По показаниям архим. Филарета, с 1744 г. М. П. м. владел большим земельным участком в С.-Петербурге (на 8-й линии Васильевского о-ва) (225×225 саж.; 479×479 м), на котором стояли изба (4×4 саж.; 8,5×8,5 м), погреб «с напогребницею» (4×3 саж.; 8,5×6,3 м), баня с предбанником (4×2,5 саж.; 8,5 ´ 4,3 м), колясочный сарай (7×4 саж.; 14,9×8,5 м). Впосл. «оный двор,- сказано в документе,- пришел в ветхость и большую часть строений растащили». Как видно из архивных бумаг, участок пустовал, здесь жил только сторож. На его содержание мон-рь ежегодно тратил до 30 р. К 1763 г. школа, располагавшаяся некогда при обители, прекратила существование. Мон-рь служил местом заключения лиц духовного звания. Так, в 1763 г. «под крепким караулом» содержался некий «большой колодник Филарет Феофанов», присланный из Рязанской духовной консистории. Архимандриту обители было предписано держать его до тех пор, «пока [не] придет в совершенное состояние ума» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 519. Л. 10 об.). В 1764 г. М. П. м. был отнесен к 3-му классу с игуменским управлением, лишился большей части прежних владений и переведен на гос. содержание. На рубеже XVIII и XIX вв. была упразднена ветхая надвратная ц. прп. Кирилла Белозерского, находившаяся на сев. стороне деревянной ограды и выходившая на площадь. Церковь разобрали, а престол перенесли в нижний этаж теплого Покровского храма, где ранее располагались хозяйственные помещения. В память древнего храма на месте его алтаря монастырским иждивением воздвигли небольшую каменную часовню, сохранявшуюся до 30-х гг. XX в. Церковь во имя прп. Кирилла Белозерского над зап. воротами мон-ря. 1807–1811 гг. Фотография. 2012 г. Церковь во имя прп. Кирилла Белозерского над зап. воротами мон-ря. 1807–1811 гг. Фотография. 2012 г. В 1807-1811 гг., при архим. Вениамине, в М. П. м. построена кирпичная ограда. 10 окт. 1810 г. приступили к возведению новых св. ворот, но строительство из-за финансовых трудностей не удалось довести до конца. В описи 1846 г. упоминаются недостроенная церковь и колокольня (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 110. Д. 139). Со 2-й пол. XIX в. недостроенное здание надвратной церкви использовалось под хранение архива Муромского духовного правления (упразднен в 1869). В 1887 г. архим. Мисаил (Смирнов) писал, что «архив может быть отнесен к числу очень хорошо сохраненных архивов. Нет в нем рукописей очень древних, но довольно принадлежащих к XVII столетию... архивные бумаги разобраны и переплетены, а это очень много облегчает труд изыскателя древностей» ( Мисаил (Смирнов). 1996). В этом была немалая заслуга муромского краеведа, помощника смотрителя местного духовного уч-ща и действительного члена Владимирской губернской ученой архивной комиссии Н. П. Травчетова. Кроме архива в здании надвратной церкви хранилась б-ка. Из древних книг в М. П. м. имелись лицевой синодик и вкладная книга мон-ря (XVII в.).

http://pravenc.ru/text/2564382.html

Первые 2 послания, к-рые в отличие от других содержат точные даты - 1592 и 1593 гг., адресованы, очевидно, наставнику и покровителю И. С. на Соловках - находившемуся там в ссылке бывш. Рязанскому еп. Филофею . Имя его не названо, но из содержания 2-го послания становится понятно, что ок. сент. 1593 г. по приказу царя Феодора Иоанновича опала с архиерея была снята и ссыльного перевели из «обещания» (для И. С. это Соловецкий мон-рь) на покой в др. обитель. Ключ к пониманию этого текста находится в составленном И. С. кратком летописце (Л. 210 об.), открывающемся посланиями к еп. Филофею. В летописце в ряду общерус. известий 1395-1605 гг. отмечено: «В лето 7101 июня [в] 1-й [день] взят с Соловков старец бывшей епископ Резанский к Москве и послан к Троицы в Сергиев в строителя место». Далее идет известие о смерти бывш. архиерея 3 янв. 1594 г. и о погребении в каменной гробнице перед юж. вратами Троицкого собора. И. С. мог узнать эти подробности по прибытии в Троице-Сергиев мон-рь 27 янв. того же года, когда он совершил единственное путешествие в центр страны, вероятно после получения известия о болезни или кончине Филофея (И. С. выехал из Ферапонтова мон-ря 19 янв.). В 1-м послании к Филофею И. С. сначала пишет о себе в 3-м лице как о некоем постриженике Соловецкого мон-ря, рассказавшем братии тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря о жизни опального епископа на Соловках и об обстоятельствах своего ухода оттуда. Затем изложение продолжается от 1-го лица в форме обращения И. С. к своему «отцу и учителю». По-видимому, для составления формулярного извода И. С. использовал черновые варианты данного послания. В послании к Филофею 1592 г. имеются сведения об обстоятельствах ухода И. С. из Соловецкого мон-ря, настоятель к-рого прп. Иаков считал, что И. С. должен быть рукоположен во диакона, но тот отказался («недостоин таковаго чину»). Вероятно, причина конфликта могла также заключаться в неуживчивом характере И. С., который, как он пишет, подвергался и ранее наказаниям со стороны монастырских властей. В заключительной части послания И. С. поручает Филофею передать от него поклон своему духовному отцу в Соловецком мон-ре и просит у последнего «прощениа и разрешениа о нашем к нему неистовстве в прежних», но в то же время продолжает обличать и поучать своего духовного отца (Л. 211). В др. послании в Соловецкий мон-рь И. С. пытается поучать игумена, укоряя его в том, что, став настоятелем, он «ни писанием известя, ни благословение каково подав, презрел еси нас убогых» (Л. 216). Поскольку указаны место создания этого письма - Кириллов Белозерский мон-рь и дата - 4 сент., то, исходя из автобиографии, можно заключить, что текст был написан в 1616 г. или в 1618-1620 гг.: только в эти годы 4 сент. И. С. находился в Кирилловом мон-ре. Игуменом на Соловках тогда был прп. Иринарх Соловецкий. И. С. пишет, что был прежде с ним в «совете любовном».

http://pravenc.ru/text/578350.html

20 июня 1630 г. М. возглавил перенесение мощей Казанского свт. Гурия (Руготина) из казанского в честь Преображения Господня монастыря в соборную ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Мощи были торжественно положены в серебряную раку, которую изготовил «по обещанию» казанский дворянин С. Т. Аристов ( Покровский. 1906. С. 218). М. организовал работы в кафедральном Благовещенском соборе: в 30-40-х гг. XVII в. была построена кирпичная колокольня (высотой более 50 м), в ее нижнем ярусе освящена ц. во имя вмц. Ирины. В 1640 г. за счет средств домовой митрополичьей казны был отлит большой колокол. Вероятно, именно М. обустроил загородную архиерейскую резиденцию близ с. Савинова на р. Казанке ( Липаков. 2007. С. 66-68). При М. развивались возникшие в 10-х гг. XVII в. Седмиезерная Вознесенская пуст., Раифская Богородичная пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери монастырь ), Троицкий Ураевский мон-рь. Попечением М. в 1628 г. при Седмиезерной пуст. была построена 1-я Вознесенская ц., в 1644 г. она была заменена каменной, достроенной при преемниках М. В епархии также появился елабужский Троицкий мон-рь, который в 40-х гг. XVII в. был приписан к архиерейскому дому. В 1625 г. в епархии был основан Юнгинский Спасский мон-рь. Через 3 года в нем было построено 2 церкви (в честь Образа Спаса Нерукотворного и Казанской иконы Божией Матери). Погребен М. был в казанском кафедральном Благовещенском соборе у сев. стены. Ист.: ДРВ. М., 1788. Ч. 6. С. 127, 131; ААЭ. Т. 3. 330. С. 483-485; ДАИ. Т. 1. 171. С. 303-305; 172. С. 305-306; 174. С. 307; Т. 2. 76. С. 209, 211, 215; АЮБДР. Т. 1. 108. С. 685; Никанор (Каменский), архиеп. Владенные грамоты Казанского Спасо-Преображенского мон-ря//Изв. ОАИЭ. 1893. Т. 11. Вып. 4. С. 365-368; Жалованная грамота царя Михаила Федоровича митр. Казанскому и Свияжскому Матвею; 1626 г.//Изв. по Казанской епархии. 1902. 4. С. 161-174; Утвержденная грамота об избрании на Московское гос-во Михаила Федоровича Романова/Предисл.: С. А. Белокуров. М., 19062. С. 76; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. (1397-1625). СПб., 1910. Т. 1. Вып. 2. Прил. XXIX-XXXVII.

http://pravenc.ru/text/2562668.html

России), а также в соборы и храмы удела Д. И. (размеры вкладов в духовной не указаны, их должен был определить вел. князь). Укорененность Д. И. в жизни удела выразилась в преобладании в завещании местных мон-рей как по их числу (в завещании дан самый подробный в 1-й пол. XVI в. перечень угличских обителей), так и по размерам вкладов: угличский в честь Воскресения Господня муж. мон-рь получил 2 смежных сельца в вол. Кадке, угличскому Алексиевскому мон-рю досталось крупное дворцовое с. Некоуз в Рожаловском стане, а Улейминскому во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рю - обширное с. Нефёдово в Городском стане с добавлением черносошных деревень. Во все др. угличские мон-ри также были вложены села и деревни. Кроме того, земельные вклады по завещанию Д. И. получили: в Зубцовском у.- московский Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мон-рь (с. Дубки) и Иосифов Волоколамский мон-рь (с. Фаустова Гора), в Угличском у.- Кириллов Белозерский монастырь (с. Кобаново), близ Углича - переславль-залесский во имя вмч. Никиты мон-рь (сельцо Микитино). По завещанию князя во мн. храмы и мон-ри его удела поступили денежные вклады: во все храмы Углича и уезда, в церкви в Зубцове, Опоках, Хлепене, в храмы той половины Ржевы, к-рой правил Д. И. Кроме того, денежные вклады предназначались 3 крупнейшим жен. мон-рям и 3 муж. обителям в Москве, Варлаамиеву Хутынскому в честь Преображения Господня мон-рю под Новгородом, соборам в Звенигороде и Дмитрове, нек-рым подмосковным, центральным и сев. обителям (уникально упоминание Никольского мон-ря в дворцовом с. Братошине под Москвой). Обращает внимание отсутствие в завещании вкладов в московские кремлевские соборы, в нек-рые известные московские мон-ри, а также в церкви и мон-ри юж. части удела Д. И. Завещанием Д. И. постарался защитить интересы служивших ему бояр и детей боярских (прежде всего людей его двора), а также несвободных дворовых (князь отпустил на свободу «людей приказных, и полных, и кабальных»). Д. И. просит Василия III отдать угличским боярам и детям боярским поручные записи, фиксировавшие их служебные обязательства, вернуть им «безденежно» купленные у них Д.

http://pravenc.ru/text/178609.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ Прп. Макарий Высокоезерский. Фрагмент иконы «Собор святых, в земле Карельской просиявших». 1876 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Прп. Макарий Высокоезерский. Фрагмент иконы «Собор святых, в земле Карельской просиявших». 1876 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630, весь Тимофеевская Чарондской округи (в наст. время Белозерский р-н Вологодской обл.) - 9.10.1683, Высокоезерский мон-рь), прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Макариевой Высокоезерской пуст. (ныне урочище Высокозерский Погост на Кривозере (Вытегорский р-н Вологодской обл.)). Единственным источником сведений о М. является его краткое Житие, составленное в 1683 г. свящ. Иосифом Титовым. Списки Жития редки; один из них, датированный XVIII в., находился в б-ке Е. В. Барсова, другой входил в состав «Летописи Высокоезерской церкви» (опубл.: Крупкин. 1914); местонахождение рукописей в наст. время неизвестно. В годы царствования Алексея Михайловича (т. е. не ранее 13 июля 1645) в возрасте 15 лет М. был взят на военную службу. Вернувшись после 20 лет службы, он отправился в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где принял постриг и прожил «многое время» (между 1665 и 1673). 9 июня 1673 г., в день памяти прп. Кирилла Белозерского, он услышал Божественный голос, повелевший идти на запад: «Тамо ти место уготовано, хощу тя сотворити преподобномученика». М. увидел огненный столб «от земли до небеси», который привел его на Новгородскую землю, в Винницкую вотчину, на оз. Высокое (Кривозеро). Столб остановился посередине озера, указывая место, где должна быть основана обитель. В течение 7 лет М. копал ров между озерами Высоким и Нижним, чтобы осушить озеро. В 1680 г. на том месте, где стоял столб, М. построил деревянную ц. в честь Воскресения Христова и собрал братию. Через 3 года после основания обители на М. напали разбойники, «биша и огнем жгоша и древянныя стрижицы за ногти ему в руки и в ноги вогнаша, всячески мучиша и оставиша его еле жива суща, братию его разграбиша». Умирающего от ран М. нашел и причастил свящ. Иосиф Титов. По повелению М. он написал его Житие: «...и повеле ми, многогрешному попу Иосифу, житие свое списати при кончине живота своего и сказа мне вся подробно; аз же многогрешный поп житие его списах и в пустыни оставих церкви Божии». Священник похоронил подвижника в Высокоезерской пуст.

http://pravenc.ru/text/2561318.html

Первоначальный вид новой обители дает представление о том, как вообще начинались М. Маленькая деревянная церковка Сергия стояла на лесной поляне, расширенной новоприбывшими иноками. Вокруг нее располагались их кельи - крохотные деревянные хижины. И все это было обнесено забором - не только для защиты от зверей, но и для напоминания братии о том, что темная лесная чащоба для них уже мир, который они должны забыть. Участок земли между хижинами, с великим трудом отвоеванный у леса, служил огородом для пропитания братии. Трудными, исполненными лишений были первые годы становления обители. Сергий, бывший тогда еще простым монахом, управлял этой маленькой общиной, насчитывавшей не более 12 подвижников. В выполнении монастырских работ, в молитве он был примером для подражания, в обхождении с братиями всегда прост, любовен и кроток. Протекли годы, и Сергий увидел, что для общей пользы М. необходим должным образом поставленный настоятель. Но из смирения сам он не хотел принимать это послушание. Лишь по неотступной мольбе братии Сергий, наконец, решился исполнить их пожелание. После рукоположения в иерея и назначения настоятелем (ок. 1344) Сергий кроме морального авторитета в глазах своих собратьев обрел и каноническую власть. Известность М. росла. Архимандрит из Смоленска по имени Симон, услыхав о подвигах молодого игумена, оставляет свой М. и приходит к Сергию, чтобы спасаться в его обители. Деньги, к-рые он приносит с собой, позволяют приступить к строительству большой ц. в честь Святой Троицы. Число братии растет, но новички должны проходить сравнительно долгое послушничество, прежде чем удостоятся пострижения в монашество. М. жил еще по особножительному уставу: у братии не было общей трапезы, принцип общежития выражался лишь литургически, т. е. в общей молитве. Кириллов Белозерский мон-рь Кириллов Белозерский мон-рь Только после 10 или 11 лет настоятельства, т. е. ок. 1354 г., Сергий ввел общежительный устав, что, однако, натолкнулось на сопротивление отдельных монахов, вскоре покинувших М. Некоторые авторы относят введение общежития в Троице-Сергиевом монастыре к 1364-1376 гг. (см.: Клосс. 2002. С. 60). До этого преобладающим типом М. в Московском и др. рус. княжествах и землях был особножительный М. Монашеству того времени киновия, эта основа монастырской жизни, была чужда. Но самые трудные годы нужды были уже позади, и Сергий получил теперь возможность возвести необходимые при общем житии строения. Были выстроены трапезная, монастырская кухня и др. хозяйственные помещения. Из числа братии были выделены монахи для постоянных послушаний. Братия росла числом; приношения благочестивых людей, в т. ч. князей и вел. князей, текли в Сергиев мон-рь, который год от года занимал все более видное место в религ. жизни рус. народа.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Троицкий храм (однонефный, с прямоугольными хорами, большим куполом с 12-гранным барабаном, возведен из колотого известняка) считается самым красивым среди О.-К. м. Его порталы, амвон и трансепты украшены каменными рельефами. В XVII в. были расписаны только люнеты над порталами притвора и наоса (Св. Троица и Пресв. Богородица с Младенцем). Иконостас 1868 г. работы Н. Марковича (с 1900 по 1995 хранился в Благовештене). Сретене Сретене (серб. жен. мон-рь в честь Сретения Господня. Находится у Короньского ручья, под вершиной Овчара, на высоте 800 м над уровнем моря - выше всех др. О.-К. м. По преданию, возник во 2-й пол. XIV в., впервые упоминается в 1528 г. В 1571 и 1637 гг. здесь были переписаны Евангелия. Мон-рь подвергался нападениям турок в 1623 и 1690 гг. В 1715 г. обитель была сожжена, неск. монахов убиты. Пустовала до 1818 г., когда ее обновил мон. Никифор (Максимович-Вукосавлевич). Став епископом Ужицким, он заботился об обители, в ней же и был похоронен (1853). В 1941 г., во время нем. бомбардировки, комплекс сильно пострадал, сгорели б-ка и архив. К однонефному храму (без купола, с полукруглым сводом и низким трансептом) с вост. стороны примыкает просторная 5-гранная апсида с хорами, а с западной - квадратный притвор, над к-рым возвышается несоразмерно большая колокольня. В программу росписи включены изображения блгв. кн. Лазаря, прп. Симеона Мироточивого, свт. Саввы Сербского и по неясным причинам рус. прп. Кирилла Белозерского († 1427). Уникальная алтарная преграда, вероятно, возведена в XVI в. В 1844 г. Ж. Павлович поверх ранних фресок написал новые. В ризнице хранится медный офорт с видом шествия монахов из обители навстречу епископу, изготовленный в 1845 г. в Вене тиражом 500 экз. по заказу еп. Никифора. Успене Успене (серб. жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Находится на вершине крутого холма на сев. склоне Каблара. На территории обители сохранились руины квадратной башни и строения, опирающегося на скалу,- время их разрушения неизвестно. По благословению еп. Николая Жичского в 1939 г. рядом с руинами (как копия ц. Константина и Елены в Охриде) был возведен храм, в к-ром он завещал себя похоронить. Мон-рь долго пустовал, монахини в нем поселились лишь в 2003 г.

http://pravenc.ru/text/Овчарско-Кабларск...

II. Синодальный период (XVIII - нач. XX в.). Большинство архиереев XVIII в. узнавали о делах на приходах Кольского у. из докладов консистории и лично не посещали эту часть вверенной им епархии. В этот период монастырское хозяйство окончательно пришло в упадок, а насельники местных мон-рей пренебрегали монастырской дисциплиной. На основании рапорта архиеп. Афанасия (Любимова ; 1682-1702) царю Петру I в 1701 г. Кольско-Печенгский мон-рь был приписан к Холмогорскому архиерейскому дому. С 1704 г. печенгские вотчины стали передаваться в руки откупщиков. Наконец, в 1764 г. Кольско-Печенгский мон-рь был упразднен по указу имп. Екатерины II Алексеевны о секуляризации. Та же судьба постигла и Кандалакшский мон-рь. В 1742 г. указом архиеп. Варсонофия (Щеныкова) обитель была приписана к Соловецкому мон-рю. В 1764 г. во исполнение указа о секуляризации церковных земель на Кольском п-ове лишились владений Соловецкий мон-рь, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь , Воскресенский и Крестовый мон-ри, а также Святейший Правительствующий Синод , имевший вотчину в Варзужской вол. С изъятием поморских селений в казну стали развиваться мирские приходы. Еще в XVI в. возник соборный приход в Коле, в кон. XVII в. образовалось сразу 2 прихода в Варзуге, в 1710 г.- в Поное, а с сер. XVIII в.- в др. крупных поселениях: Умбе, Кандалакше, Ковде и Керети. К кон. XVII в. на Кольском Севере действовали уже 13 причтовых церквей. Саамские погосты приписывались к крупным поморским общинам. Основное содержание причт получал из казны; дополнительное содержание шло из добровольных пожертвований прихожан и от выделяемых общинами речных и морских рыбных участков. К нач. XVIII в. духовенство края превращается в сословие; место в приходе передается чаще всего по родству. При имп. Екатерине II рос интерес к Кольскому краю со стороны правящих архиереев, они начали совершать визиты в местные приходы. По инициативе императрицы и на ее пожертвования в крае был возведен 1-й каменный Благовещенский храм (в 1783 она выделила на эти нужды 8 тыс. р.; церковь была построена к 1807, освящена 25 янв. 1817, восстановлена в 1867).

http://pravenc.ru/text/2564372.html

Г. Д. отличался благочестием и начитанностью. Прп. Кирилл Белозерский обращался к нему со словами: «Божественное сам вконец разумееши и чтеши», говорил о частой посылке князем милостыни в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . Свои притязания на вел. княжение Г. Д. подтверждал помимо завещания отца «летописцы старыми». Духовником князя в 1398/99-1406 гг. являлся прп. Савва Сторожевский. Обширной и значительной в художественном отношении была храмоздательная деятельность Г. Д., выходившая за границы его удела, ее результатом стало появление мн. шедевров древнерус. зодчества. На средства Г. Д. был построен княжеский Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400), по архитектурным формам напоминающий ц. Рождества Богородицы в Московском Кремле, иконы для собора написал прп. Андрей Рублёв . По воле Г. Д. прп. Савва основал близ Звенигорода Савво-Сторожевский мон-рь, 10 мая 1404 г. князь дал обители тарханную и несудимую грамоты, по к-рым мон-рь получил 3 пригородных села, одно сельцо, бортные угодья и др. пожалования и льготы. Житие прп. Саввы сообщает о том, что на устроение мон-ря пошла также часть добычи, принесенной из похода на Волжскую Булгарию. По-видимому, после кончины прп. Саввы († 3 дек. 1407), в 10-х гг. XV в., в обители на средства князя был построен каменный собор. Согласно 3-й Пахомиевой редакции Жития прп. Сергия Радонежского (ок. 1441-1442), именно Г. Д., а не вел. князь участвовал в 1422 г. в обретении мощей прп. Сергия, в принятии решения о возведении храма над мощами святого, финансировал строительство каменного Троицкого собора в Троице-Сергиевом мон-ре в 1423-1424 гг. или в 1425 г., сооруженного «помаганием простертою рукою благодарованнаго прореченнаго благовернаго князя Георгия». Г. Д. способствовал установлению церковного почитания прп. Сергия, имя к-рого вошло в месяцеслов в Уставе, переписанном в 1422-1425 гг. во владениях звенигородского князя. Лит.: Экземплярский А. В. Вел. и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр.

http://pravenc.ru/text/164461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . Из боярского рода землевладельцев в Переславль-Залесском и Белозерском у., помещиков в Обонежской пятине Новгородской земли, связанных в кон. XV - нач. XVI в. с митрополичьим домом. Родственником Д. был Игнатий (Тутолмин), в 70-80-х гг. XV в. живший последовательно в Троице-Сергиевом , Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы и Ферапонтовом Мартиниановом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рях. Сведения о Д. содержатся во 2-м варианте Распространенной редакции Жития прп. Варлаама Хутынского , составленном в сер.- 2-й пол. XVI в. Рассказы о Д. (чудеса 18 и 22) помещены среди повествований о чудесах, происшедших в мон-ре по молитвам к прп. Варлааму Хутынскому во время управления обителью выходцами из Москвы; все эти повествования имеют антимосковскую направленность. Вел. кн. Василий III Иоаннович назначил Д. в Хутынский мон-рь строителем «в место... игумена», по всей видимости, между 1524 и 1526 гг. (до 1524 мон-рем управлял Никифор; назначение Д. состоялось в отсутствие в Новгороде архиепископа, т. е. ранее 4 марта 1526, когда Новгородским архиереем стал свт. Макарий ). Д. был одним из мн. духовных лиц, посланных вел. князем из Москвы в мон-ри Новгородской епархии. (Прежде Д. Хутынским мон-рем с 1508 управляли также клирики, присланные из столицы: Сергий (1508-1516), Никифор (1517-1524). Житие прп. Варлаама содержит рассказ о явлении вел. кн. Василию III во сне прп. Варлаама, попросившего о присылке в неск. новгородских мон-рей достойных настоятелей.) Возможно, к 1531 г. Д. скончался, поскольку 21 нояб. этого года, также по повелению вел. князя, в Хутынский мон-рь игуменом был поставлен Феодосий , инок Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , в 1542 г. хиротонисанный во архиепископа Новгородского. Посылая в Вел. Новгород Д. и др. клириков, вел. князь стремился установить контроль над местной церковной жизнью, что вызывало неприятие новгородцев, отразившееся в ряде произведений, в т. ч. во 2-м варианте Распространенной редакции Жития прп. Варлаама Хутынского, вобравшей мн. новгородские предания. В 18-м чуде «О житници, наченьшей скудети» повествуется о том, что Д. во время голода в Новгородской земле отказался давать «нищим хлеба милостыня, ни кормити их в трапезе». За это он был наказан тем, что из монастырской житницы хлеб начал исчезать. Раскаявшись, Д. велел раздать монастырское зерно всем приходившим в обитель за помощью, после чего житница чудесным образом наполнилась. 22-е чудо «О Тарасии, иконописце и казначее» содержит рассказ о наказании прп. Варлаамом иконописца Тарасия, при Д. исполнявшем обязанности казначея, за расхищение монастырского имущества.

http://pravenc.ru/text/180349.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010