Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Алексей Иванович (12.05.1890, с. Смердово Ковровского у. Владимирской губ.- 3.10.1976, Ленинград), церковный историк, библеист. Из крестьянской семьи. Окончил Шуйское ДУ (1901-1905), Владимирскую ДС (1905-1911), Петроградскую ДА (1911-1915), оставлен в академии профессорским стипендиатом на кафедре истории Византийской Церкви (1915-1917). Одновременно учился в Петроградском историко-археологическом ин-те, который окончил в 1917 г., в 1916-1918 гг. посещал в качестве вольнослушателя занятия на историко-филологическом фак-те Петроградского ун-та. В 1914 г. под рук. акад. Ф. И. Успенского занимался в Русском историко-археологическом ин-те в Стамбуле. За курсовое соч. «Кирилл I Лукарис, Патриарх Константинопольский» получил степень канд. богословия. Первой опубликованной работой И. стала написанная на основе архивных материалов ст. «Епископ Владимирский Павел (1763-1769)» (Владимирские ЕВ. 1910. 31. С. 557-562; 32. С. 580-585). А. И. Иванов. Фотография. 50-е гг. XX в. А. И. Иванов. Фотография. 50-е гг. XX в. В 1918 г. И. преподавал в петроградских гимназиях. С 1919 г. работал инструктором по охране памятников и старины во Владимирском отделе народного образования, затем зав. подотделом искусств. В 1921 г. по инициативе И. во Владимире был возрожден губ. музей, И. стал его директором (1921-1926). Благодаря усилиям И. были учтены и взяты под гос. охрану памятники белокаменного зодчества, гражданской и церковной архитектуры Владимиро-Суздальской земли, в губернии создана сеть музеев, организованы археологические раскопки в Ковровском и Судогодском уездах. В 1-й пол. 20-х гг. И. являлся активным членом Владимирского губ. научного об-ва по изучению местного края, затем опубликовал ряд краеведческих работ (Кляземский городок, бывш. удельный г. Стародуб. Владимир, 1926; Город Владимир на Клязьме. Владимир, 1927; Город Ковров в прошлом и настоящем. Ковров, 1928), в т. ч. в «Трудах Владимирского государственного областного музея», в «Трудах губернского научного общества по изучению местного края», в ж. «Наше хозяйство»; преподавал во Владимирском педагогическом ин-те, в Муромцевском сельскохозяйственном техникуме. 25 июля 1931 г. И. был арестован вместе с др. владимирскими краеведами и архивистами, обвинен в организации «музейной контрреволюционной подгруппы», в создании в музее «антисоветского церковного архива», в «пропаганде» находящихся в музее мощей, в содержании и ремонте на гос. средства действующих и закрытых церквей и мон-рей под видом их реставрации, в поддержке связи с «контрреволюционной профессурой» Москвы и Ленинграда. 3 нояб. 1931 г. И. был освобожден (реабилитирован 17 марта 1989).

http://pravenc.ru/text/200477.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНГЛИКАНО-ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЗИ богословские диалоги XVIII-XX вв. Предыстория Приезд англ. посла Р. Ченслора в Москву и поездка рус. посла О. Непеи в Лондон. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Никоновская летопись. 2-я пол. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 245 об.) Приезд англ. посла Р. Ченслора в Москву и поездка рус. посла О. Непеи в Лондон. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Никоновская летопись. 2-я пол. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 245 об.) В сер. XVI в., в период формирования англикан. Церкви , представления англичан о Православии были основаны на средневек. итинерариях и космографиях и не отличались широтой и полнотой. Архиепископы Кентерберийский Томас Кранмер и Винчестерский Ланселот Эндрюс , уделявшие большое внимание изучению творений отцов Др. церкви, тем не менее считали совр. им правосл. Церковь еретической. Политика веротерпимости кор. Англии Якова I (1603-1625) способствовала тому, что к Православию перестали относиться как к еретическому исповеданию и рассматривали правосл. вероучение прежде всего как альтернативный Риму источник церковного Предания; в своем «Отчете о состоянии религии» архиеп. Йоркский Эдвин Сандз писал даже о возможности соединения Православия и англиканства в одной церкви. В то же время интерес к Православию в Англии повышался с развитием торговли с Османской империей, под властью к-рой находились правосл. страны Ближ. Востока и Сев. Африки. В Стамбуле, при дворе султана, послы католич. и протестант. гос-в боролись за торговые привилегии для своих стран, искали партнеров среди греч. купцов и союзников среди правосл. иерархов. Одним из них был Патриарх Александрийский Кирилл Лукарис , к-рый в письмах (1612 и 1614) к Архиепискому Кентерберийскому Джорджу Эбботу называл кор. Якова I защитником христ. единства и просил разрешения направить на обучение в Англию греч. студентов. По его мнению, греч. священники, получившие образование в некатолич. стране, могли бы ослабить влияние иезуитов, обучавших греч. молодежь в своих школах. Просьба была удовлетворена, и в Оксфорде и Лондоне в 1617-1624 гг. учился Митрофан Критопул (впосл. Патриарх Александрийский). Он общался с представителями англикан. духовенства и составил краткое описание вероучения, обрядов и организации Греческой Православной Церкви для капеллана Томаса Гоуда.

http://pravenc.ru/text/115118.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ III Патриарх К-польский (26 июня 1636 - 20 марта 1637). Период Патриаршества Н. приходится на годы ожесточенной борьбы внутри Вселенской Церкви между Кириллом I Лукарисом и Кириллом II Контарисом. Н. род. на о-ве Крит ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 4. P. 435, 443), принадлежал к окружению Кирилла I Лукариса, был архимандритом в Александрии в годы его Патриаршества. В февр. 1622 г. Н. был избран митрополитом Ираклийским (Θωτειος βιβλιοθκη. 1933. Σ. 210). По сообщениям современников, он был слабым, зависимым человеком, неспособным управлять Церковью ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 4. P. 491). Возможно, Лукарис принял решение не заступать на Патриарший престол лично, а поставить патриархом Н. по совету посланника Нидерландов Корнелиуса Хаги. Лукарис вернулся в К-поль в кон. июня 1636 г. и получил возможность влиять на церковную политику, формально не неся ответственности ( Hering. 1968. S. 288-289). Его противник, Кирилл II, был сослан на о-в Родос, и 29 июня 1636 г. Н. отлучил его от Церкви ( Hofmann. 1929. S. 102). Н. разделял прокальвинист. взгляды Лукариса ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 4. P. 450). Когда в нач. 1637 г. Кирилл II вернулся в К-поль и при поддержке австр. посланника Шмида фон Шварценхорна стал бороться за возвращение на К-польскую кафедру, Н. добровольно оставил престол, передав его своему покровителю Лукарису. Османские власти поддержали кандидатуру Лукариса, когда тот подкупил их богатыми дарами, полученными от рус. царя ( Каптерев. 1914. С. 320-321). После отречения Н. удалился на о-в Хиос, где скончался в мон-ре Неа-Мони. Частые смены патриархов и раздоры внутри Церкви ослабили положение Вселенского Патриархата, его долги в 30-х гг. XVII в. значительно выросли. Ист.: Hofmann G. Griechische Patriarchen und römische Päpste: Untersuch. u. Texte. R., 1929. Bd. 2/1: Patriarch Kyrillos Lukaris u. die Römische Kirche. (OrChr; 15/1); Θωτειος βιβλιοθκη: Ητοι πσημα κα διωτικ γγραφα κα λλα μνημεα σχετικ πρς τν στοραν το Οκουμενικο Πατριαρχεου/Υπ μητρ. Γενναδου (Αραμπτζογλου). Κωνσταντινοπολις, 1933. Τ. 1. Σ. 158-161, 210. Лит.: Γεδεν. Πνακες. 1890. Σ. 561-562; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 19142; Γριτσπουλος Τ. Νεφυτος Γ//ΘΗΕ. 1966. Τ. 9. Στ. 410; Hering G. Ökumenisches Patriarchat und europäische Politik, 1620-1638. Wiesbaden, 1968; Fedalto. Hierarchia. 1988. Vol. 1. P. 11, 276; Podskalsky. Griechische Theologie. 1988. S. 399. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565002.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ III ( 24.03.1657, по др. данным, 1.04.1657), сщмч. (пам. 24 марта), патриарх К-польский (с 26 июля 1656). Происходил из г. Митилини на о-ве Лесбос. Упоминается в источниках как митрополит Хиосский с нояб. 1639 г. На Патриаршем престоле П. продолжал церковную политику патриарха Кирилла I Лукариса . При нем состоялось торжественное перезахоронение мощей патриарха. П. созвал в К-поле Собор, к-рый осудил как прокатолическое исповедание веры свт. Петра (Могилы) , митр. Киевского, принятое на Поместном Ясском Соборе 1642 г. и (в исправленной версии) на К-польском Соборе 1643 г., при патриархе Парфении I . Согласно «Церковной истории» Мелетия, митр. Афинского, П. был оклеветан татар. ханом перед султаном Мехмедом IV. Поводом для обвинения в измене стали послания в Россию, в к-рых П. просил о помощи Вселенскому Патриархату. Султан убедился в невиновности П., но тем не менее распорядился казнить его. Патриарх был повешен в К-поле у городских ворот Пармак-капы, его тело провисело 3 дня, а затем было брошено в море. Христиане нашли его и похоронили в мон-ре Пресв. Богородицы Камариотиссы на о-ве Халки. Мученичество П. было включено в «Новый Мартирологион» прп. Никодима Святогорца. В этом тексте отмечено, что после вынесения приговора П. предложили принять ислам и этим избавить себя от смерти, но он отказался. Ист.: Εκκλησιαστικ στορα Μελετου Μητροπολτου Αθηνν/Εκδ. Γ. Βενδτης. Βιννη, 1784. Τ. 3. Σ. 465-466; Νικδημος Αγιορετης. Νον μαρτυρολγιον τν νεοφανν μαρτρων. Βενετα, 1799. Σ. 73-74. Лит.: Γεδεν. Πνακες. Σ. 585-586; ΘΗΕ. 1967. Τ. 10. Σ. 57-58; Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study of the Patriarchate of Constantinople from the Eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. Camb., 1968. P. 344-346; Fedalto. Hierarchia. 1988. Vol. 1. P. 11, 209; Podskalsky. Griechische Theologie. 1988. S. 399; Vaporis N. M. Witnesses for Christ: Orthodox Christian Neomartyrs of the Ottoman Period, 1437-1860. N. Y., 2000. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2579101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ РИТОР АФАНАСИЙ РИТОР (Ок. 1571, Константия, Кипр - 16.03.1663, Париж), греч. иером. и проповедник. Получил образование в К-поле. Был в числе приближенных Патриархов Неофита II (1602-1603; 1607-1612) и Тимофея II (1612-1620), к-рые благожелательно относились к католичеству. Неофит II сделал А. Р. своим протосинкеллом и познакомил с франц. иезуитами, чтобы он с их помощью смог закончить свое образование. Иезуиты направили его в Рим, но поступить в Греческую коллегию св. Афанасия он не смог. Между 1620 и 1630 гг. А. Р. переезжает во Францию, где знакомится с канцлером П. Сегье и кард. Дж. Мазарини. Они поручают ему приобрести на Востоке греч. рукописи. С этой целью А. Р. объехал Афон , Метеорские мон-ри , Македонию и Фракию, где собрал ок. 116 греч. рукописей и свыше 20 слав. (в наст. время - в Национальной б-ке в Париже; слав. также частично в РНБ). Между 1644 и 1650 гг. А. Р. активно проповедует на Востоке против кальвинизма, к-рому оказывал покровительство К-польский Патриарх Кирилл I Лукарис . К-польский Патриарх Парфений I (1639-1644) присвоил А. Р. титул дидаскала Великой ц., Патриаршего протосинкелла, и разрешил носить почти все епископские знаки отличия. Значительная часть сочинений А. Р. посвящена защите католич. догматов, напр. «Антипателларий» - ответ на несохранившуюся проповедь Афанасия III Пателлария , в к-рой тот отрицал примат папы Римского. После 1650 г. А. Р. вернулся в Париж, где и умер в нищете (его имущество было конфисковано по иску П. Сегье). Похоронен в ц. Сент-Этьен-дю-Мон. Личные бумаги А. Р. хранятся в Национальной б-ке в Париже (ркп. Supl. gr. 1014, 1026, 1027 и 1030). Соч.: Θιλοσοφικ συντγματα ττταρα. P., 1639 [Четыре философские трактата]; Αριστοτλης αυτν περ τς θανασας τς ψυχς διατρανν. P., 1649 [Аристотель, толкующий свои мысли о бессмертии души]; Αντιπατελλρος: Επιστολ περ νσεως τν κκλησων ... Συντετμημνος Αντικαμπανλλας. P., 1655 [Антипателарий: Послание об объединении Церквей]; Περ το περανεστηκτος π πσι κρτους το κρου ρχιερως... P., 1662 [О великом Понтифике]. Лит.: Legrand. Bibl. hell. XVII. T. 3. P. 417-426; Korolevskij C. Athanase le Rheteur//DHGE. T. 4. Col. 1394-1396; Μανοσακας Μ. Ι. Ανκδοτα πατριαρχικ γγραφα περ Αθανασου το Ρτορος//Επετηρς Μεσαιωνικο Αρχεου. 1940. T. 2. Σ. 134-151; Kn ö s. L " histoire. P. 434-435; Πατρινλης Χ. Γ. Αθανσιος Ρτωρ//ΘΗΕ. T. 1. Σ. 561-562; O " Meara D. J. The Philosophical Writings, Sources, and Thought of Athanasius Rhetor//Proc. of the American Philos. Soc. 1977. Vol. 121; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 191-193. И. В. Т. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77024.html

Семь лет пробыл Кирилл Лукарис в падуанском университете, и на 23 году своей жизни, по вызову воспитателя своего патриарха Мелетия, оставил Падую и прибыл в Константинополь, где находился Мелетий, управлявший тогда константинопольскою церковью по смерти патриарха Феофана и во время первого заточения патриарха Mamфeя II -го. 130 Этим закончил свое школьное образование Кирилл Лукарис. Не считая домашнего его образования, начавшегося под непосредственным надзором Мелетия в Александрии и продолжавшегося два года, – 11-ть лет он провел в Венеции и Падуе за школьною скамьей, и в продолжение этих 11-ти лет изучил языки: древне-греческий, латинский, итальянский, турецкий и сербский; достаточно, познакомился с существовавшим в то время курсом наук: философией Платона и Аристотеля, диалектикою и риторикою, метафизикою, эстетикою; историею, богословием и экзегетикою. 131 После такого образования, естественно, он мог возвыситься над клиром своей церкви и обратить на себя общее внимание. Патриарх Мелетий с радостью принял своего питомца, возвратившегося из падуанского университета. Радость его еще больше увеличилась, когда он увидел, что Кирилл своею жизнью и успехами оправдывал его надежды. 132 Почти целый год Лукарис оставался при Мелетие в Константинополе. В продолжение этого времени патриарх достаточно узнал своего питомца и, нашедши его достойным священного сана, посвятил его сперва в иеромонаха, скоро потом в архимандрита, и назначил его начальником одного греческого монастыря в Крите. Решившись в самом начале своих забот о Кирилле – приготовить в нем достойного преемника себе, Мелетий думал, что еще не время было Кириллу начать жизнь оседлую и самостоятельную, а потому, для большего укрепления его ума и силы духа, он решился теперь послать его не за школьную скамью, а на профессорскую кафедру и, кроме того, не в школу теоретической науки, а в школу жизни. Мы разумеем пребывание Кирилла в юго-западной России. Восточные патриархи, как единоверные с русскою церковью и считавшие ее своею дщерью, с самого начала ее существования находились в близких отношениях с нею. Сначала они посылали русской церкви своих святителей; затем, когда русская церковь созрела и стала представлять своих достойных святителей, – восточные патриархи утверждали этих святителей. Вместе с этим они заботились о благосостоянии церкви русской: посылали своих ученых мужей для образования русских христиан, и защищали ее от врагов православия. Эта забота о благосостоянии русской церкви побудила патриарха Мелетия послать в Россию своего ученого питомца Кирилла Лукариса с целью доставить пользу и русской церкви и ему самому. Он был здесь ректором и учителем в Острожском училище и защитником православия на Брестском соборе во время польско-литовской унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Мальчик Лукарис, от природы даровитый и любознательный 163 , делал такие быстрые успехи в тех науках, в которых наставлял его Мелетий Пигас, что возбуждал общее удивление. Это побудило Мелетия послать юного Константина Лукариса для дальнейшего образования в Италию, где он и сам получил образование 164 . Таким образом, Константин Лукарис, имея 12 лет от роду 165 , отправился в Венецию, где по ходатайству Мелетия поступил в коллегию св. Георгия, основанную при содействии друга Мелетия Гавриила Севера. «Здесь – по словам Смита, – Константин Лукарис приобрел самого лучшего наставника, под покровительством и руководством которого он воспитался, – Максима Маргуния, мужа необыкновенного ума и образования» 166 . Мануил Гедеон так характеризует Максима: «Многосведущий Маргуний, который, по словам Евгения Булгариса, греческий язык знал не хуже древних греков, несомненно, был одним из выдающихся многоученых и знаменитых клириков, которых имела греческая церковь в конце XVI столетия, которых произвела наша земля, как редкие отпрыски и цветы, как умно сказал Икономос. Человек, обладавший любвеобильным сердцем, неутомимым умом и безграничным трудолюбием, Маргуний, посетив многие страны Западной Европы, задумал великое дело, именно – излечить латинское прибавление об исхождении Св. Духа, толкуя его более благочестиво для того, чтобы содействовать соединению церквей, нисколько не изменяя православных догматов. Но скоро он убедился, что нельзя достигнуть ни одной из его благочестивых целей, и что он делал бы ни что иное, как старался обелить эфиопа, если бы старался убедить римскую церковь отказаться от ее догматов. Он, имея богатую память, забыл мысли, которые высказывал о римской гордости еще Василий Великий , наученный ежедневным опытом, что гордые по природе нравы, когда их уважают, становятся еще более гордыми, – забыл до тех пор, пока не встретил в Риме опасности для своей жизни, после этого он понял эту истину, доказанную историей, и возвел в политический догмат, что «Roma nunquam amica Graecornm, et si quando amica, non diu»... Он сравнивал турок с латинами и исполнялся ненавистию к последним и всю эту ненависть внушил своим благочестивым ученикам, которые знали, что их учитель был непримиримым врагом римской церкви» 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Лишь только мальчик Константин несколько подрос, родители отдали его на служение рыбаку. Чрез занятие рыбною ловлею он скоро познакомился с мореходцами и перешел на службу к одному матросу. С ним он плавал на корабле в Родос, Триполи и Александрию 159 . Здесь своего юного родственника узнал Мелетий Пигас, бывший в то время патриархом Александрийским, и с радостью принял к себе. «Еще будучи мальчиком, Константин Лукарис, по словам Льва Алляция, прибыл на судне в Александрию и начал свои занятия у Мелетия, патриарха Александрийского, родившегося на том же Крите 160 . С этого времени патриарх Мелетий сделался самым главным воспитателем будущего знаменитого «Кирилла Лукариса» 161 . Мануил Гедеон следующее говорит о воспитательном влиянии патриарха Мелетия Пигаса на Константина Лукариса: «если ненависть к искажающей догматы римской церкви возжег в душе Лукариса знаменитый его учитель Максим Маргуний; если любовь к греческой, ведущей ко Христу, науке насадил в сердце своего земляка Мелетий Властос; то кто иной насадил во всей его душе, и во всем его сердце, и во всем его разуме ревность о церкви и преданность догматам православия, как не Мелетий Пигас? Я (писал он Кириллу Лукарису при конце своей жизни), уже изможденный усилиями, трудами, бедствиями, заботами и печалями, уже лежащий на предсмертном одре, умираю с отрадою, полагая конец моим грехам и моей многотрудной жизни. Одно уношу с собою – это благочестивое сокровище веры православной, с которою надеюсь предстать престолу Христову и вместе с отцами получить милость и благовременную помощь. Это сокровище я завещеваю и тебе: подвизайся соблюсти святую веру... Церковь восточная первая приняла, первая и предала божественный свет веры». В другом письме он внушал своему юному племяннику, пребывавшему тогда в Польше, следующее: «нужно тебе трудиться; но, просим тебя, не уставай. Так как больше всего страдает православная церковь в Польше благодаря папским козням, то оставайся на месте; постарайся не быть отступником, даже не будь только зрителем за благочестие, но и участником в них и борцом, отличающимся и разумом и ревностию. Ты оставайся там и держи себя в невинности, целомудрии и всякой добродетели». Под влиянием таких наставлений, при таком опекуне и руководителе вырос и воспитался Лукарис в благочестии и, им подкрепляемый, сделался таким, каким требовали обстоятельства того времени, нужды нашей церкви, сознание великого прошлого ее: великие учители передают и великие уроки, делают своих учеников знаменитыми и делом и словом, но в особенности делом; а Пигас указал Лукарису большое поприще для деятельности, на котором новый борец начал добропобедно подвизаться за права православия» 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Так Буддей, Пфафф, Вейсман, Гофман 14 и почти все иностранцы, писавшие об этом предмете, говорят, что книга Православного исповедания сочинена против Кирилла Лукариса, Патриарха Константинопольского, который был извержен и осужден, как сочинитель явившихся в 1629 году XVIII членов Кальвинской веры под именем исповедания восточной Церкви. Может быть, к такому убеждению помянутых писателей способствовало и то, что Кирилл Лукарис в конце XVI века был Ректором и учителем Греческого языка в Русском училище, именно в Волынском городе Остроге. Действительно в церковной истории XVII столетия всего замечательнее дело этого Патриарха и вышедшая под его именем книга Исповедания содержащая XIII показанных членов. Еще при жизни его много было споров о нем и о его книге на Востоке и Западе, a в последствии даже на многих Соборах. Кальвинисты, из желания подкрепить свои мнения мнимым согласием с ними Греческой Церкви, а Паписты из ненависти к Кириллу Лукарису, в один голос доказывали, что он действительно держался Кальвинских мыслей. Так думали даже многие из самих Греков; и наконец происками Иезуитов дело это доведено было до того, что Кирилл Лукарис был осужден и извержен, как еретик. Собор бывший в Константинополе в 1638 году, уже по кончине Кирилла Лукариса, при преемнике его Кирилле Веррийском, снова предал Лукариса анафеме 15 . Но последующие Соборы поступали осторожнее в этом деле. Они отнюдь не утверждали, что Кирилл Лукарис был сочинителем изданного будто бы им от имени Греческой Церкви Кальвинского исповедания, а только опровергали и осуждали эту книгу вместе с ее автором. Так поступил Константинопольский Собор, бывший в 1642 году при Патриархе Парфение, под деяниями которого подписался и Киевский Митрополит Петр Могила с пятью Малороссийскими Епископами 16 . Молдавский Собор, бывший в Яссах в следующем 1643 году, также против Кальвинистов, (которому представлено было на рассмотрение и Исповедание Петра Могилы) , осудил только учение Кальвинистов, а не Лукариса. Под деяниями этого Собора подписались трое из Киевских депутатов, присланных Петром Могилою на этот Собор 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

У этого вопроса, согласно исследованию владыки Иерофея, есть своя предыстория. В «Исповедании» Лукариса, которое было написано или принято патриархом Константинопольским Кириллом Лукарисом, где-то говорится о том, что Церковь в своем пути может заблуждаться и вместо истины говорить ложь. Соответствующее предложение звучит буквально так: «Не подлежит сомнению, что странническая Церковь может заблуждаться и выбирать ложь вместо правды». То, в чем состоит смысл заблуждения, о котором говорится в этом предложении Кирилла Лукариса, в точности сформулировано в выражении «инославные Церкви» текста Критского собора, во искажение начального наиправославнейшего выражения, предложенного нашим епископатом. Константинопольский Собор 1638 года анафематствовал патриарха Кирилла Лукариса за вышеупомянутое неправославное выражение, что Церковь якобы может погрешать и заблуждаться. Но при признании Критского собора ошибочное выражение «инославные Церкви» останется, присутствуя в его официальном документе, и, как дозволительное и авторитетное, будет использоваться весьма свободно. Как нам известно, впервые слово «Церковь» в отношении христиан, находящихся вне общения с ней, было употреблено в ΧΧ веке в послании Вселенского Патриарха в 1920 году. В своем обращении к епископату в ноябре с.г. Преосвященный владыка Навпактский высказывает справедливый упрек в том, что это новое предложение, содержащее ошибочное выражение, делегация нашего епископата не изучила, но «оно было предложено ночью с пятницы на субботу». Владыка говорит о том, что автор этого предложения «не знаком с догматикой Православной Кафолической Церкви», а спорную фразу называет «дипломатической, а не богословской». Мы же со своей стороны отметим, что она поддерживает ересь и панъересь экуменизма. 5. В окончательном тексте делегации нашего епископата, как опять отмечает владыка Иерофей, содержится и иная серьезная догматическая и экклесиологическая ошибка. В тексте говорится: «Единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть нарушено.

http://pravoslavie.ru/99476.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010