Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Вечером 20 февраля 2017 года преставился ко Господу архимандрит Кирилл (Павлов)   Вечером 20 февраля 2017 года преставился ко Господу  архимандрит Кирилл (Павлов)     Вечером 20 февраля 2017 года в Переделкино, на 98-м году жизни, после продолжительной болезни преставился ко Господу многолетний духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архим. Кирилл (Павлов) .   Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 октября 1919 года в Рязанской губернии. Старец рассказывал, что он жил в благочестивой семье крестьян, но «с 12 лет жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность». В молодые годы работал технологом на металлургическом комбинате, в армию был призван в конце 1930-х годов. Служил в пехоте.   Во время Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом) и оборонял известный дом Павлова, где испытал второе рождение: в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие, с которым уже не расставался. Старец дошел до Берлина и закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году. По окончании войны герой лейтенант Павлов поступил в Московскую духовную семинарию, которая тогда располагалась в Новодевичьем монастыре в Москве. За это ему пришлось отречься от звания героя Советского Союза и дать обещание огранам хранить свой подвиг втайне. Воследствии он окончил и Московскую духовную академию. С этого времени его жизнь была связана с Троице-Сергиевой лаврой: герой лейтенант Иван Павлов исчез и появился монах Кирилл. 25 августа 1954 года он был пострижен в монашество. В том же году окончил Московскую духовную академию и был рукоположен 8 октября во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Там он был пономарем, потом казначеем обители. С 1965 года духовник братии Лавры. Был возведен в сан архимандрита. Уже в 70-е годы архим. Кирилл (Павлов) духовно окормляется у Глинских старцев. Он не раз посещает архим. Виталия в Абхазии. Бывает у архиеп. Зиновия (Мажуга). Так старцу Кириллу была передана глинская традиция и духовное преемство.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

— Сюда вас Бог донес с одним рублем, — сказал он ей. — Ну вот вам другой на обратный путь. — Спасибо! Я пойду помолюсь за вас, — просто сказала девочка и быстро поднялась в церковь. Вслед за ней пошел и Павлов и долго смотрел, как юная молитвенница за него старательно клала земные поклоны перед образом Божьей Матери. На другой день утром Павлов отправился к уважаемому здесь старцу. Ему много говорили в Москве о его прозорливости и полезных советах, которыми он наделял приходящих к нему с разных концов России. Старца он застал на дворе, окруженного толпой богомольцев. Вероятно, они уже побывали у него, и теперь он провожает их, приговаривая: — Идите с Богом, детушки, в церковь, и я сейчас приду туда. Павлов подошел под благословение к старцу и подал ему рекомендательное письмо от своего приятеля. — От вашего почитателя, батюшка. — Ну, зайди, сыночек, в келью. Павлов прошел в небольшой деревянный дом, где была квартира старца, состоящая из двух маленьких комнат. Седой старец, но еще довольно бодрый, ласково обратился к Павлову и заглянул ему в глаза: — Ну, что скажешь, сыночек? Павлов смутился. Он хотел было спросить совета относительно женитьбы, да сразу сказать об этом показалось ему как-то неловко. — Пришел за благословением к вам, батюшка. — Один, сыночек, приехал? — Один, батюшка. — Разве ты не женат? — Нет, холостой. — Так что же ты не женишься? — Я за этим и пришел к вам. — Женись, женись! Время пришло! Вот тебе мое благословение. Старец взял из другой комнаты икону Иверской Божьей Матери и осенил Павлова. — Ищи невесту. Павлов подивился прозорливости старца и поклонился ему до земли. — Женись, женись! — благословляя его, повторил много раз старец. — Вечером приходи ко мне исповедоваться. Радостно сжимая на груди подаренный образок, Павлов спустился в пещерную церковь и горячо благодарил Божью Матерь. Весь день до исповеди он провел или в церкви за службами, или в обозрении пещер и скитских храмов. На другой день, после принятия Святых Тайн, Павлов опять посетил старца, чтобы поблагодарить его и проститься с ним.

http://azbyka.ru/fiction/pravednye-i-gre...

Кроме алфавитных симфоний существуют предметные, или тематические, симфонии. В них цитаты подобраны не по алфавиту, а по темам. Самая лучшая тематическая симфония – это «Библейский богословский словарь» под редакцией свящ. Василия Михайловского. Достаточно объемный тематический указатель дает Библейский словарь Геце. Библейские словари и энциклопедии Библейский словарь больше похож на энциклопедию, чем на обычный толковый словарь. Библейские словари и энциклопедии обращают внимание в первую очередь на имена существительные – имена людей, названия мест и вещей, хотя в некоторых словарях есть также статьи о богословских терминах, не встречающихся в Библии, например «Троица». Хороший библейский словарь даст много исторической и культурной информации. Очень ценные статьи по библеистике содержатся в «Православной Энциклопедии». К сожалению, единственный православный библейский словарь под редакцией архим. Никифора (Бажанова) сильно устарел, хотя еще может послужить для изучения Писания. На данный момент самым полным словарем является «Большой библейский словарь» под редакцией Уолтера Элуэлла и Филиппа Камфорта с большим количеством подробных статей. Кроме этого, стоит обратиться и другим словарям. Можно назвать следующие издания. «Библиологический словарь» в 3 томах прот. Александра Меня. Это справочное издание содержит тематические статьи по библейскому богословию и библейской критике. В него также включены статьи о богословах и ученых, священнослужителях, церковных писателях и историках, художниках, переводчиках и издателях – тех, чьи труды так или иначе имеют отношение к Библии. В словаре нет статей о библейских именах, за исключением имен самих священных авторов. Протоиерей Александр писал о предназначении «Библиологического словаря» так: «Составленный с православной точки зрения, словарь учитывает все основные достижения современной библейской науки». Еще одним плюсом данного словаря является библиография в конце каждой статьи. Библейская энциклопедия Брокгауза – однотомное справочное издание. Является переводом с немецкого второго издания Lexikon zur Bibel.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

ОЛДП – Общество любителей древней письменности ОР – Отдел рукописей Патриарх Никон 2002 – Патриарх Никон. Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: из собраний Государственного Исторического музея, музея-заповедника «Московский Кремль», музея «Новый Иерусалим», Кирилло-Белозерского музея-заповедника, музея-заповедника «Коломенское», Российского государственного архива древних актов. М., 2002 Патриарх Никон 2004 – Патриарх Никон и его время: Сб. науч. тр./Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М., 2004. Труды ГИМ. Вып. 139 Патриарх Никон 2005 – Святейший патриарх Никон. Каталог выставки к 400-летию со дня рождения. М.,. 2005 ПДПИ – «Памятники древней письменности и искусства» ПЛДР – «Памятники литературы Древней Руси» ПРП «Памятники русского права» прп. – преподобный ПСРЛ – «Полное собрание русских летописей» РА «Русский архив» РС «Русская старина» Развитие барокко 1989 – Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII – начала XVIII в. М., 1989 РГБ Российская государственная библиотека (бывш. Государственная библиотека им. В.И. Ленина) (Москва) РИБ «Русская историческая библиотека» РНБ Российская национальная библиотека (бывш. Государственная Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина) (Санкт-Петербург) Россия и Христианский Восток 2004 – Россия и Христианский Восток. М., 2004. Вып. II–III Русский праздник 2002 – Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия/Авт. О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. СПб., 2002 св. – святой свв. – святые свт. – святитель Славянская мифология 1996 – Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995 Словарь книжников 1 – Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1987. Вып. 1 (XI – первая половина XIV в.) Словарь книжников 2/1 Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1: А–К Словарь книжников 2/2 – Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 2: Л–Я Словарь книжников 3/1 Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1: А–З

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

26. святитель Аркадий Арсинойский . Происходил из места Меландра Пафской области. Образование получил в Константинополе. Был призван обратно на Кипр после смерти епископа Арсинойского Никона. Прославился аскетической жизнью, добродетелями и чудесами. 27. святитель Аркадий Тримифунтский . Память – 7 марта. Много потрудился в борьбе с идолопоклонством и многие чудеса сотворил. 28. преподобный Артемон . 29. мученик Афанасий Анагност . Исповедовал Христа во время Максимиана, принял мученическую смерть в Саламине (Кипр) через отсечение головы. Память – 23 июня. 30. святой Афанасий Пентасхойнитский . Руины Пентасхойнита лежат южнее деревни Агиос Феодорос в области Ларнаки. Этот святой изображался в кипрских церквах в сане диакона. 31. святитель Афанасий Хитронский . Жил в IV веке, был епископом Хитрона (местность Китрея в области Никосии), преемствуя святому Паппию. Истинность избрания его была удостоверена чудесами. 32. преподобный Валантий . Также один из переселившихся на Кипр. Подвизался у места Пера, область Никосии. 33. преподобный Варлаам . Упоминается среди приехавших из Палестины на Кипр. Подвизался в месте Ародас, Пафской области. 34. апостол Варнава . Был родом с Кипра, эллинизированный иудей. Будучи в Иерусалиме, обратился ко Христу. Сопровождал апостола Павла в его путешествиях в Антиохию, Листру, Иконию, и Малую Азию. Отделившись от апостола Павла, вместе с племянником Марком отправился на Кипр и трудился, проповедуя христианство на устрове. Принял мученическую смерть в Саламине, будучи забросан камнями от иудеев. В 478 г. архиепископ Анфим обрёл мощи апостола. На груди у него было переписанное Евангелие от Матфея, которое было подарено императору Зинону, а мощи апостола погребли в специально построенном храме. 35. святитель Варнава I . Был одним из архиепископов Кипрских. 36. святитель Варнава II . Другой архиепископ Кипрский, упоминаемый среди святых. 37. святитель Варнава, епископ Лапифский . 38. преподобный Варнава . Один из тех подвижников, кто переселился на Кипр из Палестины. Был родом из Каппадокии. Подвизался вместе с прп. Иларионом в месте Перистерона, области Никосии. Память – 21 октября.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 9. Кипрская Православная Церковь 9.1. Краткий очерк истории Кипрской Православной Церкви 9.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви на Кипре Кипр находится на пересечении основных торговых путей и в зоне политических интересов многих государств. Это определило сложную и подчас трагическую судьбу киприотов и их Церкви. По свидетельству Деяний Апостольских, написанных евангелистом Лукой, ученики Христовы с самого начала оказались на Кипре ( Деян. 8:18 ). Во время первого миссионерского путешествия апостол Павел в 45 г. вместе с Варнавой, который был уроженцем Кипра, обошли с проповедью весь Кипр и обратили в новую веру римского правителя острова – проконсула Сергия Павла ( Деян. 13 ). Таким образом, Кипр стал первой провинцией Римской империи, где у власти стоял правитель-христианин. Апостол Варнава вместе со своим племянником Марком в 50 г. вернулся на Кипр. Во время его проповеди в Саламинской синагоге в 57 г. кипрские иудеи схватили и побили Варнаву камнями. Тело его было взято апостолом Марком и похоронено западнее Саламина. Первым епископом на Кипре был ученик Господа Иисуса Христа Лазарь, брат Марфы и Марии, которого Господь воскресил из мертвых, рукоположенный во епископа своими соотечественниками-апостолами. Его мощи, погребенные в городе Ларнака, были обретены в 1973 г. Полная христианизация населения острова относится к началу V в. Центром церковной жизни острова со времен св. Константина Великого был Саламин (Констанция). Уже в начальный период своей истории Церковь прославилась выдающимися архипастырями и богословами. Достаточно вспомнить святого Спиридона Тримифунтского (IV в.), святителя Епифания Кипрского (IV в.), деятельно боровшегося с ересями своего времени, и святителя Григория (VIII в.), противостоявшего иконоборческой ереси. Уже в I Вселенском соборе участвовали три кипрских епископа: Кирилл Пафский, Геласий Саламинский и Спиридон Тримифунтский. А в деяниях собора, бывшего в Сердике (343), значатся подписи 12 епископов с о. Кипр. Около 400 г. епископов было уже 15. Кипрские епископы активно участвовали в деяниях II, III и последующих Вселенских соборов. Особенно деятельное участие проявила Кипрская Церковь в защите иконопочитания во время иконоборческой ереси. В церковном отношении Кипрская Церковь подчинялась Антиохийскому Патриарху, несмотря на древность своего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осенью 1969 г. и весной 1971 г. Кипр посетил епископ (ныне митрополит Крутицкий и Коломенский) Тульский и Белевский Ювеналий в составе делегаций Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД) и Общества дружбы «СССР — Кипр». Он имел встречи с Архиепископом Макариосом и другими представителями Кипрской Церкви. 3 июня 1971 г. в торжествах интронизации новоизбранного Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена принимал участие Блаженнейший Архиепископ Макариос, прибывший впервые в Советский Союз по приглашению Президиума Верховного Совета СССР и советского правительства. Посещая Москву, Ленинград, Загорск, Волгоград, Киев, Блаженнейший Макариос имел братские встречи с архипастырями данных городов, клиром и православной паствой. В ноябре 1971 г. Республику Кипр посетил в составе делегации Общества дружбы «СССР — Кипр» архиепископ Ростовский и Новочеркасский (ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский) Владимир. Архиепископ Владимир посетил некоторые храмы Кипрской Православной Церкви и монашеские обители во имя апостола Варнавы и святого Неофита, где был тепло встречен их игуменами с братией. Вместе с группой гостей из СССР он был принят в президентском дворце президентом Республики Блаженнейшим Архиепископом Макариосом. В декабре 1972 г. на о. Кипр находилась делегация ССОД. От Русской Православной Церкви в делегации участвовал архиепископ (ныне митрополит) Волоколамский Питирим. Он посетил главные города Кипра, монастыри преподобного Неофита и апостола Варнавы, иератическую школу в Никозии, совершил Божественную литургию в одном из новых храмов в Никозии. Делегация была принята президентом Республики Кипр Блаженнейшим Архиепископом Макариосом. В марте 1972 г. в связи с осложнениями в церковной жизни Кипра Святейший Патриарх Пимен выступил с Заявлением, в котором писал: «В эти дни нас глубоко взволновали события, происходящие на Кипре, угрожающие свободе и независимости кипрского народа, и мы озабочены тем, что именно в этот момент, как нам стало известно, члены Священного Синода дерзнули выступить против своего Архиепископа, чтобы он оставил свое служение народу в качестве Президента, ссылаясь на несовместимость его мирского служения со священным саном.

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

Иоанн Лествичник , преподобный. О радостотворном плаче//Лествица, возводящая на небо. М., 1999. Климент (Зедергольм) , иеромонах. О жизни и трудах преподобного Никодима Святогорца . М., 1865/Изд. 2-е. СПб., 1988. Кормчая (Номоканон). СПб., 1997. Леонид (Кавелин) , архимандрит. Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1861/Оптина пустынь, 1995. Леонид (Поляков), иеромонах. Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность. Магистерская диссертация, машинопись. Кн. 1–2. Ленинград, 1956. Лисовой Н. Н. Две эпохи – два Добротолюбия . (Преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник )// Церковь в истории России. Сборник 2-й. М., 1998. Лобачевский С., священник. Святый Антоний Великий . Одесса, 1906. Последование малаго образа, еже есть мантия. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1–2. СПб., 1911–1912/М., 1994. Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 1877/М., 2000. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М., 1914. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации/Сост. О. А. Платонов. М., 2000. Серафим (Курчинский), иеромонах. Монастырский мужской общежительный устав. Т. 1. Нижний Новгород, 1910. Серафим (Курчинский), иеромонах. Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника. М., 1999. Синайский И. Греческо-русский словарь. Ч. 1. М., 1862. Словарь древнерусского языка XI-XIV вв. Т. 1–4. М., 1988–1991. Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 1–24. М., 1975–1999. Словарь русского языка XVIII в. Вып. 1–10. СПб., 1984–1998. Словарь церковно-славянского и русского языка. Т. 1–4. СПб., 1867. Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана. М., 1915. Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова) , епископа Кавказского и Черноморского/Сост. игум. Марк (Лозинский) . М.-СПб., 1995. Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. Т. 1–3. М., 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Буланин 2004г – Буланин Д.М. Сильвестр//Словарь книжников 3/4. С. 789–790. Буланин 2004д – Буланин Д.М. Симеон Полоцкий //Словарь книжников 3/4. С. 790–793. Буланин 2004е – Буланин Д.М. Корпус древнерусских эпистолярных памятников на немецком языке//Русская литература. 2004. 3. С. 225–232. Буланин 2004ж – Буланин Д.М. Никанор//Словарь книжников 3/4. С. 753–754. Буланин 2004з – Буланин Д.М. Аввакум Петров//Словарь книжников 3/4. С. 650–657. Буланин 2004и – Буланин Д.М. Иоаким//Словарь книжников 3/4. С. 718–719. Буланин 2004к – Буланин Д.М. Епифаний Славинецкий//Словарь книжников 3/4. С. 700–701. Буланин 2004л – Буланин Д.М. Евфимий, келарь Чудова монастыря//Словарь книжников 3/4. С. 695–698. Булычев 1988 – Булычев А.А. Поучение на «моровое поветрие» патриарха Иосифа//Литература Древней Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 187–196. Булычев, Понырко 1993 – Булычев А.А., Понырко Н.В. Иосиф//Словарь книжников 3/2. С. 99–100. Буслаев 1861 – Буслаев Ф. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861. Бушуева 2002 – Бушуева Н.В. Епитрахиль// Патриарх Никон 2002. С. 50. Бушуева 2002а – Бушуева Н.В. Клобук// Патриарх Никон 2002. С. 44–45. Бушуева 2005 – Бушуева Н.В. Никон – от игумена до патриарха//Царь и патриарх 2005. С. 63–87. Бычков 1, 2 – Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica; В 2 т. М.; СПб., 1999. h7 В Валенцова, Виноградова 1995 – Валенцова М.М., Виноградова Л.Н. Ряжение//Славянская мифология 1995. С. 343–345. Вальденберг 1916 – Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916. С. 374–590. Варлаам 1858 – Варлаам (Денисов), архимандрит. О пребывании патриарха Никона в заточении в Ферапонтове и Кириллове монастырях. М., 1858. Василий Великий 1594 – Василий Великий . Книга о постничестве. Острог, 1594. Васильева 2000 – Васильева Е.Е. Об одной модели звучащего стиха в творчестве архимандрита Германа//Мастер и народная художественная традиция Русского Севера: Доклады III Международной научной конференции «Рябининские чтения – 99», Петрозаводск, 2000. С. 415–425.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Информацию о литургических сочинениях свт. Филофея (Коккина) и об их влиянии на византийское богослужение (литургию) мы обнаружили в историческом очерке Х. Матеоса под названием «Служение Слова в византийской литургии: исторический очерк» 2010 г. Данное издание является переводом на русский язык с издания 1971 г. 51 Наконец, последняя монография, которая была нами использована, – это исторический очерк прот. И. Мейендорфа под названием «Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке» 1990 г. в переводе на русский язык с оригинального издания на английском языке 1981 г. 52 Эта монография для целей нашей работы оказалась, пожалуй, наиболее ценной по объему сведений, которые мы из нее получили. В данном труде раскрывается широкий круг общих исторических вопросов, вопросов внешней политики, а также культурного влияния, влияния исихазма и других вопросов, связанных с историей Древней Руси. Эта монография оказалась и самой последней по времени издания, не считая труда Д. И. Макарова «Мариология Феофана Никейского …» 53 , в котором история эпохи свт. Филофея (Коккина) в широком смысле не рассматривается. Что касается справочной литературы, то нами во многом была использована фактологическая информация различных статей Православной энциклопедии, которая находится в электронном доступе на сайте http://www.pravenc.ru. Статьи из Православной энциклопедии использовались нами как для получения сведений о свт. Филофее, так и для сопоставления информации о датах и топографии его жизни. Для сопоставления брались статьи о тех людях и местах, которые имели большое значение в жизни свт. Филофея. Укажем для примера некоторые из них: статьи « Григорий Палама » 54 , « Иоанн Кантакузин » 55 , «Великая Лавра» 56 , «Ираклия Фракийская» 57 , «Диатаксис» 58 и др. Полный перечень см. в списке литературы. Для работы, связанной с переводом текстов, были использованы словари на портале dic.academic.ru: Древнегреческо-русский словарь И. Х. Дворецкого 1958 г. 59 , словарь «Dictionary of Greek. 2013», Французско-русский словарь 2003 г. 60 , Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона 1890–1907 гг. 61 , Большой толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Швецовой 1992 г. 62 , – а также Большой латинско-русский словарь И. Х. Дворецкого 1986 г. на сайте linguaeterna.com/vocabula/ 63 и прочие словари в печатном виде: Греческо-русский и русско-греческий словарь А. В. Сальновой 2000 г. 64 , Церковнославянский словарь Г. Дьяченко 1993 г. 65 . Ссылки на Священное Писание в переводимых текстах сверялись с текстом Священного Писания на сайте «Азбука веры» 66 . При изучении исторического очерка Х. Матеоса «Служение Слова в византийской литургии…» 67 справочно был также использован Служебник Русской Православной Церкви 2003 г. 68 . И наконец, в список справочной литературы была отнесена Библиография А. Г. Дунаева 69 , о которой уже шла речь выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010