Ивана Павлова, будущего монаха Кирилла, который отказался вступать в компартию после Сталинградской битвы, спасло доброе отношение командиров, которые позаботились о переводе верующего бойца в другую часть. Рассказывает врач архимандрита Кирилла (Павлова), доктор медицинских наук Александр Викторович Недоступ. – Александр Викторович, вы были лечащим врачом отца Кирилла. В каком году вы познакомились с батюшкой? – Это было, насколько я помню, осенью 1984 г. Доктор из клиники, где я работал, попросила меня слетать в Крым, где заболел, находясь на отдыхе, замечательный, по ее словам, священник, которого я тогда не знал. Отец Кирилл всегда осенью ездил в Крым – он очень любил эти золотые денечки. Батюшка был простужен, когда полетел, а там искупался, простудился еще больше и заболел воспалением легких. Я прилетел в Крым, меня привезли в маленький домик в Алуште, и я застал такую картину: маленькая комнатка, в которой человек 10, – все взволнованы, кто-то плачет, кто-то говорит, спрашивает – в общем, смятение. И очень спокойный и добродушный, улыбающийся и доброжелательный отец Кирилл в беленькой рубашечке. Видно, что у него температура, испарина на лбу… Я послушал его: пневмония, конечно, двухсторонняя. А лечат его хорошо. Мы поговорили, и я сказал: «Батюшка, все идет, как должно, скоро будет лучше». Так оно и случилось, и на другой день я улетел. А потом позвонил его келейник, сказал: «Батюшка хотел бы с вами встретиться еще раз». И мы стали встречаться, я наблюдал его в качестве врача, но у него были и другие замечательные доктора: Анатолий Иванович Дрогайцев, Владимир Никитич Рыжиков, блестящий хирург из нашего Первого меда Виктор Николаевич Леонов – он делал отцу Кириллу ряд операций, в частности, резекцию желудка. Я стал бывать у батюшки, а он был человеком нездоровым, конечно: после того, что ему пришлось вынести, невозможно остаться здоровым. Я не говорю о ранениях – у него был туберкулез, и вообще легкие, желудок – плохие. Но ничего, он был стойким и служил, и принимал людей всегда.

http://pravoslavie.ru/114338.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Стиль речи как образ души: о «наставлениях» отца Кирилла (Павлова) 16.06.2020 679 Время на чтение 7 минут Сегодня православные христиане, так же, как и все наши современники, пользуются интернетом и проводят много времени в соцсетях. Конечно, есть множество интересных и полезных ресурсов, которые рассказывают о Православии. Но, к сожалению, в большинстве своем они делают это поверхностно. Так, например, очень популярен в соцсетях жанр благочестивых «афоризмов» — они собирают тысячи лайков. Люди активно репостят их, даже не задумываясь — насколько доброкачественна эта «духовная пища», достоверны ли эти наставления, принадлежат ли они тем, кому приписываются? Наконец, насколько они сообразуются с христианством, и могут ли принести хоть какую-нибудь духовную пользу?.. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин — сам активный пользователь интернета — обратил внимание на множество цитат, которые тиражируются под «авторством» блаженнопочившего архимандрита Кирилла (Павлова). Лично зная батюшку, Владыка усомнился в подлинности этих «наставлений» и обратился с просьбой разъяснить это к монахине Евфимии (Аксаментовой), которая на протяжении многих лет находилась рядом с отцом Кириллом. Так появился текст, который мы предлагаем вашему вниманию. Так уж получилось, что в книжке «Жизнь как чудо» моя небольшая заметка об отце Кирилле оказалась в соседстве с так называемыми «Наставлениями» — некой странноватой подборкой из совсем кратких и чуть более пространных «высказываний старца». Кавычки стоят потому, что теперь у меня нет уверенности вообще ни в чем, хотя пространные изречения вполне можно было поставить в ряд обычных, «классических» наставлений, которые, по большому счету, могут оказаться в устах любого духовника… А вот характер кратких изречений привел меня в печальное недоумение. Но, если совсем честно — я настолько расстроилась, что уже после двух-трех пословиц-поговорок типа «Гордый, как поздний ужин — никому не нужен» забросила эту книжку и так никому ни одной книги о батюшке и не подарила…

http://ruskline.ru/opp/2020/06/16/stil_r...

Разделы портала «Азбука веры» Старец Кирилл (Павлов) " decoding="" title="" Старец Кирилл (Павлов): История солдата, который стал духовником нескольких патриархов Старец Кирилл (Павлов) В Избранное Жизнь архимандрита Кирилла (Павлова) , несколько десятилетий несшего послушание духовника Троице-Сергиевой лавры , старца, принимавшего исповедь у трех патриархов, человека, через келью которого прошло бесчисленное множество людей, долго оставалась сокровенной. Лет десять назад тогдашний наместник Лавры, архиепископ Феогност (Гузиков) благословил собирать материалы для книги о старце (книга воспоминаний «Мы все были у него в сердце» вышла в издательстве Троице-Сергиевой лавры в 2019 году к 100-летнему юбилею отца Кирилла). Сам отец Кирилл был уже тяжело болен, но монахини, которые за ним ухаживали, рассказали, что еще раньше спрашивали: «Вот начнут о вас писать, издавать книги, как к этому относиться?» На что отец Кирилл ответил: «Пусть пишут. Только пусть пишут так, как было, без искажений и, главное, без преувеличений» (из доклада иеромонаха Пафнутия (Фокина) на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)» ). «Порой это было хуже ада» О том, что отец Кирилл участник Великой Отечественной войны, что он был несколько раз ранен, воевал в Сталинграде, потом с боями дошел до Австрии, было известно давно. Он и сам в своих проповедях и разговорах с духовными чадами часто вспоминал войну. А однажды сказал: «Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело…». Он говорил, что особенно трудно было переносить подлость и трусость. Ведь война это не только массовый героизм, это еще и предательство, и «сотрудничество с органами», и стремление улизнуть с передовой в тыловые службы. И человек все время словно в круговой обороне без чувства надежного тыла: «Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада. В аду все страдают одинаково, там не выслужишься. Ад это и страшное духовное страдание здесь, на земле…».

http://azbyka.ru/way/starec-kirill-pavlo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Старец Кирилл (Павлов): история солдата, который стал духовником нескольких патриархов 9 мин., 09.05.2023 Жизнь архимандрита Кирилла (Павлова), несколько десятилетий несшего послушание духовника Троице-Сергиевой лавры, старца, принимавшего исповедь у трех патриархов, человека, через келью которого прошло бесчисленное множество людей, долго оставалась сокровенной. Лет десять назад тогдашний наместник Лавры, архиепископ Феогност (Гузиков) благословил собирать материалы для книги о старце (книга воспоминаний «Мы все были у него в сердце» вышла в издательстве Троице-Сергиевой лавры в 2019 году к 100-летнему юбилею отца Кирилла). Сам отец Кирилл был уже тяжело болен, но монахини, которые за ним ухаживали, рассказали, что еще раньше спрашивали: «Вот начнут о вас писать, издавать книги, как к этому относиться?» На что отец Кирилл ответил: «Пусть пишут. Только пусть пишут так, как было, без искажений и, главное, без преувеличений» (из доклада иеромонаха Пафнутия (Фокина) на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)» ). «Порой это было хуже ада» О том, что отец Кирилл — участник Великой Отечественной войны, что он был несколько раз ранен, воевал в Сталинграде, потом с боями дошел до Австрии, было известно давно. Он и сам в своих проповедях и разговорах с духовными чадами часто вспоминал войну. А однажды сказал : «Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело...». Он говорил, что особенно трудно было переносить подлость и трусость. Ведь война — это не только массовый героизм, это еще и предательство, и «сотрудничество с органами», и стремление улизнуть с передовой в тыловые службы. И человек все время словно в круговой обороне — без чувства надежного тыла: «Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада. В аду все страдают одинаково, там не выслужишься. Ад — это и страшное духовное страдание здесь, на земле...».

http://foma.ru/starecz-kirill-pavlov-ist...

архим. Кирилл (Павлов) Чем же я могу быть вам полезен? Ответы на вопросы учащихся московских духовных школ архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой Лавры – Прежде всего хочу сказать вам, что для меня такие встречи – дело новое. Я впервые нахожусь в такой обстановке, встречаюсь с такими людьми, как вы. Когда я сюда шел, то сам себя спрашивал: куда я иду и что буду делать? Я, собственно, и не знаю, чем я могу быть вам полезным. Если это касается знаний, образования, то вы сами люди образованные, академики. Мы, монастырские люди, по отношению к вам, конечно, невежды, занимаемся только с простыми людьми, людьми простого сословия. Сейчас жизнь сложная и тяжелая, люди испытывают большие переживания, неприятности как в семейной, так и в духовной жизни. Поэтому приходится утешать людей, как-то их увещевать, чтобы они уповали на милость Божию... Вот, собственно, и все, чем мы занимаемся. Так чем же я могу быть вам полезен? Что делать, если чувствуешь, что во всем повинуешься греху? Подчас мы повинуемся греху, раболепствуем ему: не хотим делать, а тем не менее грех, страсти, худые наклонности, они сами по себе уже влекут на худое дело. Это объясняется растлением нашей природы. Греховность глубоко пустила в нас корни. Что делать? Только один путь – работать над собой, бороться со своими худыми наклонностями и пороками и стараться встать на путь добродетельной христианской жизни. Это должна быть борьба... Не знаю, правильно ли я изъясняюсь... Нас часто смущают помыслы тщеславия, превозношения над другими, убеждение, что ты лучше и достойнее ближних, особенно когда видишь серьезные недостатки в ком-то и какие-то добрые дела у себя. Объясните, пожалуйста, как избавиться от подобной прелести, как при усиленной работе по стяжанию добродетелей не оставаться уверенным в своей греховности. Это присуще каждому из нас. Каждый о себе думает высоко, каждый хочет считать, что он не хуже другого. Все мы заражены тщес­лавием и самовозношением. А этот недостаток очень опасный. Апостол Павел заповедал: каждый из нас должен стремиться испытывать такие же чувствования, какие были во Христе Иисусе. Он, будучи Богом, умалил, уничижил Себя, приняв образ раба. Каждый в своем сердце должен ближнего своего считать лучше себя, а себя – худшим, смиренно о себе помышлять, не превозноситься – вот чувство христианина, каким оно должно быть. Тогда уже не будет ни ревности, ни жадности, ни соперничества. Но эти чувства надо воспитывать трудом, наживать.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

«НЕТ, Я НЕ ТОТ ИВАН ПАВЛОВ, таких «Иванов Павловых» там было столько…», - из интервью архимандрита Кирилла (Ивана Павлова), одного из защитников легендарного «Дома Павлова» в Сталинграде. Этот номер газеты выходит в преддверии открытия кинофестиваля «Радонеж», и мы спешим познакомить наших читателей с содержанием некоторых фильмов, полученных нами в этом году. Еще раз хочется напомнить, что к/ф «Радонеж» - это форум и трибуна документального православного кино, собирающегося уже в 24-й раз. Еще – это уникальная летопись, которую «пишут» творческие люди, умеющие тонко чувствовать пульс времени. И даже больше: пульсирующую ноту каждого года. Будущий летописец фестиваля, анализируя фильмы, с большой долей вероятности сообщит вам, чем отличался один год от другого. Так, совершенно неожиданно вскрылась некоторая особенность. Большая часть фильмов, представленных на к/ф в нынешнем году – это полнометражные ленты, которые длятся от часа до полутора. Некоторый парадокс документального кино, которое по определению мыслится как короткометражное. Следующий парадокс или открытие: фильмы не затянуты, при просмотре их не хочется сократить. То есть временные рамки представляются естественными, продиктованными логикой развития темы. Более того, в изложении документального материала мы наблюдаем некоторую тезисность, авторское редактирование. Простите, мол, что длинно, но мы и так сократили. Тем самым мы фиксируем какой-то феномен, этап в развитии документального кино. В пользу этого аргумента говорит и высокий профессионализм, с которым выполнены эти фильмы. Во-первых, фильмы о Великой Отечественной Войне. Это и потому, что грядет 75-я годовщина Победы, которую у нас хотят отнять наши «партнеры». И потому, что политическая обстановка сегодня такова, что нашу Победу и мы, сегодняшние, через 75 лет, снова должны отстаивать. В адрес кф поступило два сильных фильма на эту тему. Первым следует назвать украинский фильм Елены Легойды «Люди победы. Наше дело правое», снятый по заказу телеканала «Интер».

http://fest.radonezh.ru/2019/11/18/net-y...

     Прошло уже более года со дня преставления ко Господу великого русского старца дорогого нашего Батюшки – архимандрита Кирилла (Павлова). Не зарастает тропа к его могиле в Лавре, люди по-прежнему идут к своему Старцу и Духовному Отцу за помощью, поддержкой и утешением. И получают их – Батюшка не оставляет нас, сирых, без своей отеческой молитвы и заботы. За это время вышло в свет много воспоминаний об отце Кирилле, и все они по-своему бесценны и интересны. Они дают нам возможность побольше узнать о жизни Батюшки. Отец Кирилл почти ничего о себе не рассказывал, обширных интервью не давал. И только теперь из рассказов близко знавших его людей мы можем хоть как-то представить себе, какой жизненный путь прошел Батюшка, услышать как от него самого его живые слова, на примере его поступков получить драгоценное наставление для себя. Читая о Батюшке, чувствуешь его живое присутствие, многие его слова, которые он в свое время сказал кому-то другому, звучат как сказанные специально для тебя. Чувствуешь, как Батюшка покрывает тебя своей любовью. Одна из таких людей, много лет близко знавших отца Кирилла, – Любовь Владимировна Пьянкова. 45 лет она была духовным чадом и помощницей Батюшки. Сначала Любовь Владимировна была помощником повара, потом поваром, когда Батюшка, остро нуждавшийся по состоянию здоровья в строгой диете, ездил в отпуск. В последние годы жизни Батюшки, когда он был прикован к постели, Любовь Владимировна была при нем неотлучно, своей заботой хоть как-то облегчая тяготы его мученического креста. Сегодня мы начинаем знакомить нашего читателя с воспоминаниями Любови Владимировны об отце Кирилле, необыкновенно теплыми и живыми, в которых Батюшка предстает перед нами во всей своей простоте и в то же время во всем своем величии. Семья Батюшки. Детство Родился отец Кирилл на Рязанщине – Рязанская область, Михайловский район, деревня Маковские Выселки. Выселки – потому что, когда взрослые дети отделялись от родителей, они строили дома не в самом селе Макове, а недалеко от него – на выселках. Такие деревни на Рязанщине еще называют Вылетовка, то есть куда дети вылетели из родного дома.

http://pravoslavie.ru/112714.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Ждём наступления новой эпохи в жизни Отечества! Поздравляю авторов и читателей «Русской народной линии» с Новым годом и грядущим Рождеством Христовым 05.01.2018 1553 Время на чтение 9 минут Вот и подошёл к концу 2017 год... В жизни каждого человека он был, наверное, разным, - было и хорошее, и плохое. Но в жизни нашей страны он был, несомненно, весьма благоприятным. И дело тут не в нашей победе в Сирии над террористическим протогосударством. И не в начавшемся росте экономики даже в условиях сохранившихся санкций. Главное - год 100-летия революции прошёл без социальных потрясений. Вспоминаю, конец 2016 года, когда широко были распространены тревожные ожидания. Тогда в ходу была зловещая шутка: уходящий год был тяжелым, но наступающий будет радостным, - рассуждали люди в конце 1916 года. Теперь мы можем вздохнуть с облегчением - в год 100-летия революции новой революции в России не случилось . Хотя год прошёл для нашей страны, для нашего народа не без потерь. Самая большая и тяжелая потеря - кончина великого русского старца, всероссийского духовника архимандрита Кирилла (Павлова) . Мне довелось быть на отпевании Старца в Троице-Сергиевой Лавре, когда, казалось, вся Россия съехалась проводить его в последний путь. Таинственное житие отца Кирилла в последние годы его земного существования остаётся до сих пор загадкой. Но мы веруем, что он теперь молится за русский народ у Престола Божия. Для православной общественности, впрочем, думаю, и для всей нашей общественной мысли тяжелой утратой стала смерть выдающегося русского мыслителя, математика и богослова Виктора Николаевича Тростникова , который преставился 29 сентября. Особенно тяжелой эта утрата была для «Русской народной линии», где Виктор Николаевич регулярно публиковался. Я имел счастье близко общаться с почившим в последние годы. Это был глубочайший человек, обладавший редким в наши дни трезвомыслием. Он ненадолго пережил своего старшего друга великого русского математика и мыслителя Игоря Ростиславовича Шафаревича , скончавшегося 19 февраля. И это тоже невосполнимая потеря для России.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/30/zh...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кузьмин А. В., Рыков Ю. Д. Новые источники по истории вологодских монастырей Рецензия на книгу: Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты/Отв. ред. М. С. Черкасова. Вологда: Древности Севера, 2011. 496 с. Работа «Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.» представляет собой первое комплексное издание описей XVI–XVIII вв. 8 наиболее значимых вологодских обителей. Книга подготовлена коллективом авторов в составе кандидата исторических наук О. Н. Адаменко, кандидата исторических наук Н. В. Башнина и доктора исторических наук М. С. Черкасовой при участии А. П. Анишиной, Н. А. Бараевой, Е. А. Виноградовой, А. Н. Красикова, доктора филологических наук С. Н. Смольникова, кандидата исторических наук И. Н. Шаминой. Источники публикуются впервые; большинство из них издается по подлинникам. Имущество каждой из обителей представлено двумя описями: ранней и поздней. Этот принцип вызван стремлением публикаторов продемонстрировать имущественное и хозяйственное положение каждой духовной корпорации с целью их исторического сравнения. Публикации текстов переписных книг предшествует статья Н. В. Башнина и М. С. Черкасовой «Историко-археографическое введение. Вологодские монастыри и их переписные книги» (С. 11-25). Графическая карта-схема данных обителей в XVI–XVIII вв. составлена О. Н. Адаменко и Н. В. Башниным (С. 26). Издание переписных книг вологодских монастырей составляет основную часть книги (С. 27–343). Публикуются описи Спасо-Прилуцкого, Спасо-Каменного, Дионисиева Глушицкого, Лопотова Пельшемского, Сямжемского Спасо-Евфимиева, Спасо-Преображенского Нуромского, Троицкого Павлова Обнорского и Введенского Корнилиева Комельского монастырей. Издание источников сопровождает подробный научно-справочный аппарат. В его состав входят указатели: личных имен и фамилий (С. 346–375), названий географических объектов (С. 376–388), иконографии (С. 389–405), книг (С. 406–414), высших, центральных и местных государственных учреждений, органов местного самоуправления (С. 415). Им предшествует статья «Принципы составления указателей» (С. 344–345). Имеется и «Предметно-терминологический словарь» (С. 416–423).

http://sedmitza.ru/lib/text/4157217/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание архиепископа Новгородского Геннадия собору епископов. 1490 г., октябрь Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Послание Геннадия собору епископов» по времени и содержанию непосредственно примыкает к его же «Посланию Зосиме». Отрывок из «Послания епископам» был опубликован еще в 1863 г. в «Православном собеседнике» (ч. I, стр. 476—481) по Соловецкому списку, в котором содержится только начальная часть послания. Полностью «Послание» было опубликовано А. С. Павловым в «Памятниках древне-русского канонического права» (РИБ, т. VI, 115, II) по списку из собрания Толстого. Соловецкий список не был привлечен А. С. Павловым, и ряд исправлений и добавлений в тексте носил характер собственных конъектур издателя и при этом весьма произвольных. Так, например, фраза Геннадия о еретике Захаре «А чему тот стригольник великому князю?» была исправлена следующим образом: «А чему тот стригольник ведом великому князю?». А. С. Павлов указывал (стлб. 780, прим. 1), что это дополнение сделано им «по смыслу и согласно с таким же оборотом речи о еретике Самсонке». Между тем, никакого «такого же оборота речи» о еретике Самсонке в грамоте нет; здесь говорится не о том, что кто-то «ведает» Самсонку, а о том, что Самсонка ведает, «что ся у Курицина чинит» (стр. 381). Между тем, исправления Павлова искажают смысл весьма острого замечания Геннадия: тот писал, что за Захара «нехто печаловался» и далее, раскрывая это инкогнито, спрашивал: «А чему [т. е. зачем] тот стригольник великому князю?». Точно так же «тому уже веры не имут, что тот ни врет» (стр. 380) произвольно исправлено на «н е врет»; «ему как по мене послати» (стр. 381) исправлено на «как по мене не послати»; «Христу поругаются» (стр. 382) прочитано, как «хулят, поругаются», и т. д.

http://sedmitza.ru/lib/text/433592/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010