293. Л. 65 об.). " Богоматерь на престоле, с клеймами Акафиста " . Икона. 1682 г. Мастер Семен Спиридонов Холмогорец (ЯХМ) " Богоматерь на престоле, с клеймами Акафиста " . Икона. 1682 г. Мастер Семен Спиридонов Холмогорец (ЯХМ) В сборниках, посвященных чудотворным иконам Божией Матери, изданных в кон. XIX - нач. XX в., те же сведения распределены под др. датами. С. И. Снессорева поместила краткие сведения о Кипрской Стромынской иконе Божией Матери под 20 апр. и сопроводила их изображением Богоматери с Младенцем на престоле, повторяющим с некоторыми изменениями иконографию К. и. на гравюре Тепчегорского ( Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1994. С. 140). Рассказ об иконе, простреленной арабом, и о ее списке в Успенском соборе приведен не под 17 окт., а под 9 июля, и ему соответствует не тронное изображение Богоматери, а поясное с Младенцем на левой руке (Там же. С. 234). Снессорева также отмечает празднование К. и. в день Св. Духа (Там же. С. 403). Е. Поселянин иначе распределил информацию об иконах, называемых Кипрскими. Он указывает дату празднования К. и. 16 февр. (без уточнения, что имеется в виду чудо от Кипрской Стромынской иконы) ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 165); под 20 апр. помещены рассказы о Стромынской иконе и об иконе, простреленной арабом (Там же. С. 251-256),- празднование последней автор также отметил под 2 июня и 9 июля (Там же. С. 331, 454). Единственное изображение К. и.- Богоматерь на престоле, помещено под 20 апр. (Там же. С. 252). В наст. время в календаре РПЦ празднование К. и. отмечено 20 апр. и в день Св. Духа, а Кипрской Стромынской иконе - 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста. В Греческих Церквах почитание раненной арабом К. и. оказалось забытым. В рус. искусстве изображение Божией Матери с Младенцем как Царицы Небесной на троне иногда имеет надпись: «Изображение называемыя Кипрския Богородицы», напр., на иконе «Богоматерь на престоле, с клеймами Акафиста», приписываемой мастеру Семену Спиридонову Холмогорцу, из ярославской ц.

http://pravenc.ru/text/1684772.html

В следующем 1833 году в той же Почаевской лавре по благодати, истекающей от чудотворной иконы и от мощей преподобного Иова, исцелена крестьянская девица Матрона Шлюгова из села Макарьевского Оренбургской губернии. Она три года перед тем страдала болью в голове и во внутренностях, чувствовала отвращение к святыне и трясение членов в церкви и издавала страшный вопль. Исследование об этом исцелении также представлено было Святейшему Синоду и напечатано в Христианском чтении 93 . В 1835 году по вере в помощь от Почаевской иконы Богоматери исцелена от рака около правого глаза священническая вдова Христина Чернявская из города Аккермана Бессарабской области. В 1836 году подобное благодатное исцеление, по упованию на милость Почаевской Божией Матери, получил аудитор гарнизонного батальона Александр Ашуров. Об обоих исцелениях не только донесено было Святейшему Синоду, но и доведено до Высочайшего сведения через Обер-Прокурора Св. Синода 94 . Замечательны также исцеления от тяжких болезней 9-ти лиц в 1824, 1838, 1840, 1849, 1850 и 1853 годах через посредство Иверской иконы Богоматери в Моздоке. Два последние обследованы и засвидетельствованы гражданскою властию. Они описаны в журнале: «Странник» (апрель 1867 г.). В 1841 году прославилась исцелениями Кипрская икона Божией Матери в селе Стромыни, Богородского уезда, Московской губернии. Чудеса описаны в «Душеполезном чтении» по консисторским сведениям (октября 1872 года). Чудеса от иконы Божией Матери Споручницы грешных в Москве В 1844 году в Орловской епархии в Николаевском Одрине монастыре икона Божией Матери Споручницы грешных, стоявшая в пыли в обветшавшей часовне, прославилась исцелением Тимофея, двухлетнего сына купеческой жены Почепиной, подвергавшегося сильным болезненным припадкам. В 1846 г. список с этой иконы прислан был в Москву подполковнику Дмитрию Николаевичу Бонческул. В 1847 году сестра Московского священника купчиха Щербакова исцелена этою иконою (то есть, списком) от жестокой болезни спинного мозга. В 1848 году в день Пасхи Банческул заметил, что сия икона весьма блестит и на ней видны были капли какой-то жидкости.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Киккский монастырь — паломничество Патриарха (ФОТОрепортаж) Вот уже несколько столетий здесь трепетно хранится чудотворная икона Богородицы. Местные жители свято почитали ее, и чудеса, происходившие на острове, объясняли её присутствием. Например, избавление региона от саранчи в 1760 году. 11 июня, 2012 Вот уже несколько столетий здесь трепетно хранится чудотворная икона Богородицы. Местные жители свято почитали ее, и чудеса, происходившие на острове, объясняли её присутствием. Например, избавление региона от саранчи в 1760 году. В ходе своего «мирного» визита в пределы Кипрской Православной Автокефальной церкви, патриарх Кирилл посетил знаменитый на весь мир Киккский монастырь. Киккский монастырь Полное название обители: священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери. Царский- потому что был основан на личные денежные пожертвования византийского императора Алексея Комнина. Ставропигиальный — поскольку – на закладном камне был помещен крест, что означает , что монастырь обладает самоуправлением. Монастырь Святой Девы Киккос был основан примерно в конце XI века. Обитель расположена на высоте 1318 метров над уровнем моря к западу от горной системы Троодос. За все время существования монастыря, его братия посвящала себя не только монашескому деланию. Труды насельников обители были направлены и на то, чтобы укрепить национальное самосознание киприотов. Обитель вела и большую благотворительную работу. Благодаря всему этому Киккская обитель по праву стала считаться одним из важнейших духовных центров острова. Она всегда стояла на страже исторической памяти и православного сознания киприотов, которым пришлось пережить немало тяжелейших испытаний, в том числе и многолетнее порабощение иностранными захватчиками, что несло в себе угрозу полного исчезновения киприотов как народа. Вот уже несколько столетий здесь трепетно хранится чудотворная икона Богородицы. Местные жители свято почитали ее, и чудеса, происходившие на острове, объясняли её присутствием. Например, избавление региона от саранчи в 1760 году. Она также послужила в качестве образца для многих других икон с изображением Богородицы в православном мире. В 1795 году икона была украшена серебряным окладом, который полностью закрыл её изображение, и с тех пор его никто не видел.

http://pravmir.ru/kikkskij-monastyr-palo...

Многие праздники имеют на другой день после себя «собор». Таковы — Рождество Богородицы, на второй день после которого чествуются праведные Иоаким и Анна; после Богоявления на второй день установлено празднество в честь Иоанна Крестителя и т. д. Установление Собора Богоматери относится к очень древним временам. B IV веке некоторые святые отцы, например, св. Епифаний Кипрский , говорили уже поучения в день этого торжества. В древних месяцесловах праздник Собора Пресвятой Богородицы называется еще «Родильные дары». Думают, что в данном наименовании скрывается указание на дары, принесенные новорожденному Царю Иудейскому — Богомладенцу Иисусу от восточных волхвов. Еще называется праздник Собора Богоматери «Бегством в Египет». Вероятно, в древней Церкви воспоминание о поклонении восточных мудрецов и о бегстве в Египет соединялось с празднованием Собора Божий Матери. Поэтому и на иконах, изображающих Рождество Христово с поклонением пастырей и волхвов и бегством Святого Семейства в Египет, очень часто можно встретить надпись «Собор Пресвятой Богородицы». Виленская Остробрамская икона Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом православия в этом крае. Она — древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно — из Херсонеса или Корсун, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345—1377 гг.), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда — Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

и 0,28 м шир., но любопытна письмом. Богоматерь написана по светлому, почти белому фону (любопытно, что подобный фон наблюдается и в других списках Киккской иконы), наведенному узорами и разводами. Мать держит Младенца на левой руке (в зависимости от переводов, Младенец бывает и на правой руке), обнимая Его правою, в то время как Младенец развертывает свиток, на котором написано (безграмотно): πνευμα χυ и пр; удерживая левою рукою Младенца, Мать выдает свое изумление. Архиеп. Сергий разъяснил, что икона Милующей Киккской Б. М. появилась у нас в списках в конце XVII века, называлась иногда именем Кипрской Богоматери, а на Афоне в одном списке, прославившемся чудотворением, получила название «Достойно есть» 88 . 69. Икона Киккской Богоматери в Хиландаре. Лаврская икона Богородицы на игуменском месте писана критским письмом, в XVI веке, но сильно подновлена. Богоматерь держит Младенца на левой руке, и он, охватывая ее руку своими, оборачивается к одному из двух ангелов, видных в неба; с ноги Младенца упала сандалия, тут же висящая. Младенец в белом хитоне, с красивым поясом и золотом гиматии. Икона Богоматери, помещенная в Хиландарском соборе над царскими вратами, как особо почитаемая и чудотворная, представляет некоторый интерес и по лику и ради своего оклада. Богоматерь изображена с Младенцем на правой руке, нежно ее обнимающим, стало быть, в типе Владимирской иконы. Письмо начала XVI века и весьма плохо аттестует искусство славянских стран: так грубо напр. тело, покрытое красною охрою, неприятны и провинциально преувеличены сети оживок, без малейшего понятия о складках, которые должны собственно этими паутинными штрихами быть представляемы, так резки все оживки и не смягчены очерки мускулов даже на детском лике. Но как самобытный памятник славянский, этот образок достоин внимания. Его оклад свидетельствует о высокой даровитости славянских мастеров и об их замечательной технической способности. Оклад весь покрыт изображениями, выбитыми чеканом на общем листе или на отдельных пластинках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Махерасский монастырь [Греч. Ιερ Μον Μαχαιρ], действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви . Находится в 40 км к югу от Никосии (Лефкосии), расположен в вост. части горного массива Троодос, на высоте 870 м над уровнем моря. М. м. возник в XII в., но из-за пожаров визант. постройки не сохранились. Чудом уцелели 2 реликвии визант. периода: палладиум мон-ря - чудотворная икона Божией Матери «Махериотисса» (приписываемая кисти ап. Луки ; искусствоведы датируют ее Х в. или 2-й пол. XI в.) и рукописный монастырский устав прп. Нила (1201-1210), благодаря к-рому стала известна история основания обители. Палестинские монахи прп. Неофит и его ученик прп. Игнатий ок. 1145 г. покинули Иорданскую пустыню и приплыли на Кипр. Сначала они остановились в свт. Иоанна Златоуста монастыре близ Куцовендиса , а затем основали собственный мон-рь на одной из вершин напротив горы Кьония (высота 1423 м). Устав 1201-1210 гг. умалчивает об обретении иконы, однако по местному преданию, изложенному В. Г. Григоровичем-Барским, на месте основания мон-ря, в пещере, по-видимому со времени иконоборческих гонений, была оставлена икона Божией Матери, к которой был привешен нож ( Григорович-Барский. 1886. С. 318). Из-за него икона и получила свое необычное название «Махериотисса» (Μαχαιριτισσα, Παναγα το Μαχαιρ; от греч. μαχαρι - нож). В более поздних легендах история с ножом изложена по-иному (преподобные Неофит и Игнатий при помощи ножа расчистили вход в пещеру, где затем обрели икону - Победимская. 2007. С. 42) или вообще обретает переносный смысл (зимой здесь задували пронизывающие, как нож, ветры - Parthog. 1995. P. 200). Хранящийся в М. м. образ принадлежит к иконографическому типу Агиосоритисса , на котором Божия Матерь представлена без Младенца, в повороте 3/4, с молитвенным жестом рук. Первоначальная киноварная надпись ΑΓΙΟ/ΣΩΡΙΤΗΣΑ изменена на выполненную более темной краской ΜΑΧ /ΡΙΩΡΙΤΗΣΑ.

http://pravenc.ru/text/2562722.html

От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило из нанесенной образу раны – для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, «Умиление»-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение»-Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апреля 1662 года плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными святителем Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». В 1854 г. епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества». Церковному преданию известно несколько икон, от которых источалось святое миро 2 . Еще в древности, b VI веке, на Писидийской иконе струился елей от руки Богородицы. Впоследствии это чудо было утверждено в своей истинности VII Вселенским Собором. B XIII веке после усердной молитвы блаженного Прокопия и людей о спасении от каменного града Великого Устюга по иконе Благовещения («Устюжского») потекло миро – знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. 16 сентября 1392 года миро возникло от десницы Богоматери на Толгской иконе. В 1592 году образ «Похвалы Пресвятой Богородицы» был похищен с Афона разбойниками. Но, когда икона покрылась благовонным миром, они раскаялись и вернули святыню. На пятой седмице Великого поста 1635 года в Оранском Богородицком монастыре Нижегородской епархии во время вечернего славословия с акафистом на Владимирской-Оранской иконе от главы Младенца Иисуса истекло миро и весь храм наполнился благоуханием. В 1848 году, в Москве в доме полковника Д. Н. Бонческула находился только что написанный список чудотворной иконы «Споручница грешных». В Пасху икона заблестела, и на ней увидели капли, похожие на дождевые. На ощупь они были маслянисты и благоухали. Через помазание чудной влагой получили исцеление больные. Образ пожертвовали в храм, где он прославился и другими чудотворениями.

http://azbyka.ru/znameniya-ot-ikon-v-kon...

3 февраля 1997 года, в день празднования иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», в Киккском монастыре на Кипре заплакал список этой чудотворной иконы. Послушник обители Стиллианос читал ночью молитвы перед образом. Вдруг икона преобразилась, и из очей Пресвятой Девы и правого ока Богомладенца потекли слезы. Изумленный увиденным, послушник потерял дар речи. На следующий день весь Кипр покрылся снегом, впервые за сорок лет. Глава Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом с прихожанами совершил крестный ход вокруг Киккоса — святой обители на вершине горы Троодос, где пребывает также чтимая икона Божией Матери «Умиление» (Киккская) (Православный мир. 1997. 2. С. 42–43). Древняя икона «Отрада и Утешение» в 807 году спасла Ватопедский монастырь на Афоне от нападения варваров. Во время молитвы перед ней настоятель услышал голос: — Не открывайте врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников. Но вдруг Богомладенец закрыл десницей уста Богоматери и сказал Ей: — Нет, Мати Моя, не говори им. Пусть монахи будут наказаны. Они очень грешны. Но Богородица, удерживая руку Своего Сына и Господа, снова произнесла те же слова. Ворота были заперты, и варвары не смогли проникнуть в монастырь. Очертания иконы чудесно изменились и остались в том виде, какой приняли во время предупреждения об опасности. С тех пор икона «Отрада и Утешение» считается заступницей монахов и всех христиан. «На лице Богоматери ясно выражается сострадательная любовь; взор Ее дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка привета и утешения. Лице Предвечного Младенца-Бога грозно, и движение гнева заметно во всех Его чертах, а взор Его полон строгости и неумолимого суда» (Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери… Кн. 1. С. 124). Чтимый список с иконы, выполненный на Святой Горе Афон, находится в Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Господь плачет о мире В ноябре 1996 года в Вифлееме, в церкви Рождества начал плакать образ Спасителя. Он написан наверху мраморной колонны, расположенной сбоку от главного алтаря, перед спуском в пещеру, где родился Богомладенец. Базилика Рождества Христова воздвигнута b IV веке святой равноапостольной царицей Еленой. За минувшие шестнадцать столетий служба в храме никогда не прерывалась и продолжается по сей день. Слезоточение иконы Спасителя официально засвидетельствовано священниками Греческой Православной Церкви. Один из них, о. Анастасий, говорит: «Я видел это сам. Иисус плачет потому, что мир идет по неверному пути» (The Jerusalem Post. 1996. 26 нояб.; Православный мир. 1997. 1. С. 41–43). Колонна в базилике Рождества. Спас плачущий

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

архиеп. Макариоса, Никосия) В рус. храмах позднего средневековья, особенно в небольших городах, выносные И. устанавливали в наосе храма, на клиросах. Согласно Писцовой книге Пскова с пригородами и уездами 1584/85-1587/88 гг., 2-сторонние, богато украшенные И., стоящие «против крылоса», были в храмах Гдова. Так, в соборе, посвященном вмч. Димитрию Солунскому, «против правого крылоса» находился 2-сторонний «образ Воплащенье Пречистые да Дмитрей Селунской створчаты» (Города России. 2002. С. 168). И. имела общий покров, но к обоим образам прилагалась собственная пелена и возжигалась лампада. Замечание описи о том, что И. представляла собой складень с изображениями Богоматери и св. воина, покровителя города, напоминает известные визант. примеры XIII в., напр. кипрскую 2-стороннюю икону, возможно бывшую диптихом, с Киккским образом Богоматери и мч. Иаковом Персянином (кон. XII в., ц. Богородицы Феоскепасты в Като-Пафосе, Кипр) или синайский диптих с образами Богоматери с Младенцем и св. Прокопием (2-я пол. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В том же гдовском храме против левого «крылоса» стояла икона вмч. Димитрия Солунского, также с прикладом, за престолом находилась икона Божией Матери «Одигитрия». В иконостасе помещалась икона «Воплощение Пречистые Богородица», прямо названная выносной, с богатым прикладом, в т. ч. шитым, а также с резной золоченой деревянной сенью над ней (Там же. 2002. С. 169). В др. гдовской церкви - во имя вмц. Параскевы Пятницы, деревянной, стоявшей «за городом», против правого «крылоса» находился «образ Воплощение Пречистые выносной, на другой стороне образ Пятница светая на золоте». Над И., так же как и в соборе вмч. Димитрия, была резная золоченая сень, богатый приклад был приложен к лицевой стороне с изображением Божией Матери. Рядом с выносной И. находилась местная И. с образом св. покровительницы храма, еще один выносной образ («Спасов выносной на золоте» с прикладом) стоял в притворе (Там же. 2002. С. 174-175). II. Иконография выносных И.

http://pravenc.ru/text/389040.html

– По левую сторону Патриаршего места образ Владимирской Божией Матери – верный список с подлинного – писанная митрополитом Симоном; она посвящена сюда императрицею Анною Иоанновною, в 1733 году, после счастливого окончания войны с французами и поляками и взятия Гданска, или Данцига. На северном столпе, икона Кипрской Божией Матери, в богато-украшенном окладе; этот образ явился в 392 году в Кипре; празднество ему совершается дважды в год: 20 апреля и 9 июля; неизвестно, с которого времени он здесь находится. – В алтаре: Петровской Богородицы, названная так потому, что она писана св. митрополитом Петром; празднество ей бывает 24 августа. Еще две иконы, за престолом, Всемилостивого Спаса и Божией Матери, вывезенный, по преданию, из Корсуня св. Владимиром I, и находившаяся до 1570 года в Новгороде, откуда царем Иоанном Грозным перенесены сюда. – Над дверьми в Петропавловский придел стоит образ Успения Богородицы. Есть два предания об этой иконе: одно – что она написана на доске от купели, в которой крещена Божия Матерь, а другое (и вероятнее первого) – что это изображение сделано на гробовой доске св. Алексия Митрополита. – В Петропавловском приделе: Влахернской Богородицы, из воскомастики, принесенная из Константинополя, при царе Алексие Михайловиче, в 1654 году; икона эта была некогда покровительницей Царьграда и греческих государей: царь Ираклий имел ее с собою в походе против персов. Тут же образ Псково-Покровской Божией Матери, древнего письма, на холсте, украшенный золотым окладом, с алмазами, в 1740 году, по усердию императрицы Анны Иоанновны, в возблагодарение за победы над турками; на этой иконе изображен вид Пскова; а в надписи изложена история избавления этого города, помощью Богоматери, во время осады польского короля Стефана Батория, в 1581 году. – В том же приделе, над гробницею св. Феогноста, есть древний барельеф, принадлежащий – как по работе судить можно – к средним векам, изваянный из белого камня и представляющий вооруженного всадника на коне, поражающего копием крылатого дракона, с латинскою надписью, из которой видно, что изображение это было на триумфальных вратах, посвященных сенатом и народом римским императору Константину Великому , по освобождении им Церкви Христианской от гонения язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010