Закрыть С «Тобольским» Евангелием в руках В Оптиной Пустыни открыли памятник Ф.М.Достоевскому Мария Мономенова   14:58 12.07.2023 1431 Время на чтение 5 минут В дни престольного праздника Иоанно-Предтеченского скита, с 7 по 8 июля 2023 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в монастыре Оптина пустынь был успешно осуществлён духовно-просветительский проект « Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2023 », начало которому было положено в 2022 году. Формат проекта – многофункциональное культурное пространство, программа мероприятий включила в себя дискуссии на актуальные темы традиционных ценностей, культуры и искусства, а также концертную программу с участием коллективов, связанных с экранизацией, театральными постановками, чтением отрывков из произведений Достоевского. Писатель Федор Михайлович Достоевский 145 лет назад посетил монастырь Оптина пустынь, где встретился с преподобным старцем Амвросием. Это, казалось бы, частное событие сыграло огромную роль в истории русской культуры – на свет появился роман «Братья Карамазовы», в котором угадывается и Оптина пустынь, и городок Козельск, и некоторые старцы, ставшие духовными авторитетами для тысяч соотечественников. Спустя 145 лет у стен Оптиной пустыни, расположенной в Калужской области, открыли памятник великому писателю. Его автор – известный скульптор, член-корреспондент Российской Академии Художеств, народный художник России Салават Александрович Щербаков. Открытие и освящение памятника стало главным событием Дней Достоевского в этом году. В официальной части мероприятия приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, губернатор Калужской области В.В. Шапша, председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонов. В числе почетных гостей и участников проекта были Игорь Волгин, Василий Ирзабеков, протоиерей Андрей Ткачев, Юрий Башмет, Евгений Князев, Игорь Петренко, Екатерина Гусева, Антон и Виктория Макарские, хор имени Пятницкого и многие другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/12/s_...

Записи воспоминаний об оптинском старце Анатолии (Потапове) Скачать epub pdf Записи воспоминаний о старцах иеросхимонахе Анатолии (Потапове) и иеромонахе Нектарии (Тихонове) сделаны Надеждой Григорьевной Чулковой (супругой писателя Г.И. Чулкова), жившей в начале 1920-х гг. в Оптиной Пустыни. Машинописный сборник, названный ею «Цветочки Оптиной пустыни», она подарила о. Сергию Мечеву , объяснив это название тем, что от каждого человека в Оптиной она чувствует духовный аромат. Машинописный сборник датирован 1925 годом. Воспроизводится по машинописи из архива Е.В. Апушкиной (Москва) – духовной дочери о. Алексия и о. Сергия Мечевых . Рассказ монаха отца Евстигнея, келейника о. Анатолия Оптинского . Крестьянин. Три года был церковным старостой. Ушел из дома от братьев, сказав, что идет на открытие мощей св. Иоасафа, а сам направился в Оптину пустынь. Келейником о. Анатолия был в течение пяти лет, вплоть до его смерти: Когда я приехал в Оптину, – рассказывает отец Евстигней, – и поступил в монастырь, то понадобились справки с места рождения, и туда написали. Получился ответ. Священник наш отговаривал меня поступать в монастырь, а батюшка сказал: «Ничего, оставайся». В первый раз зашел я к батюшке, и он принял меня любезно – посадил и надавал мне много образков и листков. С месяц я пожил в монастыре – потом отправили меня на рыбную дачу. Приезжал я к нему, рыбки привозил, и никогда больше он меня не сажал. Вот я и подумал: «Что это он меня никогда не посадит?» – и вот прихожу я к нему после этого, а он взял меня за плечи и силой посадил на скамью. В монастырь я попал в 1911 году, а к батюшке меня назначил казначей в 1917 году. Я думал – день, другой помогу ему в доме, а остался совсем. Когда в 1919 году от нас потребовали 70 человек на войну, и мне пришлось уйти, то батюшка, когда прощался со мной, плакал, но я из Козельска вернулся – меня не взяли. Очень я батюшку любил и он меня любил как родного. Такого горя я никогда раньше не испытывал, даже когда своих родных хоронил, как, когда батюшку схоронил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Историческое описание скита во имя Св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной Пустыни Источник Основание Скита Даст ти Господь по сердцу твоему. и весь советь твой исполнит ( Пс. 19, 5 ). Начало благочестивому пустынножительству, на месте, занимаемом ныне Скитом Оптиной пустыни, положил схимонах Иоанникий, смиренный и подвижный старец, живший в начале XIX столетия. Возлюбя совершенное безмолвие, он, с благословения настоятеля, поселился в глубине монастырского леса, на малой пасеке, с двумя монахами Мисаилом и Феофаном. Там, в уединенной келье, благочестивый отшельник, скрывая себя от людей, подвизался подвигом добрым, угождая Богу постом, молитвою и слезами. Но, как тщательно ни бегал старец мирской молвы и славы человеческой, деятельная жизнь его, по воле Божией, не была тайною для окрестных жителей: граждане Козельска знали смиренного старца, и славили за него Господа Бога, Которого он прославлял своею жизнию. По единогласному свидетельству мирян, знавших Схимонаха Иоанникия, и иноков обители, Старец сей был украшен всеми монашескими добродетелями: его кротость, смирение, братолюбие и безпрекословное послушание настоятелю были образцом спасительной жизни для братства Оптиной пустыни; он тем более достоин ея памяти, что подвизался в эпоху возрождения и обновления сей обители, когда бывает так необходим пример для новоначальных иноков и прибывающих на искус трудников. Богоугодная жизнь Старца увенчалась и блаженною кончиною: мирно преставился он в небесный покой в 1815 году Апреля 30 дня, и погребен в северной колоннаде соборного храма, (ныне место это вошло внутрь придела Преподобного Пафнутия). На плите, покрывающей его могилу, вырезана следующая надпись: «На сем месте, под сею чугунною доскою, погребено тело схимонаха Иоанникия. А оной родом Калужской Епархии Жиздринскаго уезда, из пономарей, который, по своему доброму желанию, определен указом в сию Оптину пустыню, в число братства 1802 года сентября 19 дня; пострижен в монашество 1802 года в апреле месяце: и находился в жизни своей целомудренно, в не малых монастырских трудах и послушаниях не леностно: также и церковной всей службы никогда не оставлял; и вхождение имел в церковь , с великим успехом, Божию службу продолжал слушанием, ревностно и кротко, и во всем поведении крайне был тих и незлобив, и притом имел не малую и нелицемерную любовь ко всем, настоятелю и братии, – и в таковой добродетельной жизни, во всем по долгу христианскому и схимонашескаго сана, с принадлежащим духовным исправлением, блаженно и скончался 1815 года апреля 30 дня, в пяток, по полудни, в исходе 4 часа; а погребено тело его мая 2 числа в воскресный (недельный) день. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Источники и литература К главе «Преподобные Василиск Сибирский и Зосима (Верховский) » Зосима (Верховский) , прп. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска//Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина – монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого монаха Ионы. – М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1849. – С. 19–87. Повествование ученика Зосимы о старце Василиске, то есть о духовном его наставнике//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве Иисусовой: в 2 т. – Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. – С. 641–674. Преподобный Василиск Сибирский//Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. – С.506–537. Преподобный Зосима (Верховский) //Там же. – С. 429–452. Пустынники в Рославльских лесах//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1997. – С. 127–169. Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//То же. Апрель. – С. 248–295. Старец Зосима Верховский . Житие и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений. – Репр. воспр. изд. 1889 г. – М.: Паломник, 1994. Старец иеромонах Адриан (1746–1775) и его ученики: Варнава, Василиск, Зосима и др.//Старцы Площанской пустыни. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. – С. 18–37. Зосима (Верховский) , прп. Творения. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. К главе «Подвижники Верхотурского края» Преподобный Илия Верхотурский ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 535, 539, 544, 554, 556, 585, 586, 600, 608, 656; Ф. 6. Оп. 4. Д. 157, 183; Оп. 19. Д. 175. Антоний Святогорец, иеромон. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. – М.: Афонское подворье, 1994. Валаамский монастырь и его подвижники. – СПб., 2005. Валаамский монастырь и его святыни. – Л., 1990. Жизнеописание старца Евдокима Пленкина. – Верхотурье: Изд. Свято-Николаевского монастыря, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Карачев. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты До 1783 года в г.Карачеве в центральном месте Козельской улицы существовала деревянная одноэтажная церковь во имя св. Параскевы-Пятницы, которая и называлась Пятницкой. Кем и когда построена она - неизвестно. В 1783 году рядом с нею была выстроена каменная двухэтажная церковь, главный престол которой посвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, отчего и церковь получила название Казанской. Постройка этой церкви производилась тщанием купца Алексея Герасимова Сытина, на пожертвования прихожан и других благотворителей. Деревянный же Пятницкий храм был продан и на месте его воздвигнут каменный памятник, сохраняющийся доселе. Из утвари старого храма уцелели только две иконы: во имя Казанской Божией Матери, на которую в 1862 году была сделана сребро-вызлащенная, шитая жемчугом и украшенная камнями, риза, и во имя св. Параскевы – Пятницы, издавна обложенная сребропозлащенною ризою. В 1885 и 1886 годах старанием церковного старосты Ивана Иванова Суслова храм был расширен пристройкою к нему с двух сторон на средства благотворителей. В настоящее время церковь крепка и поместительна; нижний этаж ее теплый, а верхний – холодный. Утварью и ризницею очень достаточна. Между святынями особенно чтимы: 1. Икона Спасителя в образе Предвечного Младенца, лежащего на кресте; 2. Животворящий Крест Господень сребропозлащенный с находящимися в нем частицами св. мощей 30 св. угодников. Пожертвован сей Крест уроженцем г.Карачева из дома Вертиленских, прихожан Казанской церкви, бывшего игуменом и духовником королевы Вюртембергской Игнатием, от которой он наследовал эту драгоценность, как дар; 3. Нерукотворный образ Спасителя – дар прихожанки Анны Петровой Морякиной, замечательной академической работы, весь шитый жемчугом и украшенный камнями. С 15 апреля 1873 года эта икона поставлена местною в главном иконостасе и составляет редкое украшение храма; 4. Заслуживает также внимания, как редкость, св.Евангелие, издания половины 18 века, обложенное серебром и позолоченное. Оно замечательно как по своей величине, так и по весу: вес его 2 пуда 7 фунтов;

http://sobory.ru/article/?object=41535

(кон. 30-х - сер. 40-х гг. XIV в.- 5.07.1402, Переяславль-Рязанский (ныне Рязань)), вел. кн. Рязанский (не позднее июня 1353-1371, 1372-1380, 1381-1402). Из рязанских Рюриковичей; сын вел. кн. Рязанского Иоанна Александровича, отец вел. кн. Рязанского Феодора Ольговича . По мнению А. В. Кузьмина, имянаречение О. И. было связано с почитанием в Рязанском вел. княжестве Олега Игоревича Красного. Впервые упомянут в источниках 22 июня 1353 г., когда его войска захватили входивший в Московское княжество г. Лопасню на р. Оке (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 63). В 1365 г. совместно с вел. кн. Пронским Владимиром Димитриевичем (Ярославичем) и козельским кн. Титом Семеновичем разбил на Воине у Шишовского леса под Ст. Рязанью правителя Бездежского улуса, мурзу Тагая, который до этого сжег Переяславль-Рязанский (Там же. Стб. 80). Победители отняли у ордынцев всю добычу и полон. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XIV в., во время «замятни» в Орде, О. И. захватил часть пограничных владений, ранее принадлежавших русским князьям. Проводил политику, направленную на укрепление княжеской власти, но не сумел полностью подчинить Пронское княжество. В дек. 1370 г. направил в Перемышль на р. Моче рать под командованием вел. кн. Пронского Владимира Димитриевича на помощь вел. кн. Владимирскому св. Димитрию Иоанновичу для отражения 2-го похода Литовского вел. кн. Ольгерда на Москву. Рязанцы не участвовали в военных действиях, т. к. вел. кн. Литовский Ольгерд, боясь попасть в окружение, запросил мира. 14 дек. 1371 г., в период кратковременного обострения отношений с Московским великим княжеством, проиграл сражение у с. Скорнищева (ныне микрорайон Канищево в черте Рязани) войскам под командованием кн. Д. М. Волынского Боброка (Там же. Стб. 98-99). О. И. бежал из столицы, где москвичи посадили на вел. княжение вел. кн. Пронского Владимира Димитриевича. Свергнув его в апр. 1372 г., О. И. вернулся в Переяславль-Рязанский, но был вынужден примириться с вел. кн. Владимирским Димитрием Иоанновичем. В 70-х гг. XIV в. сохранял нейтралитет, когда тот боролся за ярлык на Владимирское великое княжество против блгв. вел. кн. Тверского Михаила Александровича. Обеими сторонами признавался третейским судьей по спорным вопросам (напр., в московско-тверском договоре от 1 сент. 1375; см.: ДДГ. 9. С. 28). Летом 1373 г. владения О. И. были разорены изгонной ратью ордынского темника Мамая. В 1378 г. разрешил московским войскам вел. кн. Димитрия Иоанновича и его союзников войти в свои владения навстречу движению ордынских войск эмира Бегича. Помимо москвичей против захватчиков действовала рязанская рать под командованием пронского кн. Даниила Владимировича. Помощь О. И. способствовала победе войск рус. князей над ордынцами в битве на р. Воже в 1378 г. Местью за это стал последовавший осенью того же года новый разгром владений О. И. изгонной ратью из Мамаевой Орды. Были захвачены и сожжены располагавшийся на Куликовом поле Дубок и Переяславль-Рязанский, откуда раненый О. И. был вынужден бежать.

http://pravenc.ru/text/2578287.html

Курыничи. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь Спаса Нерукотворного Карта и ближайшие объекты Курыничи, в 20 верстах от Перемышля, было центром Курыничской волости Перемышльского уезда, сейчас деревня находится на территории Каменского сельсовета Козельского района. В 1782 году принадлежало Анне Васильевне Давыдовой. В 83 дворах проживало 173 мужчины и 188 женщин. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была деревянной, Церковь была построена в 1733 году тщанием господ Давыдовых, а 2 марта 1826 года сгорела. В «Ведомости о церкви Спасской Перемышльского уезда Калужской епархии села Курынич» за 1915 год сказано, что церковь с каменной оградой была построена в 1830 году вдовой генерал-губернатора Петрограда Марией Михайловной Шульгиной. Церковь каменная, теплая, отапливалась духовой печью. Каменные так же были колокольня, церковная сторожка и ограда вокруг церкви. Церковь трехпрестольная: во имя Всемилостивого Спаса Избавителя, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1830 году вдовой генерала Губернатора Петрограда Марией Михайловной Шульгиной. Каменная, с каменной оградой. Трехпрестольная, с приделами в честь Рождества Богородицы и Покрова Пресвятой Богородицы. При храме имелась библиотека и две церковно - приходские школы. Приход состоял еще из 5 деревень. http://korolev.msk.ru/ Деревня Курыничи находится в 20 км от Перемышля и была центром Курыничиской волости. В конце 18 века она принадлежала Анне Давыдовой. Старанием семьи Давыдовых в 1733 году была построена церковь, впоследствии сгоревшая. В 1830 году возвели каменную трехпрестольную церковь, отапливаемую, колокольню и сторожку, обнесли оградой. Престолы были – Спаса Нерукотворного, Рождества Пресвятой Богородицы, Покрова Пресвятой Богородицы. В иконостасе главного храма села Курыничи был старинный образ Христа Спасителя, чья история такова. Образ сохранился от старой сгоревшей церкви и считается чудотворным. В село приезжают из соседних приходов, берут его и производят крестный ход вокруг своих жилищ. Кроме старинного Образа Христа в Курыничской цекви хранится Евангилие, напечатанное при патриархе Андриане.

http://sobory.ru/article/?object=07413

Лемеши. Церковь Трех Святителей. Трехсвятительская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь в Лемешах В десяти верстах от Козельца, по торговой дороге расположено небольшое село Лемеши, - родина графов Разумовских. Здесь проживал простой казак Григорий Розум с женой Натальей Розумихой. Здесь провел детство и юношество сын  их Алексей Розум, пася стада и занимаясь крестьянской работой. Такую же жизнь вел и другой их сын Кирилл, будущий гетман, первое лицо края. Неожиданно счастливый случай возвысил Алексея Розума, а вместе с тем и всю его семью. Приближенные ко двору, они были возведены в графское достоинство и стали именоваться Разумовскими. Широкая новая жизнь не всем была по вкусу, и вскоре в это село, на родину вернулась доживать свой век из Петербурга, чувствуя там себя не на месте, мать графов, одаренная и пожалованная в статс-дамы, графиня Наталия Дамиановна Разумовская. Обладая средствами, она, по преданию, поставила себе цель выстроить односельчанам каменный храм, соорудив его над прахом мужа, хотя, по церковным записям, постройка храма приписывается графу А.Г.Разумовскому. Так или иначе в Лемешах в 1755 году возник каменный Трехсвятительский храм довольно изящной архитектуры. Этот небольшой уютный храм, стоящий на открытой возвышенной площадке, виднеется издалека и кажется величественным и грандиозным, благодаря умело выисканному соотношению архитектурных масс при доминирующем значении купола храма. Иллюзия грандиозности теряется чуть ли не у самых стен храма. Но с большей силой вспыхивает она при входе в храм, просторный, светлый и открытый. Вся деликатно нарисованная внутренняя обработка храма видна откуда бы ни был брошен взгляд, благодаря системе плана, близкого по идее к плану Козельского собора. Несколько иначе распределены массы храма, и полукруги, размещенные по концам планового креста, не поднимаются во всю высоту храма как в соборе Козелеца , а занимают лишь половину высоты, чем и способствуют грандиозности снаружи и внутри храма и вызывают в нем простор, весь обоснованный на искусно рассчитанной внутренней перспективе.

http://sobory.ru/article/?object=18648

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Д. Оболенский. Фотография. Нач. ХХ в. Алексей Дмитриевич (24.11.1855, С.-Петербург - 21.09.1933, Дрезден, Германия), князь, обер-прокурор Синода (1905-1906), гос. деятель. Княжеский род Оболенских из династии Рюриковичей берет свое начало от Юрия, кн. Тарусского и Оболенского, сына мч. Михаила Всеволодовича , кн. Черниговского. О.- 2-й сын юриста, сенатора (с 1870), члена Гос. совета кн. Дмитрия Александровича Оболенского (26 окт. 1822 - 22 янв. 1881) от брака со статс-дамой кнж. Дарьей Петровной Трубецкой (9 июля 1823 - 8 янв. 1906). Проживал значительную часть времени в калужском имении Березичи на берегу р. Жиздры, в 6 верстах от г. Козельска. Имение соседствовало с Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынью , и семья О. часто посещала эту обитель, а также, вероятно, Тихонову Калужскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь . В Оптиной пуст. 26 июля 1877 г. О. и его отец встречались с Л. Н. Толстым . В годы учения в Имп. уч-ще правоведения в С.-Петербурге О. придерживался материалистических и агностических взглядов и поэтому не соглашался с религиозно-философским учением писателя, хотя ценил его творчество и дружил с его шурином и своим однокашником С. А. Берсом. Вторая встреча с Толстым произошла осенью 1901 г. в Гаспре, когда буд. обер-прокурор заочно пытался примирить Толстого со взглядами Вл. С. Соловьёва , которые к тому времени полностью разделял. По окончании в 1877 г. уч-ща правоведения О. служил в лейб-гвардии Гусарском полку. 24 мая того же года причислен к Мин-ву юстиции в 1-й департамент Сената с чином титулярного советника (до 19 авг. 1880). Оставив столицу, уехал в Калужскую губ. 8 окт. 1881 г. избран почетным мировым судьей по Козельскому окр. (до 1884, затем в 1887-1890, 1893-1896) и председателем съезда мировых судей (в этой должности оставался до 1884). Козельский уездный предводитель дворянства (1884-1889) предполагал избираться губ. предводителем дворянства (до 1893). Также был гласным Калужского губернского земского собрания. С 28 марта 1882 г. камер-юнкер, с 14 дек. 1892 г. статский советник. Занимался вопросами народного образования, 31 марта 1892 г. удостоен признания министра народного просвещения.

http://pravenc.ru/text/2578069.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Покровский Владимир Ильич; 17.04.1888, Козельский у. Калужской губ.- 20.10.1925, ст. Маньчжурия (г. Маньчжоули, Китай)), св. Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) (пам. 7 окт.), еп. Ханькоуский РПЦЗ. Род. в крестьянской семье, рано осиротел, терпел нужду, зарабатывал на жизнь «на побегушках своих хозяев по поручению иной раз самого низкого свойства» ( Мелетий (Заборовский). 1925. С. 73). Был усыновлен сельским диак. Илией Покровским (впосл. священник), служившим в храме с. Рогачёва Дмитровского у. Московской губ., который дал сироте свою фамилию и отчество. По окончании Заиконоспасского ДУ в Москве (по др. данным, Калужского ДУ) поступил в авг. 1903 г. в Калужскую ДС. Окончил семинарию в 1910 г. по 1-му разряду и поступил в КазДА. Со 2-го курса стал активным участником бесед со старообрядцами и с сектантами, проходивших каждую неделю в старой Богоявленской ц. Казани, регулярно составлял отчеты о проведенных встречах. Во время учебы находился под духовным руководством старцев Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. преподобных Иосифа (Литовкина) и Анатолия (Потапова) ; его духовником был наместник Седмиезерной Богородицкой пуст. схиархим. Гавриил (Зырянов) . По благословению иеросхим. Анатолия (Потапова) решил принять монашеский постриг. 20 авг. 1912 г. Чистопольским еп. Анастасием (Александровым) пострижен в монашество с именем Иона в честь местночтимого святого прп. Ионы Казанского. 23 авг. рукоположен во диакона. Указом Синода от 7 февр. 1913 г. приписан к Оптиной пуст. 17 марта того же года Казанским и Свияжским архиеп. Иаковом (Пятницким) рукоположен во иерея. Свт. Иона, еп. Ханькоуский. Икона. ХХ в. Свт. Иона, еп. Ханькоуский. Икона. ХХ в. 12 июня 1914 г. удостоен степени кандидата богословия за соч. «Библейско-святоотеческое учение о Святом Духе как Утешителе». В своем отзыве на диссертацию И. архим. Гурий (Степанов ; впосл. архиепископ) подчеркнул новизну исследования, указав на отсутствие в русской и зарубежной лит-ре монографий по данной теме (Протоколы заседаний Совета КазДА за 1914 г.

http://pravenc.ru/text/578318.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010