119. Review of The Psalter (New Skete, Cambridge, NY 1984), OCP 52 (1986) 472- 473. 120. Review of Troparia and Kondakia (New Skete, Cambridge, NY 1984), OCP 52 (1986) 475-476 . 121. Review of Paul Robert Magosci, Our People. The Carpatho-Rusyns and their Descendants in North America (Toronto 1984), OCP 52 (1986) 485-487 . 1987 г. 122. “Liturgy and Eucharist. I. East,” in Jill Raitt (ed.), Christian Spirituality: High Middle Ages and Reformation=vol. 17 of World Spirituality: An Encyclopedic History of the Religious Quest (New York 1987) 415-426. 123. “L’Ufficio divino: coro monastico, libro di preghiera o liturgia del popolo di Dio?” in R. Latourelle (ed.), Vaticano II: bilancio e prospettive venticinque wanni dopo (1962-1987) (Assisi 1987) vol. 1:623-640 (Итальянскаяверсия 144). 124. “Water into Wine. The Twice-Mixed Chalice in the Byzantine Eucharist,” Le Muséon 100 (1987) 323-342. 125. “La pénitence aujourd’hui. État de la recherche,” LMD 171 (1987) 7-35 (Французскаяверсия 133). 1988 г. 126. (Соавтор), “Presentazione,” in Ingresso di Cristo al Tempio. Divina Liturgia in rito Siro-Maronita, Basilica di San Pietro, 2 febbraio 1988 - Anno mariano (Vatican 1988) 4-11. 127. Ibid. in L’Osservatore romano (31 gennaio 1988) 6. 128. “Chto delat’ - What is to be done?” SJ News and Features vol. 16 no. 1 (January-February 1988) 4-6. 129. “Melismos and Comminution. The Fraction and its Symbolism in the Byzantine Tradition,” in G. Farnedi (ed.), Traditio et progressio. Studi liturgici in onore del Prof. Adrien Nocent, OSB (AL 12=SA 95, Rome 1988) 531-552. 130. “The Dialogue before the Anaphora in the Byzantine Eucharistic Liturgy. II: The Sursum corda,” OCP 54 (1988) 47-77. 131. “L’Office divin choeur monastique, livre de prière, ou liturgie du peuple de Dieu?” in R. Latourelle (ed.), Vatican II. Bilan et perspectives vingt-cinq ans après (1962-1987) (Recherches - nouvelle série 15, Montréal 1988) 33-52 (Французскаяверсия 144). 132. La Liturgia delle Ore in Oriente e in Occidente. Le origini dell’Ufficio divino e il suo significato oggi (Testi di teologia 4, Cinisello Balsamo [Milano]: Edizioni Paoline 1988) 544 pp. (Итальянскаяверсия 105).

http://bogoslov.ru/person/525392

55.    " Диалектика " Иоанна Дамаскина на Руси//Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность. Киев: Наукова думка, 1987, с.74-79. 56.    Переписка Т.И.Райнова с Дж.Сартоном//Вопросы истории естествознания и техники, 1987, 1, с.137-141. 57.    Источники и списки космологического трактата ХУ в. " О небеси "http://Вопросы истории естествознания и техники, 1988, I, с.132-140. 58.    В скриптории князя Курбского//Природа, 1987, 6, с. 125-128. 59.    Русские первопечатники – читатели " Диалектики " Иоанна Дамаскина//Федоровские Чтения - 1983. М.: Наука, 1987, с.70-72. 60.    К изучению рукописного наследия Т.И.Райнова//Памятники науки и техники. 1986. М.: Наука, 1987, с.170-182. 61.    Публикация: Т.И.Райнов. О методах учета знаний по памятникам материальной культуры Средней Азии//Там же, с. 182-203. 62.    Публикация: Переписка Т.И.Райнова с Дж.Сартоном и Г.Г.Шпетом//Там же, с.203-219. 63.    " Избирая сладость словесную " (круг чтения древнерусского писателя)//Литературная учеба, 1987, 6, с. 140-148 64.    Вопросно-ответная редакция " Диалектики "http://Записки Отдела рукописей ГБЛ, т.46. М.: Книжная палата " , 1987, с.248-253. 65.    Древнерусский трактат о " человеческом естестве "http://Природа, 1988, 1, с.126-128. 66.    Лицевые рукописи " Слова о полку Игореве " И.Г.Блинова//Дмитриев Л.А., Гаврюшин Н.К., Гребенюк В.П., Шкляревский И.С. Слово о полку Игореве. М.: Книга, 1988, с.124-185. 67.    Древнерусский трактат " О человечестем естестве "http://Естественнонаучные представления Древней Руси. М.: Наука, 1988, с.220-228. 68.    Вступительная заметка, публикация и примечания: Т.И.Райнов. У истоков экспе-риментального естествознания: Пьер де Марикур и западноевропейская наука ХШ-Х1У вв.//Вопросы истории естествознания и техники, 1988, 4, с.105-116. 69.    Митрополит Даниил – редактор " Диалектики "http://Труды Отдела древнерусской литературы, m.XLI. Л.: Наука, 1988, с.357-363. 70.    " Поновления стихий " в древнерусской книжности//Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Историко-философские очерки. Киев: Наукова думка, 1988, с.206-214.

http://bogoslov.ru/person/55320

179 Jugie Μ. L’église de Chalcopratia et le culte de la ceinture de la Vierge à Constantinople//Échos d’Orient. Paris, 1913. Vol. XVI. P. 308–312. 181 Раппопорт П. А. О роли византийского влияния в развитии древнерусской архитектуры//ВВ. 1984. Т. 45. С. 187, 190, 191; Айналов Д. В. История русского искусства. С. 209–253. 182 Воронин H. Н. Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в.//ВВ. 1965. Т. 26. С. 193. 186 А. И. Комеч, вслед за Н. В. Холостенко, настаивает на понижении восточных углов здания, основываясь на константинопольской традиции понижения восточной части (Комеч А. И. Древнерусское зодчество... С. 269; Холостенко Μ. В. Успенський собор Печерського 1975. С. 152. Рис. 40). 188 Патерик упоминает Богоматерь с поклоняющимися ангелами и Евхаристию в апсиде, Пантократора в куполе. Впоследствии система декорации Успенской церкви повторялась во всех церквах, следующих печерскому образцу: в Михайловском Златоверхом соборе, Успенских соборах Ростова и Суздаля. Летопись свидетельствует, что Владимир Мономах повелел «исписать» расположение праздничных сцен в Успенском Печерском храме и повторить его в построенных им зданиях. 189 Местонахождение рельефных плит дискутируется. А. Н. Грабар считал, что они входили в состав наружного убранства собора (тимпаны порталов), к такому же убеждению склонялись Н. В. Холостенко и Ю. С. Асеев, аргументируя свою точку зрения тем, что среди археологических остатков Успенского собора были обнаружены и плиты с резными орнаментами, напоминающими софийские парапеты. По поводу похожих плит, происходящих из Михайловского собора, Г. А. Сидоренко было высказано мнение, что они входили в состав алтарной преграды храма. См.: Grabar A. Sculptures Byzantines. P. 89–90; Асеев Ю. С. Новые данные о соборе Дмитриевского монастыря в Киеве//СА. 1963. 3. С. 291 и сл.; Сидоренко Г. А. Михайловские плиты//Иконостас: Сб. ст./Под ред. А. Μ. Лидова, Μ., 2000. С. 232 и сл.; см. также: Пуцко В. Г. Шиферный рельеф из церкви Св. Ирины в Киеве//ДРИ. Художественная культура X – первой половины XIII в. Μ., 1988. С. 287 и сл. Существует также предположение, что рельефы могли украшать дворец Мономаховичей на Берестове, рядом с церковью Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 янв. 1268 г. Д. и псковичи приняли участие в походе объединенной рати рус. князей во главе с кн. Димитрием Александровичем на эст. земли Ливонского ордена. 18 февр. того же года в битве у замка Раквере Д. командовал полком правой руки. После одержанной победы псковский князь предпринял самостоятельный поход в глубь владений Ливонского ордена, «на Вируяны», вплоть до Балтийского м. В 1269 г. Д. выдержал 10-дневную осаду ливонскими немцами Пскова и отразил ее при помощи пришедших на выручку новгородских войск. В 1270 г. по воле вел. кн. Ярослава Ярославича Д. был заменен в Пскове др. выходцем из Литвы - кн. Айгустом, но уже в следующем году вновь оказался на псковском столе. Весной 1271 г., двигаясь по Чудскому и Псковскому озерам и р. Великой, войско ливонских немцев разорило ряд пограничных селений в Псковской земле. Захватив много имущества и пленных, оно двинулось назад. Однако уже 23 апр., в день памяти вмч. Георгия , на р. Мироповне вместе с 60 псковичами Д. догнал немцев (по рус. данным, 800 чел.) и нанес им поражение. В следующем году нападения крестоносцев на Псковскую землю повторились. 8 июня 1272 г., в день памяти вмч. Феодора Стратилата , под Псковом Д. победил войска ливонского магистра, затем в ответ на разорение псковских пограничных волостей (до 8 сент.) опустошил эст. земли Ливонского ордена. В Житии Д. сообщается, что после одержанных в 1266-1272 гг. побед князь возвел в Пскове около своего дворца 3 храма, по-видимому деревянных, посвященных святым, покровительствовавшим ему в сражениях: во имя мч. Тимофея, великомучеников Георгия и Феодора Стратилата. А. И. Комеч характеризует их как «своего рода мемориал воинской славы» ( Комеч А. И. Каменная летопись Пскова XII - нач. XVI в. М., 2003. С. 70). В кон. 70-х - 90-х гг. Д. поддерживал политику Владимирских вел. князей Димитрия Александровича, затем его младшего брата Андрея Александровича. В 1278 г. Д. принимал участие в походе вел. кн. Димитрия на Карельскую землю. В февр. 1282 г. в ответ на пленение новгородцами 1 янв.

http://pravenc.ru/text/178701.html

1990. Вып. 3. С. 19. 530 Седов Вл. В. Афон и русская архитектура начала XIII в. (причины влияния)//Архитектура в истории русской культуры. М., 1996. С. 39 и сл. 531 Мильчик М. И., Штендер Г. М. Западные камеры собора Мирожского монастыря во Пскове//ДРИ. Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 84, 87. 532 В 1141 г. Нифонт уходит в Киев на суд по делу о Климе Смолятиче, где он был посажен в затвор до 1151 г. В 1151 г. владыка штукатурит Св. Софию и делает новую свинцовую кровлю. С 1152 г. архиепископская артель строит в Ладоге и работы там продолжаются до 1166 г. Временем работ во Пскове, учитывая смерть Нифонта в 1156 г., могут быть только годы до 1142 г. (когда ведутся работы в Мартирьевской паперти в Новгороде, завершается церковь Успения на Торгу). 534 Круг аналогий очерчен А. И. Комечем. Это храм Георгия в Манганах, Гюль-джами и Календер-джами в Константинополе, Гелати в Грузии (Там же. С. 54). Следует, правда, учитывать, что для этих константинопольских построек ныне предложена более поздняя датировка – конец XIII в., но, несомненно, такие храмы в столице существовали и в XII в. 536 См.: Мильчик Μ. И., Штендер Г. Μ. Западные камеры... С. 87–88; Комеч А. И. Каменная летопись Пскова. С. 52. 537 Милонас П. Μ. Заметки об архитектуре Афона//ДРИ. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 7 и сл., особенно 34–35 (с литературой вопроса). 538 Комеч А. И. Каменная летопись Пскова. С. 56 и сл.; Михайлов С. П. Первоначальное убранство интерьера Иоанновского монастыря во Пскове//ДРИ. Художественная культура X – первой половины XIII в. Μ., 1988. С. 95 и сл. 540 Единственная лопатка в северо-западном углу, на западной стене, появилась здесь в связи с устройством лестницы на хоры. 541 Этому способствуют и размещение окон в два яруса, их значительное количество, большая многооконная глава, наконец, дополнительные световые главы, поставленные над западной третью для лучшего освещения хор, но уничтожающие обычные световые контрасты для центрального пространства боковых и угловых компартиментов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

545 Пескова А. А., Раппопорт П. А., Штендер Г. Μ. К вопросу о сложении новгородской архитектурной школы//СА. 1982. 3. С. 44 и сл.; Комеч А. И. 1) Архитектура Новгорода XII столетия//АСЕВ. 15. Athènes, 1976. II; Art et archéologie. Athènes, 1981. P. 300 ff.; Лалазоров С. В. Архитектура церкви Георгия// Церковь Св. Георгия в Старой Ладоге/Ред.-сост. В. Д. Сарабьянов. Μ., 2002; 2) Два этапа строительства церкви Георгия в Старой Ладоге//ДРИ. XII в. СПб., 2002. С. 297 и сл. 546 Храмы Успения Богоматери, Св. Георгия, Святителя Николая, церкви на реках Ладожке и Волхове, а также до сих пор не выявленная церковь Симеона Богоприимца. Сохранились лишь церкви Успения и Св. Георгия. 549 Те арки, что открываются в центральный объем, – более низкие и узкие по сравнению с арками, открывающимися в западную треть, – они шире и выше. 553 Представляется сомнительным влияние на архитектуру будущей программы росписи (см.: Лалазоров С. В. Архитектура церкви Георгия... С. 79 и сл.). 554 См. об этом: Комеч А. И. Композиция фасадов новгородских церквей ΧΙΙ–XIII вв.//ДРИ. Художественная культура X – первой половины XIII в. Μ., 1988. С. 101 и сл. 558 Мирожские приемы сказываются даже в деталях: например, в расширении подкупольных опор по мере приближения к пятам подпружных арок. 560 Среди них особое место занимает монография Η. Н. Воронина, до сих пор сохраняющая свое исключительное научное значение (см.: Воронин Η. Н. Владимиро-суздальское зодчество: В 2 т. Μ., 1961– 1962), а также см: Иоаннисян О. Μ. 1) Зодчество древнего Галича и архитектура Малопольши//Acta archeologica Carpathica. Krakow, 1988. T. 27. С. 190 и сл.; 2) Основные этапы развития Галицкого зодчества//ДРИ. Художественная культура X – первой половины XIII в. Μ., 1988. С. 41 и сл.; 3) О раннем этапе развития Галицкого зодчества. КСИА. 1981. Вып. 164. С. 38; 4) Строительные артели Всеволода III и его наследников//Дмитриевский собор. С. 37; 5) К истории русско-польских архитектурных связей//ДРИ. XII в. СПб., 2002. С. 213; Иоаннисян О.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

190 По мнению Ю. С. Асеева, сюжеты рельефов – античные: Геракл с немейским львом и Дионис. Однако последний персонаж никоим образом не похож на античного бога (см.: Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. С. 89). 191 Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. С. 76; Комеч А. И. Древнерусское зодчество... С. 273; Раппопорт П. А. О роли византийского влияния... С. 186–188. 199 Возведение Св. Софии датируется 1045 г., таким образом, перерыв в строительстве составил более половины столетия. 200 Лазарев В. Н. О росписи Софии Новгородской//Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. С. 117. 201 В древней русской традиции почитание двух святых воинов – Феодоров Тирона и Стратилата – часто смешивалось, и оба храма могли быть княжескими патрональными. 203 Назаренко А. В. 1) Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого//Отечественная история. 1993. 2. С. 65–78; 2) Русско-немецкие связи домонгольского времени (IX – середина XIII в.)//Славяно-германские исследования. М., 2000. Т. 1–2.; 3) Древняя Русь на международных путях. С. 585 и сл. 204 Не исключено, что там могло находиться помещение особого назначения, поскольку он отгораживался стенкой, относящейся к домонгольскому времени (см.: Булкин В. А., Сивак С. И., Штендер Г. М. О Никольском голбце//125 лет Новгородскому музею: Материалы науч. конф. Новгород, 1991. С. 104 и сл.). 207 Малые подпружные арки в традиционной системе служили основанием для пят сводов центрального креста, которые вырастали над завершением арки. 210 В настоящее время формы столпов искажены массивными прикладками, древние опоры были гораздо тоньше. 215 Гладенко Т. В., Красноречьев Л. Е., Штендер Г. М., Шуляк Л. М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований//Новгород: К 1100-летию города. М., 1964. С. 189–191. Комеч А. И. 1) Два направления в новгородской архитектуре начала XII в.//Средневековое искусство. Русь. Грузия. М., 1978. С. 46–62; 2) Древнерусское зодчество... С. 309 и сл.; Ковалева В. М., Штендер Г. М. О формировании древнего архитектурного облика собора Антониева монастыря в Новгороде//КСИА. 1982. Вып. 171. С. 54–60; Булкин В. А. Новгородское зодчество начала XII в.: По новым археологическим данным//ДРИ. XII в. СПб., 2002. С. 270 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Импульсом к определению структуры работы и ее последовательности стало терминологическое совпадение, имеющее далеко не случайный характер: «символическим реализмом» в богословии одновременно названы и способ отображения сущего в каноническом искусстве Византии, и учение о человеке Нисского святителя. Выявление взаимосвязи между генезисом символического реализма антропологии Григория Нисского и символического реализма канона стало целью работы и определило ее последовательность и структуру. 7 Шичалин Ю. А. История античного платонизма в институциональном аспекте. – М.: Греко-латинский кабинет, – 2000, с. 294–295. 9 Авторитет Василия привлекает подвижников, возникает ряд монастырей по течению Ириса, для которых Василием был написан устав, легший впоследствии в основу Студийского устава. 11 Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период./В. М. Лурье при участии В. А. Баранова. – СПб.: AXIOMA, 2006, С. 86. 12 К моменту перенесения столицы в Константинополь в 330 г. своей кафедры там не было, к 379 г. она была крайне малочисленной. 18 Callahan О. М. Greek Philosophy and Cappadocian Cosmology. – Dumbarton Oaks Papers (Washington) 12 (1958) – p. 29–57. 19 Комеч А. И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве/А. И. Комеч//Искусство Западной Европы и Византии. – М.: Наука, 1978 – с. 209–223. 29 Лурье В. М. Призвание Авраама: идея монашества и ее воплощение в Египте. – СПб.: Алетейя, 2000. 31 Архимандрит Порфирий (Попов). Св. Григорий, епископ Нисский.//2 Прибавления ХХ, 1861. – Казань. 1886. 35 Бычков В. В. AESTHETICA PATRUM. Эстетика Отцов Церкви./В. В. Бычков. – М.: Ладомир, 1995. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики./В. В. Бычков. – Киев: Путь к истине, 1991. Бычков В. В. Смысл искусства в византийской культуре./В. В. Бычков. – М.: Знание, 1991. Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина ./В. В. Бычков. – М.: Искусство, 1984. Бычков В. В. Эстетика поздней античности II–III века. В. В. Бычков – М.: Наука, 1981. 40 Флоренский П. А. Обратная перспектива//Труды по знаковым системам, III – Тарту, 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

23 янв. 1268 г. Довмонт и псковичи приняли участие в походе объединенной рати русских князей во главе с кн. Димитрием Александровичем на эстонские земли Ливонского ордена. 18 февраля того же года в битве у замка Раквере Довмонт командовал полком правой руки. После одержанной победы псковский князь предпринял самостоятельный поход в глубь владений Ливонского ордена, «на Вируяны», вплоть до Балтийского моря. В 1269 г. Довмонт выдержал 10-дневную осаду ливонскими немцами Пскова и отразил ее при помощи пришедших на выручку новгородских войск. В 1270 г. по воле вел. кн. Ярослава Ярославича Довмонт был заменен в Пскове др. выходцем из Литвы - князем Айгустом, но уже в следующем году вновь оказался на псковском столе. Весной 1271 г., двигаясь по Чудскому и Псковскому озерам и реке Великой, войско ливонских немцев разорило ряд пограничных селений в Псковской земле. Захватив много имущества и пленных, оно двинулось назад. Однако уже 23 апреля, в день памяти вмч. Георгия, на р. Мироповне вместе с 60 псковичами Довмонт догнал немцев (по русским данным, 800 чел.) и нанес им поражение. В следующем году нападения крестоносцев на Псковскую землю повторились. 8 июня 1272 г., в день памяти вмч. Феодора Стратилата, под Псковом Довмонт победил войска ливонского магистра, затем в ответ на разорение псковских пограничных волостей (до 8 сент.) опустошил эст. земли Ливонского ордена. В Житии Довмонта сообщается, что после одержанных в 1266-1272 гг. побед князь возвел в Пскове около своего дворца 3 храма, по-видимому деревянных, посвященных святым, покровительствовавшим ему в сражениях: во имя мч. Тимофея, великомучеников Георгия и Феодора Стратилата. А. И. Комеч характеризует их как «своего рода мемориал воинской славы» (Комеч А. И. Каменная летопись Пскова XII - нач. XVI в. М., 2003. С. 70). В кон. 70-х - 90-х гг. Довмонт поддерживал политику Владимирских вел. князей Димитрия Александровича, затем его младшего брата Андрея Александровича. В 1278 г. Довмонт принимал участие в походе вел. кн.

http://pravicon.com/info-2188

«Церковные имения» были конфискованы государством задолго до большевиков, еще в 1764 году - по указу Екатерины Великой. После этого финансирование шло из казны, через Синод, который был по сути министерством. Часть монастырей была закрыта, а помещения использовались под казармы, больницы и даже сумасшедшие дома. «Храмы, часовни и богослужебные предметы отчуждению не подлежали. Но общецерковной собственности после екатерининской реформы не было. Монастыри лишились земли, крепостных. Им остались лишь огороды, покосы, церковные лавки. Была приходская собственность, но незначительная. Приходы жили бедно», - говорит церковный историк, протоиерей Владислав Цыпин. На это же указывал еще в 2004 году покойный ныне директор Института искусствознания Алексей Комеч: собственником было государство либо монастыри и приходы, но не нынешние. «Сегодняшнюю общину никто не грабил! Я за то, чтобы максимально содействовать церковной жизни, максимально возвращать храмы, но у нас по всей Руси стоят 10-15 тысяч разрушенных храмов, дай бог, чтобы их кто-нибудь взял». 11 декабря 2007 года управляющий делами Московской патриархии митрополит Климент пояснил: «Церковь готова их взять в пользование при условии помощи со стороны государства в их восстановлении». Причем помощи не только финансовой. Государство должно еще и подготовить реставраторов. В упомянутом интервью Комеч говорил и о небрежном отношении к переданным храмам: «Сбиваются росписи, записываются новыми, безобразными. С большими искажениями по России восстановлено около 10 тысяч храмов». А всего в России 14 000 храмов. Но если Церковь нуждается в помощи квалифицированных работников музеев, то почему бы не поискать с ними компромисс? Ведь удалось его найти в Кремле, где службы проходят лишь по большим праздникам, при ограниченном числе людей, поскольку сохранение памятника требует особого режима его использования. Работает музей и в Троице-Сергиевой лавре. Много лет музей и монастырь на Соловках не просто мирно уживались, а сотрудничали. Да и в Рязани так было. Так в чем же дело?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010