствам. Духовное руководство эмиграцией взяла на себя Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ, Русская Зарубежная Церковь). В 1926 г. из ее подчинения вышли митрополит Евлогий (Георгиевский), управлявший русскими приходами в Западной Европе, и митрополит Платон (Рождественский), возглавлявший Североамериканскую епархию. Так образовались три основные церковные структуры русской эмиграции – собственно РПЦЗ, Западноевропейский экзархат и Североамериканская митрополия. Естественно, что столь важные события, сопровождаемые конфликтами и бурной полемикой, не могли пройти мимо других Поместных Церквей, в том числе и Константинопольской. Отношения с ней складывались непросто, и если поначалу были дружескими, то спустя несколько лет стали едва ли не враждебными. В последующие годы отношение Русской Зарубежной Церкви к Вселенскому Престолу менялось. В первые десятилетия «холодной войны» РПЦЗ старалась опереться на его авторитет, но с середины 1960-х гг. от такой опоры отказалась. Пиетет уступил место резким обличениям вплоть до обвинений в предательстве Православия. Понять причины этого разочарования – задача настоящего очерка. Начало Русской Зарубежной Церкви было положено не в эмиграции, а на родине. Автономное от Патриарха Тихона Высшее церковное управление (ВЦУ) действовало на территории, контролируемой генералом А.И. Деникиным, с мая 1919 г. Самостоятельность этого органа, возглавляемого архиепископом Донским и Новочеркасским Митрофаном (Симашкевичем), была обусловлена невозможностью связаться с главой Российской Церкви для решения срочных вопросов. После поражения генерала Деникина центр антибольшевистского сопротивления переместился в Крым, где новый главнокомандующий Добровольческой армии генерал П. Н. Врангель создал независимое русское государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соболезнования Предстоятелей Поместных Православных Церквей в связи с кончиной Блаженнейшего митрополита Владимира 7 июля 2014 г. 00:00 Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Местоблюстителю Киевской митрополичьей кафедры митрополиту Черновицкому и Буковинскому Онуфрию поступают соболезнования Предстоятелей Поместных Православных Церквей в связи с кончиной Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . Константинопольская Православная Церковь В послании Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Предстоятель Константинопольской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с кончиной Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, о Христе Боге весьма возлюбленный и желанный собрат и сослужитель нашей Мерности! Ваше почтенное Блаженство братски о Господе обнимая, мы с величайшим удовольствием приветствуем. С глубокой человеческой скорбью из сегодняшнего письма Вашего весьма возлюбленного Блаженства мы узнали о кончине нашего дорогого собрата и сослужителя — митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Вознося молитвы к владычествующему жизнью и смертью Господу нашему Иисусу Христу об упокоении души новопреставленного святителя, мы скорбим вместе с Вашим Блаженством и как Мать — Константинопольская Церковь ценим многолетнее служение почившего Церкви, миротворца и духовного пастыря, много потрудившегося на благо вверенной ему паствы. Он со благой надеждой завершил настоящую жизнь и преселился от временных подвигов к небесному мздовоздаянию и венцам, от мятежного моря перешел к тихой пристани Господней. Молясь о том, чтобы Господь милости и щедрот даровал усопшему собрату «венец живота» за все, что он принес во время своего служения в Его винограднике, премудро и благоразумно потрудившись ради единства мысленного корабля Украинской Церкви, сообщаем, что на отпевании его Вселенский Патриархат и мы будем присутствовать и вместе молиться в лице Высокопреосвященного архиепископа Телмисского Иова и Преосвященного епископа Эдмонтонского Илариона.

http://patriarchia.ru/db/text/3683999.ht...

Т. Борозенец Вероучительные определения вселенских соборов Символ веры 318-ти святых отцов первого вселенского собора, никейского 325 г. Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, Отцу единосущного, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Святого. Говорящих же, что «было время, когда не было (Сына)», и «до рождения Он не существовал» и что Он произошел «из несущих», или утверждающих, что Сын Божий «из иной ипостаси» или «сущности», или что Он «создан», или «преложим», или «изменяем», таковых анафематствует кафолическая и апостольская Церковь . Символ веры 150-ти святых отцов второго вселенского собора, константинопольского 381 г. Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли и всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, Отцу единосущного, через Которого все произошло. Ради нас человеков и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. И распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца. И вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, Царствию Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, вместе с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, проглаголавшего через пророков. Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь . Исповедую единое Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь. Постановление 160-ти святых отцов третьего вселенского собора, эфесского 431 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010