Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. XVII, XIX, XXXIII, XXXVI). Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 54).  То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Григорий Чудотворец. Благодарственная речь Оригену//Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах/Составление,       биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). –Б.м., б.г.  – Т. II. Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. VI, гл. 1–3, 8–19, 23–39). Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. IV, гл. 25–27. Кн. VI, гл. 7, 9, 10, 12–14, 17. Кн. VII, гл. 6, 32, 45). Сульпиций Север. Хроника//Сульпиций Север. Сочинения . – М: РОССПЭН, 1999.   Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. IV, гл. 37–39). Учение святого Варсануфия о мнениях Оригена, Евагрия и Дидима//Христианское чтение. – СПб.,  1827. – Ч. 25. Юстиниан. Послание к Мине. Грамота об Оригене//Деяния Вселенских соборов. – Казань, 1865. – Т. 5. А.С. Эсхатология Оригена: (Общая и эзотерическая)//Вера и разум. – М., 1916. – 2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.   Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.    Александр Болонников, иерей. Александрийская богословская школа (Климент и Ориген) в исследованиях русских патрологов//Труды Минской духовной академии. – Жировичи, 2003. –  1.  Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. II.    Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.95–99, 201–205. Александрийская школа//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – T.III. (Приложение)

http://bogoslov.ru/person/3045922

I. Точно ли и где именно путешествовал святой Апостол в странах наших II. Каким народам проповедовал святой апостол Андрей в странах наших III. Какие были следствия проповеди у нас святого апостола Андрея Глава II. Церковь Христова в древней Скифии, или нынешнем новороссийском крае I. Епархия Скифская II. Епархия Херсонская III. Епархия Готская IV, V и VI. Сурожская, Фулльская и Боспорская Глава III. Церковь Христова в древней Сарматии, или нынешнем кавказском крае I. Следы христианства в Зихии II. Следы христианства в Алании Глава IV. Церковь Христова в Закавказье I. Апостольская проповедь в Закавказье II. Церковь Христова в Великой Армении и Албании III. Церковь Христова в Грузии, Колхиде и Абхазии Примечания к части первой КНИГА ВТОРАЯ История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского Патриарха (988–1240)   От редакции Предисловие Отдел первый (том 1). Состояние Русской Церкви от первого ее митрополита святого Михаила до избрания митрополита Илариона (988–1051) Глава I. Первоначальные пределы Русской Церкви и ее первая иерархия Глава II. Первые храмы в России и состояние богослужения Глава III. Первые училища в России и памятники духовного просвещения и учения Глава IV. Первоначальное церковное законоположение в России и преимущества русского духовенства Глава V. Первые монастыри в России и состояние веры и нравственности Глава VI. Первоначальное отношение Русской Церкви к другим Церквам и обществам христианским Отдел второй (том 2). Состояние Русской Церкви от митрополита Илариона до избрания митрополита Климента Смолятича (1051–1147) Глава I. Иерархия и паства Глава II. Киевопечерский монастырь и другие обители Глава III. Духовное просвещение, учение и письменность Глава IV. Состояние богослужения Глава V. Церковное управление и преимущества духовенства Глава VI. Состояние веры и нравственности Глава VII. Отношение Русской Церкви к другим Церквам и обществам религиозным Отдел третий (том 3). Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода, или до митрополита Кирилла II (1147–1240)

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

В Галиции было не совсем так: там не прекращались угнетения для русских; там сам король предоставил (1509) латинскому архиепископу избирать наместников Киевского и Галицкого митрополита, чтобы удобнее привлекать православных к католицизму, и издал (1521) для них стеснительное и оскорбительное постановление. Но сам же король и содействовал потом освобождению их от власти арцибискупа и назначению им особого православного епископа. Массы русского народа в Западной России оставались непоколебимыми в православии. «Россия,— писал около 1524 г. к папе Клименту VII итальянец Кампензе,— находящаяся ныне во власти польского короля, равно как город Львов и вся часть Польши, простирающаяся на север и северо-восток от Сарматских гор, следует с непоколебимостью греческому закону и признает над собою власть Константинопольского патриарха» . В высшем круге православных и вообще между дворянами нередко случались, то по родственным связям, то по другим причинам, единичные совращения прямо в латинство. В 1533 г. король, отнимая некоторые церковные имения у Холмского владыки и передавая их своею грамотою Холмскому бискупу, указывал на то, будто бы «почти все его подданные в Холмском повете, особенно знатнейшие из дворянского сословия, перешли от русского обряда к Римской Церкви», хотя это указание ввиду цели, для которой сделано, без сомнения, преувеличено . Известно также, что один из фамилии князей Гольшанских, всегда исповедовавших православие, по имени Павел, сын князя Александра Юрьевича, виленского пана и городенского старосты, был даже латинским епископом, сперва Луцким, потом Виленским (1536–1553) . Несмотря, однако ж, на все такого рода отпадения православных в латинство, большая часть литовских вельмож даже в 1555 г. принадлежали к православной Церкви, как удостоверял в Москве посол польского короля Юрий Тишкевич, который сам был православной веры и потому пожелал лично испросить себе благословение у тогдашнего Московского митрополита Макария . Но, называя настоящий период сравнительно лучшим для Западнорусской Церкви, мы должны, к сожалению, назвать его и сравнительно худшим предшествовавшего периода.

http://sedmitza.ru/lib/text/436047/

" Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца " (от марта). Там же, в другом месте сказано: " День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру " . Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана - в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII - Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII - святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX - преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

http://zavet.ru/kalendar/rx-004st.htm

Что же касается способности эволюционной теории к предсказаниям (которая считается одним из основных признаков успешной науки), то ее дефицитность в этом отношении остается одной из важных мишеней для ее противников, количество которых, притом с «хорошими именами», вопреки авторам письма, достаточно значительное. Но главное, на что здесь хочется обратить внимание — это на озвучивание авторами письма еще одного атеистического штампа — относительно христианской датировки начала мира. Даю историческую справку. В эпоху Климента Александрийского и Ипполита Римского (II–III вв.) дата сотворения мира соответствовала 25 марта 5493 г. до н. э. (для сравнения: иудеи считали мир еще более «свежим» и начинали всего его с 6 октября 3761 г. до н. э.). C VII в. в Византии начало мира стали считать от 21 марта 5508 г. до н. э., а чуть позже — с 1 сентября 5509 г. до н. э. (отсюда, кстати, и наш допетровский новый год). Но, словами поэта, «какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»! Самоочевидно (снова факт), что приписывать такое датирование мира христианству современному — значит применять сознательное оглупление оппонента. С научно-академической точки зрения, т. е. той, которую авторы письма должны были бы отстаивать — это то же самое, что оценивать непогрешимую, по их убеждениям, современную эволюционную теорию исходя из выкладок Анаксимандра (VI в. до н. э.) в связи с происхождением всех видов из морского ила, а людей конкретно — из рыбообразных существ. Но если бы авторы письма дали попробовать хоть немножко тот «опиум для народа», который они обличают, своим читателям, то те получили бы менее мифологическую информацию о современных теистических представлениях по данному вопросу. Например, они узнали бы, что Э.Хаббл, установивший факт (опять-таки факт) «красного смещения» расходящихся галактик (1929), который и положил начало креационистской версии концепции «Большого взрыва» (Big Bang), предлагал дату 2 млрд. лет назад, а затем другой теоретик «космологии большого взрыва» В. Бааде скорректировал ее до 10 — 20 млрд. лет назад (1952). А чтобы и самой неискушенной аудитории представить эту хронологию более наглядно, профессор математики Ж. Вотье в 1990-е годы «свернул» историю мироздания в символический годичный цикл. Исходя из его расчетов оказалось, что если Большой Взрыв датировать 1 января, то Млечный путь появляется 1 апреля, Солнечная система — 9 сентября, первые живые клетки — 25 сентября, голубые водоросли — 9 октября, разделение на биологические виды — 1 ноября, рыбы — 19 декабря, насекомые — 21 декабря, леса, населявшиеся птицами — 23 декабря, уход динозавров с лица земли — 28 декабря, пещерная живопись в Ласке — утром 31 декабря, а рождение Иисуса Христа — в последнюю секунду того же последнего дня года. Разумеется, эта хронология не задумывалась как буквальная, но она вполне дает возможность понять, каким приблизительно датам, по представлениям современного французского теиста, может соответствовать первый день этого модельного года.

http://foma.ru/bezotvetstvennoe-priglash...

На собор съехалось около ста прелатов. Из правящих монархов присутствовал только король Франции. Филипп Красивый уже давно вел борьбу с орденом тамплиеров, огромные доходы и финансовые операции которого наносили ущерб королевской казне. Король начал против тамплиеров процесс, обвиняя их в вероотступничестве, контактах с нечистой силой, моральной распущенности и т. п. Из 138 арестованных в Париже членов ордена все, кроме четверых, признали себя виновными. «Неопровержимые доказательства» постарались доставить инквизиторы. Обвиняемые подлежали церковному суду, поэтому собор во Вьенне утвердил королевский приговор, а гроссмейстер ордена Жак де Мола погиб на костре. Соборные отцы осудили также учение идеолога спиритуалов Пьера Оливи и одобрили в принципе намерение папы организовать новый крестовый поход, не принимая по этому вопросу конкретного решения. Перед лицом сложной политической ситуации, которая имела место в Германии после смерти Альбрехта Габсбургского (1308), Климент V занял выжидательную позицию, не оказывая, однако, поддержки французской кандидатуре на германскую корону. В 1312 г. кардиналы — папские легаты короновали императорской короной Генриха VII Люксембургского. Это была единственная брешь в профранцузской политике Климента V. Деятельность Климента V и его преемников была направлена на подчинение всего западного епископата власти римской курии. Все больше ограничивалась автономия кафедральных капитулов, все чаще на церковные должности назначения производились непосредственно папством. Шло быстрое развитие куриальной бюрократии: были реорганизованы папские трибуналы, римская рота и апостольская сигнатура, расширены апостольские Камера и Пенитенциарий, которые выполняли функции материальной и духовной (отпущение грехов) папской казны. Был создан Датарий, наделяющий привилегиями и папскими милостями. Возник государственный секретариат, ведающий политическими вопросами. Была усовершенствована канцелярия, где редактировались папские буллы и контролировалась вся корреспонденция.

http://sedmitza.ru/lib/text/442487/

Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге — к смерти. Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Папа. Климент VII был против этого развода — на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины. В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание Англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым: 1) признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн; 2) отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров. Томас Мор, как и рочестерский епископ Джон Фишер, был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям. 17 апреля 1535 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых Папой Пием XI в 1935 году.

http://lib.cerkov.ru/authors/895

В этом же году на римском синоде папа запретил светским властям осуществлять назначение, смещение и перевод епископов, т.е. лишил их права на инвеституру, а также запретил духовенству получать какие бы то ни было церковные должности из рук светских владык. Действия Григория VII вызвали протест Генриха IV, который объявил папу узурпатором и лжемонахом. Григорий VII ответил на это церковным проклятием, освобождая подданных от присяги, принесенной королю. Тогда Генрих, опасаясь восстания своих подданных, подчинился папе и в роли кающегося направился 27 января 1077 г. в Каноссу (крепость в Тоскане), где находился Григорий VII. Папа отпустил Генриху грехи, думая, что таким образом он окончательно уничтожит перевес германского монарха над папством. Вскоре стало ясно, что папа ошибся в своих расчетах. Генрих IV, который не намеревался отказываться от своих прерогатив, создал антипапскую коалицию. Поддерживавший своего монарха германский епископат, отрицательно настроенный к реформам Григория, избрал папой Виберта, архиепископа Равенны, который принял имя Климент III. Тогда Генрих IV с армией вошел в Рим, препроводил нового папу в собор св. Петра и получил из рук Климента III императорскую корону. Григорий VII закрылся в Замке св. Ангела, который германским рыцарям не удалось захватить. На помощь законному папе прибыл ленник апостольской столицы норманн Роберт Гюискар. 30 тысяч норманнов и завербованных Гюискаром сарацинов напали на Рим, пробивая себе огнем и мечом дорогу через городские кварталы к Замку св. Ангела. Римские хроники сообщают, что в соборе св. Петра мусульманское духовенство пропело стихи Корана. Генрих IV и антипапа Климент III спаслись бегством. Сам город жестоко пострадал, женщин насиловали, дома сжигали, но папа был освобожден. Ненависть римского населения обратилась теперь против Григория, которого считали виновником всех несчастий. Епископ римский вынужден был бежать от гнева своего народа. Он направился в Салерно под защиту норманнов, где и умер 25 мая 1085 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/442337/

  Сергей Чапнин 27 ноября 2008 г. Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент выступил на открытии III фестиваля " Вера и слово " с докладом и дал оценку современному состоянию и перспективам развития церковной информационной деятельности. 24 ноября 2008 г. В нашу эпоху нарастающих смут институт брака и семьи переживает кризис. Церковь, в духе понимания новых сложных социальных условий, должна изыскать способы духовной поддержки и укрепления молодежи и многодетных семей. В особенности мы обращаемся к молодым, чтобы призвать их принимать активное участие как в богослужебной жизни, так и в миссионерской и социальной деятельности Церкви, дабы они могли принести ей свои заботы и чаяния. Ведь молодежь — не только будущее, но и настоящее Церкви.   21 ноября 2008 г. Пансионат «Лесные дали», 24-27 ноября, 2008 21 ноября 2008 г. За минувшие годы упорного и нелегкого труда университет стал кузницей кадров для Русской Православной Церкви. Более двух тысяч выпускников различных профессий и специальностей трудятся в Москве и Подмосковье, в самых разных, в том числе и отдаленных епархиях. 20 ноября 2008 г. Традиция окормления народа Божия, основанная на образе истинного Пастыря, Христа, и на Его учении о духовном наставничестве словесных овец, вбирает в себя тысячелетний опыт служения Богу и Его верным чадам сонма подвижников, обильно наделенных даром отеческой любви и заботы. Их наследие служит надежной опорой для современных пастырей, руководством в их ответственном служении. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 20 ноября 2008 г. По благодати Божией мы, Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, собрались с 10 по 11 октября 2008 года на Фанаре по приглашению и под председательством первого среди нас, Вселенского Патриарха Варфоломея, по случаю провозглашения этого года Годом апостола языков Павла. С братской любовью мы обсудили вопросы, беспокоящие Православную Церковь. Приняв участие в праздничных мероприятиях по этому случаю, мы совершили совместно Божественную Евхаристию во всечестном Патриаршем храме Вселенского Престола сегодня, 12 октября 2008 года, в Неделю святых отцов VII Вселенского Собора в Никее. В эти дни мы укрепились истиной даров Божественного промысла апостолу языков, благодаря которым он явился превосходным «избранным сосудом» (Деян. 9, 15) Божиим и ярким примером апостольского служения телу Церкви.

http://e-vestnik.ru/docs/page/17/

Надо сказать, что подлинность плащаницы долго ставилась под сомнение самой Церковью, которая крайне скептически относится к всевозможным чудесам и соглашается на их канонизацию редко и после долгих сомнений. Еще в XIV веке епископ Труа добился запрещения на показ сомнительной реликвии. Спустя некоторое время епископ Льежа осудил тех, кто выдает плащаницу за настоящую. Папа Климент VII требовал предупреждать верующих, что речь идет всего лишь о нарисованном на покрывале изображении. Начиная с XVI века плащаница стала объектом всеобщего поклонения, к ней устремилось множество паломников, и Церковь сочла за лучшее поубавить свой скептицизм. Об этом полезно помнить тем церковным радикалам, кто сегодня обвиняет ученых, исследующих Туринскую плащаницу, в богохульстве и надругании над святыней. По одной из гипотез, автором изображения на полотне был Леонардо да Винчи. Великий художник использовал старинное полотно и скрупулезно воспроизвел раны Христа, но придал ему собственный облик. При этом Леонардо, который был еще и гениальным инженером, сумел с помощью доступных ему средств воспроизвести фотографический эффект, так что изображение на плащанице приняло характер озадачивающего исследователей негатива. Американские ученые воспроизвели этот эффект, основываясь на приборах и веществах эпохи Леонардо. Лупа и очки известны с XIII века, нитрат серебра имел тогда широкое хождение - изобретательный человек вполне мог соорудить простейшую камеру-обскуру. Ватикан с большой неохотой выдавал ученым небольшие кусочки савана Христа. Тем не менее удалось узнать очень многое. Радиоуглеродный анализ, выполненный многократно и в разных лабораториях (Оксфорд, Цюрих, Аризона), датирует возраст плащаницы безжалостно и однозначно - XIII-XIV века. То есть именно тогда, когда покрывало неизвестно откуда объявилось в руках славного рыцаря Годфри. Но анализ ткани и впитавшейся в нее пыли показал, что покров выткан из смеси льна с хлопком, что характерно для Ближнего Востока, а частички цветочной пыльцы принадлежат растениям, выросшим на берегах реки Иордан. НАСА, обнаружив на ткани следы человеческой крови, выявило странную особенность: фоторепродукция с плащаницы, пропущенная через оптические анализаторы, дает объемный эффект.

http://zavet.ru/blog/index.php?itemid=15...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010