Altchristliche und byzantinische Kunst. B.; Neubabelsberg, 1914. Bd. 2. S. 461; в рус. переводе: Комеч. 1987. С. 90-91). Близкие храмам «на восьми опорах» типы композиции по масштабу, формированию подкупольного квадрата 8 опорами, особенностям их ритма и конструктивным решениям (тромпы в основе подкупольного перехода) разрабатывались в Закавказье VI-VII вв. (Аван и Рипсиме, Мастара). Сходство заметнее, если с визант. храмами «на восьми опорах» сопоставить хронологически более близкие храмы, напр. ц. Св. Креста на о-ве Ахтамар (915-921), собор св. Апостолов в Карсе (30-е гг. X в.), собор в Мартвили (X в.), в к-рых угловые конхи или конические тромпы, чередуясь с основными подкупольными арками, включены в основу парусной, сферической формы, завершенной кольцевым карнизом. Исторические события X - нач. XI в. (аннексия В. и. арм. царств, переселение царских родов на отдаленные территории В. и., их проникновение в гос. элиту, в т. ч. на имп. трон) могут служить обоснованием появления близких черт в визант. храмах. Возможно, подобные композиции были основательно переработаны к-польскими мастерами и распространились на периферии В. и. ( Mango. 1976. P. 222) либо послужили импульсом для переосмысления структур эпохи Юстиниана ( Комеч. 1987. С. 91). Возможно, греч. крестово-октагональные церкви появились в результате самостоятельного пути развития архитектуры В. и. с использованием конструктивных приемов (напр., применение тромпов), свойственных соседним традициям (арм. или мусульманской) ( Krautheimer. 1986. P. 340). При этом слабо учитывается возможность местного фактора, ведь почти все известные памятники находятся на территории Греции. Возможно, здесь, напр. в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, этот тип получил совершенное воплощение. Как и типологически близкая ц. Неа-Мони на Хиосе, кафоликон Осиос Лукас неоднократно копировался в более упрощенных формах (наиболее ранний пример - ц. Сотира Ликодиму (совр. Троицы) в Афинах (1044)), однако в целом его стиль, навеянный к-польским влиянием, не имел продолжения в Греции, где возобладала местная традиция.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Колесов 1990 – Домострой/Сост., вступ. ст. и коммент. В. В. Колесова: Подг. текстов В. В. Рождественской , В. Колесова и М. В. Пименовой. М., 1990. Колосов 1881 – Колосов В. Старец Арсений Грек//ЖМНП. СПб., 1881. Сентябрь. С. 77 – 93. Колотий 2000 – Колотий Н. А. Крестный путь патриарха Никона . Ясенево, 2000. Кольцова 1998 – Кольцова Т. М. «Крестовый образ» Кийского Крестного монастыря 7 Научно-исследовательская ра- бота в художественном музее. Архангельск, 1998. Вып. 1. С. 14 – 32. Кольцова 1998а – Кольцова Т. М. Новые данные о строительной истории Крестного (Онежского) монастыря в XVII – XIX вв. (по письменным источникам)//Памятники архитектуры Русского Севера. Архангельск, 1998. С. 266 – 292. Комарова, Александров 2003 – Комарова Ю. Б., Александров Ю. Ю. О происхождении иконы «Спас царя Мануила», находящейся ныне в местном ряду главного иконостаса Софийского собора//НИС. СПб., 2003. Вып. 9 (19). 410 – 423. Комеч 1987Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. М., 1987. Конявская 2000 – Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI – середина XV в.). М., 2000. Копреева 1972 – Копреева Т. Н. К вопросу о жанровой природе «Поучения» Владимира Мономаха //ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27.С. 94 – 108. Кореневский 1912 – Кореневский Н. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII века и деятель- ность патриарха Никона . Киев, 1912. Кормчая 1653 – Кормчая. М., 1653. Костюхина 1962 – Костюхина Л. М. Записи XIII – XVIII вв. на рукописях Воскресенского монастыря//АЕ за I960 г. М., 1962. С. 273 – 290. Коткова 1991 – Коткова Н. С. Лечебник последней трети XVII в.//Источники по истории русского языка XI – XVII вв. М„ 1991. С. 173 – 195. Кочетков 1976 – Кочетков И. А. Когда были написаны иконы митрополитов Петра и Алексия из Московского Ус- пенского собора//Средневековая Русь. М., 1976. С. 310 – 316. Кочетков 1981 –Кочетков И. А. Иконописец как иллюстратор жития//ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 340 – 342. Кошелева 1981 – Кошелева О. Е. Боярство и дело патриарха Никона //Проблемы истории СССР. М., 1981. Вып. 12. С. 16 – 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Колосов 1881 – Колосов В. Старец Арсений Грек//ЖМНП. СПб., 1881. Сентябрь. С. 77–93. Колотий 2000 – Колотий И.А. Крестный путь патриарха Никона . Ясенево, 2000. Кольцова 1998 – Кольцова Т.М. «Крестовый образ» Кийского Крестного монастыря/Научно-исследовательская работа в художественном музее. Архангельск. 1998. Вып. 1. С. 14–32. Кольцова 1998а – Кольцова Т.М. Новые данные о строительной истории Крестного (Онежского) монастыря в XVII–XIX вв. (по письменным источникам)//Памятники архитектуры Русского Севера. Архангельск, 1998. С. 266–292. Комарова, Александров 2003 – Комарова Ю.Б., Александров Ю.Ю. О происхождении иконы «Спас царя Мануила», находящейся ныне в местном ряду главного иконостаса Софийского собора//НИС. СПб., 2003. Вып. 9 (19). С. 410–423. Комеч 1987Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. М., 1987. Конявская 2000 – Конявская Е.Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI – середина XV в.). М., 2000. Копреева 1972 – Копрева Т.Н. К вопросу о жанровой природе «Поучения» Владимира Мономаха //ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 94–108. Кореневский 1912 – Кореневский Н. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII века и деятельность патриарха Никона . Киев. 1912. Кормчая 1653 – Кормчая. М., 1653. Костюхина 1962 – Костюхина Л.М. Записи XIII–XVIII вв. на рукописях Воскресенского монастыря//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 273–290. Коткова 1991 – Коткова Н.С. Лечебник последней трети XVII в.//Источники по истории русского языка XI–XVII вв. М., 1991. С. 173–195. Кочетков 1976 – Кочетков И.А. Когда были написаны иконы митрополитов Петра и Алексия из Московского Успенского собора//Средневековая Русь. М., 1976. С. 310–316. Кочетков 1981 – Кочетков И.А. Иконописец как иллюстратор жития//ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 340–342. Кошелева 1981 – Кошелева О.Е. Боярство и дело патриарха Никона //Проблемы истории СССР. М., 1981. Вып. 12. С. 16–33. Кр. описание 1902 – Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. Красных 2004 – Красных В.В. Ворон//Русское культурное пространство: Лингво-культурологический словарь: Вып. первый/И.С. Брилева, Н.П. Вольская, Д.Б. Гудков, И.В. Захаренко, В.В. Красных. М., 2004. С. 69–71.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1714. БОГОСЛУЖЕНИЕ в храме Воскресения словущего. – 1986, 3, 18. 1715. СОКОЛОВ Ф., диак. Пасха Христова в Богоявленском патриаршем соборе. – 1986, 6, 22. 1716. В.И. Богослужение в храме Воскресения словущего. – 1986, 6, 29. 1717. СОКОЛОВ Ф., диак. Рождество Христово в Богоявленском патриаршем соборе. – 1987, 3, 9. 1718. КЛИМАШИН А. Посещение Святейшим Патриархом Пименом храма Воскресения словущего. – 1987, 4, 6. 1719. СОКОЛОВ Ф., диак. Пасха Христова в Москве. – 1987, 7, 9. 1720. ПРАЗДНОВАНИЕ 16-й годовщины патриаршей интронизации. – 1987, 8, 9. 1721. АГАФОДОР, архим. Мироварение в Москве. – 1987, 9, 22. 1722. СОКОЛОВ Ф., диак. День тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена. – 1987, 11, 10. 1. Слово Святейшего Патриарха Пимена на праздничном молебне в Богоявленском патриаршем соборе. – 1987, 11, 9. 2. Слово Святейшего Патриарха Пимена на праздничном приеме. – 1987, 11, 9. 1723. К 30-ЛЕТИЮ епископской хиротонии Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 2, 9. 1. Приветственный адрес Священного Синода РПЦ. – 1988, 2, 6. 2. Слово Святейшего Патриарха Пимена в Богоявленском патриаршем соборе. – 1988, 2, 7. 3. Слово Святейшего Патриарха Пимена на праздничном приеме 17 ноября 1987 года. – 1988, 2, 8. 1724. СОКОЛОВ Ф., диак. Рождественские поздравления Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 3, 10. 1725. В.Л. Храмовый праздник. – 1988, 3, 20. 1726. СОКОЛОВ Ф., диак. “Воскресения день…” (Пасха Христова 1988 года). – 1988, 7, 8. 1727. ПРАЗДНОВАНИЕ Русской Православной Церковью 1000-летия Крещения Руси. – 1988, 9, 3–42. 1728. ЗАКЛАДКА нового храма в Москве. – 1988, 9, 37. 1729. 17-Я ГОДОВЩИНА интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – 1988, 9, 45. 1730. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена в день 17-й годовщины патриаршей интронизации. (Богоявленский патриарший собор, 3 июня 1988 года). – 1988, 9, 44. 1731. ДЕНЬ тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена: 1. Слово Святейшего Патриарха Пимена в Богоявленском патриаршем соборе 9 сентября 1988 года. – 1988, 12, 5. 2. Слово Святейшего Патриарха Пимена на приеме в день тезоименитства 9 сентября 1988 года. – 1988, 12, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Vom 18.–24 . 8 .1984 in Ungarn (MP 1984 ,11 ,56f). Am 18.3.1985 in Berlin zur Siegesfeier (40 Jahre) (MP 1985, 5,7). Vom 2.–9.7.1985 Teilnahme am VI. Friedenskongreß in Prag (MP1985,5,8). Ferner weilte er im Hl. Land, in Zypern, Polen, Emiadzin (Armenien), Finnland, auf dem Athos, in Chambésy (1985–1986). Am 13.6.1985 erhielt er von der ev.-theol. Fakultät in Vratislava den Ehrendoktortitel (MP 1986,1,52–56,57). 20.3.1985 wurde er mit dem Orden «Druby narodov» ausgezeichnet (MP 1985,5,11). Weitere Reisen führten ihn nach Berlin, Griechenland, in den Phanar, nach Mühlheim (Arnoldshain XI) (1986–1987). Am 24.11.1986 wurde ihm von der Theol. Jan Amos-Fakultät der Titel Dr.h.c. verliehen (MP 1987,5,61–63). Am 12.5.1987 wurde er von der Leitung der finnischen orthodoxen Pfarreien befreit (mP 1987,7,5). Im sowjetischen Fernsehen beantwortete er zweimal life telefonische Anfragen (KNA-Informationsdienst 1987, Nr. 40, S.8; mp 1986,12,55). Vom 26.7.–3.8.1987 weilte er in Jerusalem (140 Jahre Geistliche Mission), vom 23.–28.8. in den USA (als Delegierter bei der 3. Konferenz sowjetischer Vertreter für Fragen sowjetischamerikanischer Beziehungen) (MP 1987,12,8,9); vom 18.–29.9.1987 war er wieder in den USA zur 5. Zusammenkunft russ.-orth. Pfarreien. Vom 2.–6.10.1987 war er Gast in Polen (MP 1988,4,6). Vom 6.–12.2.1988 nahm er an der 2. Theol. Konferenz zwischen der Russisch-Orthodoxen Kirche und der Deutschen Bischofskonferenz in München teil (MP 1988,6,11). Am 4.7.1988 erhielt er eine Erinnerungspanhagia (mP 1988, 10,7). Werke: Mönchsweihe in der Troize-Sergiewa-Lawra, in: StdO 1962,9, 24–27. Das Verhältnis der Russisch-Orthodoxen Kirche zur westlichen Heterodoxie, in: StdO 1964,7,44–49; 8,18–24. Prebvvanie v Moskve delegacii Konstantinopol‘skoj Cerkvi, in: MP 1966,5,12–17. Privetstvennoe slovo uastnikam zasedanij RaboÖego komiteta CHMK, in: MP 1967,8,52–53. S vizitom druby, in: МР1969,1,16–18. Cerkovno-bogosluebnoe poitanie svjatych brat‘ev Kirilla i Mefodija v Rossii, in: MP 1969,6,51–52; 7,41–46.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Данная позиция встретила решительное сопротивление со стороны Предстоятеля автономной Украинской Православной Церкви митрополита Алексия (Громадского), являвшегося принципиальным сторонником сохранения церковного единства восточнославянских народов. В условиях оккупационного режима эта смелая позиция оказалась чреватой трагическими последствиями. Прекрасно осознавая возможные угрозы, владыка стал на путь исповедничества и принял мученический венец. К сожалению, встреченные им вызовы церковному единству не ушли в прошлое и сохраняют свою актуальность в событиях наших дней. Именно поэтому обращение к осмыслению жизненного подвига и духовного наследия митрополита Алексия (Громадского), 140-летие со дня рождения которого исполняется 1 ноября текущего года, является востребованным в том числе и в рамках деятельности Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви. Вечная память Высокопреосвященнейшему митрополиту Алексию!   Источники и литература Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. 523 с.   Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский)//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 664–665. Там же. Постанова Ч. 1, 1-го листопада 1939 р. Священний Синод Св. Церкви в кордонах в Високопеосвященних — Олександра, та Волинського Церков: у 4 т. Т. : Православна Церква. Документи, християнський самвидав — Торонто-Балтимор, 1987. С. 617—619; Постанова Ч. 2, 15 грудня 1939 р. Священний Синод Св. Церкви в межах в Високопеосвященних – Олександра, та Волинського Крем’янецького, Симона, Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 619–620. Лабынцев Ю. А. Алексий (Громадский). С. 665. Указ Преосвященному 28 жовтня 1940 р., Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 627. Дияння ч. 4 Обласного Собору Церкви на в 18 серпня 1941 Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 677–679. До Його Високопреосвященства, Крем’янецькго и Ривненського. 23 жовтня Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 681. Там же. С. 681–682. Там же. С. 682. Там же. С. 683. Власовський . Нарис Церкви: у 4 т. Нью-Йорк, 1966. Т. IV. Ч. 2. С. 213. Там же. С. 214. Там же. С. 198. Там же. С. 216. Священний Собор Св. Церкви на визволених землях. Ухвала Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 686–687. Никодим, протопр. Нарис Церкви. 1988. С. 86–89. Акт Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 729–731. Меморандум автономних Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 731–733. Лист митрополита до 15.XII.1942 Церков: у 4 т. Т. 1: Православна Церква. Документи, християнський самвидав Торонто-Балтимор, 1987. С. 735.

http://bogoslov.ru/article/6175530

64 Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи: 992–1892. Т. 2: Иоанн — Симеон II. М., 2003. С. 216; Священник А. Ефимов. Черниговские кафедральные соборы Златоверхий Спасо-Преображенский и Борисо­глебский. Священноисторические памятники-храмы XI века, их прошлое и современное состояние. Вып. 1. Чернигов, 1908. С. 9, 45. М. Макаренко говорит о погребениях, обнаруженных в Спасском соборе во время археологических раскопок, но об обнаружении погребения Митрополита Константина при этом не сообщается; см. Макаренко М. Черниговський Спас. Apxeoлoriчhi дocлiдu. Kuib, 1929. Спасский собор — выдающийся памятник русского храмового зодчества; см. Комеч А. И. Спасо-Преображенский собор в Чернигове (К характеристике начального периода развития древнерусской архитектуры)//Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 9–26; Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986. С. 21–22; Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца Х – начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987. С. 134–168; Вагнер Г. К. Искусство мыслить в камне. (Опыт функциональной типологии памятников древнерусской архитектуры). М., 1990. С. 46–49; Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 31. 65 Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан. Блаженный Константин, Митрополит Киевский. С. 68. 66 Смолич И. К. К вопросу периодизации истории Русской Церкви//Альфа и Омега. 1998. 3(17). С. 159–174. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/kievskiy-mitropolit-ko...

1 Мнева II. Е., Фипатов В. В. Икона Петра и Павла новгородского Софийского собора//Из истории русского и западноевропейского искусства; материалы и исследования. М., I960. С. 81 102; Лазарев В.//. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983. С. 163 (с библ.). Ил. 1; Стерлигова И. 328 Памятники серебряного и золотого дела в Новгороде XI-XII вв.//Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл. XI-XV века. М., 1996. С. 38–50. Предположение о том, что обе иконы или во всяком случае икона с апостолами были исполнены не при освящении новопостроенного храма, а после его разорения, учиненного полоцким внязем Всеславом в 1067 г., не имеют для нас особого значения. Мы рассматриваем обе иконы как принадлежащие к первоначальному убранству, относить ли его к 1050-м или 1060-м годам. Датировка 1050-ми годами кажется предпочтительнее, поскольку нет никаких данных о том, что князь Всеслав погубил или похитил огромные иконы Софии Новгородской. 329 Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X – начала ХП в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987. 330 Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1881. Т. 1, первая половина тома С. 464; Babic G. Les chapelles annexes des eglises byzantines: Fonction liturgique et programmes iconographiques. Paris, 1969. P. 7; Царевская Т. Ю. Некоторые особенности иконографической программы росписи церкви Благовещения на Мячине («в Арка- жах») близ Новгорода//ДРИ: Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С. 5. 331 Айналов Д., Редин Е. Киево-Софийской собор: Исследование древней живописи – мозаик и фресок собора. СПб., 1889. С. 10. 332 В 1589 г. Мартин Груневег видел две большие иконы Спаса и Богоматери в алтарной преграде Софийского собора в Киеве. Они могли быть памятниками XI в., впоследствии поставленными в интерколумнии алтарной преграды, но могли быть созданы и позже, например, в XII-XIII вв. См.: Исаевич Я. Мартин Груневег i його опис Киева//ВсесвН. 1981. 5. С. 204–211, особенно 209–210 (цит. по ки: Комеч А. И. Древнерусское зодчество... С. 222).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Казанская 1985 – Казанская история. – ПЛДР, т. 7. М., 1985. Киреевский 1986 – Собрание народных песен П.В.Киреевского. Тула, 1986. Кирша 1977 – Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1977. Куликовская 1980 – Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980. Курбский 1986 – Андрей Курбский. История о великом князе Московском. – ПЛДР, т.8. М., 1986. Легенда 1981 – Легенда о граде Китеже. – ПЛДР, т. 3. М., 1981. Лепахин 2000 – Валерий Лепахин. Икона и иконичность. Сегед, 2000. Летописная 1981 – Летописная повесть о Куликовской битве. – ПЛДР, т. 4. М., 1981. Летописные 1980 – Летописные повести о походе князя Игоря. – ПЛДР, т. 2. М., 1980. Летописные 1981 – Летописные повести о монголо-татарском нашествии. – ПЛДР, т.3. М., 1981. Летопись 1989 – Летопись Сибирская краткая кунгурская. – ПЛДР, т. 11. М., 1989. Лихачев 1979 – Д.С.Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. Московская 1971 – Московская школа иконописи. М., 1971. Московская 1982 – Московская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород. – ПЛДР, т. 5. М., 1982. Новая 1987 – Новая повесть о преславном Российском царстве. – ПЛДР, т.9. М., 1987. Новгородская 1981 – Новгородская икона XII-XVII веков. Л., 1981. Новгородская 1987 – Новгородская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород. – ПЛДР, т. 5. М., 1987. Новгородские 1978 – Новгородские былины. М., 1978. Октоих 1962 – Okmwuxъ, сирнчь Осмогласникъ. М., 1962. Орлов 1902 – А.С.Орлов. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.). М., 1902. Орлов 1906 – А.С.Орлов. Исторические и поэтические повести об Азове. Тексты. М., 1906. Памятники 1994 – Памятники литературы Древней Руси, т. 1-12. М., 1978-1994. Переписка 1986 – Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным. – ПЛДР, т. 8. М., 1986. Писание 1987 – Писание о преставлении и погребении князя Скопина-Шуйского. – ПЛДР, т. 9. М., 1987. Плач 1987 – Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства. – ПЛДР, т. 9. 1987. Плюханова 1995 – Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. С-Пб., 1995.

http://pravoslavie.ru/296.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла З Буква всех алфавитов, основанных на кириллице. В церковнославянском и болгарском - 8-я, в русском, белорусском, сербском и македонском - 9-я, в украинском - 10-я. Русское совр. название буквы «зэ» употребляется как существительное среднего рода (прописное З). Старослав. и церковнослав. название - «земля» (существительное женского рода). Во мн. древнейших слав. азбучных акростихах З связано со словом «земля», напр., в молитвах «Аз есть всему миру свет»: «Землю на водах основах» (1-я редакция), «Земля подножие ногам моим» (2-я редакция) ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 55, 56; Кобяк. 1987. С. 155); «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Землю и воздух оумному естеству поручил есть» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58; Кобяк. 1987. С. 148), в др. редакции: «Землю и воздух многому естеству поручил есть» ( Петров. 1894. С. 18); «Аз есмь Бог»: «Землю на водах основах» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59); «Аз от начала повествую с тобою, евреянине»: «Земля Сенарьска тяготою безстудства их возопи к Богу» ( Петров. 1894. С. 19; Кобяк. 1987. С. 149); «Аз есмь, Израилю, изведыи тя из дому работы»: «Землю благу обещах» ( Петров. 1894. С. 20; Кобяк. 1987. С. 151); «Аз любях вы и без числа отдаяи»: «Землю же свою потом наследисте» ( Петров. 1894. С. 21; Кобяк. 1987. С. 152); «Аз ти благодарю Бог»: «Землю обещанную похвалившее, халев возлюбии»; «Аз превечен в Троицы»: «Земли даст плод и вселенныя приносить воздание свое по словеси Моему» ( Кобяк. 1987. С. 153, 154). Значительно реже в азбучных акростихах З соотносится со словами: «заповедь» - в молитве «Аз есмь Бог первый»: «Заповеди Моя» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59), «зачало» - в молитве «Аще хощеши мудрости святых»: «Зачало премудрости - страх Господень» ( Кобяк. 1987. С. 145), «заблужьдшаго» - в молитве «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Заблужьшаго прими мя, Христе» ( Соболевский. 1902. С. 33, 35; то же в др. редакции - Кобяк. 1987. С. 146). В азбучной молитве свт. Константина Преславского Зсоотносится со словом «закон»: «Закон Твои - свет стьзам того» ( Степанов. 1997. С. 421, 423).

http://pravenc.ru/text/2509415.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010