20 апреля Кипрская икона Эта икона Богоматери находится на о. Кипре (откуда и ее название), в монастыре, устроенном на месте ее явления. Время этого явления относится к концу IV beka, именно к 392 году. Этой иконе празднуется еще 9 июля и в день сошествия Святого Духа на апостолов. В греческом синаксаре на неделю Православия передается одно сказание об иконе Богоматери. Трудно сказать, какая икона тут разумеется. Полагают, однако, и не без оснований, что сказание касается именно Кипрской иконы Богоматери. Содержание сказания сводится к следующему. На воротах, ведущих к одной из церквей острова Кипра, именно, церкви Пресвятой Богородицы, была поставлена икона Богоматери, изображающая Ее сидящей на престоле с Предвечным Младенцем и с двумя ангелами по сторонам. Однажды какой-то аравитянин, проезжавший мимо этой церкви, задумал поглумиться над христианской святыней. Он прицелился из лука в образ Богородицы и пустил стрелу, которая попала в колено Богоматери. Тотчас же из раны потекла в большом количестве кровь. Это знаменательное чудо привело в ужас святотатца; он помчался на своей лошади домой, но не успел доехать до своего двора и на пути пал мертвым. Так Божественное Провидение наказывает святотатцев! Другие иконы на о. Кипре: Полыньковая, Ястребская, Ножевая и Чистительная Полыньковая икона Богоматери получила свое название, оттого, что была обретена в небольшой пещере, заросшей полынью. В настоящее время эта икона находится в монастыре Авсинфия, построенном на месте ее явления. Явление другой иконы Богоматери, именуемой Ястребской, произошло при следующих обстоятельствах. Однажды правитель Кипра отправился на охоту, взяв с собой ястреба, выученного своим хозяином быстро ловить охотничью дичь. Случилось так, что ястреб, гоняясь за одной птицей, попал в терния и запутался в них. Прибывший к этому месту правитель пожалел своего ястреба и приказал слугам вырубить тот куст, в котором запутался ястреб. Слуги исполнили приказание своего господина. И вот пред глазами присутствовавших открылась дивная картина: посреди куста стояла икона Богоматери. Она получила название Ястребской. Видя в ее явлении знак особого благоволения Божией Матери к этому месту, правитель Кипра устроил здесь монастырь, в котором и была поставлена явившаяся икона. Событие это относится к тому времени, когда остров Кипр находился еще во власти христиан.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

В настоящее время в храме, в котором находится Ястребская икона Богоматери, запрещен вход женщинам, и они, приходя на поклонение этой иконе, совершают свои молитвы вне церкви, на паперти. Были случаи, когда некоторые жены хотели проникнуть в храм, чтобы лицезреть икону Богоматери и поклониться ей, но всякий раз их попытки оканчивались неуспехом: какая-то невидимая сила препятствовала им проникнуть в церковь. На Ножевой иконе Богоматерь изображена в молитвенном виде с распростертыми руками и при этом одна, без Предвечного Младенца. Эта икона имеет при себе висящий нож, откуда произошло и само название ее — Ножевая. Раньше она находилась в монастыре, но после того, как этот монастырь в 1892 году сгорел дотла, она была перенесена в г. Левкосию, находящийся на том же острове Кипре. Там она пребывает и до настоящего времени. Чудотворная сила этой иконы особенно явно проявилась во время упомянутого пожара в 1892 году. Несмотря на то, что монастырь сгорел весь до основания, св. икона Богородицы осталась совершенно невредимой. Чистительная икона Богоматери находится в устроенном в честь ее монастыре, расположенном в одном из самых живописных мест острова. Название Чистительной дано ей потому, что к ней прибегают страдающие глазными болезнями и получают исцеление, если только молятся Божией Матери усердно и горячо, с верой в Ее предстательство за нас пред Господом. Кипрская икона в селе Стромыни Село Стромынь находится недалеко от города Москвы, в Богородском уезде. В настоящее время это одно из самых многолюдных и богатых сел указанного уезда. Недалеко от этого села b XIV веке был основан преподобным Сергием Радонежским монастырь, получивший название Стромынской Успенской обители. В 1764 г. этот монастырь был упразднен по указу Св. Синода; здания монастыря были сломаны, а храм обители превращен в приходскую церковь. В 1827 г. ветхая приходская церковь села Стромыни была сломана и на ее месте была построена прихожанами новая великолепная каменная церковь во имя Успения Богоматери с двумя приделами: прп. Сергия Радонежского и святителя Николая. В этой Успенской церкви и находится ныне чудотворная икона Богоматери. Прославилась эта икона в 1841 г. при следующих обстоятельствах.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

В России известны еще Кипрские иконы Божией Матери в московской церкви св. Николая в Голутвине и в московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта украшена богатым окладом. Есть, кроме того, Кипрская икона Богоматери в Нижнем Новгороде, в Иоанно-Предтеченском храме, что в Слободке. Сведения об этой иконе см. под 12 мая. Божия Матерь изображена на ней сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет. 24 апреля Кипяжская икона Место и время явления этой чудотворной иконы неизвестны. Молченская икона Сведения о ней помещены под 18 сентября. 25 апреля Цареградская икона Эта чудотворная икона написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась она 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Один список с этой иконы находится в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке. Существуют еще списки с Цареградской иконы в Елеазаровском монастыре Псковской епархии, в 25 верстах от Пскова, и в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии. Сведения о другой Цареградской иконе Богоматери, которая выбита на грифельной доске, помещены под 17 сентября. 27 апреля Явление Казанской иконы Богоматери в деревне Александровке Петербургской губернии 27 апреля 1826 года крестьянка деревни Александровки Марфа Екимова объявила своему духовному отцу, что три ночи кряду являлась ей прекрасная Женщина в белой одежде и, разбудив ее, приказывала выйти на реку, под гору, и взять там икону. При этом все домашние свидетельствовали, что видели задние ворота каждый раз растворенными, но никого из людей не было. В третью ночь после явления Марфа вышла в растворенные ворота, деревянный запор которых был переломлен пополам, и увидела необыкновенный свет и в нем спускающийся образ, который стал на берег речки Кузьминки, на лугу за их огородом. По освидетельствовании причтом Кузьминской церкви с благочинным царскосельской Знаменской церкви донесено было митрополиту Серафиму, и по его благословению чудесно явившаяся икона была поставлена в Кузьминскую церковь, в приходе которой лежит Александровка.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Валанасская икона Божией Матери. Кипр. XII в. [греч. Παναγα το Βαλαν], чудотворная кипрская икона XII в.; принадлежит к типу Одигитрия Дексиократуса (Богородица с Младенцем на правой руке). Находится в ц. Богородицы Хрисоланитиссы (1676) в дер. Лания, в 25 км к северо-западу от Лимасола (Кипр). Празднование иконе совершается на Успение Богородицы (15 авг.) и в понедельник по Пасхе. Стиль древнейшей живописи В. и. и рельефные украшения фона и нимба Христа свидетельствуют, что она была написана в посл. четв. XII в., нек-рые детали (одеяние Младенца, узорочье на мафории Богоматери) относятся к поновлениям XV-XVI вв. (В 1992-1993 гг. В. и. была отреставрирована.) Образ назван по месту происхождения из визант. крепости Валанас, некогда существовавшей на вершине горы, расположенной к северо-востоку от Лании. На этом месте в 1780 г. жителями деревни был найден клад и в нем обнаружены В. и., 2 больших металлических дискоса и церковные облачения, расшитые драгоценными камнями. Возраст клада определен благодаря датировке одного из дискосов (XVI в., Германия). Предполагают, что он был привезен на Кипр в период венецианского господства и спрятан с др. реликвиями в 1571 г., когда остров был захвачен турками. Икона и церковная утварь были помещены в ц. Богородицы Хрисоланитиссы. Каждый год в день обретения (понедельник по Пасхе) В. и. с крестным ходом приносилась на место, где она была найдена, и совершалась Божественная литургия. Для этого на вершине горы Валанас был сооружен каменный престол, здесь периодически чудесным образом появлялся свет, то яркий, подобный звезде, то слабый, к-рый очевидцы сравнивали со светом лампады. Жители неоднократно пытались начать строительство часовни, но по разным причинам это не удавалось. В частности, сооружению часовни препятствовала англ. администрация острова, к-рая связывала свет на вершине горы с деятельностью партизан Национальной организации кипрских борцов (греч. ЭОКА). Часовня была воздвигнута в 1959 г. (отремонтирована в 1980). В 1987 г. во время сельскохозяйственных работ рядом с часовней был обнаружен фундамент древней церкви. Предполагают, что на этом месте в визант. период существовал большой и богатый мон-рь, для которого и была написана В. и. Чудеса от иконы стали происходить непосредственно после ее обретения и продолжаются до наст. времени. Икона прославилась по всему Кипру благодаря многочисленным исцелениям хромых, парализованных и безнадежно больных. На горе, над часовней, до сих пор наблюдают чудесное явление звезды. В Лании, куда стекается множество паломников, воздвигается большая ц. во имя Божией Матери Валанасской. Лит.: Sophocleous S. Icons of Cyprus 7th-20th cent. Nicosia, 1994. P. 81, 134; Χριστοφδης Σ. Η ιστορα και τα Θαματα της Παναγας του Βαλαν. Λμεσος, 2002. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153893.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 апр. и в день Св. Духа), название ряда икон разных иконографических изводов, происхождение к-рых по преданию или исторически было связано с о-вом Кипр. Почитание К. и. получило распространение с XVII в. в России, гл. обр. на центральных и южнорус. землях. В основу почитания К. и. легло визант. сказание об иконе Божией Матери на Кипре, простреленной арабом (BHG, N 1069). Оно содержится в рукописи Vat. gr. 1147 (XVI в.), где говорится, что в одной из посвященных Пресв. Богородице церквей, в юж. части Кипра, находилась мозаика с изображением Богоматери с Младенцем на лоне, от к-рой происходили чудеса, из-за чего к ней приходило для поклонения множество верующих. Однажды проезжавший мимо араб пустил стрелу в чудотворный образ, и из раны потекла кровь, следы которой «видны до сегодняшнего дня»; нечестивца-араба вскоре постигла божественная кара ( Смирнов. 1897. С. 6-7). Видимо, это произошло в период совместного владения Кипром византийцами и арабами (649-965). Более кратко этот рассказ изложен в некоторых версиях «Послания трех восточных патриархов». Так, в списке IX в. из б-ки мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (Patm. 48) сообщается, что в одном из городков в юж. части Кипра из простреленного арабом мозаичного изображения Богоматери с Младенцем на коленях рекой хлынула кровь и ее следы видны до сих пор ( Смирнов. 1897. С. 3). О том, что мозаика почиталась до этого события как чудотворная, и о наказании араба не говорится. Я. И. Смирнов предположил, что упоминание городка относится к предыдущему рассказу о др. чудотворной иконе, а К. и. находилась вне города. Эта история также включена в «Сокровище» свт. Дамаскина Студита. В ней появляются новые детали: указывается, что мозаичное изображение было помещено на воротах, что Богоматерь с Младенцем восседала на престоле и Ей предстояли 2 ангела, что стрела попала в правое колено, а араб скончался, не доехав до своего дома (Там же.

http://pravenc.ru/text/1684772.html

Киккская-Милостивая, по преданию писана святым Евангелистом Лукой; с древних времён и доселе на половину закрыта пеленой, от верхнего левого угла и до правого нижнего, так что лика Богоматери и Божественного Младенца никто никогда не может видеть. Находится на о. Кипре, в Киккской обители; копия в Флорищевой пустыни, Владимирской епархии. Празднование 15 Ноября и 26 Декабря. Кипрская, явилась 2 Июня 392г. на месте, где погребён праведный Лазарь: копия в Москве, в Успенском соборе и в церкви святого Николая в Голутвине. Празднование 20 Апреля, 9 Июля и в день Сошествия Святого Духа. Кипрская (другая: по сторонам Богоматери два Ангела с ветвями в руках, а пред Нею коленопреклонённые – преподобный Потапий и мученица Фотиния), Февраль 16, Апрель 20, в селе Стромыни, Богородского уезда, Московской епархии; дана преподобным Сергием его ученику Савве, игумену монастыря Стромынского (бывшего); прославилась с 1841г. Июля 9. Кипяжская, Апрель 20. Киево-Братская, см. Братская. Киево-Печерская (Успение), данная в Константинополе Царицей Небесной строителям Церкви Печерской, 1073г., находится над царскими вратами лавры Киево-Печерской. «Спасена ли чудотворная икона»? спросил Пётр Великий, узнав о пожаре Лавры в 1718г. – «Если спасена икона, то спасена и Лавра». Пред святой иконой, каждую среду, исключая праздников, пред литургией, соборно отправляют Акафист Успению Божьей Матери, при многочисленном стечении народа (Русский Паломник 1888, стр. 389). Киево-Печерская (Божья Матерь с преподобным Антонием и Феодосием), 1085, Мая 3, в Печерской Лавре; в Московском Кремле, в Печерской часовне. Подобны ей: Свенская, Псково-Печерская, Ярославская-Печерская. Киево-Скорбященская, см. Всех скорбящих Радость. Козельщанская,1881, Февраль 21, в селе Козельщине, Кобелякского уезда, Полтавской епархии, в Рождество-Богородицкой общежительной женской обители (Русский Паломник 1886, стр. 242). Список с неё в Москве, в церкви Казанской Божьей Матери, что у Калужских ворот, называется Неисчерпаемая Благодать. Богоматерь изображена в поясном виде, сидящей у стола, с Богомладенцем на коленях; на столе стоит чашка и лежит лжица, как бы в знамение того, что Богоматерь есть чаша, черплющая радость.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

2) Святого Николая Чудотворца. В сем храме особо чтимая икона Нерукотворенного Спаса. Николая Чудотворца, на Москворецкой улице, перестроена в 1829 году. Главный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Придел во имя святого Николая Чудотворца. Николая Чудотворца, в Гнездниках, близ Тверской улицы, построена в 1629 году. Главный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Димитрия Ростовского . Николая Чудотворца, в Голутвине, на Якиманке, построена в 1687 году. Главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Божией Матери Тихвинской. В сем храме чудотворная икона Божией Матери Кипрская, На месте сей церкви был Голутвин Богородице Рождественский монастырь, когда упразднена неизвестно. Николая Чудотворца, в Хамовниках, близ Крымского моста, построена в 1679 году. Приделы: 1) Иконы Божией Матери Споручницы грешных; 2) Алексия митрополита Московского. Здесь находится и самая чудотворная икона Богоматери «Споручницы грешных» 115 , Николая Чудотворца, в Новой Слободе, когда построена неизвестно. Главный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Зачатия Иоанна Предтечи. Николая Чудотворца, на Мясницкой улице, построена в царствование Петра I. Главный храм в честь Сошествия Святого Духа. Приделы; 1) Николая Чудотворца; 2) Апостола и Евангелиста Матфея. В сем храме местно чтимая икона святого Николая Чудотворца. Николая Чудотворца, в Толмачах, близ Ордынки, построена в 1697 году. Главный храм в честь Сошествия Святого Духа. Приделы: 1) Святого Николая Чудотворца; 2) Покрова Пресвятой Богородицы. Николая Чудотворца, в Хлынове, близ Никитских ворот; когда первоначально построена неизвестно. Главный храм в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Знамения Пресвятой Богородицы. Другой храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь был Никольский или Введенский Хлыновский женский монастырь. Этот монастырь в 1629 году сгорел.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В России известны еще Кипрские иконы Божией Матери в московской церкви св. Николая в Голутвине и в московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта украшена богатым окладом. Есть, кроме того, Кипрская икона Богоматери в Нижнем Новгороде, в Иоанно-Предтеченском храме, что в Слободке. Сведения об этой иконе см. под 12 мая. Божия Матерь изображена на ней сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет. 24 апреля Кипяжская икона Место и время явления этой чудотворной иконы неизвестны. Молченская икона. Сведения о ней помещены под 18 сентября. 25 апреля Цареградская икона Эта чудотворная икона написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась она 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Один список с этой иконы находится в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке. Существуют еще списки с Цареградской иконы в Елеазаровском монастыре Псковской епархии, в 25 верстах от Пскова, и в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии. Сведения о другой Цареградской иконе Богоматери, которая выбита на грифельной доске, помещены под 17 сентября. 27 апреля Явление Казанской иконы Богоматери в деревне Александровке Петербургской губернии 27 апреля 1826 года крестьянка деревни Александровки Марфа Екимова объявила своему духовному отцу, что три ночи кряду являлась ей прекрасная Женщина в белой одежде и, разбудив ее, приказывала выйти на реку, под гору, и взять там икону. При этом все домашние свидетельствовали, что видели задние ворота каждый раз растворенными, но никого из людей не было. В третью ночь после явления Марфа вышла в растворенные ворота, деревянный запор которых был переломлен пополам, и увидела необыкновенный свет и в нем спускающийся образ, который стал на берег речки Кузьминки, на лугу за их огородом. По освидетельствовании причтом кузьминской церкви с благочинным царскосельской Знаменской церкви донесено было митрополиту Серафиму, и по его благословению чудесно явившаяся икона была поставлена в кузьминскую церковь, в приходе которой лежит Александровка.

http://sedmitza.ru/lib/text/440287/

Во второй половине XVII века в России уже было широко известно о чудотворной иконе Кипрской Божией Матери. Так, например, в сборнике Иоанникия Галятовского «Небо новое» (Львов, 1665 г.) рассказывается: «В Кипрском острове была церковь Пресвятой Богородицы, ведле тоеи церкви на браме был образ Пресвятой Богородицы, которая сидела на троне и держала Христа яко дитятко на коленах своих, а два ангели по обу двух сторонах стояли. Единого дня минаючи тую церковь еден арапин устрелил Пресвятую Богородицу в колено и зараз от раны постреленой вышла кровь и капала на землю, арапин видячи тое чудо злякъся и утекал до дому своего, але до дому не доехавши умер на дорозе» 46 . В древнерусском изобразительном искусстве второй половины – конца XVII в. иногда представлялся сюжет чуда с нечестивым сарацином, стреляющим из лука в икону, например, среди 40 клейм, обрамляющих икону Кипрской Божией Матери, происходящую из ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове 47 . Впоследствии списки с Кипрской иконы Божией Матери появились в русских храмах, и в конце XIX – начале XX вв. в России было известно несколько икон, которые обозначались одинаковым названием Кипрской, среди них – икона Божией Матери Кипрской в селе Стромыни Московской губернии 48 , икона поясная Божией Матери Кипрской в Московском Успенском соборе, икона Кипрской Божией Матери в московской Николо-Голутвинской церкви 49 , Кипрская икона Божией Матери «Киккской» (пользовавшаяся в России большой славой, как о том свидетельствует её изображение работы ведущего московского иконописца второй половины XVII века Симона Ушакова), хранившаяся во Флорищевой пустыни 50 . Современник Симона Ушакова Федор Евтихиев Зубов написал икону Кипрской Божией Матери «в поднос великому государю» в 1678 году. Нередко в древнерусской живописи XVI–XVII вв. изображались почитавшиеся на Кипре святые. Примечательна, например, фреска «Феодот Киринейский», представленная в росписи 1684 года Успенского собора Свято-Троице-Сергиева монастыря. Завершая обзор кипрского влияния на русскую церковную живопись, необходимо упомянуть также и об обратном процессе, имевшем место в рассматриваемый период времени. Так, например, известно десятилетнее пребывание в Москве в конце XVII века кипрского иеромонаха Леонтия из Левкосии (Никосии), который обучился здесь за это время церковной живописи, а вернувшись на Кипр, стал сам обучать этому искусству и писать иконы для многих храмов. Кипр и Россия в первой половине XVIII столетия

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Во второй половине XVII века в России уже было широко известно о чудотворной иконе Кипрской Божией Матери. Так, например, в сборнике Иоанникия Галятовского “Небо новое” (Львов, 1665 г.) рассказывается: “В Кипрском острове была церковь Пресвятой Богородицы, ведле тоеи церкви на браме был образ Пресвятой Богородицы, которая сидела на троне и держала Христа яко дитятко на коленах своих, а два ангели по обу двух сторонах стояли. Единого дня минаючи тую церковь еден арапин устрелил Пресвятую Богородицу в колено и зараз от раны постреленой вышла кровь и капала на землю, арапин видячи тое чудо злякъся и утекал до дому своего, але до дому не доехавши умер на дорозе” 46 . В древнерусском изобразительном искусстве второй половины — конца XVII в. иногда представлялся сюжет чуда с нечестивым сарацином, стреляющим из лука в икону, например, среди 40 клейм, обрамляющих икону Кипрской Божией Матери, происходящую из ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове 47 . Впоследствии списки с Кипрской иконы Божией Матери появились в русских храмах, и в конце XIX — начале XX вв. в России было известно несколько икон, которые обозначались одинаковым названием Кипрской, среди них — икона Божией Матери Кипрской в селе Стромыни Московской губернии 48 , икона поясная Божией Матери Кипрской в Московском Успенском соборе, икона Кипрской Божией Матери в московской Николо-Голутвинской церкви 49 , Кипрская икона Божией Матери “Киккской” (пользовавшаяся в России большой славой, как о том свидетельствует её изображение работы ведущего московского иконописца второй половины XVII века Симона Ушакова), хранившаяся во Флорищевой пустыни 50 . Современник Симона Ушакова Федор Евтихиев Зубов написал икону Кипрской Божией Матери “в поднос великому государю” в 1678 году. Нередко в древнерусской живописи XVI–XVII вв. изображались почитавшиеся на Кипре святые. Примечательна, например, фреска “Феодот Киринейский”, представленная в росписи 1684 года Успенского собора Свято-Троице-Сергиева монастыря. Завершая обзор кипрского влияния на русскую церковную живопись, необходимо упомянуть также и об обратном процессе, имевшем место в рассматриваемый период времени. Так, например, известно десятилетнее пребывание в Москве в конце XVII века кипрского иеромонаха Леонтия из Левкосии (Никосии), который обучился здесь за это время церковной живописи, а вернувшись на Кипр, стал сам обучать этому искусству и писать иконы для многих храмов. Кипр и Россия в первой половине XVIII столетия

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010