За последнее десятилетие связи между Русской и Кипрской Православными Церквами продолжают укрепляться 149 . В декабре 1976 года по приглашению архиепископа Кипрского Макария делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Тульским и Белевским (ныне — Крутицким и Коломенским) Ювеналием совершила поездку на Кипр 150 . В 1977 году Кипрская Православная Церковь понесла тяжёлую утрату: 3 августа скончался её предстоятель — архиепископ Макарий 151 . 4 августа для участия в похоронах Блаженнейшего архиепископа Макария на Кипр отбыла делегация в составе митрополита Берлинского и Среднеевропейского (ныне Минского и Белорусского) Филарета и архиепископа Волоколамского Питирима, председателя Издательского отдела Московского Патриархата 152 . С 9 по 15 мая 1978 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен во главе делегации посетил Кипрскую Православную Церковь. Делегация посетила древние кипрские монастыри Кикко и Махера. Святейший Патриарх Пимен совершил литию у могилы почившего предстоятеля Кипрской Православной Церкви архиепископа Макария и возложил на его могилу венок 153 . С 22 мая по 7 июня 1978 года в нашей стране находилась делегация Кипрской Православной Церкви во главе с новоизбранным архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Блаженнейшим Хризостомом. С 25 по 29 мая делегация принимала участие в торжествах Русской Православной Церкви, посвященных 60-летию восстановления патриаршества в России 154 . Отношения между обеими Церквами развиваются и на молодёжном уровне. Весной 1982 года в нашей стране находилась делегация православной молодёжи с Ближнего Востока, в составе которой были кипрские православные христиане. В ноябре 1983 года молодёжная делегация Русской Православной Церкви посетила Кипр с ответным визитом по приглашению молодёжного департамента Ближневосточного Совета Церквей и имела встречу с Блаженнейшим архиепископом Хризостомом. В июне 1988 г. делегация Кипрской Православной Церкви во главе с архиепископом Хризостомом посетила нашу страну для участия в торжествах по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Февраля в 5 день церкви Нерукотворенного Образа, что в селе Воротынске, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков, з дву двоеженцов шеснатцать алтын три деньги. Да нынешнего 1640/41 году с семи отроков, с одного двоеженца дватцать два алтына взято. Платил тое ж церкви поп Василей. (Л. 374) Февраля в 7 день церкви Благовещения Пречистые Богородицы, что в Благовещенском монастыре, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков, да с троеженца четырнатцать алтын. Да нынешнего 1640/41 году с трех отроков, с четырех двоеженцов дватцать пять алтын три деньги взято. Платил Благовещенского монастыря стряпчей Яков Павлов. Февраля в 11 день церкви Благовещения Пречистые Богородицы, что в селе Купле, по росписи венечных пошлин прошлого 1638/39 году с дву отроков, да с двоеженца девять алтын три деньги; да 1639/40 году с одново двоеженца четыре алтына три деньги взято. Платил Федоров человек Челюскина Борис Пантелеев. (Л. 374 об.) Февраля в 18 день церкви Покрова Святеи Богородицы, что в селе Плотинском, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с десяти отроков, да с двоеженца дватцать девять алтын три деньги взято. Платил Яков Павлов. Того ж дни церкви Преображения Спасова, что в селе Спаском, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с семинатцати отроков, с трех троеженцов рубль дватцать восмь алтын четыре деньги; да нынешнего 1640/41 году с пяти отроков, да з двоеженца, да с троеженца дватцать три алтына пять денег. Обоево прошлого 1639/40 и нынешнего 1640/41 году два рубли девятнатцать алтын з деньгою взято. Платил Яков Павлов. Того ж дни церкви Рожества Пречистые Богородицы, что в селе в Мичине, по книгам венечных (Л. 375) пошлин прошлого 1639/40 году с осми отроков дватцать алтын; да нынешнего 1640/41 году з девяти отроков, с одного двоеженца дватцать семь алтын взято. Платил Яков Павлов. Того ж дни церкви Николы Чюдотворца, что в селе в Атрасе, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков, да с дву двоеженцов шеснатцать алтын три деньги; да нынешнего 1640/41 году с одново двоеженца четыре алтына три деньги взято. Платил Яков Павлов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

περ δολων, να ερολογνται//PG. 119. Col. 997-1002; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 389-390) содержит ответ на вопрос мон. Василия, обязаны ли хозяева следить за тем, чтобы их рабы не прелюбодействовали, а вступали в законный брак. Вплоть до XIX в. господствовала т. зр., согласно к-рой сочинение составлено тем же автором, что и предыдущее, причем время его жизни относили к 1-й пол. XIII в. Издателями Афинской синтагмы было высказано предположение о том, что ответ мон. Василию написал не Н. М., а именно митр. Никита, занимавший Фессалоникийскую кафедру позднее ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 382, 443); А. С. Павлов высказался в поддержку данного предположения ( Павлов. 1895. С. 378). Тем не менее существуют определенные основания отождествить Никиту Митилинского с Фессалоникийским архиеп. Никитой, к-рый упоминался в рукописи Paris. gr. 243 под 1133 г., поскольку в ответе содержатся ссылки на новеллу «трижды блаженного» и «славного» имп. Алексея I Комнина (1081-1118). 3. «Вопросы относительно законов и канонов, представленные Никите, святейшему митрополиту Фессалоникийскому, и их разрешение» (Ερωτσεις διαφρων νομμων κα κανονικν ζητημτων...// Павлов. 1895. С. 381-387). По мнению Павлова, подготовившего editio princeps «Вопросов...», они представляют собой наиболее проблемное каноническое сочинение, надписанное именем Никиты, митр. Фессалоники, т. к. в заглавии отсутствуют слова «хартофилакс», «Митилинский» и «Маронийский». Павлов считал, что само содержание ответов указывает на более ранний период, чем время жизни Н. М., т. к. их автор «является представителем еще старых, строгих воззрений на повторительные браки» (Там же. С. 379). В обоснование своего мнения историк ссылался на то обстоятельство, что патриарх Антиохийский Феодор IV Вальсамон († после 1195) и митр. Ираклийский Никита Серрец сообщали о терпимом отношении византийцев их времени к повторным бракам. Т. о., Павлов считал возможным отождествить автора изданных им ответов с неким Никитой, который должен был занимать кафедру в кон.

http://pravenc.ru/text/2565410.html

1), и за сохранение епископами всей административной и судебной власти (т. 2) 369 Никанор. Записки, в: Русс. арх. 1906. 3. С. 23; Заозерский. Ук. соч., в: У Троицы в Академии. С. 641; П. С. Казанский к А. Н. Бахметьевой — там же. С. 198. 370 См.: Павлов. Курс церковного права (1902). § 53; Суворов. Учебник (1912), § 69; Бердников. Краткий курс (1888). С. 5–30, 157–165. См. также: Milasch; Herman. De fontibus (1936). О развитии российского государственного права см. работы Градовского, Владимирского–Буданова, Романовича–Славатинского, Ивановского, Г. Вернадского (библиогр., общ. лит. б и во Введении Б). 371 О Кормчей книге см.: Milasch. 1905. Р. 192; Розенкампф (1829); Herman. Р. 23–33; Бердников (1888). С. 22–28; Павлов (1902). С. 115–125; он же. Первоначальный славянорусский Номоканон. Казань, 1869. Об истории Кормчей книги в Московской Руси см.: Срезневский И. И. Обозрение древних русских списков Кормчей книги. СПб., 1899 (Сборник Отд. русск. языка и словесности. 65); Нечаев (1890). С. 35; Бенешевич В. Древне–славянская Кормчая XIV титулов без толкований. 1906; не потеряла своего значения и старая работа: Калачов Д. О значении Кормчей в системе древнего русского права, в: Чтения. 1847. 3–4. 372 Milasch. Р. 75–77; Бердников. 1888. С. 13–17. 373 Milasch. Р. 42–44, 78; Бердников. 1888. С. 15–17; ПБЭ. 8. Стб. 326–330, 330–377, 381–383. Русские издания: Книга правил. 1839; Правила… св. отец с толкованиями. 1878; Деяния Вселенских Соборов в переводе на русский язык. Казань, 1859–1873, 1889–1911. Т. 1–7; Деяния девяти Поместных Соборов в переводе на русский язык. Казань. 1901. 2–е изд. 374 Milasch. Р. 50–54, 123–131, 690–716, а кроме того: Скворцов И. Записки по церковному законоведению. Киев, 1848, 1878 (3–е изд.); Иоанн Соколов. Опыт курса церковного законоведения. СПб., 1851–1853. Т. 1–2; Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. 375 Павлов. Ук. соч.; Milasch. Р. 178; Бердников. Ук. соч. С. 26–28. 376 Павлов. Курс (1902). С. 10; Алмазов А. И. Законоправильник при русском Требнике.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Поклонившись, крестьянин бодрой походкой направился к выходу. За ним печально побрел и Павлов. Несколько разочарованный, он пообедал в гостинице в грустном одиночестве. Не по душе пришлась ему эта шумная, многолюдная жизнь обители. Не то он думал найти там, где смиренный Сергий оставил такие высокие примеры кротости и любви к ближнему. Уединения искал он. Ему хотелось взглянуть на ту природу, на уединенные леса, на ту простую деревянную келью, где преподобный в священной тишине созерцал Божью Матерь и святых ангелов. А теперь тут все, как в городе: бойкая торговля, движение народа, каменные сооружения. Нет, надо уехать отсюда в какой-нибудь тихий скит, решил про себя Павлов, и вечером он нанял извозчика в Гефсиманию. По дороге в лесу Павлов немного отдохнул от расстроенных мыслей. Под мягким пушистым снегом лес молчал и навевал на душу величественную тишину. — Как тут хорошо у вас! — заметил он извозчику. — Бот вы, барин, летом приезжайте к нам. Тогда поглядите, что за благодатные места здесь! А дух какой весной! Пташек сколько!.. — Да, тут скоро можно поправиться здоровьем. — Здоровые места! Вот уж сколько лет я живу в Кокуеве, а не помню, чтобы было здесь какое-нибудь поветрие. Божие благословение по молитвам преподобного! Извозчик остановился у гостиницы, вне ограды Гефсиманского скита. Тут стояли порожние сани и толпился проходящий народ. Отслужив молебен перед Черниговской иконой Божьей Матери, Павлов отправился в скит. Входя в ворота каменной ограды, он попросил привратника указать ему церковь Успения Божьей Матери. Этот старинный деревянный храм, времен преподобного Дионисия и Авраамия Палицына, был перенесен сюда из села Подсосенья митрополитом Филаретом. В нем было все, что напоминало древнюю убогую церковь преподобного Сергия. Утварь церковная вся деревянная, облачения бумажные, плащаница и антиминсы холщовые. Все иконы древнего письма. В обширных сенях храма Павлов осмотрел множество поучительных картин из монастырской жизни. Каким миром повеяло на него от этой простоты и древности! Он пожалел, что сегодня нет службы в этом храме. Ему указали другую церковь преподобных Сергия и Никона в верхнем этаже другого здания, где шло великое повечерие.

http://azbyka.ru/fiction/pravednye-i-gre...

1), и за сохранение епископами всей административной и судебной власти (т. 2) 369 Никанор. Записки, в: Русс. арх. 1906. 3. С. 23; Заозерский. Ук. соч., в: У Троицы в Академии. С. 641; П. С. Казанский к А. Н. Бахметьевой — там же. С. 198. 370 См.: Павлов. Курс церковного права (1902). § 53; Суворов. Учебник (1912), § 69; Бердников. Краткий курс (1888). С. 5—30, 157—165. См. также: Milasch; Herman. De fontibus (1936). О развитии российского государственного права см. работы Градовского, Владимирского-Буданова, Романовича-Славатинского, Ивановского, Г. Вернадского (библиогр., общ. лит. б и во Введении Б). 371 О Кормчей книге см.: Milasch. 1905. Р. 192; Розенкампф (1829); Herman. Р. 23—33; Бердников (1888). С. 22—28; Павлов (1902). С. 115—125; он же. Первоначальный славянорусский Номоканон. Казань, 1869. Об истории Кормчей книги в Московской Руси см.: Срезневский И. И. Обозрение древних русских списков Кормчей книги. СПб., 1899 (Сборник Отд. русск. языка и словесности. 65); Нечаев (1890). С. 35; Бенешевич В. Древне-славянская Кормчая XIV титулов без толкований. 1906; не потеряла своего значения и старая работа: Калачов Д. О значении Кормчей в системе древнего русского права, в: Чтения. 1847. 3—4. 372 Milasch. Р. 75—77; Бердников. 1888. С. 13—17. 373 Milasch. Р. 42—44, 78; Бердников. 1888. С. 15—17; ПБЭ. 8. Стб. 326—330, 330—377, 381—383. Русские издания: Книга правил. 1839; Правила… св. отец с толкованиями. 1878; Деяния Вселенских Соборов в переводе на русский язык. Казань, 1859—1873, 1889—1911. Т. 1—7; Деяния девяти Поместных Соборов в переводе на русский язык. Казань. 1901. 2-е изд. 374 Milasch. Р. 50—54, 123—131, 690—716, а кроме того: Скворцов И. Записки по церковному законоведению. Киев, 1848, 1878 (3-е изд.); Иоанн Соколов. Опыт курса церковного законоведения. СПб., 1851—1853. Т. 1—2; Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. М., 1897. 375 Павлов. Ук. соч.; Milasch. Р. 178; Бердников. Ук. соч. С. 26—28. 376 Павлов. Курс (1902). С. 10; Алмазов А. И. Законоправильник при русском Требнике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото из архива обители 14 мая 2018 г. 17:28 Архимандрит Кирилл (Павлов) Архимандрит Кирилл (Павлов) (08.09.1919 – 20.02.2017)  20 февраля на 98-м году жизни преставился ко Господу духовник братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов).     Вся жизнь отца Кирилла была подвигом. Детство и юность старца пришлись на тяжелое время послереволюционного лихолетья. Он родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки Рязанской губернии в крестьянской семье. Герой Великой Отечественной войны, участник боев на Волховском фронте, Сталинградской битвы, боев у озера Балатон, где получил второе ранение, закончил войну в Австрии и вернулся домой уже в 1946 году. В военные годы в его душе произошел переворот: он почувствовал горячее желание посвятить себя служению Богу. Сразу после демобилизации из армии обучался в Московской духовной семинарии, а затем и в академии. Получив образование, отец Кирилл поступил в братию Троице-Сергиевой лавры и принял монашество. С этого времени вся его жизнь была неразрывно связана с обителью преподобного Сергия Радонежского, которую он горячо любил всем сердцем. В 1954 году отец Кирилл был рукоположен в сан иеромонаха и получил благословение исповедовать приходящих в лавру богомольцев. Так началось его новое служение родной обители и всей Русской Церкви. Очень скоро он приобрел любовь прихожан и паломников. Многие старались попасть к нему на исповедь за духовным советом и специально приезжали для этого в монастырь. Люди тянулись к молодому тогда духовнику, видя его христианскую любовь и сочувствие, желание всем помочь, получая от него утешение в скорбях и мудрые советы и наставления, помогавшие в жизненных трудностях. Вскоре отец Кирилл был назначен духовником братии лавры и взял на свои плечи духовное руководство монашествующих. Братия также полюбила своего нового духовника и начала обращаться к нему за советом. С течением времени ярко проявились духовные дарования пастыря. Его любовь, духовная рассудительность и мудрость стали известны всем. Огромным авторитетом он пользовался у всей полноты Русской Православной Церкви: митрополитов, епископов, монахов, мирян, простых людей и интеллигенции. Для братии лавры его слово было непререкаемо. За советом к нему приезжали тысячи людей. У него исповедовались Святейшие Патриархи Aлekcuй I, Пимен и Алексий II. Приходил на исповедь к отцу Кириллу во время посещения лавры, еще будучи простым семинаристом, Святейший Патриарх Кирилл. Сегодня отца Кирилла именуют всероссийским духовником.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

Проходя по саду, Павлов встретил почтенного монаха. — Скажите, — обращается он к иноку, — отчего здесь никого не видно в вашем саду? Отчего у вас такая тишина? — Сейчас все в церкви. Вон в том каменном корпусе, — указал инок на длинное здание напротив деревянной церкви. — Да и то надо сказать: сюда не пускают женщин. Оттого и тихо. Пусти только их, то и тут будет такая же сутолока, что и в Лавре. Павлов поднялся в церковь, прошел мимо ряда молчаливых иноков и остановился позади всех, куда собрались богомольцы. Все мужчины. Среди представителей городского населения немало было и странников, с котомками и посохами. Все предстоящие в церкви скованы были каким-то особенным благоговением. Никто не переходил с места на место. Некоторые буквально застыли в своей позе. Стало смеркаться. Послушник бесшумно обошел подсвечники и потушил все свечи, кроме главных у иконостаса. Служба подходила к концу. Чтец сильным грудным голосом читал посреди церкви последние молитвы на сон грядущим. Невозмутимая тишина среди множества богомольцев, таинственный мрак с пятью-шестью мигавшими огоньками в глубокой дали, громкое прочувственное чтение чтеца — все это сильно настраивало душу Павлова. Кончилась служба, но никто не двинулся с места. Погасли последние огоньки около иконостаса. Во мраке слабо светится, как единственная звездочка в темную ночь, маленькая свечечка в руках чтеца. Полное безмолвие. «Должно быть, ждут игуменского благословения и отпуска», — про себя решил Павлов, напрягая свое зрение, чтобы проникнуть издали тайну сокровенного во мраке действия монахов… Вдруг раздался снова голос чтеца: — Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!.. Отчетливо, звучно, выразительно повторял чтец одну и ту же молитвенную фразу. Все горячо молились. Павлов склонился на колени и усиленно крестился. Вдруг чтец замолчал. Опять настала невозмутимая тишина. Все буквально замерли. «Что это значит? — соображал про себя Павлов. — Не вышел ли игумен из церкви, или он занят молитвой в алтаре?»

http://azbyka.ru/fiction/pravednye-i-gre...

После этого Марк возвратился в Иерусалим ( Деян.13:13 ). Когда Варнава после Апостольского Собора и, как кажется, после краткого пребывания в Антиохии (около 52 г. – Деян.15:35 ) хотел снова взять Марка во второе миссионерское путешествие, которое он опять предпринимал с апостолом Павлом, то последний воспротивился намерению Варнавы, считая Марка неспособным совершать большие и трудные путешествия с целью распространения Евангелия. Возникший между апостолами спор окончился (в Антиохии) тем, что Варнава взял с собой Марка и отправился с ним на свою родину – Кипр, а Павел, взяв себе в спутники Силу, отправился с ним в миссионерское путешествие по Малой Азии. Но где пребывал Марк в промежутке между возвращением его в Иерусалим и удалением с Варнавой на о. Кипр ( Деян.15:36 ), неизвестно. Вероятнее всего предположение, что он находился в это время в Иерусалиме и присутствовал на Апостольском Соборе. Отсюда его мог взять с собой на Кипр Варнава, предварительно разошедшийся с апостолом Павлом именно из-за Марка. Отныне Марк надолго исчезает из виду, именно – с 52-го до 62-го гг. Когда Павел около 62-го или 63-го года писал из Рима Филимону, то, передавая ему приветствия от разных мужей, которых он называет своими сотрудниками, он называет и Марка ( Флм.1:24 ). От того же Марка он посылает приветствие в Послании к Колоссянам, написанном одновременно с посланием к Филимону ( Кол.4:10 ). Здесь он называет Марка «двоюродным братом» Варнавы (согласно русскому тексту – «племянником»; это – неточная передача греческого слова νεψις) и прибавляет, что Колосская Церковь получила относительно Марка известные указания, и просит колоссян принять Марка, когда тот придет. Важно, что Павел называет здесь Марка и Иуста единственными своими сотрудниками для Царствия Божия, которые были для него отрадою ( Кол.4:11 ). Отсюда можно видеть, что Марк находился при апостоле Павле во время его римских уз и помогал ему в деле распространения Евангелия в Риме. Когда состоялось примирение его с Павлом, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В период обучения в академии Александр приобрёл важный опыт в области литературной деятельности. В академических журналах он публиковал критические и научно-публицистические статьи, кроме того, он помогал редакции, исполняя обязанности корректора. В 1876 году издание «Христианское чтение» разместило довольно зрелую и содержательную работу А. Лопухина о ветхозаветных пророках. Академию Александр Павлович закончил достойно. А его работа на соискание степени кандидата богословия получила положительные отзывы и была отмечена денежной премией. Работа в Америке По выпуске из академии А. П. Лопухин имел возможность принять священный сан. Но в то время его привлекала научная и миссионерская деятельность. В 1879 году, учитывая личное желание Александра Павловича и глубокое знание им английского языка, церковное начальство благословило его отправиться за океан, в Нью-Йорк, служить псаломщиком в храме при российском посольстве, что и было исполнено. В этой церкви он прослужил с 1879 по 1881 год. Сразу же по прибытии на место, А. Лопухин приступил к написанию путевых заметок, где отображал свои впечатления и оценки относительно жизни в Америке. Очень скоро он начал сотрудничать с Журналом Восточно-Православной Церкви, где публиковал работы, посвящённые теме церковной жизни в России. Вместе с тем в русских изданиях печатались его статьи о жизни американского общества. Вернувшись на Родину, А. П. Лопухин издал несколько книг, на страницах которых отобразил свои наблюдения. Научная и преподавательская деятельность Собранный в Америке материал Александр Павлович использовал в диссертации на соискание степени магистра. Его работа затронула проблематику Римского католицизма в Америке. Возвратившись в 1881 году в Санкт-Петербург, он с успехом защитил диссертацию. Согласно воспоминаниям современников, присутствовавшие на защите студенты восхищались живостью авторской мысли, ясностью и доступностью изложения сути исследования. После защиты А. П. Лопухин вновь отправился за океан, правда, на этот раз по необходимости, без особого восторга. Руководство Санкт-Петербургской академии, видя в нём потенциального преподавателя, хлопотало о его скорейшем возвращении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010