" Впрочем эти три вида содержания священных книг не строго отделены один от другого. Ибо и в исторических сказаниях можно находить пророчество, и от пророков можно услышать много исторических рассказов, равно и нравоучительный и увещевательный вид можно встретить и в пророчествах и в истории. Все это имеет в виду обращение человека, и от повествования о прежде бывшем, и от нравоучения и увещания мы равно направляемся к должному " (Златоуст. Синопсис книг Ветхого Завета). 6. Еще частнее указанные отделы Ветхого и нового завета подразделяются на группы книг и отдельные книги, носящие особенные имена. Именно: 1) Исторические книги Ветхого завета разделяются на три осьмикнижия: первое историческое осьмикнижие (по Синопсису Иоанна Златоуста) или первая группа исторических книг есть сия: пять книг Моисеевых (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), книга Иисуса Навина, книга Судей Израилевых, книга Руфь. Второе историческое осьмикнижие или вторая историческая группа ветхозаветных книг: четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, книга Ездры, книга Неемии. Третье историческое осьмикнижие или третья группа исторических книг: вторая книга Ездры, книга Товита, Иудифь Есфирь, три книги Маккавейские и третья книга Ездры. 2) Учительные книги Ветхого Завета суть сии: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесиаста, книга Песнь Песней, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 3) пророческие книги Ветхого Завета: книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, Плач Иеремиев, книга пророка Варуха, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила, книги Двенадцати пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Всего 49 книг Ветхого завета. Книги Нового Завета: 1) Исторические: четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, и книга Деяний Апостольских. 2) Учительные: семь соборных посланий - одно Иудино и четырнадцать посланий апостола Павла: одно к Римлянам, два к Коринфянам, одно к Галатам, одно к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, одно к Титу, одно к Филимону, и одно к Евреям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

После разрушения Иерусалима и переселения иудеев в Вавилон жители города освободили пророка. Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора предоставил И. выбрать место жительства. Пророк пожелал остаться в своем отечестве и быть советником Годолии, нового наместника Иудеи. Но вскоре Годолия был убит сторонниками военной партии, к-рые, совершив это преступление, решили бежать в Египет от гнева Навуходоносора. Они заставили И. идти с ними. Какое-то время он жил и проповедовал в иудейской колонии Египта. В последние годы Господь вселил в сердце престарелого пророка надежду на возвращение в землю обетованную. Один из циклов его речей, условно называемый «Книга утешения» (Иер 30-31), возвещал уже о новом завете (см. Иеремии пророка книга ). В поздней библейской литературе Автор книг Паралипоменон отмечает политические события, связанные со служением И. В 2 Пар 35. 25 упоминается плач, сложенный И. на смерть царя Иосии, к-рый погиб в 609 г. до Р. Х. у Мегиддо в битве с войсками фараона Нехао II (см. об этом также в ст. Иеремии плач ). В 2 Пар 36. 12 о царе Седекии говорится, что «делал он неугодное в очах Господа, Бога своего» и «не смирился пред Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних». Аллюзиями на события Книги прор. Иеремии исследователи считают 2 Пар 36. 13, 15 ( Rudolph W. Chronikbücher. Tüb., 1955. S. 334-337; Wolff. 1976. S. 6). Указ Кира II об освобождении иудеев вышел «во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии» (2 Пар 36. 22). Иисус, сын Сирахов, среди ветхозаветных праведников упоминает И. (Сир 49. 6-7), к-рого цари иудейские «оскорбляли, хотя он еще во чреве освящен был в пророка, чтобы искоренять, поражать и погублять, равно как строить и насаждать» (Сир 49. 9). В 2 Макк 15. 12-16 сообщается о сонном видении Иуде Маккавею: он должен был «возбудить к мужеству» своих воинов. Вместе с первосвященником Онией ему явился др. муж, «украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием», это, по словам Онии, был И., «который много молится о народе и святом городе». Он дает Иуде золотой меч, чтобы поразить всех врагов. (Образ И. как небесного ходатая присутствует в последующей иудейской традиции.)

http://pravenc.ru/text/293630.html

Пророков, оставивших нам свои писания, обыкновенно считается шестнадцать, не включая в это число имени пророка Варуха, книга которого Отцами Церкви причисляется обыкновенно к пророчествам Иеремии. Книги, написанные ими, следующие: книга пророка Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремиино, книга пророка Варуха, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Библейский и хронологический порядок пророческих книг Пророческие книги расположены в Библии не в точном хронологическом порядке их происхождения. Собиратель священных книг, внося в канон пророческие книги, сначала поставил обширнейшие из них: именно книги пророков Исаии, Иеремии (с прибавлениями к ней), Иезекииля, Даниила и Осии, потом в распределении остальных книг старался уже следовать хронологическому порядку. Это видно из того, что пророки ассирийского периода (от Осии до Наума) стоят впереди пророков халдейского времени (Аввакума и Софонии), за которыми уже следуют пророки, действовавшие после вавилонского плена (Аггей, Захария и Малахия); наконец книги остальных пророков частью расположил соответственно хронологическим данным, заключающимся в надписаниях самих этих книг, a частью, где таких надписаний нет, по сходству их содержания. Первые четыре книги называются книгами больших пророков, последние двенадцать – книгами меньших пророков. В древнем еврейском каноне книги малых пророков составляли одно целое и назывались «Двенадцати пророков». О «Двенадцати пророках» упоминает Сир.49:12 ; в Деяниях Апостольских упоминается также о книзе пророк ( Деян.7:42 ) и приводится из нее место, принадлежащее пророку Амосу ( Ам.5:2,27 ). Хронологический порядок пророческих книг следующий: 1 . Авдий, при царе Иораме, между – 889–884 г. до Р.Христова. 2 . Иойль, при царе Иоасе, между – 877–857 г. 3 . Иона – Иеровоаме 2-м – 824–783 г. 4 . Амос, при царях Иеровоаме 2-м и Озии – 810–783 г. 5 . Осия – Иеровоаме 2-м, Озии до Езекии 790–725 г. 6 . Исаия – Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии – 759–714 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

А новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного спасителя, Единородного Сына Своего, Иисуса Христа. Священных книг ветхого Завета, называемых каноническими, т.е. подлинно богодухновенными, написанными Духом Святым, двадцать две. Так считали их евреи по числу букв своего алфавита. Новозаветные святые отцы, как Кирилл Иерусалимский , Афанасий Великий и Иоанн Дамаскин , признали это же самое число книг ветхого Завета. Они применялись уже к еврейскому счислению, зная, что именно евреям вверена быша словеса Божия ( Рим. 3:2 ). Порядок священных книг такой: Книга Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, книга Иисуса Навина, книга Судей и вместе с ней, как бы её прибавление, книга Руфь, первая и вторая книга Царств, как две части одной книги, третья и четвертая книги Царств, первая и вторая книги Паралипоменон (добавление), книга Ездры, первая и вторая его же, или, по-греческому написанию, книга Неемии, Есфирь, книга Иова, Псалтырь, Притчи Соломоновы, Екклесиаст его же, Песнь песней его же, книга пророка Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Двенадцати пророков. Прочие книги ветхого Завета, как: Премудрость Соломона, книга Иисуса, сына Сирахова, Товит, Плач Иеремии, Маккавейские, называются неканоническими. Их нет и на еврейском языке. Как весьма назидательные и полезные, они назначались для чтения вступающим в Церковь . По содержанию своему ветхозаветные священные книги разделяются на четыре разряда: а) законоположительные, представляющие из себя основу всего ветхого Завета, закон; б) исторические, которые содержат в себе историю еврейского народа; в) учительные, содержащие в себе правила и наставления для благочестия и г) пророческие, в которых находятся, на ряду с учением веры и правил жизни, пророчества касательно будущих событий и особенно об Иисусе Христе. Первые пять книг св. пророка Моисея: Бытие, Исход, Левит Числа и Второзаконие, суть законоположительные книги. Сам Спаситель называл их законом Моисеевым ( Лк. 24:44 ). Книга Бытия повествует о сотворении мира и человека, а потом изображает установления благочестия в первые времена рода человеческого до Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Плач Иеремии. Содержит в себе плач пророка о бедствиях, постигших его отечество. Книга пророка Варуха. Книга эта содержит в себе послание из Вавилона к иудеям, оставшимся в отечестве. Писатель послания убеждает их молиться Богу о прекращении плена. Книга пророка Иезекиля. Иезекиль предсказал плен и возвращение иудеев из плена и восстановление Иерусалимского храма. Кроме сего, он пророчествовал о царстве Мессии и призвании в него язычников ( Иез. 34:23–31, 37:21–28 ). Книга пророка Даниила. Первая половина ее содержит историю жизни Даниила и трех друзей его и описание некоторых приключений царей вавилонских. Вторая половина содержит пророчества Даниила о четырех всемирных царствах и о царстве Мессии. Книга пророка Осии. Осия пророчествовал при Иеровоаме II, царе Израильском. Он особенно сильно изобразил беззакония иудеев и израильтян и предсказал им за них наказание Божие, но предвозвестил и обращение их к Богу и избавление людей от смерти и ада ( Ос. 3:5, 13:14 ). Книга пророка Иоиля. Иоиль пророчествовал при иудейских царях Озии и Иоафаме. По случаю опустошения полей саранчою, он убеждал иудеев прибегнуть к покаянию и молитве, предсказал излияние Духа Святого на всякую плоть и суд Божий над всеми народами ( Иоил. 2:28–29, 3:1–3 ). Книга пророка Амоса. Амос призван Богом к пророческому служению в царствование Озии, из пастухов. Книга отличается особенной простотой изложения. В ней сначала пророк предсказывает бедствия соседним народам, потом обличает израильтян, особенно богатых, в роскоши, притеснении бедных, в неправде на суде, в обмане в торговле и предсказывает рассеяние израильтян между народами. Но предсказывает и утешительные события: восстановление дома Давидова и обращение народов к истинному Богу ( Ам. 9, 11, 12 ). Книга пророка Авдия. В своей книге пророк Авдий, живший при Ахазе, предсказывает гибель идумеян за то, что они радовались бедствиям Иерусалима. Книга пророка Ионы. Содержит в себе историю посольства его к ниневитянам. Книга пророка Михея. Он в царствование Езекии предсказывал падение Израильского царства, плен иудеев в Вавилоне и возвращение их из плена. Он предсказал рождение Спасителя в Вифлееме ( Мих. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Что эта книга принадлежит к священным книгам Слова Божия, об этом не было сомнения ни в Ветхозаветной, ни в Новозаветной церкви. Что она писана именно пророком Иеремиею, оплакивавшим в ней бедствия избранного народа, не возникало и об этом никакого разногласия и недоразумения в самой западной придирчивой критике новейшего времени. Только некоторым 4 казалось, что Иеремия написал эту книгу по поводу не плена вавилонского, а смерти благочестивого иудейского царя Иосии; так как в книге « Плача» сказаны о потере царя такие слова, которых не заслуживал ни один из последних, пред пленом, царей иудейских. Вот эти слова: «и дыхание ноздрей наших – помазанник Иеговы пойман в ров их, тот, о котором мы говорили будем жить под сенью его среди народов» ( Плач.4:20 ). Но здесь речь собственно не о той или другой личности царственной, а о звании и достоинстве царском, составлявшем необходимое условие и средоточие для гражданской самостоятельности иудеев среди других народов. Не говорим уже, что от начала до конца книги содержатся непрерывные и самые резкие указания на бедствия и ужасы всенародного пленения иудеев, совершенного опустошения Иерусалима и всей земли иудейской. Поэтому строгую историческую истину выражает следующее надписание книги «Плача Иеремии»: и бысть, повнеда в плен отведен бе Израиль, и Иерусалим опустошен бяше, сяде Иеремия пророк плачуще, и рыдаше рыданием сим над Израилем и глаголаше... Язык, тон, склад речи и мыслей, дух живой, сострадательной и порывистой сердечности ясно обнаруживают в писателе книги «Плача» тот именно орган Св. Духа, которым провозглашены пророческие речи главной книги Иеремии; особенности «Плача Иеремии» явно соответствуют тяжелым и плачевным обстоятельствам происхождения этой книги – пленению иудеев и разрушению всего священного для них в земле обетованной. Для лучшего понимания содержания и духа в книге «Плача Иеремии», обратим внимание на особенную важность времени и значения для веры плена вавилонского и на особенное отношение к этому событию Св. пророка Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

По времени своего написания Священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Первые написаны богодухновенными и богопросвященными мужами до пришествия Христа Спасителя (за время с XIII по I век до Р.Х.), а вторые написаны богодухновенными евангелистами и апостолами после рождения Христа и совершенного Им дела искупления (в течение I века после Р.Х.). Число ветхозаветных книг по заглавиям – 50, новозаветных – 27. 6. Разделение священных книг по содержанию По своему содержанию книги Священного Писания Ветхого Завета разделяются на четыре отдела: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Законоположительными книгами Ветхого Завета называются книги, в которых заключаются основные законы нравственной и религиозной жизни ветхозаветного Израиля, как в церковнорелигиозном, так и гражданско-политическом отношении. Таковыми являются пять книг Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Исторические книги Ветхого Завета заключают в себе историю политической и, главным образом, церковно-религиозной жизни ветхозаветного Израиля. Таких книг 19: Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Ездры, Неемии, вторая книга Ездры, Товита, Иудифь, Есфирь, три книги Маккавейские и третья книга Ездры. Учительные книги содержат в себе учение ветхозаветной Церкви о предметах веры и нравственности. Этих книг 7: книга Иова, Псалтирь, Притчей Соломоновых, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова. Пророческие книги содержат предсказания о судьбах человечества, в особенности о Спасителе – Мессии, Его Церкви и тайне искупления. Этих книг 19: книги четырех великих пророков – Исаии, Иеремии (с прибавлением – Плач Иеремии, послание Иеремии, книга пророка Варуха), Иезекииля, Даниила и книги двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдея, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. 7. Понятие о книгах канонических и неканонических По сравнительной важности к достоинству своего содержания священные книги разделяются на канонические и неканонические; слово «канон» – греческое и соответствует русскому «правило». По отношению к священным книгам название «канонические» указывает на то, что они, как написанные по откровению от Святого Духа, содержат в себе непреложную истину и потому в своем содержании представляют неизменные правила веры и нравственности. Неканоническими же книгами Священного Писания называются книги, которые, хотя написаны благочестивыми мужами, но не богодухновенны и потому не могут служить во всем своем содержании неизменным правилом веры и нравственности и определениями Церкви не внесены в список священных богодухновенных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Следующие четыре книги Исход, Левит, Числа и Второзаконие написаны. Моисеем во время сорокалетнего странствования Евреев в пустыне Аравийской. Здесь описывается пребывание евреев в рабстве у Египтян, исход их из Египта под водительством Моисея 9 и судьба Еврейского народа во время странствования его в пустыне Аравийской. Но главное содержание всех четырех книг составляет нравственный, обрядовый и гражданский закон, данный народу на горе Синае и потом пополняемый. Последняя книга Моисея, «Второзаконие», содержит в себе главное из этого закона любовно, отечески повторенное Моисеем новому поколению, взросшему в пустыне во время сорокалетнего странствования народа, пред вступлением его в обетованную землю, в Палестину. Зная близость своей кончины, Моисей передал сию книгу закона священникам и старейшинам народа, завещая им, каждые семь лет в праздник Кущей 10 , собрав весь народ – мужей, жен и детей, читать вслух его закон сей, «чтобы они слушали и учились, и чтобы боялись Бога и старались исполнять все слова закона сего» 11 . Всё пятикнижие Моисеево у Евреев носит название «Тора» – «книга Закона», и есть древнейшая в мире книга. Следующие книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Ездры, книга Неемии и книга Эсфирь, написанные мужами богодухновенными, заключают в себе историю Еврейского народа от первого поселения его в обетованной земле до возвращения из вавилонского пленения включительно, обнимая собою период времени в тысячу лет. К этому же периоду времени относятся и другие богодухновенные Писания: Псалмы Давида, Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней Соломона. В «Притчах» Соломон поучает юного возрастом, в «Екклесиасте» наставляет мужа зрелого возраста, в Песне Песней иносказательно представляется Церковь Божия (т. е. община христианская) беседующею с Господом, как невеста с возлюбленным Женихом своим 12 . Здесь все должно быть понимаемо духовно. Далее следуют книги Пророков: Исайи, Иеремии, (также «Плач Иеремии»), Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Книги Пророков утешают Евреев в утрате их земного благополучия, вызванной непослушанием воле Божией, увещаниями и обетованиями лучшего времени, приготовляя их к принятию грядущего Мессии из дома Давидова, – спасителя не только Израильского 13 , но и прочих народов 14 . «Бог есть любовь», по слову апостола Иоанна ( 1Ин.4:8 ), и вот, устами Пророков, Он говорит к древним людям, – и ко всем нам 15 , как Отец к детям, наставляя, ободряя, утешая и призывая к Себе, чтобы спасти от греха и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Признание апокрифических тайных книг в Третьей книге Ездры, скорее всего, свидетельствует о том, что эта книга сама является апокрифом. Со временем, слово «апокриф» стало пониматься даже, как «подложный». Но подложность апокрифов не означает, что в них все неверно. Так, каноническое послание апостола Иуды (14 ст.) цитирует 1 Книгу Еноха (Введ., 1,9). Сами апокрифы никогда не включались в состав Св. Писания на еврейском и греческом языках. Но в Эфиопскую Библию ряд апокрифических книг был включен. Оригиналы некоторых апокрифов были найдены в Кумране (1947 г.). Кроме эфиопского языка, часть апокрифов сохранилась на коптском, сирийском, армянском, арабском, церковнославянском и других языках. Хотя в древности эти книги широко использовались, позднее они были отброшены и даже возбранены. Вместе с поврежденным учением и подложными писаниями, апокрифы содержат отголоски древних Преданий и чистое Божественное учение. 3.11. Иамнийский собор После падения Иерусалима в 70 г. по Р.Х., религиозным центром в совершенно новых исторических условиях рассеяния стал для иудеев г. Явне (Иамния). В 90 г., в г. Явне, состоялся известный собор Синедриона, 72-х книжников-старейшин, на котором был низложен Гамалиил II. Собор получил название Иамнийский. На этом соборе рассматривались спорные вопросы о Св. Писании, в том числе, о каноническом достоинстве некоторых книг (Екклесиаста, Песни Песней, Есфири). Каноническими были признаны 24 книги. По числу букв еврейского алфавита, Иосиф Флавий говорит о 22-х книгах. При этом, не считают книги Руфь и Плач Иеремии, относя их, соответственно, к книгам Судей и Иеремии. Неправомочно было бы утверждать, что только на Иамнийском соборе был принят канон 24-х священных книг. Этот канон, конечно, существовал уже давно у палестинских иудеев. Но, тем не менее, здесь произошло очень важное событие. На фоне принятия христианами Септуагинты, иудеи окончательно отвергают состав ее книг и, вообще, утрачивают доверие к ней, как к библейскому переводу. Именно после этого собора пути иудейской синагоги и христианской церкви разошлись окончательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

5) учёными цитатами из новейших сочинений мы объяснительных примечаний своих, по понятным причинам, не обременяем, считая достаточными общие указания на те источники и пособия, какими мы сами пользовались, цитируем лишь книги Священного Писания, творения отеческие и сочинения Иосифа Флавия; 6) кажущиеся разности в евангельских сказаниях примиряются по мере того, как читатель Евангелий встречается с ними при чтении книг евангельских, т. е. в примечаниях к тексту следующих Евангелий, а не первого. Да дарует Господь, чтобы это издание приносило добрый плод, споспешествуя истинному христианскому православному просвещению умственному и преуспеянию нравственному народа Русского, в которых на всех степенях так нуждается он! Епископ Михаил Сокращение указаний на книги Ветхого и Нового Завета и отеческие Писания в настоящем издании Евангелий с примечаниями Сокращение указаний 1 . Указания на книги ветхозаветные Бт. 1-я книга Моисея, Второзаконие Иисуса Навина Царств Царств Царств Царств Паралипоменон Паралипоменон Неемии Иудифь Иудифь Есфирь Псалтирь Притчи Сломона Екклезиаст Песнь Песней Премудрости Соломона Иисуса сына Сирахова Пророка Иеремии Плач Иеремии Варуха Иезекииля Даниила Аввакума Софония Захария. Малахия Маккавейская Маккавейская Маккавейская 2. Указания на книги новозаветные Мф. Евангелие от Матфея Иоанна Деяний Апостольских послание Иакова Иоанна Иоанна Иоанна Ап. Павла к Римлянам Коринфянам Коринфянам Галатам Ефесянам Филиппийцам Колоссянам Солунянам Солунянам Тимофею Тимофею Филимону Евреям Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) 3 . Указания на писания св. Отцов, учителей и писателей церковных Афан. В. – Афанасий Великий , Архиепископ Александрийский (373). Цитируются творения его по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 4 части, 1854–1863 гг. Вас. В. – Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской (379). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 7 частей, 1843–1848 гг. Григ. Б. – Григорий Богослов , Архиепископ Константинопольский (391). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 6 частей, 1843–1848 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010