Епископы З. стремились выйти из юрисдикции Калочайской митрополии: напр., еп. Степан II Бабонич (1225-1247) безуспешно выступал за вхождение епископии в состав Сплитского архиеп-ства (при этом З. должен был стать центром объединенного диоцеза). Нек-рые епископы принимали активное участие в политике: еп. Шимун Эрдёди (1519-1543), надеясь получить должность канцлера, поддержал трансильванского кн. Яноша I Запойяи в борьбе за титул венг. короля, но победивший Фердинанд I Габсбург назначил на должность канцлера и главы Загребской кафедры Николу II Олаха (1543-1548). Загребский еп. Павел II Григорианец (1550-1557) был участником Тридентского Собора и осуществил в еп-стве З. ряд контрреформационных преобразований. Еп. Юрай I Драшкович (1564-1578), ставший в 1567 г. хорват. баном, открыл семинарию, обучение в к-рой было поставлено согласно предписаниям Тридентского Собора. В 1585 г. еп. Юрай первым из хорватов был возведен в сан кардинала. В 1602 г. синод, созванный еп. Николаем III Зелницем Степаничем (1598-1602), признал католицизм единственной религией в Хорватии (это решение подтвердил хорват. Собор в 1604) и пригласил иезуитов . В 1606 г. в З. была открыта иезуитская гимназия, а при еп. Петре II Домитровиче (1611-1628) началось возведение ц. св. Екатерины по образцу иезуитской ц. Иль Джезу в Риме. Еп. Александр I Игнаций Микулич (1688-1694) вновь попытался выйти из юрисдикции Калочайской митрополии и объединиться с архиеп-ством Сплит, но этому помешала Венеция, к-рая владела Далмацией и опасалась утраты своего влияния в Хорватии. В кон. XVII - нач. XVIII в. в результате австро-тур. войн в состав Загребского еп-ства вошли новые земли: часть Славонии и Хорватии до рек Уна, Сава, Корана, Глина (1699) и часть Срема (1718). В тот же период на территории еп-ства значительно увеличилось число правосл. сербов, к-рые оказались на австр. земле во время великого переселения сербов 1690 г. во главе с патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) . Католические церковные власти провоцировали конфликты между хорватами и сербами, но, несмотря на это, сербам удалось учредить на территории диоцеза неск. правосл. епархий (см. ст. Загребско-Люблянская и всей Италии епархия ).

http://pravenc.ru/text/182461.html

глаголических рукописях с кон. XIV в.; предлагались варианты от IX до XIV вв. (обзор мнений: Tkadl ik. (II) 1977. S. 85-86, 121-122). В наст. время (на основании анализа литургических указаний ранних хорват. Месяцесловов и сопоставления лексики памятника с глаголической частью (1395) Реймсского Евангелия) можно считать установленным, что служба первоначально была написана не ранее 1347 г. (вероятно, в 1360-1370) в населенном хорват. бенедиктинцами-«глаголашами» Эмаусском мон-ре «на Славянах» (Прага), основанном имп. и чеш. кор. Карлом IV Люксембургом для возрождения слав. богослужения в Чехии (Там же. С. 87-95, 102-120). Ее создание являлось частью программы офиц. оформления собора наиболее чтимых святых (преимущественно слав.) - покровителей Чешского королевства. В Хорватии во 2-й пол. XIV - сер. XVI в. первоначальная служба, написанная в Чехии, получила широкое распространение и даже были созданы новые ее редакции. Служба издавалась в 1493 и 1561 гг. в составе глаголического Бревиария (Там же. С. 86-87). (I) Ист. [кроме стандартных изд. богослужебных книг]: Правила молебная святых сербских просветителей [Рымник], 1761. [Венеция] (на тит.: М.), 17652; Белград, 1861; Ягич. Служебные Минеи; Сырку П. А. Евфимия патриарха Терновского служба прп. царице Феофане: По ркп. XIV в. Хиландарского мон-ря. СПб., 1900; Kalu niacki E. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393). W., 1901. S. LXXXVIII-XCVIII, 255-277; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 290-305, 314-315, 322-327, 345-368, 383-394, 424-431; Лавров П. А. Мат-лы по истории возникновения древнейшей слав. письменности. Л., 1930. С. 122-147. (Тр. Слав. комис.; Вып. 1); Ангелов Б. С. Из старата българска, руска и сръбска лит-ра. София, 1967. Кн. 2. С. 4-23, 36-43, 67-74; 1978. Кн. 3. С. 17-37, 131-155; он же. Климент Охридски - автор на общи служби//Константин-Кирил Философ: Юбил. сб. по случай 1100-годишнината от смъртта му. София, 1969. С. 237-260; Мошин В. Служба и жumuje св.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Интерьер практически лишен декора. Храм св. Иоанна Предтечи (Крестителя; хорват. Кршеван) бенедиктинского муж. мон-ря был освящен в 1175 г. Это типичная 3-нефная 3-апсидная ломбардская романская базилика. Фасады оформлены глухими аркатурами и лезенами, центральная апсида имеет аркаду на колонках. В главной апсиде храма находились мозаики (Деисус и 12 апостолов), созданные ок. 1175 г. и уничтоженные в кон. XVIII в. В сев. апсиде видны фрагменты настенной росписи (неск. фигур) того же времени. Там же сохранились фрески, созданные вскоре после 1202 г.; по стилю они близки к бенедиктинскому искусству Юж. Италии. Фрески того же времени на стене сев. нефа сочетают подражание позднекомниновскому стилю с доминированием чистых цветов и контурного рисунка, близким к венецианскому искусству ок. 1200 г. ( Джурич. С. 65). В юж. апсиде уцелели фрагменты готических фресок XV в. Колокольня, начатая в 1485-1546 гг., не была достроена. Жен. бенедиктинский мон-рь был основан в 1066 г. Чикой, представительницей хорват. семейства Мадия, к-рая на месте старой церкви возвела 3-нефную романскую базилику (освящена в 1091 во имя Пресв. Богородицы). В 1507 г. храм был удлинен на 2 травеи и получил новый зап. фасад в стиле венецианского Ренессанса (Никола Шпанин, мастер с Корчулы); тогда же был перестроен юж. фасад, а над боковыми нефами сделаны галереи. В 1742-1744 гг. вместо апсид был построен прямоугольный в плане алтарь с куполом. Храм был почти полностью разрушен в 1943-1944 гг. и восстановлен в 70-х гг. XX в. Дом капитула и колокольня мон-ря были построены в 1105-1111 гг., при аббатисе Векенеге, дочери Чики, на средства венг. кор. Коломана. Здание капитула перекрыто полуцилиндрическим сводом и оформлено аркатурой; к нему пристроена гробница Векенеги. Колокольня, построенная в равеннском изводе ломбардско-романского стиля, является самой старой в Далмации. На ее нижнем этаже устроен уникальный зал с готическим нервюрным сводом, опирающимся на 4 колонны; на потолке и стенах сохранились раннероманские фрески кон. XII в. В З. сохранился еще целый ряд средневек. храмов. Раскопки 1883 и 1966 гг. открыли остатки 6-лепестковой дороманской ц. св. Урсулы (разрушена в XVI в.). В апсиде однонефного храма св. Андрея (апсида и юж. стена - V в., остальное - XVII в.) сохранились фрагменты визант. по характеру фресок с изображениями апостолов (кон. XII в.). В пристроенном к нему с востока 2-нефном храме св. Петра сохранились визант. (ок. 1202) и романские (XIII в.) фрески.

http://pravenc.ru/text/182465.html

д. Е. призывал правосл. население страны к повиновению правительству НХГ, к-рое в союзе с Германией вело войну против СССР. В сент. 1943 г. Е. высказался против состоявшегося в Москве избрания митр. Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси. С июня 1942 по 1944 г. Е. открыл и освятил неск. десятков храмов, сумел добиться выплаты пособий вдовам и сиротам убитых правосл. священников. Произошло нек-рое смягчение гонения на Православие в Хорватии со стороны офиц. властей НГХ, однако жестокие репрессии против сербов со стороны неофиц. хорват. формирований продолжались. Численность ХПЦ весь период существования (до мая 1945) оставалась небольшой - 75 священнослужителей и 74 прихода. Серб. духовенство и миряне на территории НГХ в основном отвергли создание новой неканонической Церкви. В нояб. 1942 г. на состоявшемся в Српска-Ясенице (ныне Ясеница, Босния и Герцеговина) собрании правосл. священнослужители заявили о верности СПЦ, посчитав назначение Е. главой НГХ «соблазном и унижением для Православия». Е. также не поддержало большинство рус. правосл. общин в НГХ. В юрисдикцию Е. перешел только рус. приход в Загребе. В кон. 1943 г. возник конфликт вокруг приходов РПЦЗ в Сараеве, Земуне и Цриквенице, от к-рых Е. требовал поминания на богослужении своего имени, а также имени Павелича, угрожая в противном случае полицейскими акциями. 14 дек. Синод РПЦЗ признал допустимым поминовение главы правительства Хорватского государства, поминовение же Е. было признано невозможным. В мае 1944 г. Е. обратился к командованию сформированного немцами и расквартированного в Хорватии русского казачьего корпуса с призывом подчинить воинских священников его юрисдикции. Однако после обращения митр. Анастасия к нем. властям притязания Е. были отклонены. 11 апр. 1945 г. в Спасо-Преображенской ц. Загреба состоялось последнее архиерейское богослужение Е. в присутствии представителей хорват. правительства, руководства усташей и герм. посольства. По некоторым сведениям, перед отъездом из Загреба Павелич предлагал Е.

http://pravenc.ru/text/190199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН [серб. Jobah] (Бранкович; 1462 - 10.12.1502), св. (пам. 10 дек.), серб. деспот на службе венг. короля, сын деспота св. Стефана Слепого и прп. Ангелины (см. ст. Бранковичи ). Род. на территории совр. Албании, детство провел на северо-востоке Италии в замке близ г. Удине. После смерти отца (1476) семья И. переехала в замок Вайтерсфельд в Каринтии, а в 1486 г.- во владения в Среме, полученные его старшим братом Георгием (см. Максим (Бранкович) , св., митр. Белградский и Сремский) после смерти их двоюродного брата Вука Огненный Змей. Ок. 1493 г. разделил с братом титул деспота, а после того как последний ок. 1498 г. постригся в монашество, И. стал единоличным деспотом. В начале венгерско-турецкой войны 1501-1503 гг. вторгся в Боснию и близ Зворника нанес туркам поражение. Вместе с матерью и братом был ктитором мон-рей Привина-Глава, Шишатовац, Фенек, а также Хиландар, св. Павла и св. Пантелеимона на Афоне, основал, согласно легенде, монастыри Дивша и Язак. . Был женат на дочери серб. воеводы Стефана Якшича Елене († после 1529), родной сестре матери Елены Глинской, 2-й жены вел. кн. Московского и всея Руси Василия III Иоанновича . Наследников муж. пола не оставил, имел 5 дочерей, к-рые вышли замуж за валашских и молдав. правителей, а также за представителей знатных хорват., западно- и южнорус. родов: Деспину Милицу († 1554; жена валашского воеводы Нягое Басараба , после смерти мужа приняла монашество с именем Платонида), Марию († 1540; жена хорват. гр. Фердинанда Франкопана), Елену († ок. 1552; жена господаря Молдавии Петру Рареша ), Анну († 1578; 1-й муж - Федор Сангушко, маршалок Волыни, 2-й - кн. Николай Збаражский), Марию Магдалину († после 1571; 1-й муж - кн. Иван Вишневецкий, староста Пропойска (ныне Славгород, Белоруссия) и Чечерска; 2-й - кн. Александр Чарторыйский, воевода Волыни). На ранней стадии подготовки брака вел. кн. Василия III московским княжеским домом обсуждался, в частности в переписке с кор. польской и вел. кнг. Литовской Еленой Иоанновной, вопрос о кандидатуре в его жены одной из старших дочерей И., однако из-за их малолетства этот вариант был отвергнут. Почитание

http://pravenc.ru/text/468971.html

Новый период унии начался после ареста по обвинению в заговоре еп. Марчанского Гавриила (Миякича) и утверждения (28 февр. 1671) епископом Марчанским униата Павла (Зорчича). После посвящения во епископа в Риме в 1672 г. он приехал в М., но братия отказалась его признать, несколько монахов были арестованы. Униаты поселились в обители и находились под охраной военных. Попытка сербов их выгнать закончилась арестом и продажей на Мальте в рабство 6 марчанских монахов. Три монаха смогли забрать монастырские ценности и уйти на османские земли. В 1732 г. в М. жили униатские епископ и 3 монаха. В 1735 г., когда сербы добились от властей разрешения вновь иметь своего православного епископа, ок. 600 серб. солдат собрались в г. Чазма и потребовали ухода из М. униат. еп. Сильвестра (Ивановича). Хотя власти отказались возвращать обитель сербам, еп. Сильвестр покинул ее, а 6 из 8 монахов-униатов согласились перейти под окормление правосл. еп. Лепавинско-Северинского Симеона (Филиповича). Но это не привело к возвращению мон-ря сербам. В конце года сербы окружили обитель, произошло столкновение с военными. После расследования этих событий 8 февр. 1737 г. власти передали М. под управление еп. Симеону. Но 3 дек. 1738 г. по просьбам местных католиков император вновь вернул М. униатам. Разочарованная этим решением братия на Видовдан, 17(28) июня 1739 г., подожгла монастырские здания. После этого по требованию Загребского католич. епископа еп. Симеон был арестован. Однако обитель осталась у сербов, и усилиями игум. Мефодия началось ее восстановление. В 1741 г. по инициативе хорват. дворянства был принят закон, по которому М. должен быть передан униатам, еп. Симеон был оставлен в тюрьме (где в 1743 он умер). Австр. имп. Мария Терезия не решалась отнять обитель у сербов, т. к. многие из них служили в армии. Поэтому она призвала Синод Карловацкой митрополии отказаться от М., но получила отказ. В 1751 г. хорват. дворянство вновь попросило власти запретить деятельность Правосл. Церкви в крае. На требование императрицы отречься от М. митр. Карловацкий Павел (Ненадович) ответил, что сможет это сделать только при согласии серб. народа.

http://pravenc.ru/text/2562530.html

перешли отсюда в Карасубазар. На переселение христиан из Крыма Русское правительство отпустило 230000 р. В 1779 г., 14 марта, императрица Екатерина II пожаловала м. Игнатию грамоту и назначила ему на содержание по 3000 руб. в год. Он жил в Мариуполе, был в ведении Св. Синода, продолжал носить титул митрополита готфийского и кефайского до самой кончины и занимал в ряду русских иерархов место после архиеп. словенского и херсонского, управляя греческими христианами, как переселившимися из Крыма в Россию, так и оставшимися в Крыму, для которых богослужение совершали полковые русские священники, а с 1801 г. прибывший из Анатолии священник Константин Спиранди: он служил то в бахчисарайской Успенской церкви, то в мангушской, до назначения священников из России. Митрополит Игнатий скончался в Мариуполе 16 февраля 1786 г. и погребен в соборе в сидячем положении. 453 Такая частая перемена в названиях епархии зависела от перемены названий новороссийского края, к которому она принадлежала. До 1751 г. весь край юго-восточной России (т.е. нынешние губернии – херсонская и екатеринославская, и частью полтавская и харьковская) был почти необитаем. В 1751 г., 13 июля, серб Иван Самойлович Хорват († 1780 г.), полковник австрийской службы, принят был, согласно его прошенью, в подданство России, и прибывшие с ним сербы, болгары, молдоване и валахи поселились в нынешней херсонской и частью екатеринославской губернии, и построили Елисаветград (ныне заштатный город херсонской губернии). Занятое ими пространство земли названо было Новою Сербией, которой правителем был Хорват, впоследствии генерал-лейтенант, а духовенство края зависело сперва от киевского митрополита, а с 1756 г. – от переяславского епископа. 454 В 1764 г., 22 марта, все новосербское поселение названо было Екатерининскою губернией, но императрица Екатерина дала ей название Новороссийской губернии. Губерния эта заключала в себе нынешние губернии: екатеринославскую, херсонскую и полтавскую. В 1775 г., 14 февраля, отделилась от нее азовская губерния, открытая 18 декабря 1708 г., а в 1712 г. упраздненная и в 1775 г. восстановленная, и в том же (1775) году, 9 сентября, из новороссийской и азовской губерний образовалась словенская и херсонская епархия. В 1783 г., 30 марта, из новороссийской и азовской губерний составилось екатеринославское наместничество, разделенное на 15 уездов, и 28 ноября словенская епархия переименована в екатеринославскую. В 1795 г., 10 мая, из части екатеринославского наместничества образовалась вознесенская губерния. По смерти императрицы Екатерины, екатеринославское наместничество переименовано, 12 декабря 1796 г., в новороссийскую губернию, а вознесенская губерния с таврическою областью упразднена. В 1802 г., 8 октября, новороссийская губерния разделена на три: николаевскую, екатеринославскую и таврическую. В 1803 г., 15 мая, николаевская губерния переименована в херсонскую, и губернским городом, вместо Николаева, назначен Херсон. 455 Иерархи

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

[хорват. Kriani] Юрий (в монашестве Августин; ок. 1618, Обрх, близ г. Бихща (ныне Бихач, Босния и Герцеговина) - 12(22). 09.1683, близ Вены), хорват. католич. священник-миссионер, философ, историк, филолог, писатель; родоначальник теории панславизма. Учился в католич. семинарии в Загребе, в Хорватской коллегии в Граце, в Болонье и с 1640 г. в папской Греческой коллегии свт. Афанасия в Риме. В 1641 г. рукоположен в каноника. В том же году подал в рим. Конгрегацию по распространению веры записку, в которой высоко оценил возможность воссоединения Русской Православной и Римско-католической Церквей и просил направить его миссионером в Россию для подготовки заключения унии. Хотя просьбу К. не удовлетворили, изложенные в записке предложения фактически стали программой всей его жизни. В 1643-1646 гг. служил на разных приходах в Хорватии. В 1647 г. прибыл в Смоленск в свите униат. еп. Петра Парчевского, в окт.-дек. посетил Москву как переводчик в составе посольства Речи Посполитой к царю Алексею Михайловичу. В 1650-1651 гг. как священник входил в состав посольства Свящ. Римской империи в Стамбул к тур. султану. Вернулся в Рим, где работал при папской Хорватской коллегии блж. Иеронима Стридонского и составил «Всеобщую библиотеку схизматиков» (Bibliotheca Schismaticorum universa. R., 1656), в к-рую включил свои переводы на латынь с греч. и слав. языков антикатолич. сочинений (в т. ч. фрагментов «Кирилловой книги» ), а также опровержения на них, предназначенные для объяснения правосл. славянам их заблуждений относительно учения католической Церкви. Римская курия высоко оценила «Всеобщую библиотеку...», но вновь не поддержала желание К. поехать в Россию. В 1658 г. через московского посланника в Вене он подал прошение о поступлении на царскую службу. Узнав о поражении русских войск в Конотопской битве (1659), призвал запорожских казаков не нарушать присягу рус. царю. Прибыв в Москву, 27 сент. 1659 г. отправил в Посольский приказ свою программу по просвещению России и просил его взять на службу «историком и летописцем». Был зачислен в Посольский приказ и получил заказ составить грамматику старослав. языка (Объяснение выводно о письме словенском, 1661) и латинско-рус. словарь. По неизвестным причинам (по замечанию самого К., за «глупое слово» - возможно, из-за пропаганды унии или сочувствия опальному патриарху Московскому Никону) 20 янв. 1661 г. был сослан в Тобольск с получением жалованья. В ссылке написал самые значимые сочинения. После смерти царя Алексея Михайловича царь Феодор Алексеевич в 1677 г. разрешил К. уехать в Вильно. В 1678 г. К. принес монашеские обеты в ордене доминиканцев. Узнав, что буллой папы Александра VII (1660) членам Конгрегации по распространению веры запрещено вступать в монашеские ордены, в 1682 г. пытался выйти из ордена. Направился в Рим, чтобы отчитаться о поездке в Россию, но по дороге, в Вене, в должности капеллана присоединился к войску польск. кор. Яна Собеского и погиб в бою против османов.

http://pravenc.ru/text/2459065.html

как члена возглавляемого им Синода. 6 июня 1942 г. Архиерейский Синод РПЦЗ постановил исключить Е. из своего состава и из состава духовенства РПЦЗ, запретить в священнослужении и при первой возможности (при наличии полагающегося состава епископов) предать церковному суду. В тот же день митр. Анастасий объявил о решении Архиерейского Синода в рус. Свято-Троицкой ц. Белграда и письменно известил о нем Заместителя Сербского Патриарха митр. Иосифа. Опубликовать решение Архиерейского Синода или объявить о нем где-либо, кроме рус. церквей, немецкие власти не разрешили. 4 авг. 1942 г. Синод СПЦ постановил рассматривать определение Архиерейского Синода РПЦЗ относительно Е. как собственное. Служивший в Берлине архим. Иоанн (Шаховской , впоследствии архиепископ Сан-Францисский) охарактеризовал поступок Е. как «удар для православной Церкви Сербии, сильно пострадавшей во время войны. И это после того, как Сербская Церковь великодушно приняла под свое покровительство епископов Карловацкого синода». Е. предпринял безуспешные попытки добиться признания ХПЦ Поместными Православными Церквами. Обращения в К-польский Патриархат, Болгарскую и Элладскую Церкви остались без ответа (хотя в хорват. прессе сообщалось, что Синод Болгарской Православной Церкви якобы приветствовал основание ХПЦ). 27 июля 1942 г. Е. предложил служившему в Стамбуле настоятелем прихода при рус. подворье Афонского скита прор. Илии архим. Серафиму (Палайде) должность епископа ХПЦ. В случае принятия этого предложения Е. просил архим. Серафима получить разрешение на поездку в Хорватию и хиротонию у К-польского Патриарха. Однако о. Серафим ответил отказом. 14 нояб. 1942 г. Е. обратился с письмом к Румынскому Патриарху Никодиму (Мунтяну) , выразив надежду «на моральную поддержку, братское отношение, родственную любовь и одобрение». В ответ 23 апр. 1943 г. Патриарх Никодим сообщил, ссылаясь на позицию К-польского Патриархата, что Румынская Православная Церковь не будет официально признавать ХПЦ, однако готова оказать моральную помощь и принять для обучения в высших духовных школах Румынии хорват.

http://pravenc.ru/text/190199.html

Если проповедать Слово Божие благовременно и безвременно есть непременная обязанность Пастырей; то внимание их Поучениям есть непременная обязанность пасомых. Поучения необходимы для наставления в вере, которая насаждается от слуха ( Рим.10:14,17 ), для побуждения к добрым делам ( 1Тим.3:1 ; 2Тим.3:16–17 ) и для прославления событий, воспоминаемых Церковью. Поучения необходимы и важны вообще для всех верующих ученых и простых. Ученым необходимы для очищения, возвышения и освящения их ума и сердца. Ибо в Проповеди возвещается Слово Божие; предлагается наставление для совести, которая при многих естественных знаниях может блуждать во мраке; не иметь тонкого чувства, указываемого Откровением, к различению добра и зла. Так Ап. Павел обличает и поучает мудрых века сего: Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать ( 1Кор.8:2 ), твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла ( Евр.5:14 ). На простых же Христиан Проповедь благотворно действует, впечатлевая в их души семена правой веры и Богоугодной жизни. Если они и не все понимают; но они чувствуют, что слышимая ими Проповедь есть учение Божественное и спасительное, умиляются и часто слезами и вздохами свидетельствуют о благотворном действии Слова Божия на сердца их. 97 Как-то: Акакий Архиепископ Константинопольский V века, в письме ad Petium Fullonem de Trisagio. Св. Дамаскин, о Православн. Вере. кн. 3, гл. 10. Зонарь in comment, in canones 88. conciliorum. Codinus, de origine Constantinopol. Вальсамон, в примеч. на 81-е прав. Трул. Собора, и другие. 98 Evagr. lib. 3, cap 44. Дамаскин о Православн.вере кн. 3, гл. 10. Нечестивое прибавление первоначально сделано было в 474 году Петром Гнафеем Евтихианином и Теопасхитом, Епископом Аниохийским. Император Анастасий хотел было ввести это прибавление в Константинопольской Церкви; но народ восстал против сего и защитил древнее Православное пение. Evgar. lib. 3, cap. 16. 30, 44. Baronius sub anno 474.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010