Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОКАЛЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [болг. Кокалянски манастир], муж., во имя арх. Михаила, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Один из мон-рей т. н. Софийской Малой Св. Горы. Находится в Панчаревском ущелье близ с. Кокаляне, в 10 км от Софии. Вместе с мон-рем свт. Николая Чудотворца и ц. прор. Илии входит в комплекс средневек. крепости Урвич. Согласно легендам, К. м. основал болг. царь Самуил в кон. X в., но скорее всего обитель возникла в XIII в. Мон-рю покровительствовали болгарские правители; по преданию, здесь перед завоеванием Болгарии турками спрятал сокровища болг. царь Иоанн Шишман, а принадлежавшая мон-рю серебряная чаша XIV в. с выгравированными буквами ЦСС, возможно, была подарена царем Иоанном Асенем. Во время османского владычества мон-рь неск. раз горел. На рубеже XVIII и XIX вв. пришел в запустение. Был восстановлен в 1858 г. иером. Хрисанфом (в миру Харалампий). 16 июня 1868 г. турки ограбили монастырь и убили иером. Хрисанфа. По-видимому, в османский период К. м. был большим книжным центром. Здесь в 1579 г. поп Иоанн из Кратова сделал список Кокалянского евангелия, а в 1-й пол. XVII в. был составлен т. н. Урвичский сборник (София. Церковно-археологический ин-т при Болгарской Патриархии. 368), который содержит четьи тексты в честь арх. Михаила (описание его чудес, Похвальное слово архангелам Михаилу и Гавриилу равноап. Климента Охридского, слова Иоанна Златоуста серафимам и Собору архангелов) и помянник. В 1936 г. в К. м. поселились монахи, эмигрировавшие из России после революции (ЦДА. Ф. 166 К. Оп. 1. 782. Л. 207-208, 260; см.: Кьосева Ц. Установление болгаро-советских дипломатических отношений в 1934 г. и судьба посольской церкви в Софии//Славяноведение. 2007. 4. С. 51). В справке от 3 июля 1952 г. благочинный рус. приходов в Болгарии прот. Сергий Казанский сообщал, что в К. м. проживают 2 архимандрита, игумен, 7 иеромонахов и послушник - все русские, часть - граждане СССР, часть - Болгарии (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 974. Л. 70-72). 10 нояб. 1952 г. по решению Синода РПЦ приходы, находившиеся в Болгарии, в т. ч. К. м., были переданы в юрисдикцию БПЦ ( Косик В. И. Русская Церковь в Болгарии (1940-1950-е гг.)//Славяноведение. 2003. 6. С. 91-92). С 1965 г. до смерти в 2011 г. игуменом К. м. был известный в Болгарии духовник архим. Назарий (Терзиев).

http://pravenc.ru/text/1841708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАНОВИЧА ГОМИЛИАРИЙ (Арх. ХАЗУ. III.c.19), кириллический пергаменный (32,7 ´ 23 см, с утратами, 265 м) торжественник триодный и минейный на март-авг. (кон. XIII - нач. XIV в.). Заглавие рукописи - «Панагирик месечны и постны». Распространенное в научной лит-ре название кодекс получил в честь австр. консула А. Михановича, в составе собрания которого не позже 1867 г. он был приобретен Югославянской академией в Загребе. Изучением М. г. занимались многие слависты; наиболее подробно рукопись описал В. А. Мошин ( Mo š in. 1952. Dio 1. S. 95-100; 1955. Dio 2. S. 22-23), Р. Айтцетмюллер подготовил ее фототипическое издание ( Aitzetm ü ller. 1957). М. г. содержит гомилетические тексты (проповеди) на постоянные праздники весенне-летней половины года и подвижные праздники Пасхального цикла. Во 2-й части он близок к Клоцеву сборнику и Супрасльскому сборнику XI в. М. г. содержит древнейшие списки Похвальных слов равноап. Климента Охридского и неск. др. слов, возможно, его же авторства, и Слова на Преображение Господне Иоанна Экзарха . По мнению Я. Милтенова, М. г. имеет текстуальные параллели со Златоструем . В работе над М. г. (по 35-36 строк в 2 столбца на листе, заголовки имеют маргинальные украшения) участвовали 2 писца. Первого писца отождествляют с игуменом (действующим или бывшим) монастыря Студеница Николаем ( Турилов. 2009). А. А. Турилов установил, что 2-й почерк М. г. несомненно тождествен почерку анонимного писца серб. пергаменного листа, некогда хранившегося в Прохора Пшинского монастыре в Македонии и переданного П. П. Вяземскому сербским коллекционером древностей С. И. Верковичем (РНБ. Вяз. 124/6а). Помимо почерков весьма близки как кодикологические особенности М. г. и листа Вяземского (размер листа 31,3 ´ 22 см, по 35 строк в 2 столбца на листе), так и их содержание - на листе находится отрывок неустановленной гомилии, вероятно на Рождество Христово. На этих основаниях Турилов предположил, что серб. лист является отрывком парного М. г. осенне-зимнего тома ( Турилов. 2012).

http://pravenc.ru/text/2563826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ц. ап. Андрея на Треске. 1388-1389 гг. первоначально собор мон-ря ап. Андрея, расположенного на р. Треске недалеко от г. Скопье (Македония). Возведена и расписана в 1388-1389 гг., о чем сообщает посвятительная надпись на слав. языке, помещенная на зап. стене наоса над порталом. Ктитор храма, соорудивший церковь в честь соименного святого, королевич Андреаш (сын 2-го краля Вукашина и королевы Елены). А. а. ц. выстроена в соответствии с визант. традицией и принадлежит к памятникам морав. архитектуры. Это небольшая (длина без нартекса - 8,93 м, высота - 8,15 м) крестообразная в плане постройка (триконх). Рукава креста перекрыты позакомарно, барабан купола граненый. Поверхность стен, выложенных из чередующихся рядов камня и плинфы, прорезана нишами и люнетами, украшенными геометрическим орнаментом кладки плинфы. Внутреннее пространство боковых (сев. и юж.) рукавов креста завершается экседрами. Диаконник и жертвенник оформлены как неглубокие ниши в вост. стене по сторонам центральной апсиды. В 50-х гг. XVI в. был пристроен почти квадратный в плане невысокий нартекс. Росписи А. а. ц.- центральное произведение серб. художественной школы кон. XIV в., связанной с именем митр. Иоанна II (Зографа) и его брата иером. Макария. К памятникам этой школы относятся также фрески собора Зрзетского Преображенского мон-ря , 1368-1369 гг., церквей вмч. Димитрия, ок. 1380 г., и свт. Николая, кон. XIV в., в Прилепе, Богородицы в Голобоко близ Безмишти на оз. Преспа (кон. XIV в.). Из надписи на слав. языке в жертвеннике А. а. ц. известно, что роспись выполнена митр. Иоанном и его помощником мон. Григорием. В куполе находилось изображение Господа Вседержителя (не сохранилось) в окружении Небесных Сил, в барабане - фигуры ветхозаветных пророков и св. Иоанна Предтечи, на парусах - евангелисты. В конхе апсиды представлена Богоматерь на троне с Младенцем, с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, ниже, под регистром с полуфигурными изображениями святителей, расположена композиция Μελισμς ( Преломление : т. н. Поклонение Жертве). В нишах диаконника и жертвенника - образы архидиаконов Стефана и Евпла, над к-рыми на зап. гранях вост. пилонов изображено «Благовещение»; в конхах боковых экседр, на сев. и юж. стенах,- Богородица, апостолы Петр и Павел и евангелисты. Программа росписи небольшой по размерам А. а. ц. ограничена 2 циклами - двунадесятых праздников (1-й регистр) и Страстей Христовых (2-й регистр), под к-рыми - поясные изображения святых (в т. ч. прп. Саввы Сербского и св. Симеона Мироточивого, свт. Климента Охридского), в нижнем регистре - святые в рост. В нартексе А. ц. частично сохранилась роспись 1559-1560 гг. (в т. ч. образ ап. Андрея над вост. порталом), мастер к-рой, очевидно, ориентировался на роспись XIV в., однако определяющим в его манере стало серб. художественное течение, возникшее в 1557 г. после обновления Печской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/115352.html

Митрополит Неофит избран Патриархом Болгарским Митрополит Неофит избран Патриархом Болгарским, сообщает агентство 24часа . Он выиграл второй тур выборов, в который вышел вместе с митрополитом Гавриилом Ловечским. В 14 часов в Софии митрополит Кирилл объявил результаты выборов — митрополит Неофит набрал 90 голосов, 47 голосов получил митрополит Гавриил.  Один из бюллетеней были признаны недействительными. По итогам первого тура ни один из трех кандидатов не набрал необходимых 92 голосов членов Священного Синода. Митрополит Неофит собрал 72 голоса, митрополит  Гавриил — 43, митрополит  Галактион — 22 и один бюллетень был признан недействительным. Митрополит Галактион не присутствовал на выборах, так как болен двусторонней пневмонией. В ночь накануне выборов ему приснился сон о том, как он упал в яму, и, посовещавшись с братией монастыря, он принял решение не приезжать на выборы. Всего в Патриарших выборах приняли участие 138 делегатов. Митрополит Русенский Неофит (в миру — Симеон Николаев Димитров) родился 15 октября 1945 года в Софии. Окончил Черепишскую духовную семинарию, Софийскую и Московскую (аспирантура) духовные академии, регентское отделение при МДА. Кандидат богословия. Был преподавателем восточно-церковного пения, регентом студенческого хора СДА и Софийского священнического хора. В 1975 году пострижен в монашество. Преподавал восточно-церковное пение и богослужебную практику в СДА. В 1977 году был возведён в сан архимандрита, в 1981 — назначен протосингелом Софийской митрополии, в 1985 — рукоположен во епископа Левкийского, второго викария Софийской митрополии. В 1989 году назначен ректором Софийской духовной академии, а после преобразования академии в богословский факультет Софийского университета в 1991 году стал его первым деканом. В начале 1992 года назначен главным секретарем Священного Синода Болгарской Православной Церкви и председателем церковного настоятельства при патриаршем Александро-Невском соборе. В 1994 избран митрополитом Доростольским и Червенским, а после разделения епархии на Доростольскую и Русенскую стал митрополитом Русенским. Почетный доктор Софийского университета св. Климента Охридского за заслуги в области духовного образования Болгарии.

http://pravmir.ru/mitropolit-neofit-izbr...

Новости 26 августа, 2011 Депутат сербского парламента: необходимо активизировать в стране атеизм Депутат указала, что Церковь играет важную роль в Сербии, поэтому она легко может влиять на умы людей относительно ситуации в Черногории. 26 августа, 2011 Директора православных школ встретятся в Санкт-Петербурге Совещание директоров православных общеобразовательных учреждений России состоится в Санкт-Петербурге 22-23 сентября 2011 года. 26 августа, 2011 Ограбившие православный храм в Ливии преступники потребовали от настоятеля выкуп Историческая церковь святого Георгия в городе Триполи (Ливия) была ограблена неизвестными. Церковь была построена в 1647 году и является древнейшей православным храмом в Северной Африке. 26 августа, 2011 Сербский патриарх Ириней и глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов обсудили актуальные вопросы Патриарх Сербский Ириней вместе со своим викарием епископом Хвостовским Афанасием встретился с директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктором Ивановым. 26 августа, 2011 Выставка, посвященная христианским памятникам Албании, проходит в Софии Автор экспозиции, доктор Эмиль Иванов (Богословский факультет Софийского университета святого Климента Охридского) представил исторические фотографии его личной коллекции, частные коллекции фотографий древних и средневековых памятников Албании, а также памятников от девятнадцатого века до наших дней. 26 августа, 2011 Сразу 35 человек приняли крещение в водах Терека 24 августа, в первый день своего архипастырского визита в Чечню и Дагестан, архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима, в сослужении духовенства епархии, совершил массовое крещение в станице Наурской Наурского района Чеченской Республики. 26 августа, 2011 Митрополит Салоникский Анфим против легализации мигрантов и македонского радио В своем недавнем интервью митрополит Салоникский Анфим (Элладская Церковь) высказался по многим актуальным вопросам. 26 августа, 2011 В Екатеринбургской епархии состоялась презентация программы первичной профилактики зависимостей у молодёжи «Ладья»

http://pravmir.ru/category/news/page/533...

Новости Семинар «Евхаристия и современная практика причащения в Болгарии» состоялся в Софии 02.06.2008 11:12 София, 2 июня. В пятницу 30 мая на богословском факультете Софийского университета им. св. Климента Охридского состоялся семинар на тему «Евхаристия и современная практика причащения в Болгарии», сообщает " Патриархия.Ру " со ссылкой на " Богослов.Ру " и " Православие.Бг " . В работе семинара, вызвавшего неподдельный интерес общественности, приняли участие представители духовенства, преподаватели и студенты богословских учебных заведений, а также миряне, заинтересованные в проблематике частого причащения. Со вступительным словом выступил диакон Иоанн Иванов, который отметил, что в последнее время в Болгарской Церкви многие проблемы, к сожалению, принято обсуждать без участия мирян, которые, по словам апостола Петра, являются «царственным священством» (1 Петр 2:9). Церковь, заметил выступавший, является единым целым и не делится на клириков и мирян. Далее докладчик обратился к анализу современной литургической практики Болгарской Церкви, а также рассмотрел практику частого причащения мирян в Элладской и Русской Православных Церквях. Отец Иоанн процитировал послание Синода Элладской Церкви от 31 марта 2004 года, в котором вопрос частоты или редкости причастия оговаривается в соответствии с 9-ым апостольским правилом и 2-ым правилом Антиохийского собора, которые предписывают «всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучать от общения церковного». В соответствии с этим Синод Элладской Церкви заявил, что редкое причащение обессмысливает само нахождение человека в Церкви и приводит к духовному оскудению. Литургия, указывает Синод, не является делом только клириков, но совершается по вере и при участии мирян, является «общим делом» — именно так переводится с греческого слово «литургия». Отец Иоанн процитировал также места из писем покойного первоиерарха Элладской Церкви архиепископа Христодула, который указывает, что частое причащение является обязанностью каждого сознательного христианина. В древности христиане причащались каждый день, ко времени святителя Василия Великого — 4 раза в неделю.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Протоиерей Александр Карягин 18 мая 2023 г. 16:30 Протоиерей Александр Карягин 13.05.1949 – 17.01.2023  17 января 2023 года на 74-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу клирик Костромской епархии, старейший преподаватель Костромской духовной семинарии митрофорный протоиерей Александр Карягин. PDF-bepcuя. Александр Иванович Карягин родился 13 мая 1949 года в Новосибирске в верующей семье. В возрасте 14 лет по благословению архиепископа Новосибирского и Барнаульского Кассиана (Ярославского; впоследствии архиепископ Костромской и Галичский; † 1990) начал нести пономарское послушание. В 1967 году Александр Карягин поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Через год был призван в армию, после демобилизации продолжил обучение в духовной школе. Однокурсниками отца Александра были митрополит Новгородский и Старорусский Лев и архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евгений (Ждан; † 2002).   В 1971 году, после вступления в брак, Александр Карягин принял сан диакона, в 1972 году был рукоположен во пресвитера, после чего много лет прослужил в соборе Воскресения на Дебре г. Костромы. В дальнейшем, будучи уже протоиереем, продолжил обучение в Ленинградской духовной академии и в 1989 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Оптина пустынь и ее значение в деле духовно-­нравственного просвещения». В 1997 году был назначен на должность представителя Русской Православной Церкви при Патриархе Болгарском и настоятелем храма подворья Русской Православной Церкви в Софии. За десять лет его служения при подворье была создана библиотека духовной литературы, организована воскресная школа, детский церковный хор, студия изобразительного искусства. За вклад в развитие международных церковных связей в 2003 году отец Александр был награжден Патриархом Болгарским, Митрополитом Софийским Максимом (Минковым; † 2012) орденом Климента Охридского (I степени). Вернувшись из Болгарии, пастырь служил в костромских храмах и преподавал в Костромской духовной школе. В последнее время он возглавлял кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин, читал лекции по нравственному богословию, истории Русской Церкви, истории Поместных Церквей, гомилетике. Выпускники последних лет запомнили отца Александра как постоянного члена итоговой экзаменационной комиссии. Для многих семинаристов он был научным руководителем дипломных работ.  

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церкви У пройшла присвячена в для друку 9 листопада 2011 р. 12:08 1-2 ноября 2011 года в монастыре Подмаина в городе Будва (Черногория) состоялась международная конференция «Епископское служение в Православной Церкви», организаторами которой выступили Константинопольский Патриархат , Черногорско-Приморская митрополия Сербской Православной Церкви , Институт святого Дионисия Румынской Православной Церкви и юридический факультет Университета Magna Graecia в городе Кантазари.  В конференции приняли участие профессора Дж. Б. Адеси, А. Мантинео и другие известные специалисты в области римского, византийского и канонического права, преподаватели Московской духовной академии , Минского государственного университета, Софийского университета имени святителя Климента Охридского, Богословского факультета Белградского университета.  Доклады о каноническом устройстве Русской Православной Церкви представили профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин и профессор Минского государственного университета священник Николай Волоковский.  По окончании конференции протоиерей Владислав Цыпин посетил Цетиньскую семинарию и выступил с лекцией перед ее студентами и преподавателями.  Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Звернення Кирила з нагоди початку НАТО проти : та звернення] Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами школи – Сербська Церква –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1669081...

Святейший Владыка приветствовал гостей, выразив радость в связи с их приездом. Предстоятель Болгарской Церкви пожелал успехов в проведении памятных мероприятий, высказав уверенность, что они станут ежегодными. Митрополит Лонгин поделился благодарными воспоминаниями о годах учебы на богословском факультете Софийского университета имени святого Климента Охридского, деканом которого в то время был епископ Неофит (ныне — Святейший Патриарх Болгарский), а также рассказал о церковной жизни в Саратовской митрополии . Владыка Лонгин пригласил представителей Болгарской Православной Церкви посетить Саратовскую землю. В ходе встречи также обсуждалась тема духовного образования, в частности, обмена студентами. По окончании беседы Святейший Патриарх Неофит вручил памятные подарки членам делегации Русской Православной Церкви. Митрополит Лонгин преподнес Святейшему Владыке изданные Саратовской епархией дневники архиепископа Пимена (Хмелевского; 1923-1993 гг.), сообщает  сайт Подворья Патриарха Московского и всея Руси в Софии . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою та поховання Болгарського Соболезнование Предстоятеля Русской Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Болгарского Неофита : Послання] Преставився до Господа Болгарський У молитовно вшанували пам " ять святителя Серафима Богучарського На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус У шосту в кемеровському торговому «Зимова вишня» у храмах молитовно згадали жертви Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Болгарська Церква – поминання –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3995294...

Святейший Патриарх Болгарский Максим. Фото С.Власов 6 ноября 2012 г. 14:14 Отошел ко Господу Святейший Патриарх Болгарский Максим Святейший Патриарх Болгарский, митрополит Софийский Максим скончался сегодня в возрасте 98 лет около 04:00 по местному времени. Об этом сообщил Священный синод Болгарской Православной Церкви. Патриарх Максим нес первосвятительское служение 41 год. 29 октября в Болгарии отметили его 98-летие. В соборе святого благоверного князя Александра Невского были отслужены литургия и благодарственный молебен за здравие и благоденствие Его Святейшества. В тот момент он находился в больнице и попросил принести ему чудотворную икону Божией Матери " Достойно есть " , чтобы помолиться перед ней. Патриарх Максим (в миру - Марин Найденов Минков) родился 29 октября 1914 г. в благочестивой семье ремесленника в селе Орешак Троянско-Ловчанского округа неподалеку от Троянского монастыря. В 1935 г. с отличием закончил Софийскую духовную семинарию, в 1942 г. — Богословский факультет Софийского государственного университета им. свт. Климента Охридского. На последнем курсе факультета, 13 декабря 1941 г. принял монашеский постриг с именем Максим, 19 декабря был рукоположен в сан иеродиакона. После недолгого служения митрополичьим диаконом в г. Ловеч был назначен учителем-воспитателем Софийской духовной семинарии. На этой должности иеродиакон Максим находился почти пять лет с 1942 по 1947 гг. 14 мая 1944 г. состоялось рукоположение отца Максима во иеромонаха, а 12 октября 1947 г. он был возведен в сан архимандрита и назначен протосингелом Доростоло-Червенской митрополии. В 1950 г. определением Священного Синода Болгарской Православной Церкви архимандрит Максим был назначен настоятелем Болгарского подворья в Москве. Его служение в Москве продолжалось в течение почти шести лет — до конца 1955 г. После возвращения на родину архимандрит Максим был назначен главным секретарем Священного Синода Болгарской Церкви (занимал эту должность в 1955-1960 г.) и председателем редакционной коллегии Синодальных периодических изданий (1957-1960 гг.).

http://e-vestnik.ru/obituaries/skonchals...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010