Губино. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи. Предтеченская церковь Карта и ближайшие объекты Губино, в 6 верстах от Козельска, было центром одноименной волости Козельского уезда, ныне село Дешовского сельсовета Козельского района. В 1782 году в селе было 42 двора, жили 229 мужчин и 254 женщины. Судя по «Описанию и алфавитам к Калужскому атласу», в то время в селе были две каменные церкви: одна пророка Илии с приделом Николая Чудотворца; другая Василия Кессарийского. Принадлежало село Александру Федоровичу и Анне Тимофеевне Нестеровым.  В «Ведомости о церкви Предтеченской состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Губине» за 1915 и 1916 годы читаем, что в 1708 году (возможно ошибка, другие источники указывают 1706 год) на средства Шепелева была возведена одна из старейших в крае каменная церковь во имя Иоанна Предтечи. Колокольня и ограда вокруг храма были также каменные. На месте бывшей церкви имелась часовня. Храм имел три престола: во имя Зачатия Иоанна Предтечи, во имя свт. Николая Чудотворца, во имя свт. Василия Великого. В церковной библиотеке находилось 15 томов. Церковь почти не подвергалась перестройкам, только в конце 19 века устроены приделы да очень давно обвалился шатровый верх колокольни. Храм был закрыт в 1929 году, использовался под зернохранилище. Информация с сайта: http://r-oc.1gb.ru/Русские церкви Храм был построен в 1706 году тщанием г. Щепачева. Здание каменное. Такая же была и колокольня. Ограда вокруг храма была каменная. На территории церкви имелась часовня, на месте бывшей церкви. Храм имел два придела: в честь свт. Николая Чудотворца и свт. Василия Великого. Храм был закрыт в 1929 году. http://korolev.msk.ru/ Поселок Губино, находящийся под Козельском в 6 км, был в свое время центром Губинской волости, некогда существовавшей под этим названием. В 1706 году на средства помещика Шепелева была построена одна из красивейших и самых старых в этих местах каменная церковь имени Зачатия Иоанна Предтечи. Архитектурным стиль здания - барокко. Кроме главного, церковь имела два престола: Николая Чудотворца и Василия Великого. Колокольня и ограда были выложены из камня. Приход был достаточно большим, так как посещали церковь и приезжие прихожане. При церкви была создана библиотека, которая насчитывала 15 томов. За все время своего существования церковь Иоанна Предтечи практически не подвергалась перестройкам, и только в конце 19 века были устроены 2 придела. В 1929 году храм был закрыт. Внутри помещения устроили зернохранилище. Потом вообще не использовали.

http://sobory.ru/article/?object=07404

Закрыть itemscope itemtype="" > Белая Русь в путах польщизны Часть 3 21.01.2024 250 Время на чтение 6 минут Источник: Вместе с Россией Помимо памятников Мицкевичу, Дунин-Марцинкевичу и Монюшко, в историческом центре Минска, на площади Свободы, в 2015 году возведён монумент в честь польского композитора Михаила Клеофаса Огинского, который представляет собой выполненную из морёного дуба и бронзы довольно изящную «Музыкальную скамью» (скульптор Вадим Мацкевич), которую венчает герб рода Огинских. К ужасу «свядомай» псевдоинтеллигенции, под гербом была сделана надпись на русском языке: «Выдающемуся сыну Отечества Огинскому Михаилу Клеофасу». Это обстоятельство вызвало едва ли не истерику в кругах «свядомитов»: многовекторность в разгаре, а тут такая «здрада». В результате министерство культуры РБ и минские городские власти поспешили исправить оплошность. На ограждение рядом с «Музыкальной скамьёй» поместили табличку и информацией на белорусской мове и английском языке. Центральный фрагмент «музыкальной скамьи Огинского» с надписью на русском языке И здесь возникает вопрос: почему автор монумента, невзирая на настроения, господствовавшие в творческой среде, сочетал герб Огинских с русским языком? Очевидно, скульптор Вадим Мацкевич старался следовать исторической правде и имел представление о родословии князей Огинских и судьбе самого Михаила Клеофаса. Дело в том, что Огинские вели своё происхождение от знаменитого князя Михаила Всеволодовича Черниговского, принявшего мученическую смерть в Орде в 1246 году. Праправнук Михаила Черниговского князь Тит-Юрий Фёдорович Козельский имел двух сыновей, один из которых князь Григорий Титович носил прозвище Огонь. Он и стал родоначальником Огинских. Князья Огинские до середины XVII века были твёрдыми защитникам русского начала и православия в Великом княжестве Литовском и Русском и Речи Посполитой. Так, в ноябре 1619 года князь Александр Богданович Огинский вместе с другими представителями западнорусской знати подавал протест в «главный литовский трибунал» против намерения правительства Речи Посполитой обратить в унию православный Петропавловский собор в Минске (основан в 1612 г. на средства 52 русских шляхтичей Минского воеводства, в настоящее время собор Белорусского Экзархата РПЦ). В последующем, «находясь в званиях воеводы минского и сенатора польского», неоднократно защищал минскую Петропавловскую церковь от нападок врагов православия.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/21/belaya...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вечер памяти Николая Мельникова Приглашаем на встречу с А.В. Панкратовым-Черным, сестрами поэта, театром «Благодатное Небо» 25.05.2016 850 Время на чтение 3 минуты Дорогие братья и сестры, единомышленники и друзья, земляки! 25 мая 2016 года в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры по благословению Преосвященнейшего наместника Лавры, епископа Кронштадского Назария пройдет вечер памяти русского патриота, талантливейшего поэта, прозаика, сценариста, уроженца Брянской земли Николая Алексеевича Мельникова. 24 мая исполняется 10 лет со дня его безвременной кончины. Николай ушел из жизни в 40 лет. 6 марта 2016 года ему исполнилось бы - 50 лет. Он предчувствовал короткий срок своей жизни. Как-то Мельников написал: «На мне стоит клеймо поэта,/А у поэтов на Руси -/Так повелось: недолги лета./Мне тридцать. Господи, спаси!/Чего ж мне ждать? Все это было:/Удар ножа иль выстрел в грудь,/Или подвыпивший верзила/«Случайно» стукнет чем-нибудь./Самоубийств инсценировки,/«Несчастный случай»-как назло…/Какой цинизм! Какой сноровки/Достигло это ремесло!». 24 мая 2006 года Николая Мельникова нашли мертвым на пустой автобусной остановке близ Оптиной пустыни в Козельске. Официальная причина смерти - острая сердечная недостаточность. В этой смерти много непонятного и запутанного. Нескончаем скорбный ряд гениальных, талантливых, замечательных поэтов, ушедших в мир иной в расцвете своих творческих сил. В их ряду и Николай Мельников, не получивший должного признания при жизни. И как это бывает на Руси - только после ухода поэта его творчество начинает получать достойную оценку. «Большое видится на расстоянии», - как написал другой ушедший в мир иной в молодые годы поэт, которому заплечных дел мастера инсценировали самоубийство. Лучшее произведение Николая Мельникова поэма «Русский крест», которая является своеобразным памятником эпохи безвременья получает сегодня все большее признание. За прошедшие со дня кончины поэта 10 лет уже 4 самодеятельных театра - в Калуге, Брянске, Волгограде и Омске - поставили спектакли по поэме «Русский крест». За эти годы неоднократно издавались отдельными тиражами «Русский крест», стихотворения и повести Мельникова. Издательство «Царское дело» по благословению духовника поэта схиархимандрита Илия подготовило самое полное собрание произведений Николая Мельникова. В книгу «Русский крест» вошли поэма, лучшие стихи и проза автора.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/25/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возрождение Свято-Успенского Шаровкина монастыря – настоящее Божие чудо Из праха подняялась обитель 06.11.2023 66 Время на чтение 5 минут Источник: Русский Вестник Перемышльская земля Калужской области называлась издревле монастырщиной. В самом крохотном городке Перемышле действовало два монастыря – мужской и женский. Несколько обителей было разбросано по деревням вокруг Перемышля и по пути к нему. Об одном из них – о Свято-Успенском Шаровкином монастыре – наш рассказ. Когда-то с монастырской горы видна была широкая долина реки Жиздры, а за ней – дорога в Козельск и Оптину пустынь. Вокруг обители простирались непроходимые леса. В XVI веке на этом благословенном холме поселился отшельник инок Феогност с прозвищем Шаровка, от которого и пошло название монастыря Шаровкин. Со временем создалась и община. Боярские роды Воротынских и Чичериных много сделали для благоукрашения и строительства новой обители. Сам царь Иоанн Грозный бывал здесь и неоднократно жертвовал деньги и церковную утварь. Были построены два храма – Успенский и Сергиевский. В 1545 году основатель Шаровкина монастыря инок Феогност преставился в вечные обители. Монастырь, по всему, обещал славное будущее. Но случилось совсем не так. Расцвету не суждено было совершиться. Пришел час, когда уже малочисленную общину присоединили к Донскому монастырю. В конце XVIII века обитель вследствие пожара была упразднена. Приходские храмы Успенский и Сергиевский действовали вплоть до 1937 года, до закрытия от безбожной власти. Началась новая эра в истории святого места. В советские годы храмы приходили во все большее запустение, и они перешли в собственность колхоза. Отношение к «памятникам архитектуры», которые ревностно «охраняются государством», было халатным и равнодушным. Древние колокола, по преданию, были сброшены и утоплены в болоте под холмом. Сергиевский храм – жемчужина XVI века – рухнул в середине ХХ века. Успенская церковь руками атеистов-колхозников была превращена в стойло для животных. Иконы и драгоценности разграблены и исчезли бесследно.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/06/vozroz...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Главное чудо произошло с нами во время съемок» Беседа с режиссером нового документального фильма «Прикосновение» 16.10.2008 432 Время на чтение 6 минут Наверное, любой православный знает про Оптину Пустынь - один из важнейших духовных и исторических центров России, колыбель русского старчества. Это место связано с историей русской литературы, русскими писателями: здесь бывали и Гоголь, и Толстой, и Достоевский…. Для тех, кому еще не довелось здесь побывать, и для тех, кто сюда обязательно вернется, Игорь Яринских снял свой фильм «Прикосновение». - Игорь Анатольевич, расскажите о вашем фильме, о чем он?   - Для православных россиян, да и не только россиян, монастырь Оптина Пустынь - это чудо. Для того, чтобы попытаться разгадать его, наша съемочная группа и поехала под Козельск. Мы хотим узнать, как получилось, что именно в этом месте возникло учение о старчестве. Мы посвящаем Оптиной Пустыни не просто эпизод или фрагмент фильма, монастырь становится его красной нитью. Главные вопросы, ответы на которые мы постараемся найти: как возник феномен Оптиной Пустыни, оптинское старчество?   - В вашем фильме три части. Какие?   - Да, в фильме три части, хотя изначально предполагалось, что будет две, и появление третьей части - это главное чудо, которое произошло с нами во время съемок. Но это отдельная история, и о ней я расскажу позже.   Первая часть называется «Оптина». Мы проводим своеобразное расследование - кто стоял у истоков оптинского старчества - и выясняем, что это был святитель Филарет. Ему и посвящена вторая часть нашего фильма, которая называется «Архистарец-святитель»…   Филарет (Амфитеатров Феодор Георгиевич, в схиме Феодосий), митрополит Киевский и Галицкий родился в XVIII веке, 17 апреля 1779 года в семье священника в Орловской губернии. Вообще фамилия Амфитеатровы очень известная. Например, протоирей Валентин Амфитеатров (1836-1908), которого называли «Московский утешитель» - это его внучатый племянник.   Недавно святитель был канонизирован. Филарет очень почитаем в Киеве и именно там он в видении явился епископу Павлу, это был 1994 год, и благословил поднимать свои мощи. Они подняты и сейчас находятся в Дальних пещерах. Канонизацию подготавливал владыка Ефрем, архиепископ Криворожский и Никопольский. Первоначально святитель был причислен к лику местночтимых святых, а 8 декабря 2005 года его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Патриарха Алексия II.  

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дмитрий, который построил храм 04.01.2021 522 Время на чтение 15 минут Источник: Православие.Ru Это история о том, как инженер телекоммуникационной компании своими руками и на свои деньги возвел церковь под Козельском Мы встретились в центре Калуги, на площади Победы, у Вечного огня. Я ждал мужчину лет пятидесяти с большой бородой, крупного, одетого чуть ли не в подрясник. Таким его рисовало воображение. Но ко мне подошел человек среднего роста и возраста, в обычной спортивной куртке, в джинсах, в очках… Все, что совпало, – борода. Но не дремучая, как представлялось, а аккуратная – такие нынче в моде у интеллектуалов. Словом, внешность выдавала в нем именно инженера, а не храмостроителя. Но едва мы заговорили, стало понятно, что передо мной все же человек не совсем обычный. Вот, например, рассказывая о себе, Дмитрий построил предложение так: «Я сам из Сухиничей, там учился, затем в Калугу переехал, случилась здесь семья». Вот это «случилась здесь семья» сразу расположило к нему, нужная нота как бы была взята. И весь разговор – а беседовали мы тут же, на скамеечке у Вечного огня – больше напоминал историю времен Лескова или Чехова… Почему-то вспомнился «Студент». Наверное, потому что так же было темное время суток… и был огонь. Храм в Чернышено Родом из 1990-х Дмитрий Волгин родом из 1990-х. Не потому, что в лихие годы он занимался тем, о чем сегодня снимают штампованные сериалы на НТВ, а потому, что именно тогда в мировоззрении парня нашлось место Богу. В семье случилась трагедия. Какая – Дмитрий не рассказывает, лишь говорит, что тогда стали один за другим уходить близкие люди. А дальше звучат названия и имена, которые я за несколько лет своей жизни в Калужской области слышу от каждого второго православного: Оптина пустынь, отец Илий (Ноздрин). – Что-то надо было делать, чтобы не сойти с ума, потому что мы не знали, как дальше жить… – Вы сразу в храм пошли? – Секты, алкоголь? Нет-нет, ничего такого не было, слава Богу. У нас мама моя, супруга, ее бабушка были верующими людьми. Мы сразу поняли, что кроме Бога нам никто больше помочь не сможет.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/04/dmitri...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Залог Победы в общем покаянии» Откровенная беседа с наместником Оптиной пустыни епископом Можайским Иосифом 01.12.2022 598 Время на чтение 5 минут Источник: Козельск Архиерей Русской православной церкви, викарий патриарха Московского и всея Руси, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Иосиф (Королёв) рассказал читателям районки о том, как нравственное воспитание детей, укрепление семейных уз и стремление к христианской любви могут стать путеводными звездами во время войны. Владыка, узнав о цели предстоящей беседы – укрепить дух воинов и мирян, встретил нас радушно. И мы сразу приступили к диалогу, к которому вскоре присоединились и другие священнослужители. Но о них чуть позже… «Будем меняться к лучшему…» — Владыка, сейчас в российских медиа активно обсуждается вопрос гражданской осознанности, так как до сих пор находятся люди, осуждающие спецоперацию или попросту равнодушные к ней. Как, на Ваш взгляд, обстоят дела в Козельске, по сравнению с другими городами — райцентрами и мегаполисами. — Отмечу сразу, что в Козельском районе, по сравнению со столицей, равнодушных к происходящим сейчас историческим событиям — сущие единицы. В мегаполисах другая ситуация — люди часто охвачены духом материализма, среди их ценностей доминируют деньги. В регионах люди проще, спокойнее и добрее. В Козельске, например, в основном, живут патриоты, которые любят свою Родину и поддерживают традиционные ценности. Это видно по настроениям прошедшей волны частичной мобилизации — многие наши солдаты из учебных частей не просто охотно откликнулись на присланные повестки, но и женились перед отправкой на фронт. Мужчины начали создавать семьи, и это говорит о более сознательном отношении к браку, повышению уровня ответственности за семью, готовности поддерживать традиционный институт брака, оставаться патриотом своей страны, быть русским, быть православным. — Владыка, а как институт семьи может спасти традиционные ценности? Послужить на благо православия?

http://ruskline.ru/opp/2022/12/01/zalog_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лития 12.09.2005 394 Время на чтение 8 минут В Оптину Пустынь я приехал не как паломник, испросив благословения своего духовника и внутренне подготовившись к встрече с древней святыней, а скорее как экскурсант. Любопытно было взглянуть, что изменилось здесь за тридцать лет после того, как впервые побывал в монастыре. Всплыло из дальнего: Козельск, мост через Жиздру, полуразвалившиеся храмы, разбросанные по косогору надгробные плиты, запустение. Тогда дорогу к обители вызвался показать дотошный местный краевед по фамилии Сорокин. Среднего роста, полноватый, с приветливым широким лицом, он говорил без умолку, торопливо, порой даже взахлеб - сыпал цитатами из Достоевского, Тургенева, Толстого, тяжко вздыхал, оттирая рукой грязь с могильных камней, чтобы прочесть имена погребенных, и невыразимо грустно смотрел на едва заметные в высокой траве оплывшие холмики. - Ну вот видите, какой разор.., - растерянно разводил он руками. - А ведь тот, кто отдавал приказ порушить эту красоту, наверняка считал себя человеком культурным. Кому мешали храмы, кельи, могилы? Большевики поставили цель: вырубить под корень веру, вытравить в душах память о великих предках, посеять страх. И чего добились? Иконки как висели в избах, так и висят. Кто верил в Бога, тот и по сей день верит. Разве те, что послабее духом, ударились в пьянку. Скольких русских людей погубила водка! Но сие обстоятельство власть не волнует... Скажи кто в то время Сорокину, что придет время и все возвратится на круги своя, он бы только рассмеялся: " Чудес на свете не бывает! " И вот спустя много лет в Оптиной опять - службы, монахи, паломники. Еще издали блеснули в солнечных брызгах золоченые маковки церквей за Жиздрой и открылся великолепный вид на монастырь. На сердце сразу стало тепло и радостно, будто кто-то свыше осенил крестным знамением. - В старину этим берегом переправлялись, - перехватил мой взгляд шофер. - Рассказывали: подойдут, бывало, к реке и кличут перевозчика. Монах на лодке сновал туда-сюда вьюном - народу-то сколько шло! Долго не выжидали, всех успевал доставить...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Помни своих лучших сыновей, Россия! 5 июня в Александро-Невской Лавре пройдет вечер памяти Николая Мельникова и Максима Трошина 05.06.2018 1433 Время на чтение 4 минуты Дорогие братья и сестры, единомышленники, земляки! 5 июня 2018 года в Свято-Духовском центре Александро-Невской Лавры по благословению наместника Лавры епископа Кронштадтского Назария пройдет вечер памяти русских патриотов, без преувеличения, лучших сынов Брянской земли, талантливейшего поэта, прозаика и сценариста Николая Алексеевича Мельникова и юного православного барда, «брянского соловушки» Максима Трошина. 24 мая исполняется 12 лет со дня безвременной кончины Николая Мельникова. Он ушел из жизни в 40 лет. 6 марта 2018 года ему исполнилось бы 52. А в день проведения вечера, 5 июня, двадцать три года назад в 1995-м, не дожив до семнадцати лет, ушел из жизни светлый отрок Максим Трошин. 18 июня сего года ему исполнилось бы 40... Оба они ушли из жизни молодыми, беззаветно послужив России в борьбе против вселенского зла в страшные годы русского безвременья, русской смуты. В обеих этих смертях много непонятного, запутанного, невыясненного. Предчувствие своей короткой жизни Николай Мельников высказал в этих строках: На мне стоит клеймо поэта, А у поэтов на Руси - Так повелось: недолги лета. Мне тридцать. Господи, спаси! Чего ж мне ждать? Все это было: Удар ножа иль выстрел в грудь, Или подвыпивший верзила «Случайно» стукнет чем-нибудь. Самоубийств инсценировки, «Несчастный случай» - как назло... Какой цинизм! Какой сноровки Достигло это ремесло! 24 мая 2006 года Николай Мельников был найден мертвым на пустой автобусной остановке в Козельске. Официальная причина смерти - острая сердечная недостаточность. За несколько дней до своего семнадцатилетия при невыясненных до конца обстоятельствах погиб и Максим Трошин, - его тело нашли в брянской реке Десне. В этот вечер Максим должен был ехать на поезде в Москву на свой концерт. Не только смерть связала этих талантливых людей. И при жизни Николай Мельникова знал семью Максима Трошина, следил за его творчеством. Более того, он помог Трошиным в получении жилья, когда они жили в бараке.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/21/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > «С нами Бог, за нами Русь, наше дело свято!» Яна Сонина о седьмых Калязинских чтениях 17.02.2020 1391 Время на чтение 17 минут Именно словами из песни «Поле Куликово» Николая Мельникова на музыку Юрия Овчарова, вынесенными в заголовок, хочется начать статью о прошедшей 11 февраля этого года в Калязине седьмой выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание», проведенной совместно с администрацией Калязинского района. Эту глубокую по смыслу песню о подвигах русского воинства и русского народа исполнил в своем концерте автор и исполнитель из Санкт-Петербурга Сергей Зыков. Концерт в рамках конференции состоялся вечером этого же дня в районном Доме культуры Калязина и был посвящен открытию Года Памяти и Славы в России. Впрочем, эти темы - Русского Подвига, Русского Слова, Русской Земли - пронизывали и всю конференцию седьмых «Калязинских чтений». В Калязин прибыли члены «Русского Собрания» и приглашенные гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Брянской области, Борисоглеба, Брейтово, Казани, Калуги, Козельска, Кашина, Сарова, Челябинска, Ярославля. Ежегодно чтения имеют определённую тематику, связанную с сохранением русского народа, глубинки, Православной веры, воспитанием молодого поколения в русле русских традиций. На сайте «Русская Народная Линия» публикуются материалы, доклады и итоговые резолюции Калязинских чтений. Свою общую задачу участники данной конференции видят в деле единения, сплочения многонационального народа Святой Руси, без чего невозможно противостоять вызовам и угрозам современности и мировым силам зла, стремящимся уничтожить Россию. В этот раз в качестве общей темы разговора был взят тезис писателя, депутата Государственной Думы России Сергея Шаргунова из авторской программы «Двенадцать» - «Российская глубинка: свидание с Русью». В рамках этой ёмкой темы участникам встречи предлагалось обсудить такие вопросы, как: Православие, как фактор сохранения русского народа и государства; ценность сохранения сельских территорий; семейные ценности - залог сохранения народа России; 75-летие Великой Победы - вклад крестьянства в разгром фашизма; угроза цифровизации и повсеместного внедрения электронных технологий; ущербность современных образовательных программ; состояние русской культуры и искусства; проблемы демографии и сокращения численности малых городов и сельских территорий.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/17/s_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010