Иерусалимская Церковь , мать христианских Церквей, сим самым принимает нашу Церковь в число своих дщерей так далее. Икона Воскресения положена была на аналой, и пред нею соборне отслужен молебен, на котором возносимо было и имя блаженнейшего Герасима, Патриарха Иерусалимского; после все приложились к иконе. Был христианин из Иокосака, Цитагоори, Илья Кувабара; просил отдельного катехизатора туда – для Иокосака, Ябу, Янава; обещал, если христиане коллективно попросят с засвидетельствованием, что пребывание его там не останется бесплодным для расширения Церкви. Всенощную пели очень дурно, ибо Львовский был на всенощной в Посольстве, а Обара болен. Разнили и тянули несносно. Год заключился принесенным сейчас чрез о. Сергия Глебова приглашением Посланника завтра на новогодний среди русских завтрак. Богослужение здесь, начинающееся часом раньше, чем в Посольстве, кончится так, что поспеть можно, если не очень задержат поздравители. 1896 год 1/13 января 1896. Понедельник. Литургию совершали соборне со мною пять японских священников; проповедь об умерщвлении плоти сказал диакон Андрей Метоки. После службы поздравили меня с Новым Годом священнослужащие и некоторые христиане, в том числе Сергий Сёодзи. Затем я поспешил в Посольство, чтобы поспеть к служению молебна, который мы и отслужили с о. Сергием и диаконом Димитрием Константиновичем Львовским при отличном пении посольского хора, состоящего из нескольких наших семинаристов и молодых чиновников Посольства. В Церкви, кроме членов Посольства, был полковник Хорват, железнодорожный строитель, проезжающий на Амур, полковник Вогак, военный наш агент, капитан «Корейца», ныне стоящего в Иокохаме, и несколько офицеров. Полковник Хорват, служивший доселе по железнодорожной части на Аму-Дарье, рассказывал, между прочим, что он пять персов-магометан, из своих рабочих, обратил в христианство, то есть при их желании сделаться христианами принял участие в них, чтобы они были достаточно научены и крещены, тогда как местный священник был весьма безучастен к этому делу. Миссионеров бы нужно в эти наши новые края… Говорил еще полковник Хорват, только что проехавший Америку, как страдало его патриотическое чувство там: везде о России отзываются как о деспотической и полуварварской стране, при расположении даже к России; сами же американцы поражают крайнею своею эгоистичностью и материальностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Иоанн Чешский. Икона. XX в. (частное собрание) [Пустынник; чеш. Ivan eský, ctihodný poustevník] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых). Достоверные биографические сведения об И. Ч. отсутствуют. Сведения, сообщаемые поздними Житиями, ненадежны (см. ниже), их историчность признается спорной (Bohemia Sancta. 1989. S. 52). Наиболее обстоятельная, но при этом сугубо гипотетическая реконструкция биографии И. Ч., базирующаяся во многом на излишне вольном толковании созвучных разноязычных имен и топонимов, принадлежит чеш. богослову и филологу Й. Вашице . До него общепринятой была версия хорват. происхождения И. Ч., основанная на том, что в наиболее распространенной легенде св. пустынник называет себя сыном хорват. кор. Гестимула. Принимая во внимание, что в IX в. в хорват. княжеских семьях имя Иоанн не встречается, Вашица предположил, что упомянутый в предании отец отшельника кор. Гестимул в действительности князь ободритов (бодричей) Гостомысл, к-рый (по сообщению «Фульдских анналов» и «Ксантенских анналов») погиб в 844 г. в битве с кор. Людовиком Немецким (см., напр.: Историки эпохи Каролингов. М., 1999. С. 146). После этой битвы пленные ободриты были отданы в мон-рь Корвей Новый в Вестфалии. Вашица полагал, что среди пленных мог быть и И. Ч., «Иван Корвейской», т. е. Иван из Корвейского мон-ря. Поэтому фразу слав. повести «Аз есмь Иванъ Корвацкой» он считал искаженной. В сохранившихся списках братии этой обители, относящихся к 856-877 гг., среди выходцев из ободритов упоминается и некий Unwanus (Unuvanus). Насельники Корвейского мон-ря являлись миссионерами в слав. среде. Вашица полагал, что И. Ч. попал в Чехию именно как миссионер. Однако эта версия противоречит преданию, согласно которому И. Ч. был строгим отшельником, избегавшим человеческого общения ( Мельников, Турилов. 2006. С. 118). Жития Древнейший из дошедших до наст. времени источников о жизни И. Ч.- «капитульная легенда», лат. текст, сохранившийся в 3 списках, старший из к-рых датируется 1465 г. Название памятник получил от б-ки Святовитского капитула в Праге (ныне Архив Пражского града), в к-рой он хранился. По всей видимости, текст был создан с полемическими целями в эпоху гуситских войн и направлен против чашников, выступавших за причащение под двумя видами. На это указывает заглавие памятника: «Sequitur historia beati Ivani, qui communicatus est a Paulo, cappelano beate Ludmille corpore Domini sub una specie, pro confirmatione fidelorum» (Следует история блаженного Ивана, который от Павла, капеллана блаженной Людмилы, принял Тело Господне под одним видом, к утверждению верных).

http://pravenc.ru/text/471553.html

В многочисленных работах, посвященных начальному этапу строительства Екатеринослава, принято упоминать, что основным фактором, затормозившим строительство города, и, особенно, собора, стала русско-турецкая война 1787-1791 гг., начавшаяся несколько месяцев спустя после торжественной закладки. Известный украинский историк Н.Д. Полонская-Василенко еще в 1929 г. приводила цитату из статьи 1853 г. «Историческая и статистическая записка о городе Екатеринославе», где утверждалось, что екатеринославский губернатор Хорват (сменил на посту В.В. Коховского в 1794 г.) отсылал Екатерине II «план величественнаго соборнаго храма, и оттуда не возвращен, чрез что прекратилась и самая постройка его, ограничившаяся тем, что успели выбутить только фундамент». Однако сама же исследовательница выразила сомнение по поводу достоверности этой информации: Коховский не нашел плана церкви Старова, и маловероятно, чтобы его нашел Хорват. Она задает вопрос: «поэтому не ясно, какой план «величественного храма» послал Хорват: Геруа или Старова? Окончательно осветить этот вопрос можно, только разыскав в архивах Петербурга или Москвы этот план». Через восемь десятилетий после этого утверждения данный вопрос так и не был разрешен. Чертежи «Екатеринославской соборной церкви» обнаружились в московском архиве, их автором признан Геруа, никаких следов чертежей Старова (кроме плана) нет. Мы вынуждены обратиться к самим генеральным планам Екатеринослава этих двух архитекторов, благо на них хорошо прорисован ансамбль центральной площади на холме. Видимо, И. Старов создал-таки свой проект собора, с некоторыми изменениями. Хотя исследователи долго сомневались и полемизировали по этому вопросу, ведь чертежи, позволяющие судить хотя бы о внешнем виде здания, не сохранились. На планах Старова и Геруа выражены несколько разные идеи расположения и параметров здания собора. На плане Геруа собор - центр площади - более массивен и соединяется с очень близко стоящими зданиями «Архиепископии с дикастериею» и семинарии. Мало того, собор и дворец генерал-губернатора не находятся на одной линии.

http://sobory.ru/article/?object=05280

Во время второй мировой войны Загребский архиеп. Алоизий Степинац (1937-1960) поддержал создание НГХ и стремление хорват. католич. епископов обратить в католичество правосл. сербов, проживавших на территории этого гос-ва. Когда начались репрессии, он выступил против насилия над сербами, но это не повлияло на положение. В 1946 г. архиеп. Алоизий за сотрудничество с оккупационными властями был приговорен к 5 годам тюрьмы. Через 2 года он был освобожден и возведен в сан кардинала - это вызвало временный разрыв отношений между Белградом и Ватиканом (восстановлены в 1966 усилиями Загребского архиеп. кард. Франьо Шепера ). В 1945-1948 гг. при проведении аграрной реформы в Югославии у Загребского католич. архиеп-ства было изъято более 70% земель. В 1991 г. Загребский католич. архиеп. Франьо Кухарич поддержал движение за независимость Хорватии от СФРЮ и в том же году создал католич. епископскую конференцию Хорватии. В 1992 г. в Загребском ун-те был открыт католич. теологический фак-т. 10-11 сент. 1994 г. в честь 900-летия основания архиеп-ства впервые состоялся визит в З. папы Римского Иоанна Павла II . 2-4 окт. 1998 г., несмотря на протесты СПЦ, папа вновь посетил З. и возглавил торжества по поводу беатификации кард. Алоизия Степинаца. В июле 2002 г. в Хорватии был принят закон о реституции, по к-рому гос-во постепенно возвращает Загребскому архиеп-ству национализированное имущество. В наст. время в состав Загребского архиеп-ства входят Джяковское, Сремское, Пожегское, Вараждинское и Крижевецкое еп-ства, кафедру возглавляет кард. Йосип Бозанич (с 1989). До сер. ХХ в. особенностью богослужения во мн. храмах и мон-рях Загребского архиеп-ства являлось использование т. н. глаголического обряда - лат. обряда на церковнослав. языке с использованием древней слав. азбуки глаголицы . Обряд был неотъемлемой частью хорват. национальной культуры, но из-за начавшихся после Ватиканского II Собора литургических реформ и перевода богослужения на совр. хорват. язык к наст. времени он почти полностью вышел из употребления.

http://pravenc.ru/text/182461.html

После присоединения новых округов территория Переяславско-Бориспольской епархии расширилась по правую сторону Днепра до среднего течения Буга с его притоком Ингулом и по бассейну днепровских притоков Бисуни, Ингульца, Каменки и Базавлука до нижнего течения Днепра, где образовалась Новая Сечь (1734 – 1775 гг.). 937 В административном отношении Переяславская епархия тогда делилась на девять округов (протопопий): Переяславский, Бориспольский, Золотоношский, Боришевский, Елизаветградский, Новомиргородский, Крыловский и Камянский. 938 Нельзя сказать, чтобы власть переяславских епископов сразу упрочилась в новых местах. Как раньше, так и теперь Нижнее Приднепровье и Придонье с новыми насельниками являлись притоном самозваных иерархов или просто проходимцев. Преемнику епископа Иоанна († 17 мар. 1757 г.) Гервасию Линцевскому (1757 – 1768 г.) пришлось столкнуться с начальником Новосербии генералом лейтенантом Хорватом, отстаивая свои права епархиального архиерея. Хорват мыслил себя полноправным хозяином во всех делах Новосербии, даже по устройству церквей и управлению духовенством. Он не хотел подчиняться местному переяславскому епископу, в лице авторитетного Гервасия Линцевского, бывшего до того 9 лет архимандритом при Пекинской миссии. Хорват, во что бы то ни стало хотел устроить в Новосербии особое духовное управление из лиц своей нации, начав действовать через Сенат, в обход Синода. Сначала он принял к себе архимандрита Софрония из Сербии, но тот, поступив в русское подданство, вполне подчинился переяславскому епископу на основании определения Св. Синода. Это не понравилось Хорвату. Архимандрит Софроний был вынужден удалиться, на самого епископа Гервасия послана жалоба в Сенат, будто бы, он оскорбительно отзывался о Хорвате. На место Софрония Хорват выписал из Далмации епископа Симеона Кончаревича, с намерением ходатайствовать о назначении его епископом в Новосербию. Кончаревич, однако, недолго оставался в Новосербии, он отправился в Петербург, затем возвратился в Киево-Печерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

548. Успенский – Николаевский – Мороцкий , мужской, ныне приходская церковь в селе Морочи, Минской губ., Мозырского у., в 124 вер. к сев.-зап. от Мозыря, при впадении рч. Морочи в р. Случ, с правой ее стороны. Вероятно, уже существовал в XV ст., так как в 1508 году упоминается игум. Феодосий. В грамоте 1558 кн. Юрию Слуцкому о подсудности православн. духовенства Киев. митрополиту упоминается и Николаевский Мороцкий игумен. В 1589 г. отдан в управление архим. Слуцкого Троицкого м-ря Михаилу Рагозе. В 1824 г. он упразднен и церковь его обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 107; Ратшин, 175; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 202; “Опис. монаст.”, 1817 г., 121; “Поли. собр. Закон.”, 1824 г., XXXIX, 30010; “Акты Зап. Р.”, III, 22 (грам. 1558 г.); IV, 15 (грам. 1589 г.); Архим. Николай, “Ист. стат. оп. Минск. еп.”, 161; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписных к Духову Вилен. м-рю); “Архив юго-зап. России”, ч.1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 549. Успенский – Новодворский , мужской, ныне село Новый Двор, Минской губ., Пинского у., Логишинской волости, в 25 вер. к сев.-вост. от Пинска и в 15 вер. к юго-вост. от местечка Логишина, при оз. Постском. Основан в 1618 г. Григор. Володкевичем для укрепления православия против унии. В 1743 г. подвергался притеснениям униатов, которые разогнали монахов и овладели м-рем и его имуществом, но в 1747 г. возвращен православным и приписан к Виленскому Духову монастырю. Закрыт в 1817 и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 340; “Минск. губ. в.”, 1847 г., 26 (стат. опис. Пинск. у.); 1864 г., 50 (год основания); Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.” 68, 152; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, 598 (просьба православных о возвращении иконы Новодвор. Божией Матери, которая игуменом этого м-ря завезена в Киев); III, прилож., CXII, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписных к Духову Вилен. м-рю); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 53, XXVIII (постановления 1681 г. о мерах для защиты православия; подписался игум. Грозовский и Новодворский Платон Лукианский), 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей), 448, (обращен в унию 1743 г. 22 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Ветлужском и Варнавинском уездах Костромской губ. начальство, приехав в деревню, «целиком ставило сход на колени, чтобы крестьяне почувствовали почтение к советской власти». «Всыпьте им, пусть помнят советскую власть»... Что же удивительного, если «под словом коммунист», как признает сама «Правда», «именуют всех хулиганов, лодырей и шарлатанов». «Над нами издеваются, как над бессмысленным скотом»... Чтобы понять террор в деревне, террор реквизиционных отрядов, террор так называемых «комитетов деревенской бедноты» – хулиганов, сделавшихся вооруженными диктаторами, действительно надо вникнуть в современную бытовую обстановку. «В старое время – говорят в Макарьеве – становые на мужиках ездили, а теперь коммунисты катаются». Это тоже из «Правды». Приезжает продовольственный отряд в одно село в Хвалынском уезде Саратовской губ. Собирает мужиков ночью, приказывает истопить баню и привести «самых красивых девушек молодых»... А вот приказ продовольственного комиссара комбеду: «объявите вашим гражданам, что я им даю сроку три дня свезти десять тысяч пудов хлеба... За неисполнение такового будут мною поголовно расстреливаться, ибо мною уже сегодня в ночь расстрелян один мерзавец в д. Варваринке. Уполномоченным (таким-то) дается право при неисполнении расстреливать, в особенности подлую волость такую то» 210 . Расстрел и порка вот по истине символ «переходной эпохи» к социализму. Что тут говорить о «белых». Никто не перещеголяет большевиков в их кровавом угаре. Найдем ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губ. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крестный ход, за что местной Ч.К. были арестованы священники и сама икона... Крестьяне узнали о глумлении, произведенном в Ч.К. над иконой: «плевали, шваркали по полу», и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним Ч.К. открыла огонь из пулеметов. «Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут на пролом, глаза страшные, матери детей вперед; кричат: Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем»...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

4. Вопрос о том, действительно ли Г.Е. Распутин оказывал положительное влияние на состояние царевича Алексея во время обострения его болезни, не может быть разрешен однозначно. О случаях молитвенной помощи Распутина свидетельствовала сестра государя Ольга Александровна Романова, не испытывавшая к Г. Распутину особой симпатии. Великая княгиня достаточно скептически и насмешливо оценивала попытки объяснения фактов «случайными совпадениями». (См.: Кудрина Ю.В. Мать и Сын. Императрица Мария Федоровна и император Николай II. М.: Православный центр «Глагол», Приход храма-часовни Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово. 2004. С.51-52, С. 66). Та же Ольга Александровна замечает, между прочим: «…никогда ни мой брат, ни Аликс не верили тому, что человек этот обладает сверхъестественной силой. Они видели в нем крестьянина, глубокая вера которого сделала его инструментом в руках Божиих, но только для исцеления Алексея. Аликс ужасно страдала от невралгии и ишиаса, но я никогда не слышала, чтобы «сибиряк» ей помог.» (Цит. по: Кудрина Ю.В. Мать и Сын. Императрица Мария Федоровна и император Николай II. С. 67) 5. Из книги священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, «Пастырские беседы с детьми» (Цит. по: Христовы воины. Жития и труды подвижников XX века. Календарь. С. 42) 6. В стране начался период «красного террора». Дискуссии вокруг этого понятия продолжаются до сих пор. Под «красным террором» понимают не только массовые репрессии, проводившиеся большевиками в ходе гражданской войны в России (принято различать «красный террор» 20-х и «большой террор» 30-х гг.), но и государственную политику, т.е. политический террор. Основной признак терроранасилие в отношении мирного населения. В качестве государственной политики «красный террор» был реализован с первых месяцев после октябрьского переворота. Одним из главных положений большевистской платформы еще до 1917 г. было перерастание войны между государствами в войну между классами. Выражением этой стратегии служит фраза Л.Д. Троцкого: «Советская власть — это организованная гражданская война» (Цит. по: Пайпс Р., Коммунизм. — М.: Московская школа полит. исследований. 2002. С.56-57). Террор, возведенный в ранг политики, как правило, закамуфлирован с помощью пропаганды. Объектами его становились любые социальные группы, представлявшие с точки зрения новой власти угрозу для ее сохранения.

http://pravmir.ru/vladimir-kievskij/

Однако законодательство остается мертвой буквой, если не применяется на практике. Фактически уже с 1988 г. церковь пользовалась правами, позднее закрепленными в законодательном порядке. В 1989–1992 гг. русское православие смогло приступить в восстановлению своих внешних структур. Прилагаемая таблица показывает, какие превратности пришлось пережить Церкви за последние семь десятилетий: почти тотальное уничтожение накануне Второй мировой войны, возрождение в послевоенные годы, тяжкие потери (главным образом из-за гонений 1959–1964 гг.), и затем с 1988 г. быстрое восстановление. В 1989–1992 гг. храмы открывались по тридцати в неделю, государство вернуло Церкви многие исторические монастыри, расширилась сеть образовательных учреждений, где осуществляется подготовка будущих духовных лиц. Институты Русской Православной Церкви Институты – годы неск.сотен ?20000 ок.7000 более 17000 священники и диаконы неск.сотен ?30000 ок.7000 ок.13000 монастыри (муж. и жен.) монахи и монахини ?10000 духовные академии семинарии училища запрещены законом студенты приходские школы дома престарелых запрещены законом запрещены законом запрещены законом статистика недоступна: быстро множатся больницы запрещены законом запрещены законом запрещены законом статистика недоступна: быстро множатся приходские библиотеки запрещены законом запрещены законом запрещены законом статистика недоступна: быстро множатся Однако было бы большой ошибкой считать, что отныне все обстоит прекрасно. Политическая и экономическая ситуация на территории бывшего Советского Союза в последние годы в высшей степени неустойчива, а будущее – неопределенно. Стоящие перед Церковью проблемы необозримы. Возвращаемые государством церковные здания находятся в ужасающем состоянии, и реставрационные работы истощают финансовые ресурсы церкви. Центральная администрация патриархии по всем отчетам является банкротом; местные общины жертвуют вклады, но даже все вместе они могут слишком мало, когда Россия находится в тисках экономического кризиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

Даже по законам РФ вас можно " обвинять, как в 37-ом " . Вот и получается " новомученик " пан Владислав. 7. Ответ на 6, Потомок подданных Императора Николая II: А у вас ничего другого не получается как только обвинять как в 37 тройки обвиняли новомучеников - шпионами, фашистами, антисоветчиками, церковными сектантами, антигосударственным элементом и врагами церкви, подконтрольной им ит.д. А может и новомучеников прославили по госдеповской методичке? 6. Ответ на 5, Vladislav: Коммунизм по Бронштейновски или по Джугашвильски -для церкви как что слаще хрен или редька. Был Бронштейн -был красный террор. Стал Джугашвили -стал большой террор. Опять унылый пересказ избранных пунктов госдеповской методички " Православие " . Когда про плюющегося на виселице Шкуро, то как-то занимательнее. 5. «бандеровская» идеология есть прямое исполнение заветов Л.Д.Бронштейна Коммунизм по Бронштейновски или по Джугашвильски -для церкви как что слаще хрен или редька. Был Бронштейн -был красный террор. Стал Джугашвили -стал большой террор. 4. Ответ на 2, Апографъ: " ... не даром слово жид всегда синоним С великим гордым словом - коммунист! " (Илья Эринбург) На украинских грошах надо бы изображать головы Ленина, Бронштейна и прочих кагановичей - основателей Украйны и голодомора. А щирые их посбрасывали с постаментов. Хамы неблагодарные! И чем тут Апограф отличается от арийца Розенберга? А ничего, что, например, благодаря жиду Лавочкину (Магазинеру) мы победили? Давайте, апографы, отказывайтесь от Победы, достигнутой благодаря оружию, выкованному жидами-магазинерами. Ясно же, что это Госдеп вас надоумил. 3. Ответ на 1, Агафон: Действительность показала, что " независимость " Украины трагический разрушительный обман. В результате, отделясь от Великой матери России, все ей давшей, в том числе земли и государственность, Украина, не способная к настоящей независимости, оказалась в смертельной (буквально) зависимости от главного врага человечества — США, которые превратили ее в поставщика почти бесплатного " пушечного мяса " против России, с которой Украина связана по крови и вере. Всё её достижение, надписи на бесчисленных могильных камнях на

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/28/tr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010