«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Проповеди Собрание проповедей архимандрита Кирилла (Павлова) в аудио и текстах О достоверности будущей вечной загробной жизни (проповедь в родительскую субботу 3-й седмицы Великого поста) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Церковь, как нежная и чадолюбивая мать, которая заботится не только о спасении живых, но простирает свою заботу и о спасении душ отшедших от нас отцев и братий, собрала нас сегодня, чтобы мы вознесли молитвы ко Господу о упокоении всех усопших в месте светле, в месте покойне. Вознося свои молитвы, мы должны, не сомневаясь, быть уверены в том, что Господу они приятны, и Он приимет их как жертву, которая благотворно повлияет на состояние душ усопших. Мы не должны забывать усопших, ибо они - наши братия по духу и плоти, которые живут сейчас в другом мире и ждут от нас молитвенной помощи. Если бы перед нами отверзлась сейчас та бездна, в которой находятся души усопших, то мы могли бы увидеть трогательную картину их безмолвной мольбы к живым членам Церкви Христовой - мольбы о том, чтобы мы помогли им своими молитвами. А совершая молитву за усопших, мы вместе с тем должны и сами себя готовить к переходу в иной мир, помышляя почаще о своем смертном часе и укрепляя веру в будущую загробную жизнь. К сожалению, в наше время некоторые люди совершенно отвергают бытие бессмертной души и бытие будущей загробной жизни, а между тем вера в бессмертие души для каждого человека является главным источником его нравственно-разумной жизни. Смотря по тому, как человек относится к вере в будущую жизнь, у него складывается определенное мировоззрение, определенный взгляд на свое земное существование. Если человек твердо верует в будущую жизнь, то он старается свою жизнь на земле провести добродетельно, безгрешно, уклоняясь от всякого зла. При забвении же о вечности человек ходит во тьме и не знает, куда идет. И жизнь земная для такого человека является даром напрасным и случайным, и порою такие люди разочаровываются в своей земной жизни и оканчивают ее самоубийством. В том, что будущая загробная жизнь существует, нисколько не приходится сомневаться, ибо имеется много существенных доказательств в пользу этой истины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«Покров простерся над моим священством», – говорит отец Валериан, более полувека предстоящий у Престола Божия в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Московской области. Всё это время особый – «серебряный» – крест служения несла матушка Наталья Константиновна. Свое единственное интервью, которое мы и публикуем сегодня, она дала к 50-летнему юбилею служения мужа в 2019 году. Тогда же мы записали и рассказ о матушке самого отца Валериана. Матушка Наталия Кречетова: «Батюшка никогда не давил, не взыскивал» Слава Богу, мы с батюшкой оба из православных семей. У наших родителей были достойные духовные руководители. Шесть с лишним лет прожили мы дружно до получения супругом сана диакона. К этому времени родилось у нас трое сыновей да четвертый был во чреве. Тогда муж еще имел некоторую возможность помогать мне. Когда же уехал, поступив в семинарию, не стало ни помощи, ни зарплаты. Но Господь помог, вскоре Валериана посвятили в священники, и он стал служить в Переделкино. Конечно, священник не имеет возможности много времени уделять семье. Жене, матери приходится брать многие труды на себя. Но это же и на пользу. Я всегда была слабой, неумелой, но с Божией помощью как-то справлялась. А батюшка никогда не давил, не взыскивал. И я себя всегда чувствовала «за мужниной спиной». Еще у батюшки редкий дар успокаивать, умирять, поддерживать, а также дар крепкой веры. И теперь дети могут поделиться со мной своими трудностями, а за советом идут к папе. Слава Богу, что Господь сподобил супруга послужить Ему полвека. А служит он, к нашей радости, очень благоговейно и говорит полезные проповеди. Протоиерей Валериан Кречетов. Воспоминания о матушке Наталии – Отец Валериан, а как вы познакомились с матушкой Наталией? -- Когда я спросил отца Кирилла (Павлова), какой мне путь избрать, он сказал – Господь тебе укажет. А это было на исповеди накануне венчания моего брата, отца Николая, с его будущей матушкой Екатериной. И в тот же день ко мне подвели Наташу, Наталью Константиновну Апушкину. То есть Господь тут же мне и указал (хотя я тогда не обратил внимания на это).

http://ruskline.ru/opp/2022/11/24/serebr...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). От издательства Время земной жизни - краткий отрезок на пути в Вечность - дано человеку для покаяния. Но память человеческая слаба, и сам человек слаб и изменчив и оттого часто нуждается в напоминании: чего ради он создан, откуда ниспал, к чему призван. Душа его все больше спит, между тем как дни проходят, подобно бесследно исчезающим каплям дождя, и конец дольнего странствования неотвратимо приближается. Сего-то ради Церковь и установила выделить из общего течения дней особый, ни на что не похожий период - время Великого поста, время пробуждения души, плача о грехах, когда, помышляя о близком и страшном суде и как бы перед собою зря Всемогущего Судию, приходит человек в сердечное сокрушение и раскаяние. Но и это, впрочем, святое время может быть похищено у нас житейскою суетою и попечением о вещах скоропреходящих, если не позаботимся мы сами расположить свою душу внимать помыслам благим и спасительным, умиляющим и оживотворяющим сердце. Потребны в дни Великого поста размышления благочестивые и богоугодные, заставляющие забывать о тленном и устремлять свой взор к нетленному - Вечному Небесному Царству. Образец таких размышлений - в проповедях братского духовника обители Преподобного Сергия архимандрита Кирилла (Павлова), из которых и составился этот небольшой сборник. Речь проповедника невитийственна, слова тихи и благоуветливы, но вчитываешься в них, и постепенно замедляет свой бег, останавливается быстротекущее время, разрешается от тяжести нечувствия, словно отогревается застывшая душа, и - драгоценный дар Богу - слезы проливаются от сердца сокрушенного и смиренного… Слово в Прощеное воскресеньеО прощении обид Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего дня мы вступаем в великий подвиг святого поста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1458...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Память Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 9 января н.с. (29 декабря с.с.). Перенесение мощей Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 15 августа н.с. (2 августа с.с.). Историко-экзегетическое описание события. Деян. 6:5–15; Деян. 7:1–60. В день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. (Архимандрита Кирилла Павлова) Сегодня, дорогие братия и сестры, 9 января н.с. (27 декабря с.с.), Святая Церковь празднует светлую память первого мученика за Христа — святого апостола и архидиакона Стефана, безжалостно побиенного за свою дерзновенную проповедь иудеям камнями. Какими похвальными песнопениями увенчаем святого Стефана, какой сплетем ему венок похвалы, соответствующий его подвигу? Человеческие уста бессильны изъяснить всю доблесть и славу победителя. Несмотря на то что каждый из нас знает учение Божественное: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души — даже праведных — к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тирана-диавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам — плач. Его пример увлекает всякий возраст: и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей — идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев. Святой Стефан в числе семи диаконов был избран на дело служения бедным христианам и вдовицам в доставлении им необходимого пропитания. По своим способностям и премудрости он был поставлен первым из них и потому назывался архидиаконом.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Валерий Духанин , преподаватель Николо-Угрешской Духовной семинарии Наверное, каждый хоть немножко, порой неосознанно, но чувствует, что кроется за этим удивительным, теплым словом. Счастье – это когда ты любим и взаимно любишь, и когда любящие друг друга рядом. Допустим, если муж горячо любит жену, а жена – мужа, то они счастливы. Если дети любят родителей, а родители – детей, они счастливы. Если люди любят друг друга, они счастливы. Потому что когда в твоем сердце любовь и ты знаешь, что любят тебя, то у тебя есть все – полнота жизни, радость, свет, счастье. Такая любовь сильней всех встречающихся невзгод, так как невзгоды действуют со стороны, а любовь изнутри согревает сердце. Есть земное счастье, когда любят здесь, на земле, в таком случае оно бывает коротким и имеет конец. Но счастье может быть и небесным, вечным — когда любят Бога — Небесного Отца и чувствуют, что любит и Он. Один поэт запечатлел эту истину в таких строках: Как счастлив тот, кто верит свято В ученье чистое Христа. Его душа, как даль заката, И безмятежна, и чиста. Всем сердцем ощущая Бога, Влекомый к светлым небесам, Он говорит: «Где Бог — там счастье, Бог в Небесах — и счастье там». Вы, конечно же, слышали про современного нам старца архимандрита Кирилла (Павлова) , при встрече с которым люди чувствуют удивительную любовь, тепло, мудрость. Он прошел Вторую Мировую войну. В освобожденном Сталинграде он как-то среди развалин дома из мусора поднял книгу: «Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе — книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие — у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события. Такой мне бальзам на душу оно давало. Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся». Так человек услышал весть высшей, небесной любви и откликнулся на нее, а затем приобщил к этой вести и многих других.

http://azbyka.ru/v-poiskax-uteryannogo-s...

Содержание От издательства Время земной жизни - краткий отрезок на пути в Вечность - дано человеку для покаяния. Но память человеческая слаба, и сам человек слаб и изменчив и оттого часто нуждается в напоминании: чего ради он создан, откуда ниспал, к чему призван. Душа его все больше спит, между тем как дни проходят, подобно бесследно исчезающим каплям дождя, и конец дольнего странствования неотвратимо приближается. Сего-то ради Церковь и установила выделить из общего течения дней особый, ни на что не похожий период - время Великого поста, время пробуждения души, плача о грехах, когда, помышляя о близком и страшном суде и как бы перед собою зря Всемогущего Судию, приходит человек в сердечное сокрушение и раскаяние. Но и это, впрочем, святое время может быть похищено у нас житейскою суетою и попечением о вещах скоропреходящих, если не позаботимся мы сами расположить свою душу внимать помыслам благим и спасительным, умиляющим и оживотворяющим сердце. Потребны в дни Великого поста размышления благочестивые и богоугодные, заставляющие забывать о тленном и устремлять свой взор к нетленному - Вечному Небесному Царству. Образец таких размышлений - в проповедях братского духовника обители Преподобного Сергия архимандрита Кирилла (Павлова), из которых и составился этот небольшой сборник. Речь проповедника невитийственна, слова тихи и благоуветливы, но вчитываешься в них, и постепенно замедляет свой бег, останавливается быстротекущее время, разрешается от тяжести нечувствия, словно отогревается застывшая душа, и - драгоценный дар Богу - слезы проливаются от сердца сокрушенного и смиренного… Слово в Прощеное воскресенье О прощении обид Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего дня мы вступаем в великий подвиг святого поста. Чем и как лучше всего начать этот великий подвиг? Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельскою заповедью о примирении со всеми братиями нашими во Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный , - говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, - аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14 и 15). Это - первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Старец чудный, старец дивный. К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Сборник проповедей Источник Господь для того и воздвигает нам святых угодников, чтобы мы подражали их жизни. Не для них самих прославил их Господь, а для нас, чтобы и мы стремились к истинной славе святых. Они – как светильники среди темной ночи, указывающие нам пути и в сей, временной, жизни и в будущую жизнь. Архимандрит Кирилл (Павлов) От издательства В книгу вошли избранные места из проповедей, посвященных преподобному Сергию Радонежскому, двух выдающихся подвижников современного Православия – духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) и духовника Московской Духовной Академии и семинарии архимандрита Тихона (Агрикова) 1 . Произнесенные в разное время и на разные церковные праздники, они едины в духе великой любви к святому Сергию, Игумену всея Руси. В конце книги содержится пересказ Жития угодника Божия. Краткий пересказ Жития достохвального и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, подготовлен специально к 700-летию со дня рождения Преподобного на основе двух древнерусских редакций, созданных в разное время тремя авторами – Епифанием Премудрым , Пахомием Логофетом (Сербом) и Симоном Азарьиным (перевод на русский язык М.Ф. Антоновой, Д.М. Буланина, Л.П. Медведевой). Также использованы редакция Жития, написанная святителем Димитрием Ростовским , собрание «Монастырских писем» преподобного Антония Радонежского и другие поздние свидетельства о посмертных чудесах святого Сергия. Архимандрит Кирилл (Павлов) По примеру любви Божией Подражайте вере их Святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам сказал: Писать вам... для меня не тягостно, а для вас назидательно 2 . Поэтому и трудился он не переставая в деле благовествования слова Божия, зная происходящую от этого пользу для слушающих христиан. А мы с вами для взаимного назидания много говорим о преподобном Сергии, чтобы воспоминанием о его святой жизни и подвигах его усвоить себе черты и правила нравственной жизни подвижников и этим правильным путем шествовать на земном нашем поприще и постепенно восходить от земли на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

«У меня нет идеи спасти всю Россию» Иеромонах Мелитон (Присада) о подворье «Благодать» Человек не может обойтись без помощи другого человека. В этом смысле между так называемыми обычными людьми и так называемыми инвалидами нет принципиальной разницы. Но всё же в социуме мы выделяем тех, кто нуждается в особом попечении, кто самостоятельно не может решить элементарные бытовые вопросы. Но если нет родных и близких, готовых оказывать помощь, такой человек чаще всего оказывается в интернате – крупном государственном стационарном учреждении социального обслуживания, как правило, достаточно закрытом от внешнего мира. Уже много лет заинтересованные общественники продвигают другую модель поддержки людей с инвалидностью – сопровождаемое проживание в условиях, приближенных к домашним. Несколько таких проектов существует в разных регионах России, в некоторых из них живут в том числе и люди с очень тяжёлыми нарушениями развития. Не осталась в стороне и Церковь. Один из проектов сопровождаемого проживания, созданных по инициативе церковных людей, – подворье «Благодать» в деревне Воробьецово Заволжского района Ивановской области. Для нескольких молодых ребят это уже родной дом, кто-то здесь ещё только обживается. Руководитель проекта – иеромонах Мелитон (Присада), по светскому образованию психолог-дефектолог. Долгое время он окормлял жителей Дома-интерната слепоглухих в Сергиевом Посаде. В 2004-м году по благословению отца Кирилла (Павлова) перевёз в Ивановскую область из Белоруссии своих родителей, через пару лет он вместе с друзьями приобрёл рядом с домом родителей ещё один дом, в котором стали принимать гостей, в том числе и детей с инвалидностью. Постепенно всё это выросло в целый комплекс для проживания нескольких подопечных и сопровождающих, которое назвали подворьем «Благодать». 9 декабря 2013 года указом Святейшего Патриарха отец Мелитон был официально переведён на служение в Кинешенскую епархию, к которой и относится Воробьецово. Батюшка особо отмечает, что 9 декабря – день памяти Стилиана Пафлагонского, покровителя детей. Но большая часть нашего разговора с отцом Мелитоном посвящена тому, как нынче устроена жизнь на подворье «Благодать» и в других местах его служения.

http://pravoslavie.ru/150598.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Высказывания архим. Кирилла (Павлова) Высказывания архим. Кирилла (Павлова).   Эти высказывания легендарного старца Кирилла записал монах Симеон Афонский , в период жизни в Лавре. Замечательны пословицы и поговорки, придуманные старцем. Это подлинное сокровище для понимающих ему цену.   Дело в том, что о. Кирилл специально облекал свои наставления в образ крылатых летучих пословиц или же советов для того, чтобы не отяготить духовное чадо. Человеку всегда оставалась свобода: выполнить совет - или сделать по-своему. Так что здесь нет и доли шутки. Это вещи, определяющие жизнь человека. Сразу же вспоминаются наставления Христа: притчи, пословицы, краткие апофтегмы. Кто бы мог подумать, что почитатели старца Кирилла услышат эти изречения с Афона?! - Святая Гора Афон         Держи голову низко, а душу к Богу близко.     В делах вертись, а с людьми мирись.     Как спастись? Сердце смиряй, а себя укоряй.     Монах спит, а грех бдит.     Не будешь человекоугодником, станешь Богоугодником.     Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, нипоклоны.   Людям важна внешность, а Богу - правдивость и честность.   Кто Богу молится, тот не опозорится.    Не смейся чужой нужде, не заплачешь о своей беде.   Тот, кто других укоряет, о своих грехах забывает.    Человек смиренный - алмаз безценный.   Чистое сердце, словно криница, - всем пригодится.     Кого мир обманул? Кто к нему привязался.А кого Бог спас? Кто на Него полагался.     Хочешь спасаться - умей смиряться.     Помни: хороши пост и бдение, но лучше всего - смирение.     Гордый, как поздний ужин, - никому не нужен.     Не пренебрегай ни одним человеком, хорош он или плох,и твои дела управит Бог.     Суть послушания в одном - тот, кто послушен, тот со Христом.     Кто старцу верен, тот Богом проверен.     Благословение духовного отца терпи до конца.     У послушника - преданность, у духовника - благословение, у Бога - спасение.     Сначала скорби, потом благодать.     Дух любит мужество, но не дерзость.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

Мудрец с большим сердцем Памяти архимандрита Кирилла (Павлова) 20 февраля, 2018 Памяти архимандрита Кирилла (Павлова) 20 февраля исполняется год со дня кончины братского духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова). Представляем читателям портала «Православие.Ru» новый рассказ его келейницы монахини Евфимии (Аксаментовой). Говорить и писать о таком человеке, как архимандрит Кирилл (Павлов), и отрадно, и ответственно. Отрадно потому, что воспоминания о нем в жизни многих и многих, даже тех, кто встречался с батюшкой лишь однажды, остались самыми светлыми, самыми лучшими духовными переживаниями. Ответственно потому, что всегда есть опасность подменить большое незначительным и через призму личного незрелого восприятия перетолковать то, что было в пастырском служении батюшки приправлено солью кротости и смиренномудрия. А такое случается, к сожалению, и от наших «лучших человеческих побуждений» во всей их бесцеремонной близорукости невозможно быть застрахованным никому – даже кроткому отцу Кириллу. Однако слова о любви к людям, какими бы шаблонными для слуха они сегодня ни казались, никогда не станут применительно к служению батюшки словами формального и заурядного приличия перед памятью почившего. Терпимость и милостивое отношение к ближнему у отца Кирилла действительно были беспримерными. Он верил в человека, он уважал особенности душевного склада и обстоятельства каждого, и когда ты находился с ним рядом – ты переставал быть тем, кем считало тебя осуждающее большинство, у тебя появлялась надежда. Он готов был ждать твоего внутреннего роста столько, сколько потребуется, – годы… И он ждал, ждал с какою-то интеллигентной кротостью, покуда совесть у тебя не начинала наконец пробуждаться. А ведь человек далеко не всегда чуткость, ответная благодарность, умение слушать и слышать, природное благоразумие, искренность и желание исправить свою жизнь. И такое надо обязательно помнить, когда мы говорим о служении людям. Человек – и каждый из нас это вполне ощущал как собственную немощь – это еще и необоснованные обиды, ропот и недоверие, это несносный характер, невоспитанность, желание настоять на своем, капризы, назойливость, упрямство… Иногда мы переживаем грандиозные и стремительные падения, иногда – равнодушно вязнем в трясине собственной ограниченности и неведения, обрастая отвратительными, липкими коростами новых дурных наклонностей. Все это становится уже нашей второй натурой; от этого безобразия с ужасом прячутся наши близкие, «не обязанные терпеть подобное»; и всю эту боль нашу из раза в раз «должен и обязан» пропускать через свое сердце духовник.

http://pravmir.ru/mudrets-s-bolshim-serd...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010