На пядничных (см. Пядница ) иконах 2-й пол. XVII в. (ЦМиАР, ГИМ), 1-й пол. XVIII в. (ЦАК МДА) преподобный представлен стоящим внутри или около мон-ря – очевидно, воспроизведен вид обители в XVII в.: 2 деревянные шатровые церкви, колокольня и др. постройки; на иконе нач. XVIII в. (ГИМ) в одной из церквей изображена открытая рака с мощами А. О. Во 2-й пол. XVII в. на основе подобных изображений выполнена гравюрная доска (ГИМ). Данный иконографический извод сохранялся и в более позднее время, напр., на иконе 2-й трети XIX в. (ГЭ), где мон-рь изображен каменным, с пятиглавым собором и надвратной церковью. На иконе «Воскресение – Сошествие во ад, с избранными святыми» 2-й пол. XVII в. (АМИИ), иконах с избранными святыми посл. трети XVII в. (ЦМиАР) и XVII в.? (ГЭ), где А. О. изображен с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, его облик соответствует описанию в иконописных подлинниках: «Брада черна, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, надседа. Инде сед, брадою аки Сергий и власы главныя черны, ризы преподобническия, в схиме, руки молебны» (БАН. Строг. 66. Л. 98об., кон. XVIII в.). В произведении онежского иконописца И. И. Богданова-Карбатовского (XVIII в. КИАХМЗ) святой представлен вместе с прп. Кириллом Белозерским. Известна икона А. О. с 16 клеймами жития 2-й пол. XVII в. из г. Кемь (МИИРК), в среднике к-рой преподобный со свитком в руке предстоит Богородице вместе со свт. Николаем Чудотворцем; состав клейм восходит к житию А. О. 1567 г.: явление Богоматери и прп. Кирилла Белозерского матери святого; поступление Алексея в Кирилло-Белозерский мон-рь и пострижение в иночество; основание новой обители; погребение родителей; преставление и посмертные чудеса святого (видение старца Герасима – святой закрывает мантией шатер храма во время пожара; исцеление немого и др.); история составления жития А. О. мон. Феодосием. На иконе поморских писем 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) А. О. представлен в рост, прямолично, в мантии и куколе, с благословляющей десницей и развернутым свитком; подобное, но поясное изображение – в рукописи службы и жития святого (РНБ.

http://pravenc.ru/text/82048.html

После 1471-1475 гг. Н. в монастырских документах не упоминается - возможно, нек-рое время спустя он отправился паломником в К-поль и на Афон. По мнению И. В. Дергачёвой и А. И. Алексеева, Н. путешествовал на Афон в составе миссии Митрофана (Бывальцева), отправившегося на Св. Гору в 1470 г. и пробывшего там, по свидетельству прп. Иосифа Волоцкого, 9 лет (в 1479, во время паломничества по рус. обителям, прп. Иосиф встретил в Калязинском мон-ре старца Митрофана, вернувшегося с Афона (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 559); см.: Алексеев. 2002. С. 199-200; Дергачёва И. В. Древнерус. Синодик: Исслед. и тексты. М., 2011. С. 29-30). Однако в 1470 г. старец Н. еще находился в Кирилловом Белозерском мон-ре, о чем свидетельствует монастырская грамота 1471-1475 гг. В послании к мон. Герману Подольному Н. упомянул о нарушениях устава в Кирилловой обители, к-рые побудили его покинуть мон-рь: «Занеже не видятся ныне хранима жительства закон Божиих по святых Писаниихь и по преданию святых отецъ. Но - по своих волях и умышлениих человчьскых» ( Прохоров. 2005. С. 240). В 1478/79 г. монастырь оказался втянут в конфликт между игум. Нифонтом и архиеп. Ростовским свт. Вассианом I (Рыло). В Иоасафовской летописи сказано, что конфликт произошел из-за «игумена новоначального Нифонта», «новоначальных черньцов» и «прихожих чмутов», «а старые старцы их, святые их монастыря постриженики вси со слезами молились», «чтобы Бог укротил брань» (Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 118). Новая конфликтная ситуация сложилась летом 1483 г., когда после празднования памяти прор. Илии (20 июля) 15 монастырских старцев покинули мон-рь в знак протеста против действий игум. Серапиона, к-рый принял от вел. кн. Иоанна Васильевича вклад из 30 деревень и починков. Вел. князь был вынужден убрать Серапиона из обители, его преемник - игум. Гурий (Тушин) - попросил вел. князя давать ежегодно взамен деревень хлеб из государевых житниц. Иоанн III согласился, и на 3-й неделе Великого поста 1484 г. старцы вернулись в обитель. Сказать определенно, с каким конфликтом было связано «изшествие» Н. из мон-ря, не представляется возможным. Но очевидно, что обстановка в обители во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XV в. не располагала к созерцательному житию.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Т. 22. 16338), при этом в него перевели сестер новгородских штатных мон-рей - Евфимиева и Михалицкого (по штатам 1764 г.- 3-классного Сокольницкого; сгорел в 1775). Объединенный мон-рь стал получать сумму, «по штату на оба до сего бывшие женские положенную». По указу имп. Екатерины II от 15 марта 1787 г. было упразднено Олонецкое и Каргопольское викариатство, а подчиненные ему территории переданы в состав Архангельской епархии, при этом Синод перечислил в Новгородскую епархию 43 церкви г. Устюжны с уездом и 5 церквей в Тихвинском у. Одновременно в составе Новгородской епархии было образовано Старорусское викариатство, при этом местопребыванием викарных епископов стал Хутынский мон-рь, в связи с чем в Новгороде возобновилось регулярное совершение архиерейских служений. Указом от 3 июля 1787 г. Новгородской епархии отошел 2-й кафедральный город Вологодской епархии - Белозерск, а также храмы и мон-ри Кирилловского, Белозерского и Череповецкого уездов. С завершением административной реформы указом имп. Екатерины II от 6 мая 1788 г. епархиям Новгородской, С.-Петербургской и Псковской было предписано «для удобнейшего управления церквами иметь границы сообразно границам сих Губерний» (Там же. 16658). В результате за С.-Петербургской епархией закрепилась значительная часть Водской пятины (с учрежденным в 1777 г. городом Луга и заштатным Череменецким мон-рем), сев. часть Шелонской и небольшая территория Обонежской, примыкавшая к Ладожскому оз. Псковской епархии передали юго-зап. часть Шелонской пятины, включая г. Порхов с заштатной Никандровой пуст., юго-зап. окраину Деревской пятины с г. Холм, а также Вел. Луки - город, к-рый почти 200 лет (с 1589) имел статус 2-го кафедрального города Новгородской епархии. В янв. 1789 г. митр. Гавриил получил разрешение императрицы отъехать для обозрения «приписанных вновь в Новгородскую из других епархий Новгородской же губернии» городов, церквей и мон-рей «на столько времени, сколько оного сие обозрение потребовать может». Синод постановил, что дела, заслушанные во время отсутствия митрополита, будут исполняться без его подписания.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Прп. Нил Симонов мон-рь. Литография Л. П. Бишбуа по рис. В. Адама. 1846 г. (Музей истории Москвы) Симонов мон-рь. Литография Л. П. Бишбуа по рис. В. Адама. 1846 г. (Музей истории Москвы) Сорский, основавший после 1471-1475 гг.- до июня 1488 - февр. 1489 г. скит в окрестностях Кириллова Белозерского мон-ря, предложил рус. монашеству средний, «царский» путь подвижничества - скитский. Этот путь исключал вотчиновладение мон-рей, уравновешивал и крайности анахоретства, и проявления «своей воли» богатыми вкладчиками общежительных мон-рей. В сочинении прп. Нила «О мысленном делании» названы 3 «устроения иноческого жительства»: «уединенное ошельство» (т. е. полное анахоретство); средний путь, наиболее пригодный («ключимейший») для многих («с единем или множае с двема безмолствовати»), называемый царским; «общее житие» (Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. 2005. С. 87-88). Эта классификация повторяет «Лествицу» прп. Иоанна Синайского ( Иоанн , игум. Синайской горы , прп. Лествица. Серг. П., 1908. С. 9) и отражает ситуацию в вост. монашестве, а не рус. реалии, для к-рых характерно многообразие и неустойчивость терминологии в обозначении форм монашеского подвижничества и типов мон-рей, особенно необщежительных. Так, определение монастырских типов в упомянутой выше уставной грамоте митр. Фотия основано тоже на «Лествице», но термины использованы другие: наиболее суровое уединенное анахоретство определено как «особное каждаго житие», а не «ошельство», как у прп. Нила; «ошельством» же митр. Фотий называл средний (скитский) тип, а прп. Нил видел в своей обители тип «особь сущих» мон-рей. В «Предании» прп. Нила дан более точный перевод текста «Лествицы», нежели в грамоте митр. Фотия. Сорский скит состоял из келий, расположенных на достаточном расстоянии одна от другой, чтобы инок не мог слышать брата в соседней келье и не рассеивал внутренней сосредоточенности. В кельях монахи жили по одному. В скиту не совершали монашеских постригов, но принимали лишь тех, кто уже прошел школу подвижничества в киновии.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Среди священных сосудов богатством отделки выделялись большой потир и дискос, звездица и 2 сребропозлащенных блюдца XVII в. На потире внизу имелась надпись: «1672 года сделаны сии церковные сосуды в Нижний Новгород, в монастырь Благовещения Пресвятыя Богородицы»; наверху потира вычеканено: «пийте от нея вси». Др. сребропозлащенный потир со всеми принадлежностями меньшего размера в 1699 г. был вложен в мон-рь бывш. настоятелем архим. Аароном в поминовение своих родителей. Вкладом митр. Казанского и Свияжского Тихона была также сребропозлащенная водосвятная чаша 8-гранной формы с 2 ручками по бокам. К сер. XIX в. в Н. Б. м. хранились: 2 «древние» ризы - «золотные, травчатые», с богатыми оплечьями, шитыми золотом и серебром по черному бархату, «крест и звезда на них» также вышиты золотом и серебром; древние «поручи» с вышитыми золотом и жемчугом изображениями Благовещения Пресв. Богородицы (на поручах правой руки) и ап. Андрея Первозванного и свт. Алексия (на левой); другие поручи, также шитые золотом, имели изображения Пресв. Богородицы и арх. Гавриила; пелена (1-й пол. XVII в.), шитая шелком и золотом по красному атласу, с изображением Божией Матери, украшенная жемчугом; пелена, шитая шелком и золотом по зеленому штофу, украшенная вышитыми изображениями мч. Романа, прп. Алексия, человека Божия, и прп. Ксении; пелена, шитая золотом и серебром по красному атласу, с изображением царевича Димитрия Иоанновича и Божией Матери ( Храмцовский. 2005. С. 324, 326; Макарий (Миролюбов). 1999. С. 376-389; Нижегородский Благовещенский муж. мон-рь. 1896. 7. С. 274-282). К 1621-1622 гг. книжное собрание Н. Б. м. включало более 40 томов, среди которых кроме текстов Свящ. Писания и богослужебных книг 1/3 составляли сборники «Измарагд» и «Цветник», сочинения свт. Василия Великого, прп. Иоанна Дамаскина, «Маргарит», Жития преподобных Василия Нового, Евфимия Суздальского, Кирилла Белозерского и др. Значительная часть сочинений, предназначенных для келейного чтения, определялась общежительным уставом обители (Писцовая и переписная книги.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

1897 г., III, стр. 16. 1287 «Бяше преподобний Нил постриженик Кирилова монастыря от шед от сюду и сотвори время не мало во святей горе Афонстей и во странах царя града». Ркп. Имп. Публичн. Библиот. л. F, отд. I, 260, л. 56. 1288 Послание великого старца ко брату просившу… написати ему яже на пользу души». Ркп. б-ки Троицко-Сергиев. Лавр. 188, л 104 об. – л. 105. 1290 Верстах в 15-ти от Кирилова монастыря. В. В. Зверинский, Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи I. СПБ. 1890 г., стр. 197, 338. 1291 Письмо о нелюбких. Прибавлен к творен. свв. отт., ч. X, стр. 505. Послание многословное. Чт. Общ. Истор. и Др. Росс. 1880 г., кн. II, стр. 1. 1296 «Три чины суть иночьства – пишет митрополит Фотий в послании в Снетогорский м-рь – 1-е, обще по всему житье; 2-е, отшелство, два или три; 3-е, особное каждаго житие в монастыре». А. И., т. 1, 26, стр. 52, столб. 2 fin., стр. 53. Николай Никольский , Кирилло-Белозерский м-рь и его устройство, т. I, вып. I. СПБ. 1897 г., стр. 3, 6–7. Проф. Н. К. Никольский, Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском м-ре, цитов. изд., стр. 168, примеч. 2. 1298 См., например, «молитву, составленную преп. Нилом». Н. К. Никольский, «Материалы для истории древнерусской Духовной письменности», стр. 17 и след. 1300 Отчет профессорского стипендиата Георгия Левицкого о занятиях в 1889–90 году. Христианск. Чтен. 1895 г. Май-Июнь. Приложен., стр. 336. Впрочем это не говорит, – как увидим ниже, – об отсутствии в уставе известных принципиальных положений, но нужно довольно пристально и внимательно вглядываться, чтобы в отдельных по содержанию «словах» или главах устава найти эту, их обосновывающую и объединяющую, принципиальную связь. 1301 В послании преп. Нила к Вассиану Патрикееву находим следующие заключительные наставления, в которых он бывшему родовитому боярину, отличавшемуся, по свидетельству в. кн. Ивана III, своим «высокоумием», с особенною настойчивостью указывает на необходимость смирения в его тяжелом положении новоначального инока по неволе: «имей послушание к наставнику и прочим отцам о Господе во всяко дело благо; в службе же, ей же ныне поручен еси, или в иную преидеши, буди служя светлым предложением и тщанием благообразным, яко Самому Христу, всю братию святы имея.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (кн. Иван (?) Михайлович Оболенский; † 6.10.1513, Ферапонтов мон-рь), бывш. архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский. И. принадлежал к роду, представители к-рого состояли на службе у московских правителей со 2-й пол. XIV в. Ближайшие родственники И. входили в непосредственное окружение вел. князей Василия II Васильевича , Иоанна III Васильевича и Василия III Иоанновича . Князья Оболенские поддерживали Василия II в ходе феодальных войн 2-й четв. XV в., воевода кн. Василий Иванович Оболенский в 1450 г. одержал победу под Галичем над Дмитрием Георгиевичем Шемякой, после чего последний бежал в Новгород. Двоюродными братьями И. были ближайшие сподвижники Иоанна III князья Иван и Ярослав Васильевичи Стригины-Оболенские. Двоюродный племянник И. Василий Иванович принял постриг с именем Вассиан и в 1477 г. стал Тверским епископом. Согласно родословным книгам XVI-XVII вв., И. являлся сыном кн. Михаила Константиновича и был Рюриковичем в 18-м колене. Во всех родословных списках отмечено, что И. был бездетным, ни в одном из них не указано его мирское имя. Это дает основание считать, что И. принял монашеский постриг в раннем возрасте. Поскольку в эпоху позднего средневековья на Руси существовала традиция нарекать в монашестве именем, начинающимся с той же буквы, что и мирское имя, а в роду Оболенских во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. давалось только одно имя, начинающееся с «И»,- Иван, можно предположить, что при крещении И. был назван Иваном ( Серебрякова. 1994. С. 5; мнение Я. С. Лурье о том, что И. в миру звался Исаак-Савва (см.: Казакова, Лурье. 1955. С. 200), необосновано). Достоверных сведений о раннем периоде жизни И., равно как и о времени его монашеского пострига, нет. Бытовавшее в Ростове позднее предание о том, что И. принял постриг, овдовев после непродолжительного брака с кнж. Дарьей Луговской, а также о предсказании ему архиерейского сана блж. Исидором Твердисловом († 1474) на свадьбе, является малодостоверным, хотя в предании фигурирует мирское имя И.- Иван ( Титов. 1885; Стрельникова. 1994). И. принял монашеский постриг в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , был учеником и пострижеником прп. Мартиниана Белозерского. 1-е упоминание И. в документах относится к нач. 1470 г.: «князь Асаф» выступил свидетелем от Ферапонтова мон-ря при данной грамоте В. А. Горбова в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской. монастырь (АСЭИ. Т. 2. 209. С. 135-136). Вероятно, в 1479-1480 гг. И. являлся игуменом Ферапонтова мон-ря ( Серебрякова. 2002).

http://pravenc.ru/text/578100.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Даниил Васильевич Звенигородский Лупа, кн.; † кон. 1538, Иосифов Волоколамский мон-рь), постриженик и ученик прп. Иосифа Волоцкого, библиофил. Д. был 4-м сыном волоцкого землевладельца кн. Василия Глебовича Звенигородского (не Владимира Глебовича, как ошибочно пишут А. А. Зимин , Р. П. Дмитриева и др.; ср.: Бычкова. 1986. С. 39). Семья Д. была тесно связана с Иосифовым Волоколамским в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем , ее представители известны как вкладчики обители. В 1503 г. в синодик Волоколамского мон-ря были записаны родители Д., возможно, его отец принял там постриг с именем Адриан (Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.). СПб., 2004. С. 162). Д. был пострижен в монашество прп. Иосифом. В Волоколамском мон-ре инок сблизился с буд. митр. Даниилом и мон. Нилом (Полевым) , к-рый, как и Д., происходил из боярского рода, служившего в Волоколамском уделе. Иноков объединял интерес к истории и книгам. В нач. XVI в. в актах, связанных с хозяйственной деятельностью Волоколамского монастыря, имя Д. не встречается, нет сведений и о его денежных или земельных вкладах в обитель. Согласно посланию Нила (Полева) к кирилло-белозерскому мон. Герману (Подольному), ученику прп. Нила Сорского , к 1509 г., когда между прп. Иосифом и Новгородским архиеп. св. Серапионом произошел конфликт, автор данного письма и Д. «оуже тогда много время» не жили в Волоколамском мон-ре (РГБ. Вол. Ф. 113. 661. Л. 131). С согласия прп. Иосифа оба инока покинули обитель между 1505 и 1508 гг. и поселились в разных пустынях среди «заволжских старцев», вблизи от Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В послании Нила (Полева) и в «Письме о нелюбках старцев Кириллова и Иосифова монастыря» сообщалось, что бывш. волоцкие монахи обнаружили среди «заволжских старцев» ересь, о чем в нач. 1509 г. сообщили при посредничестве прп. Иосифа властям. Однако в результате вмешательства влиятельного при дворе Вассиана (Патрикеева) , покровительствовавшего нестяжателям , Д. и Нил (Полев) из обвинителей превратились в обвиняемых. Они были арестованы, подверглись наказанию, пустыни, где они жили, были сожжены. Бывш. волоцких монахов поместили в Кириллов Белозерский мон-рь, где они, по словам прп. Иосифа, «в велицей нужи многи скорби претерпеша» (Послания. 1959. С. 367-368).

http://pravenc.ru/text/178380.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010