1985 . Рождество – Богородицкий – Болахнинский, мужской, ныне село Болахна, Тульской губ., Богородицкого у., в 6 вер. к сев.-вост. от Богородицка по дороге в Епифань, при рч. Малой Сукромне. Существовал в XVI ст. и в 1571 г. о нем говорится: «Слобода Болахнинская, на р. Сукромне, под Сукроменским лесом, а в той слободе был монастырь Рождество Преч. Богород., и тот монастырь и кельи сожгли крым­ские люди в приход Крымского царя в 79 г. (т. е. 1571 г.), а старцов всех крымские люди побили, а иных в по­лон поймали; осталась на м-ре 1 келья да бойница дубовая рубленая в 1 сте­ну и проч.». Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 1588. 1986 . Рождество – Богородицкий на Голутвине, мужской, ныне приход. церковь св. Николая в Голутвин­ской слоб. в Москве с настоящим пре­столом во имя Рожд. Богородицы. Уже существовал в XV ст. и в духовной грам. Вел. кн. Ивана Васильевича около 1504 г. читаем: «А сыну своему Андрею даю на Москве за рекою слободку Ко-лычевскую, да монастырь Рождество Пре­чистой на Голутвине». Ратшин, 278; “Про- долж. древн. Вивлиоф.”, 1789 г., V, 71 (духовная); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1874 г., т. IV, вып. 3, исследов., 163 (замечат. предметы в Москов. церквах). 1987 . Рождество – Богородицкий – Мильчанский или Мильчевский, мужской, ныне село Мильча, Волынской губ., Дубенского у., в 15 вер. к юго-зап. от Дубно. Нет сомнения, что уже существовал в XVI ст., так как сохранилось дело 1602 г. о пере­уступке помещиком Яковом Шкодою Мильчан. м-рю имения Дорошнок. В 1710 г. игум. м-ря Кирилл Жуковский подписал акт избрания Кирилла Шумлянского в еписк. Луцкие. “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 6 (опис. м-ря); “Архив юго-зап. России”, ч. 4, т. I, 361, СХ (акт избрания Шумлянского). 1988 . Рождество – Богородицкий в Передках, мужской, ныне село Передки, Новгородской губ., Боровичского у., в 8 вер. к вост. от Борович, Новоселицкой вол., при рч. Быстрице. Несомненно существовал в первой по­ловине XVI ст., чтó свидтельствует надпись на колоколе, гласящая, что он отлит в 1539 г. в дом Пресв. Бого­родицы честного и славного Ее Рожде­ства в Монастырь в Передки. По опи­си 1581 г. в нем значилось: « церковь Рождество Пречистой, древяная. А в церкви образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола и все церковное строенье при­ходные старых помещиков». В остав­шейся церкви находятся древние чтимые иконы Рожд. Богородицы и Божией Ма­тери Умиления. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. XI, 299; “Памят. кн. Новгород. губ. на 1858 г.”, прилож., 25; “Опис. Св. Духова Борович. м-ря”, 20; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 28; “Временник Общ. ист.”, 1856 г., XXIV, За­пись о ружн. церкв. и м-рях 1577–89 г., 39 (игум. Варлаам).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ (Свистельницкий Евстафий; † после 1.06.1678), правосл. еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий. Из мелкого шляхетского правосл. рода герба Сас, род Свистельницких известен в Галицкой Руси с 1-й трети XV в. Среди галицких шляхтичей, подписавших ходатайства к Киевскому митр. Макарию 1539-1540 гг. об учреждении во Львове правосл. кафедры, фигурирует Никандр Свистельницкий (АЗР. Т. 2. С. 350. 193; С. 391. 198). Род., вероятно, в родовом имении - с. Свистельники Галицкого повета Русского воеводства. Отцом архиерея предположительно был Илья, к-рого считают основателем правосл. прихода в Свистельниках (1630). Согласно не подтвержденному др. источниками заявлению оппонентов И., до монашеского пострига тот был дважды женат, причем в последний раз на вдове. Возможно, его сыном был фундатор ц. Воскресения Христова в Свистельниках (1699) Александр, портрет к-рого хранится в Национальном музее во Львове ( Жеплинська О. Натрунний портрет Олександра Свистельницького у збipцi Haцiohaльhoro музею у Льbobi//Лimonuc Нац. музею у Льbobi. Льbib, 2001. 2(7). С. 103-107). В кон. 1667 г. Антоний (Винницкий) , признанный Киевским митрополитом в пределах Речи Посполитой, выдвинул Е. Свистельницкого кандидатом на замещение Львовской кафедры в противовес кандидатуре Шумлянского (см. Иосиф (Шумлянский) ), избранного местной шляхтой в янв. того же года и 27 февр. получившего королевский привилей на епископство. После смерти в сент. 1666 г. Львовского еп. Афанасия (Желиборского) митр. Антоний управлял Львовской епископией и избранием Свистельницкого пытался сохранить над ней контроль. Свистельницкого поддержали Львовское братство , шляхта Галицкой земли, бывш. гетман Правобережной Украины Павел Тетеря (1663-1665), незадолго до этого записавшийся во Львовское братство, и часть духовенства. На стороне Шумлянского был Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , избранный на митрополичью кафедру почти одновременно с Антонием (Винницким) и, так же как и Антоний, получивший королевский привилей на митрополию.

http://pravenc.ru/text/293652.html

В 1729 г. при поддержке коронного хорунжего Яблоновского василиане заняли Лысянский Троицкий муж. мон-рь под предлогом того, что в нем проживали «бунтовщики». В 1724 г., при жизни еп. Кирилла (Шумлянского), имела место попытка создания «епископства Чигиринского и Украинского» в пределах Польской Украины беглым игум. Скельского монастыря Епифанием (Ревуцким), использовавшим для этой цели поддельные документы от имени Киевского архиеп. Варлаама (Ванатовича). Введенный Епифанием в заблуждение, Ясский митр. Георгий 22 июля 1724 г. хиротонисал его во «епископа Чигиринского и Украинского», и Епифаний служил несколько месяцев в мест. Лысянка, рукополагая священников, но его изгнали униаты. В Киеве за использование подложных грамот Епифаний был арестован, впоследствии стал старообрядческим епископом на Ветке. Сменивший еп. Кирилла в 1727 г. на Переяславской кафедре еп. Иоаким (Струков) расследовал дело о злоупотреблениях покойного архиерея, связанных, в частности, с продажей им частным лицам части имений Киево-Печерского монастыря в Речи Посполитой. Вероятно, Иоаким как Переяславский епископ также управлял приходами Киевской митрополии и имениями Киево-Печерского монастыря на Правобережной Украине. В 1726 г. Переяславское вик-ство было преобразовано в коадъюторство с большей степенью самостоятельности. Правобережные мон-ри были переданы под непосредственное управление Киевского митрополита. В 1733 г. Переяславское коадъюторство было преобразовано в Переяславскую и Бориспольскую епархию. Духовенство заграничных приходов и мон-рей К. е. с тех пор обращалось по духовным делам в основном к Киевскому митрополиту, в отдельных случаях - к Переяславскому епископу. Так продолжалось до 70-х гг. XVIII в., когда приходы Правобережной Украины полностью перешли в ведение епископа Переяславского и Бориспольского и его наместника на Правобережье. В 30-50-х гг. XVIII в. шло массовое присоединение правосл. приходов к униат. Церкви. В 1734 г. в унию перешел настоятель Георгиевского собора в мест.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Посему избран был в митрополиты Межигорский архимандрит Иларион Жураковский, но он посвящен и определен в Чернигов, а в 1722 г. только потребован был в С.-Петербург Софийского Собора архидиакон с ризницей к посвящению Киевского архиепископа, избранного самим Св. Синодом, и утвержденного государем, и с тех пор не было уже в Киеве по древнему обыкновению вольных избраний митрополита. 58 . ВАРЛААМ Ванатович, по сказанию Киевского каталога родился в польском местечке Ярославле, пострижен в монашество в Новогородском Большом Тихвине монастыре и там был иеромонахом; после взят в духовники к дому Феодосия архиепископа Новогородского; потом служил во флоте обериеромонахом и по окончании сей службы 1719 г. февраля 2 по именному указу произведен в архимандрита того же Тихвина монастыря; в 1722 г. также по указу государеву избран Св. Синодом и утвержден государем января 21, а мая 14 посвящен в Московском Успенском Соборе в архиепископа Киевского. Ибо тогда до предположенного государем нового устройства Российской иерархии остановлено было посвящение в митрополиты по всей России. В Киев прибыл он сентября того же 1722 года. С начала его правления существовала еще и викарная Киевской митрополии епархия Переяславская под частным управлением коадъютора, Переяславского епископа Кирилла Шумлянского, но по кончине его, последовавшей 1726 г. ноября 30, новопосвященный 1727 г. июня 4 в Переяславль епископ Иоаким Струков не наименован уже коадъютором; и когда Преосвященный Варлаам просил Св. Синод, .дабы он на основании бытности двух прежних Переяславских епископов считался ему подчиненным коадъютором и помогал ему в епархиальных киевских делах, то указом Св. Синода от 22 июля 1728 г. предписано только, о случающихся в духовных Киевской епархии делах ему Преосвященному Иоакиму епископу иметь с ним Преосвященным Варлаамом братолюбное согласие по правилам святым, и с тех пор Переяславские епископы не были уже подчинены Киевским, но до 1733 г. назывались еще Киевскими коадъюторами. При самом посвящении на Киевскую епархию Преосвященный Варлаам наименован только архиепископом Киевским и Галицким, без прибавления уже, данного предместникам его титула и Малыя России, и с сим только титулом, присылались к нему из Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Сохраняя верность духу Православия, Львовское братство начало планировать расширение школьной программы за счет изучения польского и латинского языков. Постепенно здесь начали вводить польско-латинские учебники и пользоваться западноевропейской учебной и богословской литературой. К началу XVII в. в библиотеке Львовского братства было уже много книг не только на славянском и греческом языках, но и на польском и латинском, причем число латинских книг было вчетверо большим, чем греческих. Большая часть книг на польском языке была назидательного характера. В те же годы Львовская школа пережила кризис, но благодаря активной помощи со стороны Патриарха Кирилла Лукариса к 1616 г. она смогла восстановить свою деятельность и снова заняла первенствующее положение по отношению к другим православным школам, снабжая их учебными пособиями. В каталоге Львовской братской библиотеки за 1637—1638 гг. снова отражен рост ее фондов более за счет славяно-русских и греческих книг, нежели латинских и польских. Это греко-славянское направление Львовская школа хранила вплоть до конца XVII в. и боролась за Православие до начала XVIII в., когда с изменой епископа Львовского и Каменец-Подольского Иосифа (Шумлянского) приняла унию. Львовская школа дала первых наставников Киевской и Виленской школам. Один из галичских историков имел право сказать, что «Львов и бедное Львовское братство были источником наук для Руси». Из Львовской школы вышли первый митрополит Киевский (по восстановлении митрополии) Иов (Борецкий), богословы Стефан и Лаврентий Зизании. Лаврентий Зизаний, будучи протоиереем на Волыни, составил Славянскую грамматику и катихизис. Во Львовской школе обучался архимандрит Захарий Копыстенский, подвизавшийся в Киеве и издавший против иезуита Петра Скарги сочинение под названием «Палинодия» (греч. — возвращение на старый путь, имеется в виду от униатства в Православие). Делу просвещения и нуждам Православной Церкви в юго-западной России служила и Львовская ставропигиальная братская типография. Еще при епископе Гедеоне (Балабане) во Львовской типографии было напечатано множество богослужебных, вероучительных, полемических книг, написанных в защиту Православия, и учебных книг. Согласно летописи Львовского братства, в его типографии в течение трех веков было напечатано около 300 000 церковных и учебных книг.

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет. 1-я пол. XVIII в. (НКПИКЗ) Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет. 1-я пол. XVIII в. (НКПИКЗ) Значительное внимание И. уделял организации работы Киево-Печерской типографии. Специально для нее было построено новое каменное помещение и закуплено оборудование. При непосредственной поддержке И. здесь было издано ок. 40 книг, среди к-рых «Книга житий святых» митр. Ростовского Димитрия (Савича (Туптало)) (1689-1705), Киево-Печерский патерик (1702), напрестольное Евангелие (1707) и др. Кроме того, здесь печатались и светские издания, напр. «Артикул воинский» (1705). И. написал предисловие к «Киево-Печерскому патерику», в котором восхвалял деятельность царя Петра I и тем самым оказывал поддержку проводимым в стране политическим преобразованиям. 19 окт. 1707 г. в Киеве состоялся собор духовенства митрополии, на к-ром И. был избран Киевским митрополитом. Хиротония состоялась в Успенском соборе Московского Кремля 15 авг. 1708 г. при участии местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митр. Стефана (Яворского) . 14 сент. 1708 г. И. была выдана настольная грамота от Петра I. В 1711 г. И. возглавил хиротонию во епископа Луцкого игум. Кирилла (Шумлянского) . По его распоряжению 9 апр. 1714 г. был основан Онуфриевский Моровский скит. И. продолжил строительство киевского Софийского мон-ря, сильно пострадавшего при пожаре 1697 г. Активно защищал киевские монастыри в их спорах с городским магистратом, о чем свидетельствует письмо гетмана И. Скоропадского от 2 июня 1712 г. 12 нояб. 1708 г. в Троицком соборе г. Глухова по требованию Петра I митрополит возглавил богослужение, на к-ром была провозглашена анафема Мазепе. При этом И. не стал сам произносить проповедь с осуждением Мазепы, поручив это прот. Афанасию Заруцкому , и не подписал акт избрания нового гетмана Скоропадского. Кончину И. ускорило «дело» царевича Алексея Петровича . Последний на допросе оговорил митрополита, заявив, что он участвовал в заговоре. По распоряжению Петра I И. был вызван для дачи показаний в С.-Петербург, но по пути следования, в Твери, умер. Похоронен 24 авг. в Преображенском соборе Твери. Д. Н. Бантыш-Каменский придерживался версии об отравлении И., но никаких доказательств не привел. После смерти И. вплоть до 1722 г. на Киевскую кафедру никто не назначался.

http://pravenc.ru/text/578092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Жабокрицкий Дмитрий; † не позднее 1715), еп. Луцкий. Род. в шляхетской семье, известной своим покровительством Почаевскому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю. Отец Д. был православным, мать - католичкой. Жабокрицкий учился в Краковской академии, служил земским писарем в Луцке и подстаростой в Кременце, способствовал обновлению и обустройству кременецкого Богоявленского братства. В 1695 г., после смерти Луцкого еп. Афанасия (Шумлянского) , Жабокрицкий был избран Луцким епископом при активной поддержке луцкого братства и волынской правосл. шляхты. Его кандидатура устраивала и российские и польск. власти. 13 авг. 1695 г. Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) была направлена царская грамота с приказом после монашеского пострига хиротонисать Жабокрицкого во епископа Луцкого, 6 сент. того же года Д. в связи с назначением на кафедру получил поздравительную грамоту от польск. кор. Яна III Собеского . Однако хиротония Д. натолкнулась на канонические препятствия. В миру он был женат на вдове (что является препятствием к принятию священного сана), ходили слухи о его 2-м браке. Противником Д. выступил Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) , к-рый также получил от короля ставленую грамоту на Луцкую кафедру. По требованию еп. Иосифа дело Д. рассматривалось в Киеве. Митр. Варлаам (Ясинский), несмотря на благожелательное отношение к Д., отказался возглавить его хиротонию и созвал Собор киевского духовенства, состоявшийся 20 сент. 1695 г. Собор признал несоответствие кандидатуры Д. правосл. канонам, но ввиду бедственного положения Православия на Правобережной Украине и угрозы захвата Луцкой епархии униатами (см. Брестская уния ) постановил ходатайствовать перед патриархом Московским и всея Руси Адрианом о разрешении Д. принять сан. Митр. Варлаам и гетман И. С. Мазепа направили в Москву прошения о хиротонии Д., однако 6 нояб. 1695 г. патриарх Адриан, посовещавшись с Сарским митр. Тихоном (Воиновым) , Суздальским митр. Иларионом и Коломенским архиеп. Никитой (Тотемским) , в просьбе отказал. Под давлением просителей с Украины в дек. того же года патриарх направил еще одно письмо митр. Варлааму и Мазепе с объяснением причин отказа, но 27 дек. обратился к К-польскому патриарху Каллинику II (и, возможно, к Иерусалимскому патриарху Досифею II ) с просьбой соборно решить этот вопрос. Ответ был написан в мае 1696 г. патриархом Досифеем, к-рый категорически отверг возможность хиротонии. Основываясь на этом послании, патриарх Адриан в 3-й раз написал митр. Варлааму об отказе, но просьбы со стороны польск. и укр. светских властей на этом не прекратились. В частности, в 1698 и в 1701 гг. кор. Август II Сильный просил царя Петра I ходатайствовать перед патриархом Адрианом о поставлении Д.

http://pravenc.ru/text/178376.html

Во время турецких походов на Чигирин в 1672 и 1677-1678 гг. М. Т. м. был разрушен. 6 дек. 1685 г. митр. Киевский и Галицкий Гедеон (Святополк-Четвертинский) освятил в обители новую часовню. При строительстве часовни была найдена каменная плита, на к-рой имелась надпись о том, что мон-рь основал еп. Переяславский Павел († 1231). О находке плиты упоминается в несохранившейся хронике М. Т. м., выписки из к-рой содержатся в архивном собрании обители (Там же. Л. 5-6). К нач. XVIII в. в результате казацких набегов М. Т. м. был разорен. В 1711 г., после подписания Прутского мирного договора, земли на правом берегу Днепра, за исключением Киева, оказались под властью Речи Посполитой. В 1717 г. по прошению Переяславского и Бориспольского еп. Кирилла (Шумлянского) чигиринский староста польский магнат кн. Я. К. Яблоновский, удовлетворив письменное прошение строителя схим. Игнатия (Сахненко; 1753), бывш. казачьего сотника, помог монахам восстанавливать обитель, освободил монастырь от податей, подтвердил его права на землевладения. В том же году Яблоновский дал указание чигиринским урядникам, «чтобы разрушенному Мотронинскому монастырю помогали восстанавливаться» ( Мариновський. 1997. Кн. 1. С. 34). В 1719 г. игум. Афанасий получил от гетмана И. И. Скоропадского подтверждения того, что он по праву владеет монастырскими имениями. Обитель приобрела урочище Замятница. В 1729 г. в М. Т. м. разбойники похитили все документы на имущество (их оригиналы хранились в Переяславской консистории), забрав с собой все самое ценное. 24 авг. 1731 г. Яблоновский издал грамоту об освобождении М. Т. м. от всех податей и налогов, он же 11 июля 1746 г. передал монастырю хутор Грищенково. В 1726 г. еп. Кирилл (Шумлянский) благословил строительство 5-главого деревянного собора во имя Св. Троицы, к-рый был освящен 21 июня 1727 г. В соборе почиталась икона Божией Матери в позолоченной ризе, «старого письма». К хорам храма была пристроена теплая ц. в честь Преображения Господня (1735-1736), освященная еп. Переяславским и Бориспольским Никодимом (Сребницким) , к-рая простояла до разборки Троицкого собора в 1799-1800 гг. В 1751 г. по благословению еп. Переяславского и Бориспольского, викария Киевской епархии Иова (Базилевича; 1776), в отремонтированном здании старой деревянной трапезной ц. во имя св. Иоанна Предтечи был устроен престол в честь Покрова Пресв. Богородицы. Но уже в 1774 г. богослужения в этом храме прекратились в связи со строительством новой трапезной.

http://pravenc.ru/text/2564248.html

Спасо-Вознесенский храм (Полтава) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Вознесенский храм — православный храм в Полтаве, построен в 1762 году. Содержание История [ править править код ] Настоящим украшением жилого массива Половки в Полтаве является древнее здание Вознесенской церкви, отреставрированное совсем недавно. Немало пришлось пережить этому храму, ведь его история – и давняя, и дивная. Письменные же источники об этой святыне, как правило, дореволюционные и немногословные. Вознесенская церковь была построена в 1762 году на средства Полтавского полковника Ивана Черняка, тогдашнего владельца села Пушкаревка (именно на месте этого поселения на окраине Полтавы в наше время расположен городской микрорайон Половки). Но строили этот храм не на пустом месте и не сразу. Сначала надлежит вспомнить другое местное топографическое название – полтавское урочище Мазуровка, в котором, по благословению Преосвященного Лазаря (Барановича), архиепископа Черниговского и Новгородского, и с разрешения полтавских городских старшин и простого народа, монахини (выходцы с Подольской Украины) приобрели землю и основали на ней девичий монастырь. От названия монастырской Покровской трапезной церкви обитель получила название Покровский Полтавский девичий монастырь. Действовал он в Полтаве до 1721 года. В названном году Полтавский полковник Иван Черняк, по благословению Преосвященного Кирилла (Шумлянского), епископа Переяславского, и с разрешения малороссийского гетмана Ивана Скоропадского, перенес Покровский Полтавский монастырь на приобретенную им землю – в уже упомянутую Пушкаревку, находящуюся в то время в трех верстах от Полтавы. Кстати, это село было основано знаменитым казацким Полтавским полковником Мартыном Пушкарем; сначала оно состояло во второй полковой сотне, а позже относилось к Полтавскому уезду. Спасо-Вознесенский храм Пушкаревского монастыря до реставрации (1761-1762) Полковник Черняк на свои средства отстроил обитель, которая до того времени имела, по-видимому, только деревянные здания, – и вплоть до 1762 года (когда в монастыре на новом месте построили первую каменную церковь – Вознесенскую) обитель называлась Покровским Пушкаревским девичьим монастырем.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вознесен...

1038 Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XXIII, 17318. Указ 12 апр. 1795 г. напечатан в Подольских Епархиал. Ведомостях 1873 г. стр. 186–188. 1040 Там же, лл. 3; 59–60. С. Г, Рункевич. История Минской архиепископии... 1893 г., стр. 235–236; Подол. Епарх. Вед. 1873 г. стр. 183. 1041 Помимо «Трудов Комит. по ист.-стат. опис. Подольской епархии», в печати имеются статьи по истории той и другой епархии П. Троицкого «Учреждение в Подолии православной епархии, под названием Брацлавской и Подольской, и назначение первым епископом преосвященного Иоанникия 1795 г. (Подольские Епарх. Ведомости 1873 г.) С. Блонского «История учреждения на Волыни православной епископской кафедры по документам Волынской Дух. Консистории. (Волынские Епарх. Ведом. 1873 г.). Последнюю статью вернее назвать только заметкой. 1042 Арх. Св. Син. д. 1795 г. 35, лл. 94, 155, 183, 194–197. За болезнью киевского митрополита Самуила, хиротонию епископа Варлаама совершили черниговский епископ Иерофей, бывший севский епископ Кирилл и киевский викарий епископ переяславский Димитрий ( С. Г. Рункевич . История Минской архиепископии, стр. 239). 1047 Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XXIII, 17352, ср. К. Арсеньев, Статистические очерки России... Спб. 1848 г. стр. 132–134. 1049 Из краткого описания городов Луцка и Ковеля видно, что православие в них тогда находилось в плачевном состоянии. Православие в Луцке окончательно упало после изгнания оттуда последнего луцкого православного епископа Кирилла Шумлянского после 1711 г. (Волынския Епарх Ведомости 1873 г., стр. 845–857, 723–747, 773–778. 1051 С. Г. Рункевич . История Минской архиепископии... стр. 241. По уездам церкви распределялись следующим образом: Домбровицкий – 84 ц., Житомирский – 83 ц., Заславский – 77 ц., Лабунский – 106 цер. и 2 монастырских, Новградволынский – 92 ц., Овручский – 62 ц., Острожский – 86 ц., Радомысльский – 69 ц., Ровенский – 93 ц., Чудновский – 74 ц. 1055 Местечко Шаргород, могилевского уезда, во время польского владычества было рассадником просвещения. Здесь находился иезуитский коллегиум, после упразднения его образованием юношества занялись базилиане. Базилианский монастырь с училищем сделал это местечко, и без того славное для поляков по историческим событиям (торговый пункт, пользовавшийся магдебургским правом и имевший свой герб), богатым и многолюдным. Здесь был замок Замойских. Шаргород постоянно подвергался нападениям казаков, поляков и турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010