1929 г. Иеромон. Иннокентий (Калинин), с неизвестными. Фотография. 1929 г. Хозяйственное и духовное возрождение Н. С. п. связано с деятельностью иером. Никона (Прихудайлова; с 1852 иеросхим. Нил ). В 1836 г. он прибыл в Кириллов Белозерский мон-рь из Надеевской Николаевской пуст. Макарьевского у. Костромской губ. по приглашению архим. Кириллова Белозерского мон-ря Иннокентия (Руднева). Кирилловский настоятель предложил иером. Никону посетить Н. С. п. и стать ее настоятелем. Впосл. в «Автобиографии» иеросхим. Нил описал свои впечатления от первого знакомства со скитом: «А что нашли тогда в пустыне? Это надо закрыть молчанием» (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4. Л. 9 об.). Строитель Константин, сославшись на болезнь, не вышел встречать наместника, в обители были 3 иеромонаха, иеродиакон и 4 послушника, но богослужения не совершались. Мон-рь имел, по словам иером. Никона, вид «самой худейшей деревеньки»: на «насыпном бугорке возвышалась грудка вместе соединенных 3-х церквей деревянных, две ветхия древние: Сретения Господня и Предтечи Иоанна, холодные, а третия пристроена недавно, теплая во имя Покрова Богородицы, все маленькия, ограды не было», «и протчее все - развалины безобразные, скотный двор в болоте развалился, и тут же вблизи на самой дороге стоял овин…» (Там же). За 4 года строительной деятельности иером. Никона скит изменился неузнаваемо. Новый настоятель окружил скит деревянной оградой с башенками по углам, поставил 2-этажный братский корпус, 2-этажный настоятельский корпус, гостиные кельи, трапезную и др. хозяйственные постройки. В обители был введен общежительный устав: ежедневное богослужение, общая трапеза и строгое послушание. Чинное богослужение привлекало богомольцев из г. Белозерска и посада Крохино, так что, по словам настоятеля, «с преизобилием всех потреб было довольство безо всякаго сбора» (Там же. Л. 12). Вскоре число братии увеличилось до 20 чел. Н. С. п. восстанавливали благочестивые крестьяне из окрестных деревень. В 1849 г. в пустынь поступили из прихода Судьбицы Череповецкого у.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

Др. центром монастырской колонизации был Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , основанный в 1397 г. (по другим сведениям, после 1407). Ученик Кирилла Белозерского († 1427), прп. Мартиниан после преставления наставника основал до 1437/38 г. Вожеозерский мон-рь, это стало вехой в дальнейшем продвижении колонизационного потока на север. Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , основанный после 1436 г. прп. Зосимой на месте подвигов др. соловецких подвижников, играл ведущую роль в освоении Беломорского края, Поморского, Карельского, Терского берегов Белого м. Многочисленные пустыни, построенные монахами-отшельниками в XIV-XV вв. на севере России, в Заволжье, позволили позже этот район именовать Северной Фиваидой, или Русской Фиваидой на севере. Во 2-й пол. XIII - 1-й пол. XV в. было основано 286 мон-рей ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 649-662; Кн. 4. Ч. 2. С. 339), а в период 1448-1589 гг.- 488 мон-рей (Там же. Кн. 4. Ч. 2. С. 339-385). Они были неодинаковы по величине и значению. Можно назвать не менее 10 обителей с количеством монахов свыше 50: Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь (до 95 иноков при жизни основателя), Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь (100-130), переславль-залесский Данилов во имя Святой Троицы монастырь (55-70), Герасимов Болдинский монастырь (до 140 при жизни основателя), Александров Свирский монастырь (59-86), Антониев Дымский монастырь (до 55), Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь (до 90), Антониев Сийский монастырь (до 73), Кириллов Белозерский, Троице-Сергиев (по сведениям иностранцев, в 1-й четв. XVI в. здесь было 300 иноков, а в конце - до 700, не считая слуг). Большинство мон-рей были невелики: в них жили до 10 монахов; еще в 10 монастырях число братии колебалось от 20 до 50. Внедрение общежительных принципов сопровождалось ростом монастырской земельной собственности и усилением экономической функции мон-рей в общественной жизни (не только в освоении территории, но и в организации производства, в кредитовании крестьян).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Колокольни Казанского храма и ц. во имя Двенадцати апостолов были снесены в сер. 30-х гг. XX в. В Казанской ц. в советское время находился винный цех. В ц. Двенадцати апостолов ок. 1932 г. устроили электроподстанцию, после Великой Отечественной войны к зап. фасаду храма сделали пристройку для «мукомольни». В Вознесенской ц. размещается автопредприятие. Все храмы разрушаются, внутреннее убранство полностью утрачено ( Иванова Г. О. Приходские церкви г. Кириллова по архивным источникам//Кириллов. 1994. Вып. 1. С. 165-186). Единственным действующим храмом в окрестностях Кириллова (закрывался только в 1939-1943) являлась церковь Покровского Подгородного погоста (ныне дер. Аксёново), построенная в формах позднего барокко в 1782 г. Двусветный четверик с полуглавиями основного объема перекрыт сомкнутым сводом, трапезной (в ней устроены приделы Флоро-Лаврский и Никольский) он связан с колокольней над притвором. Церковь в значительной степени сохранила интерьер. К мон-рю были приписаны часовни в с. Ниловицы и на горе Маура (1886), над большим камнем, «на котором означен след ступни человека», по преданию - след прп. Кирилла (разрушена в первые годы советской власти, камень сохр.; в 2000 рядом с ним вновь построена часовня). Монастырские здания и музей в ХХ в. Старинные изразцы, найденные при земляных работах. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США) Старинные изразцы, найденные при земляных работах. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США) Со времени секуляризационных реформ XVIII в., разрушивших основы монастырской экономики, и до нач. XX в. мн. здания, в т. ч. церкви, утратили первоначальный облик: на месте древних завершений были возведены новые, более экономичные кровли. В кон. XIX в., по свидетельству Успенского, «современная жизнь монастыря настолько отдалилась от прошлой», что почти все сооружения «стоят пусты, не имея употребления, как вполне излишние, или… получили другое назначение… а деревянные уже давно все исчезли, не оставив по себе следа» ( Успенский Н. П. Кирилло-Белозерский Успенский мон-рь//ПрибЦВед. 1897. 24. С. 808-809). В 1911 г., после посещения обители, архиеп. Арсений (Стадницкий) писал, что «особенно сильному разрушению... подверглись стены и башни», в первую очередь Свиточная башня, и почти вся линия стены вдоль берега озера (Обозрение епархии Его Высокопреосвященством, Высокопреосвящ. Арсением, архиеп. Новгородским и Старорусским, с 1 по 16 июня 1911 г.//Новгородские ЕВ. 1911. 51/52. С. 1672). В 1914 г. в Новгородской духовной консистории по представлению еп. Кирилловского Иоанникия (Дьячкова) в Новгородском церковно-археологическом об-ве и в хозяйственном управлении Синода поднимался вопрос о капитальном ремонте памятников обители, но война и революция помешали осуществлению этих планов.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

служба объединяет оба текста (с малой вечерней, 2 рядами стихир на «Господи, воззвах», на литии; 2 тропарями, 2 канонами, 2 кондаками и икосами - Минея (МП). Июнь. С. 286-306). Точная дата местной канонизации А. К. неизвестна, можно считать, что она произошла не позднее 1575 г.- предполагаемого времени составления службы святому и жития. Память А. К. отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. Троиц. 201. Л. 320об.), а также в печатном Прологе 1685 г. Мощи А. К. почивают под спудом в Никольской ц. Куштского мон-ря. В 1764 г. мон-рь был упразднен, а Никольская ц. стала приходской. В наст. время в Александро-Куштском мон-ре размещается дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, А. К., вериги преподобного хранятся в приходском храме св. Афанасия Александрийского совр. пос. Устье (Усть-Кубинского р-на Вологодской обл.). Иером. Анфим (Чёрный) Иконография Сохранилось сравнительно немного икон с образом А. К., созданных в основном на Рус. Севере. В сер. XIX в. изображения А. К. находились в иконостасе и на крышке раки Успенской ц. Куштского мон-ря ( Муравьёв. С. 411-412). В иконописных подлинниках внешность святого уподобляется облику прп. Сергия Радонежского или прп. Кирилла Белозерского : «Рус, брада поуже Сергиевы, ряска вохра с белилы» (РНБ. Соф. 1523, 2-я четв. XVII в.); «Подобием надсед. Власы с ушей, брада аки Кирилла Белозерскаго, ризы монашеския» (XVIII в.; Филимонов. С. 364). В Строгановском лицевом подлиннике посл. трети XVIII в. А. К. представлен в монашеском одеянии, правой рукой благословляет, в левой, покровенной, держит свиток ( Маркелов. Т. 2. С. 283). В среднике житийной иконы нач. XVII в. из Афанасьевской ц. Кадниковского у. Вологодской губ. (УКНМ) преподобный изображен в полный рост, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке, вокруг 12 клейм его жития: приход отрока Андрея в Спасо-Каменный мон-рь и пострижение, основание Успенского мон-ря, чудеса святого, его преставление и чудо с рябиной, выросшей над гробом.

http://pravenc.ru/text/64374.html

В заметке «О житии преподобнаго Нила Сорского» 1784 г., происходящей из Ниловой Сорской пуст., сообщается, что И. предпринял путешествия в К-поль, Палестину и на Афон, сопровождая своего учителя (ИРЛИ. Р. IV. Оп. 24. 66. Л. 287-288 об.; Прохоров. 2005. С. 399). Эта информация позволяет предположить, что И., как и прп. Нил, был пострижеником Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Паломничество состоялось между 1475 и 1489 гг. ( Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003. С. 9-10). По возвращении И. поселился вместе с прп. Нилом в скиту на р. Соре (Сорке), в 15 верстах от Кириллова Белозерского монастыря. Рассказ Жития И. противоречит заметке «О житии преподобнаго Нила Сорскаго». Как отмечал Ключевский, автор Жития И. не упоминает о знакомстве И. с прп. Нилом до основания последним скита, ничего не пишет о путешествиях И. с учителем на Восток. Учитывая, что у насельников Сорской пуст. не было причин придумывать рассказ об особой роли И. в основании их обители, более достоверными представляются сведения из заметки «О житии преподобнаго Нила Сорскаго». Через нек-рое время И. покинул Сорский скит и основал свой мон-рь на берегу р. Еды в верховьях р. Нурмы, примерно в 50 км к юго-востоку от Вологды. Как следует из заметки «О житии преподобнаго Нила Сорскаго», прп. Нил при жизни благословил своего ученика на основание общежительного монастыря: «...Твоя обитель имать быти обща, а моя пустыня как при моем животе, так и по смерти моей будет - по едину бо брату имут житии в келиях своих» ( Прохоров. 2005. С. 399-400). Скорее всего приведенный текст фиксирует не реальный диалог, а отражает различие между обителями, возникшее уже после преставления И. В «Завете» И. неоднократно повторяется требование следовать «написанию господина и учителя моего старца Нила», а фрагмент «Завета», в к-ром содержатся правила монастырской жизни, восходит к рукописному наследию прп. Нила. Как следует из «Завета» И., незадолго до кончины святого в мон-ре не было храма. Святой завещал построить ц. во имя «Иоанна Предтечи, крестителя Господня, третие обретение честныа его главы, еже есть маия 25».

http://pravenc.ru/text/389625.html

В 1722 г. мощи К. были переложены в кипарисовую раку, изготовленную на средства царя Петра I Алексеевича (ГИМ. Муз. 771. Л. 139-139 об.). В кон. XVIII в. московский гражданин А. И. Долгов и купец Васильев пожертвовали новую раку для мощей святого ( Смирнов. 2004. С. 197). Ни одна рака не сохранилась. Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент епитрахили. Кон. XVIII в. (КБМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент епитрахили. Кон. XVIII в. (КБМЗ) В нач. XVIII в. было установлено неск. новых празднований К.: память обретения мощей - 7 нояб., для которой была написана новая служба, память перенесения мощей в Воскресенский храм - 22 авг. и в день, когда К. поселился на Красном о-ве - 5 марта. Согласно наблюдениям Е. В. Романенко, в сер. XVIII в. начало оформляться почитание Собора Белозерских святых, вследствие чего появились иконы с их изображениями и сборники их житий. К. изображен в числе др. белозерских святых на фоне г. Белозерска на иконе из собр. ЦМИАР и на иконе «Избранные Белозерские святые в молении Спасу Вседержителю» из частного собрания ( Романенко. 2009). Однако в связи с тем, что Белозерье не выделилось в самостоятельную церковно-адм. единицу (в кон. XVIII в. оно было отнесено к Новгородской епархии), почитание этого Собора было утрачено. С сер. XVIII в. К. наряду с прп. Кириллом Белозерским был самым почитаемым белозерским святым. Широкую известность получило чудо об исцелении от беснования крестьянина Борисоглебского на Устье муж. мон-ря Бориса Фригина (1754; существуют отдельные списки этого чуда): больного сначала привезли в ростовский Успенский собор, затем в ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь , где в 1752 г. были обретены мощи свт. Димитрия (Савича (Туптало)) (об этом в повествовании не говорится) и наконец в Троицкий девичий мон-рь, после чего мучимый бесами ощутил лишь небольшое облегчение. Исцеление Борис Фригин обрел только после троекратного моления у мощей К. Мощи К. были вскрыты в янв. 1919 г. и оставлены в храме. Согласно воспоминаниям С. М. Голицына, побывавшего на Красном о-ве в 1928 г., там жили 5 монахов, молившихся келейно.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Орнатский Андрей Антонович; 1778 г., погост Чудь Череповецкого у. Новгородской губ.- 26.12.1827, Кириллов Белозерский мон-рь), еп. Пензенский Амвросий (Орнатский), еп. Пензенский Амвросий (Орнатский), еп. Пензенский и Саратовский. Род. в семье диакона Рождественской ц. Череповецкого у. С нояб. 1788 по 1792 г. учился в Кирилло-Белозерском ДУ, затем - в Александро-Невской ДС, переименованной в 1797 г. в академию, к-рую окончил в 1800 г. Назначен преподавателем, в 1802 г.- инспектором, в 1804 г.- префектом Новгородской ДС. 16 июля 1805 г. принял постриг, 23 июля того же года рукоположен во иеромонаха, 14 авг. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. 9 февр. 1808 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Антония Римлянина новгородского мон-ря , ректором Новгородской ДС. В сент. 1811 г. переведен настоятелем в Юрьев новгородский муж. мон-рь с оставлением в должности ректора. 27 марта 1812 г. назначен настоятелем Новоспасского московского мон-ря . Награжден св. Анны орденом 2-й степени за самоотверженные труды по восстановлению московских мон-рей, пострадавших от разорения и пожара во время оккупации Москвы франц. войсками (см. Отечественная война 1812 г. ). 12 марта 1816 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 9 нояб. 1819 г. переведен на самостоятельную Пензенскую и Саратовскую кафедру. В Пензенской епархии требовал от подведомственного духовенства сугубого пастырского и аскетического подвижничества, вступал в конфликты с губернскими властями. Неоднократно обращался с религиозно-нравственными обличениями к местным чиновникам, с наставительным словом к посетившему Пензу имп. Александру I Павловичу . В янв. 1825 г. А. подал в Святейший Правительствующий Синод прошение об увольнении на покой для подготовки к переизданию многотомной «Истории Российской иерархии». По удовлетворении прошения в сент. 1825 г. поселился в Кирилловом Белозерском мон-ре , где вел аскетический образ жизни: пребывал в полузатворе в маленькой келье - нередко даже келейник не видел его неделями, скудную пищу вкушал не чаще одного раза в день, сам исполнял для себя все черные работы, не прибегая к услугам келейника. Заочно, через келейника, передавал обильную милостыню нищим из своей архиерейской пенсии. Скончался после тяжелой болезни. Погребен 31 дек. 1827 г. на паперти Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/114396.html

Через неск. лет после основания М. С. м., в 1383/84 г., в К-поле игум. Феодор был возведен в сан архимандрита, а мон-рь, вероятно, тогда же получил право на ставропигию. Получение обителью ставропигии могло быть обусловлено «смутой на митрополии», когда в нач. 80-х гг. XIV в. ни один из претендентов на Киевскую митрополию не пользовался доверием вел. князя и последний был заинтересован в выведении мон-ря из-под митрополичьей опеки. Каноническая власть предстоятеля Русской Церкви до 1448 г. не могла распространяться на ставропигиальный мон-рь или храм. Право именно М. С. м. на ставропигию может объясняться тем, что он пользовался покровительством вел. кн. Димитрия Иоанновича. Возможно, к нач. XV в. ставропигия была уже в основном номинальной. От XVI в. сохранились источники, свидетельствующие о подчинении мон-ря не К-польскому Патриарху, а Русскому митрополиту в 1-й пол. XV в. (Житие митр. Ионы). С. М. Каштанов показал, что в кон. XIV в. монастырские власти находились под совместной юрисдикцией великого князя и митрополита, а к 1460 г. были подсудны князю или его боярам ( Каштанов. 1967. С. 128. Примеч. 217-218). Согласно Житию прп. Сергия, при получении ставропигии (в 1383/84) обители следует «митрополиту ничим никоторыми делы не повиноватися». Т. о., с этого времени митрополиту перестала принадлежать юрисдикция в отношении мон-ря. По каноническим вопросам М. С. м. формально оказался подсуден патриарху, а по вопросам, не связанным с духовными делами,- вероятно, великому князю ( Давиденко. О статусе. 2004). Подведомственность М. С. м. государю зафиксирована в источнике, составленном в 1478/79 г.,- деле о подсудности Кириллова Белозерского мон-ря, в к-ром одна из сторон заявила, что «у государя у великого князя его монастыри - Спас на Москве, да Пречистая на Симонове, да Никола на Угреше» (АСЭИ. Т. 2. С. 280. 315). Согласно сведениям Вкладной и кормовой книги, частично подтвержденным нек-рыми монастырскими актами, в основании и благоустроении М. С. м. участвовали представители рода Ховриных (Григорий Ховра, его сын В. Г. Ховрин и их потомки), которые и позднее в течение более чем 300 лет были с ним тесно связаны (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 49 и др.; Веселовский. 1969. С. 443 и др.; Выголов. 1988. С. 19, 49-50).

http://pravenc.ru/text/2564232.html

В 1571 г. И. был назначен архимандритом Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , также взятого в опричнину и пользовавшегося милостями царя. В 1571 и 1572 гг. И. входил в число немногих духовных лиц, сопровождавших Иоанна IV в его поездках в Новгород, был среди духовных лиц, подписавших соборный приговор о 4-м браке Иоанна Грозного. По-видимому, позднее симоновский архимандрит утратил расположение царя. В 1573 г. Иоанн IV писал в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь : «На Симонове... точию одеяние иноцы, а мирская все совершаются» (Послания Ивана Грозного/Подгот. текста: Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье; пер. и коммент.: Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. С. 172). Как настоятель Симонова монастыря И. никаких пожалований от Иоанна IV не получил. В 1575 г. И. стал архимандритом Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря . В 1581 г. состоялась хиротония И. во епископа Коломенского, которую возглавил митр. Дионисий . Подпись И. стоит под решением Собора 1580 г. о запрете приобретать земли церковным учреждениям, в 1584 г. архиерей подписал соборный приговор об отмене тарханов. В 1586 г. И. был переведен на Ростовскую архиепископскую кафедру, что означало значительное продвижение по иерархической лестнице, поскольку Ростовские архиереи традиционно были близки к рус. правителям. Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Икона. 1989 г. (Данилов мон-рь, Москва) Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Икона. 1989 г. (Данилов мон-рь, Москва) После сведения 13 окт. 1586 г. с митрополичьего престола Дионисия И. был поставлен «на митрополию... московскими архиепискупы и епискупы» 11 дек. того же года (ПСРЛ. Т. 14. С. 37). Дионисий был лишен кафедры за связи с противниками Б. Ф. Годунова (см. Борис Феодорович ),- очевидно, Годунов был уверен в лояльности заместившего Дионисия на кафедре И. После смены митрополита имело место подтверждение царских грамот митрополичьему дому. 16 июня 1587 г. были подтверждены грамота Иоанна IV о предоставлении первоиерарху права суда над населением владений митрополичьего дома, «опричь душегубства» (АФЗХ. Ч. 3. С. 29-31, 11), тарханная грамота царя Феодора Иоанновича на слободу Святославль в Ростовском у. и его же грамота о праве митрополичьих чиновников самим собирать и вносить в казну гос. налоги (Там же. С. 36-38, 18). Не были подтверждены грамоты на беспошлинный провоз товара из северских городов и Новгорода и на беспошлинную закупку товара для митрополичьей кафедры (ср.: Там же. С. 31, 12).

http://pravenc.ru/text/578144.html

Гурий (Охотин), архиеп. Новгородский и Старорусский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Гурий (Охотин), архиеп. Новгородский и Старорусский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) 21 янв. 1890 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге состоялась хиротония Г. во епископа Смоленского и Дорогобужского, к-рую возглавил Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский митр. Исидор (Никольский) . 27 янв. 1896 г. Г. был уволен от управления Смоленской епархией по собственному прошению и назначен присутствующим в Святейшем Синоде. С янв. 1896 г. был председателем Училищного совета при Синоде. При нем значительно возросли казенные ассигнования на церковноприходские школы, заметно повысился и уровень обучения в них. Под рук. Г. были выработаны «Положение о церковных школах» (утверждено 1 апр. 1902), программы второклассных (педагогических) церковноприходских школ, причем он лично входил во все подробности дела. 14 июня 1898 г. участвовал в закладке здания на Кабинетской ул. в С.-Петербурге, предназначенного для училищного совета, с ц. блгв. вел. кн. Александра Невского и образцовой церковноприходской школой при нем. 13 окт. 1900 г. назначен архиепископом Новгородским и Старорусским. 23 марта 1903 г. в Софии Св. соборе в Новгороде впервые после продолжительного перерыва состоялась архиерейская хиротония: Г. рукоположил архим. Феодосия (Феодосиева) во епископа Кирилловского. 15 февр. 1909 г. Г. возвел в сан архимандрита епархиального миссионера иером. сщмч. Варсонофия (Лебедева ; впосл. епископ Кирилловский). Заботами Г. в 1903 г. был возрожден в качестве жен. обители Ферапонтов Мартинианов Белозерский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Епископ завещал 5 тыс. р. на его ремонт. По его инициативе в 1903-1904 гг. за счет средств архиерейского дома была произведена реставрация Спасо-Нередицкой ц. 1198 г. под Новгородом (архит. П. П. Покрышкин ). В 1905-1906 гг. стремился поставить духовенство епархии вне политики, проведя «корабль церковный по житейскому морю с наивозможно большим благополучием и с наименьшими потерями». Содействовал удалению в 1906 г. из епархии игум. Арсения (Алексеева), одного из организаторов Союза русского народа , настоятеля миссионерского Воскресения Господня мон-ря (бывш. Макариева пуст.). При этом Воскресенский мон-рь был обращен в общежительный с освобождением братии от занятий миссионерством. Под покровительством Г. возникло Об-во вспомоществования нуждающимся воспитанницам Новгородских епархиальных жен. уч-щ (1907). По его представлению в 1907 г. в Новгородской епархии было открыто Тихвинское вик-ство, при этом епископы Кирилловские получали местопребывание в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре .

http://pravenc.ru/text/168380.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010