Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:14–17 ). Мы видим, что одного Крещения здесь оказалось недостаточно, нужно было, чтобы на этих людей еще и сошел Дух Святой. При этом описанное здесь Крещение не являлось крещением Иоанновым, а совершилось во имя Господа Иисуса Христа, то есть было именно Крещением христианским. И все равно тем самарянам, для того чтобы они стали членами Церкви, было необходимо еще и возложение рук, принятие Духа. В католической традиции Таинство Миропомазания (конфирмация) оказалось отделенным во времени от Таинства Крещения и совершается епископом над людьми, достигшими отроческого возраста (так называемого «возраста распознавания»). Следует заметить, что конфирмации здесь предшествует совершаемое священником своего рода предварительное помазание миром младенцев сразу после их Крещения; вместе с тем это помазание не считается Таинством и в католической традиции представляет собой лишь залог будущего «взрослого» Миропомазания. Известно, что, в отличие от Запада, в православной восточной традиции помазание миром как Таинство уже в III веке совершалось сразу же после Крещения. Впрочем, по крайней мере до начала V столетия в древней сирийской богослужебной традиции, в связанной с ней традиции антиохийской, а также в Константинополе существовала практика преподавать Миропомазание – именно как Таинство Святого Духа – еще до Крещения. Это богословски обосновывалось тем, что получить Крещение – как начало жизни во Христе – может лишь тот, кто уже обрел дар веры; подлинным же Подателем такого дара является только Бог, Святой Дух. Тем самым утверждалась необходимость для просвещаемого получить дар наставляющего нас в вере Святого Духа еще прежде погружения в крещальную купель. Так, по мысли святителя Григория Нисского , крещаемым необходимо сначала «осязать помазание миром» именно потому, что «приближающихся верой» к купели Просвещения «отовсюду предваряет Дух».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Иисус Христос беседует с Моисеем и Илиею еще для того, чтобы побудить учеников Своих подражать их любви к Своему народу, их постоянству и твердости, чтобы они были кротки как Моисей, ревностны как Илия, и равнопопечительны. Ибо один из них три года сносил голод для иудейского народа, а другой говорил: аще оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади Мя из книги Твоея, в нюже вписал еси ( Исх. 32:32 ). Обо всем же этом Иисус Христос напоминал ученикам Своим в присутствии Моисея и Илии, выведши их в славе не только для того, чтобы ученики были таковыми, но и превосходили их. Поэтому, когда они сказали: Господи, хощеши ли, речем, да огнь снидет с небесе ( Лк. 9:54 ), и упомянули об Илии, сделавшем подобное, то Он сказал им: не весте, коего духа есте, превосходством дара убеждая Их к перенесению обид. Илия был очень совершен, но только в свое время, когда ум людей находился еще в младенчестве, и когда они имели нужду в таком руководстве. Равно и Моисей совершен был, но от учеников Христовых требуется боле совершенства: аще не преизбудет правда, ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное ( Мф. 5:20 ). Ибо ученики были посланы не в Египет, но во всю вселенную, которая находилась в худшем состоянии, нежели Египет; и не с Фараоном имели разговаривать, но сражаться с самим начальником зла – диаволом. Их подвиг состоял в том, чтобы связать его и расхитить Все сосуды его; и это они совершили, не море рассекая, но рассекая жезлом Иисусовым бездну нечестия, воздымаемую бурными волнами. Представь, сколь многое устрашало мужей сих: смерть, бедность, бесславие, бесчисленные страдания. Все это было для них ужаснее, чем древле море для иудеев; но Иисус убеждал их презреть сие, и идти с совершенной безопасностью как бы сухим путем. Приготовляя их ко всему этому, Он поставил перед ними мужей, прославившихся в Ветхом Завете. Что же при этом – пламенный Петр? Добро нам зде быти, – говорит он, поскольку он слышал, что Иисусу должно взойти во Иерусалим и пострадать: то, боясь и трепеща за Него, он после сделанного ему упрека не смеет приступить и повторить то же: сохрани Бог! но от страха ту же самую мысль он выражает в других, и уже не столько ясных словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Их-то общность веры и считает, и именует сынами Авраамовыми скорее, чем кровных. Если же твоему боголюбию хочется прийти к некоему умозрению посредством буквального понимания, и под камнями подразумевать ослепленных и жестокосердных язычников (а из них был восполнен удел Авраамов, когда они от слепоты обратились к созерцанию спасения и от еллинского заблуждения – к тайноводительству Духа), то я думаю, и в этом случае ты не окажешься правящим далеко от меты, которую поставило и утвердило на церковном ристалище постижение умозрительной истины. Трактат 32. Что означает «лопата Его в руке Его» (Мф. 3:12) и так далее? Поскольку Предтеча, проповедуя Спасителя, рассказывал, богословствуя о Нем, наряду с прочим, и то, что Он будет крестить приходящих к Нему огнем и Духом ( Мф. 3:11 ) – а «будет крестить» показывает и представляет богатство дара и изобилие благодеяния, потому что Доставляющий искупление и усыновление со всех сторон орошает нас вечнотекущими потоками благодати, – то сказав об этих спасительных вещах, исполненных великой щедрости по отношению к нам, он, чтобы кто-нибудь не решил, будто желание и сила даровать нам столь великие дары и настолько облагодетельствовать у Спасителя есть, а покарать и наказать виновных и непослушных у Него не остается никакого основания, ради этого прибавил, исправляя их самообман: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое». То есть, что Он не только Благодетель и щедрый Податель благ для пригодных, но и наказывает за беззаконные дела и карает за преступления. Ибо " лопата в руке Его« [сказано] вместо: «Он скор на карательное возмездие за дурные деяния, как и на вознаграждение за добрые, – поэтому сила и власть, отличающая и отделяющая подлежащих каре от достойных благодеяния у Него под рукой и в руках». Поэтому зерно, которым здесь назван сонм праведных, Он собирает в горние обители, в амбары, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут ( Мф. 6:20 ). У кого же прегрешения влекут за собой нераскаянное прибавление зла, тех Он отошлет в огонь неугасающий, исполняющий над ними нескончаемую кару. И лопата в Его руке правильно намекает на быстроту и готовность – ведь Он отделяет худших от лучших не длительным изучением и исследованием помыслов, но сразу и незамедлительно отсекает спасенную часть от наказуемых. Ибо [как только] Он пожелал, следует разделение, совершается суд и с ним совершается карательное возмездие – ведь пред Богом все мгновенно. Потому что карательное действие и возмездие есть тоже помощник и слуга Божиих приговоров, как и высшее воздаяние награды, через которое нам достается лучшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Любовь к ближнему – это основное делание пастыря, которое поручает ему Бог для спасения всех. Дар священства воздействует на пастыря тем, что он по мере совершенствования полученного им дара все более принадлежит пастве, все более в нем является самоотречение от своих эгоистических интересов и жизнь пасомых становится его жизнью. Благодаря дару жертвенной любви священник объединяет в себе всех верующих и это родство можно сравнить как отношение матери к своему младенцу. " Дети мои, - говорит апостол, - для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! " (Гал.4:19). Как материнская любовь предваряется муками рождения, которые сопровождаются подвигом самоотречения ради жизни детей, так и зарождение новой духовной жизни в пастве предваряется мукой пастырского самоотречения. Так же и в другом месте апостол Павел со всей силой описывает свою любовь и привязанность к верным во Христе: " подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны " (1Фесс.2:7-8). Иоанн Златоуст, как достойный преемник не только апостольского служения, но и любви, всех объединяющей, в следующих трогательных словах обращается к своей пастве после изгнания и возвращения его на константинопольскую кафедру: " Где я, там будете и вы; где вы, там буду и я. Мы одно тело и ни голова от тела, ни тело от головы не может быть отделено; хотя бы разделяло нас друг от друга пространство, мы соединены любовью. Самая смерть не разлучит нас с вами: пусть умрет мое тело, душа моя жива и помнит о вас. Вы мне отцы, вы мне мать, вы мне жизнь, вы мне друзья, если вы преуспеваете, я буду радоваться. Вы мой венец и мое богатство; вы мое сокровище.  Тысячу раз готов я принести себя в жертву за вас; и это не заслуга с моей стороны, а долг. " Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец " (Иоан.10:11); такая смерть уготовляет бессмертие. Не земные богатства и не какой-нибудь грех, - по справедливости, тогда я терпел бы огорчения – навлекли на меня эти козни, но моя любовь к вам, именно, что я все делаю для вашего преуспеяния и никому не допуская вторгнуться в это благоустроенной стадо, но соблюдаю вас в непорочной вере.

http://bogoslov.ru/article/3355824

Между тем кумир мира — «маммона» — вместе с маловерием (Мф. 6, 24) часто господствует в какой-то мере и в наших сердцах. При этом мы забываем слова Господа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6, 34), и от этого, может быть, ограничиваем ту помощь, которую мы могли бы оказать ближним в нужде. У нас недостает веры в слова апостола: «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9, 6) и обетование Божие: «Давайте и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6, 38). А как часто это обетование сбывалось чудесным образом! Вот св. Филарет Милостивый отдает нуждающемуся последних волов и нищим — последние запасы взятого в долг зерна. Став же сам нищим, он становится затем тестем Константинопольского императора. Вот прп. Савва Освященный, прп. Сергий Радонежский и другие милостивые игумены раздают голодным последние запасы монастырского продовольствия и тем вызывают нарекания и ропот братьев. Но Господь же никогда не посрамляет Своих верных рабов: тотчас же после подаяний монастырские запасы по Промыслу Божиему пополнялись вновь в избытке. О том, как достигали наивысших ступеней милосердия простые русские крестьяне, пишет в своих записках старец Силуан: «Когда у тебя отнимают имущество, то ты отдай, ибо любовь Божия не может отказать; а кто не познал любви, тот не может быть милостивым, потому что нет у него в душе радости Святого Духа... Меня этому еще родной отец научил. Когда случалась в доме беда, он оставался спокоен. Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: " Смотри, у нас воруют снопы " . А он мне говорит: " Э, сынок, Господь уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, стало быть, у него нужда есть " ». Доля, отдаваемая неимущим в церкви, как бы освящает весь доход. Когда же случалось, что христианин пожалел что-либо или уменьшил сумму дара, Господь часто показывал, как много он терял от этого. Интересен в этом отношении один рассказ из жизнеописания прп. Серафима.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

О второй вашей главе, заключающей в себе учение о том, что всякий человек повинен прародительскому греху, утверждаем и мы, что это истинно так. Ибо псалмопевец говорит: «се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» ( Псал.50:7 ); и Господь в Евангелии: «аще кто не родится водою и Духом», т. е. для очищения от сего прародительского греха, «не может внити в царствие Божие» ( Иоан.3:5 ). Впрочем, что касается до возрождения через божественное крещение, о котором в исповедании Символа сказано: «исповедую едино крещение во оставление грехов», – то мы крестим через троекратное погружение, а Латиняне не хорошо делают, крестя через одно поливание. Ибо в едином Божестве надобно проповедовать три ипостаси, а посему должны быть три и погружения и выгружения, с произнесением имени Отца, и Сына, и Святого Духа, так как это есть древнее обыкновение, преданное Церкви; а вместе тремя погружениями и выгружениями знаменуется тридневное погребение и воскресение плотью за нас Распятого и Воскресшего. Крещенного тотчас же должно помазать и миром; ибо это помазание есть печать и знамение Христа, и мы, получая от Него в миропомазании благодать, называемся христианами и делаемся помазанниками Господа; а Он не лишается Своего достоинства от того, что мы так по Нему называемся, потому что Он называет нас сынами Божиими, по усыновлению, и богами, по благодати. Помазывая же крещенного, священник говорит: «печать дара Духа Святого. Аминь». Поэтому основательно то, что за крещением следует и миропомазание, а не отлагается до времени, и преподается крещенному честное причастие. Ибо цель всякого таинства есть та, чтобы мы, избавившись от заблуждения и нечистоты греха, соделавшись чистыми и запечатлевшись божественным миром, приобщились плоти Его (Иисуса Христа) и крови, и теснейшим образом соединились с Ним, и чтобы Христос вселился в нас, и походил, и был с нами во все дни. Глава третья. О членах веры Приступая же, как следует, и к третьей вашей главе, распространяющейся о членах веры, мы говорим, что истинная и единственная божественная вера, христиан, превышающая ум и разум, как действительно истиннейшее исповедание Бога в Троице, содержится сокращенно в следующих главах, которые всякий правоверующий и желающий спастись должен исповедовать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

Один из значимых праздников в древнем Израиле назывался праздником Кущей, который отмечали в сентябре или в октябре. В этот день люди благодарили Бога за недавно собранный урожай и молились, чтобы Бог послал необходимый для следующей жатвы дождь. В одной из церемоний праздника священник должен был принести воды из Силоамского источника и возлить ее на жертвенник за чертою храма с молитвой о дожде. В один из таких осенних (как правило, дождливых) дней, когда совершалась эта праздничная церемония, Иисус возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ). Поясняя эти слова Иисуса, Иоанн добавляет: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:39 ). ИОАНН ЗЛАТОУСТ О СВЯТОМ ДУХЕ КАК ОБ ИСТОЧНИКЕ ЖИВОЙ ВОДЫ (ОК. 395 Г.): Живою же называет ее потому, что она всегда действенна. Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается. Таким образом, чтобы показать и неоскудеваемость дара благодати, и вместе неизреченную ее действенность, Он назвал ее источником и реками, – не одною рекою, но бесчисленными. А в том месте [ Ин.4:14 ] обилие Он представил под образом течения (Толк, на Ин. 51:1 [NPNF, т. 14, 184]). 136 В этих словах, как и в случае с отрывком из шестой главы, можно видеть, как Иисус переходит от буквального события к духовному. Накормив пять тысяч людей, Иисус перевел их внимание с пищи в буквальном значении к пище в духовном смысле, которой был он сам. Здесь же, среди большого обилия воды и в контексте молитвенных вопрошаний о дожде, столь необходимой для урожая и поддержания жизни, Иисус говорит о себе как об источнике живой воды, называя Святого Духа водою живою. Кроме того, по аналогии с вкушением пищи, образ пития имеет смысл продолжительного действия, так как человеческий организм требует регулярного и многократного потребления жидкости. Иисус же говорит о необходимости пить от него, указывая при этом на Святого Духа как на подателя живой воды. 137 Комментируя этот отрывок Писания, Отцы церкви справедливо подчеркивали связь Святого Духа с нескончаемым потоком воды, который никогда не иссякает. Хорошим примером на этот счет может послужить приведенная выше цитата из трудов Иоанна Златоуста , который был епископом Антиохии, а затем Константинополя, и считался самым выдающимся проповедником в эпоху патристики.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Петр. Чудное и в высшей степени изумительное дело! Григорий. О Единородном, Безначального Отца Сыне, написано: в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Ин 1.1); о силе же Его прибавлено: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1.3). Что же удивительного, Петр, если Само Слово, создавшее язык, возглаголало в них без языка? Петр. Да, твое замечание справедливо. Григорий. Эти епископы были тогда изгнаны из отечества и удалились в Константинополь. В то время как я был послан к императору по делам церковным, я встретил там одного старца епископа, который свидетельствовал, что сам видел, как уста их говорили без языка. Даже, отверзая свои уста, они громогласно говорили: «Смотрите, мы говорим, хотя и не имеем языков!«И, по его словам, желающие видели, что на месте вырезанных до корня языков оставалась как бы глубокая впадина в горле; и несмотря на то, что уста были пусты, слова образовывались вполне. Но как скоро один из них предался роскоши, то лишился чудесного дара. Так праведно судил всемогущий Бог, чтобы человек, вознерадевший о сохранении плотского воздержания, не мог и говорить без языка плотского. — Этих повествований об осуждении арианской ереси достаточно, теперь возвратимся к чудесам, недавно совершившимся в Италии. 33. О рабе Божием Елевферии Вышеупомянутый мною Елевферии, настоятель монастыря св. евангелиста Марка, находящегося в окрестностях города Сполетто, долго жил со мною в здешнем моем городском монастыре, но скончался в своем монастыре. Ученики его рассказывают, что он своею молитвою воскресил умершего. Он обладал таким смирением и сердечным сокрушением, что слезы, исходившие из очей столь кроткого и простого человека, имели великую силу пред Богом. Расскажу теперь об одном его чуде, в котором и сам он предо мною простодушно признался. Однажды во время пути, когда по наступлении вечера не было места где переночевать, он зашел в женский монастырь. В монастыре был малолетний отрок, который каждую ночь обыкновенно подвергался мучениям злого духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Последние псалмы и слова Давида записаны в главах XXII и XXIII второй книги Царств и в 3-й книге Царств в главах 1 и 2-й, а также в книгах Паралипоменон 326 . В 22-й главе II кн. Царств начертан тот псалом, который известен нам под именем XVII псалма с начертанием: «Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула». Согласно этому начертанию мы думаем, что пс. XVII, начертанный во время воцарения Давида в Хевроне, внесен в летопись начертателем второй книги Царств, как соответствующий и тому времени конца царствования Давида после возмущения Авессалома и пограничной войны с Филистимлянами, – когда в царстве его воцарилось спокойствие (ср. стихи 7, 18–20, 38–46). В главе XXIII, 1–7 Давид, «сладкий певец во Израиле» с полным сознанием дарованного ему пророческого дара произносит слова: «Дух Господень говорит во мне и слово Его на языке у меня». В этих словах, произнесенных в конце его жизни, как бы выразилась вся деятельность его как пророка, глаголавшего слова Божии и провидящего, что спасение мира явится в потомстве его. «Не так ли дом мой у Бога», – восклицает он в том же псалме, – «Ибо завет вечный положил Он со мною твердый и непреложный. В 1-й главе третьей книги Царств описаны последние события жизни Давида и первые дни воцарения Соломона еще при жизни отца по повелению его. Один из сыновей Давида красавец (ст. 6) Адония, сын Аггифы 327 , задумал провозгласить себя царем и завел колесницы и скороходов и склонил на свою сторону Иоава и одного из первосвященников, Авиафара, и собрал около себя значительное число приверженцев (5–25 ст.). Однако против Адония высказался другой первосвященник – Садок и пророк Нафан и известный герой Ванея вместе со многими воинами Давида. Чтобы сплотить свою партию и вероятно условиться окончательно в образе действования, Адония собирает на пир «сыновей царских и Авиафара и военачальника Иоава»... Нафана же и Садока и Ванею и Соломона не пригласил (ст. 19 и 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

При прохождении чрез Вефиль по-видимому великий пророк ни с кем не говорит; погруженный в небесные думы, предав душу свою Богу, идет он, куда ведет его Дух, не обращая внимание на все его окружающее. Он останавливается только, чтобы сказать еще раз Елисею, чтобы он остался в Вефиле, так как Господь приказывает ему идти в Иерихон. И во второй раз просвещенный Божественным откровением 880 Елисей не оставляет своего учителя и они вместе доходят до Иерихона. И здесь сыны пророчеств говорят Елисею: «сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею». И им говорит Елисей: «я также знаю, молчите». И в третий раз пророк Илия хочет оставить Елисея в Иерихоне, говоря, что Господь посылает его к Иордану; и в третий раз Елисей с клятвою, что он не оставит Илию, сопровождает его к Иордану. Между тем пятьдесят сынов пророческих из Иерихона, получившие откровение о грядущем событии, идут следом за двумя пророками и видят их издали, как они стоят на берегу Иордана. Пророк Илия свернутою милотью (т.е. плащом) ударяет по воде, которая расступается, и оба переходят по сухому руслу. «Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так; а если не увидишь, не будет» (II, 9–10). По поводу этого трудного места многие западные комментаторы согласны в том, что Елисей не просил и не мог просить духовной силы вдвое против той, которая действовала в Илии. Илия, как отец, оставляющей наследство своему сыну, не мог отдать ему более, чем сам он имел. Замечают еще, что слова, которыми Елисей просить о двойной части, совершенно одинаковы с теми словами, которые во Второзаконии XXI, 17 означают часть перворожденного сына, которая была вдвое более каждой отдельной части каждого из остальных сыновей 881 . При этом понимании текста Елисей не может быть обвинен в чрезмерности требования: он просит признать за ним лишь право первородства, сознавая, что великое духовное наследство после Илии есть наследство, принадлежащее всем пророкам Израиля, и он молит только, чтобы духовный дар, ему оставляемый, был вдвое более духовного дара каждого из других пророков страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010