Апологетическое (основное) богословие 3119. Карпец В. И. Культура и Церковь : [Беседа с корр. журн. «Путь» Н. Ганиной]//Просветитель. 1995. 2/3. С. 244–257. О смысле культуры (в частности, православной), о путях развития совр. кинематографа и др. 3120. Остроумов С. , прот. Отношение христианина к неразумной природе//Просветитель. 1995. 2/3. С. 276–284. О смысле христианского сосуществования человека с животным и растительным миром. Прот. Стефан Иоаннович Остроумов (1861 – после 1918 ?), магистр богословия. Перепеч. брошюры: М., 1898. 3121. Стрижев А. Н. Протоиерей Василий Зеньковский //Просветитель. 1995. 2/3. С. 36–46. Нравственное богословие 3122. Амвросий (Ключарев) , архиеп. Харьковский и Ахтырский. О причинах отчуждения от Церкви нашего образованного общества: (5 февр. 1891 г.)//Просветитель. 1995. 2/3. С. 111–113. 3123. Зеньковский В. В., прот. О христианском общении/В. В. Зеньковский //Просветитель. 1995. 2/3. С. 47–53. 3124. Каледа Г. А., прот. Семья как школа любви//Просветитель. 1995. 2/3. С. 53–57. 3125. Макарий (Петрович), архим. Из миссионерских советов осьмнадцатого века//Просветитель. 1994. 1. С. 226–228. Нравственные наставления миссионеру из авторского соч. «Об истинном христианстве». Архим. Макарий (Петрович, 1734–1766) – серб, переселившийся в Россию, настоятель Тверского Желтикова мон-ря. Аскетика 3126. Шленов В. Л. Старчество в России: Гл. 2: Первые подступы//Просветитель. 1995. 2/3. С. 116–144. Литургика 3127. Дергачева И. В. О значении Синодика в процессе православно-христианского нравственного воспитания//Просветитель. 1995. 2/3. С. 64–67. 3128. Тихомиров Т. С., свящ. О святом богослужении/Т. С. Тихомиров//Просветитель. 1995. 2/3. С. 90–94. Свящ. Т С. Тихомиров – автор кн.: На приходе: Священническая энциклопедия: В 2 т. М., 1915–1916. Гомилетика 3129. Михаил (Семенов), архим. Письма о проповеди: (Письмо 1)//Просветитель. 1994. 1. С. 20–26. Перепеч. с изд. 1905 г. Архим. Михаил (Семенов) впоследствии стал старообрядческим епископом (белокриницкого согласия).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впечатление, к-рое Б. произвел на современников, отражено в «Кратком упоминании» (Brevis Notitia) Лионского Собора. Канонизация Б. состоялась 14 апр. 1482 г. по инициативе папы Сикста IV . 14 марта 1588 г. папа Сикст V провозгласил Б. учителем Церкви, а папа Пий V объявил Б. шестым учителем Церкви после Фомы Аквинского с почетным титулом doctor seraphicus (серафический учитель) вместо прежнего doctor devotus (преданный учитель). Молитва Бонавентуры. 1629 г. Худож. Ф. Сурбаран (Дрезденская картинная галерея) Сочинения Б. принадлежат ок. 30 сочинений следующей тематики. Богословские . 1. «Commentarii in quattor libros Sententiarum Petri Lombardi» (Комментарии на 4 книги Сентенций Петра Ломбардского; 1250-1252), одно из самых ранних сочинений Б. Следуя порядку изложения Петра Ломбардского, в 1-й кн. Б. рассматривает вопрос о богопознании и излагает учение о Боге, о Св. Троице; во 2-й - о творении и грехопадении; в 3-й - христологию и сотериологию; в 4-й - сакраментологию. 2. «Quaestiones disputatae» (Спорные вопросы, ок. 1257), обсуждаются 3 вопроса: de scientia Christi (о знании Христа), т. е. вопрос о наличии у Господа человеческого знания; о тайне Св. Троицы; о евангельском совершенстве, точнее о 4 евангельских добродетелях: смирении, нищете, воздержании и послушании. 3. «Breviloquium» (Краткое изложение богословия, 1257), включает 7 разделов: о Боге Троице, о творении мира, о греховной порче, о воплощении Слова, о благодати Св. Духа, о таинствах, о последнем Суде. 4. «De reductione artium ad theologiam» (О сведении наук к богословию, ок. 1257), рассматриваются 6 наук как 6 светов (lumina), освящающих человеческую жизнь: свет Свящ. Писания, чувственного познания, искусств, логики, физики и этики; все они - последовательные озарения Божественной благодати. 5. «Collationes de decem praeceptis» (Собеседования о 10 заповедях, 1267). 6. «Collationes de septem donis Spiritus Sancti» (Собеседования о 7 дарах Св. Духа, 1268). 7. «Collationes in Hexaemeron» (Собеседования на Шестоднев, 1273), представляют собой не просто толкование на Быт 1, но содержат учение о 7 последовательно возвышающихся озарениях, или созерцаниях (visiones); не закончено. 8. «Sermones selecti de rebus theologicis» (Избранные проповеди на богословские темы). Экзегетические. Б. составил 2 комментария на ВЗ: 1. «In librum Ecclesiastes» (Комментарий на кн. Екклезиаста, 1253-1254). 2. «In librum Sapientiae» (Комментарий на Книгу Премудрости; авторство сомнительно), и 2 на НЗ: 1. «In Evangelium Joannis» (Комментарий на Евангелие от Иоанна; авторство сомнительно). 2. «In Evangelium S. Lucae» (Комментарий на Евангелие от Луки, 1248). В отличие от предыдущих, где обсуждается множество сложных богословских вопросов, последний комментарий составлен гл. обр. для проповедников.

http://pravenc.ru/text/Бонавентуры.html

Кн. Деяния св. апостолов в Ватиканском кодексе имеет 2 системы деления - на 36 глав (видимо, более древняя) и на 69 глав (она же представлена в Синайском кодексе). В большинстве же греч. рукописей эта книга делится на 40 глав; некоторые главы содержат подразделы, всего их насчитывается 48 (в последующей традиции различие между главами и подразделами стерлось, что привело к их объединению, и т. о. глав стало 88). Деление апостольских Посланий в Ватиканском кодексе также представлено 2 системами: сплошной (на ее архаичность указывает сбой в нумерации: при последовательном подсчете Послание к Евреям должно было находиться после Послания к Галатам, а не в самом конце) и размечающей каждое послание на главы (Иак - 5 глав, 1 Петр - 3; 2 Петр - 2; 1 Ин - 3; 2 Ин - 2; 3 Ин и Иуд без деления, Рим - 8; 1 Кор - 11; 2 Кор - 8 (1 и 2 Кор имеют сплошную нумерацию); Гал - 4; Еф - 3; Флп - 2; Кол - 3; 1 Фес - 2; 2 Фес - 2; для Евр нумерация полностью не сохранилась, только Евр 9. 1 отмечено как начало гл. 5). В визант. традиции кн. Откровение Иоанна Богослова преимущественно копировалась отдельно от др. библейских книг и имела деление, введенное Андреем Кесарийским, на 24 слова (по числу старцев в Откр 4. 4), при этом каждое слово делилось на 3 главы. Истоки деления на главы, принятого в совр. печатных изданиях Библии, лежат в лат. традиции. В каролингскую эпоху получила распространение система деления на главы, разработанная Алкуином (в ее основе деление, которое встречается уже в Амиатинском кодексе Библии). В частности, в каролингских Библиях Евангелие от Матфея имеет 28 (или 30) глав, Евангелие от Марка - 13 (или 12), Евангелие от Луки - 20, Евангелие от Иоанна - 14 глав. Схема Алкуина была скорректирована на рубеже XII и XIII вв. Обычно этот процесс связывают с именем архиеп. Стефана Лангтона († 1228) и становлением Парижского ун-та (одни исследователи полагали, что последовательное применение аристотелевского метода привело к делению текста не по смыслу, а на примерно равные отрезки, в т. ч. для удобства преподавания и ориентирования в тексте; другие отмечали широкое распространение в этот период приватного чтения Свящ. Писания, последовательного, в отличие от лекционарной системы). Однако более детальное изучение рукописей показало, что новая система была известна до Лангтона в аббатстве Сент-Олбанс, а ее закрепление связано с трудами кард. Гуго Сен-Шерского. Окончательная унификация произошла после Тридентского Собора. В греч. НЗ система Лангтона была перенесена издателем Р. Стефанусом (Этьенном). С его именем связано также введение нумерации не только для глав, но и для стихов (нумеровать стихи впервые стали в сер. XV в. в евр. тексте Библии, при этом обычно отмечался только каждый 5-й стих).

http://pravenc.ru/text/2463365.html

Наставления Тимофею как блюстителю веры (1. 3–20) Противопоставление «Божьего назидания» и лжеучения (1. 3–11) Самосвидетельство ап. Павла (1. 12–17) Задачи, порученные ап. Павлом Тимофею в Эфесе (1. 18–20) Наставления Тимофею как предстоятелю Церкви (2. 1 – 4. 16) Относительно церковных собраний (2) Относительно лиц, избираемых в клир (3. 1–13) Церковь – столп и утверждение истины. Тайна Боговоплощения (3. 14–16) Правила учительства словом и жизнью (4. 1 – 16) Дисциплинарные наставления (5) Наставления о руководстве разными категориями пасомых (6.1–19) О рабах и господах (6. 1–2) О лжеучителях (гл. 6. 3–5) Об опасности сребролюбия (6. 6–10) О целях Божиих людей (6. 11 – 16) О нравственности состоятельных христиан (6. 17–19) Заключение (6. 20–21) План Тит Введение с надписанием и приветствием (1. 1–4) О пастырях Церкви (1.5–16) Требования к пастырям (1. 5–9) Обличение лжеучителей (1. 10–16) Наставления об учительной деятельности пастыря (2. 1–2. 10) Старцы (2. 1–3) Мужчины и женщины (2. 4–8) Рабы (2.9–10) Спасительная сила благодати (2. 11–15) Нравственные качества христиан (3. 1–7) Заключение: прощальные распоряжения апостола, приветствия и благословение (3. 8–15) Семинар 18. 1 Тим. и Тит Домашнее задание Найти в Посланиях отрывки текста, позволяющие понять богословие ап. Павла (христология, экклесиология, пневматология, сотериология). Определить их связь с Посланиями из уз (см.: еп. Кассиан (Безобразов) . Христос и первое христианское поколение; архиеп, Аверкий (Таушев) . Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета, соответствующие главы). Найти в тексте 1 Тим. и Тит места, позволяющие сделать выводы об историческом контексте написания Посланий, а также найти отрывки текста, указывающие на освобождение ап. Павла из уз. Найти в кн. Деяний апостолов и Посланиях ап. Павла места, раскрывающие иерархическое устройство Церкви. Найти в Посланиях требования к священнослужителям. План семинара Введение. Общие сведения о Пастырских посланиях ап. Павла Какие послания называются Пастырскими и почему?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

40 См. сб.: Флоровский Г., прот. Христианство и цивилизация. СПб., 2005. С. 495—510. 41 См. указ. сб. С. 499. 42 Там же. С. 505, 506. 43 См.: Булгаков С., прот. Главы о троичности 44 Lossky V. Essai sur la théologie mystique de l’Église d’Orient. Paris, 1944. Р.п. см.: Лосский B.H. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. 45 Свято-Сергиевский Православный Богословский институт в Париже, где преподавал проф.прот.Сергий Булгаков (†1944 г.) — создатель спорного богословского учения о Софии-Премудрости Божией. Подробнее см., напр.: В.Н. Лосский. Спор о Софии.— Сб.; Лосский В.Н. Богословие и боговидеиие. М., 2000. С. 390—502. 46 См.: Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3, гл. 17. Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Ред. А.И. Сагарды. Т. 1. СПб., 1913. С. 279—281. 47 Греч, «неизменно» — вероопределение IV Вселенского собора: «...исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа..., единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно ( ασνγχτως , ατρειντως , αδιαφτως , αχωρστως ) познаваемого...» 48 Греч.: «созерцание» — «единение». 49 См.: 1 Ин. 3:1—3,6. 50 Греч.: «выше» и «против». 51 От франц. filiation — связь, преемственность. 52 Лат.: «О Троице». 53 Англ. vicarage — дом священника. 54 Англ.: «Война на небесах». 55 Имеется в виду монастырь Дионисиат на Афоне. 56 Греч.: «Между небом и землей». 57 Церковное братство богословов, состоящее из клириков и мирян, основанное в Греции в начале XX века и имеющее миссионерские и просветительские задачи. 58 Лат.: с высочайшим отличием. 59 См.: 1 Тим. 2:5. 60 Греч. επκλησις — призывание. 61 См.: Преп. Максим Исповедник. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия. Гл. 2,87. — PG 90, 1165ВС Р.п. (А. И. Сидорова) см.: Творения. Т. 1. М., 1993. С. 252. 62 См.: Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Гимн XXXIV. Сергиев Посад, 1917. С. 151. 63 Франц. article - статья. 64 Англ.: местожительство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3948...

Они вполне заслуживают выслушать те укоры, которыми некогда упрекал своих современников св. Иоанн Златоуст . «Ныне, говорит» он, больше пекутся о конях, нежели о детях, ибо, избирая возницу, рачительно смотрят: не глуп ли он, не пьяница ли, не вор ли? А когда нужен руководитель их детям, – принимают, кто встретится, и отнюдь не примечают: нет ли в нем безбожного головокружения, не заразит ли он юную душу духовным пьянством, не украдет ли у детей обеты, данные Богу при святом крещениии право на вечное блаженство?» (Бес. LX на Иоанна). Так сколько бы родители сами ни были благочестивы, и сколько бы ни старались освятить сердца детей своих в их младенчестве; но если потом предоставят их руководству нечестивого учителя, – соблазн и погибель неминуемы. Юлиан от родителей получил хорошее воспитание; но привязавшись потом к языческим учителям, до того был ими развращен, что не только сделался идолопоклонником, но и опаснейшим врагом христианства. (Созом. кн. 3, " Феодорит. кн. 3 гл. 2). б) Второй урок, который мы извлекаем из жизни св. великомученицы Ирины, состоит в том, что мы должны веровать в постоянное попечение о нас премудрого и всеблагого промысла Божия. Не случайно, но по распоряжению промысла Божия влетели в горницу Ирины голубь, орел и ворон и опустили на стол маслячную ветку, венок из цветов и змею. Все это должно было убедить Ирину принять христианство и жить согласно правилам св. веры. в) Наконец, жизнь св. великомученицы Ирины, посвященная на распространение христианской веры между язычниками, учит и нас, по мере наших сил, содействовать проповедникам истинного христианского учения молитвою за них, любовию к ним и пожертвованиями на дела благовествования, – кроме того помогать людям восставать от своих нравственных падений пробуждением у них чувства сознания своего опасного нравственного состояния. (Свящ. Г. Дьяченко ). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В этом скиту, между прочим, читается постоянно псалтирь, так называемая «Неусыпаемая». Братство здесь небольшое, человек около 30. Службы бывают по субботам, воскресеньям и праздничным дням. Заведует скитом иеромонах из Калужской Тихоновой пустыни. Скит от обители находится в 8-верстах к северо-востоку. Скит устроен старанием настоятеля Калужской Тихоновой пустыни, архимандрита Моисея и находитсянепосредственным его же управлением. 1 Никакой грех , пишет св. Иоанн Златоуст , Бога не раздражает так, как раскол; хотя бы и бесчисленные добрые дела раскольники делали, но ничего не пользует. Не меньшие казни раскольники воспримут, как и те которые Христа распинали. Ни кровь мученичества греха, раскола загладить не может. См. Толкование на 14 послан. Св. Апостола Павла, гл. 4, послание к Евфесям. Беседа 2. Киевское издание 1623 года. 2 2 См. Историч. Описание Москов. Ставропигиального Донского монастыря, состав. И. Е. Забелин. М. 1865 г. in 8 о стр. 13, 14 и 64, а также описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Мин. Юстиции, кн. I, Спб. 1869 г. in 8 о , стр. 119 и 120, где показано и читаем: Малоярославец. § 1225. 7197 (1688) г. ноября. Подлинная межевая книга приписной к Донскому монастырю вотчинной земли Тихоновой пустыни в Товарковском стане, межевания стольника Степана Федоровича Юшкова и подьячего Егора Извекова. К. 10330, л. 135–143. Копии с нее: к. 920, л. 62 об-70 и к. 921, л. 29–37. § 1228. 7202 (1693) года, 11 Октября. Подлинная межевая книга вотчинной земли Тихоновой пустыни, приписанной к Донскому монастырю, в селе Товаркове (Товарковского стана) межевания стольника Петра Петровича Жадовского и подьячего Леонтия Антипина. К. 10330, л. 130–134. Копии с нее: К. 920, л. 57–62 и К. 921, л. 24–28. 3 См. Описание основанного сим Пр. Тихоном Николаевского Луховского монастыря. Москва. 1836 года. 1 Никакой грех , пишет св. Иоанн Златоуст , Бога не раздражает так, как раскол; хотя бы и бесчисленные добрые дела раскольники делали, но ничего не пользует. Не меньшие казни раскольники воспримут, как и те которые Христа распинали. Ни кровь мученичества греха, раскола загладить не может. См. Толкование на 14 послан. Св. Апостола Павла, гл. 4, послание к Евфесям. Беседа 2. Киевское издание 1623 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

О прилоге же, сочетании, сосложении, борьбе и пленении, или страсти, смотри в правилах Иоанна Постника 2, 3, 4, 5 и примечаниях к ним, а кроме того, посмотри примеч. 3 к Василия Велик. 90. Правило 5 Если оглашенный, входящий в церковь и стоящий в чине оглашенных, согрешит (μαρτνων) [ 88 ] , то, если он из числа приклоняющих колена, да перейдет в разряд слушающих, престав от греха. Если же и в чине слушающих не перестанет грешить, да будет изгнан. Толкование Было два разряда оглашенных. Один – разряд более совершенных, которые стояли на литургии до молитвы оглашенных, выслушивали ее, приклонив колена, причем иерей возлагал на них руку, и после этого они выходили из церкви. Другой – разряд несовершенных, которые, поскольку пришли к вере недавно, слушали только Священное Писание и выходили после чтения Евангелия. Итак, настоящее правило говорит, что если какой-нибудь оглашенный из совершенных и приклоняющих колена согрешает, пусть его низводят в чин оглашенных, слушающих Писания, в том случае если будет воздерживаться от греха. Если же, находясь и среди слушающих, снова будет согрешать, пусть его изгоняют даже из притвора и помещают на место плачущих – за вратами притвора. Смотри также I Всел. 14 и план храма в конце книги. Правило 6 О беременной: ее должно просветить крещением когда она хочет, ибо рождающая не имеет в этом никакого общения с рождаемым, потому что каждый из них обнаруживает свое произволение при исповедании. Толкование Поскольку утробный плод является частью беременной, согласно положению 2 гл. 1 тит. 7 кн. 31 «Василик» (у Фотия тит. 4, гл. 10), то некоторые утверждали, что женщине следует креститься не во время беременности, но после родов, чтобы не оказалось, что ее утробный плод, будучи крещен сначала вместе с ней, а затем еще раз после своего рождения, принял крещение дважды, что неприемлемо. Поэтому настоящее правило, возражая говорящим так [ 89 ] , определяет, что беременная женщина, если она в чине оглашенных, может креститься когда хочет, поскольку она не передает просвещения и крещения плоду в своей утробе, но крестится только сама.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Св. Василий Великий в книге о Святом Духе утверждает, что в «небесных Силах сущность их составляет воздушный, если можно так сказать, дух или невещественный огонь… почему они ограничены местом и бывают невидимы, являясь святым в образе собственных своих тел». Далее он пишет: «Верим, что каждая (из небесных Сил) находится в определенном месте. Ибо Ангел, представший Корнилию, не был в то же время и у Филиппа (Деян. 8, 26; 10, 3), и Ангел, беседовавший с Захариею у жертвенника кадильного (Лк. 1, 11), не занимал в то же время свойственного ему места на небе» («Творения свт. Василия Великого», изд. Сойкина, С.-Пб., 1911 г., гл. 16, 23: т. 1, стр. 608, 622). Сходным образом св. Григорий Богослов учит: «Вторичные после Троицы светы, имеющие царскую славу, суть светлые невидимые Ангелы. Они свободно обращаются вокруг Престола, потому что они — умы быстроподвижные, огонь и божественные духи, быстро перемещающиеся в воздухе» (Беседа 6 «Об умных сущностях» в: «Творения св. Григория Богослова», изд. Сойкина, С.-Пб., т. 2, стр. 29.). Таким образом, будучи духами и пламенеющим огнем (Пс. 103, 4; Евр. 1, 7), Ангелы и пребывают в том мире, где земные законы времени и пространства не действуют столь материальными (если можно так выразиться) способами. Поэтому некоторые из Отцов без колебаний говорят о «воздушных телах» Ангелов. Преп. Иоанн Дамаскин, суммируя в VIII веке учение предшествовавших ему Отцов, говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель. Бестелесною же она называется, также и невещественною, по сравнению с нами, ибо все, сопоставимое с Богом, Который Один только — несравним [ни с чем], оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество по истине — невещественно и бестелесно». И далее он говорит: «Они — описуемы; ибо когда они находятся на небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю — они не остаются на небе; но они не ограничиваются стенами и дверями, и дверными запорами, и печатями, ибо они — неограниченны. Неограниченными же называю потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие» («Точное изложение Православной веры,» кн. 2, гл. 3, стр. 45-47).

http://pravmir.ru/dusha-posle-smerti-gla...

В богословской части рассматриваются антропологические вопросы, связанные с изменением свойств человека в результате грехопадения. Так, рассматривая вопрос последствий прародительского греха, автор утверждает, что смертность как свойство естества появляется в результате грехопадения: «наконец тело человека стало смертным»  (с.28) . Но, должно заметить, в святоотеческой традиции различаются понятия  «смертность» —  возможная способность умереть, обусловленная произволением человека (в следовании воле Божией), и  «смерть» —  реализация смертности (на физическом уровне характеризуемая отделением души от тела). Так, свт. Афанасий Великий пишет о смерти: “А когда (Христос) отрекается умереть, это есть болезнь тела. Ибо до преступления Адамова не было ни печали, ни боязни, ни утомления, ни глада, ни смерти” (Афанасий Великий, св. Слово пространнейшее о вере 16, 24),  т. е.  смерть  неведома Адаму до грехопадения, но о  смертности  свт. Афанасий пишет иначе: “Человек, как сотворенный из ничего,  по природе смертен ; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремление к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: “хранение законов утверждение нерастления” ( Прем.6:19 ) ( Афанасий Великий , св. О воплощении Бога Слова, и о пришествии Его к нам во плоти, 4). Также о природном атрибуте Адама (и до грехопадения) учат другие Учители и Отцы Церкви: “Адам, не имея по собственной природе нетленности и неразрушимости, — ибо это принадлежит, по существу, одному только Богу, — был запечатлен Духом Жизни”, — пишет свт. Кирилл Александрийский   (In Joannem, lib. I, cap. 9., col. 160 AB.) ; “Плоть человеческая по своей природе не есть животворящая и не изъята смертности”  — поясняет прп. Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры. Кн.3. Гл.21). Для возможности не умирать человеку (до падения), посреди Рая, было насаждено Древо жизни ( Быт.2:9 , Быт.3:22 , Отк.2:7 ) —  “древо, питаясь плодами которого человек был безболезнен и бессмертен телом” (Катихизис, 118).  Таким образом очевидно, признание появления этой потенции  — смертности  (в отличие от смерти, актуализации этой возможности) в естестве человека только после грехопадения, противоречит святоотеческому учению, ибо и до падения человек  не бессмертен,  но призван облечься в  бессмертие (св. Феофил Антиохийский . Послание к Автолику, кн.2, 27) , от  возможности не умереть,  долженствовал достичь  невозможности умереть (Блж. Августин. Энхиридион. 105) .

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010