Закрыть itemscope itemtype="" > Воинство небесное 23.02.2019 954 Время на чтение 11 минут 23 февраля 2017 г., в праздник защитника Отечества, в недавнем прошлом День Советской армии, Святейшим Патриархом Кириллом было совершено отпевание и погребение русского старца архимандрита Кирилла (Павлова). У Бога нет случайностей. «Это он, отец Кирилл, защищал легендарный дом Павлова в Сталинграде», - уверен протоиерей Николай Кречетов, член семьи русского старца Тихона Пелиха, близкого духовного друга отца Кирилла. Живое преемство - Отец Николай, а как вы познакомились со своей будущей матушкой, Екатериной Тихоновной, дочерью известного русского старца - протоиерея Тихона Пелиха? - Наши матери дружили с начала 1920-х гг. еще будучи девицами и входили в сестричество Храма Христа Спасителя в Москве еще до того, как им завладели обновленцы. Так что они были с юности знакомы и общались семьями. С моей будущей женой мы начали переписываться после института. В первый день Пасхи 1960 г. мы с мамой приехали в Троице-Сергиеву Лавру поклониться мощам Преподобного Сергия, потом зашли в гости к отцу Тихону Пелиху. В тот же день я сделал Кате предложение, и она не отказалась. А венчал нас на Собор Двенадцати Апостолов, на следующий день после праздника Петра и Павла, 13 июля 1960 г., наш духовник - протоиерей Всеволод Шпиллер, в храме Святителя Николая в Кузнецах в Москве. К нашему венцу владыка Афанасий (Сахаров) прислал дощечку, вырезанную своими руками из фанерочки, с хлебом солью и таким пожеланием: «Если будете венчаться в постный день, не нарушайте поста, счастливо проживете». Так и вышло: мы прожили с матушкой счастливо почти 50 лет. В день венчания на столе была рыбка, селедочка, всякие овощи и пр. Мы это событие отметили узким кругом, правда кто-то из родственников немножко поворчал насчет постного угощения на свадьбе. - Вы с матушкой Екатериной бывали у епископа Афанасия (Сахарова)? - Семья отца Тихона бывала у владыки Афанасия еще до нашей свадьбы - они духовно окормлялись у владыки после кончины духовника их семьи, епископа Вениамина (Милова). Как-то Татьяна Борисовна, матушка отца Тихона, вместе с Катей приехали к владыке Афанасию. Он всплеснул руками: «Надо же - и нестриженая, и не в брюках!» А у Кати была такая пшеничная коса до пояса. Рассказывали, что владыка был всегда удивительно приветлив и милостив.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/23/vo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (1317, Москва - 10 янв. 1429, Павлов Обнорский мон-рь), прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Основным источником сведений о П. является его Житие. По мнению В. О. Ключевского, различные тексты о святом существовали до появления Жития, древнейшая из редакций, Пространная, была составлена незадолго до 1538 г. ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 271-272). Житие сохранилось в списках XVI-XVIII вв., однако его лит. история до конца не изучена. По мнению М. Д. Каган и М. В. Захаровой, существовали 4 редакции. Пространная редакция изначально не имела описаний чудес, при ее подготовке для включения в ВМЧ были составлены первые 19 чудес. В связи с канонизацией святого на Соборе 1547 г. их число увеличили до 26. На основе Пространной редакции составлены Краткая и Первая Проложная редакции. Вторая Проложная редакция, вошедшая в состав печатного Пролога 1642 г., в значительной мере является самостоятельным произведением. В ней имеются сведения, отсутствующие в Пространной редакции ( Каган. 1988. С. 316; Захарова. 2005). В наст. время известны более 30 списков Жития. М. С. Егорова показала, что Пространная редакция Жития в значительной мере основана на Житиях из «Соборника» прп. Нила Сорского: в тексте имеются скрытые цитаты из Житий святых Евфимия Великого, Феодосия Великого, Иоанникия Великого, Паисия Великого, Кириака Отшельника, Петра Афонского, Симеона Дивногорца, Иоанна Безмолвника, Арсения Великого, Феодора Сикеота, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита. Кроме того, цитируется Житие Кирилла Белозерского ( Егорова. 2016). По наблюдениям А. В. Пигина, чудеса 20-26 в 3-м варианте Пространной редакции составлены под влиянием Волоколамского патерика ( Пигин. 2001). С. П. Розанов, изучая Житие Авраамия Галичского, заметил, что в нем есть сведения из Жития П.: а именно, рассказ о жизни подвижника близ обителей преподобных Авраамия Галичского и Дионисия Глушицкого. Поскольку настоятель Павлова Обнорского мон-ря Протасий впосл. стал игуменом Авраамиева Городецкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря , где и написал Житие прп. Авраамия, исследователь предположил, что Протасий, собирая сведения о жизни Авраамия, нашел новые факты о жизни П. Но поскольку «Житие Павла уже было составлено и пущено в ход, то он и помещает эти сведения в Житии Авраамия... а отсюда потом эти сведения попали в третью редакцию Жития Павла» ( Розанов. 1912. С. 234). Сведения о П. содержатся также в Житиях преподобных Сергия Нуромского и Дионисия Глушицкого.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кочегаров К. А. Новые документы о выезде в Россию епископа Луцкого и Острожского Гедеона (Святополк-Четвертинского) в 1684 г. Вот уже более 140 лет такие важные события истории Русской Православной Церкви 1684–1686 гг., как избрание Киевским митрополитом Луцкого епископа Гедеона (князя и переход Киевской митрополии под власть Московского Патриарха изучаются главным образом на документах, опубликованных С. Терновским в составе многотомного издания «Архив Юго-Западной России» Начиная с самого издателя, данный корпус источников лег в основу всех более или менее значимых работ по данной тематике вкупе с неопубликованными данными, приведенными в работах С. М. Соловьева и Н. И. Костомарова Между тем в фондах РГАДА хранится еще немало документов, практически неизвестных историкам, которые могли бы помочь исследователю полнее реконструировать указанные события. Среди них – публикуемые ниже современные оригиналам (которые, по всей видимости, не сохранились) переложения писем епископа Гедеона боярину В. В. Голицыну и русским царям, а также соответствующее рекомендательное послание украинского гетмана Ивана Самойловича. За исключением К. В. Харламповича, посвятившего несколько скупых строк письму Гедеона к царям от 25 в научной литературе данные документы не использовались. Как известно, фактически единственный на тот момент православный иерарх Речи Посполитой – Луцкий епископ Гедеон – прибыл в Россию в 1684 г. и поселился недалеко от Батурина, в Свято-Николаевском Крупицком монастыре, где осенью того же года с ним встретился прибывший к гетману думный дьяк Е. И. Украинцев. Основным предметом переговоров была очередная волна гонений, развернувшаяся в отношении православных в Речи Вскоре после этой встречи Гедеон отправил в Москву своего наместника Селиверста Павлова вместе с гетманским гонцом Ильей Сербиным. Посланцы прибыли в русскую столицу в начале О факте приезда С. Павлова кратко упоминает К. В. Харлампович на основе материалов Патриаршего казенного приказа, из чего следует, что посланец Гедеона встречался с Патриархом Московским Иоакимом (что, впрочем, вполне,

http://sedmitza.ru/lib/text/5677357/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУДЕОХРИСТИАНСТВО принятое в науке общее наименование ряда течений и богословских тенденций в раннем христианстве. Термин И. (англ. Jewish Christianity; нем. Judenchristentum; франц. Judéo-Christianisme) появляется впервые у авторов XVIII в. (напр., Дж. Толанд доказывал, что секты назареев и эвионитов сохранили первоначальную форму христианства, отличающуюся от Павловой, принятой всей Церковью,- Toland. 1718). Противопоставление Павлова языкохристианства и иудеохристианства Петра, Иакова и Иуды встречается в работах Й. Землера, И. Михаелиса, Г. Э. Лессинга. В научный оборот термин прочно вошел после исследований Ф. К. Баура , который использовал его для описания первохрист. общины, возглавляемой ап. Петром, в оппозиции к ней, по его мнению, находился ап. Павел (точнее, ап. Павел конфликтовал не с самим Петром, а с лжеапостолами, которые проповедовали от его имени). Иудеохристиане доминировали в Иерусалимской Церкви и были основателями Римской общины. Борьба 2 течений закончилась компромиссом (синтезом) и появлением во II в. «раннекафолического» христианства. Хотя во многом теория Баура была применением на практике гегелевской схемы развития истории, его метод, позволивший критически исследовать переход от истории НЗ к истории ранней Церкви, был воспринят большинством исследователей. Кроме того, Баур одним из первых увидел в Псевдо-Климентинах иудеохрист. тенденции и связал их с учением эвионитов, к-рых считал ответвлением ессейства, появившимся после войны с Римом (позже он изменил свою т. зр. и утверждал, что эвиониты были известны как секта до 70 г.). А. Швеглер доказывал, что эвиониты происходили от первых галилейских учеников Иисуса, а их писания (прежде всего «Евангелие евреев») являются основой канонических Евангелий ( Schwegler. 1846). Произведениями эвионитов Швеглер также считал «Пастырь» Ермы, сочинения Егесиппа и Папия, Откровение Иоанна Богослова, а ответвлением эвионитов - монтанистов. Иной вариант истории И. был представлен в работах А. Хильгенфельда . Он полагал, что первоначальную форму И. сохранили назареи, к-рые происходят из первой Иерусалимской общины, после войны с Римом бежавшей в Заиорданье. Характерной особенностью назареев было то, что они использовали евр. версию Евангелия от Матфея. Для борьбы с гностицизмом части иудеохристиан пришлось объединиться с последователями Павлова христианства.

http://pravenc.ru/text/Иудеохристианство...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508, Москва?), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры. Распятие. Икона из праздничного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. Мастер Дионисий (ГТГ) Распятие. Икона из праздничного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон-ря. 1500 г. Мастер Дионисий (ГТГ) Документальные источники о деятельности Д. и созданных им произведениях разнообразны, особенно в сравнении со сведениями о мастерах предшествующего периода: летописи, житийная лит-ра, послание прп. Иосифа Волоцкого, описи Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и др. источники, по большей части косвенные. Дата рождения Д. неизвестна. Она определяется на основании расчета возраста в период его работы в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре между 1467 и 1476 гг. в качестве 2-го художника или помощника при старце Симонова Старого московского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Митрофане ( Кадлубовский. 1899. С. 125), когда Д. могло быть не более 25-30 лет. Необходимо учитывать участие сыновей Д., по крайней мере Феодосия, в следующих по времени (известных нам) работах по украшению интерьера Успенского собора Иосифова Волоколамского мон-ря в 1484-1485 гг. Время смерти Д. приходится на годы по возвращении из поездки по мон-рям Белоозера между 1499-1500 и 1502/03 гг. и определяется от даты (1503) создания и присылки по распоряжению вел. кн. Иоанна III из Москвы в Вологду образа «Прп. Димитрий Прилуцкий с житием» ( Богусевич. 1929. С. 17). 2 следующих крупных заказа - украшение Четвероевангелия великокняжеского казначея и печатника Ивана Ивановича Третьякова-Ховрина, 1507 г. (РНБ. Погод. 133), и работы в Благовещенском соборе Московского Кремля, 1508 г. (ПСРЛ. Т. 13. С. 8),- поручили Феодосию. К этому времени Д. либо скончался, либо отошел от дел. Можно предполагать, что Д.

http://pravenc.ru/text/178357.html

     Двадцать лет назад, в марте 1997 г., архимандрит Кирилл (Павлов) благословил выпуск журнала «Покров» и до своей болезни батюшка руководил работой над выпуском издания. Множество других церковных дел, которые пришлось начинать мне и вести, также вдохновил отец Кирилл. Значение, которое эти начинания со временем обрели, можно объяснить только силой благословения и молитвы духовника всея Руси Кирилла (Павлова). О своем духовнике вспоминает игумен Киприан (Ященко). Батюшка Кирилл в моей жизни 20 февраля 2017 г. скончался мой духовник, архимандрит Кирилл (Павлов). Два дня мы прощались, молились, погребали со множеством народа в Троице-Сергиевой Лавре духовника всея Руси архимандрита Кирилла. Тяжести духовной не было. Когда засыпали могилку, все, не сговариваясь, запели Пасхальный канон. Присутствующих объяла тихая, чуть скорбная радость, что батюшка телом своим и душой все-таки прорвался в Лавру – как он и хотел. Теперь можно ежедневно и многократно без всяких препятствий от человеков быть возле батюшки, общаться с ним с надеждой быть услышанным. Если оглядываться назад, то можно сказать, что батюшка Кирилл был для меня истинным духовным отцом, крепким и очень деликатным духовным вождем. Старец определил всю мою жизнь. Неожиданно для меня благословил заниматься наукой и защищать диссертацию, потом – оставить труды в Академии наук и потрудиться на благо Церкви как церковному чиновнику. Благословил помочь в создании системы духовного образования в России – воскресных школ, гимназий, в подготовке педагогов; создать православное педагогическое общество и быть его председателем. Благословил создать Международные Рождественские образовательные чтения и быть их генеральным директором более пяти лет. В эти чудные годы хватало сил по 20 часов в сутки трудиться и молиться. По благословению отца Кирилла уже более 20 лет я преподаю в Московской духовной академии. По его слову 20 лет трудился в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете как декан педагогического факультета, заведующий кафедрой. По благословению батюшки возник детский проект кинофестиваля «Лучезарный Ангел» под девизом «Доброе кино возвращается». С легкой руки отца Кирилла получалось все: открывались все двери, даже президентские, патриаршие, епископские. Удалось объездить всю Россию, более полусотни раз быть у Гроба Господня на Святой земле, ежегодно приезжать на Афон.

http://pravoslavie.ru/106972.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Слова вразумления и ободрения 13.04.2020 685 Время на чтение 5 минут Эта небольшая книга в мягком переплете стала для меня доброжелательным, но при этом взыскательным спутником на пути этого Великого поста. В ней собраны проповеди архимандрита Кирилла (Павлова), многолетнего духовника Троице­-Сергиевой Лавры, сказанные батюшкой в разные годы, но объединенные одной темой — темой Великого поста. Проповеди отца Кирилла отличает очень простой язык, но при этом они полны глубины, мудрости, а главное — искренней обеспокоенности о тех, кому адресованы. И эта обеспокоенность пастыря заставляет беспокоиться и тебя: а на что похож мой пост? А не слишком ли прохладно я живу? А где необходимые усилия, чтобы это святое время не прошло даром? С чем я приду к Пасхе? Отец Кирилл прожил долгую и трудную жизнь. Прошел всю Великую Отечественную войну, в том числе и ад Сталинградской битвы, а после Победы, демобилизовавшись, вступил на новое поле брани — духовное. В 1946 году он поступил в Богословский институт (будущую Московскую духовную семинарию), в 1954 году принял монашеский постриг с именем Кирилл в честь преподобного Кирилла Белозерского, а позже — сан иеромонаха. Полвека отец Кирилл нес пастырское служение, утешал, наставлял, вразумлял стекавшуюся к нему со всей России паству. На тринадцать лет тяжелейшая болезнь приковала батюшку к кровати, но не сломила его дух, даже будучи абсолютно неподвижным, он был для приходивших к нему людей духовной опорой. Вот уже три года отца Кирилла нет с нами, но его слово живо и продолжает утешать, наставлять, вразумлять. В сборник «Время покаяния» включены проповеди, сказанные отцом Кириллом на все значимые богослужения Великого поста. Начиная с Прощеного воскресенья, мы проходим вместе с батюшкой трудную первую седмицу поста, родительские субботы, Крестопоклонную, Страстную. Особое внимание уделено молитве преподобного Ефрема Сирина, Литургии Преждеосвященных Даров, Пассиям. И темы, которые поднимает пастырь в своих обращениях к нам, касаются ключевых моментов жизни христианина: прощения, молитвы, поста, покаяния.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/13/slova_...

архиепископ Феогност Вся жизнь отца Кирилла была подвигом. Детство и юность старца пришлись на тяжелое время послереволюционного лихолетья. Он родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки Рязанской губернии в крестьянской семье. Герой Великой Отечественной войны, участник боев на Волховском фронте, Сталинградской битвы, боев у озера Балатон, где получил второе ранение, закончил войну в Австрии и вернулся домой уже в 1946 году. В военные годы в его душе произошел переворот: он почувствовал горячее желание посвятить себя служению Богу. Сразу после демобилизации из армии обучался в Московской духовной семинарии, а затем и в академии. Получив образование, отец Кирилл поступил в братию Троице-Сергиевой Лавры и принял монашество. С этого времени вся его жизнь была неразрывно связана с обителью преподобного Сергия Радонежского, которую он горячо любил всем сердцем. В 1954 году отец Кирилл был рукоположен в сан иеромонаха и получил благословение исповедовать приходящих в Лавру богомольцев. Так началось его новое служение родной обители и всей Русской Церкви. Очень скоро он приобрел любовь прихожан и паломников. Многие старались попасть к нему на исповедь за духовным советом и специально приезжали для этого в монастырь. Люди тянулись к молодому тогда духовнику, видя его христианскую любовь и сочувствие, желание всем помочь, получая от него утешение в скорбях и мудрые советы и наставления, помогавшие в жизненных трудностях. Вскоре отец Кирилл был назначен духовником братии Лавры и взял на свои плечи духовное руководство монашествующих. Братия также полюбила своего нового духовника и начала обращаться к нему за советом. С течением времени ярко проявились духовные дарования пастыря. Его любовь, духовная рассудительность и мудрость стали известны всем. Огромным авторитетом он пользовался у всей полноты Русской Православной Церкви: митрополитов, епископов, монахов, мирян, простых людей и интеллигенции. Для братии Лавры его слово было непререкаемо. За советом к нему приезжали тысячи людей. У него исповедовались Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен и Алексий II. Приходил на исповедь к отцу Кириллу во время посещения Лавры, еще будучи простым семинаристом, Святейший Патриарх Кирилл. Сегодня отца Кирилла именуют всероссийским духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Закрыть Старец молится за всю землю Русскую Архимандрит Кирилл (Павлов) и Русское Приморье 22.09.2022 825 Время на чтение 5 минут Источник: Русь Державная   В разговоре с Андреем Николаевичем Печерским, главным редактором газеты «Русь Державная», Андрей Николаевич вспоминал своего духовного отца архимандрита Кирилла (Павлова), у которого окормлялся, спрашивал духовного совета и много доброго сделал по благословению любимого православным народом старца. Накануне нашей беседы Господь сподобил меня побывать на могилке батюшки в Троице-Сергиевой Лавре. Я упомянул об этом в разговоре с Андреем Николаевичем и вспомнил также, что отец Кирилл крепко связан с нашим Русским Приморьем. Тогда главный редактор «Руси Державной» предложил мне написать об отце Кирилле и о том, что для него значило Приморье. Уже более пяти лет прошло, как ушел в мир иной любимый русским народом знаменитый подвижник Русской Церкви архимандрит Кирилл (Павлов). Батюшка был великим молитвенником на земле, и сейчас многие-многие православные слышат сердцем его молитвы на небесах, замечают его благодатную помощь. Вся Русь стремилась к батюшке за советом в Троице-Сергиеву Лавру и потом — в подмосковное Переделкино. А теперь вся православная Россия идет к могилке батюшки в Лавре. Велико сердце отца Кирилла, всю нашу Русь Великую вмещает оно в свои духовные объятия. И мы, живущие на окраине России, у берегов Тихого океана, тоже чувствуем, что батюшка с нами. У батюшки еще в его земной жизни была давняя связь с нашей Приморской землей. Здесь, в Русском Приморье он проходил суровую службу в армии и получил крепкую закалку, которая помогла ему в годы войны, в тяжелые дни обороны Сталинграда. В Приморье живет и молится митрополит Вениамин (Пушкарь) — духовный сын отца Кирилла. В этом году в святой День Рождества Пресвятой Богородицы исполняется ровно тридцать лет, как Владыка был назначен правящим архиереем на Владивостокскую и Приморскую кафедру, которой управлял до 2018 года. Митрополит Вениамин родился и вырос в Приморском крае, а по окончании школы поступил в Московскую Духовную семинарию, где и стал окормляться у батюшки.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/22/starec...

Как провести Успенский пост Слово архимандрита Кирилла о том, как важно хранить свои уста от скверны во время Успенского поста 13 августа, 2023 Слово архимандрита Кирилла о том, как важно хранить свои уста от скверны во время Успенского поста Слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры о том, как провести Успенский пост. Мы с вами, дорогие во Христе братия и сестры, сейчас вступили в поприще Успенского поста. И хотя Успенский пост – кратковременный пост, он весьма строгий. Поэтому от нас требуется в эти дни большое внимание к себе и к своему поведению, к своим поступкам. В особенности в эти дни, оставшиеся до праздника Успения, надо обратить внимание на наш язык. Мы ничем так много и часто не грешим, как своим невоздержанным языком. Поэтому прежде всего и обуздайте этого безудержного коня. Если мы его победим, удержимся от празднословия, преодолеем его упорство, то мы победим и все свое тело. Из многих нам известных добродетелей преподобного Сергия автор его жития говорит еще об одной, особенно привлекавшей к нему уважение слушающих. Это его кроткие, умилительные слова и речи. Так, повествуется, что преподобный имел обычай каждую ночь дозором обходить келии братии и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что для инока есть лучшее занятие – как проводить свободное время. И наутро осторожными намеками, прямо не обличая виновного, тихими и кроткими своими речами он вызывал у провинившихся раскаяние без всякой досады. Благодаря своему кроткому слову преподобный вызывал из глубин людских сердец добрые чувства и располагал их к себе. Так, под благодатным влиянием его слова не устоял суровейший Рязанский князь Олег, для примирения которого преподобный приходил в Рязань. Тихие и кроткие слова старца смягчили сердце его, и он примирился с Московским князем Димитрием Донским. Поэтому слово имеет весьма большое значение. Слово – это дар Божий, который мы имеем от Господа. И поэтому нужно весьма осторожно относиться к нему.

http://pravmir.ru/kak-provesti-uspenskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010