Никосия. Церковь иконы Божией Матери " Фанеромени " . Ιερς Νας Παναγας Φανερωμνης /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: " Фанеромени " иконы Божией Матери Год постройки:1872. Адрес: Кипр, Никосия, Fanairomenis 55 Координаты: 35.173472, 33.362527 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм (1872) расположен в центре Старого города. На момент постройки церковь была самым большим храмом Никосии. В мраморном мавзолее с восточной стороны церкви покоятся останки кипрских священников, казненных турками в 1821 году по обвинению в заговоре. Церковь Панагии Фанеромени, Никосия, Кипр Одна из самых старейших и красивейших церквей Кипра — церковь Фанеромени — находится в центре старой Никосии, недалеко от " Зелёной линии " , разделяющей кипрскую столицу. Согласно историческим источникам, время её создания - 1300 год, когда на острове правили франкские короли из династии Лузиньянов. Когда-то на этом месте находился женский монастырь, посвящённый Панагии Фанеромени. Название монастыря, а также и церкви, построенной в 1792 году, связывают с чудесным обретением иконы Богородицы. Произошло это событие во время строительных работ. Слово " фанеросике " означает " явилась " , " фанеромени " - " явленная " . Турки, захватившие в 1571 году Кипр, хотели превратить монастырь в мечеть, но все назначаемые туда имамы (священнослужители) с какой-то роковой последовательностью скоропостижно умирали. И не осталось на Кипре ни одного мусульманского священнослужителя, желающего служить в проклятой мечети. Наконец, отказавшись от этой затеи, суеверные захватчики оставили христианскую обитель в покое и от греха подальше вернули монастырь христианам. Одна из характерных особенностей храма — его внутреннее убранство и особенно тонкая резьба иконостаса, датируемая 1659 годом, воспроизводящая сцены из Ветхого Завета, а также богатство старинных икон и церковной живописи. Украшавшая некогда иконостас икона Панагии Фанеромени в настоящее время хранится в Византийском Музее Фонда Архиепископа Макариоса III в Никосии. В течение последних десяти лет под покровительством Архиепископа Кипра оригинал приносят на несколько дней в храм для проведения священной литургии в честь Богородицы. Написанная в XIV веке икона размером 118 на 83 см была ценнейшим сокровищем монастыря Панагии Фанеромени. На рамке, обрамляющей лик Богородицы, сохранились изображения шести гимнографов, а также горожан, молящих о ниспослании дождя. Неизвестный иконописец запечатлел Панагию Фанеромени, держащую младенца Христа, на золотом фоне. Правая рука Девы Марии указывает на Господа. Лики Богородицы и Христа даны крупным планом, что позволяет лучше уловить строгое выражение их лиц. Подобные изображения относятся к типу икон " Одигитрия " (указующая). В храме находится её копия, созданная в 1924 году известнейшим кипрским художником Адамантисом Диамантисом. Икона помещена в серебряный с позолотой оклад, изготовленный в 1851 году.

http://sobory.ru/article/?object=23748

Киккская икона Божией Матери. 1-я пол. XVI в. (Визант. музей в дер. Педулас) Киккская икона Божией Матери. 1-я пол. XVI в. (Визант. музей в дер. Педулас) К этому же времени восходят примеры повторения чудотворного образа «Киккотиссы» в монументальной живописи, напр. фреска в ц. мучеников Кирика и Иулитты в Летимбу ок. 1500 г. ( Weyl Carr. 2004. Σ. 109. Pl. 8) или XV-XVI вв. ( Papageorgiou A. Letymbou and the Church of Saint Kerykos and Ioulitta at Letymbou. Letymbou, 2008. Fig. 40). Сохранившийся медальон в правом верхнем углу с надписью: «Μ(Η)Τ(Η)Ρ Η ΚΥΚΚΗ...» - указывает на осознанное воспроизведение иконографии почитаемого образа. Утрачена нижняя часть композиции, но характерный наклон фигур, изгиб правого локтя Младенца и красный плат повторяют извод, к-рый был типичным для списков К. и. XIV в. Фреска в ц. Пресв. Богородицы Хриселеусы в Лисо также датируется ок. 1500 г. или XVI в. ( Weyl Carr. 2004. Σ. 109, первоначально она вслед за Софоклеусом придерживалась датировки XIII в.- Σοφοκλους. 1993. Σ. 330, 333). Она воспроизводит вариант, наиболее близкий к кипрским иконам из Калопанайотиса и к иконе из ц. Пресв. Богородицы Галоктисты: прозрачная рубашка под хитоном, белого цвета перевязь и свиток, обилие орнаментов, красный плат Богоматери, украшенный крестообразным 4-лепестковым узором. Необычно изображен высокий лоб Младенца - с 2 отступающими «мысками» волос. Хотя фреска не имеет поясняющей подписи, ее расположение в храмовом интерьере не оставляет сомнений в местном почитании или воспроизведении уже чтимого оригинала. Фигуры помещены в нишу, обрамленную, подобно иконе, красной полосой-опушью, потолок углубления украшен растительным орнаментом по белому фону, боковые стенки имеют изображения, напоминающие укрепленные в «держателях»-подставках круглые рипиды с образами херувимов на тех же синих фонах, что и образ на центральной стене ниши. Возможно, под влиянием европ. живописи ликам Богоматери и Младенца приданы черты особенной умилительности, земной красоты - округлые щеки, улыбающиеся губы, большие глаза.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Арх. Михаил, побивающий трясовиц, сщмч. Сисиний, прп. Марон и благословляющий Господь Вседержитель. Икона. Посл. четв. XVIII в. Иконописец Яков Крюков (частное собрание, Германия) Арх. Михаил, побивающий трясовиц, сщмч. Сисиний, прп. Марон и благословляющий Господь Вседержитель. Икона. Посл. четв. XVIII в. Иконописец Яков Крюков (частное собрание, Германия) Часто встречаются изображения М. среди избранных святых. К своеобразным иконам-«лечебникам» примыкают изображения святых, состав к-рых был продиктован прежде всего нуждами заказчика. На подписной иконе костромского иконописца Ивана Фёдорова Липина «Девять мучеников Кизических» (сер. XVIII в., ЦАК МДА; восходит к гравюре 1692 г. московского гравера Леонтия Бунина), к-рые почитались как целители в т. ч. от «трясовичной болезни», по сторонам от основной композиции расположены в картушах ростовые фигуры М. (слева) и вмц. Ирины. Молитвенная надпись на иконе удостоверяет прошение заказчика ко Господу: «…помилуй и сохрани м(и)л(о)стию твоей [...] нас яже есть трясавичная от всяких недугов» (см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА/Сост.: Л. П. Тарасенко. Серг. П., 2004. С. 164-165). М. (Марой) изображен и на поле гуслицкой иконы «Девять мучеников Кизических, с ангелом-хранителем, арх. Михаилом и свт. Епифанием Кипрским» (кон. XIX в., собрание свящ. Михаила Егорова, Павловский Посад) - он простер к среднику правую ладонь с лежащим на ней свернутым свитком, недлинная борода разделена на отдельные «космочки», на голове куколь (см.: Гуслицкая икона). На подписной иконе работы Федора Григорьева «Арх. Рафаил с отроком Товией и избранные святые, в предстоянии иконе Божией Матери» (1834 (?), собрание К. Петровского, Москва; см.: Шесть веков рус. иконы: новые открытия: Выставка из частных собр. к 60-летию ЦМиАР. М., 2007. Кат. 111. С. 128, 199) М. изображен в числе 16 святых, в правой группе в 3-м ряду вместе с прп. Анной, в левой группе им соответствуют образы преподобных Моисея Угрина и Марии. На литой иконке «Пятеро избранных святых: Медост, Власий, Марон, Флор и Лавр» (15,5×11 см; кон.

http://pravenc.ru/text/2562384.html

Согласно преданию, стук молотка, к-рым забивали гвозди в руки Господа, был услышан матерью Элиоза и она умерла со словами: «Прощай отныне, царство еврейское, убившее пришедшего во плоти Спасителя и сделавшееся врагом Бога-Создателя» (Там же). Элиоз выкупил хитон Господень у палачей и привез его в Мцхету для своей сестры Сидонии, к-рая, взяв из рук брата святыню, прижала ее к груди и почила. Жители столицы известили об этом царя Адерка (в др. редакциях - Амазиера). Хитон так и не смогли взять из рук св. Сидонии, и она была погребена вместе с ним. Над могилой св. Сидонии вырос чудотворный кедр, это место до проповеди св. Нины (IV в.) оставалось тайным (см. в ст. Грузинская Православная Церковь ). Г. почитается уделом Пресв. Богородицы: источники ссылаются на предание, согласно к-рому в Сионской горнице по жребию именно Ей выпала Г. как место проповеди. Проповедь христианства в Г. визант. и груз. источники связывают с именами Андрея Первозванного, Симона Кананита, Варфоломея, Фаддея и Матфея (Матафия) («Картлис Цховреба», Никита Пафлагониец, Евагрий Сицилийский, Епифаний Кипрский, Епифаний К-польский). Основателем ГПЦ считается ап. Андрей Первозванный, к-рый был послан в Г. Самой Пресв. Богородицей. Оставшись в Иерусалиме, Она передала ап. Андрею Свой Нерукотворный образ. По преданию, ап. Андрей трижды побывал в Г., где основал епископскую кафедру, рукоположил епископа, иереев и диаконов и оставил Нерукотворный образ Богоматери (см. ст. Ацкурская икона Божией Матери ). Ап. Матфей погребен в Апсаре (ныне Гонио близ Батуми), ап. Симон Кананит - в Никопсии. Апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Матфей. Икона. Худож. прот. Теймураз Чачибама. ХХ в. Апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Матфей. Икона. Худож. прот. Теймураз Чачибама. ХХ в. То, что в I-III вв. в Картли существовали христ. общины, подтверждается данными археологии и топонимики. В погребальных комплексах обнаружены предметы с христ. символикой: стеклянный сосуд с изображением павлина (Самтаврский могильник), геммы-инталии с греч. надписью (с. Цилкани), с изображением рыб, дельфина, якоря между 2 рыбами из Мцхеты (Светицховели, Самтаврский могильник, Арагвское ущелье) и Жинвали. Подобная христ. символика была широко распространена в Риме и вост. провинциях Римской империи (II в.), в Сев. Причерноморье и Рейнском крае (III в.). Геммы с аналогичным сюжетом, обнаруженные в Г., определены III-IV вв. Для отдельных памятников можно установить более точную датировку. Так, инталии с могильников Б. Мцхеты датируются 2-й пол. III в. (Погод. 17, 71) и кон. III в., а геммы из Арагвского ущелья - 1-й пол. IV в.

http://pravenc.ru/text/168205.html

После отправки Иерусалимской иконы на Афон келейной иконой Н. стал Кипрский (вероятно, Киккский) образ Божией Матери его собственного письма. Эта икона, по словам старца, неоднократно спасала его от пожара и разбойников. Еще при жизни подвижника она была украшена на средства благодетеля серебряным окладом. С этой иконы Н. сделал еще один список, к-рый находился в алтаре Петропавловского придела над жертвенником. Согласно описанию инока Иоанна (Калинина), по углам средника иконы были изображены 4 евангелиста, на полях справа - прав. Анна и прп. Иоанн Лествичник, слева - прав. Иоаким и ап. Лука (по преданию, написавший Киккскую икону). На нижнем поле иконы были написаны тропари: «Богородице Дево, радуйся», «Честнейшую херувим», «Все упование мое…» ( Иоанн (Калинин). 1913. С. 25). После преставления Н. келейная Кипрская икона стала одной из святынь Ниловой пуст. В 1913 г. она хранилась за правым клиросом Сретенского храма в стеклянном футляре, на образе находился серебряный позолоченный крест с мощевиком, в к-рый были вложены часть ризы Господней и частица св. мощей прп. Нила Столобенского. За левым клиросом Сретенского храма размещалась Тихвинская икона работы Н. Ризу и киот для этой иконы выполнил рясофорный послушник Иван Семенович (Шапошников). Иконы, созданные Н., находились не только в Ниловой обители. Для Надеевской пуст. иером. Никон написал храмовый образ Успения Пресв. Богородицы, на собранные им средства он украсил икону серебряной позолоченной ризой с драгоценным убором изображений Спасителя и Богоматери. В 1845 г., пребывая под запрещением в Валдайском Иверском монастыре, иеромонах сделал 3 списка Иверской иконы Божией Матери. Один из них он отправил в Нилову пуст. для строившегося каменного собора, который предполагалось освятить в честь Успения Пресв. Богородицы (КБМЗ; опубл.: Подписные и датированные произведения. 2017. С. 272-277. Кат. 94). Этот список с некоторыми изменениями воспроизводит иконографическую программу копии чудотворной иконы, сделанной на Афоне и доставленной в Валдайский мон-рь в 1656 г.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило из нанесенной образу раны — для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, » Умиление» -Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение» -Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о чадах Своих. Так, епископ Романский Мелхиседек, один из первых очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре в феврале 1854 г.), говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества». И действительно, Сокольский монастырь, религиозно-национальный центр Румынии, вскоре был упразднен . С 16 по 24 апреля 1662 года плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Историк того времени Величко свидетельствует, что «указанным предзнаменованием Божия Матерь явила Свою особенную любовь и милосердие к верующим, почитающим Ее икону. Ей угодно было явить также Свое сострадание к бедственному положению православных малороссов…» . Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами. Они описаны и святителем Димитрием Ростовским в его книге «Руно Орошенное», где он высоким слогом воспел скорбь и милость Небесной Заступницы: «Плачет над нами, любит бо нас, и, видя струпами беззаконий согнивших, и в гробе злаго обычая лежащих, и всеконечне душею умерших, соболезнует нам и состраждет, слези точит, якоже Иисус над Лазарем… Ея бо ради слез милосердствует Господь о народе христианстем, оставляет беззакония людей Своих, покрывает вся грехи их, укрощает весь гнев Свой и дает нас Матери Своей во защищение. О сило слез Марииных!»

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 8 (162) , (8) . в этом году (за прошлые годы с 2018-01-21) Происхождение изображения: Загружено 2018-01-21, анонимно. Описание: Изображение чудотв. иконы Богоматери, именуемой Кипрскою. Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами. 1885 г. Российский государственный архив древних актов. Библ. Илл. ф. Хромолитография А.В. Васильева. Москва. 24. Кипрская. Существует несколько разнящихся между собой икон Божией Матери с названием Кипрская. На одной из них изображена Пресвятая Богородица, восседающая с Младенцем на руках на троне. Богородицу окружают Ангелы, с пальмовыми ветвями в руках, внизу припадающие преподобные Пелагия и Мария. Образ явился в 392 году на острове Кипр, в Ларнаке, на месте погребения праведного Лазаря. С тех пор он хранится в монастыре Ставруни, устроенном на месте обретения. Икона давно утеряна, но в храме сохранилась мозаичная копия чудотворного образа. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Кипрская " .

http://pravicon.com/image-31003

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010