Архив Пн Патриарх Сербский Порфирий вручил Архиепископу Стефану Томос об автокефалии Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии 7 июня 2022 г. 11:18 5 июня 2022 года, в Неделю святых отцев Первого Вселенского Собора, в кафедральном храме Архангела Михаила в Белграде Святейший Патриарх Сербский Порфирий и Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский Стефан возглавили Божественную литургию. Им сослужили иерархи Сербского Патриархата и Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии. От Сербского Патриархата в богослужении участвовали епископы Зворницко-Тузланский Фотий, Крушевацкий Давид, Ремезьянский Стефан, Топлицкий (избранный Шабацкий) Иерофей и Хвостанский (избранный Западноевропейский) Иустин, а также архимандрит Нектарий (Самарджич), избранный епископ Егарский. От Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии приняли участие митрополиты Преспанско-Пелагонийский Петр, Дебарско-Кичевский Тимофей, Повардарский Агафангел, Европейский Пимен и Кумановско-Осоговский Григорий. За богослужением молились епископы Бачский Ириней, Марчанский Савва и находящийся на покое епископ Канадский Георгий (Сербская Православная Церковь), а также митрополит Тетовско-Гостиварский Иосиф и епископ Гераклейский Климент (Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия). По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Сербский Порфирий торжественно вручил Блаженнейшему Архиепископу Охридскому и Македонскому Стефану Томос, подтверждающий автокефалию Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии. Выступив со словом, Предстоятель Сербской Православной Церкви подчеркнул, что Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия обладает «не только условиями, но также потребностью» в автокефалии, которая представляется «наилучшим возможным способом организации» ее дальнейшей жизни. Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский Стефан поблагодарил Святейшего Патриарха Сербского Порфирия, назвав случившееся «событием исключительной значимости» не только для Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии, но и для всего Православия. «Вы на деле явили, как любите мир и согласие между братьями, насколько любите Церковь, Церковь как Тело Христово», — сказал, обращаясь к Святейшему Патриарху, Блаженнейший Архиепископ Стефан, отметив, что благодаря «неутомимым усилиям» Предстоятеля Сербской Православной Церкви, предпринимавшимся в согласии со Священным Синодом и Архиерейским Собором, радость ныне посетила древний Охрид — «град святых Климента и Наума, именуемый славянским Иерусалимом, в котором — многовековой источник всеславянской духовности и культуры».

http://patriarchia.ru/db/text/5934480.ht...

Софийский университет им. св. Климента Охридского отмечает 120-летие 24 ноября 2008 г. 13:47 Старейшее учебное заведение Болгарии — Софийский университет имени св. Климента Охридского — отмечает в этом году свое 120-летие. Юбилею посвящены десятки научных и культурных мероприятий. Кульминация торжеств приходится на 23-25 ноября. Среди самых важных мероприятий, связанных с юбилеем — трехдневная международная научная конференция. «Не случайно ее темой является " Неопределенное будущее: университет в эпоху глобализации, культурной гибридизации и Интернета " , т.е. университет в эпоху конкуренции за знания и информацию, — рассказал один из организаторов конференции доцент Александр Кесев. — В конференции примут участие 70 человек — ректоры высших школ и почетные доктора Софийского университета из разных частей мира. Будет представлено более 50 докладов. В ходе конференции будет обсуждаться проект стратегии научных исследований Софийского университета. Надо сказать, что до сих пор не было ничего подобного. В данный момент вырабатывается национальная стратегия, мы знакомы только с ее черновым вариантом, поэтому разработали такую стратегию и для СУ. Она будет обсуждена деканами, нашими коллегами, представителями Министерства образования и иностранными участниками. Это одно из самых значимых событий в программе чествований». Среди наиболее важных вопросов в проекте развития — место Софийского университета в болгарской науке, развитие его исследовательского потенциала. «Я горжусь тем, что за последние два месяца в Софийском университете было проведено около 45 научных конференций, — отметил ректор СУ профессор Иван Илчев. — Это доказывает наш основной тезис — Софийский университет является исследовательским центром, и что без исследований, без науки, не может существовать качественного образования. Так как я историк, могу сказать, что наш университет поддерживает свои традиции. Только за последние 3-4 месяца университетское издательство, одно из крупнейших издательств в Болгарии, выпустило первую историю Софийского университета на английском языке, опубликовало масштабное издание трудов первого ректора академика Балана, издало на церковно-славянском языке с переводом на современный болгарский язык все известные тексты и службы св. Климента Охридского, покровителя нашего университета. В знак уважения к традиции была выпущена и первая история Софийского университета с 1939 года, автором которой является профессор Михаил Арнаудов».

http://patriarchia.ru/db/text/492492.htm...

Архив Пн Председатель Отдела внешних церковных связей встретился с Блаженнейшим Архиепископом Охридским и Македонским Стефаном 11 января 2023 г. 20:11 11 января 2023 года Предстоятель Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский Стефан принял в своей резиденции в Скопье председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония , прибывшего в Северную Македонию с рабочим визитом по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Во встрече приняли участие члены Священного Синода Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии: митрополит Преспанско-Пелагонийский Петр, митрополит Дебарско-Кичевский Тимофей, секретарь Синода Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии епископ Гераклейский Климент. Во встрече также участвовали советник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Игорь Якимчук, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Вассиан (Змеев) и помощник председателя ОВЦС священник Александр Ершов, сопровождающие митрополита Волоколамского Антония в поездке, а также Чрезвычайный и Полномочный посол России в Северной Македонии С.А. Баздникин. Митрополит Волоколамский Антоний передал Блаженнейшему Архиепископу Охридскому и Македонскому Стефану приветствие и теплые благопожелания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, еще раз поздравив Предстоятеля Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии с предоставлением ей канонической автокефалии. В атмосфере любви и братского взаимопонимания участники встречи обменялись мнениями по вопросам текущей обстановки в православном мире, обсудив перспективы развития отношений между Московским Патриархатом и Македонской Православной Церковью — Охридской Архиепископии и затронув ряд других тем, представляющих взаимный интерес. В завершение встречи стороны обменялись памятными подарками.

http://patriarchia.ru/db/text/5994713.ht...

Подписан договор о сотрудничестве между Российским православным университетом и Софийским государственным университетом св. Климента Охридского 28 апреля 2012 г. 12:48 27 апреля 2012 года в Софийском государственном университете святого Климента Охридского состоялось подписание договора о сотрудничестве между данным национальным университетом Болгарии и Российским православным университетом . Договор подписали ректор Софийского университета профессор Иван Илчев и ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) , прибывший в Болгарию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в дни визита Его Святейшества в Болгарскую Православную Церковь . Комментируя данное событие, игумен Петр (Еремеев) выразил надежду, что договор «позволит двум вузам объединить усилия по изучению богатого наследия славянской культуры и всемерному возрождению идей славянского единства». Стороны достигли соглашения о взаимной поддержке и совместном применении имеющихся знаний и опыта в решении научных проблем, представляющих обоюдный интерес, обмене преподавательскими кадрами, поддержке научных исследователей и развитии студенческого обмена. Квоты и условия обмена преподавательским составом, научными сотрудниками, исследователями и студентами будут регулироваться согласно дополнительно согласованным программам. Российский православный университет — учреждение высшего профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви, реализующее церковные и светские стандарты образования. В состав университета входит АНО ВПО «Православный институт святого Иоанна Богослова». Университет был основан в 1992 году и сегодня включает 6 факультетов: историко-филологический, факультет религиоведения, этнокультурологии и регионалистики, факультет экономики и права, факультет церковного служения, факультет психологии, факультет искусств. Как отмечается в Концепции развития РПУ, «отличительная черта Российского православного университета — направленность всего процесса обучения на подготовку выпускника, полностью адаптированного к современной реальности, человека предприимчивого, способного к самостоятельным действиям, готового к ответственности за принятые решения, и одновременно с этим — ориентированность на формирование духовно богатой личности».

http://patriarchia.ru/db/text/2188786.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ангеляр Охридский, равноап. - житие Ангеляр (или Ангеларий) Охридский (1-я пол. IX в.- ок. 886), пресвитер, святой равноапостольный. Память в числе Седмочисленников и в Соборе Болгарских святых Ученик и сподвижник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великой Моравии и Паннонии, один из святых Седмочисленников. Судя по имени, более характерному для западнохристого мира, Ангеляр, вероятно, был уроженцем Великой Моравии или Паннонии. Причисление его к особо выделенным ученикам святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о деятельном участии Ангеляра в трудах Моравской миссии по крайней мере во времена архиепископства Мефодия, хотя конкретные его труды неизвестны. После кончины святителя Мефодия в 885 году Ангеляр вместе с Гораздом, Климентом и Наумом попал в ту группу славянских священнослужителей, которая по приказу франкского епископа Вихинга и князя Святополка была заключена в темницу, где на узниках трижды чудесным образом распадались оковы. Когда они, кроме Горазда, были выпущены из темницы, они были затем жестоко избиты, раздеты и под конвоем немецких воинов, постоянно угрожавших им смертью, изгнаны из великоморавской столицы Велеграда. С большими трудностями и лишениями они добрались до Сирмия (ныне Сремска-Митровица) и через Дунай переправились в Белград, бывший тогда болгарской пограничной крепостью. Городской начальник, знавший о желании святого равноапостольного князя Бориса Болгарского иметь в Болгарии славянских священнослужителей, радушно принял их и вскоре переправил в столицу болгарской державы Плиску, где изгнанники нашли приют в знатных домах. Ангеляр поселился в доме болярина Чеслава, но от пережитых страданий и лишений вскоре скончался. Место его погребения неизвестно. Почитание Сведения о святом Ангеляре весьма скудны и относятся к последнему году его жизни. Они содержатся в пространном греческом житии святого Климента Охридского, написанном в конце XI века Феофилактом Охридским на основании недошедшего до нас славянского жития. Предполагается, что к этому источнику восходят все ныне известные позднейшие сведения об Ангеляре, сводящиеся к упоминанию его имени в числе учеников славянских просветителей и встречающиеся в кратком житии («Успении») святого Константина-Кирилла (нач. XIII в.), кратком греческом житии св. Климента Охридского, написанном Димитрием II Хоматианом (1-я пол. XIII в.), при отдельных списках «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и переделке грамматического трактата Константина Костенечского (XVI в.), в службах святым Седмочисленникам.

http://pravicon.com/info-1758

По благословению Патриарха Максима в Болгарии пройдут торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана, митрополита Московского и всея Руси 13 сентября 2006 г. 10:37 По благословению Святейшего Патриарха Болгарского Максима 15 -17 сентября в Болгарии пройдут торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана, митрополита Московского и всея Руси. Организаторами торжеств стали Болгарская Патриархия , Великотырновская митрополия, Великотырновский университет им. свв. Кирилла и Мефодия, Научно-иследовательский центр «Тырновская литературная школа» при Великотырновском университете им. свв. Кирилла и Мефодия, Софийский университет им. св. Климента Охридского. Председатель Оргкомитета — проф. дфн Невяна Дончева-Панайотова, автор единственной монографии о свт. Киприане на болгарском языке. Члены оргкомитета — митрополиты Варненский и Великопреславский Кирилл и Великотырновский Григорий, ректор Великотырновского университета им. свв. Кирилла и Мефодия проф. дфн Иван Харалампиев, проректор Софийского университета им. св. Климента Охридского проф. Георгий Бакалов и др. Торжества начнутся с Божественной литургии в Килифареевском монастыре, которую возглавит митрополит Великотырновский Григорий. В рамках торжеств состоится научная конференция «Киприановские чтения», в которой примут участие более 50 болгарских и иностранных ученых. Доклады посвящены проблемам, связанным с личностью свт. Киприана, его эпохой, культурным диалогом между русским, болгарским и другими славянскими народами на рубеже XV-XV bekob. Темы докладов российских ученых: «Митрополит Киприан и русская книжная культура на рубеже XIV-XV вв.» (Анатолий Турилов, Москва), «Митрополиты Киприан и Григорий Цамблак в России (сравнительный анализ деятельности святителей)» (дфн Игорь Калиганов, Москва), «Литургические тексты  XIV-XV вв. на стенах  древнерусских храмов: проблемы  языка и текстологии» (проф., дфн Татьяна Рождественская, Санкт-Петербург), «Тверские рукописи как источник сведений по биографии и творчеству митрополита Киприана» (Галина Гадалова, Тверь), «Литургическая реформа в Русской Православной Церкви на рубеже XIV-XV вв. в контексте русско-афонских связей. К 600-летию преставления святителя Киприана» (Олег Ульянов, Москва), «Штрихи к портрету и биографии митрополита Киприана по тверским нарративным источникам» (дфн Елена Конявская, Москва) и др.

http://patriarchia.ru/db/text/141437.htm...

По благословению Патриарха Максима в Болгарии прошли торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана, митрополита Московского 19 сентября 2006 г. 17:09 По благословению Святейшего Патриарха Болгарского Максима в Болгарии  прошли торжества и конференция, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана, митрополита Московского и всея Руси. Организаторами торжеств выступили Св. Синод Болгарской Православной Церкви , Великотырновская митрополия, Великотырновский университет им. свв. Кирилла и Мефодия, Научно-иследовательский центр «Тырновская литературная школа» при Великотырновском университете им. свв. Кирилла и Мефодия, Софийский университет им. св. Климента Охридского, Специализированное высшее училище библиотекознания и информационных технологий. Членами оргкомитета были митрополиты Варненский и Великопреславский Кирилл и Великотырновский Григорий, ректор Великотырновского университета им. свв. Кирилла и Мефодия проф. дфн Иван Харалампиев, проректор Софийского университета им. св. Климента Охридского проф. Георгий Бакалов и др. Торжества начались с Божественной литургии в Килифареевском монастыре, которую возглавит митрополит Великотырновский Григорий. В рамках торжеств состоялась научная конференция «Киприановские чтения», проходившая в Велико Тырново и Софии. Были оглашены приветствия  Святейшего Патриарха Максима, президента Республики Болгария Г.Парванова, Чрезвычайного и Полномочного посла РФ в Болгарии А.В. Потапова. В «Киприановских чтениях» приняли участие многочисленные исследователи из Болгарии, России, Украины, Швеции и других стран. На научной конференции было представлено более 30 докладов, которые в последствии будут опубликованы в отдельном сборнике. Доклады были посвящены проблемам, связанным с личностью свт. Киприана, его эпохой, культурным диалогом между русским, болгарским и другими народами на рубеже XV-XV веков. Темы докладов российских ученых: «Митрополит Киприан и русская книжная культура на рубеже XIV-XV вв.» (Анатолий Турилов, Москва), «Митрополиты Киприан и Григорий Цамблак в России (сравнительный анализ деятельности святителей)» (дфн Игорь Калиганов, Москва), «Литургические тексты  XIV-XV вв. на стенах  древнерусских храмов: проблемы  языка и текстологии» (проф., дфн Татьяна Рождественская, Санкт-Петербург), «Тверские рукописи как источник сведений по биографии и творчеству митрополита Киприана» (Галина Гадалова, Тверь), «Литургическая реформа в Русской Православной Церкви на рубеже XIV-XV вв. в контексте русско-афонских связей. К 600-летию преставления святителя Киприана» (Олег Ульянов, Москва), «Штрихи к портрету и биографии митрополита Киприана по тверским нарративным источникам» (дфн Елена Конявская, Москва) и др.

http://patriarchia.ru/db/text/143308.htm...

«Золотой век» христианской болгарской письменности История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Памятник святому Науму Охридскому в центре Скопье, Северная Македония. Фото: journalpp.ru Правление Симеона Великого вошло в историю как «золотой век» болгарской книжной культуры. Соратники равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия Климент и Наум Охридские, Ангеларий, Горазд и Савва, вынужденные покинуть Моравию, нашли приют в Болгарии. Пользуясь покровительством святого князя Бориса и потом его сына Симеона, они вместе со своими учениками и последователями Константином Преславским, Иоанном Экзархом, Тудором Доксом, Храбром Черноризцем и Лаврентием переводили на македонский диалект славянского языка, близкий болгарскому наречию, священные и богослужебные книги, отрывки из творений отцов Церкви, жития святых, а также писали оригинальные сочинения, так что в результате их трудов за время правления Симеона, названное «золотым веком» болгарской литературы, была создана целая библиотека христианских книг на языке, названном впоследствии старославянским. Составитель «Изборника» имел поэтому основание сравнивать Симеона с египетским Царем Птолемеем Филадельфом, под покровительством которого в III столетии до Р. Х. были переведены книги Ветхого Завета с еврейского оригинала на греческий язык. В Болгарии сложилось два центра христианского просвещения: один в Плиске, позже вместе с переносом столицы он переместился в Преслав, и другой – на западе государства, в Охриде. Преславскую книжную школу возглавил преподобный Наум, а Охридскую – святитель Климент, и после него также Наум, перебравшийся из Преслава на запад Болгарии. Святитель Климент Охридский Наум Охридский родился в 830-е гг.. Место его рождения неизвестно. Болгарская Церковь включила его имя в собор святых Седмочисленников – равноапостольных Кирилла и Мефодия и их 5 учеников. Подробных сведений о его миссионерской деятельности в Моравии не имеется, но, прибыв в Болгарию, он в 886-м г. поселился в Преславе, возглавив местную переводческую школу. Помимо переводов, он, вероятно, писал и оригинальные сочинения. По одной из версий, ему принадлежит первоначальная редакция Сказания об апостоле Андрее Первозванном. В 893-м г. он переехал на запад Болгарского государства, в Девол, расположенный на территории современной Албании, возглавив местную книжную школу, после того как ее основатель святой Климент Охридский был хиротонисан во епископа и поставлен на Величскую кафедру. В 905-м г. преподобный Наум основал монастырь на берегу Охридского озера, впоследствии названный его именем, и там продолжил переводческие труды. Святой Наум преставился 23 декабря 910 г. и был посмертно канонизован.

http://pravoslavie.ru/152907.html

Охрид Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 41.120761; 20.806392 Северная Македония, община Охрид, город Охрид община Охрид Северная Македония Вид на город с охридского озера Город на восточном берегу Охридского озера в Республике Македония. Население — около 55,8 тыс. жителей. В городе большое число живописных домов и памятников, основной статьёй бюджета города является туризм. Содержание Общее описание [ править править код ] Расположен к востоку от Тираны (Албания) и к юго-западу от Скопье. По одному из предположений название Охрид — славянского происхождения и означает «на гряде», то есть «на горе». Охрид – древняя столица славянской письменности и культуры. Его неспроста называют Славянским Иерусалимом. Именно здесь первое поколение учеников свв. Кирилла и Мефодия трудилось над развитием кириллического письма, здесь впервые наши предки услышали славянское богослужение, и отсюда в далекую Русь устремлялись духовные сокровища. История города [ править править код ] Современный город Охрид построен на месте античной (иллиро-македонской) колонии Лихнид известной ещё со II—III веков до н. э. В 148 году до н. э. колония была захвачена римлянами, которые после разрушительного землетрясения в 518 году почти полностью её перестроили, из древних македонских построек сохранились только мраморные столбы. В период римского и византийского владычества город являлся важным торговым пунктом на построенной римлянами дороге от побережья Адриатического моря к Константинополю, известной как Эгнатиева дорога (лат. Via Egnatia). Археологические раскопки подтверждают, что город очень давно принял христианство. Епископы Лихнидские принимали участие в первых вселенских соборах. К концу V — началу VI веков город постепенно заселяется славянскими народами. В 861 году входит в состав Болгарии и вскоре получает современное название (под названием Охрид впервые упоминается в 879 году). В Охриде с 886 года ведёт просветительскую деятельность ученик Кирилла и Мефодия Св. Климент Охридский, основавший в Охриде по распоряжению болгарского царя Бориса книжную школу по переводу церковных греческих книг на славянский язык. Считается, что именно в Охриде впервые был создан алфавит кириллица.

http://azbyka.ru/palomnik/Община_Охрид

Святитель Климент Охридский († 916) – ученик и сподвижник просветителей славянских равноапостольных Кирилла и Мефодия, вместе с ними много потрудившийся на ниве славянского просвещения и защиты Православия в Моравской земле. Изгнанный оттуда, он пришел в Болгарию. Здесь им были организованы многочисленные школы, в которых славянской грамоте обучались как взрослые, так и дети. Переводчик, проповедник, духовный писатель, он стал и первым епископом, служившим на славянском языке, а его письменные труды – первыми образцами славянской духовной литературы. 27 июля/9 августа Церковь чтит епископа Охридского Климента вместе с его сподвижниками – святыми Ангеляром, Наумом, Саввой и Гораздом. Публикуем в этот день несколько поучений святителя Климента. Святитель Климент Охридский Господи, благослови! Знайте, братия, что сегодня праздник святого (имярек). И нужно собираться в церковь на молитву, как сказано в святом Евангелии: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Здесь, братия, среди молящихся, Сам Господь, согласно Его обещанию. Поэтому следует нам идти в церковь с чистым сердцем, да молимся без гнева и злобы, прежде всего прося очищения от всяких грехов. Ибо сказано: «Всё, что ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22). А «когда молитесь, не говорите лишнего, как язычники» (Мф. 6: 7). Это празднословие, когда от Бога ищут богатство, или почесть, или победу над врагом, или нечто иное земное. Но «ищите прежде Царствия Божия и правды его, и это всё приложится вам» (Мф. 6: 33). «Потому что знает Отец ваш Небесный, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6: 32). Прежде всего да уподобимся чистоте святых, их доброй жизни и верному служению А когда празднуете память святых, нужно поступать так: прежде всего да уподобимся их чистоте, их доброй жизни и верному служению. Угодна Богу молитва того, кто нелицемерно празднует [церковные] праздники, а не так, как делают человекоугодники, которые ожидают получить похвалу за [устроенную] трапезу. Лучше же нам подражать святым в их делах. И всегда будем внимательны к тому, чтобы душа наша была чиста, а сердце свято. Таких праздников ожидает Бог: когда принимаем странников, питаем голодных, одеваем нагих, посещаем с милостыней заключенных, когда даем некую помощь бедным и больным, когда как-либо помогаем обиженным, когда почитаем друг друга не с лицемерием, а со смирением и искренней любовью. Так и Бог сказал: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29). И наши молитвы тогда будут приняты – соединенная с милостыней молитва поистине будет услышана. Такие жертвы, как сказал Павел, угодны Богу (ср.: Евр. 13: 16). А пророк сказал: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И снова говорит Господь: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6: 6).

http://pravoslavie.ru/105652.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010