0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. Том XXXV 35-й том «Православной Энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву «К» по таким направлениям, как богословие, церковная история, патрология, история философии, археология, страноведение и т.д. Новый том содержит большое число статей посвящённых крупным церковным и политическим деятелям. Наибольший объём нового тома занимает блок статей, посвящённых носителям имени Климент. Среди них следует особо выделить статью, посвящённую священномученику Клименту, епископу Римскому, одному из мужей апостольских. Помимо биографических данных, в данной публикации рассматриваются вопросы, касающиеся его литературного творчества, истории почитания св. Климента в Западной и Восточной Церквях, в частности на Руси, гимнографии и иконографии. Также обращаем внимание читателей на объёмную статью «Климент Александрийский», в которой представлены биографические данные, анализ литературных трудов и богословских взглядов этого знаменитого христианского учителя и основателя т.н. Александрийской богословской школы. Помимо этого в томе представлен блок статей, посвящённых многочисленным Римским Папам, носившим имея Климент. В частности стоит выделить такую статью, как Климент V, с которым связаны такие известные широкой публике исторические вопросы, как Авиньонское пленение Пап и судебный процесс над рыцарями-тамплиерами. Том также содержит статью, посвящённую Папе Клименту VII. Время его понтификата пришлось на период т.н. Итальянских войн, одним из самых известных событий которых было разграбление Рима войсками императора Карла V весной 1527 г. При этом Папе продолжал разрастаться процесс реформации в германских землях. Также возникает конфликт с английским королём Генрихом VIII, который впоследствии привёл к отпадению Церкви Англии от Рима. При Клименте VIII также началось усиление экспансии Османской империи вглубь Европы.

http://pravenc.ru/shop/1817559/

В Обнинске прошли VII Богородично-Рождественские образовательные чтения Обнинск, 28 сентября 2004 г. По благословению митрополита Калужского и Боровского Климента в городе Обнинске Калужской области 22-23 сентября 2004 г. проходили VII Богородично-Рождественские образовательные чтения. В этом году они были посвящены проблемам семьи. Тема Чтений: «Православная семья в становлении Российского государства». Чтения проводились Духовно-просветительским центром " Вера, Надежда, Любовь " при участии храмов обнинского благочиния, администрациии города Обнинска, министерства здравоохраниения и социальной политики Калужской области, министерства образования культуры и спорта Калужской области. Цели Чтений: - Привлечь внимание государственных и церковных деятелей к необходимости объединения усилий в области улучшения демографического положения в России. - Выработать конкретные пути к достижению декларируемых целей. -Определить место православной семьи в деле укрепления основ российской государственности. - Показать и обосновать роль православной семьи в решении демографических проблем. - Выявить наиболее действенные подходы по восстановлению, сбережению, укреплению и развитию православных семейных традиций. - Создать предпосылки к объединению и координации усилий сил общества, направленных на поддержку института семьи,  ориентированной на православные ценности. В центр внимания конференции были поставлены те сложности, с которыми стакивается семья в современном обществе. Были рассмотрены духовные и мировоззренческие основы происходящих во всем мире процессов распада семьи и нравственной дегдрадации людей. Прозвучали неутешительные прогнозы дальнейшего развития событий при сохранении современных тенденций. Были озвучены цифры, отражающие демографическое положение в сегодняшней России, количество естественной убыли населения за последнее десятилетие. Выступающие подчеркивали недостаточное осознание гибельности ситуации в обществе, и необходимость объединения здоровых сил  для объективного информирования всех слоев населения и всех заинтересованных лиц, способных предпринять реальные действия для переломления сложившихся негативных тенденций.

http://pravoslavie.ru/11201.html

В.В. Четыркин Приложение Рукописи и главнейшие переводы Апокалипсиса Апокалипсис сохранился в пяти унциальных кодексах: в – Sinaiticus, находящемся в Императорской Публичной Библиотеке в Петрограде и относящемся к IV веку; в A – Alexandrinus, который принадлежит V веку и хранится в Британском Музее; в Q, называемом еще B – Vaticanus (например, у Gregory), от VIII века. В последнем Апокалипсис находится среди творений Василия Великого и Григория Нисского . Обозначение Q удобнее для этого кодекса в отличие от известного кодекса B – Vaticanus, в котором однако совсем нет Апокалипсиса. В этих трех рукописях Апокалипсис имеется полностью. Кроме того еще в кодексах C и P сохранилась от него большая часть. Кодекс C – Ephraemi из V века находится в Парижской Национальной Библиотеке, а P – Porfiriensis от IX века в Публичной Библиотеке в Петрограде. Описание минускульных рукописей Апокалипсиса см. у Prof. C. R. Gregory, Textkritik des Neuen Testamentes I, S. 316–326. Текст Апокалипсиса крайне неисправен, причиною чего является частью его язык, подававший много поводов к корректурам. Из переводов Апокалипсиса нужно назвать прежде всего древне-латинский. Вообще древне-латинский перевод Нового Завета не является величиною определенной. Он делался постепенно в силу практических потребностей и многими никому неизвестными людьми. Прежде всего он появился согласно предположению Gregory (Textkritik II, 597) в Африке. Историей происхождения этого перевода объясняется и разнообразие его рецензий. Что касается специально древне-латинского Апокалипсиса, то предполагают, что в Стокгольмской рукописи XIII в. он сохранился в европейской рецензии; в рукописи VIII–IX в., находящейся в монастыре св. Креста, содержащей псевдо-Августиновский Speculum, может быть, испанская рецензия; в рукописи Парижской Национальной Библиотеки (VII в.) – отрывки африканской рецензии; древне-латинский Апокалипсис африканской церкви сохранился и в комментарии Примазия. Prof. J. Haussleiter, издатель древне-латинского африканского Апокалипсиса, придает этому переводу очень большое значение для установления подлинного текста Апокалипсиса в силу его древности, превышающей древность кодекса Sinaiticus на 2 века (Die lateinische Apokalypse, S. 68–69). Имеется, конечно, Апокалипсис и в Вульгате, получившей определенную форму в сикстинско-климентовском издании 1590–1592 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

[итал. Archetti] Джованни Андреа (11.09.1731, Брешиа - 5.11.1805, Асколи-Пичено), кард.-еп., папский нунций в Варшаве. Учился в папском ун-те Сапиенца, в 1754 г. получил степень д-ра канонического и гражданского права. Хотя только в 1775 г. А. стал священником, еще в 1756 г. он был назначен вице-легатом папы в Болонье, в 1775 г., имея титулярный сан еп. Халкидонского,- папским нунцием в Речи Посполитой. Прибыв в Варшаву, выступил против реформ, проводимых Комиссией народного образования, в частности против прекращения деятельности иезуитских колледжей и роспуска ордена Святого гроба , все имущество к-рого предполагалось передать Краковскому ун-ту. В 1783-1784 гг. А. находился с дипломатической миссией в С.-Петербурге с целью урегулирования церковных проблем на бывш. землях Речи Посполитой, отошедших к России после первого раздела страны при российской императрице Екатерине II Великой . Среди важнейших задач миссии были определение статуса униатской греко-католич. Церкви и вопрос о продолжении деятельности в России ордена иезуитов , распущенного в 1773 г. папой Климентом XIV . Итогом миссии стало образование Могилёвского католич. архиеп-ства (1783), объединившего католиков на всей территории Российской империи. Архиепископом был назначен Станислав Богуш-Сестренцевич , коадъютором - Я. Бениславский . Также было создано Полоцкое греко-католич. архиеп-ство, к-рое возглавил предложенный Екатериной II Ираклий Лисовский . Папский престол вынужден был утвердить измененную формулу присяги католич. епископов в России, из к-рой исключалась фраза о борьбе «против еретиков и схизматиков». В 1784 г. при содействии Екатерины II А. стал кардиналом. После возвращения в Рим он был назначен легатом Болоньи (1785), в 1795 г. стал епископом Асколи-Пичено. В дек. 1799 - марте 1800 г. А. участвовал в заседаниях конклава, избиравшего нового папу Римского Пия VII , затем был возведен в сан кардинала-епископа рим. ц. Санта-Сабина, сохранив за собой управление Асколи-Пичено. В 1805 г. он отказался от предложенной ему Наполеоном I епископской кафедры Брешии.

http://pravenc.ru/text/76078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЬДЕС Вальдéс [испан. Valdés] Хуан де (ок. 1498, Куэнка, Испания - июль 1541, Неаполь), религ. мыслитель, мистик. Изучал каноническое право и языки в ун-те Алькалы-де-Энареса, где познакомился с идеями христианского гуманизма. В 1524 г. поступил на службу к маркизу де Вильене; часто бывал при дворе имп. Карла V . В. испытал на себе влияние идей Эразма Роттердамского , с к-рым состоял в переписке. Автор произведений: «Диалог о христианском учении» (Diálogo de doctrina cristiana. 1529), «Сто десять божественных рассуждений» (CX divines considerationes. 1530), «Христианская азбука» (Alfabeto cristiano. 1545) и др. В своих сочинениях В. высказывал идеи, близкие к протестантизму, но в то же время никогда не выступал с открытым осуждением католич. Церкви. «Диалог о христианском учении» подвергся критике со стороны католич. духовенства, связывавшего деятельность В. с идеями мистического течения алюмбрадов , но инквизицией не было обнаружено в произведениях В. ничего, что могло бы расцениваться как ересь. Однако В. вынужден был уехать в Италию, некоторое время в Риме исполнял поручения папы Климента VII , а с 1534 г. обосновался в Неаполе. Там он собрал вокруг себя кружок единомышленников, куда вошли мн. знатные люди города, напр. герц. Джулия Гонзага (В. посвятил ей неск. своих произведений). Идеи В. рассматривались то как предреформационные, то как еретические. Последователи В., заподозренные в ереси, после его смерти преследовались инквизицией. По учению В., человек не способен своими силами достичь восстановления и совершенства вследствие поврежденности его природы первородным грехом и обрести утраченный образ Божий, с к-рым он был создан (Diálogo. 9). Познавая эту неспособность, свою беспомощность, человек делает первый шаг к оправданию. Закон Божий, к-рый основан на любви Бога к Своему творению, дает возможность человеку познать бессилие, греховность, склонность к неправедным поступкам, приводя его т. о. к смирению; в то же время Бог всецело поддерживает человека и помогает ему через благодать в милосердии Своем (Diálogo. 36-37; Alfabeto. 22). Стержнем в учении об оправдании В. является концепция «добрых дел» человека и «заслуг» Христа в оправдании человека.

http://pravenc.ru/text/154023.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАРДИНЕР [англ. Gardiner] Стефан (ок. 1483, Бери-Сент-Эдмундс, Вост. Англия - 12.11.1555, Лондон), еп. Уинчестерский, гос. и церковный деятель. В 1511-1520 гг. учился в Кембриджском ун-те (в Тринити-Холл). Получил степень доктора гражданского (1520) и канонического (1521) права. Был приглашен учителем к сыну герц. Норфолкского, а в 1524 г. стал секретарем кард. Томаса Уолси и сопровождал его в дипломатических миссиях к кор. Франции Франциску I (1527) и папе Клименту VII (1528-1533). Секретные переговоры касались расторжения брака кор. Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Был архидиаконом в Тонтоне, Норфолке (с 1529), в Лестере (1531), королевским секретарем; в нояб. 1531 г. стал епископом Уинчестерским. В 1531-1532 гг. продолжал выполнять дипломатические поручения Генриха VIII. Присутствовал при объявлении аннулирования брака Генриха VIII с Екатериной Арагонской (май 1533), участвовал в коронации Анны Болейн (июль 1533). Однако, когда король провозгласил себя духовным главой Церкви, Г. выразил несогласие и оставил пост секретаря, удалившись в свой диоцез. Он был вызван в суд, но после того как формально признал незаконность папских притязаний на власть над Церковью Англии (февр. 1535) и опубликовал кн. «Об истинном послушании» (De vera obedientia. L., 1535), где обосновал право королей и князей быть главами национальных Церквей, дело было прекращено. Г. вернул себе расположение кор. Генриха VIII и постарался отговорить его от создания союза с монархами-протестантами. Г. стремился сохранить в Церкви Англии католич. вероучение. Он был инициатором создания т. н. Шести статей - документа, в к-ром сохранялись учение о транссубстанциации , причастие под одним видом, целибат священников и тайная исповедь. Г. никогда не прерывал связей с Кембриджем: в 1525-1549 и в 1553-1555 гг. он был главой колледжа Тринити-Холл. В 1540 г. избирался также канцлером Кембриджского ун-та. После смерти Генриха VIII и восшествия на престол кор. Эдуарда VI (1547) Г. был выведен из членов Гос. совета и получил разрешение вернуться в свой диоцез. Эдуард VI пошел по пути радикальной реформации, и Г., отказавшийся изменить свои взгляды, в 1548 г. был заключен в Тауэр. В дек. 1550 г. он предстал перед судом, в февр. следующего года был лишен сана епископа и снова отправлен в Тауэр, где и пребывал до смерти Эдуарда VI в 1553 г. Одновременно с ним в Тауэре находились герц. Норфолкский и дочь Генриха VIII от Екатерины Арагонской Мария Тюдор , буд. королева.

http://pravenc.ru/text/161675.html

Состоялось годовое заседание Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника 14 февраля 2013 г. 13:28 12 февраля 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось годовое итоговое заседание Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. В заседании приняли участие: заместитель председателя Издательского Совета, заместитель председателя Научно-редакционного совета игумен Евфимий (Моисеев); заместитель председателя Научно-редакционного совета, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН, доктор филологических наук, профессор М.И. Щербакова; ответственный секретарь, сотрудник коллегии научно-исследовательских проектов Издательского Совета С.В. Лизунов; члены Научно-редакционного совета. В своем вступительном слове митрополит Климент отметил, что в 2012 году работа над Феофановским проектом велась достаточно интенсивно. Она была связана как с освоением нового архивного материала, так и с большой работой текстологов, позволившей сформировать канонический текст значительной части творений святителя Феофана, которые входят в первую серию издания. Далее с отчетными докладами за 2012 год и с изложением планов работы в 2013 году выступили участники заседания. Игумен Евфимий (Моисеев) рассказал о проведении научных конференций, семинаров и других мероприятий в рамках Феофановского проекта. В 2013 — начале 2014 гг. планируется провести семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника», презентацию 4-12 томов Полного собрания творений святителя Феофана (в рамках XXVI Междунарондой московской книжной выставки-ярмарки), открытое заседание Научно-редакционного совета (в рамках VII Феофановских чтений), международную научную конференцию, посвященную изучению богословского наследия святителя Феофана и приуроченную к 25-летию его канонизации (в рамках XXII Международных Рождественских чтений).

http://patriarchia.ru/db/text/2793386.ht...

Текст литургии. Климентова литургия . – Так называется литургия, изложенная в 5–15 главах VIII-oй книги «Апостольских Постановлений». Свое название она получила от заглавия этого сборника: Διαταγα τν γων ποστλων δι Κλμεντος το ωμαων πισκπου τε κα πολτου. Хотя наука еще в XVII в. отвергла принадлежность этого сборника св. Клименту Римскому , но наименование данной литургии – «Климентова» – употребляется и доселе ради его краткости. По своей схеме Климентова литургия стоит еще близко к тому порядку литургии, как его изобразил в своей большой апологии Иустин мученик . Он указывает там следующие элементы современной ему литургии: чтение слова Божия – Ветхаго и Новаго заветов, проповедь , общая молитва, принесение и освящение даров и, наконец, – причащение. Тот же порядок находим и в Климентовой литургии – с тою только разницей, что в ней пред ектенией и молитвой верных поставлены еще ектении и молитвы оглашенных, одержимых, готовящихся к просвещению и кающихся. Замечательна по своему обширному объему евхаристическая молитва данной литургии: в ней вкратце излагается почти вся история домостроительства. Что такое Климентова литургия, это – вопрос нерешенный еще и доселе. Решение его стоит в связи с вопросом о происхождении сборника «Апостольских Постановлений». Новейшия изследования выяснили, что он составлен в Сирии, – по мнению А. Гарнака, между 340–360 гг. (предпочтительно 340–346), по мнению же покойнаго Ф. Функа в конце IV-ro или даже в начале V-ro века. Составитель его в первых шести книгах интерполировал памятник III-ro в., так наз., «Didascalia», в 1–32 главах VII-oй кн. – « Διδαχ τν δδεκα ποστλων». Но относительно VIII книги мнения ученых расходятся. Существует ряд памятников, родственных этой книге. Самый близкий из них, это – «Constitutiones per Hippolytum» – более краткая редакция VIII-oй кн.; в ней, между прочим, литургии совсем нет. Самый же отдаленный, это – «Canones Hippolyti» (араб. и ефиопск.). Здесь много новаго сравнительно с «Постановлениями», – литургии тоже нет, и только после изложения епископской хиротонии замечается, что новорукоположенный епископ совершает евхаристию, – и приведены возгласы, предваряющие евхаристическую молитву. Средину между этими двумя последними памятниками занимают так наз. «Египетския Церковныя Постановления»: в ефиопской их редакции, кроме вышеуказанных возгласов, даны также и главныя литургийныя молитвы, но отличныя от Климентовой литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Шафф Филип (I.) Фрагменты в Routh: Rel.Sacr. II. 221–509. Также в Gallandi, tom. II., u Migne, «Patr. Gr.», tom. X, col. 35–108. (II.) Евсевий: ?. ?. VI. 31. Иероним: De Vir. ill. 63. Сократ: ?. ?. II. 35. Фотий: Bibl. 34. (III.) Fabricius: «Bibl. Gr.» IV. 240 (ed. Harles). G. Salmon ? Smith and Wace, I. 53–57. Ad. Harnack в Herzog 2 VII. 296–298. Также Pauly, «Real–Encykl.» IV. 501 sq.; Nicolai, «Griech. Lit. Gesch.» II. 584; Smith, «Dict. of Gr. and Rom. Biogr.» I. 56 sq. Юлий Африкан , первый христианский хронограф и историк, старший друг Оригена , жил в первой половине II века в Эммаусе (Никополе), в Палестине, совершал путешествия в Александрию, где слушал лекции Иракла, в Эдессу, Армению и Фригию и был послан в Рим с просьбой о восстановлении разрушенного Эммауса (221). Умер около 240 г., будучи стариком. Насколько мы знаем, он был не церковным служителем, а философом, который продолжал после своего обращения заниматься любимой наукой и обратил ее на пользу церкви. Возможно, он был пресвитером, но точно не епископом. Он был предшественником Евсевия, который в своей «Хронике» активно использовал его ученые труды, но не спешит воздать ему должное, хоть и называет его хронографию «самой точной и ученейшим образом исполненной». Он знал еврейский язык. Сократ приравнивает его по учености к Клименту Александрийскому  и  Оригену . Главный труд – его хронография, в пяти книгах. Он начинает с сотворения мира (5499 г. до P. Х.) и доходит до 221 г., четвертого года правления Элагабала. Он закладывает основы средневековой историографии мира и церкви. До нас дошли внушительные фрагменты этого труда, и отчасти мы можем восстановить его по «Хронике» Евсевия. Для того чтобы по заслугам оценить его работу, необходимо более полно представить себе византийскую и восточную хронографию церкви, сделанную до того момента. Более ранние авторы доказывали древность христианской религии, защищаясь против язычников, обвиняющих ее в новизне, и прослеживали происхождение своей веры до Моисея и пророков, которые были древнее греческих философов и поэтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Julij_Afrikan/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР ГНОСТИК (2-я четв. II в.), еретик, родной сын (греч. πας γνσιος) и ученик гностика Василида (см. в ст. Гностицизм ) ( Hipp. Refut. VII 20. 1; Clem. Alex. Strom. VI 53. 2; Theodoret. Haer. fab. I 4). От сочинений И. Г. сохранились только заглавия и несколько цитат в составе «Стромат» Климента Александрийского (CPG, N 1129). В соч. «О приросшей душе» (Περ προσφυος ψυχς; лат. De anima adhaerente), по словам Климента, И. Г., «подобно пифагорейцам», рассуждал о двух душах (или о двусоставности души) в человеке, а также о том, что нельзя считать страсти чем-то внешним по отношению к человеку и овладевшим им насильно (в противном случае у грешников было бы самооправдание для их злых дел) и что необходимо побеждать злые страсти с помощью разумной души ( Clem. Alex. Strom. II 20. 113. 3-114. 1). Возможно, он основывался на некоторых рассуждениях Платона ( Plat. Tim. 42A; Idem. Leg. 896E, 897D; Idem. Resp. VII 519AB; X 611CD). В соч. «Этика» И. Г. затрагивал тему христ. брака и воздержания. Судя по сохранившимся фрагментам, он толковал Мф 19. 10-12 или 1 Кор 7. 9 (слова о том, что происходит по природе и что по необходимости). Однако какой именно совет он давал ученикам, воздержание или отказ от него, понять трудно, поскольку свт. Епифаний Кипрский приводит цитату из сочинений И. Г., сохранившуюся у Климента, в иной форме (ср.: Clem. Alex. Strom. III 1. 2. 2-3. 2; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 32. 4. 6-9; возможные параллели к словам И. Г. об огне и наслаждении см.: NHC II 7. Thom. Cont. 141. 25-31; 143. 26-30; 144. 15; Kephalaia (I). 26. 15-17. Нек-рые исследователи видели в учении И. Г. влияние философии Эпикура. В соч. «Толкования на пророка Пархора» (в 2 книгах) И. Г. рассматривал вопрос о соотношении пророчества и философии, доказывая, что источником мудрости является откровение, а философия вторична по отношению к нему ( Clem. Alex. Strom. VI 6. 53. 2-5). В качестве примера он упомянул некое «пророчество Хама», к-рое якобы цитировал Ферекид Сиросский. Хотя пророк Пархор (Παρχρ, Πρκος; Parcus) упоминается вместе с Буддой и Лабдаком, сыном Митры, в ряде источников о манихействе (см.: Hegemon. Arch. 63(52); Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 46(66). 3), возможно, это вымышленное лицо (Евсевий Кесарийский отмечал, что Василид и его последователи специально придумывали имена никогда не существовавших пророков - Euseb. Hist. eccl. IV 7. 7).

http://pravenc.ru/text/674904.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010