В Госдуме состоялось торжественное открытие выставки-презентации ЦНЦ «Православная энциклопедия» 1 ноября 2006 г. 17:39 С 30 октября по 3 ноября в Государственной Думе Федерального Собрания РФ проходит выставка-презентация основных направлений работы и новых изданий Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» . 1 ноября состоялась официальная церемония открытия выставки, в которой приняли участие митрополит Калужский и Боровский Климент , Управляющий делами Московской Патриархии, член Наблюдательного Совета по изданию «Православной энциклопедии»; Б.В. Грызлов , председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ, председатель Общественного совета по изданию «Православной энциклопедии»; С.А. Попов , председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций; С.В. Мироненко, директор Государственного архива РФ; С.Л. Кравец, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»; депутаты Государственной думы — члены Общественного Совета по изданию «Православной энциклопедии». Перед началом церемонии открытия московский камерный мужской хор «Пересвет» исполнил казацкие народные песни и патриотические произведения, а затем гимн I Государственной думы. Б.В. Грызлов, председатель Государственной Думы, объявил выставку-презентацию открытой и обратился к присутствующим с кратким приветственным словом. С приветственным обращением выступил митрополит Калужский и Боровский Климент. Владыка отметил многогранность и важность работы научного центра «Православная энциклопедия». Свое приветствие в адрес участников выставки-презентации направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Митрополит Климент торжественно вручил сертификат на получение всех томов «Православной энциклопедии» сотрудникам библиотеки Государственной думы РФ. С приветствием к гостям и организаторам выставки обратились С.Мироненко, директор Государственного Архива, и С.Л. Кравец, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Выставка–презентация в Государственной думе приурочена к изданию XII алфавитного тома «Православной энциклопедии».

http://patriarchia.ru/db/text/156328.htm...

1 июня 2019 года в актовом зале Фрибургского университета (Швейцария) состояласьконференция на тему «Россия — Украина — Белоруссия: общее цивилизационное пространство?». В рамках мероприятия с докладом выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.      Россия, Украина и Белоруссия составляют одно духовное пространство, очерченное рамками Русской Православной Церкви. Это пространство формировалось на протяжении тысячелетия, в течение которого много раз государственные границы возникали, исчезали и перемещались, но духовная общность сохранялась неделимой, несмотря на многие внешние усилия, направленные на разрушение этого единства. Свидетельством тому вся тысячелетняя история Русской Православной Церкви. Еще в середине X века в диптихах Константинопольской Церкви появляется Русская епархия, причем первоначально титул ее главы не имел прибавления наименования какого-либо города, а звучал как «τς ωσας», т.е. «Руси» ¹ . С принятия христианства князем Владимиром Святославовичем, а вслед за ним — и всей Русью, Православие становится главным духовно-нравственным стержнем всех восточнославянских этносов, появившихся вскоре на этих территориях. Именно с этого момента начинается история «Святой Руси» — того исторического феномена, который обязан своим существованием мощной объединяющей роли Русской Церкви на огромных пространствах Великой, Малой и Белой Руси, а также других территорий, в разное время входивших в орбиту ее влияния. «При начале всякого народа, всякой национальности — писал Ф. М. Достоевский — идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и созидала ее» ² . Для народов Святой Руси такой идеей стало Православие. В течение веков Русская Церковь прошла через многие испытания, сохранив свое единство. Во времена княжеских междоусобиц Церковь примиряла враждующие стороны. Самым сложным временем этого периода для церковного единства стала, пожалуй, середина XII столетия, когда великий князь Изяслав Мстиславович организовал в Киеве поставление митрополита Климента Смолятича без согласования с Константинопольским Патриархом, что фактически означало провозглашение Русью церковной независимости и самовольное отделение ее от Церкви-матери. Сепаратистские настроения Киевского князя повлияли и на князя Северо-Восточной Руси Андрея Боголюбского, который высказал Константинопольскому Патриарху просьбу предоставить для него отдельного митрополита. Однако именно Константинопольская Церковь отстояла единство Русской митрополии в XII веке. Патриарх Лука Хрисоверг в старый титул Киевских митрополитов добавил слово «всея» — τς πσης ωσας — «всея Руси», чтобы подчеркнуть неделимость Русской Церкви ³ .

http://pravoslavie.ru/121578.html

Великий Новгород. Антониев монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Рождество-Богородицкий Антониев монастырь, 2 класса, в Новгороде, на берегу реки Волхова. Основан преподобным Антонием Римлянином (см. 3 августа). Каменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы построен преподобным Антонием, освящен в 1119 году и сохранился до наших дней. Здесь в серебряной раке, сооруженной в 1860 году, открыто почивают мощи преподобного Антония и под спудом почивают мощи святых 5-ти братьев Алфановых: Никиты, Никифора, Климента и Исаакия (см. 4 мая). К числу достопримечательностей монастыря относится: колокол (весом в 1 пуд 10 фунтов) и 6 мазоичных икон XII века, каменный шестиконечный крест, ветвь морской травы или морская трость, которую преподобный Антоний, по преданию, держал в руке, во время чудесного прибытия в Новгород, камень, на котором приплыл он, два медных паникадила и две фелони, по преданию, принадлежавшие преподобному Антонию. В память открытия мощей преподобного Антония ежегодно совершается в первую пятницу после Петрова поста крестный ход из Софийского Новгородского собора в монастырь; по окончании литургии святые мощи обносятся с крестным ходом вокруг монастырского соборного храма. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» На живописном берегу реки Волхов расположился один из древнейших новгородских монастырей - Антониев. История основания этой обители преподобным Антонием Римлянином в самом начале XII столетия настолько любопытна, что не будет лишним её упомянуть. Преподобный Антоний родился в Риме в 1067 году от православных родителей. В 17 лет юноша осиротел, принял постриг в одном из небольших скитов, где прожил около двадцати лет. Перед этим он отдал часть своего наследства нищим, а другую часть положил в бочку и пустил на волю волн. Когда гонения со стороны латинян вынудили монахов разойтись из скита и скрываться, подвижник избрал для себя пустынное место на берегу моря, где проводил всё время в посте и молитве. Однажды на море поднялась буря, оторвавшая от берега кусок скалы, на которой находился преподобный. Спустя несколько дней, под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень этот (кстати, и сегодня пребывающий на паперти Богородице-Рождественского собора) с совершенно невредимым " путешественником " остановился близ Новгорода. Здесь преподобный Антоний основал монастырь в честь Рождества Богородицы. Но этим чудеса не кончились. Спустя год новгородские рыбаки выловили из Волхова бочку с наследством преподобного, некогда брошенную им в море. Так у святого появились деньги на благоустройство обители. Скончался он 3 августа 1147 года, а канонизирован был в 1597 году.

http://sobory.ru/article/?object=05347

Показательное форсирование реки ведет к разрушению фресок в Мирожском монастыре Псков, 25 марта 2005 г. Форсирование реки Великой в Пскове, ежегодно проводимое в дни города в июле, ведет к постепенному разрушению фресок 12 века в Мирожском монастыре, сообщает ПАИ. Основные залпы действа производятся на городском пляже возле памятника архитектуры с уникальными фресками. Как сообщила заведующая отделом Псковского музея-заповедника «Мирожский комплекс» Таисия Круглова, во время форсирования 23 июля 2004 года сотрудники отдела «Мирожский комплекс» находились внутри Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. По их наблюдению, от ударной волны стены вибрируют. По словам Таисии Кругловой, «из-за вибрации на отдельных участках стен усиливается шелушение красочного слоя, что со временем приведёт к осыпанию пигмента, произошло увеличение трещины в алтарном отсеке». Кроме того, сотрудники комплекса отметили ухудшение состояния вентиляционных шахт начала 20 века, осыпание цементного слоя и деформацию водой. Вне поля зрения остались фундамент и нижняя часть стен, которые находятся под цементным слоем начала 20 века. «Фундамент собора уже в начале 20 века был в ветхом состоянии и на протяжении всего существования он подвергался подтоплению паводковыми водами, последствия вибрации для него могут быть катастрофическими, таким образом, есть реальная угроза потерять уникальный памятник», – заключила Таисия Круглова. Напомним, Мирожский монастырь расположен на левом берегу реки Великой в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи. Это один из самых древних монастырей Псковской земли и Северо-западной Руси в целом. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Нифонта, новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней. В XII веке он представлял собой необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами, которые вскоре были надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153 г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1311гг.) в Пскове.

http://pravoslavie.ru/13081.html

Разделы портала «Азбука веры» Триодь – (греч. трипесенный) –  богослужебная книга , содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга .  Название происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов . Краткая история книги Триодь как единая книга, охватывающая весь подвижный годичный круг, появилась в IX веке и выделилась из Тропология – сборника VIII–IX вв., который содержал только церковную гимнографию (и этим отличался от Лекционария, куда помещали преимущественно богослужебные чтения: прокимены, паремии, фрагменты Апостола и Евангелия). Триодь как отдельная книга появилась после того, как преподобный Феодор Студит составил комплект трипеснцев и других песнопений для седмичных дней Великого поста. В итоге получился избыток изменяемых песнопений, который уже не мог умещаться в Тропологии наряду с гимнографией неподвижных праздников, так что появилась специальная книга. Самая древняя сохранившая греческая Триодь датируется IX веком и находится в Библиотеке Академии наук (РАИК 109). На начальной стадии (греческие Триоди – до XII века, славянские – до XIII) Триодь была единой богослужебной книгой, которая охватывала весь период и Великого поста, и Пятидесятницы. При этом преобладал другой порядок расположения песнопений – пожанровый: стихиры, каноны, кондаки, седальны размещались отдельно. Также отличительной особенностью раннего периода можно считать вариативный состав Триодей: различные рукописи содержали своеобразные наборы песнопений (например, в одной из редакций присутствовали трипеснцы святого Климента, которые потом были удалены из Триодей) После XII века в греческих Триодях (в славянских – после XIII века) устанавливается современный состав и порядок песнопений; также появляется деление на Постную и Цветную Триоди. При этом в истории славянской Триоди зафиксировано три варианта такого разделения: Об издании начала XX века. В начале XX века комиссия под председательством архиепископа Сергия (Страгородского) (будущего Патриарха Сергия) работала над новыми изданиями текста Триодей, в котором славянский текст был исправлен. Оба издания успели выйти до революции: Постная Триодь в 1912 году, Цветная Триодь — в 1914 году. К сожалению, из-за революционных событий (а также отчасти из-за того, что сама работа комиссии не афишировалась и замену Триодей планировали провести постепенно, без шума и административного давления) процесс распространения новых Триодей был остановлен, а когда в 1970е гг. было возобновлено издание богослужебных книг, то в качестве оригинала взяли старую версию Триодей. Триодь постная

http://azbyka.ru/triod

В Издательском Совете прошла конференция «Региональный литературный журнал в пространстве слова» 15 октября 2021 г. 17:15 14 октября 2021 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в рамках открытия программы XII Международного славянского литературного форума «Золотой витязь» прошла конференция «Региональный литературный журнал в пространстве слова». В ходе конференции состоялось обсуждение вызовов времени, на которые писательское сообщество, следуя духовным традициям русской литературы, призвано давать ответ, указывая путь к нравственному совершенствованию и преображению души. В мероприятии приняли участие: митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель Издательского Совета; А.В. Орлов, писатель, историк, программный директор форума «Золотой витязь»; иеромонах Макарий (Комогоров), заместитель председателя Издательского Совета; Д.А. Мизгулин, поэт, публицист, президент литературного фонда «Дорога жизни» (г. Санкт-Петербург); А.Б. Кердан, писатель, председатель Ассоциации писателей Урала (г. Екатеринбург); А.Г. Байбородин, писатель, номинант Патриаршей литературной премии, главный редактор литературного журнала «Сибирь» (г. Иркутск); В.В. Буланичев, писатель, главный редактор литературного журнала «Бийский вестник» (г. Бийск, Алтайский край); В.С. Петров, литературовед, главный редактор литературного журнала «Дон» (г. Ростов-на-Дону); В.Д. Лютый, литературовед, критик, заместитель главного редактора литературного журнала «Подъем» (г. Воронеж); Е.Н. Крюкова, писатель, член редакционной коллегии литературного журнала «Нижний Новгород». В приветственном слове митрополит Климент поздравил собравшихся деятелей отечественной книжной культуры с праздником Покрова Пресвятой Богородицы и поделился обеспокоенностью о последствиях того натиска на традиционный уклад жизни, семейные ценности и традиции, с которым сталкиваются люди каждый день, особенно в больших городах. Платой за комфорт и условные удобства является угроза полного уничтожения традиционной культуры, ослабление родственных связей, отказ от полноценных многодетных семей и, как следствие, полная потеря духовной и культурной идентичности русского народа.

http://patriarchia.ru/db/text/5853214.ht...

Джонатан Джексон со статуэткой Эмми. 2012 г. Многие читатели помнят появившуюся несколько лет назад информацию о том, что известный американский актер, певец, музыкант Джонатан Джексон вместе со своей семьей принял Православие. В своих интервью он упоминал о том, что первый православный священник, с которым он общался, отец Джон Стрикленд, много рассказывал ему о Святой Руси. С тех пор у него возникло твердое желание посетить Россию. И вот, в этом году Джонатану и его семье удалось побывать в нашей стране. Он приехал вместе с женой Элизой (в крещении Елисавета) и детьми Калебом (Николай, 15 лет), Адорой (Анастасия, 13 лет) и Тайтосом (Тит, 7 лет). Мне посчастливилось сопровождать семью Джексонов в течение всей поездки по России, которая проходила с 10 по 21 июля 2018 г. Прилетев в Москву 10 июля, гости сразу же направились в Сергиев Посад. Уже сам вид гостиницы при Свято-Троицкой Сергиевой лавре произвел на них сильное впечатление. По их словам, они никогда не были в гостиницах, где бы висели иконы при входе и в номерах, а стены трапезной были расписаны фресками. После небольшого отдыха семья Джексонов отправилась в лавру. Первым делом посетили Троицкий храм, где помолились преподобному Сергию, приложились к его мощам. В это время служился акафист преподобному, по окончании которого батюшка всех нас помазал маслом от лампады у его мощей. Затем поклонились и другим святыням лавры, а также помолились за вечерней службой в Успенском храме. Семья Джексонов в Третьяковской галерее На следующий день, 11 июля, паломники посетили церковь священномученика Климента, Папы Римского, в Москве. С благоговением рассмотрели живопись, приложились к иконам. Джонатан сказал, что знаком с трудами святого Климента, читал их, когда только обратился в Православие. После этого в программе было посещение Третьяковской галереи. Прежде всего, зашли в храм при галерее, где с трепетом поклонились великой святыне – Владимирской иконе Божьей Матери . Копия этой иконы есть у них дома в Америке. Сильно впечатлила гостей древнерусская живопись – иконы XII–XVII веков. Среди них особое восхищение вызвали иконы Андрея Рублева, и особенно Святая Троица. Сравнивая эту жемчужину древнерусской духовности с аналогичной иконой Симона Ушакова, они отдали предпочтение первой. Я сказал им, что такого же мнения придерживался известный писатель Владимир Солоухин. Понравились картины многих более поздних художников: Сурикова, Левитана, Репина, Саврасова; кто-то, как, например, Врубель, не произвел сильного впечатления. Но особенно гости прониклись живописью Михаила Васильевича Нестерова.

http://pravoslavie.ru/114719.html

Севастополь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 44.556972; 33.526402 Россия, Севастополь Севастополь Россия Владимирский собор (Херсонес Таврический) Севастополь — город на юго-западе Крымского полуострова , на побережье Чёрного моря. Незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр, «Город-Герой». В Севастополе расположена главная военно-морская база Черноморского флота Российской Федерации. Является городом федерального значения. Содержание Православие в Севастополе [ править править код ] По преданию, в Крыму проповедовали святые апостол Андрей Первозванный и равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. В Суроже принял крещение равноапостольный великий князь Владимир. После утверждения в Крыму самостоятельных кафедр к началу IV века, православные иерархи пребывают на полуострове почти без перерывов. Уже в 96 году в Крым, находившийся под властью Римской империи, был сослан на каторгу святитель Климент Римский, и, по преданию, нашел здесь более 2000 христиан. Ко времени его мученической кончины в 104 году в разных местах полуострова насчитывалось 75 христианских общин, имевших для молитвы храмы высеченные в горах и сохранившиеся до наших дней. Древнейшим можно считать Инкерманский, куда был сослан святой Климент. Ко времени I Вселенского собора в 325 году существовали Босфорская и Херсонесская (Корсунская) епархии; в том же веке была учреждена Фулльская епархия; в VIII веке возникла Готфийская (Готская) кафедра; а в 715 году появилась также Сугдейская (Сурожская) епархия. Таким образом, в эпоху расцвета Византии на полуострове располагались пять епархий с центрами в древних греческих колониях на южном побережье и в Готии — земле переселившихся сюда православных готов. Северная часть Крыма ещё в XIII веке была занята татарами. Около 1380 года южным побережьем Крыма и Готией завладели генуэзцы. К XII веку здесь существовало четыре епархии: Судгейско-Фульская, Херсонская, Готская и Боспорская, в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

http://azbyka.ru/palomnik/Севастополь

Симферополь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 44.948237; 34.100327 Россия, Республика Крым, Симферополь Симферополь, Республика Крым Россия История [ править править код ] По преданию, в Крыму проповедовали святые апостол Андрей Первозванный и равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. В Суроже принял крещение равноапостольный великий князь Владимир. После утверждения в Крыму самостоятельных кафедр к началу IV века, православные иерархи пребывают на полуострове почти без перерывов. Уже в 96 году в Крым, находившийся под властью Римской империи, был сослан на каторгу святитель Климент Римский, и, по преданию, нашел здесь более 2000 христиан. Ко времени его мученической кончины в 104 году в разных местах полуострова насчитывалось 75 христианских общин, имевших для молитвы храмы высеченные в горах и сохранившиеся до наших дней. Древнейшим можно считать Инкерманский, куда был сослан святой Климент. Ко времени I Вселенского собора в 325 году существовали Босфорская и Херсонесская (Корсунская) епархии; в том же веке была учреждена Фулльская епархия; в VIII веке возникла Готфийская (Готская) кафедра; а в 715 году появилась также Сугдейская (Сурожская) епархия. Таким образом, в эпоху расцвета Византии на полуострове располагались пять епархий с центрами в древних греческих колониях на южном побережье и в Готии — земле переселившихся сюда православных готов. Развалины древнего Херсонеса Северная часть Крыма ещё в XIII веке была занята татарами. Около 1380 года южным побережьем Крыма и Готией завладели генуэзцы. К XII веку здесь существовало четыре епархии: Судгейско-Фульская, Херсонская, Готская и Боспорская, в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В середине XV века к Готфийской епархии была присоединена Херсонская, а в 1485 году — Сурожская. В XV веке турки с помощью татар захватили южный Крым, и полуостров вошёл в состав Крымского ханства в вассальной зависимости от Османской империи. Готфийские иерархи управляли угнетенной паствой Крыма вплоть до исхода православных в 1778 году, во главе со святителем Игнатием Готфийским, в пределы Российской империи.

http://azbyka.ru/palomnik/Симферополь

18/31 августа – день мирной кончины Андрея Николаевича Муравьёва, благочестивого православного христианина, путешественника, церковного писателя и историка. Андреевский спуск. Современный вид Красавица Андреевская церковь стройна и изящна. И когда поднимаешься по Андреевскому спуску с Подола, она величественно, постепенно вырастает, подобно нездешнему, небесному цветку. Строительство Андреевской церкви, возведённой по проекту архитектора Варфоломея Варфоломеевича (Бартоломео) Растрелли на Андреевской горе в память посещения Киева Императрицей Елизаветой Петровной, было завершено 27 (16 по ст. ст.) мая 1753 г. Зодчий-исполнитель – москвич И. Ф. Мичурин. Этот храм – в честь Андрея Первозванного, святого апостола наших земель. Преподобный Нестор Летописец писал в XII веке в «Повести временных лет»: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и... проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей”. И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к словенам, где нынче стоит Новгород». Святой апостол Андрей. Икона А православный писатель А. Н. Муравьев в труде «Жития Святых Российской Церкви» (1860) сообщает слова предания, что апостол Андрей достиг берегов Тавриды, сначала города Боспора (ныне Керчь), потом отправился в Кафу (теперь Феодосию). Далее предание определяет путь апостола по Тавриде так: чрез Карасу-базар на Топлау или Отузы, чрез Сугдею (ныне Судак), горами на Копихор, к горе Демерджи, где на промежутке, недалеко от Кучук-Узеня, апостол останавливался для проповеди слова Божия. Полагают, что тамошний водопад, сохранивший название Ай-Андре, назван в память апостола. Далее апостол шёл через Алушту, горою Прокла на Буюк-Лампад, Артек, Гурзуф, Ай-Даниль, Массандру, в Ялту, через Ливадию, хребтом Яйлы, по горе Ай-Петри, Байдарскою долиной – в Тепе-Кермен, Мангуп, через Чоргун в Инкерман. Во время проповеди апостола, вероятно, по пути его и окрестностям много было уверовавших во Христа, поскольку чрез 30 лет св. Климент в одном Инкермане насчитал две тысячи христиан. Из Инкермана ап. Андрей берегом бухты прошествовал в Херсонес, где один из мысов сохранил имя Св. Андрея, – это, возможно, то самое место, откуда провожали апостола для дальнейшей проповеди скифам.

http://pravoslavie.ru/141364.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010