«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) На Господа возвергаю надежду! В книгу «На Господа возвергаю надежду!» вошли письма матери, проповеди и поучения старца и исповедника Никона Оптинского. Также воспоминания о последних днях Никона Оптинского его духовных детей. Преподобный Никон Оптинский (Беляев) На Господа возвергаю надежду! Письма матери I Христос посреди нас! Мира и радования желаю тебе, дорогая мама! Шлю тебе иноческий привет, ныне я уже узник, и, хочется сказать, узник о Христе, ибо хотя я и грешен, но в данном случае совершенно неповинен, как мне кажется. Сижу в темнице без предъявления мне какой-либо вины и, как видно, только потому, что я монах, что я трудился для обители. Да будет воля Божия, благая и совершенная! Благословляю Господа, на Господа надежду и упование возвергаю, в Господе отраду мою нахожу. 17-го сентября, помолившись за литургией и отслужив после нее молебен о твоем здоровье и прочих близких моих, я возвратился в келию и был арестован и отправлен в г. Козельск, в тюрьму, где и нахожусь. Со мною еще четыре человека духовного звания, такие же узники о Христе, и потому среда, в которой я нахожусь, не тяготит меня, я даже благодушествую. Но, ожидая всегда смерти, я решил в день моего рождения обратиться к тебе, дорогой моей мамаше, с моим, быть может, последним словом и приветом. Да благословит тебя Господь! Как иерей, призываю на тебя Божие благословение и молю Господа: да воздаст Он тебе вечными милостями Своими и вечным блаженством за все то добро, какое я получил от тебя. Да почиет на мне твое родительское благословение, которого усердно прошу у тебя. Помню тебя, и здесь, в заключении, приношу Богу мою молитву о тебе, хотя и слабую, по немощи моей. И себя и дорогую мне обитель нашу, тебя и всех предаю Господу Богу моему, Творцу и Промыслителю, ибо Он печется о всех и творит то, что нужно и полезно нам. Усердно прошу твоих святых молитв о мне, грешном, о спасении моей грешной души — цели земной жизни. И что мне более нужно, если бы я достиг сей вожделенной цели? Потому прошу молитв о моем спасении. Твердо верю, что все в руках Божиих, и спокоен. Чаю жизни будущего века, аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

П.В. Долгоруков Князья Одоевские Помещаем здесь родословие потомству Святого Благоверного Князя Михаила Черниговского, до разделения его на различные фамилии. отцовский КОЛЕНО I: Великий Князь Рюрик † 879 КОЛЕНО II: Великий Князь Игорь Рюрикович † 945 КОЛЕНО III: Великий Князь Святослав Игоревич † 972 КОЛЕНО IV: Великий Князь Святой Владимир (во Святом крещении Василий) Святославович Равноапостольный † 1015 КОЛЕНО V: Великий Князь Ярослав Владимирович Великий † 1054 КОЛЕНО VI: Князь Святослав Ярославич Черниговский † 1076 КОЛЕНО VII: Князь Олег Святославович Черниговский † 1115 КОЛЕНО VIII: Князь Всеволод Ольгович Черниговский † 1146 КОЛЕНО IX: Князь Святослав Всеволодович Черниговский † 1194 КОЛЕНО X: Князь Всеволод Чермный Святославович Черниговский † 1215 КОЛЕНО XI: Святый Благоверный Князь Михаил Всеволодович Черниговский, замучен по повелению Батыя в орде за отказ поклониться кумирам Монгольским, 20 сентября 1246 года. Церковь Православная причла его лику Святых, и нетленные мощи его почивают в Москве, в Архангельском соборе. КОЛЕНО XII: Князь Ростислав Михайлович, сперва князь Новагорода-Великого, потом Бан Мачвы и Бан Бознанский. Женат на княжне Анне Венгерской 35 Князь Роман Михайлович Черниговский и Брянский † 1275 Князь Симеон Михайлович Глуховский и Новосильский Князь Мстислав Михайлович Карачевский Князь Юрий Михайлович Торусский Княжна Мария-Феодулия Михайловна † 1271; за Князем Василием Константиновичем Ростовским КОЛЕНО XIII: Князь Михаил Ростиславич, Бан Мачвы и Бан Бознанский † 1269 Княжна Кунгута (Кунигунда) Ростиславовна, за Королём Богемским Оттокаром II Княжна Агриппина Ростиславовна, за Лешком Черным, Князем Краковским и Герцогом Польским Князь Михаил Романович, родоначальник угасших князей Осовицких Князь Олег Романович Княжна Ольга-Елена Романовна, за князем Владимиром Васильевичем Галицким Князь Роман Семёнович Новосильский и Одоевский Князь Тит Мстиславович Карачевский и Козельский Князь Андриан Мстиславович Звенигородский † 1339 Князь Всеволод Юрьевич Торусский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Паломнические путешествия на Святую землю Подготовка текста и комментарии И.В. Федоровой «Путевые записки» подпоручика Ильи Сысоева Путевыя записки во святый в град Божий Иерусалим и в окрестности онаго Новгородской губернии города Старой Русе из военных подпорутчика Илья Степанов сын Сысоев и онаго ж уезда крестьянина Петра Хостова в 1817-м и 1818-м годах Быв порываем ревностию и любопытством, решился в 1817 года предпринять путешествие во святый град Иерусалим н, получив пашпарты в С.-Петербурге, итак, призвав в помощь имя Божие, отправились 1-го майя вышеназначеннаго года с крестянииом Петром Хостовым Старорускаго уезда, деревни Марфина 1041 в богоспасаемый град Москву, во обитель преподобному Нилы, столбна чудотворцу. 1042 И чрез города Осташков, Таржок, Тверь, Дмитриев, обитель преподобнаго Мефодия, называема Пестовшина, 1043 и обитель ходков 1044 Троицы, лавру Сергия Радонежскаго, 1045 в столичный град Москву. Из онаго в Подолько, Серпухов, Таруся, Калуга, Перемышль, Козельско, Волхов, Орел, Кромна, Дмитрев, Глухов, обитель Петра и Павла (построен преподобным чудотворцем Димитрием Ростовским ), 1046 Софроновская пустынь, 1047 Путивль, Конотопа, Батурин, Нежин, Козелск, Киев, Васильков, Белая Церковь , Умань, Богопил, где при устье реки Синюхи переправились чрез Буг. 1048 Прибыли потом в славной город портовой Одессу июля 27-го дня в дом 1-й гилдии купца Лариона Федоровича Портнова, 1049 которой по доброму своему к путешествующим во святыя места расположению принимает в свой дом, в особенно в саду его, упокойвает квартерою всех приходящих к нему безденежно. 3-го августа. Прописали свои пашпорты у господина генерал-губернатора графа Ланжерона и разных орденов кавалера 1050 в канцелярии и в таможной. По том, приискивая себе судна, 14-го августа, нашед корабль 1051 а турецкой со пшеницею в готовности к пути, условились с хозяином сего корабля довести нас до Констинополя по зговорной цене (по червонцу галанскому 1052 с человека взяв с нас довести), до коего полагают от Дебы 700 верст, ибо тогда не было кораблей безденежно вести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перемышль. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Построен в XVI в. Колокольня построена в 1784 г., трапезная в 1871 г. Был закрыт, в 1970-е гг. реставрировался. В 1970-х гг. обрушились своды и апсиды. В настоящее время заброшен. Самый древний из дошедших до нас памятников Перемышля — Успенский собор — высится на холме за Пушкарским оврагом, в районе Завершья. На планах города XVIII в. он указан стоящим на «старом городище», а площадка по другую сторону глубокого оврага, пересекающего Перемышль, где в свое время находился острог, именуется «новым городищем». Наименования этих городищ, происхождение которых остается пока неисследованным, позволяет предполагать, что Юрий Долгорукий в период ожесточенной борьбы с князем Изяславом Мстиславовичем, во время своего пребывания в Козельске в 1146 и 1152 гг., заложил по соседству «город», одноименный южному Перемышлю. Разоренный, как и Козельск, татарами, а затем захваченный Литвой город, возникший, возможно, в XII в., был, очевидно, заброшен. И только в XVI в., когда Перемышль окончательно отошел к Москве, его князья отстроили на «старом городище» укрепленную княжескую усадьбу и вскоре возвели здесь каменный собор, существующий и ныне. Пятиглавый четырехстолпный Успенский собор с сильно выступающими тремя апсидами, поставленный на высокий подклет, с трех сторон был окружен двухъярусной галереей. Наличие хор в западной части храма, где во время богослужения находился князь и его приближенные, доказывает, что собор не был городским, а относился к княжескому двору. В течение своего четырехвекового существования памятник претерпел много искажений (он утратил боковые главы и галереи, в 1784 г. появилась колокольня, а в 1871 г. — трапезная). Но и сейчас совершенно очевиден крепостной характер выдающегося произведения древнерусского зодчества. Узкие щелевидные окна с решетками подобны бойницам. Подклет, служивший надежным убежищем во время осады, перекрыт мощными сводами. Глубоки подвалы храма, куда князь, а позднее горожане прятали наиболее ценное имущество, спасая его от врагов и частых пожаров. Даже в 1782 г. здесь еще хранилась «уездного казначейства денежная казна».

http://sobory.ru/article/?object=01462

Подборки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Село Подборки находится в 17 км от Козельска и прежде оно являлось селением Озерской волости Перемышльского уезда. В XVIII в. село принадлежало Астафьевым, в 1816 г. - Н.М. Омельяненко. С 1884 до 1918 гг. Подборками владели Писаревы. В настоящее время село почти слилось с с. Озерское, в котором до 1941 г. стоял каменный храм. Этот храм был построен в 1750 г. боярином Хитрово (бригадиром Языковым). В храме было три престола: центральный в честь Успения Божией Матери, в боковых приделах в честь Иоанна Богослова и в честь святителя Николая.  Храм был закрыт в 1922 г. Последним его настоятелем был протоиерей Иоанн Николаевич Малиновский. В 1941 г. храм взорвали советские войска, от него остался только фундамент. В 1996 г. жители сел Подборки, Озерское и ближних деревень выступили с инициативой строительства нового деревянного храма вместо разрушенного. Этим занялся созданный 11 июня 1997 г. приход. В 1998 г. на остатках фундамента центрального алтаря был заложен фундамент храма. Автор проекта - Шамординский архитектор Т.Л. Городская. Поддержку оказывали Подборская сельская администрация и монастыри Оптина Пустынь и Амвросиевская женская пустынь в Шамордино. В настоящее время храм полностью построен. Информация с сайта:http://r-oc.1gb.ru/Русские церкви Успенский храм был построен в 1750 г. в с. Озерское Перемышльского уезда, боярином Хитрово. Центральный престол храма был освящен в честь Успения Божией Матери, а боковые приделы: один в честь Иоанна Богослова, а другой святителя Николая. Впоследствии с. Озерское соединилось с с. Подборки и получило название с. Подборки. В селе имелись одна земская и две церковно-приходские школы. При храме действовала библиотека содержащая 527 томов книг. В начале XX века поддержанием благолепия храма занимался Сергей Перлов, миллионер, владелец чаеразвесной фабрики на Кавказе, внося крупные пожествования. При храме было создано братство во имя св. Николая Чудотворца и Сергей Перлов стал пожизненным членом этого братства. Также при храме были устроены читальни, где проводились чтения по религиозным вопросам и отечественной истории.

http://sobory.ru/article/?object=07409

Поэтесса Надежда Александровна Павлович (1895–1980) оказалась в Оптиной в 1921 году. Здесь впервые видит она преподобного Нектария. В течение трех дней пытается поговорить с ним, но старец отказывается принять молодую женщину, представительницу столичной литературной богемы. Потрясенная, она уезжает в Петроград, но мысль о старце («я видела настоящего святого»), о единственно возможном для нее пути исцеления не покидает ее. Через полгода она вновь возвращается в монастырь. С этого дня жизнь ее навсегда соединяется с Оптиной. По благословению преподобного Нектария она остается жить в Оптиной, становится сотрудницей первого Оптинского краеведческого музея, которым заведовала его основательница Лидия Васильевна Защук (впоследствии она приняла схиму с именем Августы и была расстреляна вместе с оптинским архимандритом Исаакием в 1937 году в Туле). Два года прожила Надежда Александровна в Оптиной в послушании у старца. Но музею и самому монастырю уже грозила беда. Сбывалось предсказание отца Нектария о том, что «скоро монастыри закроют и ходить в монашеском по улицам будет нельзя». В Вербное воскресенье 1923 года Оптина пустынь была закрыта. Тяжелобольного старца Нектария сперва положили под арестом в больницу, а затем в Великий Четверг отвезли в тюремную больницу в Козельске, большинство духовных отцов и монашеской братии также были арестованы. Выдав в ЧК батюшку Нектария за своего дедушку, Надежда Александровна добивается замены расстрела (отца Нектария обвинили в контрреволюции) поселением. Она увозит батюшку в село Холмищи (65 км от Козельска), навещает его там, привозит продукты, теплые вещи. Перед кончиной в 1928 году батюшка Нектарий благословил свою духовную дочь Надежду Павлович помнить Оптину, всегда заботиться о ней и делать все возможное для ее сохранения. Она и выполняла завещанное как могла в те страшные для Православия годы: в конце 20-х перевезла и таким образом сохранила для нас ценнейший архив и библиотеку Оптиной пустыни, сдав все материалы в Государственную библиотеку им. В. И. Ленина в Москве. Работая в Красном Кресте, помогала родственникам и друзьям передавать вести и посылки заключенным (среди которых много было и Оптинцев); совершила духовный подвиг, навестив находящегося в заключении отца Сергия (Мечева). Ее стараниями в 1974 году Оптина пустынь получила статус памятника культуры и была поставлена на государственную охрану.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Предисловие Один из великих Оптинских старцев схиархимандрит Варсонофий (1845–1913), старчествовал в Скиту Козельской Введенской Оптиной Пустыни в 1907–1912 годах, когда в монастыре и его Скиту подвизались и другие старцы, правда, старчествовавшие в разное время, – некоторые одновременно с о. Варсонофием, как о. Анатолий (Потапов) или заканчивавший тогда свой благодатный старческий путь о. Иосиф, другие позже, как о. о. Нектарий и Феодосий. Именно в эти годы ближайшим учеником отца Варсонофия был один из последних старцев Оптиной о. Никон, подробный дневник которого донес до нас многие дела и слова его учителя. Время перед Первой мировой войной и революционным переворотом было сложное, мир кипел в невиданных ранее страстях, все явственнее ощущалось наступление тьмы. Отцу Варсонофию чуть ли не в самое тяжкое для России время пришлось проехать все ее пространство: он был на русско-японской войне священником при полевом лазарете. Много видел страданий, многих утешил, сам не раз был в смертельной опасности. Он чуткой душой прислушивался к миру, и Господь приоткрывал перед ним завесу, показывая ужасы грядущего. «Все идут против России, вернее сказать, против Церкви Христовой, – говорил он, – ибо русский народ – богоносец, в нем хранится вера Христова». Люди из мира, те, которые жаждали утешения в своих скорбях, потоком направлялись в Оптину, в Скит. Старец Варсонофий, имевший слабое здоровье, но укрепляемый силой Господней, принимал их, беседовал с ними, исповедовал, направлял на единственно верную дорогу. Как и все старцы, он вел обширную переписку. «В тяжелое время мы живем, – говорил он. – Слабы мы и немощны, а приходится ободрять других. Вот и я нахожусь в таком же состоянии, слабый и немощный, сам требую помощи и утешения, а приходится по долгу моего сана утешать обращающихся ко мне. В Оптину приезжают из мира, который уже не стонет, как прежде, а ревет, приезжают, ища утешения и успокоения... По вере своей получают искомое и уезжают умиротворенными». А какие письма получал он, какие вопли были в них: «Батюшка! задыхаюсь! Со всех сторон теснят скорби, нечем дышать...»; «Впадаю в уныние, что-то темное обступает меня...»

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Представляем вниманию читателей работы студенток Лаборатории Удаленного Доступа факультета журналистики РГСУ православной журналистики в Малоярославце. Представляем вниманию читателей работы студенток Лаборатории Удаленного Доступа факультета журналистики РГСУ православной журналистики в Малоярославце. В паломничество с молитвой Прохладное майское утро, воскресение. Повсюду цветет душистая сирень. Настоятельница нашего монастыря игумения Николая благословила нас на паломничество в с. Клыково (Козельский район)вСпаса Нерукотворного Пустынь. Мы – это студенческая группа факультета журналистики (направления церковная журналистика) Российского Государственного Социального Университета, а именно — первый курс лаборатории удаленного доступа, открытой в 2011 году при Свято-Никольском женском монастыре г. Малоярославца. В паломничество с нами поехали еще две монахини, одна из которых была за рулем микроавтобуса. Несколько девочек из приюта «Отрада», действующем при нашем монастыре, также отправились в это путешествие. В этот день, 13 мая 1997 года почила блаженная старица схимонахиня Сепфора.Матушка при жизни помогала многим, приходившим к ней за советом и наставлением,но и по смерти она не оставляет своих духовных чад, подавая помощь всем, с верою приходящим поклониться ее могилке, и попросить заступничества перед Богом. Как только наш микроавтобус выехал за монастырские ворота, мы запели радостное «Христос Воскресе» — Часы Пасхи,а затем и Акафист Святителю Николаю, без чего трудно представить любое паломничество. Дорога предстояла довольно долгая, поэтому мы успели еще прочитать вслух жизнеописание матушки Сепфоры и проникнуться духом ее наставлений. Примерно через три часа пути мы остановились у ворот Пустыни Спаса Нерукотворного. Это действующий мужской монастырь. Сегодня сюда приехало много паломников, не только из Калужской епархии, но и из других областей. Литургия еще не началась, и поэтому мы направились прямо к месту захоронения старицы Сепфоры. Там была небольшая очередь. Все благоговейно, в молчании подходили и целовали крест, касались рукой земли, прикладывались к мраморной плите с барельефным изображением блаженной, похожим на объемную икону. Могилка находится около храма с южной стороны, а памятная плита с изображением Матушки расположена прямо у стены храма.Подойдя ближе, мы дружно запели Стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!»

http://pravmir.ru/putevye-zametki-pravos...

Преподобномученик Рафаил родился в 1886 году в селе Юрты Орловской губернии в семье крестьянина Георгия Тюпина и в крещении был наречен Борисом. В 1912 году он поступил в Козельскую Введенскую Оптину пустынь и исполнял здесь послушание повара. В 1914 году с началом Первой мировой войны призван в армию, был ранен, попал в лазарет, а затем на окончательное излечение направлен в Оптину пустынь, при которой был устроен госпиталь. По выздоровлении остался в монастыре. После закрытия монастыря уехал в Москву и в 1922 году поступил в Златоустовский монастырь, где был пострижен в монашество с именем Рафаил и в 1926 году рукоположен во иеромонаха. С 1927 года служил в храме в селе Латынино Калужской области, а в 1930 году был назначен настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в селе Шарапово Московской бласти. Отец Рафаил был ревностным пастырем и молитвенником. Слава о нем, как о подвижнике, молитвы которого слышит Господь, быстро распространялась среди крестьян. И власти решили арестовать священника. Арест произвели 14 апреля 1932 года. Обвиняемого    поместили      в тюрьму города Серпухова. При опросе свидетелей особый интерес у сотрудников ОГПУ вызвали сообщения об исцелении отцом Рафаилом бесноватой из села Новоградова. 3 июня 1932 года отец Рафаил был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. После ссылки он вернулся в Москву и получил назначение в один из храмов Московской области, где             прослужил до 1936 года. В 1937 году отец Рафаил несколько раз получал направления в разные храмы Московской, Нижегородской, Смоленской области, но власти постоянно отказывали ему в регистрации. После этого      иеромонах Рафаил оставил попытки получить службу в храме, поселился в деревне Маклино Малоярославецкого района Московской области, зарабатывая себе на жизнь сапожным ремеслом. 29 ноября 1937 года он был арестован и помещен в одну из тюрем Москвы. В предъявленных ему обвинениях виновным себя не признал. 9 декабря его приговорили к расстрелу. Расстрелян 11 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной        могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-164...

Преподобный Севастиан Карагандинский (1884–1966) В юные годы Стефан (так звали преподобного Севастиана в миру) был келейником преподобного Иосифа Оптинского . 9 мая 1911 года отец Иосиф скончался, и в его келью перешел преподобный Нектарий. Стефан остался при нем келейником и стал его духовным сыном. В 1917 году в Оптиной пустыни Стефан принял пострижение в монашество с именем Севастиан. В 1923 году, за два месяца до закрытия монастыря, принял рукоположение в иеродиакона. В келье со старцем Нектарием отец Севастиан прожил до закрытия монастыря, до весны 1923 года, двенадцать лет. А затем еще пять лет – до 28 апреля 1928 года – они продолжали жить вместе вне монастыря, в селе Холмищи, в пятидесяти верстах от Козельска. Здесь в 1927 году преподобный Севастиан был рукоположен в иеромонаха. Со старцем Иосифом отец Севастиан прожил пять лет, а со старцем Нектарием – семнадцать лет. Преподобный Нектарий благословил Севастиана после своей смерти уезжать служить на приход. Под руководством двух старцев преподобный Севастиан воспитал в себе кротость, рассудительность, высокий молитвенный настрой, милосердие, сострадание и другие духовные качества. Неутешно плакал отец Севастиан на похоронах и потом на могиле старца. После похорон он уехал сначала в Козельск, затем в Калугу, а потом в Тамбов. Там он получил назначение на приход в город Козлов, ныне Мичуринск, в Ильинскую церковь , где настоятелем был протоиерей Владимир Нечаев, отец будущего митрополита Волоколамского Питирима. Прослужил преподобный Севастиан в городе Козлове пять лет, с 1928-го по 1933 год, и пользовался там большой популярностью и любовью. В 1933 году отец Севастиан был репрессирован, осужден на десять лет и отправлен в Карагандинские лагеря, в Казахстан 11 . Близкие к нему и преданные ему монахини – матушки Аграфена, Феврония, Екатерина и Варвара – поехали за ним. Они устроились на работу в ближайшем селе от того лагерного отделения, где отбывал срок батюшка. Они опекали батюшку все десять лет его заключения. Часто посещали его, носили ему еду, стирали ему белье, покупали ему все, что было нужно. Потом скопили денег и купили в Караганде домик в Михайловке (район города) на Нижней улице. Туда и привезли в начале 1944 года матушки отца Севастиана. Он ходил по дому, все по-хозяйски осматривал и говорил, что нужно переоборудовать – матушки рассчитывали, что после войны вернутся в Россию, но отец Севастиан сказал, что придется обустраиваться здесь, в Казахстане. С четырьмя монахинями он каждый день служил в этом доме у себя в келье литургию и вечерню.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010