Прошедшее Фесвитянина из Галаада Илии, пророка Господня, нам неизвестно; мы не знаем, как он призван на служение Господу, как он провел отрочество, где он возмужал телом и духом и возрос до той высоты духовной жизни и силы, которые мы видим в день явления его Ахаву. Но очевидно, что он издавна уже получал откровения Господни и чувствовал величие дара Духа Святаго, почивавшего на нем и даровавшего ему великую силу. Появление Илии величественно. Воззвание его: «жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою!» – напоминает Ахаву о Едином вечно живущем Бог, – Творце неба и земли, Котораго святейшее имя, явленное в горящей купине, есть Иегова, вечно неизменно Себе подобный, Единый живущий и единый источник жизни 758 . Этим возгласом он укоряет Ахава, знавшего заветы и обетования народа, в его глубоком падении и напоминает ему, что и руках Единаго источника жизни жизнь всего творения и той несчастной страны, в которой он царствует, и в которой царь ее ввел постыдный культ Ваала и Астарты. Но вот, Господь, источник жизни и благословения, прогневался на эту страну и отъемлет у Палестины, в пределах царства Ахава, благодетельные дожди и росы, без которых Палестина будет медленно умирать 759 . Ахав или не верит пророчеству, или испуганный и озлобленный им не отвечает ничего, но вероятно по уходе Илии – и может быть по совету жены своей 760 , приказывает искать его, чтобы убить, так как немедленно вслед за тем «было к нему (Илии) слово Господне: Пойди отсюда 761 и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там» (ст. 2 – 4). Очевидно, что после объявления гнева Господня Ахаву жизнь пророка была в опасности, и если в первую минуту смущения Ахав не приказал его схватить, то нельзя сомневаться в том, что когда Илия ушел, то Ахав разослал воинов и слуг схватить зловещего пророка, может быть с целью вымучить от него то слово, которое, как Илия сказал, будет предвозвестником дождя. Где именно скрывался Илия, и где впадает в Иордан поток Хораф – мы не знаем, так как имя этой речки больше не встречается в Библии. Мы впрочем даже не знаем, что надо разуметь под именем потока: постоянную ли речку, или горный водосток, и находился ли этот поток на правой стороне Иордана от гор Ефремовых, или же на левой, имея свое начало в отрогах Анти-Ливана. Очевидно, что это место было дикое и пустынное: здесь должен был временно пребывать пророк, питаясь чудесным образом хлебом и мясом, которые приносили ему два раза в день враны (XVII, 6) 762 . «По прошествии некоторого времени поток этот высох; ибо не было дождя на землю. И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (7 – 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Слова, поставленные в скобках, суть правильный перевод еврейского слова Иссахар и, вероятно, были написаны в переводе семидесяти на полях. Отто Герлах несколько иначе читает это слово, а именно: «Иисса-сахар», и переводит: «он приносит возмездие». Быт. 30:19 И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына. Быт. 30:20 И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, Т. е. муж мой если не из любви, то из благодарности, ради дара моего будет чаще жить со мною. См. следующий комментарий. ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон. Забал значит «жилище», Забад значит «подарок» (О. Герлах, Англ. Библия). При страсти восточных к игре слов понятно, что Лия произносит фразу, в которой имеют место оба эти значения. Быт. 30:21 Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина. Дина: «судящая» или «суждение». М. Филарет делает замечание, что, быть может, у Иакова была и не одна дочь, но об этой упоминается потому, что о ней есть особое сказание в главе XXXIV (так и Англ. Библия). Рождение Дины при разборе обстоятельств жизни Иакова Англ. Библия относит к гораздо позднейшему времени, полагая, что она здесь упомянута лишь для полноты сказания о детях Иакова от Лии. Быт. 30:22 И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее. Быт. 30:23 Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой. Чадородие почиталось благословением, неплодство подвергало нареканию, ибо почиталось отсутствием благословения. Быт. 30:24 И нарекла ему имя: Иосиф, Ясаф – прибавить, присовокупить, асаф – отнять, убавить. Рахиль говорит: Бог отнял поношение и прибавит другого сына. Это исполнилось, но Рахиль умерла в муках рождения Вениамина. Любопытное сказание находится в Медраш-Рабба по поводу этого текста Книги Бытия: Рахиль, как все матери народа (жёны патриархов), была пророчицей и знала, что у Иакова должно было родиться 12 сынов, вот почему она с уверенностию и говорит, что Бог даст ей ещё одного сына. сказав: Господь даст мне и другого сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Что уподобление зверям народов не чуждо языку Исаии ср. Ис. 43:20 . Присоединяются они не к плотскому, а к духовному Израилю, ибо пророчество видит духовное оскудение плотского Израиля в следующих стихах. 10 . Стражи их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. 11 . И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего на свою корысть; 12 . приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше. Мы ограничимся указаниями тех мест Исаии, в которых он указывал на сильный упадок нравственности, и, главнейше, отсутствие всяких начал правды среди правящих классов Израиля. См. Исаии I вся глава; . Но напомним еще главу V Исаии и сравним ее с притчей о виноградарях в Мф. 21и сл. (ср. еще в 4 т. Св. Лет. ч. I, конец Песни Песней стр. 334) и напомним Ин. 10:8,12,16 с нашими замечан. в изучении этого Евангелия. Главы с пятьдесят седьмой по пятьдесят девятую Обличение Израиля, начинающееся с 10-го стиха 56-ой главы, продолжается в трех последующих главах, которые, однако заканчиваются в гл. LIX, 19–21 радостным благовестием об Искупителе, вслед за чем в главе LX говорится о прославлении Сиона; в LXI о славе „Отрока Господня“, в LXII о вечной милости Господа к Церкви и о славе Иерусалима духовного. В главе LXIII изображено величественное шествие Господа после победы над врагами. В этой же главе с 7-го стиха начало молитвы пророка об Израиле; эта молитва продолжается и в главе LXIV. В гл. LXV пророчество о возмездии преступному Израилю и о новом народе, управляемом Богом; а также о наступлении спокойствия и мира на земле. Наконец в LXVI главе пророк видит, что древнее Богослужение отменяется и наступает эра нового Богослужения в духе и истины 1710 . Мы приводим здесь, руководствуясь в особенности толкованием Спб. Дух. Акад., общую схему пророчеств, произнесенных пророком в последние годы его жизни, чтобы еще раз остановить наше внимание на величии пророческого дара Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Шип из тернового венца Спасителя и часть Его одежды переданы в Соликамскую епархию Соликамск, 31 января 2017 г.      По данным Соликамской епархии Пермской митрополии, 23 января великие христианские святыни — шип из тернового венца Спасителя и часть Его одежды — были переданы на вечное хранение архиепископу Соликамскому и Чусовскому Зосиме. В дальнейшем святыни будут постоянно находиться в Свято–Троицком монастыре города Соликамск, сообщает сайт епархии. Терновый венец Спасителя – тот самый, который воины возложили на главу Господа Иисуса Христа, усугубляя Его страдания, – хранится во Франции, в Соборе Парижской Богоматери. На протяжении многих веков он служит объектом поклонения. «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу» (Ин. 19:1-2). Первый исторический документ, в котором упоминается эта реликвия, датирован 409 годом. В то время венец хранился в Иерусалиме, куда уже тогда стекалось множество паломников. Терновые шипы были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Некоторым из паломников в качестве подарка вручались отдельные шипы из венца. В 1063 году терновый венец был перевезен в императорский дворец в Константинополе. А в 1204 году столицу Византии захватили, сожгли и разорили крестоносцы. В 1239 году вывезенные реликвии, включая терновый венец, доставили в Париж. Терновый венец представляет кольцо из терновника диаметром более 20 см. Его первоначальный вид практически не поддается восстановлению, так как на протяжении многих столетий фрагменты реликвии раздавались верующим. Что касается Туники Спасителя, то согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов: «…Воины же, когда распяли Иисуса, взяли Одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили Ризы Мои между собою и об Одежде Моей бросали жребий…» (Ин. 19: 23-24)

http://pravoslavie.ru/100636.html

22 Хорошо известно, что Дар Константина есть подделка VIII века, рассказывающая о легендарном крещении императора Константина папой Сильвестром и о дарах императора. Эти дары включали, в частности, латеранский дворец и некоторые императорские привилегии. Целью Дара было создать фиктивный прецедент Дару Пипина, утверждавшему принадлежность папе территории бывшего византийского Экзархата в Италии. Подлинности этого документа верили на Востоке, в особенности как доказательству того, что римское первенство – происхождения императорского, а не апостольского. Патриарх Михаил Керулларий определенно считал самого себя преемником Сильвестра и потому получившим законные права, дарованные папе Константином. Об этом эпизоде см. Суворов Н. Византийский папа. М., 1902. С. 114–115, 127–130; ср. также Alexander Р. J. The Donation of Constantine and Byzantium and its Earliest Use Against the Western Empire//Зборник Радова Византолошког Института 8. Белград, 1968. Р. 12–15. Эта мысль Керуллария выражена на принадлежащем ему выносном кресте, украшенном изображениями Дара Константина: ср. Jenkins R„ Kitzinger Е. A Cross of the Patriarch Michael Cerularius H Dumbarton Oaks Papers 21 (1967), P. 233–249. Длинное рассуждение Вальсамона, критикующее Керуллария и включающее греческую версию Дара Константина, находится в его комментарии к Номоканону VIII, 5 (RP. I. Athens, 1852. Р. 143–149). 23 De catholicae ecclesiae unitate. 5, ed. G. Hartei (Vienna, 1868=CSEL, 3). P. 214. На эту тему см. мои замечания в The Council of Constantinople of 381 and the Primacy of Constantinople//L’ Etudes théologiques de Chambesy. 2. La signification et l’actualité du II Concile oecuménique pour le monde chrétien d’aujourd’hui. Chambesy, 1982. P. 399–413. Воспр. в Catholicity and the Church. Crestwood, 1983. P. 121–142. 24 Смысл знаменитых слов свт. Киприана в его De catholicae ecclesiae unitate и многочисленных письмах не может оспариваться, особенно после труда М. Bévenot (ср. его Вступление и примечания к переводу De unitate в Ancient Christian Writers 25. Westminster, M.D., 1957).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

По всей вероятности, именно об этом заставляют [нас] думать слова: Я еще не вошел к Отцу Моему, сказанные к таковым образом расположенной душе, еще не вознесенной [на вершины созерцания] путем высшего богословия и веры, которыми и ограничивается естество зримых [вещей] 717 . Такая душа, словно некая галилеянка, еще нуждается в более совершенном понимании этого и в том, чтобы [Господь], как Воспитатель 718 , возвел ее посредством созерцания к способности воспринимать Откровение вещей божественных, постигать, насколько это возможно, Его вместе с логосами, приведенными Им в бытие в качестве первообразов [зримых вещей] 719 . [Эта душа нуждается еще и в том, чтобы ей] стать такой, каковым был Господь, ставший и явленный подобным нам [во всем], кроме греха, – и мы, если сподобимся этого дара, будем с Ним, лишенные только одной [греховности] естества 720 . Ныне, принимая сей [дар] через упование и прославляя его надлежащими делами заповедей, ты уже можешь вкушать радость этого дара, поскольку уверовал и потрудился. [И радость] твоя бесконечна и преизобильна, так как Податель этого дара сверхсущностным образом превосходит и движение естества, и достижимость всякого века. У св. Геннадия Константинопольского встречается такое толкование этого места Св. Писания: Херувимы суть незримые Силы, которым Бог вручил охрану (или: наблюдение за) рая; эта охрана ( φυλακν) зрительно представлена ( σχηματ ξεσδαι) в виде огненного меча, препятствующего Адаму опять войти в рай. Феодор Мопсуестийский не соглашается с подобным толкованием: он считает, что для воспитания Адама нужно было некое чувственно воспринимаемое зрелище, а поэтому под Херувимами должно понимать тот обладающий силой и наводящий ужас вид ( ψιν) и образ неких зверей, которые отпугивали Адама (см.: Catenae Graecae in Genesim et in Exodum. Turnhout, 1986 (Corpus Christianomm. Series Graeca, vol. 15), p. 127–128). Значительное место этому стиху уделяет в своем «Комментарии на Книгу Бытия» Дидим Слепец . Он, следуя Филону Александрийскому и Оригену , толкует слово «Херувимы» как «обилие ведения» ( πλθος τς γνσεως); «меч» же есть обозначение «наказующей силы».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Николай Переслегин Степун Ф. «Николай Переслегин». (Философский роман в письмах). Федор Степун обладал как и философским даром, так и даром писателя. В «Николае Переслегине» в одинаковую силу работали два этих дара. Здесь сошлись философские искания Степуна и автобиографические мотивы. Роман писался во время Гражданской войны. » В своих мемуарах Степун писал: «Проблематика и колорит романа, естественно, вырастали, как из материала собственной жизни, так и из наблюдений над той литературно–философской средой, в которую я попал после Гейдельберга. Накануне Великой войны все мы жили кризисами — кризисом религиозного, политического и эстетически–эротического сознания. В эпохе было много беспредметной проповеди, артистической позы и эротического снобизма.» Часть 1 Флоренция 3-го августа 1910 г. Наталья Константиновна, проходя сегодня мимо почтового ящика, я вдруг остро почувствовал всю невероятность того обстоятельства, что, покинув Москву более двух месяцев тому назад, я все еще не написал Вам ни одного письма. Придя домой, я сел за письменный стол, надеясь, что нахлынувшие на меня воспоминания о наших бесконечных беседах освободят меня наконец от немоты моего одиночества, — но вот я уже с час смотрю в окно и не могу начать писать. Нет во мне сейчас дара письма, как не оказалось бы вероятно, если бы мы с Вами неожиданно встретились где-нибудь здесь во Фиезоле, и того дара беседы, которому Вы бывало так искренне, и все-же не без улыбки сожаления удивлялись во мне. Да, несмотря на всю мою бесконечную благодарность Вам за то, чем для меня было в ужас-     ные месяцы после Таниной смерти Ваше умное молчание и живое спокойствие, я Вам сейчас не могу писать. Почему? Если-бы знать, почему, можно было-бы вероятно уже и писать.... Плохо я себя чувствую в последнее время: не могу уйти от себя и потому не могу прийти в себя; ведь это странным образом одно и то же. Вокруг цепенеющего в душе одиночества все время мечется какая то глухая тревога. Так хочется живой беседы с Вами, а письмо так упорно не пишется. Ну, как-нибудь начну, а там, как знать, может быть, после нескольких писем мы и договоримся до чего-нибудь более существенного; у меня есть многое на душе, а может быть и на совести, что хотелось бы сказать, в чем хотелось бы покаяться Вам...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

«Дабы верховенство понтифика... украсилось более, чем достоинство земной империи и гордость могущества, передаем и оставляем во власти и владении неоднократно упомянутого блаженнейшего понтифика, отца нашего Сильвестра, вселенского Папы, и понтификов, его преемников, и дворец наш… и город Рим, и все провинции в Италии и западных краях, местности и города» . А чтобы самому императору было где преклонить голову, «…мы сочли надлежащим перенести нашу империю и царственную власть в восточные области, и в лучшем месте провинции Византия построить город нашего имени, и разместить там нашу империю. Ведь несправедливо, чтобы там, где император небесный поместил верховную власть священнослужителей и поставил главу христианской религии, земной император имел бы свою власть». За этим следует угроза преемникам Константина, если те пренебрегут этим его распоряжением, данным на вечные времена, проклятием, «обрекающим на гибель в пламени преисподней вместе с дьяволом и всеми нечестивцами». Вальсамон распространил в своем толковании привилегии Римского епископа на всех Патриархов Этот диковинный, фантастический текст, абсолютно несовместимый с реалиями эпохи Константина, был с доверием принят за подлинную грамоту императора, и не только на Западе, но и на Востоке: Папа Адриан ссылался на «Дар Константина» уже в 777-м г., в XII столетии эту подделку комментировал Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон, не сомневаясь в его подлинности, но, что называется, вынув из этой фальшивки ее смертоносное жало, абсолютно несовместимое с каноническим правосознанием Восточной Церкви: Вальсамон распространил в своем толковании привилегии Римского епископа на Патриарха Константинопольского и всех вообще Патриархов. В течение 7 столетий, в продолжение всего Средневековья на мнимую подлинность «Дара» никто не посягал, но в начале XV века Николай Кузанский выразил сомнения в его подлинности, а в 1440-м г. итальянский гуманист Лоренцо Валла издал трактат «О даре Константина», в котором неопровержимым образом доказал подложность этого замечательного изделия. С началом реформации составление и длительное применение этого «Дара» служило сильным аргументом в антикатолической полемике апологетов протестантизма. В 1592-м г. кардинал Цезарь Бароний признал наличие порчи в этом документе, но настаивал на подлинности его содержания. С тех пор вопрос о происхождении «Дара» стал предметом полемики в католической науке, и только уже в XIX столетии Римская курия и католические историки признали его подложность и более уже не предпринимали опытов его реабилитации.

http://pravoslavie.ru/131116.html

А маркиониты ведут свое начало от Маркиона. Этот Маркион говорил, что существуют три начала: 1е – вышний Бог невидимый; 2е – видимый, создатель и творец, и 3е – диавол. А крестил он не только 1жды, но и по 3жды, дозволяя крестить и женщинам. Несторианами называются те, которые, согласно с Несторием, разделяли Бога – Слово и воспринятого Им человека, о чем мы писали в предисловии к 3му собору . Точно также и о ереси Евтихия, Диоскора и Севира , что нужно, мы изложили в предисловии к 4му собору. Итак, прочти это. Славянская кормчая . Еретиков како приимати. Обращающихся от еретик, сице приимаем арианы, македонианы, и наватианы же, иже и чисти именуются, несторианы, и четыренадесятники, иже суть средницы, и аполинарианы, и евтихианы, и севирианы, и иже от подобных им ересей, проклинающыя вся ереси и с ними и свою, помазуем святым миром темена, очи, ноздри, уста, уши, и знаменающие я глаголем печать дара Святого Духа. Толкование . Неции убо от еретик крещаеми бывают: инии же святым миром помазуются, друзии же вся ереси с ними и свою прокленьше, на общение приемлеми бывают. Котории же суть иже крещаеми бывают, котории же миром токмо помазуеми, котории же свою ересь со инеми прокленьше, тем токмо довлеюще, на общение приемлеми бывают, всем правиле сказуются; ариане убо, и македониане, и наватиане, глаголемии чистии, и левии, и четыренадесятницы, рекше средницы, и аполинариане, прокленьше свою ересь и иныя вся, токмо миром помазуеми темена, очи, ноздри, уста, уши. И знаменающе я глаголем печать дара Святого Духа, и тако на общение приемлеми бывают. Несториане же и евтихиане, и севириане, и от инех ересей, и подобнии им, свою ересь, и иныя вся прокленьше, и тем токмо довольни бывше, и на общение приятни суть. Аще же и многи ереси оставлени бывше, обаче же и павликианы, иже от Павла Самосатского суть, и евномианы, и монтаниты, глаголемыя фригианы, и савелианы, и манихеи, и уалентианы, и маркиониты, и сущыя от подобных им ересей, приходящие к православной вере, яко еллины приимаем сия: и в 1й  день повелеваем им да проклянут ересь свою и иныя вся ереси, и творим я тако помалу христианы. Во 2й же день поучаем я слову истинному. В 3й же день заклинаем я, дунувше трижды, на лице, и во уши их, и тако творим я оглашены, и повелеваем им время немало пребывати в церкви и послушати, и прияти божественных Таин. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 8  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Но нам нет нужды уже в чувственном видении, потому что для нас вместо всех знамений довольно одной веры: знамения даются не для верующих, а для неверующих. Почему же Дух Святой явился в виде голубя? потому что голубь есть животное кроткое и чистое; и как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде. Кроме того, такое явление напоминает нам и о древней истории. Когда всеобщий потоп объял всю вселенную, и род наш подвергался опасности совершенного истребления, явилась эта птица и дала знать о прекращении потопа, и, принесши ветвь масличную, принесла благую весть о всеобщей тишине во вселенной. Все это было преобразованием будущего. Тогда люди находились в худшем состоянии, и достойны были гораздо большего наказания. Поэтому, чтобы ты не отчаивался, Писание и приводит тебе на память эту историю. И в то время, несмотря на самое отчаянное положение дел, было некоторое избавление от бедствий и восстановление: тогда это произошло посредством наказания, а теперь – посредством благодати и дара неизглаголанного. Поэтому и голубица не с масличною ветвью является, но указывает нам на Освободителя от всех зол и подает благие надежды. Не одного только человека выводит она из ковчега, но всю вселенную возводит на небо, и вместо масличной ветви приносит усыновление всему роду человеческому. Представляя величие этого дара, не уменьшай в мыслях своих достоинства Святого Духа потому только, что Он явился в таком образе. Я слышал, как некоторые говорят, будто между Христом и Святым Духом – такое же различие, какое – между человеком и голубем, потому что Тот явился в человеческом естестве, а Этот – в виде голубя. Что на это должно сказать? – То, что Сын Божий принял естество человеческое, а Дух Святой не принял естества голубя. Потому и Евангелист не сказал: в естестве голубя, но – в виде голубя. Да кроме данного случая, после Он никогда не являлся в таком образе. Далее, если ты по этой только причине почитаешь Его меньшим по достоинству, то потому же самому и херувимы будут лучше Его, и притом во столько раз, во сколько орел превосходнее голубя, потому что они являлись в виде орлином.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010