Рубрики Старец Кирилл (Павлов): история солдата, который стал духовником нескольких патриархов 9 мин., 09.05.2023 Поделиться Жизнь архимандрита Кирилла (Павлова), несколько десятилетий несшего послушание духовника Троице-Сергиевой лавры, старца, принимавшего исповедь у трех патриархов, человека, через келью которого прошло бесчисленное множество людей, долго оставалась сокровенной. Лет десять назад тогдашний наместник Лавры, архиепископ Феогност (Гузиков) благословил собирать материалы для книги о старце (книга воспоминаний «Мы все были у него в сердце» вышла в издательстве Троице-Сергиевой лавры в 2019 году к 100-летнему юбилею отца Кирилла). Сам отец Кирилл был уже тяжело болен, но монахини, которые за ним ухаживали, рассказали, что еще раньше спрашивали: «Вот начнут о вас писать, издавать книги, как к этому относиться?» На что отец Кирилл ответил: «Пусть пишут. Только пусть пишут так, как было, без искажений и, главное, без преувеличений» (из доклада иеромонаха Пафнутия (Фокина) на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)» ). «Порой это было хуже ада» О том, что отец Кирилл — участник Великой Отечественной войны, что он был несколько раз ранен, воевал в Сталинграде, потом с боями дошел до Австрии, было известно давно. Он и сам в своих проповедях и разговорах с духовными чадами часто вспоминал войну. А однажды сказал : «Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело...». Он говорил, что особенно трудно было переносить подлость и трусость. Ведь война — это не только массовый героизм, это еще и предательство, и «сотрудничество с органами», и стремление улизнуть с передовой в тыловые службы. И человек все время словно в круговой обороне — без чувства надежного тыла: «Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада. В аду все страдают одинаково, там не выслужишься. Ад — это и страшное духовное страдание здесь, на земле...».

http://foma.ru/starecz-kirill-pavlov-ist...

Об отце архимандрите Кирилле (Павлове) Архимандрит Макарий (Веретенников) . Лаврский архимандрит Кирилл Высок подвиг духовничества, столь необходимый для нашего спасения. Олицетворением этого подвига в наше время является духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл. Батюшка (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 октября 1919 года в деревне Маковские Выселки, Михайловского района, Рязанской области, в семье крестьянина. Отец Кирилл вспоминал о себе: «Вырос в крестьянской семье, родители были верующие. Но с 12 лет я жил в неверующей среде, у брата» 1 . Происшедшая перемена в семье была вызвана наступившим сиротством, и «воспитывала мальчика бабушка» 2 . В 1933 году отец Кирилл поступил учиться в Касимовский индустриальный техникум. Проучившись 4 года, он получил специальность техника-технолога по холодной обработке металлов резанием. Затем отец Кирилл год проработал на заводе в Челябинской области, в городе Катав-Ивановске, а с 1939 года «служил срочную службу на Дальнем Востоке, где и встретил июнь 41-го... В октябре был он уже на Волховском фронте, в огненной гуще тяжелейших боев. Натерпелся военного лиха, был ранен... а после 2 месяцев госпиталя опять исправно потянул солдатскую лямку: то в расчете ПТР, то в минометной роте, то в танковых частях. В приволжских степях под Сталинградом спал в снегу, околевал от холода, отступал и наступал, остался жив (хоть и не чаял), освобождал Европу от фашизма» 3 . Во время войны мужественный воин был дважды ранен: в ногу, затем в руку. Им был пройден большой и тяжелый путь, о котором архимандрит впоследствии вспоминал так: «Наш самоходный полк прошел Румынию, попал в Венгрию. Сильные бои были возле озера Балатон. Потеряли 20 самоходок, но мне с Евангелием было не страшно... Дошел до Австрии» 4 . События пережитой войны, несомненно, часто всплывают в сознании фронтовика. «То необходимо вспомнить название городка, где он лежал в госпитале со вторым ранением, то воскресшая в памяти страшная картина гибели подорвавшихся на мине однополчан надолго лишает его сна и покоя...» 5 . Памятью о сталинградских окопах стали больные лёгкие и покашливание отца Кирилла 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Епископ Павлово-Посадский Кирилл: Ювенальная юстиция беспощадно уничтожает традиционную семью В рамках Международных Рождественских чтений состоялась секция " Ювенальная юстиция: теория и практика " 29.01.2010 217 Время на чтение 4 минуты Тема ювенальной юстиции является на сегодняшний день одной из самых актуальных и спорных, потому что она непосредственно касается будущего нашей страны и нации, заявил на открытии секции " Ювенальная юстиция: теория и практика " , проходившей в рамках Международных Рождественских чтений возглавивший ее работу епископ Павлово-Посадский Кирилл, сообщает сайт Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. " Нельзя отнестись к ней халатно, не придавая серьезного значения. Данный вопрос требует детального исследования " , - сказал владыка. " Положительной стороной ювенальной юстиции, бесспорно, является идея защиты ребенка, его прав и свобод. И действительно неблагополучных семей в России достаточно большой процент, как и преступлений совершенных несовершеннолетними гражданами. Выявлять нарушение прав ребенка в семье необходимо на ранней стадии. Однако следует, прежде всего, учитывать особенности российского общества при решении данной проблемы и помнить, что и на федеральном, и на региональном уровне создан институт уполномоченного по правам ребенка, задачей которого является, в том числе, и рассматривать обращения и жалобы детей. Встречаясь с представителями сторон и выступая в роли профессионального посредника, уполномоченный по правам ребенка сможет разрешать такого рода споры без всякого суда. Так же необходимо напомнить, что существует уголовно-процессуальный кодекс, который дает большой инструментарий административных и уголовных мер наказания. Все выше перечисленное дает возможность для решения социальных проблем и обозначает границу, за нарушением которой последует немедленное наказание " , - напомнил архиерей. Вместе с тем, продолжил он, " система ювенальной юстиции в ее современной сущности (подлинной, а не декларативной) представляет собой сильнейший удар по отношениям детей и родителей и всему социальному укладу " .

http://ruskline.ru/news_rl/2010/01/29/ep...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Стиль речи как образ души: о «наставлениях» отца Кирилла (Павлова) 16.06.2020 679 Время на чтение 7 минут Сегодня православные христиане, так же, как и все наши современники, пользуются интернетом и проводят много времени в соцсетях. Конечно, есть множество интересных и полезных ресурсов, которые рассказывают о Православии. Но, к сожалению, в большинстве своем они делают это поверхностно. Так, например, очень популярен в соцсетях жанр благочестивых «афоризмов» — они собирают тысячи лайков. Люди активно репостят их, даже не задумываясь — насколько доброкачественна эта «духовная пища», достоверны ли эти наставления, принадлежат ли они тем, кому приписываются? Наконец, насколько они сообразуются с христианством, и могут ли принести хоть какую-нибудь духовную пользу?.. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин — сам активный пользователь интернета — обратил внимание на множество цитат, которые тиражируются под «авторством» блаженнопочившего архимандрита Кирилла (Павлова). Лично зная батюшку, Владыка усомнился в подлинности этих «наставлений» и обратился с просьбой разъяснить это к монахине Евфимии (Аксаментовой), которая на протяжении многих лет находилась рядом с отцом Кириллом. Так появился текст, который мы предлагаем вашему вниманию. Так уж получилось, что в книжке «Жизнь как чудо» моя небольшая заметка об отце Кирилле оказалась в соседстве с так называемыми «Наставлениями» — некой странноватой подборкой из совсем кратких и чуть более пространных «высказываний старца». Кавычки стоят потому, что теперь у меня нет уверенности вообще ни в чем, хотя пространные изречения вполне можно было поставить в ряд обычных, «классических» наставлений, которые, по большому счету, могут оказаться в устах любого духовника… А вот характер кратких изречений привел меня в печальное недоумение. Но, если совсем честно — я настолько расстроилась, что уже после двух-трех пословиц-поговорок типа «Гордый, как поздний ужин — никому не нужен» забросила эту книжку и так никому ни одной книги о батюшке и не подарила…

http://ruskline.ru/opp/2020/06/16/stil_r...

Кирилл (Василий Николаевич) Наумов, епископ мелитопольский начальник русской духовной миссии в Иерусалиме (1823 – 1856 гг.), родился 25 декабря 1823 г. в бедной семье диакона одной из приходских церквей г. Калуги. По окончании низшего и среднего образования в духовных школах г. Калуги, он поступил в с.-петербургскую Дух. Академию, а после окончания академического курса и принятия. монашества, в 1847 г. был определен на службу в родную Академию, где последовательно в течении 10 лет проходил должности: бакалавра и затем профессора по кафедре нравственного богословия и, наконец, инспектора Академии. В 1857 г. Кирилл Наумов был назначен на учрежденную тогда должность русской духовной миссии в Иерусалиме, с возведением в сан епископа и с присвоением ему наименования мелитопольским. Нашей миссии, во главе которой был поставлен Кирилл Наумов , указывалась весьма высокая задача в виде восстановления непосредственных духовных сношений нашей церкви с православным Востоком и поднятия значения России на православном Востоке, где оно (значение), вследствие только что закончившейся тогда войны России с Турцией и с большей половиной Западной Европы, было сильно подорвано. Кирилл Наумов заметно и существенно выделяется из ряда других начальников нашей иерусалимской миссии, бывших прежде и после него, уже тем, что он один среди них был в сане епископа и, кроме того, в течений некоторого времени оставался единственным официальным представителем русского церковного и гражданского правительства в Иерусалиме. Появление на православном Востоке и в Иерусалиме русского епископа ( – уже одно это было невиданное дотоле на православном Востоке явление – ) с такими исключительными полномочиями вызвало особенное оживление в отношениях русской и восточных православных церквей и частью оживило уже прежде существовавшие вопросы, а частью само вызвало новые вопросы. При Кирилле Наумове и благодаря его живому участию в деле, совершилось 26 ноября 1860 г. воссоединение сирийско-египетских униатов с православной церковью. При нем и по его участию оживились сношения с сиро-халдейскими несторианами, окончившиеся, – хотя уже и после его удаления с Востока и даже после его смерти, – воссоединением их с православной церковью (25-го марта 1898 г.). При Кирилле Наумове и благодаря ему завязались у нас сношения с абиссинцами. Наконец, при нем же и благодаря ему было много сделано для улучшения быта русских поклонников в Святой Земле и для утверждения русского положения во Св. Граде.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

     Ивана Павлова, будущего монаха Кирилла, который отказался вступать в компартию после Сталинградской битвы, спасло доброе отношение командиров, которые позаботились о переводе верующего бойца в другую часть. Рассказывает врач архимандрита Кирилла (Павлова), доктор медицинских наук Александр Викторович Недоступ. – Александр Викторович, вы были лечащим врачом отца Кирилла. В каком году вы познакомились с батюшкой? – Это было, насколько я помню, осенью 1984 г. Доктор из клиники, где я работал, попросила меня слетать в Крым, где заболел, находясь на отдыхе, замечательный, по ее словам, священник, которого я тогда не знал. Отец Кирилл всегда осенью ездил в Крым – он очень любил эти золотые денечки. Батюшка был простужен, когда полетел, а там искупался, простудился еще больше и заболел воспалением легких. Я прилетел в Крым, меня привезли в маленький домик в Алуште, и я застал такую картину: маленькая комнатка, в которой человек 10, – все взволнованы, кто-то плачет, кто-то говорит, спрашивает – в общем, смятение. И очень спокойный и добродушный, улыбающийся и доброжелательный отец Кирилл в беленькой рубашечке. Видно, что у него температура, испарина на лбу… Я послушал его: пневмония, конечно, двухсторонняя. А лечат его хорошо. Мы поговорили, и я сказал: «Батюшка, все идет, как должно, скоро будет лучше». Так оно и случилось, и на другой день я улетел. А потом позвонил его келейник, сказал: «Батюшка хотел бы с вами встретиться еще раз». И мы стали встречаться, я наблюдал его в качестве врача, но у него были и другие замечательные доктора: Анатолий Иванович Дрогайцев, Владимир Никитич Рыжиков, блестящий хирург из нашего Первого меда Виктор Николаевич Леонов – он делал отцу Кириллу ряд операций, в частности, резекцию желудка. Я стал бывать у батюшки, а он был человеком нездоровым, конечно: после того, что ему пришлось вынести, невозможно остаться здоровым. Я не говорю о ранениях – у него был туберкулез, и вообще легкие, желудок – плохие. Но ничего, он был стойким и служил, и принимал людей всегда.

http://pravoslavie.ru/114338.html

Первый префект иеромонах Афанасий Волховской является в 1745 году 5 ; он же был и первым ректором с 1748 года. Управление семинарию с 1742 года, при архимандритах Кирилле Флоринском и Арсении Могилянском, поручено было лицу светскому – интенданту Андрею Ивановичу Павловскому, – явление редкое в истории тогдашних духовных училищ. Павловский был нечто вроде инспектора и правителя дел, и удержал свое влияние на дела семинарии даже при первом префекте. Главная часть его управления состояла в заведывании письменными делами, касавшимися семинарии: под его непосредственным начальством, состояла интендантская контора, имевшая значение семинарского правления. Она открыта в марте 1743 года, и в нее тогда переданы из духовной лаврской канцелярии все дела, касавшиеся семинарии. При открытии интендантской конторы нужно было определить отношения ее к управлению лавры, и на запросе конторы, как ей «корреспондоватися» с Учрежденным собором и с духовною канцеляриею лавры, архимандрит Кирилл предписал, что в соборе интендантская контора должна входить доношениями, а в канцелярию писать промемории. Власть Павловского не ограничивалась наблюдением за письмоводством: он входил и в учебные дела: так вместе с учителями он, в 1743 году, экзаменовал поступавших в семинарию 6 . Когда архимандрит лавры жил в Петербурге, Павловский вел с ним частую переписку, иногда сам ездил туда, и в таких случаях дела семинарского правления поручались двум старшим учителям они обязаны были посылать доношения о всех делах семинарских не прямо на имя архимандрита, но на имя интенданта, который докладывал о них архимандриту. В 1745 году, когда поступил, в семинарию первый префект, ему показалось несообразным с его саном и должностью подчиняться в делах правления авторитету Павловского, и он стал посылать доношения прямо на имя архимандрита лавры Арсения. Павловский, бывший в то время при Арсении в Петербурге, отстоял данные ему права, и Арсений прислал семинарской конторе выговор с предписанием, чтобы как прежде, так и впредь, доношения о делах семинарии не шли к нему, минуя Павловского 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

архим. Кирилл (Павлов) Встреча Поехали мы на встречу с отцом Кириллом, к известному всем старцу, главным образом, чтобы выяснить вопросы не личного, а общественного свойства, волновавшие нас. Суть их состояла в том, что в последнее время многих из нас раздирает зуд общественной деятельности. Всех нас «осеняет». Столько сейчас беззаконий, несправедливостей, что не найдешь сейчас бабули, которая не была бы нынче, при основательной помощи голубого «ящика» заправским политиком. Чего же говорить о нас, мужчинах среднего и послесреднего возраста! Все мы стали ходячими глашатаями целых «программ» по исправлению существующего, бедственного положения в стране и в целом мире. Ныне даже явные враги нашего благоустроения убрали свои прежние наглые лозунги. Все и вся перешли на патриотический лексикон. Множатся и партии такого толка. На этом только и можно сейчас набрать всяческий капитал. Создаются как грибы и «православные» партии и движения. Полным ходом идет процесс профанации, стирания последних святых понятий. Что еще зримо и явно, то, что, как правило, при всем показном различии, они все – близнецы. Даже лидеры их в президиумах – одни и те же лица. Однажды собралось несколько новых лиц, возжелавших тоже создать свою организацию, тоже стать этими самыми лидерами. Случаем оказался меж них и священник. Поговорив друг с другом, они обратились к присутствовавшему священнику с горячим призывом одобрить их бодрые инициативы. Священник помолчав, ответствовал: Пророк Давид начинает свою «Псалтирь» словами: Блажен муж, который не идет на совет нечестивых, и на пути грешных не становится, и не сидит с ними. Но в Законе Господнем воля его и в Законе Его поучаться должен день и ночь... И там же: яко ведает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Не обижайтесь, что я привожу слова неблагозвучные. Вы же понимаете, что это не впрямую относится к вам, как к людям. Речь идет о смысле. Без Меня не можете делать ничесоже, – сказал Сам Господь. Псалмопевец вторит нам! Не надейтесь на князей и на сынов человеческих. В них нет спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

архим. Кирилл (Павлов) О страдании и терпении Аще кто хощет по Мне шли, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми. ( Лк. 9:23 ) Дорогие братия и сестры, цель нашей жизни – спасение души. Много путей, ведущих к этой цели, и все они благословенны. Однако из них всех скорбный путь – путь креста – один из самых коротких, а потому мы не только должны не ожесточаться в скорбях и переносить их с терпением, но должны еще и благодарить за них Бога. Мы же, по своему малодушию, боимся скорбей, не хотим верить, что они полезны для нашей души, забывая, что только «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» ( Деян. 14: 22 ). Каждому из нас дана здесь ноша, которую должно непременно пронести до гроба. И пронести ее каждый должен сам. Хотя иногда и встречаем мы поддержку в ободрении духа нашего со стороны ближних, но благо тому, кто в помощь себе призывает не людей, но Господа своего. Можно ли прожить без скорбей? Конечно, нет! Причина наших скорбей заключается в грехопадении Адама, а поэтому в них мы несем должное наказание за прародительский грех . Однако, вместе с тем, они очищают нас и от наших собственных грехов и ведут в Царствие Божие. Ясно, что желать не иметь скорбей – значит, желать невозможно­го. Души скорбящие, терпеливо несущие свой Крест, – это любимые дети Божии, и Господь всегда с ними. Они идут как бы предшествуемые Самим Спасителем, Который часто обращает на них с любовью Свой взор. По кресту они, так сказать, родственны Господу Иисусу – и какое это высокое родство! Мы забываем, что если скорби не приближают нас к Богу, то единственно по нашей вине: вместо покорности и терпения у нас является ожесточение сердца. Удивительно ли после этого, что мы впадаем в гораздо большее зло? В первые века христианства, в одно из гонений, многие, испугавшись предстоящих мучений, бежали от ужаса в пустыни Аравийские, но, думая спастись, погибли там от варваров. Не так ли и мы малодушно стараемся укрыться от скорбей и, чтобы избежать их, решаемся иногда на поступки, противные совести, которые затем, отравляя нашу жизнь, причиняют нам скорби сильнейшие тех, от которых полагали мы избавиться? Вследствие этого мы нередко погружаемся в уныние или же, в надежде заглушить совесть, потворствуем своим страстям и впадаем в сети диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

архим. Кирилл (Павлов) Проповеди О необходимости бодрствовать. Слово в Великий Вторник Усыпленный душевною леностию, я не приобрел, Христе-Жених, горящего светильника, который составляют добродетели, и уподобился неразумным девам в своей бессмысленной жизненной деятельности. Владыка! Не закрой для меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав мой беспросыпный сон, восставь и введи меня с мудрыми девами в Свой чертог, где радостный голос празднующих и взывающих непрестанно: Господи, слава Тебе! Стихира из службы во вторник Страстной седмицы Великого Поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин. 15:15 ), – говорил Спаситель Апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие ( Мф. 26:2 ). Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обе­щанием, что не оставит их. Но вместе с тем Господь не скрывает от них и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его – их Божественного Учителя: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:20, 18–19 ). И снова, видя их скорбными, Господь утешает их: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, и Сам Я буду с вами до скончания века. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам... Да не смущается сердце ваше и да не устрашается ( Ин. 16: 33; 14:16 ; Мф. 28:20 ; Ин. 14:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010