Вознесение. Икона из «Богородчанского иконостаса». 1705 г. (НМ(Л)) Вознесение. Икона из «Богородчанского иконостаса». 1705 г. (НМ(Л)) После завершения работ для Манявского скита имя И. встречается только в 1709 г. в связи с внесением в помянник луцкого Крестовоздвиженского Братского мон-ря имен своих сродников. К 16 июня 1710 г. относится документальное подтверждение игуменства И. в луцком Крестовоздвиженском Братском мон-ре (по уставу выборы игумена проходили на престольный праздник, т. о., И. мог быть поставлен в игумены в сент. 1709): он присутствовал на состоявшемся в Луцке собрании правосл. духовенства и дворянства Волынского воеводства, к-рое избрало игум. Угорницкого мон-ря Кирилла (Шумлянского) епископом на место перешедшего в унию и вывезенного российскими войсками на территорию России Дионисия (Жабокрицкого) . Участие И. в избрании нового правосл. епископа Луцкого и Острожского свидетельствует о сохранении им верности Православию и о принадлежности к антиуниат. лагерю. Кроме того, имя И. наряду с именем еще одного выходца из Белостокского мон-ря, его настоятеля игум. Феодосия (Падальского) (несколькими годами ранее он возглавлял также Братский монастырь и Луцкое братство), значится первым в списке участников собрания, т. е. среди главных участников из духовных лиц; оба игумена могли председательствовать на съезде. И. приезжал в Почаевский мон-рь в 1710 г. в бытность там настоятелем (1706-1712) сохранявшего верность Православию игум. Иосифа (Саевича). Там И. внес имена своих родственников в монастырский помянник, известный в списке 1755 г. (ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 46. Д. 227. Л. 44 об.). 11 янв. 1712 г. на заседании Луцкого гродского суда И. защищал интересы Луцкого братства в споре с Софией Барановской-Жабокрицкой, наследницей ее двоюродной сестры Анны Гулевичевой, из-за суммы в 7 тыс. злотых на содержание имения Милостово (ныне с. Милостов Ровненского р-на Ровненской обл.), которые та записала в пользу Братского мон-ря и состоявшего при нем «шпиталя» (богадельни). И. добился судебного решения о переходе части деревни во владения братства. 10 марта следующего года он получил исполнительное письмо на введение во владение 9 подданными и частью «добр» (имений) указанной деревни (урочище Гора). Письмо было внесено в актовые книги Луцкого гродского суда 14 марта того же года. От имени братства документ скрепили подписями И., как игумен братства, и иером. Гедеон (Саватович), как управляющий имениями Луцкого братства (Акт передачи имения Милостово во владение Луцкому братству по приговору Луцкого гродского суда, вследствие неуплаты братству помещицей Барановской суммы, завещанной ее сестрой, Анною Гулевичевою, 10 марта 1713 г.//АрхЮЗР. К., 1871. Ч. 1. Т. 4. С. 361-364). В документе особо подчеркнуто, что Луцкое братство и Братский мон-рь с церковью остаются православными.

http://pravenc.ru/text/578180.html

55 Об одном таком страшном опустошении братского имения Новоселки, произведенном польским полковником Пиво, упоминается в письме ректора братского училища Варлаама Ясинского. Памят. Киев. Ком., т. II, стр. 257. 56 См. подробный перечень приобретений Киевским братством разных имений в течении всею XVII века и начала XVIII века в прибав. к Описан. Киев. Соф. соб. стр. 211 (примеч.), а также в Памят. Киев. Ком. акты за I, XII, XIII, XVIII XIX, XX, XXII, XXVIII, XXIX, XXXIII–XXXV. 57 О сборах учениками и студентами средств на свое содержание и нужды посредством пения кантов, а также посредством разыгрывания разных драматических диалогов (особенно во время вакации) см. некоторые подробности в «Описан. Киево-Софийск. собора» прибав. стр. 215 и след. 58 Из сочинений Лазаря Барановича отметим: «Меч духовный», «Трубы словес», «Новая мера старой веры» и др., а из сочинений Гилятовского: «Ключ разумения», «Небо новое», «Мессия правдивый», «Беседа Белоцерковская», и др. Эта беседа была ведена Гилятовским с иезуитом Пекарским о римской иерархии в 1663 г. на пиршестве у римско-католического епископа Пражмовского в Белой церкви Эта беседа в переводе на русский язык напечатана в Вест. зап. России, 1868 г., кн. 6, отд. IV, стр. 306. 59 О крепости православия среди Киевских братчиков, в первой половине XVIII столетия, свидетельствует между прочим документ, помещенный в Вилен. Арх. Сб., т. XI, 82. Царская грамота от 1685 г. помещ. в Арх. ю.-з. Рос. ч I, т. V, XXII, стр. 93. О существовании в начале XVIII века Каменецкого св. Троицкого братова свидетельствует документ за 108 в Арх. ю.-з. Рос. ч. I, т. VI. 66 Памят. Киев. Ком. т. I, стр. 184 и 273, (отд. I). См. отказ в пользу Луцкого братства и больницы – Екатерины Гораиновой в 1657 года, Арх. ю.-з. Рос. ч. 1, т IV, 6. также 65, 66, 162. 67 Арх. ю.-з. России, т. IV (часть первая), предислов. стр. 57–64; Чистович, Оч. ист. запад. Рус. церк., т. II, стр. 292. 68 См. стихи, изд. в память Кирилла Шумлянского, где год его кончины обозначен 1736 г., Свод.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Уступая понемногу насилиям католиков и униатов, завоевавших к началу XVIII века всю Галигину, Луцкое братство доживало свои последние годы. В 1695 году Дмитрий Жабокрицкий, человек умный и образованный, бывший издавна в составе Луцкого братства, был избран Луцким епископом. Не получая посвящения от Киевского митрополита, и будучи посвящен под именем Дионисия одним православным венгерскими епископом, Жабокрицкий, к большому сожалению, счел себя вынужденным в 1701 году принять унию. Эти действия епископа Дионисия произвели сильное впечатление среди местных православных и вызвали громадное волнение среди братчиков, и когда он, скрывшись при приближении русских войск первоначально в Венгрию, появился в 1709 году в г. Луцке, то его схватили и отправили сначала в Москву, а затем в Соловецкий монастырь, где он и умер в 1715 году. 67 После низложения епископа Дионисия православные собрались для избрания нового епископа, и в 1711 году избрали Кирилла Шумлянского. Он отправился для посвящения к Киевскому митрополиту и, как выше было уже описано, польское правительство за этот поступок лишило его власти. Как известно, последний православный Луцкий епископ Кирилл Шумлянский умер в России в 1726 году, и в это же приблизительно время нужно считать, что и Луцкое братство покончило свое многолетнее существование. 68 В актах Луцкого братства сохранился протест, поданный 22 апреля 1723 года игуменом Феодосием Ульницким против ксендза Петра Лубенецкого, «президента новоучрежденного Луцкого конвента св. Троицы»; – в этом протесте говорится, что они (отцы Тринитары), вступив во владение церковью св. Архистратига Михаила, находившуюся в Луцке за Глушцем, и желая расширить имевшееся при ней церковное место, в мае 1722 г. заняли половину четырех плацов, издавна принадлежавших церкви братской (примыкавших одной стороной к «Святой горе», где пред сим была Воскресенская церковь ), загородили это место забором, и приказали ночью поставить фигуру (большой деревянный крест) перед воротами; потом, приказали поставить и вехи для построения каменной стены. У поминаемая здесь каменная Воскресенская церковь разобрана иезуитами, а Михайловская, каменная же, разобрана тринитарами. 69

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Викарный же епископ именовался Житомирским. Архиереем в Минске был тогда Виктор (Садковский) – архиепископ Минский и Волынский, коадъютор Киевской митрополии и священно-архимандрит Слуцкого монастыря. В состав новой викариатской Житомирской епархии вошли следующие уезды, составлявшие тогда Изяславское наместничество 29 : Новоград-Волынский, Лабуньский, Заславский, Острожский, Ровенский, Домбровицкий, Овручский, Радомысльский, Житомирский, Чудновский, Луцкий, Владимирский и Ковельский. Ныне входящие в состав Волынской епархии уезды Кременский, Дубенский и Староконстантиновский тогда (в 1795 г.) отчислены были в состав Подольского наместничества и потому состояли в новообразовавшейся тогда Подольской епархии. Таким образом, спустя 83 года (1712–1795 г.) после удаления последнего Волынского (Луцкого) православного епископа Кирилла Шумлянского, вновь была учреждена на Волыни православная епископская кафедра. 1. Варлаам (в мире Григорий) Шишацкий, вышеупомянутый, из крестьян Черниговской губернии Козелецкого уезда села Красиловки, учился в Переяславской семинарии и Киевской академии, пострижен в 1776 г., был префектом и ректором Переяславской семинарии (1776–1780), игуменом Минского Мошногорского и Переяславского Михайловского монастырей (1780–1785 г.), ректором новоучреждённой Новгород-Северской семинарии и вместе настоятелем Мокошинского монастыря (1785–1787 г.); управлял Виленским Св.-Духовым монастырём и др. приписными к нему монастырями (1787–1790 г.), но по происшедшему в Польше возмущению, будучи в опасности, удалился в г. Могилёв; был архимандритом Новгородского Вяжицкого монастыря (1791 г.) и префектом Новгородской семинарии (1792 г.); в 1793 г. назначен был настоятелем Дятловицкого Преображенского монастыря и помощником Минскому архиепископу Виктору в деле присоединения униатов к Православию; хиротонисан в 1795 г. 3 июня во епископа Житомирского, викария Минской епархии, а с 16 октября 1799 года становится самостоятельным епископом Волынским и Житомирским. В 1805 г. 20 декабря перемещён в г. Могилёв (на место известного архиепископа Анастасия Братановского). В 1808 г. 23 марта он был возведён в сан архиепископа. Здесь он имел печальную участь. Во время нашествия на Россию Наполеона I, по занятии им г. Могилёва, архиепископ Варлаам позволил себе нарушить верноподданническую присягу: 14 июля 1812 г. он «со всеми консисторскими членами, секретарём, канцелярскими служителями и со всем народом» в Иосифовском кафедральном соборе принёс присягу на верноподданство императору Наполеону I, на литургии и молебне поминал не Александра I, а Наполеона Бонапарта и супругу его Марию Луизу, и рассылал из консистории указы об исполнении этого всем подчинённым местам и лицам. За это он был лишён (29 июня 1813 г. в Черниговском Спасо-Преображенском кафедральном соборе) архиерейства и священства, низложен в простой монашеский чин и сослан в Новгород-Северский монастырь, где и умер в сентябре 1823 г. на 73 году своей жизни 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Затем он отправился на Афон для моления и дабы видеть, «в какой силе там состоит церковь »; паспорта при этом не брал, а путешествовал в обществе афонских монахов, приходивших в то время из Бар-града в Киев, из которых один – всего их было трое – остался в Киеве для поиска себе там места; с его паспортом и под его именем, с двумя остальными, Гервасием и Галактионом, возвращавшимися на постоянное жительство в свой монастырь, он и прибыл благополучно на Афон. Пробыв здесь месяцев восемь, и убедившись в безусловной чистоте учения церкви великороссийской и тождественности его учению церкви греческой, Макарий возвратился в Россию и отправился в С.-Петербург. Архиепископ Феодосий, к которому он явился, отложил свои прежний гнев на него и простил ему вину его самовольной отлучки. В 1719 году, когда ходили во дворец Христа славить (вероятно, с архиепископом Феодосием), Макарий за свой побег из невского монастыря просил прощения у самого блаженной и вечной славы достойной памяти его императорского величества, какового и удостоился. Через два года пребывания в невском монастыре Макарий снова оказался неугоден Феодосию, и снова ушел из монастыря, опять без паспорта и опять на свою родину, в Малороссию, жил в бертацком и других монастырях, в Киеве подавал прошение митрополиту Варлааму об определении его в один из киевских монастырей, но безуспешно; с полгода жил у переяславского архиерея Кирилла Шумлянского; снова подавал прошение о поступлении в один из киевских монастырей, именно в николаевский пустынный, и опять безуспешно. Прожив несколько времени в Киеве, причем Макарий занимался препирательством с тамошними отцами-консистористами о замеченных им несогласиях малороссийской, черниговской и киевской церкви с великороссийскою, он решился, наконец, покинуть свое отечество и отправился сначала (в 1725 г.) в Москву, где, опять в Богоявленском монастыре, прожил десять месяцев, а затем – в С.-Петербург. § II Таковы обстоятельства жизни Макария до ареста его на ижорской заставе, рассказанные им на допросе в синодальной тиунской конторе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Ознакомившись с отзывом Симеона, Сильвестр (Медведев) в целом согласился с ним, добавив: «А диалект горее того» (по всей видимости, речь идет о языке перевода) (ГИМ. Син. 130. Л. 199-200). На Соборе 1690 г. в Москве «Зерцало...» было запрещено вместе с др. книгами К.: «Книга Кирилла некоего, прозванного Транквиллион, и «Толкования на Евангелие», и «Зерцало богословия», и «Перло многоценное», слог или творение тогожде Кирилла, иже, удвоився верою и раздран совестию и полма причаствуя, православным и латином, единаго исповедания не имея, противности нашей Православной Церкви, писа же самочинно, без изволения и совета духовных начальников» (Остен: Памятник русской духовной письменности XVII в. Каз., 1865. С. 142). Отсутствие в «Зерцале...» критики в адрес католич. Церкви обусловило популярность книги в униат. кругах. В сент. 1692 г. ее переиздала типография Уневского Успенского муж. мон-ря, находившегося под властью Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) , тайного униата. В 1790 г. в типографии Почаевского Успенского муж. мон-ря василиан вышло 3-е издание «Зерцала...». В предисловии к изданию сказано, что при подготовке к печати книга подверглась языковой правке: «Суть же еще и речи, во многих местах премененныя, наипаче сия, яже в первом экземпляре кратко и неудобопонятно начерташася и изобразиша, сия днесь распространишася и разширишася удобнейшего ради разумения и поятия». Униат. издатели сократили текст. В частности, была изъята гл. «О противностях в тых мирех и о разностех их», в к-рой К. трактует земной свет как воплощение духовного начала («заря некая отходная, образ невидимого Бога»), а человека называет «ангелом в телеси». Не вошли в издание также заимствования К. из Толковой Палеи. Высокую оценку сочинению К. дал митр. Антоний (Храповицкий) . По его мнению, «Зерцало богословия» «несравненно ближе к древлеотеческому богословию, нежели к средневековому латинскому и современному школьному» (цит. по: Тарасий (Курганский), иером. Перелом в древнерусском богословии. М., 2003). «Евангелие учительное» Богословско-гомилетический сборник, стал наиболее пространным сочинением К. Он был издан 9 нояб. 1619 г. в передвижной типографии К. в Рохманове («Евангелие учительное, албо Казания на неделю през рок и на празники Господские и нарочитым святым угодником Божиим, составлено трудолюбием иеромонаха Кирилла Транквилиона, проповедника Слова Божого, его власным стараньям, коштом, накладом, з друку на свет ново выдана за позволением старших, в маетности ея милости Вишневецкой Михайловой в Рохманове»). Типография не названа собственностью К., он считал себя скорее организатором издания в Рохманове: «Сам же аз... типографию в убогой куще странствия моего поставил».

http://pravenc.ru/text/1840351.html

К началу XVII столетия оставался только один православный епископ на Волыни, именно Кирилл Шумлянский, посвященный в 1711 г. на луцкую епархию. Но вскоре, несмотря на ходатайство о нем Государя Императора Петра I, разного рода несправедливости и гонения, которые он должен был терпеть от униатов, заставили его удалиться из своей паствы; польский король (1711 г. 17 октября) «во все воеводство волынское издал универсалы, дабы его (Кирилла) за епископа луцкого никто не признавал и ни в чем бы послушания к нему не имел. А хотя многие духовные и мирские воеводства волынского обыватели на избрание его во епископа подписались; но все сии подписи, по силе королевскаго универсала, теперь уничтожаются». Император Петр I требовал у короля возвращения Кириллу епархии со всеми правами, принадлежащими епископу, но напрасно. В том же году луцкий епископ принужден был уехать в Киев 398 . После Кирилла Шумлянского уже не видим пра вославных епископов на Волыни: униаты успели завладеть здесь всем. Львовский епископ Иосиф с братом своим Афанасием, епископом луцким, отбирали антиминсы киевские и святое миро и раздавали свое, запрещали православным в молитвах поми нать киевского митрополита. Иосиф старался даже сделаться особым митрополитом галицким и под чинить себе все епархии, находившиеся в польских владениях 399 . По смерти митрополита Иоасафа Кроковского (1718 г.), когда киевская иерархия не имела своего пастыря около четырех лет, униатский митрополит Лев Кишка успел во всех русских провинциях, остававшихся под властию польских королей, собором, созванным в Замостье в 1720 г., открыто утвердить унию, уничтожить навсегда все православные епископства, занять униатским духовенством все православные монастыри в Польше – и все это успел уполномочить сеймовою конституциею 400 . Луцкий униатский епископ Стефан Рупиевский ревностно содействовал успешнейшему исполнению соборных определений своего владыки. «Жалобою своею весь город исполняют священники греческого закона, – писал к нему (Рупиевскому) папский нунций, архипископ Сантини, – и плачутся как об изгнании своем из епархий, так и о лишении имения своего по твоему, пречестнейший владыко, повелению», – и убеждал Рупиевского быть справедливее к православным, которые имеют защитника «в пресветлейшем царе» (русском).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Св. Духа. Пустынножаботицкий Онуфриевский монастырь См. Жаботинский Онуфриевский. Пустынномедведский Николаевский монастырь Киевской Епархии заштатный мужской. Пустынно-Николаевский монастырь См. Киево-Пустынно-Николаевский. Пустынно-Рыхловский Николаевский монастырь См. Рыхловский Николаевский. Пустынно-Свято-Преображенский Мазаловский монастырь См. Мазаловский Преображенский. Пустынно-Харлампиевский монастырь См. Харлампиев Гамалеевский. Пустынный Новоторжский Николаевский монастырь См. Новоторжский Николаевский Пустынный. Пустынный Охорский Преображенский монастырь См. Охорский Преображенский. Пустынный монастырь Бывший приписным к Переславскому Горицкому Залесскому монастырю, мужской, упразднённый. Упоминается в 1740 году, в списках монастырей, принадлежавших к Синодальной области. В оном 1740 году под написано: к оному Горицкому приписной пустынный, а в котором уезде и как название, не показано (см. Продолжение Древней Росс. Вивлиоф., ч. 4. стр. 362). Путивльская Молченская Печерская пустынь Или Путивльский Печерский Молченский монастырь. См. Молченский Путивльский Печерский. Путивльская Молчанская Софрониева пустынь См. Софрониева Путивльская Молчанская. Путятинский монастырь Мужской Игуменский. Находился в Псковской Епархии. Пушавинский Воскресенский монастырь Мужской, упразднённый. Находился во Владимирской Епархии в Юрьевском уезде. Пушкаровский Покровский Ладинский монастырь См. Ладинский Пушкаровский. Пушкаровский Полтавский Вознесенский монастырь Девичий, упразднённый. Построен первоначально в городе Полтаве на урочище, именуемом Мазуровкой, по благословению Преосвященного Лазаря Барановича, Архиепископа Черниговского, вышедшими из Украины Подольской монахинями на купленной ими там земле в 1676 году. По прежней соборной Покровской трапезной церкви назван был этот монастырь Покровским Полтавским девичьим и состоял в Полтаве до 1721 года. А в этом 1721 году, по благословению Преосвященного Кирилла Шумлянского, Епископа Переяславского, с согласия Малороссийского Гетмана Скоропадского, Полковник Полтавский Иван Черняк перенёс собственным своим иждивением этот монастырь со всеми строениями на собственную его землю в село Пушкаровку, расстоянием от города Полтавы на 3 версты на место ровное и пологое, и в 1762 году соорудил церковь во имя Вознесения Господня, от чего и самый монастырь начал именоваться Вознесенским, а по месту Пушкаровским. До Штатов о Малороссийских монастырях 1786 года Апреля 10 за этим монастырём было крестьян 25 душ мужского и 19 женского пола. Ныне в этом монастыре здания следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Шумлянский Иван; ок. 1643 - 16.07.1708, Львов), еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий ( Западнорусская митрополия ), в 1700 г. открыто принявший Брестскую унию 1596 г. Биография Происходил из древнего правосл. среднепоместного боярского рода герба Корчак, предположительно валашского происхождения (впервые Шумлянские упом. в Галицкой Руси в XV в.). Род. в семье Евстафия (Евстахия) Станислава, королевского ротмистра, и Анны из дома Гошовских герба Сас. Правосл. шляхтич Евстафий Шумлянский был известен как фундатор Успенского муж. мон-ря в урочище Чёрный Дилок близ с. Гошев (совр. Ивано-Франковская обл., Украина); он пожертвовал этому мон-рю рукописный Пролог. В 1661 г. упоминается еще один представитель рода - игум. Евгений (Шумлянский), настоятель Сварычевского Рождество-Богородицкого монастыря (Kupuлuчhi pykonuchi книги у фондах ЛНБ: Кат. Льbib, 2007. Т. 1: XI-XVI ст. С. 242-243, 197). У И. было 5 братьев: Афанасий , еп. Луцкий и Острожский, Константин, войский жидачевский, Самуил, чашник подольский, Михаил и Иван - и 2 сестры: Анна и Кристина. Два племянника И. стали архиереями: Кирилл - православным епископом Луцко-Острожским (позднее епископ Переяславский), Гедеон - униатским архиепископом Смоленским. Сын еп. Афанасия (Шумлянского) Даниил был монахом львовского мон-ря доминиканцев. В синодике львовского Юра (Георгия) вмч. собора в редакции 50-70-х гг. XVIII в. упоминается более 40 представителей рода Шумлянских. Иосиф (Шумлянский), еп. Львовский. Портрет. Нач. XVIII в. (НМ(Л)) Иосиф (Шумлянский), еп. Львовский. Портрет. Нач. XVIII в. (НМ(Л)) От отца И. Шумлянский унаследовал родовое имение Боков в окрестностях с. Вел. Шумляны Подгаецкого повета. По-видимому, буд. архиерей не получил систематического образования. Впервые он упоминается в источниках в 17-летнем возрасте как участник военных походов в составе панцерной королевской хоругви. В битве под Чудновом в 1660 г. был ранен, в 1663-1664 гг. принимал участие в боевых действиях польск. армии на Левобережной Украине. По воспоминаниям современников, И. Шумлянский отличался незаурядными военными способностями, к-рые особенно ярко проявились во время битв под Журавно (1676), под Веной (1683), в ходе осады Львова турками и татарами (1695), в битве под Калишем (1706); во всех этих сражениях он принимал участие, уже будучи епископом. В юности И. Шумлянский женился на католичке Елене (Гелене) Яблонской, развелся в июне 1667 г., накануне своего пострижения в монашество.

http://pravenc.ru/text/578563.html

Небольшие протопопии включали от 20 до 50 приходов, крупные - 50-70 храмов. Центры протопопий размещались в полковых и сотенных центрах гетманщины. Надзор за монастырями осуществляла кафедра (кафедральная контора) митрополита. Право назначать в епархиальные монастыри настоятелей имели митрополиты Гедеон (Святополк-Четвертинский), Варлаам (Ясинский), Иоасаф (Кроковский). Согласно синодальному указу от 2 апр. 1724 г., архиерей был обязан сообщать в Синод о вакантных настоятельских местах и ждать его решения. Фактически этот указ в К. е. не действовал, митрополит назначал настоятелей самостоятельно или по рекомендации консистории. В 1765 г. было вновь запрещено посвящать архимандритов без разрешения Синода, в 1774 г.- ставить без ведома Синода также игуменов. Данная политика привела к тому, что в 70-х гг. XVIII в. почти половина настоятелей мон-рей в К. е. не были местными уроженцами. В 1-й трети XVIII в. всеми монастырями, кроме ставропигиальных, управляли игумены, кафедральным мон-рем - наместник. В 1732 г. настоятели Пустынно-Николаевского и Братского монастырей получили сан архимандрита. В 1734 г. сана архимандрита удостоились настоятели Златоверхого Михайловского, 1743 г.- Гамалеевского Пустынно-Харалампиевского, в 1744 г.- глуховского Петропавловского и Мгарского Спасо-Преображенского под Лубнами монастырей. В самых важных вопросах настоятели должны были совещаться с монастырским Духовным собором. Кроме настоятеля в обителях К. е. имелись следующие должностные лица: наместник, духовник, экклесиарх, уставщик, городничий, шафарь. Именно они, как правило, составляли Духовный собор. Эти должности оставались выборными. Помимо управления мон-рем настоятели (в первую очередь киевских обителей) были активно задействованы в общеепархиальных делах. Территория В 1688 г. в состав К. е. вернулись протопопии Глуховская, Конотопская и Борзнянская, уступленные митр. Дионисием (Балабаном-Тукальским) Черниговскому архиепископу в 1658 г. В царской грамоте Варлааму (Ясинскому), данной при назначении его на Киевскую кафедру в 1690 г., этот переход был подтвержден. По-видимому, созданное в 1700 г. Переяславско-Бориспольское вик-ство было полусамостоятельным, т. к. его территория не входила в К. е. Для Переяславского еп. Кирилла (Шумлянского) в 1715 г. были отделены от митрополии храмы Переяславского, Корсунского и Богуславского полков.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010