О.В. Губарева Глава 4. Киккская икона Божией матери («Милостивая») Киккская икона Божией Матери на престоле со святыми и пророками. (Фрагмент) 1080–1130 гг. Синай «Нова нам Младенца родила еси Ветхого деньми…» 121 Существует несколько иконографий, которые по внешним приметам относят к «Умилению», но по богословскому содержанию они настолько различны, что их следует рассматривать отдельно. Речь идёт об иконах, где Богомладенец изображен с вывернутыми ручками и ножками в странном круговом движении. При этом Богородица и Христос вместе держат свиток (которого нет в иконографии «Умиление»). За такими иконами издревле укрепилось название «Взыграние Младенца». «Играться» по-древнерусски означает радоваться, веселиться. Но лик Богомладенца Христа задумчив и спокоен. Вечность и отрешённость запечатлелись в чертах Его Пречистой Матери. В Евангелии есть слова: «Взыграл младенец радостно во чреве моем», – но они принадлежат не Деве Марии, а праведной Елисавете ( Лк.1:44 ). Откуда же такое название и необычная поза Младенца? Обратимся к одной из наиболее древних и хорошо сохранившихся икон этого извода – к списку XIII века, исполненному с чудотворного Киккского образа Пресвятой Богородицы кипрским иконописцем святым Феодором. Икона, написанная, по преданию, апостолом Лукой, получила свое название от горы Киккос на о. Кипр, на которую она попала по повелению Самой Пресвятой Богородицы. Ради великого образа в начале XII века на крутой и высокой вершине был возведён монастырь. Труднодоступный и сейчас, он хранит святыню, которую нам не дано увидеть. Уже тридцать лет, как её лик скрыт под платом. Но обратимся к чудотворному списку XIII века 122 . От всех других списков с Киккской иконы его отличает в первую очередь форма свитка в виде веретена с навитой красной нитью. При этом он находится у Христа не в левой (как, например, в Одигитрии), а в правой руке. Только на иконе святого Феодора Богородица и Христос держат свиток вместе, причем рука Богородицы облегает ручку Богомладенца со свитком-веретеном, повторяя его форму.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Списки образа Казанской Богоматери очень многочисленны. Можно сказать, что из числа Богородичных икон эта была наиболее распространенной в России. Воспроизведенная здесь икона была написана приблизительно в конце XVI столетия, т. е. вскоре после явления Казанской иконы. На нашей иконе Богоматерь изображена только до плеч. Руки – левая, держащая Младенца, и правая, молебно к Нему простертая, – не видны. Младенец Эммануил также показан в полфигуры. Левая Его рука, обычно держащая свиток, покрыта гиматием, разделанным золотом, как на Смоленской иконе. Христос стоит прямо, лицом к верующим. Его благословляющая правая рука на нашей иконе попорчена огнем, но все же видно, что жест ее не столь торжествен, как на Смоленской Одигитрии. Богоматерь склоняет голову к Младенцу больше, чем на Тихвинской иконе. Лик Ее строг, но вместе с тем отражает женственную, грустную и серьезную нежность. Не обращая взгляда непосредственно на Своего Младенца, Богоматерь как бы созерцает посланничество Спасителя, приемлющего на Себя страдания мира. Здесь уже не церемониальное представление Его народу: византийская тема Одигитрии совершенно изменилась в русской иконе Казанской Божией Матери. Наша икона была недавно расчищена в Париже. Краски ее великолепны: мафорий огненно-пурпурного цвета выделяется на золотистом охристом Фоне. Богоматерь на троне Богоматерь на троне. Крит. Последняя четверть XVI в. Музей Бенаки. Икона, приписываемая критской школе последней четверти XVI в. Богоматерь на престоле. Скульптура. Начало XIV в. Сербия. Монастырь Соколица. Этот иконографический тип известен в России обычно под именем Кипрской Богоматери 168 , чудотворная мозаичная икона которой была известна на Кипре еще в начале VII в. Кроме того, этот образ носит название Печерской Божией Матери – от чудотворного образа в Киево-Печерской Лавре 169 . Замечательные переводы этого образа находятся также в храмах Мистры: Перивлепты (второй половины XIV в.) и Пантанассы (начала XV в.) 170 . Особенно широко это изображение привилось на средневековом Западе, где оно стало излюбленной формой скульптурных изображений Богоматери. Аналогичные нашей иконе изображения имеются и среди фресок и икон XVI в. на Афоне 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Написана эта икона на полотне, наклеенном на доску, и по времени своего происхождения может быть отнесена k XVII веку. Коложская икона с древних времен ознаменовала себя многими чудесами, и до сих пор толпы верующих притекают во множестве со всех сторон на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы и по вере своей получают великие знамения Ее милосердия. 9 июля Кипрская икона Сведения об иконе Богоматери, именуемой Кипрской, а также и о ее списках, именно: Полыньковой, Ястребской, Ножевой и Чистительной, помещены под 20 числом месяца апреля. 10 июля Коневская икона Коневская икона Божией Матери принесена в Россию с Афона преподобным Арсением Коневским и находится в мужском Коневском монастыре, устроенном на Коневце, одном из островов Ладожского озера. История этой чудотворной иконы такова. Преподобный Арсений, желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, он решил возвратиться в свое отечество, чтобы там продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Пречистой Богоматери. Арсений, прощаясь со старцем, высказал ему свое твердое намерение создать у себя на родине обитель в честь Пресвятой Богородицы. Старец одобрил это благочестивое намерение Арсения и предсказал ему, что с помощью Божией монастырь будет создан и прославлен на пользу и спасение многих. И вот, сопутствуемый иконой Богоматери, Арсений в 1393 г. возвратился в Россию и пришел в свой родной город Новгород. Явившись к архиепископу Новгородскому Иоанну, он испросил у него благословение на создание обители в пределах новгородских. «Благословение от него (архиепископа) прият, — говорит жизнеописатель преподобного Арсения, — отьиде на Невоозеро, в Коневский остров, и вселися ту и со святою иконою, юже прият во святой горе. И созда церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и обитель» (память прп. Арсения 12 июня). Так, из Новгорода по реке Волхову Арсений направился в Ладожское озеро или, как оно называлось в старину, Нево-озеро, и здесь, обойдя много островов, остановился, наконец, на острове, который был известен под именем Коневца.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Это направление продолжено книгою: Блогодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ее святой иконы 1891 г. В книге Снессоревой соединены оба направления. В ней сообщаются краткие сведения и об малоизвестных иконах и более или менее полные о чудотворных иконах известных с описанием чудес их. В отношении икон Кипрских и Милостивой или Милующей Божией Матери следует сделать к нашей статье дополнение и поправку. По русским источникам оказывается четыре и даже пять разных икон Кипрских, в книжке: Изображения икон Пресвятой Богородицы (издан. 1853 г.) апреля 20 изображена Богоматерь Кипрская с Богомладенцем на престоле, по сторонам юноши или, вернее, девы с распущенными волосами и яблоками (или шарами) в руках, а по изображению у Снессоревой два ангела с крыльями и ветвями в руках; второе изображение находится в с. Стромыни Московской губернии. 2) Другое изображение в книжке 9 июля: Богоматерь (Кипрская) не на престоле и без предстоящих, Богомладенец на левой руке Ее; верхняя часть Его без всякого одеяния, но есть препоясание от чресл до колен, внизу часть державы (круглаго шара). Пишется, что сия икона явилась на острове Кипре и находится в Явленском (?) монастыре. Список с нее в Московском Успенском соборе. В книге: Слава Пресв. Владычицы и проч. изд. 1853 года есть сказание, переведенное с гречесвого исправленного иерус. патриархом Ефремом (1766–1771), в котором говорится, что три иконы написаны еванг. Лукою; на одной Пресв. Дева изображена без Единородного Сына и именуется Милостивою ( Ελεοσα), на другой изображена держащею Сына с левой стороны, называется Одигитриею (Путеводительницею), на третьей Пречистая держит Единородного с правой стороны, именуется также Милостивая, но для различия от первой иконы называется также и Милостивая Киккская ( Ελεοσα το Κκκου) от горы на северозападной стороне Кипра Коккос или Киккос. Эта икона из Египта, где написана св. Лукою, впоследствии времени перенесена в Константинополь, где поставлена в царских чертогах и пребывала до времен импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Уста немеют, а очи наполняются слезами от неизглаголанной радости — мы встречаем сегодня честного и преподобного, мудрого и глубокомысленного руководителя и кормчаго, правящего кораблем братской Православной Русской Церкви, встречаем здесь, в сем медоносном улье, где трудятся неутомимые труженики, во всечестной обители Богоматери, древнейшем Киккском монастыре, который является тем золотым звеном, что крепко и нерушимо соединяет Русскую и Кипрскую Церкви. Вся история этой богохранимой обители, Ваше Святейшество, указывает нам на продолжительные и тесные братские связи Кипрской и Русской Православных Церквей, ведь поле трудов братии этого крупного центра монашества простиралось даже до великой России, где в Вартзии в Грузии, которая входила тогда в состав Российской империи, было основано и действовало подворье Киккского монастыря. Через это подворье и Киккский монастырь, и весь Кипр были связаны с православным народом Российской империи, и таким образом Киккский монастырь являлся одним из главных проводников на Кипр духовных и культурных достижений русского народа и светлым очагом русско-кипрской дружбы и соработничества. С другой стороны, постоянная связь Киккского монастыря с Россией происходила посредством чудотворной иконы Божией Матери Елеусы Киккской, одной из трех написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Слава чудотворной иконы Богоматери Киккской дошла, как и следовало ожидать, до России; копии этой иконы появились во многих русских храмах, и самая известная из них находится сегодня в Государственной Третьяковской галерее. Эта икона работы знаменитого живописца Симона Ушакова датируется 1668 годом. Переведенные на русский язык рассказы об истории Киккского монастыря и чудесах от иконы Богоматери Киккской читались православными русскими людьми и способствовали тому, что многие русские паломники во время путешествия в Святую Землю по пути в Палестину посещали Киккский монастырь и оставляли здесь свои благочестивые приношения. Многие русские паломники оставляли в дар Киккскому монастырю много драгоценных вещей и церковных сосудов, произведенных в России, так что если сегодня русский паломник захочет посетить Киккский монастырь на острове Кипр, то обитель встретит его звоном русских колоколов, свет русских паникадил будет освещать храм, в котором он будет молиться, и из русских богослужебных сосудов он будет причащаться Честных Тела и Крови Христа Спасителя.

http://patriarchia.ru/db/text/2278008.ht...

1876. Т. 3. С. 622). В том же киоте находилась икона Божией Матери «Умиление» (в XIX в. она получила наименование Китийская-Кипрская), к XVII в. здесь же, рядом с моленным местом цариц, располагались и др. Богородичные иконы, как древние, так и созданные по заказу семьи Романовых. Возможно, по царскому заказу был написан и образ преподобных, т. к. царь Михаил Феодорович почитал своим небесным покровителем прп. Михаила Малеина, духовного наставника прп. Афанасия Афонского; вероятно, для молившихся о нем имело значение почитание именно святогорских аскетов, тем более что в Житиях обоих пустынножителей, Онуфрия Великого и П. А., подчеркивалось их знатное происхождение. О связи с московским Успенским собором почитания Кипрской иконы Божией Матери с образами пустынников П. А. и Онуфрия Великого свидетельствуют более поздние памятники, такие как икона-пядница 1-й четв. XIX в. из собрания Н. П. Лихачёва, в к-рой образ Богоматери с Младенцем занимает средник, а на полях написаны образы пустынников («Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Русского музея/Авт. вступ. ст.: Т. Виллинбахова, И. Плешанова. СПб., 1995. С. 198-199. Кат. 123). С днем памяти пустынников (12 июня) могло быть связано какое-то событие из истории московского Успенского собора. Сочетание фигур преподобных П. А. и Онуфрия Великого с Богородичными образами использовалось и в др. вариантах - Голубицкая икона Божией Матери, с избранными святыми (XVI в., Музей русской иконы, Москва), в составе сложной композиции на створке складня Купятицкой иконы Божией Матери (кон. XVII в., Оренбургский обл. музей изобразительных искусств; Рус. икона. 2019. Кат. 3. С. 33). «Нагоходцем» П. А. предстает на миниатюре Строгановского лицевого подлинника, но может быть облачен в милоть-шкуру, спускающуюся ниже колен, как на иконе-двухрядице ярославского письма (XVII в., Музей искусств Снайт ун-та Нотр-Дам/Snite Museum, Саут-Бенд, США). В паре с прп. Онуфрием и московскими юродивыми-нагоходцами, Василием Блаженным и Максимом, П.

http://pravenc.ru/text/2580372.html

Спасаясь от жары под пятьдесят градусов, мы толкнули на узкой улочке тяжелую дверь, из-за которой повеяло кондиционированной прохладой. За дверью оказался музей. Доисторические раковины на полках сменяются античной керамикой, венецианские костюмы – английским столовым серебром. Самый интересный в музее экспонат – макет Никосии, по нему мы и узнали о необычной форме городских стен. Киккский монастырь Крупнейший и известнейший среди кипрских монастырей – Киккос. Здесь хранится одна из величайших христианских святынь – Киккская икона Богоматери, написанная св. апостолом Лукой с лика Самой Пречистой при Ее земной жизни. Долгое время эта икона находилась в Египте, куда была послана апостолом Лукой во владение назореям, благочестивым христианам, которые были обращены ап. Марком и жили по его заветам. В 980 году, когда на христиан в этой местности начались гонения, икона была вывезена в Константинополь. На Кипре же икона оказалась по воле Самой Царицы Небесной через следующие события. Икона Божией Матери Кикотисса Однажды византийский вельможа Мануил Вутомитис, наместник императора на Кипре, охотился на косуль в лесах Троодоса. На горной тропинке вельможа встретил отшельника Исайю, который, будучи занят молитвой, не приветствовал знатного гостя и бросился бежать, не желая быть узнанным. Разгневанный Мануил приказал слугам догнать отшельника и жестоко избил его. Вскоре правитель острова заболел тяжелым недугом - расслаблением. Вспомнив о несправедливо наказанном монахе, он послал слуг попросить прощения у отшельника. Исайя простил вельможу и помолился о его здравии. Мануил исцелился и обещал отшельнику выполнить любую его просьбу. Старец же получил откровение, согласно которому Мануил должен отправиться в Константинополь к императору Алексию Комнину и привезти на Кипр чудотворный образ Богоматери, написанный апостолом Лукой. Но Мануил убоялся отправиться в столицу к императору и ограничился тем, что пожертвовал старцу Исайе деньги на строительство храма, которое началось незамедлительно.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Губкин. Кафедральный собор Спаса Преображения. Преображенский собор Добавить фотографии Преображенский собор - второй по величине после храма Христа Спасителя. Заложен 18 октября 1992 г. Освящен 29 сентября 1996 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Илга Гондарева 7 января 2011 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вторым по величине в России после храма Христа Спасителя является кафедральный Спасо-Преображенский собор. Он построен по проекту архитектора В.А. Смурова и инженера Е.И. Ивлевой в период 1993-1996 годы. Пятипрестольный Спасо-Преображенский кафедральный собор освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 29 сентября 1996 года. Интерьер собора украшен настенной росписью на библейские темы. В 1997 году открыта воскресная школа для 100 учащихся. Святыней храма является икона «Помощь в родах». Она освящена в XVII веке в Новгороде. В начале XX века икона была утеряна, a затем чудесным образом обретена и перенесена в Спасо-Преображенском соборе. Спасо-Преображенский собор строился с января 1993 г. до августа 1996 г. В создании ансамбля Спасо-Преображенского собора приняли участие российские, украинские, белорусские, чешские и греческие специалисты. 26 сентября 1996 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение собора. Спасо-Преображенский собор – пятипрестольный. Главный алтарь Спаса Преображения, два придела – во имя священномученика Онуфрия, архиепископа Старооскольского, и в честь Песчанской иконы Божией Матери (в верхнем храме), придел во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших (в крестильном храме), и алтарь во имя святителя Анатолия, Патриарха Константинопольского (в нижнем храме). Для колокольни собора голландской королевской фирмой «Петит и Фритцен» изготовлены 11 колоколов, самый большой из которых весит 6,2 т, самый маленький – 10 кг. Слева от главного алтаря находится особо почитаемая икона Божией Матери «Помощь в родах». Она освящена в Новгороде в XVII в. Каждую пятницу перед этой иконой совершается водосвятный молебен, испрашивается заступничество Божией Матери. О полученной помощи свидетельствуют многочисленные ювелирные украшения, принесенные в знак благодарности. В храме имеется икона с частицей мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Также в соборе в 2014 г. появился ковчег с частицами мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, Кипрских святых, святителя Митрофана Воронежского, святителя Тихона Задонского, святителя Никодима, епископа Белгородского, великомученика Пантелеимона Целителя, преподобного Иова Почаевского, преподобного Амфилохия Почаевского.

http://sobory.ru/article/?object=15867

Мн. списки К. и. совмещают изображение коронования Богоматери ангелами и образ ап. Луки. Напр., на серебряном окладе К. и. 1778 г., изготовленном по заказу иером. Иеремии из Митилины в одной из мастерских М. Азии (55,5×41 см; Византийский музей в Афинах), поясное изображение ап. Луки помещено на облаке на уровне плеч Богоматери и Младенца. Богоматерь венчают ангелы, один из них держит свиток, другой - кадильницу. На иконе 1788 г. из Синайского мон-ря (фотография, архив Византийского музея) Богоматерь коронуют 2 ангела со свитками, слева - ап. Лука с кистью в руке завершает написание иконы; похожий извод представлен на кипрской иконе кон. XVIII в. (Музей икон в Рекклингхаузене): апостол прикасается кистью к глазу Младенца, а сам устремил взгляд на молящегося. На иконе «Киккотиссы» с образом ап. Луки XVIII-XIX вв., которая происходит из Каппадокии (31×24 см; Музей Бенаки в Афинах), ангелы отсутствуют, а венец над главой Богоматери остался. На нек-рых списках К. и. фигуры святых, помещенные рядом с Богоматерью и Младенцем, напоминают изображения патрональных святых, напр. на иконе, выполненной по заказу некоего Манолакиса (43,5×37 см; частная коллекция в Швейцарии), помимо ап. Луки внизу представлены коленопреклоненные свт. Николай Чудотворец и сщмч. Харалампий. Киккская икона Божией Матери, с клеймами Акафиста Пресв. Богородицы. Ок. 1791 г. Мастер И. Корнарос (ц. Пресв. Богородицы Хрисополитиссы, Ларнака) Киккская икона Божией Матери, с клеймами Акафиста Пресв. Богородицы. Ок. 1791 г. Мастер И. Корнарос (ц. Пресв. Богородицы Хрисополитиссы, Ларнака) Приглашенный на Кипр критский живописец Иоаннис Корнарос выполнил неск. списков К. и. Икона 1789 г., находящаяся в соборе Киккского мон-ря в местном ряду иконостаса, первая слева от царских врат, по иконографии повторяет икону 1757 г. Монументальный живописный образ в среднике фланкирован небольшими фигурами святых, отчеканенными на боковых полях оклада, что вызывает в памяти принципы обрамления почитаемых икон еще в визант.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Слава и влияние Киккской обители были так велики, что после пожара 1365 года сам католический король Петр (1359–1369) изъявил готовность восстановить монастырь, желая этим выразить благоволение своим подданным. Но его супруга Элеонора умолила его позволить ей выделить средства на восстановление обители. В период латинского господства благодаря манускриптам, создаваемым в обители, сохранялись и продолжались православные традиции и греческий язык, оставалась живой историческая память кипрского народа. В монастыре была мастерская по переписке и украшению рукописей, продолжавшая византийские традиции. В патриаршей библиотеке Иерусалима хранится рукописная Псалтирь, вышедшая из скриптория Киккского монастыря, убедительно демонстрирующая высочайшее мастерство кипрских иноков. Хотя в силу исторических и ряда других причин многие тексты той эпохи утрачены, но через списки Киккской иконы Божией матери, которые были сделаны в XIII–XV веках и сохранились как на Кипре, так и в других местах, ощущается их духовное влияние. Это икона храма Божией Матери Кивоту (XIII в.), что в общине святого Феодора в Агру, икона храма святой Марины (XV в.) селения Калопанайотис, хранящаяся ныне в музее византийских древностей при фонде архиепископа Макария III, и икона храма Божией Матери Дексиа (XV в.) в Салониках. Турецкое господство (1571–1878) Мрачный период турецкого господства стал серьезным испытанием для кипрского эллинизма. Иноверный завоеватель принес с собой совершенно чуждую киприотам культуру, другую религию, которые всеми силами стремился им навязать. Для достижения этих целей на Кипре был размещен многочисленный военный контингент, создавались мусульманские общины. Опираясь на идеологию ислама, Османская империя полагала, что обладает правом жестоко эксплуатировать покоренные народы, вследствие этого пребывавшие в состоянии духовного оскудения и постоянной опасности физического уничтожения. Киккский монастырь. Гравюра 1778 г. В новых условиях единственной организованной силой и надеждой народа оставалась Церковь, которая его защищала, укрепляла и направляла.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010