мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 3. Первые настоятели В конце XVIII века Калужская провинция входила в состав Московской губернии. Следовательно, Козельск и Оптина пустынь относились к Московской епархии. Митрополит Платон (Лёвшин) имел титул Московского и Калужского. Однако это длилось недолго: в 1799 году уже была образована самостоятельная Калужская епархия. За год до воцарения на Российском престоле Императора Павла произошло событие, положившее начало не просто возрождению Оптиной пустыни, а ее коренному пересозданию. Митрополит Платон (1737–1812), один из образованнейших иерархов Русской Православной Церкви, не только молитвенник и аскет по своей жизни, но и блестящий «московский Златоуст», воспитатель и друг Павла I, проявил много заботы о монастырях своей огромной епархии. Ранее немало их было закрыто, а иные бедствовали подобно Оптиной пустыни. Митрополит делал для них все, что было в его силах. Посетив Козельск и осмотрев его храмы, владыка решил взглянуть на Оптинский монастырь. Местоположение его показалось ему прекрасным, – быть бы здесь целой Лавре, ведь вокруг на десятки верст нет другого монастыря, а край населен был весьма плотно. Владыка сначала поручил строителю Пешношского монастыря архимандриту Макарию (†1811) взять Оптину пустынь под свою опеку (а тот уже опекал в епархии шесть обителей) и «учредить ее к лучшему» (отец Макарий был известен как аскет-подвижник, он имел переписку с отцом Паисием (Величковским)) . Затем назначил пешношского иеромонаха Иосифа строителем (управляющим) обедневшей обители. Одновременно был переведен сюда из Перемышльского Лютикова монастыря иеромонах Сергий, на которого была возложена забота о возобновлении службы. Спустя год иеромонах Иосиф по болезни уволился от настоятельской должности 15 . Узнав об этом, митрополит Платон призвал пешношского игумена и попросил его дать в Оптину «для ее устройства совершенно способного и вполне благонадежного человека». Архимандрит Макарий подумал-подумал и ответил: «Да у меня нет таких, владыка святый... А вот разве дать тебе огородника Авраамия?». Преосвященный почувствовал в такой оговорке нечто такое, что вызвало у него желание увидеть своими глазами этого огородника. Пришлось отцу Авраамию побывать в Москве у митрополита. Тщетно он ставил на вид свои немощи, говоря, что такое назначение выше его сил. Он не был стар. Владыка назначил его настоятелем Оптиной пустыни 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 41. Отец Досифей (Чучурюкин). Жизнь архимандрита Исаакия в Белёве. Его арест вместе с группой единомышленников и расстрел Последний настоятель старой Оптиной архимандрит отец Исаакий жил в Козельске на улице Малое Заречье. Оптинские монахи и шамординские монахини (а также белёвские из Крестовоздвиженского монастыря и другие) постоянно обращались к нему по всяким вопросам. Отец Никон даже из тюрьмы писал ему, прося благословения идти назначенным этапом на Соловки. С каждым годом монашеская община в Козельске уменьшалась. Власти старались... Из оптинцев в 1929 году оставалось тут лишь несколько человек. Все они теснились вокруг отца Исаакия и отца Досифея (Чучурюкина). В 1929 году после Преображения Господня в городе были закрыты семь церквей. Осталась одна – Благовещенская. Произошли массовые аресты священнослужителей и прихожан. Арестована была и мать Амвросия, и отцы Исаакий и Досифей. Всех держали в тюрьме, пока шло следствие – до января 1930 года. Архимандриту Исаакию было предложено покинуть Козельск, – он поселился в Белёве. Конечно, он знал, что отпустили его ненадолго и в покое не оставят. Но Белёв, как и Козельск, был для оптинцев «свой» город: здесь были два монастыря – мужской Спасо-Преображенский и женский Крестовоздвиженский, многие монашествующие которых были духовными чадами оптинских старцев. Здесь еще действовали храмы, но почти все они были обновленческими. Поселилась в Белёве и бывшая заведующая оптинского музея монахиня Августа (Л.В. Защук). Всех прибывших сюда козельских иноков и инокинь радушно принял владыка Никита (Прибытков), епископ Белёвский, Тульский викарий 636 . К 1930 году монастыри белёвские были закрыты. Но иноки жили в городе, кое-как зарабатывая себе на хлеб. Собирались тайно, завешивая окна... Здесь с осени 1929 года находился отец Кирилл (Зленко); в 1930 году власти приказали ему покинуть город, и он поселился в Козлове, в Тамбовской губернии. Отец Досифей до ареста 1929 года жил в Козельске и был духовником многих иноков и мирян. Его считали старцем, тем более что он был духовником отца Нектария, к которому ходил пешком в Холмищи. Чтобы не вызывать подозрения властей, одевался деревенской бабой, заматывая бороду платком. Его нередко сопровождала монахиня Анастасия. Власти так и не узнали, что он бывал у старца Нектария, исповедовал и причащал его 637 . Он был очень скромен. Вновь обращавшимся к нему он говорил: «Да вы найдите кого-нибудь поопытнее». Но слух о его рассудительности и прозорливости продолжал привлекать к нему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

монах Ераст (Вытропский) I. Исторические сведения о пустыни до XVII в. Местность Козельская Введенская Оптина пустынь находится в Калужской губернии, на правом лесном берегу сплавной реки Жиздры, на полугоре, в 3-х верстах от города Козельска и в 1 1 / 2 в. от деревни Стениной, расположенных на левом нагорном берегу той же реки (впадающей в р. Оку близ г. Перемышля). Весь правый берег реки Жиздры на нисколько десятков верст, вверх и вниз по течению, покрыт сплошным лесом, произрастающим на песчаной почве, неудобной для пашни 1 . Эта лесная площадь с трех сторон защищает пустынь от соседства с селениями; с четвертой же стороны пустынь защищена рекой Жиздрой, чрез которую существует одна только переправа на пароме, содержимом пустынью против самого монастыря. Местность против монастыря должно отнести к числу обиталищ человека доисторических времен, в так называемую каменную эпоху. На это указывают найденные в 1899 году в овраге, близ деревни Стениной, раздробленные кости животных и кости мамонта, вместе с угольями и двумя поделками из кремня и кости. Вещи эти хранятся в Калужском музей 2 . В исторические времена, при передвижении славянских племен с Юга, от отрогов Карпатских гор и Дуная, племя Вятичей, двигаясь от Днепра на север, заселило верховья рек Десны и Оки. В Ипатьевской летописи город Козельск упоминается в первый раз под 1146 годом (ранее г. Москвы). Большая часть поселения Вятичей (Мценск, Брянск, Козельск) во времена пр. Феодосия Печерского оставалась еще в язычестве, пока не явился к ним, во-второй половине XI века, пр. Кукша, проповедавший им Св. Евангел и е и приявший от них мученическую смерть в Мценске (в 1215 г. 3 ). Первым удельным князем Козельским, упоминаемым в летописях, был сын Святослава Всеволодовича-Северского – Мстислав, убитый в сражении против татар на р. Калке в 1224 году. Ко времени татарского нашествия новопросвещенные православною верою Козельчане, как видно из истории, выставившие значительное ополчение в битву при р. Калке, составляли еще настолько многочисленное население, отличавшееся единодушием и преданностью своему Князю, что преимущественно пред всеми городами Русской земли оказали в 1238 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Четырнадцать лет назад ликующее пасхальное утро Оптиной пустыни пронзил кипящий слезами крик молодого послушника: «Братиков убили! Братиков!..» Обагрилась кровью многострадальная земля, обагрилось и небо над монастырем, что видели в этот час, не зная о происшедшей трагедии, многие. Россия потеряла трех монахов, а получила трех Ангелов Источник: www.podvizhnik.orthodoxy.ru/opt.htm Четырнадцать лет назад ликующее пасхальное утро Оптиной пустыни пронзил кипящий слезами крик молодого послушника: «Братиков убили! Братиков!..» Обагрилась кровью многострадальная земля, обагрилось и небо над монастырем, что видели в этот час, не зная о происшедшей трагедии, многие. «Пасха красная, Господня Пасха», славимая в стихирах этого праздника праздников и торжества из торжеств, стала в буквальном смысле слова красной. Так и была названа воистину сотрясающая душу, вышедшая уже дополнительным тиражом книга писательницы Нины Павловой «Пасха красная». Трудно здесь избежать параллелей. Низкий поклон ей за великий труд. Непроста эта земля. Всей России известен маленький городок Козельск, жители которого семь недель — до последнего оставшегося в живых — держали оборону против отрядов хана Батыя. «Злым городом» прозвали татары Козельск. А в XIV-XV веках в пяти километрах от города возникла Оптина пустынь, которая к XIX веку стала, по словам священника-ученого Павла Флоренского, «духовным фокусом русской жизни». Сюда стекались для утешения и руководства лапотные крестьяне и виднейшие люди страны. Здесь бывали Жуковский и Тургенев, Чайковский и Рубинштейн, братья Киреевские и Сергей Нилус, граф Лев Толстой и великий князь Константин Романов. Гоголь называл Оптину «близкой к небесам»; Достоевский, имея в виду преподобного Амвросия Оптинского, пытался в «Братьях Карамазовых» осознать, что такое старчество для России. Богоборческий ХХ век тщился изничтожить старчество вместе с верой. Оптина была нещадно разорена, но ее исповедники и новомученики, восходя на свой крест, вопреки очевидному нацеливали духовных чад: «Вы доживете до открытия обители». И когда в 1988 году среди чуть прикрытых руин Оптиной была отслужена первая Божественная литургия, до конца не верившая в это баба Устя сквозь слезы радости воскликнула: «Дожила!»

http://pravmir.ru/krasnaya-pasxa-v-optin...

1 Григорий, архим. Сказание о житии оптинского старца Амвросия. М., 1893, с. 16. 2 Достопамятные сказания о подвижничестве отцов. М., 1845, с. 8. 3 Св. Василий Великий. Творения, в русск. пер. М., 1858, ч. 5, с. 157—158. 4 Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1869, Слово XXVI. 5 Оптина пустынь расположена в трёх километрах от древнего города Козельска, на правом берегу р. Жиздры. По преданию, обитель была основана покаявшимся разбойником Оптою в начале XV в. Существует и другое мнение, что это был первоначально общий монастырь, в котором жили монашествующие — старцы и старицы. Это мнение подтверждается древними синодиками пустыни, в которых записаны имена схимонахов и схимонахинь. Русское слово «опт» выражает общее количество чего-либо. Отсюда «Оптин монастырь» — в смысле общий монастырь. Достоверные сведения об Оптиной пустыни появляются в XVI в. В XVIII в. обитель пришла в запустение. Только в конце того же столетия усилиями Московского митрополита Платона Оптина пустынь возрождается и в XIX в. приобретает известность и славу благодаря подвизавшимся в ней в это время великим старцам: Льву, Макарию, Амвросию и другим. 6 Четвериков С., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Изд. Козельской Оптиной пустыни. 1912, с. 59. 7 Александр был шестым ребенком в семье. 8 Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. М., 1909, с. 442. 9 Четвериков С., прот. Цит. соч., с. 25. 10 Там же, с. 26. 11 Поселянин Е. Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий. СПб., 1907, с. 10. 12 Четвериков С., прот. Цит. соч., с. 29. 13 Там же. 14 Жизнеописания отечественных подвижников... с. 148. 15 Четвериков С., прот. Цит. соч., с. 32. 16 Поселянин Е. Цит. соч., с. 13. 17 Там же, с. 18. 18 Четвериков С., прот. Цит. соч., с. 32. 19 Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. (Далее: Жизнеописание...) М., 1900, ч. 1, с. 23. 20 Жизнеописание..., с. 25. 21 Жизнеописание..., с. 27. 22 Четвериков С., прот. Цит. соч., с. 89.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3279...

24 . Декрет II Всероссийского съезда Советов «О земле» от 26 октября (8 ноября) 1917 г. Сайт Конституции Российской Федерации, URL: обращения 14 апреля 2019). 25 . Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 г. Сайт Конституции Российской Федерации, URL: обращения 14 апреля 2019). 26 . Деяние 135. 14 (27) июля 1918 г./Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 9. Деяния 118–136 . – М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000. 27 . Деяние 139. 24 июля (6 августа) 1918 г./Деяния Священного Собора православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 10. Деяния 118–136 . – М.: Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь, 2000. 28 . Деятельность Отечественной Церкви во время войны России с Германиею, Австриею и Турциею (В 1914 г.). – Петроград, 1916. 29 . Димитрий (Абашидзе). Библиографическая статья. Сайт Открытой православной энциклопедии «Древо». URL: http://drevo-info.ru/articles/12945.html (дата обращения 16 марта 2019). 30 . Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника . – 3-е изд. – Козельск, Калужская обл.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2006. 31 . Евдоким (Мещерский), архим. Иноки на службе ближним: статья. – Б.м., Сохранность: неполная, без конца. Российская государственная библиотека, OR Ф. 765, к. 13, ед. 9. 32 . Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917–1952 годы). Сайт «Золотое время – Golden Time», URL: http://www.goldentime.ru/nbk_31.htm (дата обращения 14 апреля 2019). 33 . Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 34 . Ефимов А.Б., Стриганова М.И. Мысли преподобного Макария (Глухарева) об улучшении воспитания в духовном звании. – М: Изд-во ПСТГУ, 2008. 35 . Ефремова О.Н. На полях сражений и в тылу в 1914–1916 годы: по материалам дневника архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) ./Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, 2014, Вып. 5 (60). С. 88–109.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

IV. Чиноположение или устав обители В церковном чиноположении, Оптина Пустынь следует, вообще, постановлениям св. отцов, принятым во всех русских православных монастырях, основанных на правилах общежития. В частности, церковная служба с 1795 года отправлялась в обители по уставу Песношского монастыря, который введен был в ней строителем Иосифом; а потом, в 1824 году, преосвященным Филаретом, епископом Калужским и Боровским, утверждено было сообразоваться во всех действиях уставу Коневской Пустыни, на что и дана, за подписанием преосвященного, грамота, выше нами приведенная. Службы в обители отправляются ежедневно: утреня, ранняя и поздняя Божественная литургия, вечерня и, наконец, после вечерней трапезы – правило (вечерние молитвы и помянник с поклонами). Пение в Оптиной Пустыни, обыкновенно, столповое. Также удержано древнее, так называемое, пение «на подобны», сохранившееся в немногих русских обителях; введена в Пустыни в тридцатых годах старцем иеромонахом Макарием. Крестных ходов (на воды) отправляется в сей обители ежегодно четыре: 1 мая, в день преполовения, 1 августа и 14 сентября. Относительно поминовения усопших, в Оптиной Пустыни установлен такой порядок: заведены большие синодики, в которые вписываются имена благодетелей и их роды. Всех синодиков четыре. Из них, древнейший, ведет свое начало от 1670 года. Во всех четырех синодиках заключается больше 6000 родов, а имен, примерно, можно положить более 50000. Так как служащему иеромонаху нет возможности помянуть, при совершении проскомидии, несколько тысяч имен, то для устранения этого неудобства, а главное, чтобы все, внесшие свои имена в синодики, были помянуты, сделаны выписки из больших синодиков, более, нежели на сто переплетных тетрадях малого формата. Когда начинается проскомидия, то предстоящим братиям раздаются для прочтения, как самые синодики, так и, сделанные из них, выписки. Чтение больших синодиков продолжается до херувимской песни. Пред начатием ее, полагается закладка на том месте, где прервалось чтение; а в следующую обедню продолжается поминовение от закладки, далее, до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

IX. Кладбище В обители сей, с древних времен, кроме Оптинских иноков, много похоронено дворянских фамилий и купечества. В 1774 году жители города Козельска подавали духовному начальству просьбу об отведении им в Оптиной Пустыни кладбища, но им было в этом отказано, а определено погребать внутри монастыря только знатнейших лиц и благодетелей обители, по усмотрению ее настоятелей. Кладбищенские монастырские памятники состоят, большей частью, из каменных плит, на которых, обыкновенно, вырезаны год, месяц и число рождения и кончины, погребенных под ними, особ. Разбирая эти надписи, встречаем следующие фамилии: Образцовых, Кондыревых, Давыдовых, Чичериных, Писаревых, Челищевых, Богенгард, Камынина, Татищева, князей Козловских, Воейковых, Беклемишевых, князя Яшвиля, Графини фон-дер-Остен-Сакен, Щербачевых, Россет, графини Толстой, Гартунг, Хлюстиных и других. На восточной стороне Введенского храма, против придела во имя Николая Чудотворца, стоят два колоссальных памятника одинаковой формы, вылитые из чугуна, украшенные, местами, позолотою и обведенные решеткой. Под одним из этих памятников похоронено тело Оптинского старца, иеромонаха Леонида, в схиме Льва, имя которого навсегда должно быть памятно для обитателей и посетителей Оптиной Пустыни, так как он первый положил в ней основание старческого пути, по учению св. духоносных отцов подвижников. Потому, все, кто получает в сей обители духовное назидание и утешение, хотя бы они лично не знали старца Леонида, должны с благодарностью вспоминать о нем, как о первом основателе старчества в Оптиной Пустыни 46 . На памятнике его следующие надписи: Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти; но блаженны, умирающие о Господе; ей, почиют от трудов своих. Памятник сей покрывает тело почивающего о Господе с миром иеросхимонаха Леонида (Льва), понесшего благое Христово иго в монашестве 46 лет; родом был из Карачевских граждан, по фамилии Наголкин. Уснул сном смерти в надежде воскресения и жизни вечной. Оставил о себе память в сердцах многих, получивших утешение в скорбях своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

VIII. Чем ныне владеет монастырь Содержание, как и в древнейшие времена, Оптина Пустынь имеет, преимущественно, от мирского подаяния 45 . Кроме сего, она пользуется следующими владениями: 1) Земли Земли под монастырем и, окружающими его лугами, огородами, озерами, дорогами и лесом, значится, по генеральному межеванию и проектированному плану, 107 десятин – 1564 кв. сажени. При этом, заметим, что вся эта земля находится в одном округе с монастырем, кроме нескольких десятин сенокоса, под городом Козельском. По недостатку, при Оптиной Пустыни, земли, о. архимандрит Моисей начал хлопотать о наделении оной обители еще в 1833 году. Но, когда воспоследовало, в 1836 году, июня в 4 день, Высочайшее повеление о наделении иноческих обителей из казенных дач такими участками земли, которые могли бы удобно служить к устройству земледельческого хозяйства, (примерно, от 100 до 150 и более десятин), везде, где местные обстоятельства это дозволить могут, и, чтобы, нужный на построение хозяйственных заведений, лес, по мере возможности и удобства, также был отпускаем из ближайших казенных дач; то, с одной стороны имея в виду сие Высочайшее повеление, с другой – видя крайнюю нужду, для поддержки существования вверенной ему обители, в участке земли, с целью заведения на оной земледельческого хозяйства и в лесной даче, о. Моисей неоднократно входил с донесением о сем в Калужскую духовную консисторию. Так, в 1837 году он писал: «денежного оклада из казны Пустынь сия никакого не получает. Имеется же при оной во владении красного лесу примерно до 80 десятин, и луговой земли, за исключением неудобной и находящейся под строением, реками и дорогами, до 50 десятин. Три небольшие мукомольные мельницы и рыбная ловля в пруде; а способной для хлебопашества земли и хозяйственного на оной заведения нисколько не имеется. Хотя же и состоит, как значится выше, лесу до 80 десятин; но, так как сначала генерального межевания, в течение 60-ти лет, при нужнейших случаях, из того было употребляемо на разные строевые монастырские потребности, то и осталось красного соснового лесу весьма не многое количество дерев, который служит, более, для прикрытия и приличного украшения Пустыни. А ныне, сберегая остаток оного, даже и в нужных потребностях заимствуется монастырь покупкой строевого лесу и дров в сторонних лесах, что можно видеть из отчетов, ежегодно представляемых в Калужскую духовную консисторию».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

VI. Достопримечательные св. иконы и другие церковные вещи Древнейшая опись церковного имущества Оптиной Пустыни относится к 1768 году. Она составлена по требованию Крутицкой Духовной Консистории от монашествующих. (Настоятеля в то время назначено еще не было, по кончине о. строителя Никанора, должность его исправлял казначей Пустыни иеромонах Серапион). Припомним, что тогда соборный Введенский храм, за смертью благочестивого здателя своего, обер-гофмаршала Д. А. Шепелева, оставался неотделанным, и Божественная служба совершалась только в одном приделе Пафнутия Боровского чудотворца, освященном еще в 1759 году. Иного же храма, кроме Введенского, в обители не было до 1800 года, и, следовательно, все церковное имущество весьма бедной тогда Пустыни сосредоточивалось в одном Пафнутьевом приделе. Из описи 40 1768 года, видно, как скудно было церковное имущество Оптиной Пустыни, которое досталось ей в наследство, и воспоминание периода времени, протекшего от обновления сей обители в 1620-х годах и до 1771 года. В этом году, имущество это было приумножено почти втрое, истинно царской щедростью благочестивой девицы Елисаветы Никитичны Шепелевой. Мы уже знаем, что она, ревнуя примеру своего покойного дяди, произвела на свой счет внутреннюю отделку начатого им соборного Введенского храма, после чего, как в настоящую, так и во второй придел, во имя св. великомученика Феодора Стратилата, пожертвовала, еще до освящения их, всю необходимую церковную утварь: жертвенные сосуды, ризницу и богослужебные книги, причем, не было забыто ни малейшей принадлежности благолепного церковного служения. Это всего лучше может свидетельствовать выписка из реестра упомянутых вещей, который был представлен в Крутицкую духовную консисторию за собственной подписью вкладчицы, при просьбе игумена Аристарха дозволить ему освятить оконченный храм. Возрождение и обновление обители в начале XIX столетия, совершенное трудами незабвенного ее настоятеля о. Авраамия, как мы уже заметили выше, означилось построением в самое короткое время двух церквей: Казанской теплой и больничной. Они, подобно соборному храму, были снабжены всем необходимым, для благолепия церковного, от разных благотворителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010