Новгородская челобитная, поданная во время восстания, утверждала, что Никон держал Жеглова «в чепи и в железех», бил его и мучил безвинно, при этом «вымучил на нем» триста рублей денег. Иван Шушерин, биограф Никона, подтверждал эти сведения: «...а оный их (восставших – С.С.) воевода от дому преосвященнаго митрополита дворецкой Иван Жеглов, иже тогда за некую вину его посажен бе во узилища, и бысть цепь на выи его». Возможно, не случайно в письме к князю Ивану Никитичу Хованскому Иван Жеглов жаловался на увечья, причинённые ему во время заключения – Тихомиров 1940, 104. Перенесённые Жегловым несчастья сделали его популярным среди новгородцев: он возглавил созданное восставшими правительство. Между тем уже в апреле Иван Жеглов изменил восставшим и предпринял попытку перейти на сторону московского правительства: он попытался бежать, но вынужден был вернуться обратно. Жеглов написал князю И.Н. Хованскому письмо, в котором рассказал о неудавшемся побеге; в письме Жеглов советовал Хованскому поспешить в Новгород «скорым обычаем», потому что его ожидают мирские люди (письмо опубликовано: Тихомиров 1940, 110–111). ...в соборной церкви... – Согласно записи в Повести временных лет, Софийский собор в Новгороде возведён в 1045–1050 гг. «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и архиепископа Лукы»; прототипом этого архитектурного сооружения явился Софийский собор в Киеве – Комеч 1987, 236–254. ...взирая на Спасовъ образ мстной... и чюдо было Мануилу, греческому царю. – В новгородском Софийском соборе находилась копия 1572 г. с так называемой «корсунетсой» иконы «Спас на престоле», наиболее почитаемой святыни Новгорода, в 1561 г. по требованию Ивана Грозного переправленной в Москву и установленной в Успенском соборе – Комарова, Александров 2003, 410–423. С особенностями иконографии новгородского образа связано известное новгородское предание о написании этой иконы византийским императором Мануилом I Комнином, которое легло в основу «Сказания о видении Спасова образа царю Мануилу» – Брюсова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Heimkehr in den Schoß der Mutterkirche. Festrede zum 40. Jubiläum der Lwower Synode, in: StdO 1986,11,34–39. Einhaltung des Fastens heute. Ein Bericht aus der Arbeit der präkonziliaren Beratung, in: StdO 1987,6,32–33. Statt Barrieren Brücken. Votum an die Kirchenkonferenz, in: StdO 1987,10,5–6. Quellen der geistlichen Tradition in der Russischen Orthodoxen Kirche. Vortrag bei der Kirchenkonferenz «Theologie und Spiritualität“, in Moskau (StdO 1987 ,10,27). Gerechtigkeit, die vor Gott gilt. Das heilige Rußland und seine Kirche in Geschichte und Gegenwart, in: StdO 1988,5,7–13. Verschiedene Briefe und Sendschreiben als Vorsteher des Arbeitskomitees der Christlichen Friedenskonferenz, in: MP1988, 8,55–59. Tausend Jahre Christentum in Rußland. Festvortrag, in: Tausend Jahre Christentum in Rußland (Tutzinger Symposion März 1988) (Göttingen 1988)49–57. Literatur: MP 1965,10,30. MP 1966,6,1; 7,9; 11,1; 12,7. MP 1967,3,9f; 3,54; 6,7; 6,53; 10,64; 11,8. MP1968,1,14; 3,3; 9,2; 9,6; 11,3. MP1969,1,5; 2,4; 8,1; 10,15; 12,6. MP 1970,11,2. MP 1971,3,1; 7,1; 10,1. MP1975,5,6; 5,7. MP 1976,1,7; 1,10. MP1977,8,3; 11,2. MP 1979,2,42; 2,43; 5,3; 12,4. MP1980,3,3. MP 1981,2,9; 11,48. MP1982,7,8; 7,10; 8,8. MP1984,11,61–66: Dr.h.c. MP 1985,2,9; 5,6; 5,8; 8,6; 9,6ff. MP1986,5,38f; 9,4; 9,6; 11,11; 11,13; 12,8; 12,30 Poezdka mitropolita Kievskogo Filareta v SŠA, in: MP1986,5,41. MP 1987,3,3; 4,5; 5,7; 7,6; 7,7; 9,10; 9,52; 11,65; 12,10. MP 1988,1,24; 3,58; 4,7f; 4,9; 8,56f; 9,2; 10,3. StdO 1962,4/5,10–18. StdO 1966,8,9. StdO 1967,1,16. StdO 1972,1,14. StdO 1979,4,15; 4,32; 6,2. StdO 1980,10,52. StdO 1982,2,22; 3,19. StdO 1984,12,29f. StdO 1985,1,29; 3,3; 6,20–22. StdO 1988,9,6. Prav. Rus» 1983,9,12. Prav. Rus» 1984,2,13. Struve 182. J. Ellis, The Russian Orthodox Church 205,208,209,217,233–238, 248f. Prav. Visnik 1984,7,2; 1985,1,4–5; 2,3; 4,4; 5,4; 6,3; 8,7. Protodiakon Vladimir Rusak, Svidetel " stvo obvinenija. Episkopy» in: Prav. Rus’ 1988,13,5. H. Bodewig, Die russische Patriarchatskirche 115, 143f.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

3793. ПОПОВИЧ А. , прот. (Саратовская епархия). Некролог. – 1989, 1, 37. 3794. NOTEXIH В.М., прот. (Московская епархия). Некролог. – 1985, 5, 29. 3795. ПОХОЖАЙ Д.М., прот. (Орловская епархия). Некролог. – 1984, 3, 34. 3796. ПРИПУТНИКОВ В., свящ. (Смоленская епархия). Некролог. – 1987, 8, 44. 3797. ПРОВАДА А., прот. (г.Москва). Некролог. – 1988, 8, 47. 3798. ПРОТОПОПОВ Б.С., прот. (Московская епархия). Некролог. – 1985, 5, 30. 3799. ПРУДНИКОВ А., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1991, 2, 38. Р 3800. РАДИОНОВ А., прот. (Тульская епархия). Некролог/Прот. А. Родионов. –2000, 7, 71. 3801. РАИН П., прот. (г. Москва). Некролог/Прот. А. Тыщук. – 1995, 9–10, 44. 3802. РИЖКОВСКИЙ В., прот. (Волынская епархия). Некролог. – 1986, 7, 29. 3803. РОГОВСКИЙ В., прот. (Псковская епархия). Некролог. – 1987, 7, 38. 3804. РОЖАНОВИЧ П., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1986, 2,, 31. 3805. РОЖКОВ В., прот. (г.Москва). Некролог/Прот. В. Воробьев. – 1997, 11, 71. 3806. РОЗОВ К., протодиак. (г. Москва). Что сохранила память/Л. Розова. – 1989, 6, 16. 3807. РОМАНЕНКО А., прот. (Киевская епархия). Некролог. – 1989, 1, 35. 3808. РОМАНОВ Б., диак. (Ленинградская епархия). Некролог. – 1990, 11, 40. 3809. РОМАНЧУК В., прот. (секретарь Львовского епархиального управления). Некролог. – 1989, 11, 30. 3810. РУБИНИН В.А., прот. (Ленинградская епархия). Некролог. – 1984, 5, 37. 3811. РУДЕЦКИЙ М., прот. (Ставропольская епархия). Некролог. – 1986, 6, 35. 3812. РУДЬКО С., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1989, 1, 35. 3813. РУЖИЦКИЙ К., прот. д-р. (ректор МДА и С). (К 100-летию со дня рождения). Некролог/Прот. В. Смирнов. – 1989, 1, 15. 3814. РУНОВИЧ И., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1987, 10, 35. 3815. РЫБИН К.Е., прот. (Московская епархия). Некролог. – 1984, 12, 44. 3816. РЫЖКОВСКИЙ Н., прот. (Волынская епархия). Некролог. – 1988, 9, 64. 3817. РЯСЕНСКИЙ Н., прот. (Алма-Атинская епархия). Некролог. – 1987, 11, 45. С 3818. САБИНИН С., прот. Памяти протоиерея Стефана Сабинина. (Русский православный храм в Веймере, ГДР, (1789–1863)/Игум. Макарий. (В конце статьи имеется указатель трудов протоиерея С. Сабинина). – 1984, 4, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Замысел патриарха Никона во всей его глубине, красоте и иконичности не был понят и оценен, ибо патриарх по своим богословским иконографическим представлениям стоял выше своего времени. Когда судили Никона, на второе место из десяти было поставлено обвинение в строительстве Нового Иерусалима и именовании себя патриархом Нового Иерусалима. Но главная идея патриарха состояла в том, что икону, образ, символ следует понимать — в согласии с учением Святых Отцов — в широком смысле: икона не только образ, писанный красками на доске, но все, что возводит ум человека к Боговидению и Боговедению. Новый Иерусалим патриарха Никона — это не копия, не подмена и не отрицание Иерусалима географического, а его реальная, видимая топографическая икона. Такое понимание творения Никона снимает все политические, церковные и богословские проблемы и несправедливые обвинения в адрес патриарха. Литература Аскольдов 1967 — С. А. Аскольдов. Религиозный смысл русской революции.//Из глубины. Сборник статей о русской революции. Париж., 1967. Бердяев 1946 — Н. Бердяев. Русская идея. Париж, 1946. Бессонов 1864 — П. Бессонов. Калеки перехожие, т. 1-2, вып. 1-6. М., 1861-1864. Библиотека 1997 — Библиотека литературы Древней Руси, т. 5. СПб., 1997. Булгаков 1987 — Прот. Сергий Булгаков. Слова, поучения, беседы. Париж, 1987. Былины 1986 — Былины. Л., 1986. Варенцов 1860 — В. Варенцов. Сборник русских духовных стихов. С-Пб., 1860. Волошин 1984 — М. Волошин. Стихотворения и поэмы в двух томах. Париж, 1984. Гоголь 1994 — Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в 9-ти томах. М., 1994. Достоевский 1990 — Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., 1972-1990. Есенин 1980 — С. А. Есенин. Собрание сочинений в шести томах. М., 1977-1980. Иванов 1987 — Вячеслав Иванов. Собрание сочинений, т.1-4. Брюссель, 1971-1987. Иларион 1994 — Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати.//Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга третья. М., 1994. Ильин 1995 — И. А. Ильин. Для русских. Избранное. М., 1995.

http://pravoslavie.ru/333.html

В размещении «паисианы» мы следовали самому прямолинейному принципу: ее румыноязычная часть, а также работы на других языках, рассматривающие роль св. Паисия в румынской традиции, помещены в румынском разделе; остальная же (и весьма преобладающая) часть «паисианы» включена в русский раздел. В целом же, нами проводился единый принцип, сформулированный в общем Введении: русские переводы отцов исихастской традиции, равно как исследования русских авторов, посвященные этим отцам, помещаются не в русском разделе, а в соответствующих персоналиях византийских разделов; при этом, исключение делается для литературы по славянскому и русскому «Добротолюбиям». Справочно-библиографические материалы Библиографические издания 1 . Андреев Г. Л. Христианская периодическая печать на русском языке, 1801–1917 гг.: Библиографический указатель. Ν. Y. 1998. 1: А-М. XXXIII, 213; 2: Н-Я. 250; 3: Вспомогательные указатели. 127. 2 . Белокуров С. А. Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева Лавра в русской литературе·. Материалы для полной библиографии//Библиографические записки. 1892. 10, 12. 3 . Библиография работ по древнерусской литературе, опубликованных в СССР: 1958–1967 гг./Сост. Дробленкова Η. Ф. 1: 1958–1962. Л. 1978. 207; 2: 1963–1967. Л. 1979. 279. 4 . Библиография работ по древнерусской литературе, опубликованных в СССР: 1968–1972 гг./Сост. Дробленкова Η. Ф. СПб. 1996. 280. 5 . Библиография работ по древнерусской литературе, опубликованных в СССР: 1973–1987 гг. 1: 1973–1977/Сост. Бобров А. Г., Каган М. Д., Милютенко Н. И., Салмина М. А., Творогов О. В. СПб. 1995. 173. 6 . Библиография работ по древнерусской литературе, опубликованных в СССР: 1973–1987 гг. 2: 1978–1982/Сост. Белоброва О. А., Каган М. Д., Милютенко Н. И., Салмина М. А., Творогов О. В. СПб. 1996. 192. 7 . Библиография работ по древнерусской литературе, опубликованных в СССР: 1973–1987 гг. 3: 1983–1987/Сост. Бобров А. Г., Давыдова С. А., Коляда С. Э., Милютенко Н. И., Салмина М. А., Творогов О. В. СПб. 1996. 320. 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Истрин–1912 Истрин В. М. Особый вид Еллинского летописца из собрания Тихонравова. СПб., 1912. Истрин–1917 Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в славяно-русском переводе и связанные с нею памятники/ЖМНП. 1917. LXIX. Май. Истрин–1920 Истрин В. М. Книги временные и образные Георгия Мниха. Хроника Георгия Амартола в древнем славянском переводе. Т. 1. Пг., 1920. Истрин–1922 Истрин В. М. Толковая Палея и антиеврейская литература/Истрин В. М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (11–13 вв.). Пг., 1922. Истрин–1925 Истрин В. М. Толковая Палея и Хроника Георгия Амартола/ИОРЯС. 1924. T. XXIX. Л., 1925. Истрин–1976 Истрин В. М. Очерк истории древнерусской литературы 11–13 вв. Leipzig, 1976. Истрин–1994 Истрин В. М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе. М., 1994. Йванов–1925 Йванов Й. Богомилски книги и легенди. София, 1925. Каган-Понырко-Рождественская–1980 Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина/ТОДРЛ. Т. XXXV. Л., 1980. Каган-Тарковская–1987 Каган-Тарковская М. Д. Легенда о дьяволе и Ноевом ковчеге по древнерусским рукописным сборникам/Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. Камчатнов–1987 Камчатнов А. М. Философская терминология Изборника Святослава 1073 г. и ее перевод/Древнерусский литературный язык в его отношении к старославянскому. М., 1987. С. 68–73. Камчатнов–1995 Камчатнов А. М. Лингвистическая герменевтика. М., 1995. Каринский–1909 Каринский Н. Язык Пскова и его области в XV веке. СПб., 1909. Карнеев–1892 Карнеев   А. Материалы и заметки по литературной истории «Физиолога»/ОЛДП. Т. 92. СПб., 1892. Карнеев–1900 Карнеев   А. К вопросу о взаимоотношениях Толковой Палеи и Златой Матицы/ЖМНП. 1900. Февраль. Карпов–1877 Карпов А. Азбуковники или алфавит иностранных речей по спискам Соловецкой библиотеки. Казань, 1877. Карпов–1940 Карпов В. П. Аристотель и античная эмбриология/Аристотель. О возникновении животных. М.; Л., 1940. Кириллин–2000 Кириллин В. М. Символика чисел в литературе Древней Руси (XI-XVI). СПб., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

152 В православном понимании людям при встрече надлежит кланяться именно потому, что они тоже — святые иконы. Каждый — носитель образа Божия, то есть живая икона. «То, что человек сотворен по образу и подобию Божию, показывает, что устройство изображений есть в некотором роде дело Божественное» ( преп. Феодор Студит . Третье опровержение иконоборцев.//Символ. Париж, 1987, с. 318). 153 О том, что имя Ангела означает не природу, но служение, см. Ориген . Против Цельса. V, 4; св. Иларий Пиктавийский . О Троице. V, 22; бл. Августин. 1 Проповедь на Пс. 103, 15. 154 См. Малков П. Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании.//Альфа и Омега. 1996, сс. 30–33. 155 преп. Иоанн Дамаскин . Третье защитительное слово об иконах.//Символ. — Париж, 1987, с. 235. 156 Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Указ. соч., сс. 245–246. 157 «Медный змий был повешен против уязвляющих змиев не как образ пострадавшего за нас, но как образ противного, и взирающих на него спасает — не по вере в то, что он живет, но потому, что низложенный сам умерщвлен. И какая ему приличная от нас надпись на гробе? — „Где ты, смерти жало? Где твоя, аде, победа?“» (св. Григорий Богослов; цит. по: преп. Феодор Студит . Второе опровержение иконоборцев.//Символ. — Париж, 1987, с. 288). 158 И лишь когда евреи начали много спустя в период религиозного упадка (появились самаряне) кланяться змею как божеству, и у него появилось свое имя — Нехуштан, он был истреблен (4 Цар. 18, 4). 159 Сомов К. В . История христианства. — М., 1990, с. 154. 160 преп. Феодор Студит . Первое опровержение иконоборцев.//Символ. — Париж, 1987, с. 261. 161 Особенно видна фальшь у второго зверя — пророка антихриста — его внешность подобна внешности Агнца, но говорит он «как дракон» (Откр. 13, 11). 162 Толкин Дж. Властелин Колец. Третья часть. Возвращение короля. Спб., 1992, с. 28 163 Рогозин П. И. Указ. соч., с. 23. 164 И уже просто нелепо выглядит Рогозин, когда пробует из слов апостола Павла «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» вывести аргумент против иконописания (с. 24). Дело в том, что полностью фраза Павла звучит так: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5, 16). Если Рогозин в этих словах Апостола видит аргумент в пользу того, что человеческое тело Христа уже нельзя изображать, то пусть он всем христианам запретит делать любые изображения всех же христиан. И если Рогозин слова Апостола о том, что христианин «никого не знает по плоти» понимает как невозможность видеть внешние черты кого бы то ни было — то как же он узнаёт знакомые лица?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

В православном понимании людям при встрече надлежит кланяться именно потому, что они тоже – святые иконы. Каждый – носитель образа Божия, то есть живая икона. “То, что человек сотворен по образу и подобию Божию, показывает, что устройство изображений есть в некотором роде дело Божественное” (преп. Феодор Студит. Третье опровержение иконоборцев.//Символ. 18. – Париж, 1987, с. 318). 104 О том, что имя Ангела означает не природу, но служение, см. Ориген. Против Цельса. V, 4; св. Иларий Пиктавийский. О Троице. V, 22; бл. Августин. 1 Проповедь на Пс. 103,15. 105 См. Малков П. Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании.//Альфа и Омега. 4(11), 1996, сс. 30-33. 106 преп. Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах.//Символ. 18. – Париж, 1987, с. 235. 107 Цит. по: архиеп. Василий (Кривошеин). Указ. соч., сс. 245-246. 108 “Медный змий был повешен против уязвляющих змиев не как образ пострадавшего за нас, но как образ противного, и взирающих на него спасает – не по вере в то, что он живет, но потому, что низложенный сам умерщвлен. И какая ему приличная от нас надпись на гробе? – “Где ты, смерти жало? Где твоя, аде, победа?” (св. Григорий Богослов; цит. по: преп. Феодор Студит. Второе опровержение иконоборцев.//Символ. 18. – Париж, 1987, с. 288). 109 И лишь когда евреи начали много спустя в период религиозного упадка (появились самаряне) кланяться змею как божеству, и у него появилось свое имя – Нехуштан, он был истреблен (4 Цар. 18, 4). 110 Сомов К. В. История христианства. – М., 1990, с. 154. 111 преп. Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев.//Символ. 18. – Париж, 1987, с. 261. 112 Рогозин П. И. Указ. соч., с. 23. 113 И уже просто нелепо выглядит Рогозин, когда пробует из слов апостола Павла “если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем” вывести аргумент против иконописания (с. 24). Дело в том, что полностью фраза Павла звучит так: “Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем” (2 Кор. 5,16). Если Рогозин в этих словах Апостола видит аргумент в пользу того, что человеческое тело Христа уже нельзя изображать, то пусть он всем христианам запретит делать любые изображения всех же христиан. И если Рогозин слова Апостола о том, что христианин “никого не знает по плоти” понимает как невозможность видеть внешние черты кого бы то ни было – то как же он знакомые лица? 114

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

2421. ГУРИЙ, игум. Паломники из Марокко в СССР. – 1987, 4, 12. 2422. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 23 марта 1987 года: 1. Направить в клир Цюрихского викариатства игум. Гурия (Шалимова) с освобождением его от обязанностей настоятеля Воскресенского храма в Рабате. 2. Назначить на эту должность архим. Иосифа (Пустоутова), клирика Московской епархии. – 1987, 5, 5. 2423. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 1 октября 1990 года: 1. Освободить архим. Иосифа (Пустоутова) от обязанностей настоятеля храма Воскресения Христова в Рабате и направить в распоряжение архиеп. Смоленского Кирилла. 2. Назначить на эту должность свящ. А.Егорова, референта ОВЦС. – 1991, 1, 9. 2424. ЗИНИН Ю. Русский православный храм на севере Африки. – 1996, 2, 43. 2425. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25 декабря 1997 года: 1. Освободить от занимаемой должности настоятеля Воскресенского храма в Рабате прот. А.Егорова и направить в распоряжение Святейшего Патриарха. 2. Назначить на эту должность клирика Калужской епархии игум. Ростислава (Колупаева). – 1998, 2, 6. 2426. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29 декабря 1999 года: 1. Освободить игум. Ростислава (Колупаева) от должности настоятеля Воскресенского храма и направить в распоряжение архиеп. Калужского Климента. 2. Назначить на эту должность прот. Г.Героева, клирика г.Москвы. –2000, 2, 14. 2427. ИЗ ЖИЗНИ прихода: 1985, 7, 23. 1986, 5, 22;10, 27. 1987, 4, 24;7, 37;9, 35. 1988, 7, 39;10, 40;11, 35. 1989, 10, 29. 1990, 3, 38. 29. Православный приход Преподобного Сергия Радонежского в ЮАР 2428. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29 декабря 1998 года: 1. Образовать на территории ЮАР православный приход Московского Патриархата для русскоязычного населения. 2. Назначить настоятелем прихода прот. С. Рассказовского, клирика Санкт-Петербургской епархии. – 1999, 1, 17. 2429. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 19 июля 2000 года: 1. Освободить прот. С. Рассказовского от должности настоятеля прихода и направить в распоряжение Председателя ОВЦС. 2. Назначить диак. А. Булекова, ранее освобожденного от обязанностей секретаря Представительства Московского Патриархата в Дамаске, по рукоположении в священный сан, на эту должность. –2000, 8, 13.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ЗСО 29 – КР ПСО Вас. Вел. 19 (Суворов 1888, XIII; Бенешевич 1987, 123) – см. выше гл. VI.2 и Максимович 2005а, 74. ЗСО 31 – КР ПСО Вас. Вел. 20 (Суворов 1888, XIII; Бенешевич 1987, 123) – см. выше гл. VI.2 и Максимович 2005а, 74. ЗСО 45 – КР ПСО Вас. Вел. 11 (Суворов 1888, XXI; Бенешевич 1987, 122) – см. выше гл. Vl.2 и Максимович 2005а, 74. ЗСО 46 – КР ПСО Вас. Вел. 12 (Суворов 1888, XXII; Бенешевич 1987, 123) – см. выше гл. VI.2 и Максимович 2005а, 74. VII.3. ЗСО и сборник епитимий «Написание митрополита Георгия Русского и Феодоса» В рукописном сборнике ГИМ, Сип. 153 (3) (нач. XV в.), со­ держащем «Пандекты Антиоха», после л. 263 об. помещено аскетико-дисциплинарное приложение для монахов, в котором среди множества разнообразных правил и поучений имеется статья, озаглавленная аповд стхъ оць (лл. 287г – 297а). В составе этой статьи обнаружилось восемь правил из состава ЗСО: это (в порядке следования) ЗСО 10, 46, 15, 47, 19, 26, 34, 51 (лл. 292–293). Согласно исследованию С. И. Смирнова , эти правила, отдельные из которых упомянуты в «Вопрошании» Кирика Новгородца и ответах Новгородского архиепископа Нифонта, входили в состав русского епитимийника «Написание митрополита Георгия Русского и Феодоса» (далее: Напис. ГРФ) (издание: Смирнов 1912, 39–41; ср. там же, 309–319). Митрополит Георгий, грек по происхождению, занимал Киевскую кафедру примерно с 1065 по 1076 гг. (Подскальски 1996, 282–283). По вопросу о личности «Феодоса» мнение исследователей расходятся – одни (К. Ф. Калайдович, А. С. Павлов , митр. Макарий) видели в нем преп. Феодосия Печерского , другие ( Е. Е. Голубинский ) – Феодосия Грека. Исследователь и издатель памятника С. И. Смирнов присоединился к первой точке зрения. Создание Напис. ГРФ Смирнов датировал первой половиной XII в. (Смирнов 1912, 318). Поскольку ЗСО находятся в самом конце Напис. ГРФ, можно полагать, что это вторичное дополнение к первоначальному тексту сборника. Ниже приводится текст правил Напис. ГРФ параллельно с исходными статьями ЗСО, отличия для наглядности подчеркнуты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010