Нижние Прыски. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Нижние Прыски, в 7 верстах от Козельска, было центром одноименной волости Козельского уезда, ныне село находится на территории Нижнепрысковского сельсовета Козельского района. В 1782 году село принадлежало девице Марье Николаевне Ртищевой и Петру Петровичу Камынину. В то время в селе было 48 дворов, 206 мужчин и 200 женщин. Церковь стояла на писцовой церковной земле, были дом господский каменный в 3 этажа с регулярным садом и конный завод. В 1859 году в селе было 53 двора, 324 мужчины и 308 женщин. К 1903 году стало 507 мужчин и 524 женщины. В «Ведомости о церкви Преображения состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Прысках» за 1915 год сказано, что каменная церковь с такой же колокольней была построена в 1781 году помещиком Николаем Васильевичем Ртищевым. Престолов было три: главный в честь Преображения Господня, правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, левый придел во имя вмч. Параскевы. Церковная библиотека насчитывала 80 томов. Приход: село Нижние Прыски (124 двора), сельцо Верхние Прыски (36 дворов), сельцо Потросово (94 двора), деревня Стенино (67 дворов), всего 321 двор. В приходе было 1445 прихожан мужского пола, 1590 – женского. В приходе были школы: церковноприходская женская в селе Нижние Прыски, учреждена в 1895 году, помещалась на втором этаже церковного дома, церковноприходская смешанная в сельце Верхние Прыски, учреждена в 1891 году, земская мужская в селе Нижние Прыски, земская смешанная в деревне Потросово, земская смешанная в деревне Стенино. Ближайшие церкви: Николаевская в селе Полошкове в 6 верстах, Благовещенская в городе Козельске в 7 верстах и Введенская Оптина Пустынь в 3 верстах. Храм из красного кирпича, оштукатурен и побелен, толщина стен больше метра. Под полом храма сложена огромная печь. На ее нагрев уходило по одному кубометру дров. Но зато, в специально проложенных дымоходах тепло сохранялось целую неделю, а теплый пол создавал уют и обеспечивал сохранность икон и настенных росписей. До наших дней из первоначальной застройки на храме и колокольне сохранились кованые кресты, а внутри храма - уникальный пол из яшмовой плитки. Под храмом располагается Амосовская печь, от которой под полом проложены дымоходы, позволяющие прогревать весь объем храма. Также уцелела каменная ограда с двумя воротами.

http://sobory.ru/article/?object=01471

Новый летописец (XVII) К оглавлению 374. О посылке бояр и воевод по городам. Сведал государь, что королевич пришел в Вязьму, и послал против королевича бояр своих: на Волок боярина князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского да князя Василия Ахамашуковича Черкасского, в Можайск боярина князя Бориса Михайловича Лыкова да Григория Валуева. Они же, придя, в тех городах осаду устроили и посылали отряды на литовских людей. И многие бои с литовскими людьми были, и острожки у литовских людей во многих местах взяли, и изменника ротмистра Ивана Редрицкого взяли отряд, посланный из Можайска. 375. О приходе под Калугу литовских людей, и об острожке на Горках, и [об] отходе из Товаркова Опалинского. Пришел же из Вязьмы полковник Опалинский и встал в Товаркове, от Калуги в пятнадцати верстах. К нему же из Козельска полковник Чаплинский пришел под Калугу. Боярин же князь Дмитрий Михайлович Пожарский с товарищами с ратными людьми вышел против них за Лаврентьевский монастырь, и был тот бой весь день; с обеих сторон немало людей перебили и разошлись. После же того на десятый день тот же Опалинский и Чаплинский пришли ночью под Калугу, хотели неожиданно взять Калугу. У боярина же были караулы и заставы крепкие, и пустили их [литовских людей] в надолбы. И, выйдя из города, многих литовских людей перебили и от города отбили прочь. Опалинский же, стоя тут, послал в Оболенские и в серпуховские места воевать. Боярин же, видя войну по тем городам, послал на Горки Романа Бегичева с ратными людьми и повелел им поставить острог. Литовские же люди пришли, не хотели дать острог ставить. И литовских людей отбили, и острог поставили. Боярин же посылал под Товарково многие отряды и большое утеснение делал Опалинскому, многих убивали и языков многих у них брали. Опалинский же, видя утеснение, отошел с небольшим отрядом в Вязьму. 376. О приходе королевича из Вязьмы. Пошел королевич из Вязьмы и встал в Борисовом городище, от Можайска в семи верстах. И приходили к Можайску много раз, и, выходя из Можайска, ратные люди бились с литовскими людьми, и бои были многие. С обеих сторон многих людей побивали, и отходили [литовские люди] опять в Борисово, и стояли долгое время в Борисове. И утеснение делали великое Можайску.

http://sedmitza.ru/lib/text/439360/

О скорбях нашего времени Игумен Никон (Воробьев) Игумен Никон (Николай Николаевич Воробьев) родился в селе Микшино Тверской губернии в многодетной крестьянской семье. В 1914 году закончил реальное училище в Вышнем Волочке и поступил в Психоневрологический институт в Петрограде. Во время учебы в институте он искал ответы на вечные вопросы об истине, о смысле человеческого существования. Отчаявшись найти их во внешних науках, Николай обрел живую веру в Бога. После первого курса он оставил институт и в 1917 году поступил в Московскую духовную академию. Однако учиться там Николаю довелось недолго. В первые послереволюционные годы он преподавал математику в школе в Вышнем Волочке, служил чтецом в московском Борисоглебском храме. В марте 1931 года в Минске принял монашеский постриг с именем Никон, а 26 декабря 1932 года был рукоположен в иеромонаха. В следующем году о. Никон был арестован и сослан в сибирские лагеря на пять лет. Возвратившись из лагеря в 1937 году, поселился в Вышнем Волочке. В 1944 году о. Никон был назначен настоятелем Благовещенской церкви города Козельска, в 1948 году переведен в город Белев, затем – Ефремов, Смоленск. Последним местом его служения был город Гжатск (Смоленская область). Скончался о. Никон 7 сентября 1963 года. Похоронен в Гжатске (ныне Гагарин). Письма игумена Никона – исповедника, опытного духовника и мудрого пастыря XX века – одно из лучших духовно-аскетических руководств для современных православных христиан. Они – результат не теоретических богословских рассуждений о духовной жизни, но глубокого опытного ее познания. Ниже приводятся некоторые наставления о. Никона о перенесении скорбей, взятые из его писем. Основная их мысль, которую батюшка всячески старается донести до своих духовных чад, – о том, что скорби, предреченные древними святыми отцами, даны нашему времени как основное спасительное средство, они – дар Божий христианам «последних времен», претерпевая их по заповеди Христовой, мы можем достичь спасения. Печатается по изданию: Нам оставлено покаяние. Письма игумена Никона (Воробьева) . М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/zlo-gr...

Оптина 127 «Оптина»... Так сокращенно называли обычно этот монастырь богомольцы. Подобно и Саровский монастырь звали просто «Саров». А иногда к Оптиной присоединяли и слово «пустынь», хотя пустынного там не было ничего, но этим хотели, вероятно, отметить особую святость этого монастыря. Оптина находится в Калужской губернии, в Козельском уезде, в четырех верстах от города, за речкой Жиздрой, среди соснового бора. Самое слово «Оптина» толкуют различно. Но нам, с духовной точки зрения, больше по душе легенда, что эта пустынь получила свое имя от какого–то основателя ее, разбойника Опты. Так ли это было на самом деле или иначе, но посетителям, да и монахам, это объяснение нравилось больше, потому что богомольцы тоже приходили туда с грехами и искали спасения души; да и монашеское житие, по сущности своей, есть прежде всего покаянное подвижничество. Прославилась же Оптина своими старцами. Первым из них был отец Лев, или Леонид 128 , – ученик знаменитого старца Паисия Величковского , подвижника в Нямецком монастыре, в Молдавии 129 После отца Льва старчество перешло к преемнику его, иеромонаху отцу Макарию (Иванову) 130 , происходившему из дворян. Про него сам митрополит Московский Филарет 131 сказал однажды: «Макарий – свят». Под его руководством воспитался и вызрел «мудрый» Амвросий 132 , учившийся сначала в семинарии. Потом были старцы – два Анатолия 133 , Варсонофий 134 – из военной среды, и Нектарий 135 . Последнего, а также и второго Анатолия, видел я лично и беседовал с ними. Но, кроме этих выдающихся иноков, и настоятели, и многие монахи тоже отличались высокою святою жизнью. Впрочем, и вся Оптина славилась на Россию именно духовным подвижничеством братии, что связано было больше всего со старчеством, и в свою очередь воспитывало опытных старцев. Старец – это опытный духовный руководитель. Он не обязательно в духовном сане, но непременно умудренный в духовной жизни, чистый душою и способный наставлять других. Ради этого к ним шли за советами не только свои монахи, но и миряне со скорбями, недоумениями, грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Оптина пустынь: история святого места 13 марта, 2014 Оптина пустынь — обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем вам о прекрасной обители, ее истории и наследии. История монастыря Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря. Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников. Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни. В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

http://pravmir.ru/optina-pustyin/

Оптинские отцы смиренные. Хранят оптинские монашеские традиции. Похвалить монаха – то же самое, что бегущему подножку поставить. Пока живы, все подвизаются, а о святости человека судим мы уже после его смерти. Хорошее высказывание по этому поводу прочитала у святых отцов: «Перед самым сбором урожая град может уничтожить виноград, и праведник перед смертью [может] согрешить. Поэтому не спеши ни к кому [приступать] с похвалами». Читаю и представляю крупные и ароматные, налитые соком грозди винограда. Но ведь может пройти град или снег выпасть… Наверное, поэтому из уст в уста передаётся оптинская байка. Спросили старца, отца Илия: «Батюшка, правда, что все оптинские отцы – прозорливцы и чудотворцы?» На что старец с улыбкой ответил: «Не знаю насчёт прозорливцев, а чуднотворцы точно все». Значит ли эта шутка, что перевелись старцы в монастырях? Слава Богу, не перевелись! Утешает Господь людей своих, но чудеса эти прикровенные, даются по нужде. Рассказывает мне в очереди на исповедь жительница Козельска, Елена, как недавно в этой очереди стояла её соседка. Приехала к игумену N со своим горем – сын пропал. Выслушав рыдающую мать, ушёл он в алтарь, долго молился, а вернувшись, сказал: «Не плачь, через пару дней вернётся». И действительно, на второй день сын явился. На послушании в гостинице раба Божия Надежда рассказывала мне о том же батюшке, как уговаривал он остаться в монастыре одну уже не очень молодую женщину. Не слушала она уговоры, и батюшка сказал: «Что ты там, в миру, будешь делать, настрадаешься, да ещё и с ребёночком». Про ребёночка было совсем непонятно, но понятно стало, когда женщину соблазнил и бросил с ребёнком заезжий молодец, и она действительно много страдала. Признанный старец Оптиной пустыни – отец Илий (Ноздрин). Когда человек ещё подвизается, о его подвигах и духовном росте лучше не говорить. Но отец Илий – всероссийски известный старец, о его прозорливости все знают. Поэтому чада его и просто паломники делятся своими переживаниями и опытом встреч со старцем открыто – светильник под спудом не прячут…

http://pravoslavie.ru/37826.html

Оптинские старцы Начало Оптиной пустыни. Монастырь и скит Расцвет русского старчества начинается приблизительно в последней трети XVIII столетия, достигает своего апогея в девятнадцатом и без перерыва продолжается вплоть до революции 1917 года. Таким образом, эта духовная традиция возникает в России одновременно с обновлением монастырской жизни, когда благодаря архимандриту Паисию Величковскому возрождается подлинное общежительное монашество в монастырях Молдавии, откуда ученики старца рассеиваются по просторам его родины, в частности — в губерниях Калужской, Курской и Орловской. Традиция эта заканчивается или, скажем, становится для взоров внешних незаметной, когда в революционную эпоху общежительное монашество в России исчезает. В течение этих ста пятидесяти лет на просторах русской земли в монастырях и скитах было множество старцев, но существовала только одна Оптина, место избранное, где особая харизма старчества стала местной традицией, своего рода благодатной школой, воспитавшей четыре поколения старцев, к которым из всех уголков Российской империи стекались целые толпы. Монастырь Оптина пустынь был расположен в Калужской губернии, в двух верстах от Козельска, на правом берегу глубокой и рыбной реки Жиздры, окаймляющей опушки непроходимых лесов. Паром, управляемый монахами, доставлял паломников в монастырь. Оптинские настоятели, желая сохранить естественную, природную границу, отделявшую их монастырь от жизни мира сего, никогда не хотели строить мост. Само происхождение Оптиной остается неизвестным. Тем не менее можно предполагать, что этот монастырь существовал уже в середине XVI века. Во время «просвещенного» царствования Екатерины П, в эпоху великого опустошения русских монастырей, в Оптиной было всего лишь три монаха. К концу XVIII века митрополит Московский Платон, бывший проездом в Оптиной и пораженный красотой местности, принял надлежащие меры для восстановления общежительной жизни в этом маленьком лесном монастыре. Но славная великая эпоха Оптиной началась лишь тридцать лет спустя, после 1821 года, когда митрополит Филарет Киевский, бывший в то время епископом Калужским, создал вблизи монастыря маленький скит, посвященный св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4113...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Божьи люди Христа можно встретить в тех, кто идет по Его стопам, и это – святые. Митр. Вениамин (Федченков) – сам праведник, пишет о своих встречах с теми, кто сейчас известен как святые Церкви. Книга «Божьи люди» отличается простотой и безыскусственностью. В «Божьих людях» читатель найдет рассказы об Оптине и Зосимовой пустыни, о подвижниках, приходских священниках и епископах. Ценность «Божьих людей» в том, что Федченков пишет не по книжкам, всё, что найдет читатель в книге — зарисовки очевидца. Митрополит Вениамин Федченков. Божии люди Оптина Оптина… Так сокращенно называли обычно этот монастырь богомольцы. Подобно и Саровский монастырь называли просто " Саров " . Иногда к Оптиной присоединяли и слово " пустынь " , хотя пустынного там не было ничего, но этим хотели, вероятно, отметить особую святость этого монастыря. Оптина находится в Калужской губернии, в Козельском уезде, в к верстах от города, за речкой Жиздрой, среди соснового бора. Самое слово Оптина толкуют различно. Но нам, с духовной точки, больше по душе легенда, что эта пустынь получила свое имя от какого-то основателя ее, разбойника Опты. Так ли это было на самом деле или иначе, но посетителям да и монахам, это объяснение нравится больше потому что богомольцы тоже приходили туда с грехами и искали спасения души: да и монашеское житие по сущности своей есть прежде всего покаянное подвижничество. Прославилась же Оптина своими " старцами " . Первым у них был отец Лев – или Леонид – ученик знаменитого старца, Паисия Величковского, подвизавшегося в Нямецком монастыре, в Молдавии. После отца Льва старчество перешло к преемнику его, иеромонаху о. Макарию (Иванову), происходившему из дворян. Про него сам митрополит Московский Филарет сказал однажды: " Макарий – свят " . Под его руководством воспитывался и вызрел «мудрый» Амвросий, учившийся сначала в семинарии. Потом были старцы – два Анатолия, Варсонофий – из военной среды и о. Нектарий. Последнего, а также и второго, Анатолия, видел я лично и беседовал с ними. Но кроме этих, особо выдающихся иноков и настоятеля, и многие монахи тоже отличались высокою святою жизнью. Впрочем, и вся Оптина славилась на Россию именно духовным подвижничеством братии, что связано было больше всего со старчеством и в свою очередь воспитывало опытных старцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Да исправится молитва моя. По творениям преподобных Оптинских старцев. Данная работа представляет собой сборник изречений преподобных Оптинских старцев о молитве, взятых из их творений. В своих творениях преподобные отцы оптинские учат нас важность молитвы для спасения человека, отмечают те условия, при которых она совершается наиболее благоприятно, а также показывают духовные уровни молитвенного пути к Богу. Те советы, поучения, наставления, которые они давали своим современникам, важны и актуальны и в наши дни. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Да исправится молитва моя. По творениям преподобных Оптинских старцев Составитель: Сергей Милов Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС14-322-2766) Предисловие Оптина пустынь, будучи одним из центров церковной жизни России и расположенная недалеко от города Козельск Калужской области, явила в XIX–XX веках целый сонм преподобных старцев, оказавшим большое влияние на возрождение духовности в российском обществе того времени. Наследие оптинских старцев является одним из духовных кладезей русского Православия. И кладезь этот важен для верующего человека в двух значениях. С одной стороны, преподобные старцы Оптиной пустыни явили собой продолжение того духовного опыта, который накапливала Русская Православная Церковь, начиная с первых святых отцов, в первую очередь, преподобного Сергия Радонежского. С другой стороны, то время, когда подвизались преподобные, гораздо ближе к нам, чем эпоха святых XIII, XIV, XV веков. Временная близость оптинских старцев к дням сегодняшним отразилась в том, что те советы, поучения, наставления, которые они давали своим современникам, важны и актуальны и в наши дни. Одной из тем, которой уделяли внимание в своих поучениях преподобные отцы Оптинские, стала молитва. Важность молитвы для человека и, в частности, для его спасения, условия, при которых она совершается наиболее благоприятно, а также духовные уровни молитвенного пути – все эти темы, так или иначе, оказались отражены в их наследии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Как жить сегодня «Как жить сегодня сегодня. Письма о духовной жизни» — сборник писем игумена Никона (Воробьева), составленного его духовным сыном профессором А. И. Осиповым. Игумен Никон продолжал традицию Игнатия (Брянчанинова): акцент на трезвении, покаянии, борьбе со страстями. Сборник тематически разбит следующим образом: БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ! БОЛЕЗНИ ВЕРА И НЕВЕРИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ ВИДЕНИЕ ГРЕХОВ СВОИХ ВОЛЯ БОЖИЯ ГОРДОСТЬ ГРЕХ ДУХОВНОЕ ДЕЛАНИЕ ИЩИТЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ ДРУГ ДРУГА ТЯГОТЫ НОСИТЕ… ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ ЗАВЕТ УМИРАЮЩЕГО ЗАПОВЕДИ БОЖИИ КАТОЛИЦИЗМ ЛЮТЕРАНСТВО МИЛОСТЬ БОЖИЯ МИР ДУШИ МОЛИТВА МОЛИТВА МЫТАРЯ МОНАШЕСТВО ОСУЖДЕНИЕ ПАДШИЕ ДУХИ ПАМЯТЬ О БОГЕ ПОКАЯНИЕ ПОМЫСЛЫ ПРЕЛЕСТЬ ПУТЬ К БОГУ ПЬЯНСТВО САМООПРАВДАНИЕ СКОРБИ СЛАВА БОГУ ЗА СМЕРТЬ СМИРЕНИЕ СМЫСЛ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ СНЫ И СНОВИДЕНИЯ СПАСЕНИЕ ДУШИ ВО ХРИСТЕ ТЕРПЕНИЕ УНЫНИЕ ЦЕРКОВЬ Общее письмо духовным чадам города Козельска Комментарии игумена Никона (Воробьева) к книге Софрония (Сахарова) «Старец Силуан» Игумен Никон (Воробьев) КАК ЖИТЬ СЕГОДНЯ Письма о духовной жизни «Я искренне всегда стремился к Богу» Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье. Он был вторым ребенком. Всего в семье было шестеро детей, все — мальчики. В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, только, разве, особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь. Интересно отметить один эпизод из его детской жизни. В их селе часто появлялся и подолгу жил юродивый по имени Ванька-малый, которого охотно привечали родители Коли. И вот однажды, когда братья играли дома, юродивый вдруг подошел к Коле и, указывая на него, несколько раз повторил: «Это — монах, монах». Ни на самого мальчика, ни на окружающих его слова в тот момент никакого впечатления не произвели, но впоследствии, когда именно Коля, и только он один из всех братьев, стал монахом, вспомнили это предсказание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010