391 Жития Кирилла и Мефодия (факсимиле рукописей). – М., 1986; Франко I. Съвятий Климент у Kopcyhi//Записки наукового товариства iм. Шевченка. – Льbib, 1904. – Т. 60. – Кн. 3. – С. 223–225 (пер. на укр.яз. гл. 8 Жития Константина); Ястребов Н.В. Сборник источников для истории жизни и деятельности Кирилла и Мефодия, апостолов славянских. – СПб., 1911; Пространные или так называемые Паннонские жития свв. Кирилла и Мефодия//Книга для чтения по истории средних веков/Под ред. П. Г. Виноградова. 4-е. изд. – М., 1912. – Вып. 2. – С. 135–182; Жития Константина и Мефодия. 1. Житие Константина Философа (по рукописи XV века бывш. Московской Духовной Академии) II Труды Славянской комиссии. Т. 1.: Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. – А., 1930. – С. 1–36; Житие Константина Философа (по рукописи 1469 г.)//Труды Славянской комиссии. Т. 1.; Лавров П.Л. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. – Л., 1930. – С. 39–66; Панонски легенди: Житие на Константина; Житие на Memoдuja. – Oconje, 1969; Житие Константина//Сказания о начале славянской письменности/Вступ. ст., пер., коммент. Б. Н. Флори. – М., 1981. – С. 70 –92 ,105–142; Житие Мефодия//Сказания о начале славянской письменности – С. 93–104,143–173; Жития Кирилла и Мефодия. – М.; София, 1986. – С. 94–129; Жизнь и труды преподобных отец наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских//Москва. – М., 1991. – – С. 143–160; см.: Dvornik Fr. Les legendes de Constantin et de Methode vuei de Byzance. – Prague, 1933. – P. 195–197, 359; Dvornik F. Byzantine Missions Among the Slavs. SS. Constantine-Cyril and Methodius. – Rahway, 1970. – P.66 fol.; EsserA. Wo fand der HL Konstantin-Kyrill die Gebeine des Hl. Clemens von Rom?//Cyrillo-Methodiana. – Koln, 1964. – S. 131 folg.; Сулмтал A.X.E., МаргаритовМ. За Кирил и Методий. – София, 1989. 392 Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 75; ср.: Цукерман К. О происхождении двоевластия у хазар и обстоятельствах их обращения в иудаизм//МАИЭТ. – 2002. – Вып. 9. – С. 525.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заключение Результаты проведенного исследования позволяют определить место догматической системы умеренного монофизитства в истории византийского богословия. В первой трети VI в. Севир Антиохийский, самый значительный теоретик греческого монофизитства, предпринял серьезную попытку создания христологической системы, в которой формальная сторона монофизитства сочеталась бы с верностью учению свят. Кирилла Александрийского , общепризнанного на тот момент авторитета в вопросах христологии. Однако как мыслитель Севир сильно отличался от свят. Кирилла, который «совсем не был философом по своему духовному складу» 1641 . Подходы этих древних авторов к тайне воплощения были существенно различны. В отличие от Севира, свт. Кирилл не стремился сформулировать «физическую теорию» соединения природ, его христологическое учение можно определить как «богословие предикации», в котором Логос мыслится как единый личный субъект всех, как божественных, так и человеческих, свойств во Христе 1642 . Это различие в подходах, с одной стороны, резко отделяет свт. Кирилла от Севира и его последователей, а, с другой, сближает его со сторонниками Халкидонского Собора. Попытка Севира переложить «вдохновенное учение» 1643 свт. Кирилла в строгую логическую систему приводила, по мнению сторонников Халкидона, к существенному искажению мысли Александрийского архиепископа, что обострило идейный конфликт между Севиром и халкидонитами, которые также декларировали свою верность наследию свт. Кирилла. Напряженные догматические споры VI в., в ходе которых обсуждались не только принципиальные богословские, но и некоторые вопросы философского характера, имели своим результатом окончательный разрыв между севирианством и византийской ортодоксией. Полемика c севирианством явилась важнейшим этапом становления дифизитской христологической системы, ставшей магистральным направлением развития византийского богословия и философии в VII–VIII вв. Что же касается системы Севира, то она, будучи отвергнутой в Византии, к середине VII столетия оказалась почти полностью вытесненной на негреческий Восток, где получила широкое распространение среди сирийских, коптских и арабоязычных монофизитов 1644 . В отличие от дифизитской христологии 1645 , севирианство не получило дальнейшего творческого развития, оказавшись, таким образом, тупиковой ветвью в истории византийской богословской мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

—114— он ознакомился в подлиннике с Эннеадами Плотина и изучил специальную по этому вопросу литературу. Прекрасное и непосредственное знакомство Коновалова с источниками дало ему возможность сохранить полную самостоятельность в изложении и оценке учения Кирилла. К своим предшественникам по изучению Кирилла он обращается чаще затем, чтобы отметить их неточности и дополнить пробелы, чем заимствовать что-либо от них в готовом виде. Своим исходным пунктом (стр. 65) он ставит не новейшие работы о Кирилле, а сочинения православных писателей века, много потрудившихся над выяснением учения александрийского архиепископа, и благодаря детальному знакомству с творениями последнего, вносит фактические поправки к работам таких авторитетных лиц, как Лоофс, Гарнак, Болотов, Глубоковский. Первых двух он основательно упрекает в непонимании учения Кирилла и произвольном его перетолковании (64, 157–166, 324 и др.), с Болотовым удачно полемизирует о значении выражения κατ φσιν на языке того времени (130–137), последнего опровергает по вопросу о влиянии полемики Феодорита на воззрения Кирилла (91. 92. 217). Вообще его сочинение представляет собой вполне оригинальный и самостоятельный труд. В особую заслугу г. Коновалова нужно поставить применение им историко-филологического метода, сущность которого мы указали выше. Насколько знаем, доселе еще никто в полном объеме не прилагал его к изучению Кирилла, между тем плодотворность его несомненна, и о ней свидетельствует все сочинение Коновалова. В самом деле, чтобы объективно воспроизвести понятие, соединяемое с известным термином тем или другим древним писателем, для этого недостаточно изучить употребление термина только у этого писателя. Общая научная терминология, выработанная древней философией, часто усвоялась церковными писателями в готовом виде и не подвергалась нарочитому анализу, как дело общеизвестное. В подобных случаях ученому новейшего времени весьма легко подставить под древний термин свое, привычное ему, понятие и идеи нового времени перенести в древность, которая о них ничего не знала. Чтобы избежать этого смешения по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дрессировщики коней, сравнивает св. Кирилл, „ заранее научают их выделывать ногами правильный ритм, быстро и красиво бегать. 45 ,. Избыток же душевного спокойствия, по мнению св. Кирилла, располагает людей к небрежности “. 46 Впрочем, все эти добродетели „ хороши для тех, которые наилучшим образом пользуются ими, но вредны они для тех, которые неправильно поступают; можно обладать этими качествами и с великим позором “. 47 Вот почему св. Кирилл усиленной работой над собой, обширным, глубоким и всесторонним, образованием достиг того, что его холерический темперамент, неусыпная энергия, жажда деятельности, подвига не проявлялись в каких-нибудь резких, необдуманных формах, неуместно, а потому и бесполезно или даже во зло. Нет, св. Кирилл всегда действует обдуманно, заранее взвесив все обстоятельства и условия своей деятельности, и планомерно. 48 Благодаря этому он, как увидим, так успешно достигал намеченных им целей. Отличительной чертою личности св. Кирилла в интеллектуальном отношении является природная склонность к спекулятивному мышлению, философский, так сказать, склад ума. Эта черта обнаруживается, например, в том, что при изучении исторического материала или при его изложении, внимание св. Кирилла не останавливается на стороне фактической, реальной; он легко схватывает идейную сторону факта, старается проникнуть в его сущность, всюду он ищет образов возвышенных идей. То же мы видим и в деятельности св. Кирилла. Он всегда имеет в виду главным образом ту, или другую идею, случайные же факты и явления, не связанные с этой идеей, или даже противоречащие ей, не обращают на себя его внимания идея для него несравненно выше и дороже частностей всяких случайностей. 49 Стремясь, например, к осуществлению каких-нибудь целей, он не замечает случайных препятствий, встречающихся ему на пути и проистекающих от людской гордости, самолюбия и других низменных побуждений, он ведёт упорную борьбу только с идейным противником, а случайным противникам, противникам по недоразумению, он легко прощает антагонизм, злобу, вражду, оскорбления.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Мы намеренно передали содержание Послания столь подробно: необычное переплетение назидательного и философского элементов, благодаря которому памятник приближается к жанру “княжеских зерцал”, свидетельствует о достаточно глубокой образованности как автора, так и адресата – членов княжеского семейства Владимира Мономаха . Кроме того, обрисованный в Послании образ правителя, минуя личность самого Мономаха, приобретает обобщенные идеальные черты князя как защитника 701 . Безусловной вершиной древнерусской аскетической литературы следует признать три притчи Кирилла Туровского 702 . В них предпринимается попытка способствовать совершенствованию и углублению форм монашеской жизни с помощью аллегорического толкования общеизвестных литературных сюжетов или отдельных мест Писания 703 . Издания: а. Притча о человеческой душе и о телеси (иначе: о слепце и хромце): Калайдович К. Памятники (прим. 218). С. 132–152. 15 [перепеч.: Kirill von Turov: Zwei Erzählungen/Einl. D.Tschiewskij. (Slav. Propyl. Bd.5). München, 1964] (editio princeps, с погрешностями); Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского //ТОДРЛ. 1956. Т.12. С.340–347 (критич. изд.) [ПЛДР, XII век. Μ., 1980. С.290–309 (подгот. текста и перев. В.В. Колесова, по изд. Еремина). – Прим. изд. (А.Н.)]; б. Повесть к Василию игумену Печерскому о белоризце человеце и о мнишестве: Калайдович К. С. 117–131. 14 (editio princeps, с погрешностями, по полной русской рукописи XVI в.); Соколов Μ.И. Некоторые произведения Кирилла Туровского в сербских списках//Древности. 1902. Т.З. С. 222–234 (по сербским рук. XIII/XIV вв.); Еремин И.П. С.348–354 (критич. изд.); в. Сказание о черноризъчъстем чину, от ветхого закона и нового: Калайдович К. С. 102–116. (перепеч.: Kirill von Turov...) (editio princeps, с погрешностями); Еремин И.П. С.354–361 (критич. изд.); англ. перев.: Franclin S. Sermons and Rhetoric of Kievan Rus’. Cambridge (Mass.), 1991. P.82–96. Притча о теле и душе (или о хромце и слепце) восходит к древнему фольклорному сюжету, который засвидетельствован как в древнееврейской, так и в греческой и латинской литературах, а оттуда вошел практически во все современные европейские литературы 704 . По этой причине прямой источник Кирилла установить трудно 705 . Написана притча была между 1160/62 и 1169 гг., а поводом для нее мог послужить известный по проложному Житию Кирилла 706 конфликт между ним и ростовским епископом Феодором (Феодорцем): некоторые намеки в тексте делают такое предположение вероятным, хотя прямых доказательств тому нет 707 . Притча дошла в пространной и краткой (проложной) редакциях 708 , различающихся, впрочем, лишь степенью подробности комментария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Выступление митрополита Волоколамского Илариона на презентации польского издания книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности» 24 июня 2010 г. 13:36 Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона  на презентации польского издания книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности» (Варшава, 23 июня, Христианская богословская академия). Введение Прежде всего, я благодарю всех, кто участвовал в подготовке польского издания книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности». В издании этой книги я вижу заинтересованность польской интеллигенции в знакомстве с русской богословской, историсофской и политической мыслью, которая составляет существенную часть русской культуры вообще. Идеи, положенные в основу трудов Патриарха Кирилла, могут быть предметом для интеллектуального общения российских и польских богословов, философов, общественных и политических деятелей, простых верующих. Актуальность темы прав и свобод человека В наши дни триумф технической мысли, передовых технологий подчас скрывает важность для человека духовного измерения жизни. Однако извечные вопросы человечества, ответ на которые люди всегда искали в религиозной традиции, сейчас не менее актуальны, чем тысячи лет назад. Один из главнейших вопросов подобного рода — вопрос свободы человека. Свобода человеческой личности, отличающая ее от других Божиих созданий, требует глубокого осмысления каждым поколением людей. Реализация человеком своей собственной свободы неразрывно связана с добродетелью и предполагает постоянные духовные усилия. К сожалению, современное потребительское сознание зачастую неспособно вместить эту простую истину. Часто приходится слышать, что человеку не нужно задумываться о самосовершенствовании. Лучше искать удовольствий, стремится к развлечениям и безответственно потакать своим страстям. Свобода личности, как сейчас часто говорят, ограничивается лишь интересами окружающих.

http://patriarchia.ru/db/text/1186072.ht...

условия ее развития//Очерки истории культуры славян. М., 1996. С. 299-306; он же. Сказания о начале слав. письменности. СПб., 2000; Константин-Кирил Философ, бълг. и слав. първоучител. София, 1983; Алексеев А. А. Принципы ист.-филол. изучения лит. наследия Кирилла и Мефодия//ССл. 1984. 2. С. 94-106; он же. Проект текстологического исследования кирилло-мефодиевского перевода Евангелия//Там же. 1985. 1. С. 82-94; Бернштейн С. Б. Константин-философ и Мефодий: Начальные главы из истории слав. письменности. М., 1984; Голубинский Е. Е. Св. Константин и Мефодий - апостолы славянские//БТ. 1985. Сб. 26. С. 91-154; 1986. Сб. 27. С. 5-60; Иванова В. Проблеми на авторството на Похвално слово за Кирил и Методий//Palaeobulgarica. 1985. Т. 9. 4. С. 103-111; КМЕ. 1985-2003. 4 т.; Schenk W. Kult liturgiczny witych Cyryla i Metodego w Polsce//Polskie kontakty s pimiennictwem cerkiewnosowiaskim do koca XV wieku. Gdask, 1985. S. 57-62; Дылевский Н. М. Житие слав. первоучителей Мефодия и Кирилла в обработке Димитрия Ростовского//Études balkaniques. Sofia, 1986. Т. 22. N 1. P. 105-113; Романкова Н. В. Формальные признаки авторского стиля Климента Охридского и житие Константина Кирилла//ССл. 1986. 2. С. 89-96; Salzburg und die Slawenmission/Hrsg. H. Dopsch. Salzburg, 1986; Фрайданк Д. Литературные традиции похвального слова Кириллу и Мефодию//КМС. 1987. Кн. 4. С. 91-95; Der Heilige Method, Salzburg und die Slawenmission/Hrsg. Th. Piffl-Perevi, A. Stirnemann. Innsbruck, 1987; Истрин В. А. 1100 лет слав. азбуке. М., 19882; Станчев К. Идеологические модели и худож. реализации в Пространных житиях Кирилла и Мефодия//Symposium Methodianum. Regensburg, 1985. Neuried, 1988. S. 541-547; Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988; Янковска Л. А. «Житие и труды» св. Мефодия и св. Константина-Кирилла в Четьих-Минеях св. Димитрия Ростовского//Slavia orientalis. Warsz., 1988. Rocz. 37. N 2. S. 179-221; Christianity among the Slavs: The Heritage of Saints Cyril and Methodius/Ed.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Итак, подводя итог описанному нами в этой главе периоду жизни св. Кирилла, мы видим, что те черты его характера, которые мы подметили в нем еще до вступления его на кафедру архиепископа, успели за это время вполне определенно проявиться. Действительно, за все это время св. Кирилл дышит самой ревностной любовью к вере православной и Церкви Христовой. Эта любовь не дает ему покоя, – она заставляет его бороться со всеми врагами веры и Церкви: и с ересями, и с расколами, и с суевериями, и с язычеством, и с философией языческой, и с евреями, и с гражданской властью, не признающей за собой обязанности заботиться об интересах веры и Церкви; он непрестанно, устно и письменно, поучает свою паству проповедями и специальными сочинениями. Колоссальная сила воли сообщает этой борьбе настойчивый, упорный, непрерывный характер. Св. борец, действительно, не давал покоя своим очам и веждам своим дремания, стоя на страже спасения своих пасомых. Мало того, занимая одну из важнейших архиепископий, пользовавшуюся громадным авторитетом не только на востоке, но и на западе, он вступает в деятельные сношения с другими церквами и везде является защитником веры истинной и строгим блюстителем Церковных канонов и дисциплины. Но неутомимая энергия и горячая любовь св. Кирилла к Церкви не переходит в фанатизм, жестокость, озлобление: он даже к врагам веры и Церкви не с ненавистью относится, а со скорбью, с сожалением, и готов просить у них примирения, не останавливаясь даже перед личным унижением, лишь бы это послужило во славу веры и Церкви. Он готов забыть личную обиду, лишь бы даже и враги стали друзьями веры и Церкви. Наконец, в это же время нашло себе применение и его блестящее образование: оно обнаружилось в многочисленных и прекрасных его сочинениях, особенно – догматического содержания. Но здесь св. Кириллу пришлось работать, главным образом, в области, уже давно другими разработанной, и при том – даже в деталях (тринитарные вопросы). Поэтому на его долю оставалось только привести в строгую систему работы своих предшественников в этой области. 813 Правда, его недюжинные интеллектуальные дарования, его солидная всесторонняя ученая подготовка дают себя чувствовать и в этой, почти исключительно в систематизации заключающейся, работе. Но все-таки, для более яркого обнаружения этой стороны личности св. Кирилла, для более энергичного и самостоятельного приложения этой глубокой и широкой богословской эрудиции не было особенно благоприятных условий в описанный нами период жизни св. Кирилла. Для этого требовалось более обширное поле деятельности, более опасная борьба (так как война родит героев) и новые горизонты богословской мысли. Все эти условия и открылись со времени возникновения несторианских волнений. И мы увидим в следующих главах, как широко и глубоко раскинулась деятельность св. Кирилла в этих волнениях и как ярко выразились в это время все индивидуальные особенности его личности и его глубокая и серьезная богословская подготовка.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В Голландии вышла в свет монография председателя ОВЦС УПЦ архимандрита Кирилла (Говоруна) 5 сентября 2008 г. 14:41 Международное академическое издательство «Брилль» выпустило в свет монографию председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви архимандрита Кирилла (Говоруна) «Will, action and Freedom. Christological Controversies in the Seventh Century» («Воля, действие и свобода. Христологические споры в седьмом веке»). Книга вышла в серии «Средневековое Средиземноморье» («The Medieval Mediterranean») в качестве ее семьдесят седьмого выпуска. В основу издания положена докторская диссертация архимандрита Кирилла, защищенная в Даремском университете (Великобритания) в 2004 году. Работа была выполнена под руководством профессора Эндрю Лаута (Andrew Louth). Книга представляет собой исследование христологических диспутов седьмого века, развернувшихся на территории Западной и Восточной Римской империи. Исследователи развития христологической доктрины, как правило, останавливаются на начале седьмого века, поэтому целью книги было более глубокое изучение богословских процессов, ставших следствием полемики вокруг IV Вселенского (Халкидонского) Собора и наследия святого Кирилла Александрийского в седьмом веке. Несмотря на то, что в пятом и шестом веках в контексте христологической полемики были исчерпывающим образом разработаны категории природы, сущности и ипостаси, это не помогло сторонникам и противникам Халкидонского Собора достичь между собой согласия. В седьмом веке в богословский дискурс были включены такие понятия как действие (энергия), воля и природные свойства, вокруг которых и развернулась оживленная дискуссия. Эта дискуссия оказалась чрезвычайно плодотворной для развития как категориального аппарата богословия и философии того времени, так и в целом для европейской мысли вплоть до настоящего времени. Именно в рамках указанного дискурса центральное место среди иных философских категорий заняли воля, действие и свобода, которые сохраняют свою актуальность и сегодня.

http://patriarchia.ru/db/text/455623.htm...

Митрополит Волоколамский Иларион: «Свобода и ответственность в понимании Святейшего Патриарха Кирилла» 17.02.2021 19:12:42 16 февраля 2021 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на тему «Свобода и ответственность в понимании Святейшего Патриарха Кирилла» на онлайн-семинаре, организованном Международным эллинским университетом. Пресвященные архипастыри, досточтимые отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас — организаторов и участников межправославного онлайн-семинара, который проходит на базе Международного эллинского университета. Прежде чем приступить к своему докладу, я бы хотел выразить благодарность руководству университета за приглашение выступить на семинаре. Тезисы моего выступления затрагивают важнейшие темы человеческого бытия, такие как ценностные ориентиры, свобода личности, права человека, нравственный выбор и неразрывно связанная с ним ответственность за последствия такого выбора. В связи с тем, что современное общество по-разному осмысливает и интерпретирует данные фундаментальные категории, в своем докладе я хотел бы представить взгляд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на природу прав и свобод, их связи с ответственностью, нравственным выбором и достоинством человека. В разные годы своего церковного служения Его Святейшество регулярно обращался к этим темам в своих проповедях, выступлениях, лекциях и письменных трудах. Будучи Предстоятелем Русской Православной Церкви, большинство паствы которой исторически проживает на территории европейского континента и принадлежит к европейскому цивилизационному пространству, Святейший Патриарх уделяет особое внимание проблематике прав человека и системе ценностей в современном европейском обществе, социальной, правовой и философской мысли. Ценности занимают важное место в жизни человека и общества. Система ценностей ориентирует людей в мире и мотивирует на конкретные осмысленные шаги и действия. Ценности воплощают в себе идеалы и смыслы, ради которых можно жить и даже пожертвовать жизнью. Ценностные ориентиры определяют модель общественного развития и ход мировой истории, играют решающую роль в переломные моменты человеческого бытия.

http://radonezh.ru/2021/02/17/mitropolit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010