Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВА Климентина Илиева (род. 13.02.1940, София), историк древнеболг. лит-ры и книжности. Окончила Софийский ун-т по специальности «болгарская филология» (1962). В 1962-1963 гг. была учителем болг. языка и лит-ры в Варне. В 1963-1966 гг. аспирантка Ин-та лит-ры при Болгарской АН, в 1966-1968 гг. специалист в Научном архиве при Центральной б-ке Болгарской АН, с 1969 г. И. работала в секции болг. лит-ры (научный сотрудник (1981), старший научный сотрудник (1986)). В 1968-1969 гг. специализировалась в секторе древнерус. лит-ры в ИРЛИ РАН (Пушкинском Доме). В 1974 г. была выселена из Софии по обвинению в связи с «врагами народа» и распространении запрещенной рус. лит-ры, вернулась в 1976 г. благодаря ходатайству акад. Д. С. Лихачёва и восстановлена в должности в том же ин-те. С 1984 г. преподавала древнеболг. лит-ру в Софийском ун-те, с 1996 г. доцент кафедры кирилло-мефодиевистики на фак-те слав. филологии. Канд. дис.- «Агиографическая продукция тырновской книжной школы» (1980). С 1985 г. читает курс древнеболг. лит-ры в Софийском ун-те. В 1997-1999 гг. преподаватель Высшего ин-та им. Паисия Хиландарского (Пловдив). Д-р наук. Член редколлегий Кирилло-Мефодиевской энциклопедии (КМЕ. Т. 1-4), серии «Староболгарская литература» (Старобългарска лит-ра. София, 1994-. Кн. 27-.), ж. «Palaeobulgarica» (София, 1992-. Год. 17-. Кн. 3-.). Член Специального научного совета по лит-ре при Высшей аттестационной комиссии Болгарии. В исследованиях И. затронула практически все области слав. медиевистики: описание рукописей и разыскание неизвестных текстов, изучение кодикологии, палеографии и междисциплинарных проблем средневек. культуры. И. является автором 9 книг (в т. ч. 3 монографий) и более сотни статей в болг. и зарубежных (Австрия, Италия, Россия, Сербия) изданиях, а также издателем Собрания сочинений св. Климента Охридского и 3 комментированных сборников с новоболг. переводами средневек. текстов. Из авторов кирилло-мефодиевского периода особое внимание И. уделила свт. Клименту Охридскому и составила список посвященной ему библиографии (Климент Охридски: Библиография, 1878-1944. София, 1966), а вместе с Б. С. Ангеловым, К. Куевым и Х. Кодовым подготовила собрание его сочинений ( Климент Охридски. Събр. съч. София, 1977. Т. 2). По ранним рукописям издала нек-рые произведения Иоанна Экзарха : Слово о Сретении (Пълен текст на Словото за Сретение от Йоан Екзарх//Известия на Ин-та за бълг. език. София, 1971. Кн. 20. С. 239-262), Слово о Преображении (Словото за Преображение от Йоан Екзарх: (Текстологични бележки)//Старобългарска лит-ра. София, 1978. Кн. 4. С. 55-73) и др. (Неизвестен препис на Екзархово слово в състава на Ягичевия Златоуст//Изследвания върху историята и диалектите на бълг. език: (Сб. в памет на К. Мирчев). София, 1979. С. 182-196).

http://pravenc.ru/text/200495.html

Российский православный университет — учреждение высшего профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви, реализующее церковные и светские стандарты образования. В состав университета входит АНО ВПО «Православный институт святого Иоанна Богослова». Университет был основан в 1992 году и сегодня включает 6 факультетов: историко-филологический, факультет религиоведения, этнокультурологии и регионалистики, факультет экономики и права, факультет церковного служения, факультет психологии, факультет искусств. Как отмечается в Концепции развития РПУ, «отличительная черта Российского православного университета — направленность всего процесса обучения на подготовку выпускника, полностью адаптированного к современной реальности, человека предприимчивого, способного к самостоятельным действиям, готового к ответственности за принятые решения, и одновременно с этим — ориентированность на формирование духовно богатой личности». Ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) с 2000 по 2003 годы проходил специализацию в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета по направлению Министерства образования РФ и Московской духовной академии . Постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Болгарии за диссертацию на тему «Богословское образование в России в конце XIX — начале ХХ века» игумен Петр был удостоен степени доктора богословия. Софийский университет, носящий имя святого Климента Охридского, одного из основоположников славянской письменности, — старейший вуз Болгарии. Основан в 1888 году. Сегодня включает 16 факультетов. Ректор — профессор Иван Илчев. Пресс-служба РПУ /Патриархия.ru за темою та поховання Болгарського Соболезнование Предстоятеля Русской Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Болгарского Неофита : Послання] Преставився до Господа Болгарський У молитовно вшанували пам " ять святителя Серафима Богучарського екзарх робочим Смоленську У Христа Спасителя пройшла робота читань, Митрополит взяв участь у читань та дорослих» У рамках читань присвячений розвитку сучасних у Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Болгарська Церква – заклади –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2188820...

X Диалог между Православными Церквами и Группой «Европейская Народная Партия-Европейские демократы» начал работу в Братиславе 9 ноября 2006 г. 21:27 9 ноября в столице Словакии начала работу международная конференция «X Диалог между Православными Церквами и Группой Европейской Народной Партии (христианские демократы) и Европейских демократов (EPP-ED)», сообщает сайт EPP-ED Group in the European Parliament . Двухдневная конференция посвящена взаимодействию политики и религии в Юго-Восточной Европе и роли, которую религиозные сообщества могут играть в процессе включения стран на западе Балкан в «европейскую мозаику». Программой конференции предусмотрены три тематических заседания: Конференцию открыл архиепископ Прешова и Словакии Иоанн ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ). Первое заседание проходит под председательством члена Европарламента Алоиза Петерле, координатора группы EPP-ED по диалогу с Православной Церковью. Приветствие от Патриарха Константинопольского Варфоломея I зачитал митрополит Франции Эммануил ( Константинопольский Патриархат ). Собравшихся приветствовали вице-председатель группы EPP-ED, депутат Европарламента Хайме Майор-Ореха и бывший премьер-министр Словакии Микулаш Дзуринда. С основными докладами на первом заседании выступили премьер-министр Греции Константин Караманлис и премьер-министр Хорватии Иво Санадер. От имени премьер-министра Сербии выступил министр образования страны Слободан Вуксанович. В первом заседании также приняли участие вице-премьер Румынии Бела Марко, министр иностранных дел Македонии Антоний Милососки, министр образования и по делам религии Греции Мариэтта Яннаку, католический архиепископ Белградский Станислав (Хочевар), епископ Бачский Ириней ( Сербская Православная Церковь ) и др. Второе заседание проходит под председательством митрополита Франции Эммануила. С докладами выступили вице-президент Европарламента Марио Мауро, член Европарламента, председатель межпарламентской делегации по отношениям с Македонией проф. Георгий Папастамкос, епископ Браничевский Игнатий (Сербская Православная Церковь), профессор православного богословского факультета имени св. Климента Охридского (Македония) Йоко Гиоргиевски.

http://patriarchia.ru/db/text/159023.htm...

Афонский монастырь создал электронную библиотеку и открыл доступ к редким архивным рукописям 11 июля, 2014. Новостная служба Иван Илчев назвал подписание соглашения уникальным случаем для болгарской культуры. 11 июля. ПРАВМИР. Афонский монастырь Зограф передал Софийскому университету сканированные файлы своего рукописного собрания. 30 июня в Софийском университете во имя равноап. Климента Охридского ректор университета, профессор, доктор исторических наук Иван Илчев и игумен Зографской обители на Святой Горе архимандрит Амвросий подписали договор о предоставлении университету оцифрованного архива Зографского монастыря и о создании при университете Зографской электронной научно-исследовательской библиотеки, — сообщает Русский Афон . Церемония подписания прошла в присутствии представителей духовенства и представителей академических кругов из Софийского университета и Болгарской академии наук. Софийский университет стал единственной институцией, которой афонский Зографский монастырь предоставил доступ в свой богатый архив древних документов и рукописей. Архив Зографского монастыря сканируется усилиями преподавателей кафедры Кирилло-Мефодиевистики Факультета славянской филологии и Богословского факультета Софийского университета. Иван Илчев назвал подписание соглашения уникальным случаем для болгарской культуры, отметив, что уже открыт доступ к 90% редчайших документов, хранящихся в болгарском монастыре на Афоне. Краткую информацию о цифровом архиве можно будет найти и в электронном каталоге Университетской библиотеки в системе АЛЕФ . Новости и события монастырского цифрового архива будут публиковаться также на официальном сайте библиотеки . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 декабря, 2018 7 июня, 2016 25 июня, 2015 29 декабря, 2015

http://pravmir.ru/afonskiy-monastyir-soz...

В числе участников торжественного богослужения также были представители Поместных Православных Церквей: Московского Патриархата — митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и настоятель Патриаршего Подворья в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) , Румынского Патриархата  — епископ Гюргевский Амвросий, архимандрит Феодор, архимандрит Михаил и ставрофорный священноэконом Нелуц Опря, а также схиархимандрит Тимофей Саккас, игумен греческого Свято-Духова монастыря в округе Оропоса. За Литургией молился Святейший Патриарх Болгарский Неофит . В храме присутствовали глава Болгарского Царского дома Симеон II Сакскобургготский, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, представитель Президента Республики Болгария Маргарита Вучева, руководитель Дирекции вероисповедания при Правительстве Болгарии Эмил Велинов, депутаты 44-го Парламента Болгарии, мэр города Ловеч Корнелия Маринова, бывший служебный премьер-министр профессор Георгий Близнашки, представители местной и областной администрации и болгарской армии. Святейший Патриарх Неофит вручил митрополиту Ловчанскому Гавриилу высшую награду Болгарской Православной Церкви – орден святых братьев Кирилла и Мефодия (I степени). Его Святейшество также подарил владыке Гавриилу панагию с образом святителя Климента Охридского, а новоосвященному храму — Иерусалимскую икону Божией Матери и напрестольный крест, завещанный приснопамятным Патриархом Болгарским Максимом. От имени Президента страны Румена Радева была подарена церковная утварь, а от имени Премьер-министра Бойко Борисова — богослужебные облачения. Мэр Ловеча Корнелия Маринова передала в дар икону первоверховных апостолов Петра и Павла. «Нас объединяет вера в нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа», — отметил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Иерарх Русской Православной Церкви преподнес Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту образ преподобного Серафима Саровского. Митрополиту Гавриилу владыка Георгий подарил святую панагию. Новому кафедральному собору была передана монументальная икона Нижегородских святых с частицами честных мощей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4885979...

Во второй тур выборов Патриарха Болгарского вышли митрополиты Неофит и Гавриил 24 февраля, 2013. Новостная служба По итогам первого тура ни один из трех кандидатов не набрал необходимых 92 голосов членов Священного Синода. Митрополит Неофит собрал 72 голосов, митрополит Гавриил — 43, митрополит Галактион — 22 и один бюллетень был признан недействительным. Митрополит Неофит избран Патриархом Болгарским 24 февраля, ПРАВМИР. В Болгарии проходят выборы Патриарха. По итогам первого тура ни один из трех кандидатов не набрал необходимых 92 голосов членов Священного Синода. Митрополит Неофит собрал 72 голосов, митрополит  Гавриил — 43, митрополит  Галактион — 22 и один бюллетень был признан недействительным, по сообщению агентства 24chasa.bg, ссылаясь на неофициальные источники. Митрополит Галактион не присутствовал на выборах, так как болен двусторонней пневмонией. В ночь накануне выборов ему приснился сон о том, как он упал в яму, и, посовещавшись с братией монастыря, он принял решение не приезжать на выборы. Всего в Патриарших выборах приняли участие 138 делегатов. Митрополит Русенский Неофит (в миру — Симеон Николаев Димитров) родился 15 октября 1945 года в Софии. Окончил Черепишскую духовную семинарию, Софийскую и Московскую (аспирантура) духовные академии, регентское отделение при МДА. Кандидат богословия. Был преподавателем восточно-церковного пения, регентом студенческого хора СДА и Софийского священнического хора. В 1975 году пострижен в монашество. Преподавал восточно-церковное пение и богослужебную практику в СДА. В 1977 году был возведён в сан архимандрита, в 1981 — назначен протосингелом Софийской митрополии, в 1985 — рукоположен во епископа Левкийского, второго викария Софийской митрополии. В 1989 году назначен ректором Софийской духовной академии, а после преобразования академии в богословский факультет Софийского университета в 1991 году стал его первым деканом. В начале 1992 года назначен главным секретарем Священного Синода Болгарской Православной Церкви и председателем церковного настоятельства при патриаршем Александро-Невском соборе. В 1994 избран митрополитом Доростольским и Червенским, а после разделения епархии на Доростольскую и Русенскую стал митрополитом Русенским. Почетный доктор Софийского университета св. Климента Охридского за заслуги в области духовного образования Болгарии.

http://pravmir.ru/vo-vtoroj-tur-vyborov-...

Как наследник престола неудачно руководил походом против сербов в 870 г. и попал в плен вместе с 12 «великими боярами». Беспокоясь об участи сына, кн. Борис был вынужден заключить мир с сербами. В. взошел на престол после отречения от власти и ухода в мон-рь отца. Источники о правлении В. крайне скупы. Греческие (Пространное житие свт. Климента Охридского, написанное Феофилактом, архиеп. Охридским) и славянские («Чудо о кресте и болгарине» в составе цикла чудес вмч. Георгия, написанного иноком Христодулом, восходящее к устному рассказу нач. X в. болг. монаха Георгия) сообщают лишь о его вокняжении и с одобрением, но без объяснения причин о свержении с престола. В хронике Регинона Прюмского отмечено, что В. далеко отступил от отца в приверженности к вере, совершал грабежи, проводил время в пьянстве, пиршествах и разврате и всеми средствами стремился вернуть новопросвещенный болг. народ к языческим обрядам. Сочетание этих известий с упоминанием о «мучениках нашего рода», пострадавших от различных казней, но не отвергшихся Христовой веры, в 43-й беседе Учительного Евангелия современника событий еп. Преславского Константина (см.: Антоний (Вадковский), архиеп. Из истории христианской проповеди: Очерки и исслед. СПб., 18952. С. 227-228) дает основания считать, что правление В. ознаменовалось попыткой реставрации язычества в Болгарии. Показательным в этом смысле представляется также молчание всех источников о христ. имени В. В своих действиях князь, по всей вероятности, опирался на поддержку представителей протоболг. аристократии, сопротивлявшейся принятию новой религии еще при Крещении страны св. кн. Борисом. В течение осени 892 - весны 893 г. В. вел переговоры с прибывшим в Плиску посольством герм. кор. Арнульфа о возобновлении военно-политического союза, направленного против Великой Моравии . В 893 г. В. был свергнут с престола оставившим мон-рь отцом, по др. версии - младшим братом Симеоном с благословения отца, ослеплен и заключен в темницу, где вскоре умер. Мнение совр. болг. исследователей (И. Дуйчев, И. Божилов, В. Гюзелев, И. Илиев), что главной причиной свержения В. была его прозап. и антивизант. политическая ориентация, носит чисто спекулятивный характер - известия источников, в т. ч. латинских, не дают оснований для подобных заключений.

http://pravenc.ru/text/159036.html

Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия Описание: Решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви от 3-19 июня 1959 г. автономный статус был предоставлен Македонской Православной Церкви. 19 июля 1967 г. на III Церковно-народном Соборе Македонская Православная Церковь без согласия Сербского Патриархата объявила себя автокефальной. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 15 сентября 1967 г. постановил прекратить общение с иерархией Македонской Церкви. В этой связи с 1967 г. Македонская Церковь находилась вне общения с Сербской Православной Церковью и остальными Поместными Православными Церквами. 9 октября 2009 г. Архиерейский Синод Македонской Церкви постановил принять ее новое официальное название: «Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия». 16 мая 2022 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви  принял решение  о восстановлении общения с Македонской Православной Церковью — Охридской Архиепископией в ее прежнем статусе, признанном с 1959 г. При этом упомянут соответствующий акт, полученный от Архиерейского Синода Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии. 18 мая  Святейший Патриарх Сербский Порфирий  письменно сообщил о принятом  решении  Собора Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. 19 мая, в день перенесения мощей свт. Саввы Сербского, Божественную литургию в храме св. Саввы в Белграде совершили Святейший Патриарх Сербский Порфирий, Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский Стефан, иерархи Сербской Православной Церкви и Македонской Православной Церкви. 23-24 мая Святейший Патриарх Сербский Порфирий в сопровождении иерархов Сербской Церкви посетил Македонскую Церковь. 24 мая, в день памяти равноапп. Мефодия и Кирилла, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборе свт. Климента Охридского в Скопье Святейший Патриарх Порфирий  объявил , что Архиерейский Собор Сербской Церкви 15-21 мая «единогласно и единодушно пошел навстречу ходатайству Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии и благословляет, принимает, одобряет и признает ее автокефалию».

http://patriarchia.ru/db/text/5958290.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ГЕРМАНОВ СБОРНИК» (Бухарест, Патриаршая б-ка, Слав. 1), среднеболг. пергаменный кодекс (форматом в 4°, 296 л., без начала и конца), переписанный в 1359 г. и содержащий Торжественник общий (минейный с включением триодного) древнего состава, самый поздний из «староизводных» гомилиариев в болг. рукописной традиции XIV в. «Г. с.» - памятник истории болг. языка и древнейшей слав. лит-ры. Обнаружен в кон. XIX в. Э. Калужняцким в греч. церкви в г. Черновицы (совр. Черновцы, Украина), куда он был принесен из мон-ря Воронец . Вошел в научное обращение в сер. 60-х гг. XX в. Правописание «Г. с.» следует восточноболг. (тырновским) орфографическим нормам до реформы патриарха Тырновского св. Евфимия . Написан распространенным в болг. книгописании того периода полууставом с курсивными элементами, восходящими к каллиграфическим почеркам кон. XIII - 1-й четв. XIV в. Украшен инициалами визант. стиля, в т. ч. плетеными, криновидными маргинальными указателями и декоративным письмом в заголовках статей. Содержание «Г. с.» отражает пласт болг. книжности, восходящий к X в. Нек-рые тексты представлены здесь уникальными (Похвальное слово Иоанна Экзарха Иоанну Богослову, Слово Епифания Кипрского на Сошествие во ад в древнем переводе, отличном от представленного в Супрасльском сборнике ), крайне редкими или древнейшими (Похвальное слово Климента Охридского архангелам Михаилу и Гавриилу, Житие прп. Параскевы и др.) списками. В силу архаичности состава кодекса Д. Иванова-Мирчева датировала его протограф X в., чем объясняется ее позиция в определении заказчика. Однако присутствие в сборнике древнейшего Жития прп. Параскевы Епиватской (Тырновской), написанного диак. Василиком в сер. XII в. и переведенного скорее всего в связи с перенесением мощей этой святой в Тырнов в 1231 г., делает неизбежной версию о промежуточном списке эпохи 2-го Болгарского царства. Уместнее поэтому, подобно Н. М. Дылевскому , видеть в оригинале «Г. с.» раннюю, ок. сер. XIII в., тырновскую рукопись, восходящую, возможно опосредованно, к кодексу X в.

http://pravenc.ru/text/164809.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ [македон. Доситей] (Стойковский Димитрий; 7.12.1906, Смедерево, Сербия - 20.05.1981, Скопье), архиеп. Охридский и Македонский, Глава Македонской Православной Церкви (МПЦ) Окончил гимназию в Белграде и в 1922 г. поступил в семинарию в Сремски-Карловци. В 1924 г. ушел из семинарии и в мон-ре во имя Пресв. Богородицы близ г. Кичево (Македония) принял монашество. С сент. 1924 по 1932 г. проживал в мон-ре Хиландар на Афоне, затем вернулся в Македонию, поступил в Битольскую семинарию, проживал в мон-рях Пресв. Богородицы близ Кичева и св. Наума в Охриде. 12 февр. 1934 г. в ц. Пресв. Богородицы в Битоле рукоположен во диакона, в Вербное воскресенье того же года в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде - во иерея еп. Охридским и Битольским Николаем (Велимировичем) . Окончил Битольскую семинарию (в 1937) и Белградский богословский фак-т (в 1942). С 1937 по 1947 г. исполнял послушания при Синоде Сербской Православной Церкви (СПЦ) в Белграде. В 1945 г. возведен в звание синкелла, в 1948 г.- в сан архимандрита. В 1947 г. назначен управляющим патриаршего двора в Сремски-Карловци и избран викарием Сербского Патриарха в сане епископа с титулом «Топличский». 22 июля 1951 г. хиротонисан во епископа Патриархом Сербским Викентием (Продановым) в соборном храме св. Марка в Белграде. 4 окт. 1958 г. на заседании 2-го Церковно-народного собрания Македонии было принято решение о восстановлении древней Охридской архиепископии как МПЦ, Д. был единогласно избран ее Главой с титулом «архиепископ Охридский и Скопский, митрополит Македонский». В 1959 г. Архиерейский Собор СПЦ признал МПЦ самостоятельной и управляющейся в соответствии с собственным уставом, но с условием, что МПЦ «остается в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью через ее Предстоятеля». Д. управлял церковными образованиями на территории Македонии, вошедшими в ее состав. В 1959 г. он благословил хиротонии еп. Злетовского и Струмицкого Наума (Димовского) и еп. Преспанского и Битольского Климента (Трайковского). В 1959-1960 гг. по инициативе Д. было принято большое число положений и правил для урегулирования деятельности церковных органов, мон-рей и приходских священников. Помимо 3 существовавших епархий МПЦ (Скопская, Преспанская и Битольская, Злетовская и Струмицкая) были учреждены еще 6: Дебарско-Кичевская (Охрид), Полошско-Кумановская (Скопье), Повардарская (Велес), Струмицкая (Струмица), Американско-Канадская (Торонто) и Австралийская (Мельбурн).

http://pravenc.ru/text/180343.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010