«даром вдовства» (III, 1). Впрочем поставление это равносильно только приему в сонм, а отнюдь не-рукоположение. «Вдовица не рукополагается, но если она издавна потеряла мужа и жила целомудренно и безукоризненно и отлично занималась домашним,… то да примется в сонм вдовиц». (Ап. Пост. VIII, 25). «Но и о бедных помни, епископ, простирая к ним руку помощи и заботясь о них, как домостроитель Божий, благовременно раздающий приношения каждому: вдовицам, сиротам и находящимся в бедствии» (Ап. Пост. II, 3). Определенное число таких постоянных немощных, получающих от раздачи приношений «и входит очевидно в состав тех полутора тысяч, о которых говорит Корнилий. Ибо те, кои дают подаяния, не без разбора дают вдовицам, но вносят в общую кружку, именуя их добровольными, чтобы ты, знающий бедствующих, уделял им, как добрый домостроитель» (Ап. Постан. III, 4). Таким образом и «немощные», о которых говорит Корнилий, выделяются из общего состава народа только, как подлежащие непосредственному домостроительству епископа, знаемые им и получающие от него раздаяние из приношений церковных. Выделяются из народа и заклинатели, хотя они не назначаются и не рукополагаются, а несут только добровольное служение в силу дара присущего им. «Заклинатель не рукополагается, ибо славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровение от Бога, и благодать, которая в нём, явна бывает всем» (Ап. Пост. VIII, 26). Из общего состава народа выделяет Корнилий еще прислужников и привратников или остиариев. Само собою разумеется, что это были люди назначенные Церковью или епископом, а, вероятно, и пользующиеся содержанием от неё в виде участия в раздаваемых приношениях. Но назначение получали они не через какое бы то ни было посвящение. В Постановлениях Апостольских о каком-либо принятии остиариев или рукоположении их вовсе не говорится, хотя о служении их и упоминается. У Морина (De ordinatione) есть несколько чинов сравнительно позднего посвящения остиариев, сводящихся только к тому, что остиариям вру-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А каковы нравственные его чувствования! Иисус Христос прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз ( 1Тим. 1, 15 ). Аз есмь мний Апостолов: иже несть достоин нарещися Апостол ( 1Кор. 15, 9 ). – Желая видети тя, поминая слезы твоя, да радости исполнюся: воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерней вере, яже вселися прежде в бабу твою Лоиду, и в матерь твою Евникию ( 2Тим. 1, 4. 5 ). – О дабы отсечени были развращающии вас ( Гал. 5, 12 )! и проч.– Итак чего не достает Павлу, чтобы сравниться с теми, которые всю жизнь провели в занятиях словесностью? Но он, я уверен, вовсе и не заботился, подобно им, о красноречии; но, как он владел высшим даром слова, то витийство, поучительность и ясность вытекали сами собою из этого божественного Дара. Тебе кажется, что у него не достает быстроты? Но кто может сравниться с ним в живости речи? Бог оправдаяй: кто осуждаяй? Христос Иисус умерый, паче же и воскресый ( Рим. 8, 34 ).– Вся ми лет суть, но не вся на пользу: вся ми лет суть, но не вся назидают ( 1Кор. 10, 23 ). – Что убо лишшее Иудею? Или какая польза обрезания? Много по всякому образу. Первее убо, яко вверена быша им словеса Божии. Что бо, аще не вероваша нецыи? Егда убо неверствие их веру Божию упразднит? Да не будешь. – Что убо? Преимеем ли? Никакоже ( Рим. 3, 1 – 4. 9 ).–Укоряеми благословляем: гоними терпим: хулими утешаемся ( 1Кор. 4, 12, 13 )... Но кто решится каплями измерять глубины морские? Ибо все равно: измерять морские глубины по каплям, и пытаться обнять рассуждением мудрость Павла.– Он не оставлял совершенно изящества речи, хотя и мало дорожил им; но обнажая речь от искусственности, которою другие ее наряжали, и представляя ее в естественной красоте, какой едва кто мог ожидать, приводил своих читателей в такое изумление, что они стали принимать ее за правило и образец истинного изящества, больше чем искусственное и изысканное красноречие. – Но всего лучше послушать еще раз его самого. Како убо призовут, в негоже не вероваша? Како же уверуют, егоже не услышаша? Како же услышат без проповедующего? Како же проповедят, аще не послани будут, якоже есть писано: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая ( Рим. 10, 14. 15 ).– Аще убо кое утешение о Христе, ими аще кая утеха любве, аще кое милосердие и щедроты, исполните мою радость ( Филип. 2, 1. 2 ). Еще: скорбь терпение соделывает: терпение же искусство: искусство же упование; упование же не посрамит ( Рим. 5, 3. 4. 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Но где сказано в Писании: реки от чрева его истекут воды живы? Нигде. Что же значат слова: веруяй в Мя, яко же рече Писание? Слова – реки от чрева его истекут – суть изречение Самого Христа. Так как многие говорили: сей есть Христос, и еще: Христос, егда приидет, еда больша знамения сотворит: то Он показывает, что должно иметь (о Нем) правое познание и убеждаться не столько чудесами, сколько Писанием. Действительно, многие, хотя и видели Его чудодействовавшим, однако же не принимали за Христа, а напротив, готовы были сказать: не Писание ли рече, яко от семене Давидова... Христос приидет ( Ин.7: 42 )? Поэтому Христос весьма часто обращался к Писанию, желая показать, что не избегает доказательств от Писания; поэтому же и теперь отсылает их к Писаниям. Итак, выше Он говорил: испытайте Писаний ( Ин. 5:39 ), и еще: есть писано во пророцех: и будут еси научени Богом ( Ин. 6:45 ), – также: Моисей на вы глаголет ( Ин. 5:45 ). Равным образом и здесь Господь говорит: яко же рече Писание, реки от чрева его истекут, указывая этими словами на обилие и независтность благодати. Это же самое Он и в другом месте выражает словами: источник воды текущия в живот вечный ( Ин. 4:14 ), т.е. (верующий в Него) будет иметь великую благодать. Итак, в том месте Он называет ее животом вечным, а здесь водою живою. Живою же называет ее потому, что она всегда действенна: ибо благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается. Таким образом, чтобы показать и неоскудеваемость дара благодати и вместе неизреченную ее действенность, Он назвал ее источником и реками, – не одной рекой, но бесчисленными. А в том месте ( Ин. 4:14 ) обилие (благодати) Он представил под образом течения. И всякий ясно увидит истину сказанного, если представить себе мудрость Стефана, язык Петра, силу Павла, – как ничто их не останавливало, ничто не удерживало (ни ярость народная, ни восстания тиранов, ни козни демонов, ни ежедневные смерти), и как, напротив, они, подобно рекам, с великим стремлением несущимся, все увлекали в след за собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Семантика двурогого посоха может быть разъяснена в контексте изучения различных типов иконографии креста на примерах широкою круга памятников, в которых отражается символика двойного предстояния кресту. Армянские хачкары – каменные стеллы с высеченными на них крестами-плетёнками – существовали на всём протяжении истории христианства в Армении, ставились при дорогах. На могилах и в иных местах, для сакрализации пространства. Служившие, по мнению исследователей, знаками-исповеданиями христианской веры 1031 , хачкары несут в себе глубокое богословие Креста. Крест-плетёнка содержит символику Древа Жизни, и ростки-пальметты, исходящие из нижней части креста, традиционны для этого вида памятников. Нередко две ветви превращаются в две руки, держащие по кресту меньших размеров, чем центральный (рис. 4). Композиция приобретает значение Распятия или Воздвижения, где боковые кресты обозначают соответственно кресты двух разбойников, распятых вместе со Спасителем, справа – благоразумного, а слева хулителя Христа. На некоторых памятниках рука, держащая крест, стилизуется до неузнаваемости и превращается в растительный побег или подобие змеиной головы. На поздних (XVI–XVII века) хачкарах иногда отроги заканчиваются изображениями зооморфных существ, что соотносится с мотивом двух змей на жезле. Соединение под сенью креста доброго и злого начал в символике посоха означает право архиерея «вязать и решить» ( Мф. 16:19 ), т. е. созидать и разрушать, а в контексте властного атрибута светского правителя принцип «разделять и властвовать». Возможно предположить, что мотив двух змей, охраняющих крест, появился на архиерейских посохах и получил распространение именно в начале XVII века и был среди восточного епископата нерегламентированным элементом художественного декора, подверженным меняющейся «моде», подобно многим другим вариантам украшения посоха. Появившись на Руси на архиерейском посохе, принесённом в качестве дара главы Константинопольской Церкви, иконография со змеями приобрела дополнительный смысл, связанный с идеями наследования власти Вселенских патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Дальнейшей задачей византийского предводителя было захватить Хрисохира, которому удалось спастись бегством при взятии Тефрики византийцами. В этом отношении оказали ему содействие стратиги ближайших фем – Армениака и Харсиана, с помощью которых доместик Христофор окружил преследуемого им Хрисохира в равнине Зоголоин близ Сиваса (Севастия). Несмотря на отчаянную защиту и геройство преданного Хрисохиру человека по имени Диаконицы, в этом ночном деле близ Сиваса павликиане потеряли свои военные силы, а их предводитель был обезглавлен. Царь Василий, внимательно следивший за ходом военных дел на восточной границе, был чрезвычайно доволен полученными известиями, поспешил из Малой Азии на европейский берег Мраморного моря и совершил по случаю победы триумфальный въезд в Константинополь. Этот въезд описан в придворном журнале и сохранился в сочинении внука Василия, царя Константина Порфирородного 201 . Победа над павликианами не должна быть рассматриваема как событие внутренней политики. Напротив, это был значительный успех во внешней политике, близко затронувший интересы мусульманского элемента. В течение IX в. арабы продвинулись далеко на запад, прежние границы с Персией – Дара и Нисиби – давно уже были забыты и отошли к мусульманским владениям. Теперь граница между византийскими и арабскими пределами, часто, впрочем, нарушаемая и поддающаяся то в одну, то в другую сторону, шла по горам Тавра на юге до фемы Ликанда, затем проходила в восточном направлении и, оставляя во власти мусульман Малатию, или Мелитену, направлялась к юго-восточному берегу Черного моря по границе Армении. Несомненно, арабам принадлежали здесь многие исконные византийские области, постепенно подвергавшиеся колонизации турецкими племенами. Малатия-Мелитена, составлявшая наиболее вдавшийся в византийские провинции укрепленный мусульманский город, бывший столицей самостоятельного эмира, который оказывал поддержку павликианам, была теперь первой и естественной целью византийского правительства после срытия Тефрики и уничтожения павликианских городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Если мы подметили это „вчувствование“, одушевление архитектурных форм у язычников – египтян, не имевших в этом отношении благодатной помощи Свыше, то, конечно, это „вчувствование“ нравственного настроения особенно широко может и должно быть у христиан. У меня пока нет данных психологических говорить о специальной христианской эстетике, и я позволю себе сослаться на известный факт: зодчество начало быстро развиваться у народов западной и восточной Европы только после принятия христианства. Это иначе и не могло быть, потому что христианство есть сила, действующая одинаково на все проявления человеческого существа: принятие христианства, по существу, есть замена стремлений естественных началами откровенными. И чтобы ни говорили о красоте и грандиозности античных строений, я всегда поставлю выше их парящий или взлетающий купол и необыкновенное расчленение, величие всех частей св. Софии Константинопольской. Те – красивы, стильны. Но они – слишком логичны, холодны и в общем представляются, конечно, в большем масштабе, обычными жилыми помещениями. Наоборот, во все арки и пролёты св. Софии Юстиниановой как бы вложено, вдунуто настроение, настроение святости, величия Божия. Там и сейчас вас охватывает благоговейный трепет и молитвенное созерцание... Для этого не требуется большого ума, развития, нужно только чистое сердце. Так, христианская эстетика доступна всем. И малые между нами, о которых говорил Спаситель, не лишены этого дара восприятия. То, что мы сказали, позволяет нам подойти несколько ближе к определению храмовой архитектуры. Если под архитектурой обычно разумеют в собственном смысле искусство строения, которое имеет в виду главным образом жилищный вопрос, то архитектура церковная нуждается в более широком определении. Как помощница религии, она должна иметь в виду прежде всего цели идеальные. Христианским храмом нельзя назвать здание, которое может лишь укрыть от непогоды и не дать ничего религиозному чувству христианина. Храмовая архитектура должна помочь молящемуся возвыситься над окружающим, некоторым образом одухотвориться, чтобы войти в общение с Господом Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Protas...

(38.4) Немного спустя после его молитвы, которая предваряла попытку совершения греха, предстало ему ангельское видение в одежде воинов эпарха. И берет его и ведет в судилище, и сажает его в так называемую кустодию, связав железными цепями шею и руки, и приходившие к нему не говорили причины. Он же по совести знал, что ради нее переносит это, предполагая, что встретится с ее мужем. (38.3) Между тем он очень тревожился, ибо вершился и другой суд и допрашивали других по обвинению; и пребывал он в большом беспокойстве. И принимает ангел, показывающий видение, образ близкого друга и говорит ему, связанному вместе с сорока осужденными: «Ради чего взят сюда, господине диаконе?» Тот отвечает: «Поистине не знаю, есть же у меня подозрение, что один бывший эпарх донес на меня, пораженный безумной ревностью. И боюсь, предал меня, дабы начальник, подкупленный деньгами, подверг меня наказанию». (38.6) Отвечает ему тот: «Если послушаешь своего друга, то да не подобает тебе жить в этом городе». Говорит ему Евагрий: «Если Бог избавит меня от сей напасти и ты увидишь меня в Константинополе, знай, что воистину я заслуживаю это наказание». Тот ему говорит: «Я принесу Евангелие, и поклянись мне в том, что удалишься из этого города и будешь заботиться о своей душе, и избавлю тебя от этой участи». (38.7) И он принес Евангелие, и тот поклялся ему на Евангелии: «Дольше одного дня, дабы успеть погрузить на корабль мои одежды, не останусь». И когда была совершена клятва, пришел в себя от видения, бывшего ему ночью. И, встав, рассудил, что хоть и в видении была принесена клятва, но все же – поклялся. И, погрузив все свои вещи на корабль, приплыл в Иерусалим. (38.10) Там прожив второй год, на третий поселился в пустыне. И, прожив четырнадцать лет в так называемых Келиях, ел литру хлеба и за три месяца ксест елея – муж, пришедший от изысканной, роскошной и изнеженной жизни. Творил он по сто молитв и писал в год только цену того, что съедал. Ибо дарование имел писать оксиринхскими письменами. В течение пятнадцати лет очистив чрезвычайно ум, удостоился дара ведения, и мудрости, и различения духов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ был обнародован в феврале 313 г. Константином Великим . М. э. о веротерпимости по отношению к христианам стал рубежом, отделяющим эпоху гонения на христиан от «эпохи Константина», началом которой стало уравнивание христиан в правах с остальными гражданами. МИРОПОМАЗАНИЕ – одно из семи таинств, совершаемое в Православной церкви тотчас после крещения; в нем через помазание священным миром свидетельствуется вера в обретение даров Св. Духа. При помазании священник произносит следующие слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». МЛАДОРОССЫ – эмигрантское русское националистическое движение 1920-х —1940—х гг. В 1923 г. на Всеобщем съезде национально мыслящей русской молодежи, прошедшем в Мюнхене, был образован Союз «Молодая Россия». Его лидером стал А.Л. Казем-Бек. Позднее, в 1925 г., организация была переименована в Союз младороссов. В основной массе эмиграция не поддерживала движение М., которое открыто контактировало с советскими властями, чем пользовалось ГПУ. Движение выпускало периодические издания «Бодрость!», «Младоросская искра», «К молодой России», «Казачий набат» и «Казачий путь». В период Второй мировой войны М. воевали на стороне Франции, участвовали в движении Сопротивления. В 1942 г. А.Л. Казем-Бек официально объявил о роспуске партии М. Движение пыталось синтезировать консерватизм и революционность. Оно предполагало возрождение традиционной русской государственности на новом уровне и новыми силами. По характеру движение М. было националистическим, при этом русскому национализму придавалось мессианское значение. Главной идеей М. была мировая «революция Духа», восторжествовавшая над господством материалистических ценностей. Идеалом государственного устройства считалась идеократическая самодержавная монархия. Она должна быть, с одной стороны, надклассовой, а с другой – «социальной». Образцами русского самодержца считались «царь-труженик» Пётр I и «царь-освободитель» Александр II. МОЛОКАНСТВО, МОЛОКАНЕ – название ряда русских рационалистических сект: молокане Донского толка, толк «общих», «прыгуны», «штундо-молокане» («новомолокане») и др.,– распространенных в России в XVIII и XIX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Анна, имеющая имя от благодати 1 , отвечала пророку: «Я произошла от рода священнического, от колена Ааронова, от племени пророческого и царского; ибо я – отрасль Давида и Соломона, и последующих царей; но я же и родственница жены твоей Елисаветы. Потом, по закону Владыки, я сочеталась браком, но оказалась бесплодною и долго была бездетною. Не находя никакого средства для устранения своего несчастия, я прибегла к Единому Всемогущему и подателю всего Богу и, отверзши пред Ним с усердием уста свои, с сокрушением сердца и со слезами возопила, говоря так: «О, Господи, Господи, скоро внимающий душам, удручаемым скорбями! Зачем Ты изменил во мне естество моих предков? Зачем Ты сделал меня притчею в роде моем и предметом для кивания головою в племени моем? Зачем Ты подвел меня под проклятия пророков Твоих, дав мне чрево неплодное и сосцы сухие? Зачем Ты сделал, что не принимают даров моих как бездетной? Зачем Ты предоставил меня знакомым на поругание, подчиненным на посрамление и соседям на посмеяние? Призри, Господи; услышь, Владыко; умилосердись, Святый! Уподобь меня птицам небесным, зверям земным, рыбам морским; ибо и они плодородны у Тебя, Господи! Да не явится, Всевышний, худшею безсловесных та, которую создал Ты по образу и подобию Своему». Сказав это и подобное этому, я присовокупила: «Тебе, Владыко, я вместо благодарственного дара всецело посвящу дитя, которое Ты дашь мне, чтобы оно оставалось и пребывало в святилище Твоем как священное приношение и всечтимый дар, дарованный мне Тобою, всещедрым подателем совершенных даров». Так взывала я к сущему на небесах Богу, находясь в своем саду под открытым небом, устремив очи на небеса и бия себя руками в перси. О том же умолял Бога и муж мой, находясь на горе совершенно один и постясь сорок дней. Наконец скорый на милость и животолюбивый Господь, вняв молитвам обоих нас, послал ангела Своего возвестить нам зачатие моей отроковицы. Тогда естество мое по повелению Божию тотчас понесло плод; ибо до божественной благодати оно не дерзало рождать, а как только она снизошла на меня, заключенное дотоле чрево отверзло врата свои и удержало в себе полученный от Бога залог, пока зачавшееся в нем по благоволению же Божию произошло на свет. Итак, поскольку дитя уже отнято от сосцев, я совершаю Богу обеты свои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в тесноте моей ( Псал.65, 13–14 ). Для этого я собрала сонм дев со светильниками, созвала священников, пригласила родственников, говоря всем: «Радуйтесь со мною все, потому что я теперь и мать и жертвоприносительница, не к земному царю приводящая дитя свое, ибо это непристойно, но посвящающая его Царю небесному, Его дар». Прими же, пророк, Богом дарованную дочь мою; прими и, приведши ее в святую гору, помести ее там ( Псал.77, 54 ), в готовом жилище Божием ( Псал.32, 14 ), ни о чем не исследуя, доколе призвавший ее сюда Бог благоволит привести к концу касающееся ее».

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Их-то сообщество веры и считает, и именует сынами Авраамовыми скорее, чем кровных. Если же твоему боголюбию хочется прийти к некоему умозрению посредством буквального понимания и под камнями подразумевать ослепленных и жестокосердых язычников (а из них был восполнен удел Авраамов, когда они от слепоты обратились к созерцанию спасения и от еллинского заблуждения — к тайноводительству Духа), то я думаю, и в этом случае ты не окажешся правящим далеко от меты, которую поставило и утвердило на церковном ристалище постижение умозрительной истины. 32. Что означает лопата Его в руке Его (Мф 3:12) и так далее? Поскольку Предтеча, проповедуя о Спасителе, рассказывал, богословствуя о Нем, наряду с прочим, и то, что Он будет крестить приходящих к Нему огнем и Духом (Мф 3:11) — а будет крестить показывает и представляет богатство дара и изобилие благодеяния, потому что Доставляющий искупление и усыновление со всех сторон орошает нас вечнотекущими потоками благодати, — то, сказав об этих спасительных вещах, исполненных великой щедрости по отношению к нам, он, чтобы кто-нибудь не решил, будто желание и сила даровать нам столь великие дары и настолько облагодетельствовать у Спасителя есть, а покарать и наказать виновных и непослушных у Него не остается никакого основания, ради этого прибавил, исправляя их самообман: Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое .  То есть, что Он не только Благодетель и щедрый Податель благ для пригодных, но и наказывает за беззаконные дела и карает за преступления. Ибо лопата в руке Его [сказано] вместо: “Он скор на карательное возмездие за дурные деяния, как и на вознаграждение за добрые, — поэтому сила и власть, отличающая и отделяющая подлежащих каре от достойных благодеяния у Него под рукой и в руках”. Поэтому зерно, которым здесь назван сонм праведных, Он собирает в горние обители, в амбары, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут (Мф 6:20). У кого же прегрешения влекут за собой нераскаянное прибавление зла, тех Он отошлет в огонь неугасающий, исполняющий над ними нескончаемую кару. И лопата в Его руке правильно намекает на быстроту и готовность — ведь Он отделяет худших от лучших не длительным изучением и исследованием помыслов, но сразу и незамедлительно отсекает спасенную часть от наказуемых. Ибо [как только] Он пожелал, следует разделение, совершается суд, и с ним совершается карательное возмездие — ведь пред Богом все мгновенно. Потому что карательное действие и возмездие есть тоже помощник и слуга Божиих приговоров, как и высшее воздаяние награды, через которое нам достается лучшее.

http://pravmir.ru/amfilohii/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010