А.Н. Наумов И. В. Болдин. Круговая керамика Козельска Коллекция круговой посуды, полученная в процессе археологических исследований 1992 г. на территории города Козельска, включает 5 целых форм горшков (склеены) и 746 фрагментов венчиков сосудов и краев крышек. Работы 1997 года пополнили коллекцию двумя целыми формами горшков и 563 фрагментами верхних частей сосудов и краев крышек. Ассортимент (по фрагментам): горшки, кувшины, кубышки, миски, крышки. Основная часть коллекции состоит из фрагментов горшков (1265 фрагментов верхних частей и 7 полных форм). К мискам относится 20 фрагментов верхних частей (13 из раскопок 1992 г. и 7 из раскопок 1997 г.); к кувшинам – 10 фрагментов (8 из раскопок 1992 г. и 2 из раскопок 1997 г.); к крышкам – 12 фрагментов (9 из раскопок 1992 г. и 3 из раскопок 1997 г); к кубышкам – 2 (1997 г.). По способу использования всю круговую посуду, фрагменты которой собраны в ходе раскопок, можно разделить на три группы: 1) столовая (технология изготовления не предполагала воздействия огня на изделие после его обжига: красно- и чернолощеная посуда; относительно небольших размеров, без следов нагара; миски, кувшины, кубышки); 2) кухонная (горшки со следами нагара); 3) посуда для хранения запасов (большемерные горшки (корчаги) без следов нагара; кувшины, кубышки). По механической и термической обработке поверхности в коллекции выделяются фрагменты от красно- и чернолощеных, поливных, мореных, обварных сосудов. Наиболее массовой находкой в ходе проведенных археологических работ были фрагменты горшков. Их анализ в сопоставлении с керамическими коллекциями других памятников археологии Верхнего Поочья и сопредельных территорий позволяет решать проблему датирования культурного слоя города. Исследование керамики Козельска состоит из двух частей: 1) анализ морфологических особенностей верхних частей горшков и выделение на этой основе вариантов; 2) анализ технологических особенностей их изготовления и выделение типов. Фиксация изменений морфологических параметров положена в основу определения критериев для большинства хронологических шкал, разработанных на керамическом материале позднесредневековых поселений 2 и др.]. Причина столь пристального внимания исследователей к форме профиля, точнее, к форме профиля верхней части сосуда, обусловлена его значительной изменчивостью во времени и возможностью на этом основании выделять хронологические периоды бытования посуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 1. Рождение и мирская жизнь Льва Даниловича Наголкина, впоследствии старца Леонида. – Его поступление в Козельскую Оптину Пустынь, переход в Белобережскую пустынь, временное пребывание в Чолнском монастыре и переход на Валаам Приснопамятный Оптинский Старец, иеромонах Леонид, в схиме Лев, родился в 1768 г. в городе Карачеве, Орловской губернии, и в святом крещении наречен был Львом. Родители его были простые граждане карачевские, мещанского сословия, по фамилии Наголкины. Имя отца было Даниил. Более о родителях старца о. Леонида ничего неизвестно. Можно только с достоверностью полагать, что они были люди разумные и благочестивые. К сему заключению приводят разумность и благочестие их молодого сына Льва. Как впоследствии и сам старец о. Леонид, по поводу наследственности добродетелей или пороков от родителей к детям, выражался так: «Яблоко от яблони далеко не укатится». При таких душевных качествах родители старца о. Леонида были, как видно, бедные. На эту мысль наводит то обстоятельство, что сын их, молодой Лев, достигнув зрелого возраста, несмотря на свои умственные и нравственные способности, не имел возможности оставаться дома и заниматься хозяйственными делами, а вынужден был поступить на жалованье в приказчики к одному купцу г. Волхова Орловской губ., по фамилии Сокольников, торговавшему пенькой и конопляным маслом, дом которого стоял на Одерской площади. В те, впрочем, давние былые времена в Волхове, кажется, едва ли еще употреблялось название «приказчик», а просто называли «работник» или «малый». Редко кому-либо из болховских приказчиков приходилось разъезжать по разным сторонам России. Кожевники бывали иногда в Харькове и по другим украинским ярмаркам, а торговавшие пенькой дальше своего уезда не ездили. Накупив по разным селам и деревням достаточное количество пеньки и масла, они сбывали все это белевским купцам, которые имели дело с Петербургом. Но Лев был малый расторопный и сметливый, честный и верный. По примеру некоторых смельчаков, он и сам сбывал свой товар непосредственно тогдашним петербургским купцам. Сбыт этот производился в г. Сухиничах Калужской губернии. И хозяин вполне доверял честному своему малому сухиническое дело. Почему и приходилось сему последнему, в продолжение зимы, бывать в Сухиничах по несколько раз. Впоследствии, при воспоминании о сем, старец о. Леонид приговаривал; «Плохинская дорога из Болхова в Сухиничи мне так была знакома, как с печки на лавку» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр. Территория ок. 29,9 тыс. кв. км. Центр - Калуга. Область расположена в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины, в верхнем течении Оки; граничит на западе со Смоленской обл. , на севере с Московской , на востоке с Тульской , на юго-востоке с Орловской , на юге с Брянской обл. Реки К. о. относятся к бассейнам Волги и Днепра, из них наиболее крупные Ока, Угра, Протва, Шаня, Ресса, Суходрев, Серена, Жиздра, Болва, Снопоть. На территории области находятся заповедник «Калужские засеки», природный заказник «Таруса» и национальный парк «Угра». Население 1010,93 тыс. чел. (2010); национальный состав: русские - 93,1%, украинцы - 1,6, армяне - 1, белорусы - 0,5, татары - 0,4, азербайджанцы - 0,4% и др. История, административное устройство В древнерус. эпоху Калужский край в этническом отношении был неоднородным. Наряду с автохтонным населением - балтским в его большей части и финно-балтским в сев. районах (бассейн р. Протвы), оставившим памятники мощинской и дьяковской культур,- в кон. I тыс. по Р. Х. здесь появились представители 2 крупных восточнослав. племенных объединений - вятичей и кривичей. Нек-рое время вятичи платили дань хазарам, при кн. Святославе Игоревиче попали в зависимость от киевских князей. Однако сложные географические условия делали эту зависимость слабой. По мнению ряда авторов, окончательное покорение вятичей произошло во 2-й пол. XI в., после походов кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, когда у вятичей появились наместники киевского князя. В XII в. по территории Калужского края, по всей видимости, проходила граница Черниговского, Смоленского и Ростово-Суздальского княжеств, большая часть региона оказалась в составе черниговских владений. В XIII в. на территории совр. К. о. находилось неск. мелких княжеств: Козельское, Мосальское, Воротынское, Тарусское, Мезецкое (Мещовское) и др. Во время монг. нашествия упорное сопротивление войскам Батыя оказали жители Козельска. Согласно летописям, осада города продолжалась 7 недель. С трудом захватив город и понеся большие потери, монголы перебили всех оставшихся в живых жителей, город разрушили до основания и назвали «злым городом». Археологическими данными совпадение территорий совр. и летописного Козельска не подтверждено.

http://pravenc.ru/text/Калужской ...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Горбатов Е. Н. Новые материалы по делу архиепископа Иосифа (Курцевича) 1634 г. История Украины в настоящее время приобретает особый смысл. Живым примером предстают перед нами выходцы из Малороссии, облеченные в священный сан. «Великая теснота и гонение на веру христианскую» в XVII в., вынуждали жителей покидать свои дома и искать пристанища у «доброго» московского царя. Одним из них был архиепископ Иосиф (Курцевич), представитель благородной ветви Гедиминовичей. В 1625 г. он выехал из Польши в Московское царство и получил в управление Суздальскую епархию. К нему стали стекаться другие выходцы из Малороссии, возле него образовался своеобразный кружок земляков. Они не замедлили воспользоваться своим положением и начали притеснять как жителей Суздальского уезда, так и других иноземцев, о чем те пытались донести до московского правительства. Но архиепископ был так силен в это время, что жалобы не достигали успеха. Патриарх Филарет дорожил архиепископом Иосифом, надеясь с его помощью найти себе приспешников среди русско-литовской знати, на которую рассчитывал «отец государев» в будущей войне. Между тем Смоленская война надорвала силы престарелого Патриарха, и он скончался 1 октября 1633 г. После этого положение архиепископа Иосифа стало уязвимым, и этим решили воспользоваться его враги. Кто именно желал падения Суздальского владыки, неизвестно. 6 февраля 1634 г. на патриаршество был поставлен Иоасаф, а через полтора месяца, 21 марта, вышел государев указ о низложении архиепископа Иосифа. В РГАДА в фонде Разрядного приказа сохранился комплекс документов, касающихся ареста, сопровождения в ссылку и следственные материалы по делу архиепископа Иосифа (Курцевича). Дело начинается с черновика наказной памяти от 21 марта 1634 г. московскому дворянину Н. Ф. Панину, получившему санкцию на арест архиепископа. Наиболее раннее упоминание о Н. Ф. Панине содержит боярский список 1588/89 г., где Панин написан в чине жильца с употреблением уменьшительной формы имени, что говорит о его малолетстве. В списке 1602/03 г. он записан в чине выборного по Козельску с окладом в 300 четей. В боярском списке 1610/11 г. Панин уже московский дворянин. До своей посылки за архиепископом, он успел побывать на воеводстве в Карачеве, Ржеве Владимирове, Валуйках, в Шацке для сыска, руководил писцовым делом и был на воеводстве в Кевроли. По боярской книге 1629 г. оклад его составлял 1 тыс. четей и 130 рублей. В «подлинном» боярском списке ему отведено место для христосования с царем на Пасху в передней, а в росписи «подлинного» списка 1629/30 г. он записан в 3-ю статью.

http://sedmitza.ru/lib/text/7253380/

А.А. Половцов Изяслав Давидович, вел. кн. Киевский Изяслав Давидович, князь Черниговский и вел. кн. Киевский, сын Давида Святославича Черниговского, жил и действовал во время самой упорной борьбы за Киев, между Мономаховичами и Ольговичами, убит 6 марта 1161 г. Сначала, в 1139 г., он помогал вел. князю Всеволоду Ольговичу против Изяслава Мстиславича II нападал на Владимиро-Волынскую и Туровскую области, потом перешел на сторону родных братьев Всеволода, Игоря и Святослава, восставших на старшего брата из-за уделов; вскоре (1142) снова примкнул к великому князю, а в 1146 г. опять изменил ему и пристал к Изяславу Мстиславичу, который вскоре занял Киевский стол, а Игоря посадил в «поруб». Послы Мстиславича и Давидовичей потребовали от Игорева брата Святослава, чтобы он отдал им Новгород Северский и отказался от поддержки брату. Святослав не согласился, и войска союзных князей вступили в его область. Когда Ольгович бежал из Новгорода, Изяслав преследовал его, но потерпел поражение. Получив от Изяслава Мстиславича все завоевания в Святославовой области кроме Курска, Давидовичи выгнали Ольговича из Брянска и Козельска, но получив известие, что к Святославу пришла помощь, отступили к Чернигову, объявив награду тому, кто убьет Ольговича. Вскоре Давидовичи опять перешли на сторону Святослава и Юрия суздальского, и это обстоятельство было причиной убиения в Киеве Игоря Ольговича (1147 г.). Юрий суздальский послал к ним сына своего Ростислава; но Ростислав перешел на сторону Изяслава Мстиславича, а за ним присоединились к Изяславу и черниговские князья (1148 г.). Давидович был на стороне Изяслава Мстиславича до 1150 г., когда снова перешел на сторону Юрия, но уже в следующем 1151 г. мы опять видим его на берегах р. Рута с Изяславом Мстиславичем, между тем как брат его Владимир был на стороне Юрия. В битве при Руте Владимир пал, Изяслав Давидович отвез тело убитого брата в Чернигов; вскоре он полюбовно разделился со Святославом Ольговичем: каждый из них взял себе отцовское достояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.Н. Наумов И. Л. Чернай. Натурное и археологическое изучение оборонительных сооружений Тульских засек в 1984–1992 гг. Тульская засечная черта является основной частью оборонительного пояса XVI–XVII вв., протянувшегося от рязанского берега р. Оки до массивов брянских и козельских лесов и защищавшего русскую землю от татарских набегов. Эта линия обороны была создана южнее первой – «Берега»,– возникшей в начале XIV в. на берегу р. Оки между городами-крепостями Коломна, Кашира и Серпухов. Появление же второй линии обороны, проходившей по рязанской, каширской, тульской и калужской землям, было обусловлено, с одной стороны, возрастанием военной опасности после распада Золотой Орды, с другой,– необходимостью освоения освободившихся южно-русских земель и раздачи их в поместья разраставшемуся служилому сословию. В отличие от других сравнительно малолесных участков Засечной черты Тульские засеки располагаются в полосе густых лесов и образуют вместе с труднопреодолимыми реками естественный рубеж. Хотя изучению отдельных сторон оборонительного дела в Российском государстве был посвящен ряд публикаций еще в XIX в., специальное исследование Засечной черты впервые провел лишь в 1947–1949 гг. А. В. Никитин, работа которого не потеряла актуальности и поныне. Учитывая своеобразие объекта изучения, являющегося одновременно памятником и военной истории, и археологии, Никитин сопоставил в работе данные письменных источников с результатами натурных наблюдений и археологических изысканий. В то же время трех полевых сезонов оказалось слишком мало для детального изучения памятников 500-километровой оборонительной линии. Но даже и в этом состоянии публикация является этапом в изучении многогранного и столь масштабного памятника Второй этап изучения Засечной черты начался в 1977 г. в связи с подготовкой к 600-летию битвы на р. Воже – предтечи победы на Куликовом поле, – совершившейся в местах, где два столетия спустя возникла рязанская линия Засечной черты. Результатом семилетних исследований явилась обобщающая публикация, посвященная выявлению и натурно-археологическому изучению систем памятников военно-инженерного дела и связанных с ними поселений Последующее семилетие было посвящено исследованию памятников наиболее протяженной тульской части Засечной черты, производившемуся в рамках составления свода памятников и создания учетно-охранной документации. В результате была обследована южная сторона Тульской засечной черты вместе с прилегающей территорией от г. Тулы за г. Одоев, произведена сплошная инструментальная топографическая съемка на полосе шириной около одного километра и протяженностью в сотню километров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В Вербное воскресенье 1923 года в Оптину пустынь явился наряд козельских милиционеров. В келии старца Нектария, при нем самом, был сделан обыск. Он ждал этого, знал, что это вот-вот произойдет. Келейники советовали ему многие вещи вынести, убрать, например, детские игрушки. Старец собирал как бы мир в миниатюре в виде игрушек: у него были и куколки, и зверюшки, и игрушечные предметы быта, например, даже телефон, и юла... Он как бы юродствовал, производя с ними некие символические действия. Так, однажды, был у него какой-то владыка и видел, как при нем старец сажал куклу в клетку, предварительно побив ее... Владыка посмеялся, но, когда его арестовали, избили и посадили в тюрьму, он сказал: «Каюсь! Старец про меня все это показывал, а я его осудил и не понял». Другого человека, солидного профессора, отец Нектарий заставил запускать юлу, сидя в келии на корточках, подобно ребенку... Понял ли профессор, что старец показал ему всю тщету его научных занятий, – Бог весть... Впрочем, примеры такого рода весьма многочисленны. Были также в келии отца Нектария коробки с конфетами, консервы, бутылки с вином, – и это все употреблялось им в самых неожиданных для приходивших к нему ситуациях, всегда с неким глубоким смыслом. Сам лично он, конечно, ничего из таких продуктов не употреблял. Но келейники, зная это, боялись, что чекисты поймут наличие всех этих вещей в самом грубом смысле... Знал это и старец, но он не боялся осуждения чекистов. Когда милиционеры обыскивали келию, то про игрушки спросили: «Зачем они вам?» «Я в них играю», – ответил отец Нектарий. «Разве ты ребенок?» «Да, ребенок». Про вино и прочее они ничего не спрашивали, сам отец Нектарий предложил им: «Выпейте и закусите», – что они и сделали с охотой. В это время старец недомогал, чувствовал себя слабо, у него распух глаз, пришлось подать санную упряжку. «Подсобите мне», – попросил старец, подойдя к саням. Они помогли сесть и увезли. В козельской милиции ему стало совсем худо, и его пришлось положить в больницу. Возле палаты поставили солдата с винтовкой. В это время Надежда Павлович хлопотала о его спасении, так как старцу грозил расстрел 595 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В.П. Быков V. Оптина Пустынь. Скит. Старцы. Последнее пребывание в Оптиной пустыни. Л.Н.Толстого Если путнику во время переезда от Сергиева скита до Оптиной пустыни, на протяжении 109 верст, с пересадкой в Сухиничах, приходится претерпевать целый ряд самых досадных неудобств, в особенности, если он едет в третьем классе, – то, как только выйдет он из вагона на станции Козельск, сядет, если даже на самого плохого извозчика и, не отъехавши версты от города, увидит в перспективе раскинувшуюся на бархате изумрудной зелени изумительную по своей красоте Оптину пустынь, – он забудет все пережитое им во время 4–5 часового переезда по железным дорогам. Оптина пустынь находится на расстоянии трех верст от Козельска, и, благодаря своим этнографическим условиям, совершенно изолирована от мира. С трех сторон она, как забором, окружена и защищена от соседних селений дремучим лесом, настолько девственным, что в нем, благодаря строгому запрещению всякой охоты, совершенно свободно располагается всякая дичь; целыми гнездами живут цапли, и во время вечерней зари, когда еще не разлетался выводок, оглашают окрестность самым невообразимым, самым непередаваемым криком. Неосведомленный в этом направлении человек обыкновенно останавливается, не знает на что подумать, и с нетерпением ждет первого встречного, что бы выяснить причину и происхождение этих звуков. С четвертой, западной, стороны, почти у самых стен величественных храмов обители, течет неширокая, но очень глубокая, местами до 8–12 аршин глубины, быстро бегущая речка Жиздра, приток Оки. По левому берегу Жиздры, широким ковром раскинулся роскошный зеленый луг, который идет вплоть до большой дороги на Калугу, и на котором кроме небольшой извилистой речки Кмотомы, притока Жиздры и нескольких небольших озер, красиво раскинулась чистенькая, нарядная, особенно летом, поддерживаемая обителью деревня Стенино. Если же к этому добавить то, что через речку Жиздру существует только лишь одна переправа в пустынь на пароме, против самого монастыря, и что этот паром содержится пустынью и обслуживается ее иноками, следовательно, находится под ее контролем, – тогда будет вполне понятным, что площадь, лежащая под Оптиной пустынью, как будто самой природой назначена для таковой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГУРИЙ (САМОЙЛОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иером. Гурий (Самойлов), 1937 г. Тюремное фото Сам избач из села Нижние Прыски в своем заявлении написал: " Прошу волостной комитет партии обратить внимание на следующий факт... местный поп ведет антисоветскую работу при всех молебных сборах, читает лекции, которые враждебны диктатуре пролетариата. Прошу это дело передать в соответствующие органы... " Вечером 28 января 1930 года отец Гурий был арестован и заключен в тюрьму в Козельске . После ареста он был почти сразу же допрошен. На вопрос о том, признает ли он себя виновным, иеромонах Гурий ответил: " За время моего проживания в селе Нижние Прыски я не имел никакого общения с крестьянами, кроме религиозных треб. Если приходили ко мне в хату – то исключительно по какому-либо делу... На политические темы разговора с крестьянами не вел и вообще не вел агитации против проводимых мероприятий советской властью в деревне " . 14 февраля 1930 года следователи ОГПУ допросили сразу несколько свидетелей. Один из них, кандидат в члены коммунистической партии, показал, что " в марте 1929 года в церкви священник Гурий Михайлович Самойлов часто читал проповеди, где затрагивал советскую власть. После этих слухов я послал избача... проверить слухи. Оказалось, что факт был налицо... Самойловым были брошены следующие слова: " Надо не бороться, не идти вперед, а жить по-Божьему " и многое другое... Связь с местными кулаками попа заключается в частом посещении последним их домов. Все советы кулаки получают от попа. Поп зарекомендовал себя перед беднотой. Путем подачек кому пирога, кому яичек... " . Другой свидетель, допрошенный в тот же день, показал: " Примерно в 1929 году, не помню какого числа, поп Самойлов в проповеди проводил сравнение апостольской жизни с коммунистами. При этом указывал, что коммунисты ведут народ не по правильному пути и в разрез с апостольским учением. Поп Гурий Самойлов среди населения пользуется авторитетом, и крестьяне исполняют его советы. Среди крестьян, женщин и детей, ведет агитацию против избы-читальни, говоря, что в избе-читальне коммунисты плетут ересь, вследствие чего крестьяне совсем не стали ходить в избу-читальню. В 1929 году перед Пасхой приезжал представитель из города Козельска, чтобы провести антирелигиозный доклад, но Самойлов так подготовил крестьян, что докладчика не стали слушать и все разошлись с собрания. После его агитации многие крестьяне высказывались против самообложения на культурные нужды, где указывали, что нам изба-читальня больше не нужна " .

http://drevo-info.ru/articles/13677217.h...

Глава 2. Пребывание в Рославльских лесах (1811–1821 гг.) Прибыв в Рославльскиее леса, Тимофей поместился у старшего из пустынножителей иеросхимонаха Афанасия. Старец этот был Московский уроженец, из канцелярских чиновников, постриженик Оптиной пустыни. Он принадлежал к числу 12 человек, которые были отпущены Песношским Настоятелем старцем Макарием, вместе с учеником его О. Авраамием, для восстановления пустынной обители Оптиной, и в 1796 году принял в ней пострижение, был посвящен в иеромонаха и сделан духовником. Горя желанием безмолвной жизни, он собрался было на Афон, и уже получил увольнение, но, услышав об русских пустынножителях в Рославльских лесах, пришел туда и поселился между ними около 1805 года. Он прожил здесь безвыходно более 20 лет, храня до смерти духовное трезвение и имея дар умной молитвы. Под его руководством Тимофей провел 10 лет в лесной глуши и им был келейно пострижен, в монашеский образ, причем наречен Моисеем. Восприемным его отцем от Евангелия был другой пустынный старец, О. Досифей, постриженик Площанский, проживший более сорока лет в Рославльских лесах. Кроме названных старцев, в то время подвизались здесь до 6-ти пустынников. Вот как впоследствии О. Архимандрит Моисей рассказывал о своем пребывании с ними: «Когда я пришел в Рославльские леса, тамошние пустынники жили в трех кельях: в одной иеросхимонах О. Афанасий, от него в версте О. Досифей, а в версте от него О. Дорофей, который впоследствии (после 1812 года) переселился ближе к нам, поставив себе келью от нашей саженях в пятидесяти. Поселясь, с О. Афанасием, я построил для него и для себя новую келью; это был первый опыт моего зодчества, Келья имела шесть аршин в квадрате, с крыльцом, под навесом; прихожая в два аршина длины и два ширины, далее квадратная комната в четыре аршина в длину и ширину, ибо от нее была отгорожена перегородкой спальня, шириной также как и прихожая, в два аршина; между прихожей и спальней в углу находилась печка, которою нагревалась вся келья». «Место, в котором мы жили, принадлежало к дачам Рославльского помещика Демьяна Михайловича Броневского. Сельцо его Якимовское находилось от нас верстах в пяти; а верстах в тридцати было другое сельцо Межево, владельцы которого, Таптыкины, были нашими благотворителями, особенно мать этого семейства, урожденная Княжна Сонцева, – старица благочестивой жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010