л. м. 5821, Р. Х. 321. Первый год правления Марка, епископа Римского. В сем году благочестивый Константин, строя Константинополь, узаконил называть его Новым Римом и приказал быть в нем сенату; далее, он воздвиг колонну из порфира, поставил на ней свою статую в той части города, откуда начал строить его, т. е. на западной стороне, по направлению к Риму, у ворот, и украсил новую столицу всем, что только мог найти редкого в какой-либо области и городе, как-то: статуями, медью и мрамором. л. м. 5822, Р. Х. 322. Первый год правления Афанасия, епископа Александрийского. В сем году благочестивый Константин потщился истребить идолов и их капища и во многих местах они исчезли. Доходы от них предоставлены храмам Божьим. л. м. 5823, Р. Х. 323. Первый год правления Юлия епископа Римского. В сем году сожжена в Никомидии небесным огнем базилика. л. м. 5824, Р. Х. 324. В сем году, при наступлении восьмого индиктиона, произошел на востоке жесточайший голод, так что народ целыми селениями приходил в страны Антиохийские и Кипр: сперва пришельцы только ночью грабили, что случилось, а потом и середи дня вторгались в житницы и магазины, все расхищали и уходили. Мера хлеба стоила сорок сребренников. Но великий Константин раздавал по городским церквам продовольствие для постоянного содержания вдов, сирот, странников, бедных и клириков. Антиохийская церковь получила 36 тысяч мер хлеба. В том же году случилось страшное землетрясение в Кипре; город Саламин разрушился, и в нем много погибло народа. л. м. 5825, Р. Х. 325. Первый год правления епископа Евлалия в Антиохии. В сем году провозглашен кесарем Далмаций. Взбунтовался на острове Кипре Калокер, но не мог устоять против римлян: побежденный вместе с участниками своими он был сожжен живой кесарем Далмацием в Тарсе Киликийском. В сем году Арий, притворно раскаявшийся, вызван был из заточения и послан в Александрию, но не принят Афанасием в общение. л. м. 5826, Р. Х. 326. В сем году с великою пышностью празднуемо было тридцатилетие царствования благочестивейшего и победоносного Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Час девятый. Псалмы LXVIII, LXIX и LXXXV. Паремия из пророчества Иеремии ( Иер. 11:18–23, 12:1–5, 9–11, 14–15 . Апостол из послания к Евреям, зачало 324 ( Евр. 10:19–31 ). Евангелие Иоанна, зачало 59 ( Ин. 18:28–40, 19:1–37 ). Вечерня С вечерни Великого пятка начинается воспоминание снятия с креста Господа Иисуса и погребения Его. Чтобы это воспоминание живее отразилось и крепче напечатлелось в душе верующих, середи храма полагается плащаница – полотно с изображением Спасителя нашего, лежащего во гробе. Состав этой вечерни также совершенно отличен от всякой другой вечерни, и потому считаю необходимым рассмотреть его подробнее. Первые четыре стихиры «на Господи воззвах» – те самые, что были «на стиховных» утрени. Последние три особенные. Выпишу из них предпоследнюю. («Слава»). «Когда беззаконное сонмище, не устыдившись благодеяний, осудило на смерть Царя всего сотворенного, тогда, воспоминая все сделанное Им, он так обличал их: народ мой! Что сделал я вам? Не чудесами ли наполнил Иудею? не мертвых ли воскресил одним словом? Не исцелял ли все болезни и недуги? И чем же вы за все это Мне воздаете? Все забыто! За исцеления – Меня покрыли ранами, за воскрешенных – Мне смерть; пригвоздили ко кресту как злодея благодетеля, как беззаконника – давшего закон, как осужденного – всех Царя. Господи долготерпеливый, да будет Теб слава»! После стихир «вход с Евангелием», как и за всякой службой, на которой имеет читаться Евангелие. Потом три паремии. Первая паремия из книги Исход ( Исх. 33:11–23 ), вторая из книги Иова ( Иов. 42:12–17 ), третья из пророчества Исаина ( Ис. 52:13–15, 53:1–12, 54:1 ). После паремий Апостол из первого послания к Коринфянам, зачало 125 (Кор. 1:18–31, 11:1–2). Здесь св. апостол раскрывает значение проповеди о кресте. «Слово о кресте, – говорит он, – для погибающих – безумие, а для нас спасаемых – сила Божия... иудеи требуют чудес, а еллины (язычники) ищут мудрости, но мы проповедуем Христа распятого – для иудеев соблазн, а для еллинов безумие, для самих же призванных – иудеев ли или еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

с точной датой (сохр. только указание на авг.) в ряду сообщений о кончине др. новгородских владык кон. XII - 1-й трети XIII в. (см.: Гиппиус А. А., Седов Вл. В. Находки в Георгиевском соборе Юрьева монастыря: Новые фрески и новые надписи//Тр. Отд. ист.-филол. наук РАН, 2015. М., 2016. С. 202). Похоронен М. был в юж. паперти («притворе») новгородского Софийского собора, которая впоследствии получила по его имени название Мартириевской и стала традиционным местом захоронения Новгородских владык. Местная канонизация М. произошла при Новгородском архиепископе свт. Евфимии II Вяжицком в 1439 г. вместе с установлением почитания нек-рых др. Новгородских святителей кон. X - нач. XV в. ( Иоакима , Луки , Германа , Аркадия , Гавриила, Антония, Василия Калики и Симеона ). Панихида им служилась 4 окт. (с XVII в.- 10 февр.). Согласно продолжению Новгородской IV летописи в Голицынском списке (ок. 1516) и Новгородской летописи по списку Дубровского (отражает владычный свод 1539), в 1510 г. совершилось чудо с гробницами Новгородских святителей М. и Симеона (1415-1421), к-рое новгородский летописец связал с актуальными политическими событиями: «...после Велика дни (Пасхи.- М. П.) на четвертои неделе, к пятнице на ночь, на память святаго отца нашего Феодора Секиота, скрыся (судя по контексту, вскрылись.- М. П.) гробы в Маньтирьевском притворе у Святые Софеи святых архиепископов Новгородцких Маньтирьев да Семионов, но бываеть сие многащи явление, но не тако, якова же ныне бысть: свися вся камка (шелковая узорчатая ткань.- М. П.) середи гробов в одно место, и сиа знаменья бывають у тех гробов не безделна, и ко взятью Пьскова скрыся и сведению архиепископову и к замешни земли Рускыя с Литовьскою» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 461-462; ср.: Там же. Т. 43. С. 214; присоединение Пскова к Российскому гос-ву произошло в нач. 1510, удаление Новгородского архиеп. Серапиона с Софийской кафедры, после чего она на мн. годы осталась вакантной,- в 1509, очередная русско-литов. война, с обеих сторон в к-рой сражались православные, началась в 1512).

http://pravenc.ru/text/2562448.html

К числу древних паникадил должно отнести два в Антониевом монастыре, из коих на одном вверху двуглавый орёл, а на другом пятиглавый храм, одно в Деревяницком монастыре с двуглавым на верху орлом, одно в Петропавловской церкви на Синичей горе с таким же орлом и в других новг. церквах и монастырях. По описи Хутынского монастыря за 1642 год значится паникадило, остающееся доселе в целости: «середи церкви перед царскими дверьми паникадило большое медное на цепи на железной о тридцати шанданех гладкое; а верху у паникадила орел двоеглавой невелик; а в шанданех свечи вощаныя витыя; под паникадилом яйцо стекляно обнято медью; под яйцом плащ круглой скляничной, подкрашен, обложен медью; а под плащиком чашка обложена участком золотным; а под чашкой кисть шелк червчат с золотом; а на верху того паникадила над орлецом кольцо медное и чепь» 439 . 2 . Древнейшей в Новгороде лампадой признаётся хранящаяся в ризнице Соф. собора так называемая Корсунская лампада, относимая преданием ко временам равноапостольного Владимира. Лампада сия медная величиной в диаметре 10½ вершков, имеет вид прорезного узорчатого колпака с обручем, составляющим вершину лампады. На обруче изображение деисуса с предстоящими двумя Архангелами, Апостолами Петром и Павлом и другими святыми; а на выпуклом прорезном колпаке изображены Херувимы с надписью над ними – Херовимъ, а также и крылатые центавры. Замечательно, что центавры на лампаде вылиты с крыльями на шее, с короной на голове и со скипетром в руках. При лампаде имеются обломки от цепи с изображениями на ней также центавров. Несмотря на предание об этой лампаде, её признают устроенной под влиянием ганзейских или немецких художников 440 , и относят её к XV веку на основании изображённых на ней русских святых с славянскими надписями на хартиях 441 . От XVI века дошли до нас три лампады с надписями. Из них одна в ризнице Софийского собора железная сквозная с железным обручком, принесённая в 1558 году новгородскими гражданами угоднику Божию св. Никите, по обретении его мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

И связано это было с тем, что священники эти — сельские, которые искренне переживали социальную несправедливость, имевшую место в деревне, которые видели нищету, бедность, преисполнялись мыслью о том, что они, как христиане, должны быть с теми, кто борется за обездоленных. Например, архимандрит Серапион (Мош–кин), которого весьма почитал о. Павел Флоренский, оправдывал даже эсеровский террор, исходя из того, что христиане должны бороться за права угнетенных. Но таких священников было очень немного, и, учитывая, что эсеровская партия была запрещена законом, потому что она осуществляла террор (обратим внимание, что практически все известные террористические акты были совершены эсерами), духовенства там было очень мало. К левым, как правило, относили и партию конституционных демократов (кадетов). Возникла она в октябре 1905 года. Эта партия была самой крупной и мощной среди оппозиционных партий. Строго говоря, эта партия была скорее либеральной, чем радикальной. Она состояла из представителей элиты русской интеллигенции: профессоров, юристов, деятелей культуры, литературы. Немалая часть их имела опыт работы в земских учреждениях. И эта партия продолжала традицию русского западнического либерализма. В отличие от эсеров и социал–демократов, это была партия, которая выступала за создание у нас правового государства и которая, в общем и целом, могла бы, оказавшись у власти, создать для Церкви условия более приемлемые, чем те, которые могли предложить ей социалисты. Церковь, с их точки зрения, должна быть отделена от государства, но это необходимо осуществлять цивилизованно, как это, скажем, имеет место в Америке. Гонения на Церковь они вряд ли стали бы воздвигать. Тем более, что на первоначальном этапе в эту партию влилось очень много возмущенных крайностями монархического режима представителей весьма умеренной либеральной интеллигенции, обращенных к Церкви. Через эту партию, например, прошли все известные русские религиозные философы, за исключением Бердяева, который вообще ни в какие партии не вступал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=794...

Гал.2:18 .  Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. «Аще бо яже разорих, сия паки созидаю, преступника себе представляю». Апостол сказал это не о себе только, но и о всех апостолах, потому что и ими признано за благо, чтобы уверовавшие из язычников не хранили закона. Но явно, говорит Апостол, нарушаем признанное нами за благо, разоряя, что сами наздали. Наздали же мы язычников не на основании закона, но на основании Христовом. Весьма премудро опроверг обвинение. Ибо, когда другие нехранение закона называли преступлением, он преступлением назвал хранение закона. Потом показывает сие в большей ясности. Гал.2:19 .  Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. «Аз бо законом закону умрох, да Богови жив буду». Убежденный самим законом, говорит Апостол, соделал я себя, мертвым для закона, потому что закон предуказывал мне Христа; убежденный законом, пришел я ко Христу, и для закона я мертв, потому что не им уже управляюсь в жизни, но последую постановлениям Христовым. «Христови сраспяхся». Ибо Ему спогребся я крещением Гал.2:20 .  И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. «Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос». Отложил я прежнюю жизнь, перешел в жизнь иную, живу Тому, Кто облек меня жизнию. «А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне». И в этой смертной жизни преднаписую жизнь бессмертную и усматриваю оную верою. Для того приял за меня смерть Владыка Христос, чтобы мне уготовать бессмертную жизнь. Гал.2:21 .  Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. «Не отметаю благодати Божия». Ибо жительствующий по закону бесчестит благодать, как недостаточную для спасения. «Аще бо законом правда, убо Христос туне умре». Ибо излишня Владычняя смерть, если закона достаточно к приобретению оправдания. Так пересказав им беседу свою с треблаженным Петром, обращается уже к ним и выражает сильное негодование.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Потом продолжает Апостол в ст. 20. сице: Зан от дел закона не оправдится всяка плоть пред ним; законом бо познание греха: т. е. закон ничего иного в нас не получил, как токмо, чтобы познавали себя быти грешными. А что точно таким, а не иным образом сии слова, разумети надобно, явствует из вышеположенных слов, где Апостол всех людей грешными нарицает, и потом в ст. 21. глаголет: Ныне же кроме закона правда Божия явися. Здесь слово: кроме закона, тоже значит, что отынуда, а не от закона. Ибо сие: кроме закона, противополагается, оному вышеположенному слову: законом; т. е. правда, которая законом [от закона] быти долженствовала, законом не последовала, вси бо согрешиша: и потому законом токмо познание греха содеяся, правда, же отынуда, а не от закона, прииде. С сим нашим толкованием весьма согласует следующий, т. е. 22. стих: Правда же Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих. Где сии Павловы слова поистинне тоже самое гласят, что и мы подтверждаем, и что противники наши отрицают. 8) Там же, т. е. в 3. гл. Посл. к Римл. следующие Апостола Павла слова суть особеннейшим истинны сея доказательством, ибо он тоже самое в ст. 23. 24 и 25. подтверждая, толкует яснейшими словами: Вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию его, избавлением, еже о Христе Иисусе, егоже предположи Бог очищение верою в крови его, в явление правды своея, за отмщение прежде бывших грехов. И так, куда бы ни обратилися враги благодати Божией, всегда долженствуют ответствовати нам тако, дабы с словами их могло купно стояти оное: туне, благодатию, избавление кровию Иисус Христовою, очищение верою. Но сие место должны мы памятовати и к подтверждению оного нашего учения, что мы в рассуждении себя самих, оправдаемся туне, а в рассуждении Христа не туне, но праведною ценою, т. е. вседражайшею Кровию его; ибо и то и другое здесь содержится. 9) В той же 3. главе в ст. 27 Святый Апостол Павел глаголет: Где убо похвала? отгнася: которым законом? дел ли? ни, но законом веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Нормы ст.ст. 37 и 38 (ст.ст. 15,16 ОГЗ 1832 г.) не препятствовали добровольному отречению от права на наследование Престола лица, которое таким правом обладало, но запрещало его, если это отречение препятствовало дальнейшему его наследованию. При этом, отказ от Престола воцарившимся Императором законом предусмотрен не был. Несмотря на это, в доказательство того, что Николай II добровольно отрекся от Престола ссылаются на несколько аргументов. Во-первых, делается ссылка на письменный документ, который имел форму телеграммы в адрес начальника штаба армии. Подпись на этой телеграмме, похожая на подпись Императора, экспертиза которой никогда не проводилась, была выполнена от имени Николая II неустановленным лицом. Текст этой телеграммы на следующий день был опубликован в различных газетах с разными заголовками, что указывало на отсутствие манифеста, порядок опубликования которого и его форма были установлены законом. Во-вторых, в доказательство права Императора на отречение от Престола указывается на его исключительный правовой статус. Император ни при каких обстоятельствах не имел права изменять закон о престолонаследии, в чем дважды присягал в силу требований ст. 39 ОГЗ 1906 г. при короновании и в силу Прил. III к ОГЗ 1906 г. - форма присяги для наследника Престола. Кроме того, его исключительный государственно-канонический правовой статус был связан как с неизменяемым законом о престолонаследии, так и с церковными установлениями, которые не могут не приниматься во внимание при решении вопроса о праве на отказ от Престола. Принадлежавшая Императору царская власть есть власть не только светская, но и духовная. Вступивший на Престол монарх, в силу Акта 1797 г., а также ст. ст. 4, 5, 39, 53, 57, 58, 63, 64 ОГЗ 1906 г. приобретал наследственные царские церковно-государственные права и преимущества. Согласно ст. 58 ОГЗ 1906 г., содержавшей законодательно принятую норму, Император при короновании был обязан произнести особую молитву. В ней Он обращался к «Царю Царствующих в установленной для сего молитве» как Царь и Судья Царству Всероссийскому (СЗ РИ (1912). Т. I. Ст. 58. Прим. 2.). По сути, Он просил в установленной законом норме и порядке получения особых даров по управлению государством, которое рассматривалось законом как «великое служение». Отказ от этих даров после их получения, являлся нарушением закона, который предписывал их наличие в качестве необходимого условия для управления государством «к пользе врученных ему людей». Принимая во внимание, что Император являлся также наследственным Главой Церкви, то отказ от врученного Ему Богом самодержавного Престола, был бы отказом от «великого служения» Богу, что, согласно православному вероучению, которое по закону Император был обязан охранять, (СЗ РИ (1912). Т. I. Ст. 64) являлось тягчайшим грехом, а потому законом, основанным на церковном учении о царской власти, предусмотрен не был.

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/17/...

Показанное в сериале не имеет ничего общего с реальной историей гонений на Церковь в нашей стране в 1920-е гг., когда чекисты отправляли священников на расстрел или в лагерь за любую гораздо более мягкую проповедь против советской власти и коммунистических масонских символов вроде пятиконечной звезды, да и просто «по разнарядке». Бандитов среди реальных священников не было. Действие четвертой серии проходит на фоне православных икон, Распятия, крестов, которые по воле сценариста Гелия Рябова сознательно оскверняются в фильме кровью и насилием. Публичного покаяния от Гелия Рябова за эти распространённые на всю страну сцены мы до его смерти в 2015 г. не услышали. В сценах сериала «Конь белый» (1993), снятого уже после падения в 1991 г. богоборческой власти, после извлечения в Поросенковом Логе в том же 1991 г. екатеринбургских останков, глумление над Распятием и отождествление православных с бандитами и убийцами продолжается. В сцене, где дегенерат-насильник, только что взорвавший баржу с заключенными революционерами и перед глазами зрителей изнасиловавший девушку (все показано с натуралистичными подробностями), голый, расстреливает из пулемета плывущих с горящей баржи заключенных, — у него на шее болтается, прямо в глаза зрителям, крупный крест с распятием. В сериале много откровенной лжи и в отношении Царской Семьи, и в отношении гражданской войны. В частности, утверждается, что белый террор происходил на том же уровне, что и красный. Хотя общеизвестно, что красный террор, массовое взятие и убийство заложников были установлены декретом большевицкого ВЦИК в сентябре 1918 г. Командующие же белыми войсками, наоборот, наказывали виновных в расстрелах без суда и следствия в расположении белых войск. В этом сериале Гелий Рябов касается и расследования убийства Царской Семьи. В действительности расследование убийства Царской Семьи после занятия Екатеринбурга 25 июля 1918 г., по свежим следам, было организовано белыми военными властями: генералом Гришиным-Алмазовым и полковником Шериховским, и проводилось оно группой белых офицеров 10]. Сценаристом же Гелием Рябовым дело изображается так, будто расследование и сбор вещдоков ведет один следователь А. Наметкин, а белый генерал прямо заявляет, что его убийство Царской Семьи не волнует.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/07/...

Вы раскололи народ на два враждующих лагеря и ввергли в братоубийственную войну с небывалой жестокостью... Сотнями арестовываете беззащитных людей, затем заставляете их месяцами томиться в тюрьмах, и в конце концов часто убиваете их, без всякого следствия». Призывы Патриарха остались неуслышанными. Произвол и насилие в отношении Церкви и верующих не ограничились единичными случаями «религиозного энтузиазма» и перегибами местных партийных органов, которые «нарушали ленинские принципы». Террор также нельзя было оправдать последствиями Гражданской войны, как это вновь попыталась представить советская пропаганда, даже в последнее время. (См., например: Коммунист. 1988. 4. С. 115123.) Для этого в основе террора было заложено слишком много систематичности и планирования: он охватывал все части страны, в которых коммунисты смогли учредить свою власть... Невозможно представить весь размер гонений. Лишь отдельные примеры могут пояснить, какое мученичество должна была претерпеть Русская Церковь в нашем столетии. В Воронеже вместе с архиепископом Тихоном (Никаноровым) были казнены 160 священников, которые остались со своей паствой. В Харькове были убиты 70 священников, в Перми 42, в Тобольске 100». 974 «Существование РПЦЗ было для власти в Советском Союзе тяжким грузом, – отмечает исследователь, – так как зарубежные епископы посредством своих обращений к западным правительствам все вновь и вновь указывали на террор и преследования Церкви в Советском Союзе и этим уличали советскую пропаганду и ее декреты во лжи. Поэтому всегда осуществлялось сильное давление на Патриаршее Управление, с целью привести этот голос к молчанию путем церковной дисциплины». 975 Глава 16 называется «Декларация о лояльности митрополита Сергия», в ней рассматриваются и предшествующие документы, подписанные митрополитом и посвященные взаимоотношениям с Зарубежной Церковью. Автор делает вывод: «Данная Декларация до сегодняшнего дня воспринимается как повсеместная капитуляция церковного руководства перед режимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010