Знаменитая «Повесть о белом клобуке» (вариант западного Константинова дара), согласно которой папский белый клобук, дарованный императором Константином папе Сильвестру, пройдя через Византию, в конце концов остается в Новгороде, была идеологической попыткой оправдать превосходство священства над политической властью. Она характеризует пролатинские интересы, доминировавшие в окружении Новгородского архиепископа Геннадия (1484–1504). Идеи, содержавшиеся в известных посланиях псковского монаха Филофея к Великому князю Василию III, последний формально никогда не разделял, хотя в них присутствовала мысль о translatio imperii в Москву – третий Рим. Толкование описанного в книге пророка Даниила преемства царств было слишком апокалиптичным, чтобы принять его в качестве практического политического руководства. Даже брак Ивана III и племянницы последнего византийского императора династии Палеологов Зои не повлек за собой формального требования имперского преемства, а скорее, по словам Н. М. Карамзина , «разорвал завесу между Россией и Европой». Это событие «привело к сближению Московии с современной Италией», 145 где принцесса воспитывалась; при ней также шло восстановление московского Кремля итальянскими архитекторами. В рамках статьи невозможно достаточно подробно проследить судьбу византийского наследия в современной России. Однако при обсуждении этого вопроса важно помнить о трех категориях, которые, как говорилось выше, являются важнейшими составляющими византийской цивилизации: о римской политической традиции, греческом языке (т. е. классической античной традиции) и православном христианстве. Что произошло с ними в постсредневековой России? Хотя титул царя (славянский эквивалент цезаря или императора) начал использовать уже Иван III, только его старший сын Иван IV был официально утвержден и провозглашен «боговенчанным царем» в 1547 г. В соответствии с видоизмененным византийским церемониалом. Однако очень характерно, что теория translatio imperii из Константинополя в Москву редко встречается в русских источниках того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

По словам современных исследователей, «восхваляя разум человека, гуманисты видели в разумной человеческой природе образ Божий, то, чем Бог наделил человека, чтобы человек совершенствовал и улучшал свою земную жизнь. Как разумное существо, человек является творцом и именно в этом подобен Богу. Поэтому долг человека – участвовать в мире, а не уходить от него, улучшать мир, а не аскетически отстраненно взирать на него как на нечто ненужное для спасения. Человек и мир прекрасны, ибо созданы Богом, и задача человека – улучшать мир, делая его ещё более прекрасным, в этом человек является соработником Богу». Поэтому возникает, например, стремившаяся реабилитировать телесное начало в человеке гуманистическая полемика с трактатом папы Иннокентия III «О презрении к миру, или О ничтожестве человеческой жизни», в котором уничижается тело и восхваляется дух. Духовно-телесный человек прекрасен и, будучи творением Бога, он вместе с тем служит моделью, по которой уже древние язычники, а за ними и христиане изображают своих богов, что способствует богопочитанию, особенно у более грубых и необразованных людей. Бог – творец всего сущего, человек же – творец великого и прекрасного царства культуры, материальной и духовной. В то же время к клиру гуманисты относятся весьма скептически, видя в нем оплот авторитарной схоластики, которая была формой «официальной учености» латинской церкви. Появляются критические исследования истории католической церкви («О подложности Константинова дара»). Гуманизм провозгласил, что человек может жить, несмотря на то что он смертен и что смерть очень близка к нему, что цивилизации бессмертны, поскольку могут быть воскрешены (в особенности греческая и латинская). Гуманизм способствует обесцениванию так называемых «Средних веков» – «промежуточного периода» между античностью и ее возрождением, он восстает против предшествующей эпохи, которая представляется ему временем болезненного оцепенения. В выборе греко-латинской цивилизации предпочтение отдается такой культуре и такому мышлению, жизненный центр которых составляет вовсе не христианство; напротив, христианство, не будучи их источником, должно к ним приспосабливаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

53 . Все это даровал нам Спаситель чрез божественное рождение в святом крещении (омовении), которое совершает полное очищение душ и приносит освобождение от грехов. Я, по крайней мере, очень чту эти слова, дорожу ими и приветствую их, так что мне приятно и отрадно приводить их себе на память и исполняться радостью, думая о них, находить облегчающее лекарство против грехов, обращаться к благим надеждам, избегать отчаяния и познавать милосердие и благость Божию. Ведь они представляют забвение прегрешений наших и явля- —292— ют Владыку и Творца милостивым и прощающим и, говоря вообще, представляют нашего Законодателя виновником нашего спасения. Таковы заповеди и наставления нашего закона и Законодателя. Если же есть нужда в поэзии, дабы расцветить и более оразнообразить речь нашу и украсить ее бóльшими словами Богоносных, подобно тому как и искуснейшие живописцы, стараясь создать хороший и красивый образ, украшают поверхность его блестящими материалами и яркими красками, убирают и отделывают для сохранения наибольшего сходства, ибо чрез образы мы познаем первообразы, – то призовем другого боговдохновенного мужа, который согласен со всем раньше сказанным, и пусть он придет на священное собрание Богоносных, войдет на божественное ристалище, совершит состязание, окончит бег благочестия, – этот таинственных и дивных видений и небесных сил зритель и таинник, пусть нечто прибавит к тому, что раньше сделано в доме премудрости, торжествуя над нечестием и беззаконием проклятых и, чтобы не отсутствовать ему среди этого священного собрания, пусть зазвучит подобно кифаре, по которой ударяет Дух Святой, и вместе с другими пророками, удостоившимися также славного дара, скажет: сия глаголет Господь: се аз поемлю весь дом Исраилев от среды языков, аможе внидоша, и соберу я от всех сущих окрест их, и введу их в землю Исраилеву, и дам я в язык на земли моей, и в горах Исраилевых ( Иез.37:21–22 ). Что сей святый пророк, движимый божественною благодатью, посредством этих слов ясно предуказывает нам таинство воплощения Спасителя всех нас Христа, этого, я думаю, не будет оспаривать никто, имеющий хотя сколько-нибудь ума.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя Фараон не отпускает еще Израиля в продолжение первых девяти казней, но положение Израиля улучшается; народ вздохнул свободнее: нет указания на жестокие меры, предшествовавшие казням, да и самое положение Египта должно было поднять нравственно дух Израиля, начинавшего видеть свое избавление. Вторую казнь, изведение жаб, Кук относит к сентябрю, ко времени самого большого наводнения. Он замечает, притом, что этою казнию, наносился удар одному из народных верований, в одной из древнейших и страннейших форм его. Лепсиус и Мариетт, на основании памятников Египта, указывают, что поклонение жабе было одною из форм натуралистической религии Египта, и что существует изображение Сети отца Рамвеса II, подносящего два кубка вина жабе, заключенной в маленькое капище. После этой казни, Фараон дает позволение народу идти из Египта, но вслед за сим отменяет это позволение. Тем не менее, нет сомнения, что первым позволением уже пользуются вожди, чтобы собрать народ по частям и начертать первые основания движения его в пустыню. Самый отказ отпустить Израиль, служит, с одной стороны, возбуждением народа к желанию свободы, с другой – приучает его быстро собираться на случай непредвиденного выступления. Как мы выше сказали, третья казнь наступает без предупреждения об этом Фараона. Она очень мучительна, но еще не наносит существенного вреда Египту. Со вторым рядом казней, земля Гессем выделяется из земли Египетской; ядовитые мухи нападают на один Египет, и опять с позволения Фараона, вслед за сим отмененного, народ второй раз готовился к выступлению, все более и более приучаясь к мысли об исходе, и подготовляясь опытом к более удобному движению. Чума скота должна была быть в конце декабря или в начале января, как она появляется и ныне (ссылка А. Б. Б. на Шабаса и Руже); но она щадит отделенную от Египта землю Гессем и заставляет Израиля отнестись внимательно к своему скотоводству, столь нужному для него во время движения его в пустыне, ибо оно-то и служило, кроме Божьего дара манны, средством продовольствия народа мясом и молоком. Последняя казнь этого ряда, воспаление и злокачественные вереда, впервые касается лично Египтян, давая им разуметь, что жизнь их в опасности при дальнейшем упорстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Другое отличие древней богослужебной практики от современной также было выявлено архимандритом Порфирием при его научных изысканиях в Эсфигмене. В одном из своих частных писем, впоследствии опубликованном в его биографических материалах, архимандрит Порфирий сделал ряд критических замечаний в адрес современных ему церковных деятелей из Константинопольской Церкви. «Не могу умолчать о том, что утешительно было при сличении нынешнего печатного греческого текста Ветхого и Нового Завета с пергаминными наилучшими рукописями десятого, одиннадцатого и следующих веков увериться в неизменности сего текста в течение осьми столетий», – так начинает архимандрит Порфирий свое сообщение. Далее он повествует о том, что им было предпринято сравнение древних рукописных и новых печатных Миней, и он выявил в них много разночтений. «Прискорбно было узнать, – продолжал архимандрит Порфирий, – что нынешние греческие минеи (не четьи) ин-де не сходны ни с древними рукописными, греческими же, ни с нашими печатными минеями, потому что в наши дни переправлены и дополнены по благословению цареградских патриархов. Я не поборник строжайшего единства священных песнопений во всей Православной Церкви, потому что не дерзаю стеснять ничьего дара извитийствования прошений и молений и благодарений Богу, но жалею о том, что цареградские патриархи не уведомляют Святейший Синод наш об исправлении и изменении своих церковных книг, жалею, потому что их свободность в этом деле и наша церковная стереотипность могут когда-нибудь встретиться грозно» 524 . Другой важной находкой, позволившей архимандриту Порфирию сделать существенные открытия в области византийской гимнографии, была рукопись, обнаруженная им в Эсфигменском книжном собрании – так называемый «Эсфигменский стихирарь», изучению которого русский ученый уделил большое внимание. « " Эсфигменский стихирарь», на весь год, написан на пергамине в 5 вершков длины и 4 ширины, мелким, но весьма четким почерком, в начале XI в., – писал архимандрит Порфирий. – Эта рукопись, указывающая имена стихирарных пиитов над сочиненными ими песнопениями, есть неоценимая редкость.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Но диавол опять омрачил его сердце и поколебал его до того, что он переменил уже опять одежду; и ум его обуяло ораторское тщеславие. Бог же, Который удерживает всех нас от погибели, поверг его и здесь в другую беду, послав на него горячку и тяжкою болезнию, в продолжении шести месяцев, измождив плоть его, которая препятствовала ему идти начатым уже путем. Когда врачи оставили его, не находя способа вылечить его, блаженная Мелания сказала ему: думается мне, что болезнь твоя не простая, сын мой; скажи мне, нет ли у тебя чего на душе? Он признался ей во всем, что случилось с ним в Константинополе. Блаженная сказала ему: дай мне пред Богом слово, что решишься вести монашескую жизнь, и я хоть грешница, помолюсь Господу, да дарует Он тебе продолжение жизни на покаяние и исправление сердца. Когда он дал слово, она помолилась; и Евагрий выздоровел в несколько дней. По выздоровлении она сама доставила ему иноческое одеяние, и он, облекшись в него, отправился в Египет, где два года прожив на горе Нитрийской, на третий удалился в пустыню. Четырнадцать лет прожил он в так называемых келлиях, питаясь только хлебом и водою с малым иногда количеством елея и не позволяя себе в этом отношении никакого утешения. Не ел он ни зелени, ни плодов, ни винограда; не пил вина и не омывал тела. Так томил себя человек, живший прежде в довольстве; но искушения и здесь не оставляли его. Иногда восставал на него сильно демон блуда, как сам он говорил о том; и тогда он целую ночь сиживал нагой в колодце во время зимы, так что тело его цепенело. В другое время досаждал ему дух хулы; и тогда он сорок дней не входил под кровлю, томя себя. И вообще он столько претерпел искушений от различных бесов, что трудно их и перечислить; даже бит он был демонами. Но так умерщвляя тело свое и так терпя, блаженный внутренно оживотворялся Духом Святым, и очистив ум, сподобился дара ведения и различения духов. Этот доблестный подвижник Христов говорил нам пред смертию: вот уже три года не тревожила меня плотская похоть. Если после такой строгой жизни, после таких подвижнических неутомимых трудов и непрестанного бодрствования в молитве, ненавистник добра и погибельный демон так нападал на этого праведника, то сколько терпят от этого нечистого демона или от собственного нерадения люди беспечные!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А. «Пятидесятница без Христа»    Для православных христиан современные «языки», подобно описанным в Новом Завете, тоже являются «знамением»: но ныне они стали знамением не начала евангелия спасения для всех людей, но конца его. Здравомыслящему православному христианину нетрудно согласиться с апологетами «харизматического возрождения», что это новое «излияние Святого Духа» может и вправду означать, что «приблизился конец века» . «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. 4:1). В последние дни мы увидим «духов бесовских», творящих знамения» (Откр. 16:14).    Священное Писание и православные Отцы ясно говорят нам, что признаком последних времен будет отнюдь не великое духовное «возрождение», не «излияние Святого Духа», а скорее почти повсеместное отпадение, духовное заблуждение настолько тонкое, что даже избранные, если это возможно, могут прельститься, и фактическое исчезновение христианства с лица земли. Но «...Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле» (Лк. 18:8). Именно в последние времена сатане суждено «быть освобожденным» (Откр. 20:3), чтобы явить последнее и величайшее излияние зла на земле.    «Харизматическое возрождение», порожденное миром без святынь, без благодати, миром, жаждущим духовных «знамений», но лишенным дара различения духов, которые дают эти знамения, само по себе есть «знамение» этих времен отпадения и ереси. Само по себе экуменическое движение всегда остается движением «доброй воли» и малосильных гуманистических «добрых дел», но когда оно соединится с движением, имеющим «силу», воистину со «...всякою силою и знамениями и чудесами ложными »(2Фес. 2:9), что тогда сумеет остановить его? «Харизматическое возрождение» приходит на помощь запутавшемуся и увязшему экуменизму» и подталкивает его дальше, к его цели. А эта цель, как мы уже видели, не просто «христианская» по природе — «восстановление Церкви Христовой», говоря кощунственными словами Константинопольского патриарха Афиногора, — это всего лишь первый шаг к более общей цели, которая в целом находится вне христианства: к установлению «духовного единения» всех религий, всего рода человеческого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Валла (Бурхардт, по 8-му немец. изд. I, 110; Корелин, 152, 441, 800, 987; Виллари), соединявшие свою полемику с нападками на нравственность духовенства (также Фойгт, I, 430–432). О спорах относительно церк. имуществ на Западе в средние века (Оп. рус. историогр. II, с. 111, пр. 3), о значении Константинова дара (В. Евр. 1898 , 8 и Ж. М. Н. Пр. 10, с. 351). § VI Вследствие указанных условий в России мы также видим громадное развитие монастырской собственности. Не считая нисколько преувеличенным известие одного иностранца, можно судить о ее обширности уже в XVI в. Климент Адам, писавший о России в 1553 году, говорит, что монастырские имения в это время составляли третью часть всего государства («Nam tertiam fundorum partem totius imperii tenent monachi» 1531 . Подобное же соотношение указано нами в Опыте о влиянии Византии (гл. VI) и теперь оно не оспаривается ( А.С.Павлов , Истор. очерк секуляризации, 23, прим. – «может оказаться близким к истине»); Горчаков (Монастыр. приказ, 145). В Новгор. области 1/3 земель приходилась на монастырское землевладение (Архим. Сергий, Вотская пятина. Чт. в Общ. ист. 1899, IV). Карамзин замечает: «Новгородские святители употребляли софийскую казну в пользу государственную; но митрополиты наши не следовали сему достохвальному примеру. Народ жаловался на скудость, иноки богатели. Они занимались и торговлей, увольняемые от купеческих пошлин» (V, 223; ср. VI, 10). Из ист. секулярир. монастыр. вотчин на Руси в XVI в. С.Рождественского (Ж. М. Н. Пр. 1895, 5); Н.Серебренников, Псковское церк. землевлад. в XVI и XVII веках (ibid., 1905, 12); В.Сторожев, О монастыр. землевлад. в Вологде XVII в. (Сборник Ключевского). Ср. общие замечания Бокля (II, 40, 42) и Бастиа (Sophismes Economiques). Вместе с тем монастыри, как и в других государствах, получали обширные привилегии на свои владения: так, они и их крестьяне освобождались от податей и пошлин (всех или некоторых); они пользовались правом сбора податей и пошлин с других, не подведомственных им лиц; они избавлялись от подсудимости местным властям, светским и духовным (впрочем не все); монастыри получали право суда и расправы над людьми, живущими на их землях (иногда не только в делах гражданских, но и уголовных), право – призывать виновных в их обиде во всякий срок, между тем как крестьяне их могли призываться только в определенный; монастыри избавлялись от законной ответственности за смертные случаи, происшедшие в их селах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

а) Вам известно, братие мои, что истинным, живым и одушевленным образом Божиим был сам первозданный человек. Грех лишил нас образа Божия, состоявшего в правде и преподобии истины, напечатлел в нас свой нечистый образ лжи и лукавства, неправды и беззакония. Человек удалился от Бога, и Бог сокрылся от человека, – сокрылся так, что и самому Моисею, верному во всем дому Божием, сказано: «лице Мое не явится тебе, не бо узрит человек лице Мое, и жив будет». С тех пор «Бога никтоже виде нигдеже», и падшие люди жили как бессловесныя, в неведении о Боге, в растлении духа и тела, и умирали как бессловесныя, «не имуще упования» явиться лицу Божию. Что же делает любовь Божия, не хотящая вечной смерти грешника? Так как человек не мог приблизиться к Богу и приобщиться Его славы, Бог Сам приближается к человеку и приобщается его уничижения. Дабы грешник не убегал более блаженнотворного присутствия Божия, Сам Единородный Сын Божий является в подобии плоти греха. Чтоб восстановить в нас снова Свой божественный образ, «Он зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек». Самосущее ипостасное «Слово» Божие «плоть бысть и вселися в ны», – и грешные люди видели Его, слышали Его, осязали Его. б) Чтоб и все последующие роды не лишились сего счастия – видеть Господа лицем к лицу, Он, многомилостивый, чудодейственно отпечатлел Свой божественный образ на убрусе и оставил его в церкви Своей, как видимый залог Своего невидимого пребывания с ней. Чтоб и во все времена люди могли слышать Его божественное слово, Он повелел св. евангелистам написать и предать церкви все, что слышали они из уст Его. Теперь и мы, грешные, можем видеть Его и слышать Его. Мы видим Его в божественном образе Его, слышим Его в божественном слове Его. Теперь, хочешь ли, возлюбленный, видеть Господа и беседовать с Ним? Стань пред святою иконою Господа Иисуса Христа: на ней узришь божественный лик Его, исполненный благости и милосердия, любви и сострадания, кротости и долготерпения, но вместе сияющий божественным величием и святостию, нелицеприятным судом и правдою. Поклонись Ему и припади пред Ним со страхом и благоговением, с верою и упованием! Говори пред Ним молитвенно все, что хочешь, открой пред Ним всю душу и сердце твое, скажи Ему все немощи и нужды твои! Он будет ответствовать тебе в слове Своем. Ибо всякое недоумение наше о нашей жизни и смерти, о нашей судьбе настоящей и будущей предупреждено и объяснено в святом Евангелии. Никакого благодеяния, никакого дара небесного не щадит для нас премилосердый Искупитель наш, все обещает подавать туне просящим и молящимся: «просите, и дастся вам, толцыте, и отверзется вам. Аминь бо глаголю вам: вся, елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам; просите, и приимете».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вот причина, почему ныне не бывают знамения. Хотел бы я сказать и о причине праздника и показать, что такое Пятидесятница, почему в этот праздник подан дар, почему в огненных языках и почему чрез десять дней, но вижу, что поучение слишком продолжительно. Поэтому, прибавив немногое, окончу речь. Егда скончавашася дние Пятьдесятницы..., явишася им разделени языцы, яко огненни ( Деян. 2:1–3 ). Не огненные, но яко огненни, чтобы ты не подозревал в Духе ничего чувственного. Как на струи Иорданские Он сошел не голубем, но в виде голубя ( Лк. 3:22 ): так и здесь не огнем, но в виде огня. Также и выше сказано: яко носиму дыханию бурну ( Деян. 2:2 ), – не дыханию бурну, но яко носиму дыханию бурну. Почему же Иезекииль получил дар пророчества не в подобии огня, но в свитке, а Апостолы получают дары посредством огня? Ибо о нем говорится, что Бог дал в уста его свиток книжный, в котором вписано рыдание, и жалость, и горе, и писана быша предняя и задняя ( Иез. 2:9, 10 ), и он съел его, и бысть во устех его, яко мед, сладок ( Иез. 3:3 ); а об Апостолах – не так, но: явишася им языцы, яко огненни. Итак, почему там свиток и письмена, а здесь язык и огонь? – Потому, что тот шел обличать грехи и оплакивать иудейские бедствия, а эти шли истреблять грехи вселенной; поэтому, тот получил свиток для памятования о грядущих бедствиях, а эти получили огонь, чтобы попалить и истребить все грехи вселенной (ибо как огонь, упав в терние, легко истребляет его всецело, так и благодать Духа истребляет грехи людей). Но при этом событии бесчувственные иудеи, вместо того, чтобы изумляться, трепетать и поклоняться Подателю дара, опять показывают свое безумие, обвиняя Апостолов, исполненных Духа, в опьянении. Они, говорят, вином исполнени суть ( Деян. 2:13 ). Представь неблагодарность людей и посмотри на благодарность Ангелов. Ангелы, увидев начаток наш возводимым на небо, радовались и говорили: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы ( Пс. 23:7 ); а люди, увидев сошедшую к ним благодать Духа, говорят, что принявшие благодать пьяны, и не устыдились даже времени года: ибо во время весны невозможно было найти вина, а тогда была весна.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010