[Ангеляр] (1-я пол. IX в.- после 885), св. равноап. (пам. 27 июля), ученик и сподвижник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Вел. Моравии и Паннонии. Входит в группу т. н. Седмочисленников , состоящую из слав. просветителей и их ближайших учеников - святых Климента и Наума Охридских, Горазда и Саввы (иногда вместо последнего называется Лаврентий ). Биографические сведения об А. О. весьма скудны и относятся к последнему году его жизни. Они содержатся в пространном греч. житии св. Климента Охридского, написанном в кон. XI в. Феофилактом Охридским (главы 2, 12-16) на основании недошедшего слав. жития. К этому источнику восходят все позднейшие сведения об А. О., сводящиеся к упоминанию его имени в числе учеников слав. просветителей и встречающиеся в кратком житии («Успении») св. Константина-Кирилла (нач. XIII в.), кратком греч. житии св. Климента Охридского, написанном Димитрием II Хоматианом (1-я пол. XIII в.), при отдельных списках «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и переделке грамматического трактата Константина Костенечского (XVI в.), в службах святым Седмочисленникам. Судя по имени, более характерному для западнохрист. мира, А. О. был, вероятно, уроженцем Вел. Моравии или Паннонии. Помещение имени А. О. в житии св. Климента в числе особо выделенных учеников святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о деятельном участии А. О. в лит. и переводческих трудах Моравской миссии по крайней мере во времена архиепископства Мефодия, хотя конкретные его труды неизвестны. Сведений о сане А. О. текст не содержит. После кончины св. Мефодия в 885 г. А. О. вместе с Гораздом, Климентом и Наумом попал в ту группу слав. священнослужителей, к-рая по приказу франк. еп. Вихинга и кн. Святополка была заключена в темницу, где на узниках трижды чудесным образом распадались оковы. Выпущенные (кроме Горазда) из темницы, они были затем жестоко избиты, раздеты и под конвоем нем. воинов, постоянно угрожавших им смертью, изгнаны из великоморавской столицы Велеграда. С большими трудностями и лишениями они добрались до Сирмия (совр. Сремска-Митровица) и через Дунай переправились в Белград, бывший тогда болг. пограничной крепостью. Городской начальник (боритаркан), знавший о желании св. равноап. кн. Бориса Болгарского иметь в Болгарии слав. священнослужителей, радушно принял их и вскоре переправил в столицу болг. державы Плиску , где изгнанники нашли приют в знатных домах. А. О. поселился в доме болярина Чеслава, но от пережитых страданий и лишений вскоре скончался. Место его погребения неизвестно. Позднейшее почитание А. О. в Охриде и Охридской архиепископии связано с упоминанием его имени в житии св. Климента Охридского. Самостоятельного почитания, отдельного от святых Седмочисленников, А. О. не получил. Житие и служба ему отсутствуют, память в месяцесловах не встречается, имя не получило распространения в средневек. слав. мире, иконография является составной частью иконографии святых Седмочисленников.

http://pravenc.ru/text/115046.html

В связи с глобальным экономическим кризисом, который поразил США, данный конгресс посетило всего 200 человек. Это в два раза меньше, чем в прошлом году в Берлине. 8 августа. ПРАВМИР. Профессор Иван Желев Димитров, представляющий богословский факультет Софийского Университета святого Климента Охридского, посетил 66-й ежегодный Конгресс ученых в Нью-Йорке, посвященный исследованию Нового Завета . Примерно двести ученых со всех континентов прибыли на Конгресс, чтобы обсудить вопросы, связанные с различными областями исследования Нового Завета. В рамках данной программы были зачитаны четыре 60-минутных доклада и 16 докладов по 30 минут. Также был представлен 51 семинарский доклад в 17 рабочих группах. Все эти работы посвящены современным проблемам новозаветных исследований. Съезд проводился на трех языках – английском, французском и немецком (без перевода). Подобные встречи экспертов Священного Писания Нового Завета проводятся каждый год в разных странах. В связи с глобальным экономическим кризисом, который поразил США, данный конгресс посетило всего 200 человек (в два раза меньше, чем в прошлом году в Берлине). Стоит отметить, что Университет святого Климента Охридского, представляемый Иваном Желевым Димитровым, организует и поддерживает две специализированные библиотеки по библейской науке – в Санкт-Петербурге и Софии. На заседании данного комитета профессор Димитров сообщил, что в этом году количество томов по библейской науке в Софийской библиотеке достигло 8500 экземпляров. Также он отметил, что за последние 3-4 года в Болгарии было написано несколько высококачественных диссертаций по Ветхому и Новому Заветам. Справка: Димитров Иван Желев — старший преподаватель, доцент и профессор Священного Писания Нового Завета в Духовной Академии Богословского факультета Софийского университета. Родился 9 сентября 1944 г.. Закончил классическую филологию в Софийском университете св. Климента Охридского. 1972—1975 г. — специализировался на Богословском факультете Афинского университета. Далее — в Восточно-церковном институте в Регенсбурге, Германия, и Амстердамском университете, Нидерланды.

http://pravmir.ru/v-nyu-jorke-proshel-ko...

Выставка, посвященная христианским памятникам Албании, проходит в Софии 26 августа, 2011. Новостная служба Автор экспозиции, доктор Эмиль Иванов (Богословский факультет Софийского университета святого Климента Охридского) представил исторические фотографии его личной коллекции, частные коллекции фотографий древних и средневековых памятников Албании, а также памятников от девятнадцатого века до наших дней. 26 августа. ПРАВМИР. В Софии (Болгария) в рамках XXII Международного конгресса византийских исследований с 22 по 27 августа 2011 года проходит выставка под названием « Албания: известная и неизвестная ». Выставка открыл хор была открыта выступлением хора святого Романа Сладкопевца под руководством Симеона Генова. Автор экспозиции, доктор Эмиль Иванов (Богословский факультет Софийского университета святого Климента Охридского) представил исторические фотографии его личной коллекции, частные коллекции фотографий древних и средневековых памятников Албании, а также памятников от девятнадцатого века до наших дней. В отличие от прошлой выставки («Албания: прошлое и настоящее»), проходящей в феврале 2011 года, здесь были представлены архивные фотографии из частных и музейных коллекций, многие из которых публикуются впервые. В соответствии с научными интересами были выбраны фотографии различных археологических памятников раннехристианского и средневекового периода Албании. Все предоставляемые примеры сопровождаются поясняющим текстом на болгарском и французском языке, что позволило конструктивно обсудить вопросы многим рядовым участникам выставки и ученым-медиевистам. Руководитель выставки Эмиль Иванов отметил, что это мероприятие весьма полезно для изучения христианских памятников Албании и истории страны в целом. Читайте также: Древние греческие рукописи привезены в Болгарию Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vystavka-posvyashhenna...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУЕВ Куйо Марков (11.11.1909, с. Острец (ныне г. Априлци Ловечской обл., Болгария) - 28.12.1991, София), болг. филолог. В 1937 г. окончил отд-ние слав. филологии в Софийском ун-те. В 1937-1939 гг. преподавал болг. язык в Ягеллонском ун-те в Кракове, в 1941-1942 гг. специализировался по слав. филологии в ун-тах Вены и Лейпцига. С 1947 г. работал в Софийском ун-те (профессор с 1961), зам. декана (1962-1965), декан (1972-1976) фак-та славянской филологии, директор Летнего коллоквиума по староболгаристике (1978-1982). В 1982-1984 гг. директор Центра болгаристики Болгарской АН, в 1982-1991 гг. главный редактор ж. «Старобългаристика». Доктор филологии (Краков, 1939; София, 1973). Лауреат премии им. Кирилла и Мефодия Болгарской АН и «Димитровской премии» (1982). В целях изучения древнеболгарской лит-ры IX-X вв. К. занимался розыском и публикацией источников о возникновении слав. письменности, деятельности святых Кирилла и Мефодия и их учеников и др. В архивах Болгарии, России, Польши, Чехословакии, Югославии, Румынии и Австрии он обнаружил списки ранее неизвестных науке произведений болг. писателей IX-X вв.: Черноризца Храбра, Константина Преславского, Климента Охридского. Опубликовал более 250 статей на болг., нем., польск. и рус. языках в Болгарии, Белоруссии, Венгрии, ФРГ, Греции, Италии, Польше, России, США и Японии. Особый вклад К. внес в изучение сказания Черноризца Храбра «О письменах», доказав, что это сочинение было создано в Преславе ок. 893 г. К. опубликовал памятник, проанализировав 73 его списка XIV-XIX вв. и возможные источники ( Куев К. М. Черноризец Храбър. София, 1967). На основе анализа 38 списков XII-XVIII вв. К. доказал, что авторство «Азбучной молитвы» принадлежит еп. Константину Преславскому, а не равноап. Кириллу (Азбучната молитва в слав. лит-ри. София, 1974). Также он определил границы распространения памятников болг. книжности кон. IX - нач. X в. в болг., рус. и серб. средневек. рукописной традиции. Вместе с Б. С. Ангеловым, Х. Кодовым и К. Ивановой проследил рукописную традицию 24 Слов (атрибуция к-рых не вызывает сомнений или весьма вероятна) равноап. Климента Охридского, в т. ч. Похвальных слов архангелам Михаилу и Гавриилу и на Лазарево воскресение, и участвовал в издании собрания его сочинений ( Климент Охридски, св. Събр. съч. София, 1970-1977. 3 т.).

http://pravenc.ru/text/2462191.html

В ответном слове архиепископ Верейский Евгений выразил благодарность за приглашение и оказанное гостеприимство, а также рассказал о деятельности Московской духовной академии, остановившись на диалоге с Министерством образования по поводу аккредитации, на особенностях участия высших учебных заведений теологического профиля в Болонском процессе и, в целом, на значении теологического образования в Российской Федерации. Особое внимание архиерей уделил предстоящему празднованию 1100-летия блаженной кончины святителя Климента Охридского (2016 год). Владыка ректор также рассказал об участии Московской духовной академии в подготовке к празднованию 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Во время встречи В. Стойковский представил архиепископу Евгению сборник материалов научной конференции «Кирилло-мефодиевская традиция и македонско-русские духовные связи», проходившей в г. Охрид. В работе форума принимали участие профессора и преподаватели МДА. Пресс-служба МДА /Патриархия.ru за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження : та звернення] Кирила з РФ С.С. Кравцовим У проходить з у монастирях У Навчальному перший навчальний для вищих навчальних до " Пам " ять Церкви " » чергове групи з викладання у вишах У Санкт-Петербурзькому державному Ради НДУ ВШЕ та ЗЦАД провели курс для духовних навчальних про застосування штучного з ключовими словами школи – заклади – Навчальний   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м. Москви чергове Синодального з чернецтва У «Ковчег» монастиря у Ради Голова ВЗЦЗ з представником Церкви робоча голови Ради з керуючим Бердянською Митрополит Волоколамський з представниками Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3672184...

Закрыть itemscope itemtype="" > Демонизация Путина до Крыма и Сирии, и старте современной русофобии 27.09.2022 288 Темы программы: Что из себя представляет самая большая страна мира: империя это или национальное государство; Каково евразийское будущее России; О процессе демонизации коллективным Западом России и Путина; «СВО» на Украине в контексте истории развития российского государства, Причины ненависти части украинского народа ко всему русскому задолго до СВО; Природа русофобии в Европе и «Европобесия» в России; Борьба русофобов с русофилами в современной Болгарии; «Братушки» ли русские болгарам; Почему сегодняшний Евросоюз является «коллективным Горбачевым».   Эти и другие вопросы в программе «Нейтральная зона Гость:  Дарина Григорова — известный болгарский историк, профессор Софийского университета им. Св. Климента Охридского, автор книги «Русский Феникс — между советским прошлым и евразийским будущим». Ведущий: Александр Вальдман Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2022/09/27/demo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наши евроатлантические партнеры остервенели... 20.03.2023 235 Автор книги «Русский Феникс – между советским прошлым и евразийским будущим» - в эфире программы «Нейтральная зона» рассказала о праздновании в Болгарии 145-й годовщины освобождения страны Россией от Османского ига и значимости участия в торжествах Национального движения русофилов. Также она прокомментировала отказ властей Болгарии пригласить на торжества в Софии и на Шипке представителей посольства России и Белоруссии. Проанализировала причины, по которым ряд болгарских политиков предлагают отменить празднование Дня освобождения от Османского ига. Подробно рассматрела случаи проявления русофобии и вандализма против русских и советских памятников. Оценила степень русофобских настроений в Болгарии из-за СВО на Украине. Дарина Григорова – болгарский историк, профессор Софийского университета им. Св. Климента Охридского Ведущий программы Александр Вальдман Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2023/03/20/nash...

Круг исследовательских интересов А. был весьма широк и в хронологическом, и в географическом отношении и включал в себя кирилло-мефодиевскую проблематику, историю болгарской лит-ры IX - 1-й пол. XIX в., болгаро-румын., болгаро-рус. и болгаро-серб. средневек. лит. и книжные связи. А.- один из авторов 1-го т. академической «Истории болгарской литературы» (София, 1963). Его перу принадлежит также обобщающий труд «Борба за делото на Кирил и Методий», посвященный роли и значению кирилло-мефодиевской традиции в становлении новой болг. культуры и в формировании национального самосознания в XIX в. Основные исследования А. написаны в форме малого жанра - статей, очерков, содержащих зачастую публикации неизвестных или редких текстов и их списков; тематическими сборниками являются по существу и его книги, что не умаляет их научного значения. Одну из основных сторон исследовательской деятельности А. составляли постоянные археографические разыскания. Помимо болг. рукописных собраний он много работал в хранилищах Румынии, Югославии (Белград, Загреб) и в особенности СССР (Киев, Ленинград, Москва). Результатами этих поисков явились работы, объединенные в сборники «Из старата българска, руска и сръбска литература» (София, 1958-1978. Кн. 1-3), «Из историята на руско-българските литературни връзки» (София, 1972,1980. Ч. 1-2), «Из историята на старобългарска и възрожденската литература» (София, 1977), «Руско-южнославянски книжовни връзки» (София, 1982), «Старобългарско книжовно наследство» (София, 1983) и др. Среди наиболее заметных в научном отношении находок А.- «Сказание инока Христодула» («Сказание о железном кресте»), уникальный памятник болгаро-визант. культурных связей рубежа IX-X вв.; цикл болг. чудес великомученика Георгия, записанный со слов инока-болгарина первоначально на греч. языке в Вифинии и вскоре переведенный на славянский. Весьма плодотворной оказалась также атрибуция А. св. Клименту Охридскому Минеи общей особого состава на основании стилистических признаков (Константин-Кирил Философ. София, 1969. С. 237-259), что подтвердилось после находки Г. Поповым в канонах памятника акростихов с именем этого автора.

http://pravenc.ru/text/115086.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР [болг. Кирило-Методиевски научен център] (КМНЦ) Болгарской АН. Основан в 1980 г. как преемник Климентовской (1914-1944) и Кирилло-Мефодиевской комиссий (1971-1980) Болгарской АН. КМНЦ - самостоятельное отд-ние, к-рым руководят Научный совет и директор: до 1989 г. П. Динеков , в 1989-1994 гг.- М. Бычваров, 1994-2012 гг.- С. Николова, с янв. 2012 г.- С. Барлиева; в штате 32 сотрудника (кон. 2013). В 1994 г. к КМНЦ была присоединена Секция по исследованиям древнеболг. текстов Ин-та болг. языка Болгарской АН. В составе центра 2 секции (кирилло-мефодиевские источники и традиции; кирилло-мефодиевские тексты), редакционно-издательская и библиографическая группы. КМНЦ проводит фундаментальные и практические исследования по изучению, сохранению и популяризации лит. и культурного наследия равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия , их учеников и последователей как в целом, так и в отдельных языковедческих, лит., текстологических, искусствоведческих, палеографических, культурно-исторических и богословских аспектах их произведений. Главными задачами центра являются поиск, изучение и издание кирилло-мефодиевских источников в слав., визант. и лат. книжности, оригинальных и переводных произведений св. братьев, их учеников и представителей преславской и охридской книжных школ, анализ связей этих произведений с визант. и западноевроп. книжностью, комплексное изучение древнеболг. книжных памятников IX-XI вв. и их поздних болг., серб., рус. и молдав. списков, а также всесторонний анализ кирилло-мефодиевских традиций со средних веков до наст. времени в Болгарии и др. странах. Деятельность КМНЦ имеет 3 направления: исследование и научное издание памятников, составление кирилло-мефодиевской библиографии. Работа сотрудников основана на проектном принципе и предусматривает проведение совместных исследований с представителями зарубежных научных центров. К настоящему времени изданы и готовятся к изданию некоторые кирилло-мефодиевские источники (полное критическое издание слав., греч., лат. и романо-герм. текстов), староболг. перевод ВЗ (Книги пророков, Исход и Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова), неск. гимнографических произведений учеников Кирилла и Мефодия, тексты Лондонского Евангелия , Берлинского сборника и др.

http://pravenc.ru/text/1840475.html

Новое руководство духовной семинарии в Софии планирует увеличить набор студентов в новом учебном году. В связи с чем были предприняты некоторые шаги по повышению уровня преподавания иностранных языков в семинарии. В 2011/2012 учебном году в семинарии Святого Ивана Рыльского будет преподаваться новый учебный план на английском языке и новые учебники в соответствии с последними тенденциями в изучении языков. 21 июля. ПРАВМИР. Новое руководство духовной семинарии в Софии планирует увеличить набор студентов в новом учебном году. В связи с чем были предприняты некоторые шаги по повышению уровня преподавания иностранных языков в семинарии. В 2011/2012 учебном году в семинарии Святого Ивана Рыльского будет преподаваться новый учебный план на английском языке и новые учебники в соответствии с последними тенденциями в изучении языков. При помощи этих нововведений руководство духовной семинарии надеется предложить новоприбывшим студентам качественное образование, которое будет соответствовать достаточно серьезной подготовки выпускников школ. Предусматривается возможность семинаристам учиться по новой программе для сдачи экзаменов и последующего получения сертификатов. Будут введение и новые методологические системы углубленного изучения музыки во всех классах семинарии. Здание семинарии располагается на территории большого парка. Также на данной территории располагается семинаристский храм, богатая библиотека, компьютерный клуб, фитнес-центр и спортивные площадки. Новый учебный год начнется в отремонтированных классах семинарии. Режим обучения позволяет молодым людям сосредоточиться на образовании, духовном росте и спортивных занятиях. При этом ограничивается доступ к неполезной для семинаристов деятельности. Все закончившие данную семинарию будут иметь определенные преимущества при поступлении на факультет теологии Святого Климента Охридского. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-duxovnoj-seminarii-s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010