Климент, митрополит Киевский и всея Руси (Смолятич Клим) Митрополит Климент по происхождению русский. Фамилия его Смолятич дает повод предполагать, что он был родом из Смоленской земли. До святительства был схимником в монастыре, находящемся в городе Зарубе. Его кандидатуру на первосвятительский престол выдвинул великий князь Киевский Изяслав Мстиславич, несмотря на противодействие ряда епископов, возражавших против поставления митрополита без санкции Константинопольского патриарха. 27 июня 1147 года Собором русских епископов он был поставлен митрополитом Киевским главою святого Климента, папы Римского (эта святыня находилась в Киеве), подобно тому как греки ставили своих митрополитов рукою святого Иоанна Предтечи. Вскоре после смерти великого князя Изяслава († 1154) и занятии Киевского престола князем Юрием Долгоруким 20 марта 1155 года митрополит Климент был удален с Киевской митрополии во Владимир Волынский. Скончался после 1164 года. Летопись Ипатьевская (под 1147 годом) характеризует Климента как «книжника и философа», подобного которому не было «в Русской земле». Однако до нас дошло лишь одно произведение, бесспорно ему принадлежащее, – «Послание, написано Климентом митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом» (ГПБ, Кир.-Белоз. собр.; 134/1211). Труды: Послание, написано Климентом, митрополитом русским, Фоме, прозвитеру. истолковано Афанасием мнихом//Лопарев X. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. – СПб., 1892; Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. – СПб., 1892; Памятники истории Киевского государства IX–XII вв.; Сборник документов/Подготовлен к печати Г. Е. Кочиным. – Л., 1936. – С. 154–155; Послание Климента Смолятича/Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова//Памятники литературы Древней Руси. XII в. – М., 1980. – С. 282–289, 658–660. Слово о любви Климово (авторство признается спорным). Литература: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – М., 1880. – Т. 1, первая половина. – С. 285, 786.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕГЕНДА» [лат. Legenda italica], название, к-рое исследователи дали рассказу о равноапостольных Константине (Кирилле) и Мефодии , об обретении ими в Херсонесе останков Римского еп. (папы) сщмч. Климента I и о перенесении святыни в Рим. Этот рассказ представляет собой часть повествования о сщмч. Клименте I, созданного автором нач. XII в. Львом, еп. Остийским (Vita cum translatione S. Clementis). Источником для Льва Остийского послужило аналогичное повествование, написанное Гаудерихом, еп. Веллетри, и поднесенное им папе Римскому Иоанну VIII († 882). Начальная часть повествования Гаудериха сохранилась, и сравнение текстов показало, что Лев Остийский точно следовал за своим источником, подвергая его лишь стилистической обработке. Повествование Льва Остийского о святых Кирилле и Мефодии известно в 2 списках: Vat. lat. N 9668, XII в.; Прага. Б-ка митрополии. 23, XIV в. (к списку XII в. восходят 2 копии текста XVII в. и издание (под 9 марта) в 2-м т. «Acta Sanctorum» (1668)). В списке XIV в. сохранился пролог (воспроизводящий, судя по всему, пролог Гаудериха), где говорится, что автор почерпнул сведения о Кирилле и Мефодии из сочинения, написанного «славянскими письменами» (ex slavonicis litteris). Исследователи полагают, что этим источником было слав. Житие равноап. Кирилла, к-рое Мефодий привез в Рим в 880 г. Скорее всего Житие Кирилла в том виде, в каком оно было доступно Гаудериху, отличалось от известного нам слав. текста Жития. Так, в нем содержался ряд известий о равноап. Мефодии, которых нет в Пространном житии Кирилла, но они читаются в Житии Мефодия. По-видимому, эти сведения были удалены из Жития Кирилла, когда после смерти Мефодия его ученики стали писать жизнеописание своего наставника. Др. источником «И. л.» стало сочинение равноап. Кирилла об обретении им останков Климента Римского, к-рое по просьбе Гаудериха перевел для него с греческого Анастасий Библиотекарь (об этом говорится в послании Анастасия Гаудериху). Сочинение Константина сохранилось в славянском переводе под названием «Слово на перенесение мощей преславного Климента».

http://pravenc.ru/text/Климент I еп ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА III († 3.06.1746, Пелусий), патриарх Александрийский (с 5 марта 1737). К. происходил с о- âà Патмос, до избрания на Патриарший престол руководил Патмосской школой, а позже был митрополитом Писидийским. В источниках упоминается прозвище К. Καλοκγαθος («прекрасный душой и телом»). В историческом сочинении А. Комнина-Ипсиланти приведена дата интронизации К.- 5 марта, однако 1738 год указан неверно, правильная дата - 1737 год. То, что к 5 марта 1738 г. К. уже был патриархом, следует из послания к нему архиеп. Кипрского Филофея, к-рое датировано 18 окт. 1737 г. ( Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. С. 37-38). В первые годы Патриаршества К. поддерживал миролюбивые отношения с Римско-католической Церковью. В послании от 4 июля 1738 г. к папе Клименту XII К. уверял его в дружеском расположении, но просил оказать воздействие на католич. миссионеров, убеждавших паству Александрийской Церкви в том, что таинства, совершаемые по вост. обряду, не имеют силы, и заставлявших совершать повторное крещение и венчание по зап. обряду ( Hofmann. 1934. S. 93-95). Послание должен был переправить работавший на Востоке по поручению папы ученый И. С. Ассемани (1686-1768), с к-рым К. сблизился за время его путешествий по Египту. В послании к папе от 15 дек. 1738 г. Ассемани подробно рассказал о взглядах К. По его словам, К. был готов пойти на унию с Римом («в высшей степени склонен принять католическую Римскую веру»), выделил особую капеллу для мелькитов, где бы им не мешали «греки-схизматики», и рассчитывал договориться о возможности для своих учеников получать образование в Риме (Ibid. S. 98-101). Сохранилось послание К. в Конгрегацию пропаганды веры от 17 июля 1738 г., в котором он просил позаботиться об обучении 10-летнего мальчика Петра из Дамаска (Ibid. S. 95-96). Внимание К. к вопросам образования проявилось в его сношениях с Дунайскими княжествами: в июне 1743 г. господарь Молдавии Константин Маврокордат назначил нуждавшемуся в средствах К. ежегодную денежную помощь для работы греческой школы. Сведений о том, что К. подписал католическое исповедание веры, нет, однако известно, что это сделал эконом Александрийской Церкви Абдалла в присутствии Ассемани, о чем тот известил папу Климента XII в послании от 20 июля 1738 г. (Ibid. S. 96-97). 4 авг. 1739 г. папа писал К., что призовет миссионеров к ответу, если те будут уличены в к.-л. преступлениях против восточной Церкви. Папа рассчитывал на то, что К. подпишет католическое исповедание веры, но подчеркивал, что требует от него не унификации обрядов, а единства взглядов. Однако о дальнейших сношениях К. с Римом сведений нет.

http://pravenc.ru/text/2458811.html

Патриарх Алексий встретился с руководителями епархиальных кахетизаторских отделов Москва, 30 января 2004 г. Сегодня, 30 января, в Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре в рамках XII Международных Рождественских Образовательных чтений состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, сообщает Седмица.Ru . Во встрече приняли участие: архиепископ Калужский Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии; архимандрит Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Свято-Данилова монастыря. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам встречи с речью, в которой указал на необходимость воспитывать новые поколения православных христиан на примерах новомучеников и исповедников Российских, явивших высокие образцы церковного служения. В этой связи необходимо шире публиковать и распространять через церковные книжные лавки и СМИ жития святых, которые свидетельствовали о Христе в годы гонений на Церковь в XX веке. Его Святейшество также призвал повсеместно применять жития новомучеников и исповедников Российских в учебных планах воскресных школ и Духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Патриарх Алексий также очертил круг насущных проблем положения религиозного образования и катехизации в Русской Православной Церкви, а также с сожалением отметил ряд недостатков в организации XII Рождественских чтений. Затем предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы участников встречи. Из речи Его Святейшества на встрече с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и катехизации: - В этом году Рождественские Образовательные чтения были посвящены подвигу новомучеников и исповедников Российских – наших современников, которые в трагическом XX веке свидетельствовали о Христе даже до крови, даже до смерти. Жития подвижников веры и благочестия XX века уже стали любимым нравственным чтением нашего народа. Мы продолжим публиковать книги и материалы в периодической печати, рассказывающие людям о подвигах наших православных соотечественников в тяжелые годы гонений на Церковь. В трагические страницы истории Русской Православной Церкви в XX веке вписаны яркие примеры исповедничества, необходимые для образования и воспитания детей и молодежи, для воцерковления взрослых, которые еще только идут к Церкви Христовой. Просвещать наш народ - наш долг и наше признание.

http://pravoslavie.ru/8817.html

Председатель ОВЦС принял участие в презентации нового Энциклопедического словаря 11 сентября, 2011. Новостная служба Презентация нового Энциклопедического словаря состоялась в рамках XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки, проходящей с 7 по 12 сентября на ВВЦ. 11 сентября. ПРАВМИР. Презентация нового Энциклопедического словаря состоялась в рамках XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки, проходящей с 7 по 12 сентября на ВВЦ. Энциклопедический словарь «Большой Российской энциклопедии» — это универсальное справочное издание, содержащее достоверную и актуальную информацию всех областей знания. В презентации приняли участие некоторые герои вышедшего в свет издания, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС. В том числе митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Приветствуя собравшихся, митрополит Иларион обратился к истории и напомнил, что терминологические словари составлялись уже в Древнем Египте за две тысячи лет до Рождества Христова, своды знаний существовали и в Китае в XII-X вв. до нашей эры. «Энциклопедии были популярны в христианском мире в период раннего Средневековья: на Западе примером могут служить творения Исидора Севильского, в частности, его «Этимологии» (VII в.), на Востоке византийский словарь «Суда» (X в.)», уточнил архиерей. По мнению владыки, первым энциклопедическим трудом в России следует считать азбуковник, помещенный в «Кормчей книге» XII века епископа Климента Новгородского. «С XVI века азбуковники на Руси получили уже самое широкое распространение и толковали понятия религиозной, гуманитарной и естественнонаучной областей знаний», продолжил председатель ОВЦС. Митрополит Иларион отметил также, что при всех бесспорных заслугах «Большой советской энциклопедии», претерпевшей три издания, в ней почти полностью отсутствовала религиозная тематика, а термины давались исключительно в марксистской трактовке. «Новый словарь содержит более полутора тысяч статей по религиозной тематике, что в десятки раз превышает их количество в его предшественнике Советском энциклопедическом словаре», приводит слова архиерея Патриархия.ру.

http://pravmir.ru/predsedatel-ovcs-priny...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 28. Лев Марсикан (Остийский) «Хроника монтекассинского монастыря» (начало XII в.) Лев Марсикан (по своему происхождению из местности Марсико на юге Италии), с 1060/3 г. – монах в Монтекассино во времена расцвета монастыря при аббате Дезидерии, в конце XI в. – на службе у папы Урбана II, с 1102/7 г. – епископ-кардинал Остии и Веллетри близ Рима; умер в 1115 г. Лев был довольно плодовитым писателем, автором (реальным или предполагаемым) агиографических (например, «Итальянской легенды» об обретении в Херсонесе мощей св. Климента Римского ; см. 17, примеч. 458), гомилетических и исторических («Истории крестового похода») сочинений, ряд из которых утрачен, но главнейшим его трудом явилась «История Монтекассинского монастыря», включающая ценные сведения по истории Западной империи и папства в целом. Во второй трети XII в. она была продолжена Петром Диаконом. Издания: Leon. Mars. 1846. Р. 574–884; Leon. Mars. 1980 (нам недоступно). Литература: Hoffmann 1973. S. 109–162; Fagnoni 1980. Р. 53–129; RFHMAe 7. Р. 177–179. 1. [II, 17. Мученическая кончина епископа Адальберта 770 , коронация императора Оттона III 771 и казнь Кресценция 772 , восставшего против императора.]       II, 18. В то же время муж Божий Ромуальд 773 вместе с кровным родственником императора блаженным Бонифацием 774 , который несколько спустя соделался мучеником Христовым на Руси (Russia) 775 , и со многими другими немцами (Teutonici) из войска названного императора, прибыл в сей монастырь блаженного Бенедикта 776 для молитвы. Здесь он тяжело заболел, но по милосердию Божию быстро поправился [и] вернулся восвояси. (Leo Mars. 1846. Р. 640–641) 2. II, 37. [История прибытия отряда норманнов из Нормандии в Капую 777 , где у герцога Пандульфа 778 пребывал Мел.] Этот Мел (Melus) – вернусь несколько назад – был первым и славнейшим из граждан Бари, да и всей Апулии, мужем чрезвычайно решительным и рассудительным. Когда апулийцы не могли [более] выносить заносчивости и высокомерия греков (Greci), которые незадолго до того, а именно во времена первого Оттона 779 , пригласив к себе на подмогу данов (Dani) 780 , русь (Russi) 781 и гваланов (Gualani) 782 , присвоили себе Апулию и Калабрию 783 , то они в конце концов подняли восстание [во главе] с названным Мелом и с неким Даттоном (Datto), столь же высокознатным, родичем этого Мела 784 . [Потерпев поражение, Мел связывается с прибывшими в Капую норманнами 785 , одерживает с ними ряд побед, но, в конце концов разбитый византийцами 786 , бежит в Германию к императору Генриху 787 в надежде на его поддержку против греков.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ XIV (31.03.1675, Болонья - 3.05.1758, Рим; мирское имя Просперо Ламбертини), папа Римский (21 авг. 1740 - 3 мая 1758). Получил юридическое и богословское образование в Коллегии св. Климента в Риме. В 1694 г. Ламбертини получил степени д-ра теологии и д-ра канонического и гражданского права. В 1712 г. был назначен каноником собора св. Петра, при Клименте XI занимал должности в Римской курии: адвокат консистории, promotor fidei («адвокат диавола»), канонист Апостольской пенитенциарии . В 1727 г. назначен епископом Анконы. В 1728 г. возведен в кардиналы. В 1731 г. стал епископом Болоньи. После смерти папы Климента XII (1740) состоялся самый долгий в истории папства конклав: в результате шестимесячных споров папой Римским был избран кард. Ламбертини, принявший имя Бенедикт. Ему приписываются слова, сказанные на конклаве: «Если вы хотите папу святого, выберите Готти, если папу-политика, возьмите Альдрованди, если же вы хотите видеть на престоле честного человека, выберите меня» ( Carreyre J. Benoît XIV//DHGE. T. 8. Col. 165). Б. обладал мягким характером. Став папой, он пытался поднять авторитет католич. Церкви, устранить противоречия между папством и европ. правителями. В сфере внешней политики проявлял уступчивость, подписал неск. конкордатов , носивших компромиссный характер: в 1741 г. с Сардинским королевством, потом с Неаполитанским, Испанией (1753). В «войне за австрийское наследство» (1740-1748) придерживался строгого нейтралитета, несмотря на то, что воюющие стороны претендовали и на часть территорий Папской обл. Во время Семилетней войны (1756-1763) между Пруссией и Австрией впервые признал королем Пруссии протестанта Фридриха II, до этого им мог стать только бранденбургский маркграф - католик. Бенедикт XIV, папа Римский. Гравюра И. С. Лейтнера Бенедикт XIV, папа Римский. Гравюра И. С. Лейтнера В 1741 г. буллой «Matrimonia, que...» папа признал законными смешанные браки, заключенные без учета тридентской формулы на территориях, где сосуществовали католич.

http://pravenc.ru/text/Бенедикт XIV.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЛИИ ТРУДОЛЮБИВОГО СЛОВО» слав. компилятивный псевдоэпиграф XII-XIII вв. (?), Похвальное слово арх. Михаилу (нач.: «Хотяй преблагый человеколюбивый Бог всего мира створити от небытия в бытие…»), приуроченное к 8 нояб. «И. т. с.», состоит из 3 частей: объяснения сути праздника, изложения чудес арх. Михаила, похвалы святому. Источниками памятника послужили слав. перевод проложной статьи на Собор арх. Михаила, «Сказание чюдеси прп. Архипа пустынника пономаря» о чуде архистратига в Хонех, Похвальное слово св. Климента Охридского , а также, возможно со значительными сокращениями, слово Пандолея пресвитера. Составитель свободно использовал источники, допуская перифраз текстов и изложение своими словами. Имя, помещенное в заголовке, как установил М. Н. Сперанский , было вместе с эпитетом заимствовано составителем из переводного предисловия к Прологу Константина , еп. Мокисийского; очевидно, этот календарный сборник воспринимался безымянным слав. книжником целиком как труд «Илии трудолюбивого» ( Сперанский. 1908. С. 303). Текст известен в серб. списках XIV-XVII вв. в составе сборников: 1) кон. (?) XIV в. (НБС. Старое собр. 102. Л. 254-256; ркп. погибла в 1941, текст изд. Сперанским); 2) посл. трети XIV в. (Мон-рь Дечаны (Косово и Метохия). 103. Л. 176 об.- 181 об.); 3) XVI в. (НБКМ. 320. Л. 39-41); 4) XVII в. (ЦНБ НАНУ. Нежин. 28. Л. 216-220). 1-я и 2-я рукописи имеют значительное число общих статей, а в 3-м и 4-м списках текст анонимен. С. Ю. Темчин по начальным словам отождествил анонимный список памятника в составе западнорус. Торжественника минейного (БАН Литвы. Ф. 19. 103. Л. 396-401), переписанного в 1569 г. в г. Корец на Волыни для кн. Богуша Корецкого; «И. т. с.» помещено здесь среди сочинений св. Климента Охридского (см.: Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной б-ки, церковнослав. и рус. Вильна, 1882. С. 205, 213). Древнерус. традиция памятника пока не изучена.

http://pravenc.ru/text/389271.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН IX патриарх Иерусалимский (между 26 янв. 1156 и 12 мая 1157 - до марта 1166). До избрания на Патриаршество был монахом. В Типиконе свт. Иоанна Златоуста монастыря близ Куцовендиса на Кипре (Paris. gr. 402; XIII в.), основанного в 1090/91 г., под 23 апр. отмечена память Иерусалимского патриарха Иоанна Хризостомита, выходца из этой обители. Скорее всего речь идет об И., менее вероятно - об Иоанне VIII (1106/07 - ранее 1122). И. был патриархом во время правления крестоносцев на Св. земле, когда правосл. Иерусалимские патриархи жили в изгнании в к-польском монастыре св. Диомида, однако палестинские православные христиане продолжали считать их своими предстоятелями. Так, в греко-араб. эпиграфических надписях XII в. о восстановлении мон-ря Каламон (Дайр-Хаджала) в Иудейской пустыне упоминается, что эти работы были проведены в Патриаршество И. Иерусалимские патриархи пользовались покровительством визант. императоров, выступавших в роли защитников ближневост. православия. И., подобно др. вост. патриархам той эпохи, играл видную роль в визант. церковно-политической жизни: участвовал в К-польском Соборе 12-13 мая 1157 г. по вопросу о трактовке таинства Евхаристии (RegPatr, N 1041, 1043; PG. 140. Col. 180, 196-197). Продолжительность Патриаршества И. точно не известна: последнее упоминание его предшественника Николая II относится к 26 янв. 1156 г., а упоминание его преемника Никифора II - ко 2 марта 1166 г. И. упоминается в нескольких эпиграммах, составленных его учеником имером. Климентом. Из текста эпиграмм следует, что И. и Климент были иконописцами. По мнению свящ. П. Планка, И. принадлежит печать с греч. надписью, которую изготовил для него Климент ( Laurent V. Le corpus des sceaux de l " Empire byzantin. P., 1965. T. 5. Pt. 2. N 1565; В. Лоран атрибутировал печать Иоанну VIII). И. также упомянут в стихотворных диптихах Иерусалимских патриархов, составленных на греческом языке в кон. XIII в. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 125, 132, 140, 142).

http://pravenc.ru/text/469646.html

(VI-VII вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.), писатель. Род. в с. Медосага (близ Анкиры, Галатия). Принял постриг в Атталинском мон-ре в Анкире, затем перешел в лавру прп. Саввы Освященного близ Иерусалима, где и подвизался до своей кончины. Как и др. савваитский монах, Антиох Стратигий , прп. А. был свидетелем персид. вторжения в Палестину (614), но гипотеза об их тождестве не получила признания. По просьбе игумена Атталинского мон-ря Евстафия А. составил «Пандект Священного Писания» (Πανδκτης τς γας γραφς). Этот справочник был предназначен для монахов, лишившихся в результате нашествия персов возможности пользоваться монастырской б-кой. Он включает 130 глав, каждая из к-рых представляет собой тематическую подборку выдержек из Свящ. Писания, перемежающихся со святоотеческими поучениями и молитвами (напр., о Царствии Небесном, о молитве, о посте и т. д.). В составе «Пандекта» до наст. времени дошли фрагменты утраченных сочинений древних отцов Церкви ( Поликарпа Смирнского, Климента Римского ). В X в. труд А. был переведен в Болгарии на старослав. язык. На Руси (в меньшей степени у юж. славян) он был весьма популярен (древнейший список: ГИМ. Воскр. 30, XI в.; значительная часть текста входит в сб. кон. XII - нач. XIII в.- РГБ. Троиц. 12; старшие серб. списки 1-й пол. XIV в.: Хиландарь, 475; Вена, Нац. б-ка. Slav. 12; списки XV-XVI вв. многочисленны). Многие поучения из него попали в состав Пролога , молитва из гл. 19 вошла в чин повечерия («                      »), молитвы из гл. 84 и 85 - в число молитв, читаемых после кафизм (3-я и 12-я) Псалтири. На основе «Пандекта» А. составлено послание «Некоего отца к духовному сыну» Иакова Черноризца ростовскому кн. Димитрию Борисовичу (XIII в.). Гл. «О пьянстве» оказала значительное влияние на многочисленные древнерус. поучения. А. приписывается также вечерняя молитва «      ». В ряде греч. синаксарей под 24 дек. отмечена память А.: ГИМ. Син. греч. 354. Л. 177, 1295 г. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 531).

http://pravenc.ru/text/115742.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010