Макарий (Булгаков), митр. Введение в православное богословие. СПб., 1913. Макдауэлл Д. Неоспоримые свидетельства: исторические свидетельства, факты, документы христианства. М.: Соваминко, 1993. Макдауэлл Д. Свидетельства достоверности Библии: повод к размышлениям и основание для принятия решений. СПб.: Библия для всех, 2009. Максимов Ю. Без Христа спасенья нет//Сайт «Религаре». URL: http://www.religare.ru/2_61744.html (дата обращения: 27.07.2015) Максимов Ю. Спасутся ли иноверные?//Православная Беседа, 2011. 4. С. 8–12. Малиновский Н, свящ. Православное догматическое богословие. Т. I. Сергиев Посад, 1910. Мень А., прот. Арамейский язык//Библиологический словарь: в 3 томах. Т. I (А–И). М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 88–89. Мень А., прот. Ветхий Завет//Библиологический словарь: в 3 томах. Т. I (А–И). М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 205. Мень А., прот. Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М.: Фонд имени Александра Меня, 2000. Мень А., прот. Новая исагогика//Библиологический словарь: в 3 томах. Т. II (К–П). М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 286–287. Мень А., прот. Самарянское Пятикнижие//Библиологический словарь. Т. III (Р–Я). М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 78–80. Мень А., прот. Септуагинта//Библиологический словарь: в 3 томах. Т. III (Р–Я). М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 96–99. Мецгер Б.М. Как мы получили Библию//Комментарии к книгам Ветхого Завета. Т. 1. Введение в Библию. Б/м.: Всемирный союз баптистов, 1992. С. 119–148. Мецгер Б.М. Текстология Нового Завета. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 1996. Миронович И.Ц. Священная история Ветхого Завета. Для 1 класса семинарии. Л., 1974. Мюррей Д. Завет благодати: библейско-теологическое исследование//Сайт «Реформатский взгляд». URL: http://www.reformed. org.ua/2/244/Murray (дата обращения: 27.07.2015) Нафанаил (Львов) , еп. О святой Библии// Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль: Издание братства преп. Иова Почаевского ., 1986. С. VII–XX.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Примечания: 1 Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб., Петро-РИФ. 1993. С. 154. 2 Там же. С. 181. 3 Там же. С. 178. 4 Диакон Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. Куда душа идет. М., Троицкое слово, 2001. С. 23. 5 Там же. С. 22. 6 Там же. С. 41. 7 Там же. С. 42. 8 Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд, 2002. С. 309. 9 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., Республика, 1996. С. 230. 10 Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 816. 11 Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. С. 514. 12 Там же. С. 520. 13 Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., Nporpecc.VTA. 1992. С. 98. 14 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., Республика, 1996. С. 230. 15 Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд, 2002. С. 655. 16 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., Республика, 1996. С. 390. 17 Брахман – это высшая абсолютная реальность, основа всего сущего, безличностное божество. 18 Бхагаван – это эпитет Бога, в индуизме он используется в основном по отношению к Вишну и Шиве. 19 Краткий путеводитель по мировым религиям. Под общей редакцией Дина Халверзона. СПб., Шандал. 2000. С. 103. 20 Письма Елены Рерих.1929–1938. Минск, 1992, т.2, С. 31. 21 См.: Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. В 2х томах. М., Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Изд. Отчий дом. 1997. 22 Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Магнитогорск, Амрита-Урал., 1994. С. 120. 23 Там же. С. 126–127. 24 Христианство. Энциклопедический Словарь. М., научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995. Т.1, С. 530. 25 Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 816. 26 Там же. С. 816. 27 Там же. С. 817. 28 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Kh.II., гл. XXIX О Промысле./Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик. 2002. С. 228.

http://azbyka.ru/spravedlivy-li-ucheniya...

24 Словарь церковно-славянского и русского языка, т. III. СПб., 1847, с. 14; Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, вып. 10. М., 1855, с. 1167; Срезневский И.И. Материалы для словаря древне-русского языка, т. II, вып. II. СПб., 1898, стлб. 513, 569; Словарь русского языка XI-XVII вв., вып. 12. М., 1987, с. 59–60. 25 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, т. 42 (ХХ1 А ). СПб., 1897, с. 508; Дьяченко Г. , прот. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993 (Репринт издания 1900), с. 363; Никольский К.Т. Пособие к изучению устава богослужения в Православной церкви. 6-е изд. СПб., 1900, с. 140. 26 Словарь русского языка XI-XVII вв., с. 60, 61; Лисицын М. Первоначальный славяно-русский Типикон. Историко-археологическое исследование. СПб., 1911, с. 29. 28 Соф. 1152 , л. 23–104; Кир.-Бел. 95/1332, л. 1–141. А.И. Алексеев считает, что рукопись из Кирилло-Белозерского собрания является «собственно Вкладной книгой», а не келарским обиходником. – Алексеев А.И. К изучению Вкладных книг Кирилло-Белозерского монастыря. – «Сих же память пребывает во веки». Материалы научной конференции 29–30 ноября 1996 года. СПб., 1997, с. 69–71. 29 Нет Кормовой книги в келарских обиходниках: Соф. 1165 и Пог. 1655, последний составлен П.М. Строевым из вырезок нескольких обиходников, Кормовую книгу он мог сюда не включить. И.П. Сахаровым опубликована Кормовая книга из келарского обиходника Соф. 1168 , л. 7–178. – Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря. С предисловием и указателем И.П. Сахарова. – Записки отделения русской и славянской археологии имп. Археологического общества, т.1. СПб., 1851, с. 46–105. 31 Кир.-Бел. 84/1322, л. 70–96; Соф. 1167 , л. 118–158, вторая опубликована И.В. Беляевым. – Книга келарская расходная поминкам и по службам дают запасу. – Временник имп. Московского общества истории и древностей Российских, кн. 22, отд. 3. М., 1855, с. 9–20. 32 Выписки из Кормовой книги Кирилло-Белозерского монастыря. Доставлены И.К. Куприяновым. – Известия имп. Археологического общества, т. 4. СПб., 1863, стлб. 18–20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Словарь патриота Отечества Предисловие Николая Старикова к вышедшей недавно книге 25.09.2018 1087 Время на чтение 5 минут От редакции: В сентябре сего года петербургское издательство «Питер» выпустило в свет «Словарь патриота Отечества». Это второе издание, расширенное и дополненное, книги, вышедшей в начале 2017 года в Донецке . Помимо Донецка презентация первого пробного издания прошла и в Горловке. Словарь - совместный проект Изборского клуба Новороссии и Русского собрания. Он представляет собой попытку коллектива авторов предложить общее понимание терминов современной патриотики. Среди авторов словаря: известный русский писатель, главный редактор газеты «Завтра», председатель Изборского клуба Александр Андреевич Проханов; инициатор проекта, кандидат технических наук, сопредседатель «Изборского клуба Новороссии» Фёдор Алексеевич Папаяни; историк, депутат Народного Совета ДНР Мирослав Владимирович Руденко; доктор философских наук, профессор Донецкого национального университета Дмитрий Евгеньевич Муза; писатель, председатель партии «Партия Великое Отечество» Николай Викторович Стариков; главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов; член Союза писателей России, священник Сергий Карамышев; заместитель главного редактора журнала «Новая Земля» (Донецк) Александр Владимирович Дмитриевский. Словарь был представлен на недавней Московской книжной ярмарке. Предлагаем вниманию читателей предисловие Н.В.Старикова к книге. «Патриотизм не внушается, а подтверждается…» Валентин Распутин События в Донбассе следует рассматривать как реакцию на войну объединённого Запада против Русского народа, войну, перешедшую в самую что ни на есть горячую фазу. На этом небольшом кусочке Отчизны в разное время война принимала разные формы, она была то мягко-дипломатичной, то жёстко-информационной, то зверской. Это противостояние в Донбассе имеет свою специфику и, безусловно, самые масштабные политические последствия. Наверное, поэтому именно в данном регионе возникла инициатива «пролить свет» на «терминологический туман». Этой проблеме почти четверть столетия не уделялось со стороны государства должного внимания. В терминологии, как оказалось, и близко нет единодушия ни у историков и философов, ни у политиков и политологов. Поэтому Изборский клуб ( Москва , Донецк) и Русское собрание (Санкт-Петербург) разработали и предлагают на общественное рассмотрение/дискуссию просветительский проект под названием «Словарь патриота Отечества».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/25/sl...

в) Список рукописных и печатных книг книгохрани- —33— тельной палаты. Из записной книги Спасо-Евфимиева м-ря. Ежегодник Владимирск. губерн. статнст. комитета. Т. II. Владимир. 1878, с. 35–38. г) Шляпкин И. А. Описание рукописей Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. СПб. 1881, из Памятн. Древн, Письм., вып. IV. д) Викторов А. Е. Описи... Северной России. 64 . Сырков монастырь в 6 в. От Новгорода. Строев П. М. Библиологический словарь. 65. Тверь. Тверской Музей. а) Сперанский М. Н. Описание рукописей Тверского Музея. M. 1891, вып. I; (из Чтений ОИДР. 1890, IV, с. 1–314; 1891, I, с. 315–330). Вып. II. 1904, Тверь. б) Сперанский М. Н. Златоуст, рукопись XVI в. Тверского Музея. СПб. 1890. Изд. Общ. Люб. Древн. Письм. Духовная Семинария. а) Скворцов Д. Замечательные рукописи Архиеп. Феофилакта Лопатинского. Тверск. Епарх. Вед. 1891, 4, 5, 6. б) Строев П. М. Библиологический словарь. 66. Тихвин. Богородицкий монастырь. Историко-статистическое Описание, СПб. 1859, с. 99–108. Успенский монастырь. а) Кунцевич Г. З. Опись рукописей Тихвинского монастыря. СПб. 1908 г.; из Известий Ак. Наук, Отд. Рус. яз. и Слов., 1907, т. XII, кн. IV. б) Бередников Я. И. Описание четырех рукописей, хранящихся в б-ке Тихвинского Успенского монастыря. ЖМНПр. 1847, 9, ч. IV, Отд. II, с. 201–226. 67. Тобольск. Губернский Музей. Мамаев С. Рукописи библиотеки Тобольского Губернского Музея. Вып. I и II, 1894–6. 68. Тольгский Богородицкий монастырь, в 8 в. от Ярославля. Строев П. М. Библиологический словарь. —34— 69. Углич. Спасо-Преображенский Собор. Строев П. М. Библиологический словарь. 70. Успенский Желтиков монастырь, в 4 в. от Твери. Арх. Платон. Историческое и статистическое описание монастыря. Тверь, 1852, с. 29–55. 71. Устюжна Железопольская. Рождественский Собор. Строев П. М. Библиологический словарь. 72. Велико-Устюжский Архангельский монастырь. Савватов П. Описание монастыря. СПб. 1848, с. 34–40. Успенский Собор. а) Румовский Н. Прот. Описание собора. Вологда, 1862, с. 34–49. б) Строев П. М. Библиологический словарь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I [греч. εαγγλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, спасительных страданиях, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа; первая часть Свящ. Писания НЗ, включающая 4 письменных Е.- Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна, к-рые называются каноническими. Термин Слово «Е.» заимствовано из греческого - εαγγλιον. В древнейших слав. письменных источниках оно употребляется в следующих значениях: «учение Иисуса Христа» (Изб. 1076. Л. 62); «книга, содержащая 4 канонических Евангелия» (Еванг. Остр. Л. 294б); «одно из канонических Евангелий» (КЕ. XII 20б); «фрагмент евангельского текста, читаемый во время богослужения» (КЕ. XII 97а; см.: Срезневский. Словарь. Т. 1. Ч. 2. Стб. 805-806; Фасмер М. Этимологический словарь рус. яз. М., 1986. Т. 2. С. 5; Словарь древнерус. яз. (XI-XIV вв.)/Ред.: Р. И. Аванесов. М., 1990. Т. 3. С. 174-176; Словарь рус. яз. XI-XVII вв. М., 1978. Вып. 5. С. 11; Словарь рус. яз. XVIII в. СПб., 1982. Вып. 7. С. 57). Слово «благовестие», калькированный перевод греч. εαγγλιον, часто используется в тех же значениях, что и слово «Е.» (по преимуществу в 1-м из них), но не является его полным синонимом (см.: Словарь рус. яз. XI-XVII вв. М., 1975. Вып 1. С. 193). Употребление в античной литературе Греч. слово εαγγλιον - субстантивированное относительное прилагательное, образованное от существительного εγγελος (приносящий добрую весть) и означающее «то, что относится к εγγελος». Контекстные значения εαγγλιον в нехрист. греч. текстах - награда вестнику, принесшему хорошее известие, и содержание такого известия. Вернувшийся на Итаку под видом странника Одиссей просит у свинопаса Евмея, не узнавшего своего господина, εαγγλιον за весть о своем возвращении ( Homer. Od. XIV 152, 166). Цицерон называет этим словом новости, с изложения к-рых он начинает одно из писем к Аттику (Primum, ut opinor, εαγγλια - Cicero. Ep. ad Attic. II 3. 1; ср.: Aristoph. Plutus. 765; Plut. Pompeius. 41. 3). Хорошо засвидетельствовано употребление этого слова в составе фиксированных выражений εαγγλια θειν - совершать жертвоприношения по поводу получения хороших известий ( Isocr. Areopagit. 10; Aristoph. Equit. 656; Plut. Sertor. 26. 6) и εαγγλια ορτζειν - совершать празднования в связи с хорошими известиями ( Plut. Phocion. 23. 6).

http://pravenc.ru/text/344423.html

Вновь к идее словаря Глубоковский вернулся в 1915 г., когда он в качестве члена Училищного совета при Святейшем Синоде предложил издать словарь, который должен был стать общедоступным пособием для церковных и церковно-приходских школ. Предложение было принято, и в течение 1915 г. профессор полностью переработал словарь. В конце 1916 г. рукопись была передана в типографию, но из-за неблагоприятных условий военного времени и начинавшейся революции не было набрано ни строчки. Выезжая заграницу, Глубоковский взял с собой и рукопись словаря. Возможность окончательно завершить работу представилась лишь в 1930 г., а в 1932-1933 гг. профессор собственноручно переписал словарь начисто. После смерти Глубоковского и его супруги часть рукописных материалов ученого, включая словарь, перешла к его душеприказчику Ивану Кондратьевичу Пучкову. Протопресвитер Георгий Шавельский в письме, отправленном из Софии 13 сентября 1945 г. профессору Свято-Тихоновской духовной семинарии Владиславу Альбиновичу Маевскому, пишет, что И.К. Пучков «хранит эти рукописи, как зеницу ока. Хотели их приобрести московцы. Обещали значительную сумму, за которую Пучков, как будто бы, соглашался уступить их, правда, не все, а значительную часть их. Но потом Москва смолкла и, по-видимому, разговорами закончилось дело». Далее Шавельский высказывает опасения, что «о судьбе этих рукописей… столковаться с ним (с И.К. Пучковым — прот. Л.Г. и свящ. Д.Ю. ) будет очень трудно». Автор письма особо упоминает «Толкование на Апокалипсис», «Библейский словарь» и «Воспоминания», сообщает о том, что обширная личная библиотека Глубоковского, «с множеством его заметок на полях книг, приобретенная здешним Синодом у вдовы покойного, в 1944 году во время бомбардировки вся погибла» и высказывает опасение, что могут затеряться и рукописи. И.К. Пучков завещал рукописи Ирине Михайловне Посновой (1914-1997) — дочери бывшего коллеги и друга Глубоковского Михаила Эммануиловича Поснова (1873-1931). Судя по всему, они перешли к ней, поскольку в 1962 или 1963 г. супруга М.Э. Поснова Елена Григорьевна (1888-1966) передала часть рукописного наследия Глубоковского митрополиту Николаю (Еремину, 1892-1984), бывшему тогда экзархом Патриарха Московского в Западной Европе. Он, в свою очередь, передал их в Свято-Троицкий монастырь Русской Зарубежной Церкви в Джорданвилле. Ректором Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле с 1952 г. являлся один из учеников Глубоковского по богословскому факультету Софийского университета, выпускник 1930 г., архиепископ Аверкий (Таушев, 1906-1976). Под его руководством в 1966 г. было осуществлено издание «Благовестия христианской славы в Апокалипсисе», намеревались издать и «Объяснительный библейский словарь».

http://patriarchia.ru/db/text/256345.htm...

Словарь книжников 3/2 – Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2: И–О Словарь книжников 3/3 – Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1998. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 3: П–С Словарь книжников 3/4 Словарь книжности и книжности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3 (XVII век). Ч. 4: Дополнения стлб. – столбец ТОДРЛ – «Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук» (Ленинград/Санкт-Петербург) Христианские реликвии 2000 – Христианские реликвии в Московском Кремле/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000 ХЧ «Христианское чтение» Царь и патриарх 2005 – Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон . «Премудрая двоица». М., 2005 ЧОИДР «Чтения в Обществе истории и древностей российских при Императорском Московском университете» ЧОЛДП «Чтения в Обществе любителей древней письменности» Литература h7 А ААЭ 4 – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. Дополнены и изданы Высочайше учреждённой комиссией. СПб., 1836. Т. 4. Авдеев 2003 – Авдеев А.Г. Стихотворная «Летопись» Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря//Культура памяти; Сб. научных статей. М., 2003. С. 189–248. Авдеев 2005 – Авдеев А.Г. Кто и когда назвал Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом?//Человек и мир человека. Сб. материалов всероссийской научной конференции. Рубцовск, 2005. Вып. 2. Ч. 1. С. 294–301. Авдеев 2005а – Авдеев А.Г. К биографии Иоанна Корнильевича Шушерина//Духовные истоки русской культуры: Материалы всероссийской научно-практической конференции 19–20 мая 2005 г. Рубцовск, 2005, Ч. 1. С. 307–310. Авдеев 2005б – Авдеев А.Г. Строительная надпись конца XVII века из Тулы//Никоновские чтения 2005. С. 199–203. Авдеев 2005в – Авдеев А.Г. Краткое житие патриарха Никона //Человек и мир человека. Сб. материалов всероссийской научной конференции. Рубцовск, 2005. Вып, 2. Ч. 1. С. 286–294. Авдеев 2006 – Авдеев А.Г. Первая эпитафия патриарху Никону архимандрита Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Германа//Человек и мир человека. Сб. статей всероссийской научной конференции. Рубцовск, 2006. Вып. 3. Ч. 1. С. 194–206.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Скворцев К.И. Философия Отцов и Учителей Церкви (период апологетов). – Киев: Общество любителей и православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. С.107–109. Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. Смирнов А.В. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: Два типа рационализации мистицизма//Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. – М., 1993. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 37 – 58. Соколов В.В. Николай Кузанский//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 3. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.37–58. Соловьев В.С. Николай Кузанский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.    Тажуризина З.А. Николай из Кузы//Николай Кузанский. Сочинения  в двух томах. – М.: Мысль, 1972. – Т. Тажуризина З.А. Философия Николая Кузанского. –  М.: МГУ, 1972. Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1997.   Философский словарь. – М.: Республика, 2001. Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003. Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002. Франк С.Л. Реальность и человек. –  М.: Республика, 1997.   Чалоян В.К. Восток – Запад: (Преемственность в философии античного и средневекового общества). – М.: Наука, 1968 .   Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: От Сократа до Гегеля. – М.: Мысль, 1981. С.128–134. Штайнер (Штейнер) Р. Мистика на заре духовной жизни Нового времени и ее отношение к современным мировоззрениям. Ереван: Ной, 1993. С.53–67. Штерн К. Николай Кузанский – оригинальный немецкий мыслитель//Средние века. – М.: Наука,   М., 1965. – Вып. 28. Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.  Библиография работ автора:

http://bogoslov.ru/person/3044487

В той редакции, на которую ссылается митр. Макарий, памятник датируется 1526–1530 гг. (Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 2. С. 374). Наиболее ранняя дата написания исходной редакции текста — после 1485 г., вероятнее всего — нач. XVI в. (Кучкин. Дмитрий Донской. С. 109–114). О редакциях памятника, дошедшего в огромном числе списков и их взаимоотношении см.: Словарь книжников. С. 371–384 (здесь же приведена обширная библиография). Мнения по поводу того, какое сочинение о Куликовской битве написано Софронием, достаточно противоречивы (обзор их см.: Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 346–348; библиография — с. 350–353). Хождение дьякона Игнатия Смольнянина (или Пименово хождение) в Царьград сохранилось в двух редакциях: краткой (первоначальной) в составе сборников и пространной, помещенной в Никоновской летописи, где текст расширен заимствованным из жития деспота Стефана рассказом о Косовской битве 1389 г. между войсками султана Мурада II и сербского кн. Лазаря. Ныне считается также, что повесть о хождении в Иерусалим, следующая в летописи за рассказом Игнатия, принадлежит не ему, а его современнику. Библиографию исследований см.: Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 396–397. Кроме перечисленных автором, к этому времени относится также Хождение смоленского или тверского архим. Агрефения (Грефения) в Святую землю в 1370-х гг. Об авторе и его Хождении см.: Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 7–8; Попов Г. В. Древнейший русский лицевой проскинитарий//Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 86–97. Некоторые исследователи XIX — нач. XX в. склонны были приписывать архиеп. Моисею «Слово о ротах и клятвах», встречающееся в рукописях XIV–XVI вв. и содержащее имя «отца Моисея» в заглавии (Попов А. Н. Первое прибавление к описанию рукописей А. И. Хлудова. М., 1875. С. 56–57; Гальковский. Борьба христианства. С. 134–136), но ныне этот памятник датируется XII в. (Словарь книжников. Вып. 1. С. 257–258). Старший из известных списков (ГИМ. Хлуд. 30Д), по всей видимости, относится ко времени до избрания свт. Моисея на владычную кафедру.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010