Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Памятник еп. Мейнарду в Икшкиле. 2010 г. Скульптор В. Сушкевич [Мейнгард; лат. Meynardus; нем. Meinhard] († 11.10 (по др. данным, 12.04 или 14.08) 1196, Икскюль (ныне Икшкиле, Латвия)), св. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.), каноник августинского мон-ря в Зегеберге (ныне Бад-Зегеберг, Германия), в Гольштейне, католич. миссионер, 1-й епископ Ливонии (с 1186). Происходил, вероятно, из министериалов (несвободных администраторов или воинов), находившихся на службе у архиепископов Гамбурга и Бремена. В нач. 80-х гг. XII в. М. вместе с группой нем. купцов прибыл на земли ливов в районе р. Зап. Двина (Даугава); не исключено также, что он бывал в этом регионе и раньше. В 1184 г. он начал проповедь христианства среди ливов. В то время земли ливов находились в сфере влияния Полоцкого княжества, в связи с чем М. предварительно получил от князя разрешение на миссионерскую деятельность. В Икскюле была построена 1-я деревянная церковь. После разрушительного набега литовцев (ок. 1185) в Ливонию для сооружения каменных укреплений прибыли каменщики с Готланда. В 1185-1186 гг. в Икскюле и Гольме (латыш. Мартиньсала) были возведены первые каменные замки, в Икскюле вместо деревянной построили каменную церковь. В 1186 г. Гартвиг II, архиеп. Гамбурга и Бремена (1185-1207), рукоположил М. во епископа Ливонии. По-видимому, епископ вернулся в Ливонию с группой священников, составивших его капитул . Вероятно, тогда же к нему присоединился монах-цистерцианец Теодерих (Дитрих) из Трейдена (латыш. Турайда), впосл. один из основателей ордена меченосцев (1202) и епископ Леальский (с 1211), ставший ближайшим помощником М. В сентябре 1188 г. папа Римский Климент III (1187-1191) утвердил создание нового еп-ства, названного Икскюльским (episcopatus Ixcolanensis) по месту резиденции М. В адм. отношении новообразованное еп-ство являлось суффраганом Гамбургско-Бременской митрополии. Однако в 1190 г. архиеп. Гартвиг II был изгнан горожанами из Бремена и в 1192 г. отстранен от власти кафедральным капитулом, поэтому не мог оказать помощи Церкви в Ливонии. Отсутствие внешней поддержки сказалось на ухудшении положения М. После первоначальных успехов он оказался заблокирован враждебно настроенными ливами в своей укрепленной резиденции. Попытки покинуть Икскюль не увенчались успехом. Лишь Теодериху удалось ок. 1192-1193 гг. тайно выбраться из Ливонии и прибыть в Рим к папе за поддержкой. По-видимому, М. просил предоставить военную помощь Икскюльскому еп-ству. Папа Целестин III (1191-1198) ограничился изданием буллы от 27 апр. 1193 г., в к-рой расширил пожалованные ранее Климентом III М. права набора духовенства в Германии для нужд миссии. Так и не дождавшись помощи, епископ скончался.

http://pravenc.ru/text/2562788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Авиньон. Вид на мост св. Бенедикта и папский дворец [франц. Avignon], город во Франции на слиянии рек Роны и Дюранса. Население 89,5 тыс. чел., столица деп. Воклюз и Авиньонского архиеп-ства. На территории департамента 178 католич. приходов, проживает 476 тыс. чел., из них 350 тыс. католиков (Annuario Pontificio, 1999. P. 59). В период « авиньонского пленения пап » (1309-1378) резиденция папы Римского; в 1379-1403 гг. резиденция антипап авиньонской линии Климента VII и Бенедикта XIII (см. Схизма в католической Церкви ). С VI-V вв. до Р. Х. поселение на месте А. являлось торговой колонией Марселя, затем галло-рим. муниципием (рим. название Civitas Avennicorum). В V-VI вв. по Р. Х. А. принадлежал бургундам, остготам (см. Готы ) и, наконец, франкам . В 737 и 739 гг. правителю франк. королевства Карлу Мартеллу (715-741) пришлось отвоевывать А. у захвативших его арабов (см. Арабские завоевания ). С XI в. А. номинально подчинялся Римско-Германской империи , а фактически находился под властью южнофранц. сеньоров и епископа, в нач. XII - сер. XIII в. пользовался коммунальным самоуправлением. С 1290 г. А. перешел в единоличное владение графов Прованса из Анжуйской династии, у к-рых с санкции имп. Карла IV (1347-1378) был выкуплен папой Климентом VI (1348). Авиньонский ун-т, основанный в 1303 г., к кон. XIV в. насчитывал 1500 студентов. С 1433 г. городом и прилегающим к нему графством Венессен, приобретенным папой еще в 1274 г., управляли папские легаты. 14 сент. 1791 г. постановлением революционного Учредительного собрания А. и Венессен присоединены к Франции. Христианство известно в А. с кон. III - нач. IV в. Первый доподлинно установленный еп. Нектарий участвовал в Соборах между 439 и 455 гг. Вплоть до XIV в. еп-ство А. в подчинении Арля ничем не выделялось из ряда подобных ему небольших еп-ств Юж. Франции. Впервые папа Климент V останавливался в А. в мон-ре доминиканцев в 1309 г. После того как в 1316 г. папой был избран еп. А. Жак Дюэз из Кагора (1310-1312) - Иоанн XXII , в А. окончательно переместилась резиденция пап, местный же епископ был возведен Иоанном XXII в сан кардинала. Епископская кафедра в период «авиньонского пленения» часто оставалась вакантной - в общей сложности ок. 40 лет она управлялась генеральным викарием, а доходы еп-ства прямо поступали в папскую казну. В 1475 г. Сикст IV превратил А. в архиеп-ство для Джулиано делла Ровере, буд. папы Юлия II , подчинив А. еп-ства Кавайон, Карпантра и Вьерзон. По конкордату 1801 г. А. стал еп-ством; с 1822 г. А. вновь архиеп-ство с подчиненными ему еп-ствами Монпелье, Ним, Валанс и Вивье. Архитектура

http://pravenc.ru/text/62768.html

Но, несмотря на эти внутренние свидетельства принадлежности 2 послания Ап. Петра именно первоверховному Апостолу, многие исследователи нового времени, начиная еще с Эразма, Кальвина и Г. Гроция, оспаривают подлинность этого послания и считают его написанным неизвестным апостольским учеником. Основанием для этого указывают прежде всего отсутствие до начала III христианского века прямых свидетельств о 2-м Петровом послании, причем не раз были высказываемы и сомнения в происхождении его от св. Ап. Петра. 2-е Соборное послание Ап. Петра не находится в сирском переводе Пешито (2-го века), нет о нем упоминания и в так называемом фрагменте Муратория. Однако, если действительно вся Церковь признала это послание подлинным лишь в конце IV века, а в предыдущие века в некоторых церквах оно оставалось неизвестным, то это более всего свидетельствует о той крайней осторожности и разборчивости, с какою Церковь вела дело установления новозаветного канона. Впрочем, косвенные свидетельства известности 2 Петра древнейшим церковным писателям, бесспорно, существуют, как показывают отдельные выражения и мысли, весьма близко напоминающие соответствующие места из 2 Петра. Это именно нужно сказать о первом послании св. Климента Римского к Коринфянам (гл. IX, ср. 2Nem I:17, 2:5 ; гл. XXXV, ср. 2Пет 2:2 ), о «Пастыре Ермы» (Виден. III,7; см. 2Пет 2:15, 21, 22 ), о сочинении св. Иустина Мученика «Разговор с Трифоном Иудеем» (гл. LXXXI, ср. 2Пет 3:8 ) и соч. Феофила Антиохийского , Послания к Автолику II,9; ср. 2Пет 1:21 . По свидетельству Евсевия Кесарийского , Климент Александрийский даже написал толкование на 2 Петра (Ц. Ист VI14, 1), что, конечно, указывает на глубокое уважение к этому посланию в древней Церкви. А Ориген , упоминая о том, что подлинность 2 Петра некоторыми оспаривается, сам, однако, признает его подлинным, говоря, например: «Петр двумя трудами своих посланий вещает» (Migne. s. gr. t. XII,857). Решительно признавали подлинность 2 Петра св. Дидим и Афанасий Александрийские » (Воскресн. чтен. 1877. 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первый акт новоизбранного Папы сразу же после принятия канонического избрания на Апостольский Престол и ещё прежде других обязательств, - это выбор Папского имени. Его возвещает с Лоджии базилики Святого Петра кардинал-протодиакон после произнесения знаменитой формулы «Habemus Papam» и после произнесения имени, данного новоизбранному Папе при Крещении. По устоявшейся традиции, это новое имя отличается от данного при Крещении: такой выбор напрямую связан с первым Папой - святым Петром, - чьё имя, данное при рождении, как известно, было Симон. Этот обычай установился уже в первом христианском тысячелетии, напоминая, что избрание на Апостольский Престол является как бы вторым рождением. В частности, в первые века Церкви многие Папы решали в начале понтификатов отказаться от своих прежних языческих имён в пользу христианских. Не все Папы, однако, следовали этой традиции: из 266 Пап в истории только 129 выбрали себе новое имя. Этот обычай стал постоянной практикой с 955 года при Папе Иоанне XII и продолжается по сей день, за исключением немецкого Папы Адриана VI (1522-1523) и итальянца Марцелла II (1555). Для некоторых Пап новое имя было третьим в их жизни, - если они принадлежали к монашеским орденам. Например, в случае с Григорием XVI (1831-1846), который при Крещении получил имя Бартоломео и взял имя Мауро после вступления в Орден Камальдулов. В истории папства чаще всего использовалось имя Иоанн, впервые принятое в 523 году святым Папой и мучеником Иоанном I. Последним Папой, избравшим себе это имя в 1958 году, был Анджело Джузеппе Ронкалли, блаженный Иоанн XXIII. Среди часто используемых имён встречаются имена Григорий (последним Папой с этим именем был Григорий XVI) и Бенедикт. Неоднократно использовались имена Климент, Иннокентий, Лев и Пий. В списке имён Римских Пап не встречаются такие библейские имена, как Иосиф, Иаков, Андрей и Лука. Также никто из Пап не брал имени Пётр, как первый Папа, однако имя апостола Павла было избрано шестью Римскими Папами. Среди них - Папа Монтини, Павел VI (1963-1978). Выбор такого имени предварил одно из характерных новшеств его понтификата: апостольские визиты за границу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» Агиография (греч. «описание святых») (от греческого hagios – святой и grapho – пишу, описываю) – отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых . При единстве манеры изложения агиографические сказания были разнообразны по жанрам: жития святых , мартирии, повествовавшие о гонениях и пытках мучеников , хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных  иконах . Жития и мартирии разделялись, в свою очередь на повествовательные и панегирические. Первые описывали жизнь и деяния святого, вторые содержали похвальные слова в его честь. По мере развития житийного жанра был выработан определенный канон повествования. Житийный канон складывается из предисловия и краткого послесловия агиографа, обрамляющих собственно повествование, включающее в себя следующие вехи: похвала родине и родителям святого, чудесное предвозвещение его появления на свет, проявление святости в детском и юношеском возрасте, искушения, решительный поворот на путь духовного спасения, кончина и посмертные чудеса. Произведения агиографических жанров являются, таким образом, словесными иконами святых, их подвигов и чудесных явлений благодати  Божией. Однако агиографический канон сложился лишь к X–XII вв., поэтому ранним житиям свойственно большее формальное разнообразие. Христианская Церковь с первых дней своего существования внимательно и с любовью собирала сведения о жизни и подвигах ее членов. Источником для повествования о мучениках являлись архивы проконсулов и других римских правительственных чиновников и судей, содержавшие описание допроса и приговора над подсудимым. Отсюда возникло определенное однообразие формы изложения, закрепленное впоследствии каноном. Уже Климент, папа Римский, устанавливает точную запись сказаний о мучениках. Древнейший сборник Житий святых на Востоке принадлежит Дорофею, епископу Тирскому (IV в.) – «Сказание о семидесяти апостолах», затем «Жития честных монахов» Александрийского патриарха Тимофея (IV в.), сборник Федора Киррского (V в.), «Лимонарь» («Луг духовный» или «Цветник») Иоанна Мосха .

http://azbyka.ru/agiografiya

Содержание Предисловие Глава 1. Детство и ранняя молодость (1782–1811 гг.) Глава 2. Пребывание в Рославльских лесах (1811–1821 гг.) Молитва о пользе братии Глава 3. Пребывание в скиту при Оптиной пустыни (1821–1826 гг.) Глава 4. Настоятельство (1826–1862 гг.) Приложения I. Письмо Монахини Досифеи к Тимофею и Ионе Путиловым II. Из писем Архимандрита Александра Арзамасского, бывшего в Москве, в Новоспасском монастыре наместником, к братиям Тимофею и Ионе Путиловым Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4 III. Три свидетельства, выданные Тимофею Путилову IV. Собственноручная записка О. Игумена Монсея V. Письма его к брату Александру Ивановичу и (впоследствии) О. Антонию и прочим Письмо 1 VI. Письмо к Е.Д. Таптыкиной VII. Письмо к О. Игумену Антонию VIII. Духовное завещание О. Архимандрита Моисея IX. Письмо игумена Антония к Архимандриту Геннадию X. Письмо О. Игумена Антония Бочкова XI. Надгробное Слово, произнесенное при погребении О. Архимандрита Моисея Ректором Калужской Семинарии Архимандритом Герасимом XII. О пустынножительстве в Рославльских лесах     Предисловие Девятнадцать лет прошло с тех пор, как скончался О. Архимандрит Моисей , преобразователь, и можно сказать основатель Оптиной Пустыни, в ее духовном значении; муж, редкий по своим высоким качествам и добродетелям. Краткий некролог его, был напечатан в Калужских Епархиальных Ведомостях в 1862 году, 1 но полного, по возможности, жизнеописания его до сих пор не существовало. Посторонний наблюдатель может упрекнуть за это братство Оптиной Пустыни, в среде которого были и есть люди с хорошим образованием. Почему не занялись они этим делом ранее? Зачем медлили? – Нельзя сказать, чтобы не занимались. Несколько человек из братий давно уже собирали понемногу материалы для жизнеописания О. Архимандрита Моисея , но дело это все не приходило к желаемой полноте, а потому и к концу. Последним из таких собирателей был иеромонах Климент Зедергольм , три года тому назад скончавшийся. Все собранное им и другими монахами вошло в состав настоящего жизнеописания, с большими, однако, дополнениями и исправлением неточностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Состоялось ежегодное собрание учредителей Фонда единства православных народов Москва, 29 марта 2007 г. 29 марта 2007 года в Москве в здании Международного Фонда единства православных народов под началом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось ежегодное Собрание учредителей и совместное заседание Правления и Попечительского Совета Международного Фонда единства православных народов, сообщает Седмица.Ru . В годичном собрании приняли участие: Советник Президента РФ Г.Н. Трошев, Министр топлива и энергетики Украины Ю.А. Бойко, Министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С.Соколов, Заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций РФ П.А. Пожигайло, Посол РФ в Украине В.С. Черномырдин, митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, Председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам религиозных организаций и общественных объединений С.А. Попов, представители Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, руководства города Москвы, руководства ОАО «Газпром» и других крупных предпринимательских структур, а также делегации из Беларуси, Украины, Сербии, Черногории, Болгарии, Молдавии и другие. В начале заседания выступили президент Фонда профессор В.А.Алексеева и руководитель Украинского отделения Фонда, председатель комитета Верховной Рады Украины по науке и образованию Е.С. Самойлик. Затем к участникам собрания обратился председатель Попечительского Совета Фонда - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Предстоятель Русской Православной Церкви в своем выступлении отметил, что Фонд становится все более значимой организацией, осуществляющий координацию и объединение усилий международной православной общественности на благо Православных Церквей и народов. На заседании были обсуждены и приняты программы и план работы Фонда на 2007 год. В 2006 году Фонд провел: в Цетинье (Черногория )VI церемонию вручения премий «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов»; XII международную конференцию «Государство и Церковь в изменяющемся мире: поиск путей партнерства для решения современных проблем»; VI концертно-благотворительную программу «Голоса православной России в Польше».

http://pravoslavie.ru/21571.html

Монастырь Сагмата Монастырь Сагмата / Монастырь Преображения Господня — Сагматá — один из древнейших греческих монастырей. Он находится на высоте 747 метров над уровнем моря на вершине горы Сагматион в получасе езды от Фив и в восьми километрах от шоссе Афины — Ламия (отметка восьмидесятый километр). До XII века гора Сагматион называлась Гюпатион Орос («высшая гора»), а на ее вершине располагался величественный храм Зевса, в котором находилась большая статуя этого бога. Сведения об этом дает древнегреческий историк Павсаний. В византийское же время здесь строится православный монастырь, основателем которого становится святой Климент. Император Алексей Комнин, финансировавший строительство, в 1106 году закрепляет за монастырем некоторые привилегии, а также делает дорогие подарки, самый важный из которых – частица Честного Древа Креста Господня. Эта святыня на протяжении девяти веков до сегодняшнего дня хранится в монастыре как бесценное сокровище. Примерно в тот же период (XII век) древнее название горы меняется с «Гюпатион» на «Сагматион». Последнее происходит от слова «сагма» («седло»). Смена названия могла быть связана, с одной стороны, с тем, что гора своими очертаниями действительно напоминает седло, а с другой — с тем, что монахи, жившие в монастыре в то время, занимались изготовлением седел. В центре монастыря возвышается храм, посвященный Преображению Господню и возведенный в XII веке. Это типичный для Византии крестово-купольный храм. Наиболее примечательная его часть — это пол, украшенный разноцветной мозаикой, выложенной с большим искусством и изображающей растительный и животный мир, а также геометрические фигуры. Об этих напольных мозаиках упоминал греческий писатель Т. Лапас: «Хотя они древние, кажется, что мастер совсем недавно закончил работу над ними. На этих мозаиках можно найти любой мыслимый узор». Вокруг храма находятся кельи, трапезная и подсобные помещения. Кельи, расположенные на западной стороне монастыря, построены в XII веке, как и трапезная на южной стороне. Остальные здания возводились позднее — в эпоху турецкого владычества.

http://pravoslavie.ru/41389.html

Разделы портала «Азбука веры» 22 Фев 2023 Неизвестные компоненты строительного раствора, используемого для возведения ладожских храмов XII века, удалось определить при помощи отечественной оптико-электронной полиполяризационной системы, утверждают учёные ИИМК РАН. Результаты исследования опубликованы в журнале «Археологические вести», передаёт «РИА Новости» . Чтобы понимать, почему некоторые древнерусские крепости и церкви стоят по сегодняшний день, нужно знать, как они построены. Рецептуру и особенности подготовки строительных растворов в домонгольском зодчестве начали активно изучать еще в конце 70х годов XX века в СССР, рассказали в Институте истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН). Уже тогда ученые сделали акцент на изучении Успенской (1114–1116 гг. основания), Климентовской (1153 г.), Никольской (1160 г.) и Георгиевской (1164 г.) церквей. Эти храмы – одни из древнейших на территории современной России. Но исследовательские возможности советских лабораторий не позволяли узнать все компоненты, используемые строителями, уточнили в ИИМК. Несмотря на шведские набеги в XII веке и в период Смуты, некоторые постройки и сегодня сохранили древнейшие конструкции, рассказал настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет. «Мы можем предположить, что архитектура древних монастырей предполагала и защитную функцию. Нельзя сказать в точности, но во время нападения шведов в начале XVII века монахи Никольской обители могли несколько дней держать оборону в монастыре. Сегодня не вполне ясно, как именно в XII веке при скромных технических возможностях и постоянной угрозе набегов зодчие возводили такие храмы», – продолжил он. Поэтому ученые не один десяток лет ищут новые знания о технологических особенностях древнерусского зодчества. Однако исследовательская база ранее не позволяла получить данные обо всех компонентах и рецептуре строительных материалов XII века, рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологической технологии Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) Елена Медникова.

http://azbyka.ru/news/rossijskie-uchjony...

В Киеве завершился XII Международный фестиваль православного кино «Покров» 13 октября 2014 г. 11:07 10-12 октября 2014 года в Киеве прошел XII Международный фестиваль православного кино «Покров», который в этом году был посвящен памяти Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . Церемония открытия фестиваля состоялась в Доме кино г. Киева. Церемонию открытия посетили митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр , председатели синодальных отделов: молодежного — епископ Обуховский Иона , информационного — епископ Ирпенский Климент , просветительского — протоиерей Георгий Коваленко , миссии «Церковь и культура» — игумения Серафима (Шевчик), епископ Банченский Лонгин , настоятельница Зимненского Свято-Успенского ставропигиального монастыря игумения Стефана (Бандура). В начале церемонии присутствующим было продемонстрировано видео с приветствием Блаженнейшего митрополита Владимира на открытии прошлогоднего кинофестиваля. Зрители также просмотрели видеоприветствие Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия . Советник президента Украины Юрий Богуцкий огласил приветствие от имени П.А. Порошенко организаторам, участникам и гостям фестиваля. Гости фестиваля, которые много лет служили и сотрудничали с митрополитом Владимиром, поделились воспоминаниями о приснопамятном Блаженнейшем владыке. В конце официальной части вечера открытия организатор и президент фестиваля народный депутат Украины Андрей Деркач объявил об открытии XII фестиваля «Покров». В этом году в конкурсной программе было представлено 49 работ (анимационное, игровое, документальное и короткометражное кино) производства Белоруссии, Польши, России, США, Украины, Франции. Фестиваль открылся премьерой новой работы польского режиссера Кшиштофа Занусси «Инородное тело». В рамках кинофорума состоялась демонстрация фильма «Блаженнейший Владимир» Даниила Сырых (Украина). 11 октября в Синем зале Дома прошел круглый стол «Миссия Церкви в украинском обществе».

http://patriarchia.ru/db/text/3790635.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010